Где находится почаев?

На одной их Почаевской гор находится Свято-Успенская лавра с ее великими святынями. Дата ее основания на этой Святой горе уходит своими корнями в глубину веков.

1240 год. Хан Батый захватил Киев. Монголо-татарское иго угнетает Православную Русь, разрушает всё святое. Киево-Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а место своего уединения называют в память о реке Почайне — притоке Днепра, на берегу которой стоял некогда их монастырь. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на главе и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для набожных насельников недавно основанной ими обители и земли волынской, которая подобна древней виденой Моисеем купине горевшей, но не сгоравшей, останется целой и победоносной.

Слухи о них и о чудесном явлении Божией Матери собирают сюда всё больше и больше христиан для молитвы. Многие из них остаются на горе для несения монашеского подвига. Это и побудило иноков построить деревянную церковь у подножья горы, где все богомольцы смогли бы слушать службу. Время шло, слава Святой горы росла и ширилась. Вместо деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмового праздника Успения Божией Матери.

А маленькая пустынная обитель постепенно становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В ней ищут христиане защиту от унии, которую уже насаждала Речь Посполитая с намерением обратить русинов в католическую веру. Но покровительство Богоматери не замедлило тогда открыться рядом чудесных событий в исторической жизни обители и Волыни.

Иноки в 1597 году принимают явную небесную помощь Богородицы — местная помещица Анна Гойская дарует монастырю значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище — Чудотворный образ Божией Матери, завещав при том хранить Православную веру и обычаи Восточной Церкви на вечные времена. Начинается новая эпоха в его долгой и славной истории. Игуменом обители становится Иов Железо, бывший игумен Дубенского Крестовоздвиженского монастыря.

Родился он в Галиции в семье православных родителей и наречен был Иоанном. В десятилетнем возрасте удалился в Угорницкий монастырь и уже в 12 лет был пострижен в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального. В 30 лет он принял священный сан и вскоре был пострижен в великую схиму с именем Иоанн. В истории же обители и месяцеслове Церкви за многострадание и долготерпение подвижника сохранилось имя Иов.

Подвиги и труды его привлекли внимание известного поборника Православной веры на Волине князя Константина Острожского, и он умолил игумена Угорницкого монастыря отпустить «блаженного трудолюбца» в его Дубенский монастырь «для показания образа иноческих подвигов братии сего монастыря».

Более 20 лет подвижник возглавлял Дубенский монастырь. Он вел большую просветительную работу в защиту Православия, переписывал святоотеческие книги. По его совету и благословению в Остроге вышла первопечатная на славянском языке Острожская Библия.

Народ любил и чтил преподобного Иова, но известность тяготила подвижника;он стремился к уединению. И вот, по внушению Божию, он — в Почаеве. Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с духовным и материальным устроением обители.

Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова была открыта школа и типография. В 1649 году построена на самой вершине горы церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, — до этого след стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, жилище для монахов, различные хозяйственные сооружения.

Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (1651 г.). В 1771 году на месте древних церквей, небольших и разрозненных, начинается по проекту архитектора Готфрида Гофмана строительство в стиле позднего барокко величественного трёхпрестольногой собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расписывал храм уже в начале XIX века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время, в 1874 году, после пожара обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. В живописи собора евангельские события и события связанные с историей монастыря и прославлением его святынь. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Кроме Успенского храма в этот период построен братский корпус, в котором живёт братия доныне.

Пещерная церковь преподобного Иова. Пещерная церковь построена в 1774 году под терассой Успенской собора. Она представляет собой как бы длинный коридор с большими окнами с правой стороны, а с левой — вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобного Иова и находится маленькая пещерка, где молился святой. От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, а на стенах эпизоды Его земной жизни. Венчает церковь резной из темного дерева иконостас.

Церковь эта, как бы обняв гору, навсегда соединилась с величественным сооружением Свято-Успенского собора — шедевром искусства и отражением богатства небесного и человеческого разума.

В 1833 году указом Святейшего Синода монастырь был удостоен названия лавра и с тех пор год за годом приближался к нынешнему облику. В монастыре продоложалось строительство. С восточной стороны были построены Святые ворота, рядом с ними в доме, возведеном ранее, в 1835 году были устроены архиерейский дом и Крестовая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Предполагают, что она была освящена в память посещения монастыря в 1711 году Петром Первым, когда он отправлялся в Прутский поход вместе с архиепископом Новгородским Феофаном Прокоповичем, пострижеником Почаевского монастыря.

Трудами настоятеля и братии монастыря в последующие годы возводились новые сооружения: церковь преп. Антония и Феодосия (под церковью преп. Иова), Трапезная церковь во имя святой великомученицы Варвары, Похвальная церковь с пределом в память победы Божьей Матери над турками и татарами в 1675 году, колокольня, которая гармонирует с Успенским собором, свечной завод, белая и ратушная гостиницы. Была устроена великолепная галерея перед храмом Успения. С 1887 года стал издаваться еженедельный журнал «Почаевский листок». В 1906 году по инициативе архиепископа Антония Храповицкого (проект архитектора А. Щусева) начинается строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле. Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими еще при преподобном Иове. Расписан храм был только в 70-х годах по эскизам художников В. Щербакова и В. Флорова. Иконостас выполнен по проекту А. Щусева. Собор этот — зримая проповедь.

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, из лавры вывозится все, что представляет какую-либо ценность — от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный образ Почаевской Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных. В мае 1916 года вследствие Брусиловского наступления в Галиции в Почаев приходят русские войска. В лавре возобновляются богослужения, возвращаются из плена иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители. Стремительно менялись тогда политические события. И уже с сентября 1920 года Волынь занимают польские войска, и с того времени вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше. Существованию лавры как православной обители угрожала тогда «ревиндикция» — передача католической церкви храмов. Против выступил весь православный мир и отстоял свои святыни.
Присоединение западных регионов к восточной части Украины, лихолетье Великой Отечественной войны тоже отразилось на судьбе монастыря. Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. Совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников для различных городов Украины. Построили так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарем. И все же монастырь жил. Возвращались с войны монахи, паломники отовсюду спешили поклониться Почаевским святыням.

С началом перестройки в обществе и государстве изменилось отношение к Церкви. Возрождаются храмы и монастыри, право славный люд торжественно отмечает 1000-летие Kpeщeния Руси. А Почаевский монастырь через свои уставные богослужения и проповеди продолжает раскрывать христианам подлинную красоту и истинность веры Христовой, выполняя свою извечную миссию — быть светильником Православия на западных землях Украины.

5 августа 1990 года Почаевская лавра торжественно праздновала 750-летие основания обители. Торжество возглавил высокий гостьСвятейший Патриарх Алексий II. Вновь затеплилась лампада монашеской молитвы в Свято-Духовском скиту, который был закрыт во времена последних гонений. Монастырю возвращены часть сооружений, сады и земельные участки. Около ста насельников имеют большой фронт работ.

Новым торжеством стало празднованием юбилея 400 летия перенесения Чудотворной иконы Богородицы из замка Анны Гойской в августе 1997 года. Этим торжеством вписана еще одна страница в историю Почаевского монастыря, претерпевшего немало испытаний на своём пути.

Начатая почти полувека назад всеобъемлющая реставрация храмов продолжается и по сей день, ведут ее опытные мастера и художники. Впечатляет каждого богомольца и паломника нынешний объем ремонтных и строительных работ в лавре и подведомственной ей семинарии. Стоят строительные леса вокруг бывшего архиерейского дома, освобожденного от городской поликлиники, принимает паломников новая гостиница — приют, что у Троицкого собора (возвращенная часть ныне действующей больницы для душевнобольных). Преобразилось до неузнаваемости и хозяйственное подворье монастыря. Там и большая мельница, и новый коровник, и электростанция, и пасека, и мастерские, и гаражи, и бетонированные дороги, и газовые котельни.
Стоит на пороге третьего тысячелетия древняя обитель на святой горе. Об этой памятной дате напоминает каждому богомольцу крест в лаврском скверике, воздвигнут в честь третьей Международной церковно-приходской конференции: «Украина на пороге третьего тысячелетия: духовность, наука, просвещение, культура», состоявшейся в ноябре 1998 года в стенах Лавры.

Еще в Святых воротах встречает паломников в своей писаной на стене иконе Пресвятая Богородица в огненном столпе, как и благоволила Она впервые явиться на горе Почаевской и оставить на скале след своей правой стопы на века. В Успенском храме за небольшой латунной оградой у первой колонны справа находится эта святыня. Над стопой из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, подобен древнему алтарю, ковчег с шелковым платом. На плате — изображение стопы Богородицы, а за ним на стене отлитое из бронзы, украшенное золотом и серебром барельефное изображение явления Богоматери. Под ковчегом на камне находится след самой стопы, источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют и уносят с собой благодатную воду, которая еще не раз исцелит от душевных и телесных недугов. Тут, в этом храме, над царскими вратами, в звездообразном, сияющем драгоценными камнями киоте — Чудотворная икона Богородицы — вторая великая Лаврская святыня. Её подарил в 1559 году греческий митрополит Неофит местной помещице Анне Гойской. Благодать этой святыни в доме Гойской постепенно возростала, подобно горчичному зерну. От иконы начали являться чудесные знамения. Одно из которых особенно поразило Гойскую. Ее брат Филипп, слепой от рождения, после усердной молитвы перед иконой, прозрел. Не решаясь более держать у себя святую икону, Анна Гойская торжественно в 1597 году передала эту святыню Почаевскому монастырю, от которой вот уже более 400 лет совершаются чудеса.

За благословением к преподобному Иову, игумену и чудотворцу Почаевскому, спускаются верующие в Пещерную церковь, в пещеру, где подвизался он при жизни и почивает после смерти. Его нетленные мощи лежат в серебряной раке, сделанной по проекту Верховцева и пожертвованной графиней Анной Орловой-Чесменской. Над ракой возносится балдахин из белого итальянского мрамора.

Литература:

Свято-Успенская Почаевская лавра. Взгляд через века: историческое повествование в словах и образах. — : Изд-во Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2007. — 257 с., ил., портр. — На авантит.: издание посвящается в память 410-й годовщины перенесения Чудотворного образа Божией Матери на гору Почаевскую и 5-летию со дня обретения святых мощей и прославления Преподобного Амфилохия игумена и Чудотворца Почаевского.

Успенская Почаевская лавра : М. : Моск. патриархия , 1983. — 16 с.ил.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Родничок»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Четыре удела Пресвятой Богородицы

Выполнила:

воспитатель Ли О.М.

По православному преданию, Уделом Пресвятой Матушки нашей Богородицы зовется Святая земля, которая находится под Ее особым покровительством. На земле известны четыре места, на которые пал для Нее жребий для проповеди Евангелия. Эти Святые места, ставшие Уделами Пресвятой Богородицы таковы: Первый Удел — Иверия (старинная область на территории современной Грузии), Второй Удел — Святая Гора Афон (Греция), Третий Удел — Киево-Печерская Лавра (Украина) и Четвертый Удел — Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия). В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Батюшки Серафима и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Первый Удел. Иверия

В 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, тогда святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий — кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии. Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь, Ей явился Ангел Божий и сказал: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой». После этого явления, Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого, святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии, совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Святая равноапостольная Нина, память которой совершается 14 (27) января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной, невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г. Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа, которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб), кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета — называют Вторым Иерусалимом.

Второй Удел Пречистой Богородицы. Святая гора Афон.

Когда в 48 году Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурею, корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам Евангельское учение. Впоследствии здесь была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Перед отплытием с Афона, Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». Игуменьей и Покровительницей Святой горы Афон является Пресвятая Богородица.

Третий Удел. Киево-Печерская Лавра.

удел святая богородица

О Третьем Уделе Пресвятой Богородицы — Киево-Печерской Лавре, летопись рассказывает так. В XI веке на Афоне подвизался монах Антоний, уроженец Черниговского княжества. Он, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, сначала посетил Палестину, а на обратном пути принял пострижение на Афоне, где прожил несколько лет близ монастыря Эсфигмен. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Киевскую Русь. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы». Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он выкопал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого, игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, недалеко от Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так начала образовываться великая Киево-Печерская лавра.

Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. При строительстве церкви был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы. Читая летописи, тех времен замечаешь, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами взрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения и исцелял больных. Последние годы жизни он провёл в уединении, устранившись от управления монастырём. Умер Антоний 7 мая 1073 года. Мощи преподобного находятся под спудом, т.е. не обретены и по сей день.

Четвертый Удел Пресвятой Богородицы. Серафимо-Дивеевский монастырь. Начало Четвертого Удела Пресвятой Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после полунощной молитвы, Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою».

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. Обойдя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России. — сказала Пресвятая Богородица матушке Александре — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во Вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и Благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного». На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, МАТУШКА, СПАСИ И ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ! К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы!

В городе Почаев Тернопольской области находится известная Свято-Успенская Почаевская лавра.

Это крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры.

Почаевская лавра – известная православная святыня, которая ежегодно собирает тысячи паломников со всего мира.

История Почаевской лавры

Основание монастыря

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Место своего уединения назвали в память о реке Почайне – притоке Днепра, на берегу которой некогда стоял их монастырь.

Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала струиться целебная вода. С увеличением числа прихожан возникла необходимость в построении церкви, которая и была воздвигнута у подножия горы (теперь на этом месте стоит часовня).

Центр духовной жизни на Руси

Так постепенно с конца 16 столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери.

C 1713 по 1831 года Почаевский монастырь был греко-католическим. В этот период были построены: главный храм лавры – Свято-Успенский (1771–1791), трапезная, монашеские кельи. В 1833 году обитель получила статус лавры.

Во времена Советского Союза

Советский период тяжело отразился на истории Почаевской лавры. Были отобраны все здания. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъема к Святым воротам, власть быстро устроила музей атеизма. Много ценных вещей и книг перешло туда. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу.

Независимая Украина

5 августа 1990 года Свято-Успенская Почаевская лавра отметила 750-летие со дня основания. С 1997 года она имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчиняется юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского патриархата).

Архитектура Успенского собора лавры

В 1771 году, по проекту архитектора Готфрида Гофмана, начинается строительство величественного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в стиле позднего барокко с католическими элементами. Две башни под углом к главной оси украшают фасад сооружения. Собор расположен в центре монастырского комплекса, его золотые купола возвышаются в солнечных лучах над близлежащими белоснежными сооружениями. Над центральным входом находится икона Успения Божией Матери.

Собор возвышается над землей на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его – 54 м, а ширина – 40 м. Внутри архитекторы придали храму крестообразную форму. Он расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя.

Расписывал храм в начале 19 века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 году (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его.

Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.

Как добраться

Добраться к Свято-Успенской Почаевской лавре можно на поезде в направлении Львова и Ужгорода, выйти нужно на станции Радивилов. Отсюда на маршрутке вы доедите до Почаева (расстояние составляет 25 км). Можно выйти в Тернополе, далее так же добраться до города. С железнодорожного вокзала Киева отправляются автобусы прямо до лавры.

На западе Украины живет своей обычной жизнью древний город Почаев, который мог бы так и остаться неприметным для туристов и не оставил бы такого значительного следа в истории если бы не его главная духовная ценность – Свято-Успенская Почаевская Лавра, золотые купола которой видны еще на подъезде к городу.

Почаевская Лавра – древний оплот православной веры, располагается на высоком холме, возвышающемся над городом Почаев более чем на 75 метров, и поражает всех гостей города своим живописным величием. Возвышаясь от горы к небу, монастырь во все времена стоял на страже Святого Православия в землях Галичины и Волыни.

Свято-Успенская Почаевская Лавра – один из пяти православных монастырей на территории исторической Руси, удостоенных титула Лавры, одна из трёх украинских Лавр, четвертая по времени получения титула, после Свято-Успенской Киево-Печерской Лары (Киев), Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Подмосковье, Сергиев Посад) и Свято Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург).

История Почаевской обители – неопровержимое подтверждение Покрова Пресвятой Богородицы, ее особого покровительства над обителью. Монашеская жизнь в этих местах началась с середины XIII века, когда православные иноки с разгромленного монголо-татарами Киева бежали на запад. Поселились монахи на горе, а первыми монашескими кельями были каменные пещеры. Они же и нарекли местность по названию притока Днепра — Почайна. Так и обрел город Почаев своё современное название.

В 1240 году пастухи пригнали к подножию горы свои отары овец на водопой. Сюда же пришли и монахи-отшельники для сугубой молитвы. Вершина горы залилась необычным светом, точно Неопалимая купина на горе Синай. Пресвятая Богородица явилась пастухам и монахам в огненном столпе. Когда видение исчезло, на горе, в известковом туфе, остался след Пресвятой Богородицы – отпечаток ее правой стопы, где забил Святой источник. След Пресвятой Богородицы стал первым чудом и главной святыней Почаевской Лавры, прославившей ее на весь православный мир. Исцеления от Стопы Пресвятой Богородицы и Святой воды происходят до сих пор.

Вскоре у подножия Почаевской горы монахи возвели монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. А через четыре столетия на вершине холма была построена церковь. Таким образом стопа и источник оказались под сводами Храма Божьего. Сейчас на этом месте стоит величественный Успенский собор.

В 1559 году местная помещица Анна Гойская гостеприимно принимала у себя греческого Митрополита Неофита который проезжал Волынскими землями. Благодарный иерарх благословил Анну Гойскую древней иконой Пресвятой Богородицы, византийского письма. Чудодейственная сила образа исцелила брата Анны Гойской от врожденной слепоты. В 1577 благочестивая Анна передала икону в монастырь для всеобщего почитания. Так в монастыре появилась вторая святыня — чудотворный образ Почаевской Пресвятой Богородицы.

В 1604 году в обитель пришел Прп.Иов Зализо. Все дни проводил он в непрерывной молитве. От постоянного пребывания в коленопреклонной молитве на его ногах появились раны, которые остались видны и на его нетленных мощах. Став игуменом монастыря, много трудов приложил он для процветания обители. Почил он в возрасте более ста лет.8 лет пролежали его мощи в земле и от могилы его исходил свет. Святые мощи были перенесены в церковь после того как Прп. Иов Почаевский во сне явился митрополиту Киевскому. Так Почаевский монастырь обрел третью святыню.

Навеки запечатлено в памяти событие 1675 года. Монастырь в то время практически полностью состоял из деревянных построек. Казалось, что обитель уже ничто спасти не может от сожжения и уничтожения. Но во время молитвы перед Чудотворным образом Почаевской Божьей Матери над монастырем произошло явление самой Царицы Небесной в окружении Небесного воинства и Прп. Иова Почаевского, склоненного в колено преклонной молитве перед Пресвятой Богородицей. Турки в ужасе бежали, побежденные своими же стрелами, которые отлетали обратно на них. Враг был отогнан от обители и города Почаев его же оружием. Монастырь был спасен и в память об этом событии был установлен праздник Почаевской иконы Божьей матери, который празднуется 5-го августа.

Монастырь продолжал расти и развиваться, переживая разные этапы в своей истории. В 1833 году обители был присвоен статус Лавры. Обитель пережила оккупацию австро-немецкими войсками во время Первой мировой войны, немецкую оккупацию в годы Второй мировой войны и «хрущевскую» волну гонений на Церковь начала 1960-х годов. В советские годы Почаевский монастырь оставался открытым и монашеская молитва не переставала возноситься к Господу и Пресвятой Богородице.

В XX веке в обители воссиял новый светильник веры и благочестия – Прп. Амфилохий Почаевский. 12 мая 2002 года произошло его прославление и Свято-Успенская Почаевская Лавра обрела еще одного небесного заступника, свою четвертую святыню. Он вместе с Прп. Иовом Почаевским и Пресвятой Богородицей являются неизменными заступниками Почаевкой Лавры.

Эти величайшие святыни православного мира непрерывно влекут к себе паломников и туристов со всех уголков православного мира. Тур в Почаев с каждым годом становится все более и более популярным среди большого количества туристов. Гостей и паломников в древний город и древний монастырь влечет великолепная Лаврская архитектура, многочисленные истории об удивительных исцелениях и чудесах.

Наибольшее количество богомольцев Лавра принимает в день прославления Прп. Амфилохия Почаевского – 12 мая, на праздник Почаевской иконы Божьей Матери — 5 августа, на Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа и в день памяти Прп. Иова Почаевского – 10 сентября.

Посещение Почаевского монастыря и его святынь для многих людей, приезжающих в эту Святую обитель, становится важным благотворным фактором в жизни. Многим, именно во время поездки в Почаев, у Почаевских святынь открываются ответы на наболевшие вопросы – как жить дальше, как изменить жизнь, чтоб обрести мир в душе, семьях и в стране. Многие, свидетельствуют о том, что поездка в Почаев стала для них неким рубежом, переступив который, они стали воспринимать христианские таинства как неотъемлемую часть своей жизни, а также лучше стали понимать себя и своих близких.

Паломническая поездка в Почаев – это незаменимая поездка для тех, кто хочет отдохнуть душой, насладится живописными пейзажами и величием архитектурного ансамбля Почаевской Лавры, а также очистить душу и вынести в своей душе тепло и благословение ее святынь и духовенства.

Успенская Почаевская лавра

Дата создания: XIII в. Описание:

История

Успенская Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-41 гг. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем.

Со временем Лавра стала приходить в запустение. Обитель была вновь устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. До перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

В 1596 г. монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†28 октября / 10 ноября 1651 г.), и священномученик Макарий, архимандрит Овручский († 1678 г.).

С 1713 по 1831 гг. монастырь находился под властью униатов. Возвращенная Православной Церкви, обитель в 1833 г. получила статус лавры (с присвоением ей четвертого места в числе тех, что существовали в Российской империи).

Во время Первой Мировой войны в 1915 г. монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. В мае 1916 г. приходят русские войска, но в сентябре 1920 г. Волынь занимают поляки, и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. С 1939 г. обитель снова находится в молитвенном общении с Русской Церковью.

В августе 1990 г. торжества по случаю 750-летия обители возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1991 г. при Лавре открыто духовное училище (с 1994 г. — Почаевская духовная семинария).

С 1997 г. монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

При Почаевской обители устроен Свято-Духов скит.

Храмы

  • собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. в честь свт. Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь блгв. вел. кн. Александра Невского);
  • храм прп. Иова Почаевского (пещерный);
  • Троицкий собор;
  • Похвальная церковь;
  • часовня в честь 400-летия перенесения Почаевской чудотворной иконы Божией Матери;
  • часовня в честь 2000-летия Рождества Христова;
  • Преображенский собор.

Святыни

Почаевская икона Божией Матери, отпечаток стопы Богородицы с целебным источником, мощи прп. Иова Почаевского и прп. Амфилохия Почаевского.

Богослужение

Полунощница в 5.00. Ранняя Божественная литургия ежедневно в 6.15, поздняя Литургия в 9.00; по воскресным и праздничным дням в 6.00 и 10.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — митрополит Почаевский Владимир.

Страна: Украина Город: Почаев Адрес: 47025, Тернопольская область, г. Почаев, ул. Воссоединения, д. 8 Телефон: +38 (03546) 612-18 (привратник), +38 (03546) 625-47/8 (гостиница) Web-сайт: www.pochaev.org.ua Наместник: Владимир, митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии (Мороз Виорел Лазаревич)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *