Где находятся мощи игнатия брянчанинова?

Содержание

13 мая 2019 года, в день прославления святителя Игнатия (Брянчанинова), в Свято-Введенском Толгском женском монастыре, где находятся святые мощи подвижника, отпраздновали память святого. В этот день Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме обители совершили епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин и епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид в сослужении клириков епархий Ярославской митрополии.

После Литургии у мощей святителя Игнатия был совершен молебен. Святитель был канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988). 26 мая 1988 года, накануне прославления святителя, в присутствии архиепископа Ярославского Платона (Удовенко) состоялось вскрытие и обретение мощей подвижника, находившихся тогда в храме св. Иоанна Златоуста Николо-Бабаевского мужского монастыря пос. Некрасовского. После обретения святые мощи были перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь, где находятся и по настоящее время.

В праздничный день Толгский монастырь посетили воспитанники Ярославской губернской классической гимназии, которая носит имя святителя Игнатия. Дети помолились за богослужением и приложились к мощам святого. В гимназии особо чтут имя своего небесного покровителя. Здесь традиционно проводятся Игнатиевские чтения.

После богослужения епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид преподнес в дар Свято-Введенской Толгской женской обители икону преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

Пресс-служба Ярославской епархии/Информационный отдел Рыбинской епархии

Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы покорилось ему все. Кто познал себя, тому дается ведение всего, потому что познать себя есть полнота ведения о всем, и в подчинении души твоей подчинится тебе все.

Преподобный Исаак Сирин

Иисус Христос (Спаситель)

Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:34-38).

Апостол Павел

Призыв к единству и покорности

Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Флп.2:1-11)

Святой Антоний Великий

Господь действует в покорных Себе сынах

Более всего Господь испытывает у нас боголюбие. Господь действует в покорных Себе сынах, а дьявол — в сынах противления.

Преподобный Исаак Сирин

О том, по какой причине Бог попускает искушения на любящих Его

По любви, какую святые показали к Богу, потому что страждут за имя Его, когда содержит их в тесноте и не отступает от возлюбленных Им, сердце святых приобретает дерзновение взирать на Бога непокровенным лицем и просить Его с упованием. Велика сила дерзновенной молитвы. Потому попускает Бог, чтобы святые Его искушаемы были всякою печалию и также опытно изведывали помощь Его и то, сколько промышляет о них Бог, потому что вследствие искушений приобретают мудрость. Попускает, чтобы, оставаясь невеждами, не лишились они обучения в том и другом, но из опыта приобрели ведение о всем и не потерпели осмеяния от демонов, потому что если бы упражнял их в одном добром, то недоставало бы им обучения в другой части и во бранях были бы они слепы. И если скажем, что Бог обучает их без их о том познания, то это значит уже сказать, что Бог хочет соделать их подобными волам и ослам и не имеющими ни в чем свободы. И потому что человек, если не бывает искушен сперва испытанием худого, не имеет вкуса в добром, чтобы, когда встретится в худом доброе, с ведением и свободно воспользоваться тем, как своею собственностию. Как приятно знание, заимствованное самим делом из опыта и из упражнения, и какую силу доставляет тому, кто долговременным опытом своим обрел оное в себе самом, познается сие теми, которые изведали содействие знания, равно как немощь естества и помощь Божеской силы, и уверились в этом.

Ибо тогда только познают, когда Бог, удержав сперва силу Свою от содействия им, приводит их в сознание немощи естества, трудности искушений, лукавства вражеского и того, с кем у них борьба, каким облечены они естеством и как были охраняемы Божескою силою, сколько совершили пути, сколько возвысила их Божия сила и сколько бывают немощны в борьбе со всякою страстию, если удаляется от них эта сила, так что из всего этого приобретают смирение, приближаются к Богу, начинают ожидать Его помощи и пребывать в молитве. И откуда бы заняли все это, если бы не приобрели опыта о многом худом, впав в сие худое по Божию попущению, как говорил Апостол: …за премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин (2Кор.12:7)? Но в искушениях, многократно испытывая Божию помощь, человек приобретает и твердую веру, отчего делается небоязненным, приобретает и благодушие в искушениях от самого упражнения, какое имел он.

Если, во смирении покоримся Богу в терпении, то все приимем о Христе Иисусе

Искушение полезно всякому человеку. Ибо если полезно было искушение Павлу, то да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови (Рим.3:19). Подвижники бывают искушаемы, чтобы присовокупить им к богатству своему; расслабленные, чтобы охранять им себя от вредного; погруженные в сон, чтобы приуготовиться им к пробуждению; далеко отстоящие, чтобы приблизиться им к Богу; свои Богу, чтобы веселиться им с дерзновением. Всякий необученный сын приемлет богатство из дома отца своего не в помощь себе. Поэтому-то Бог сперва искушает и томит, а потом показует дарование. Слава Владыке, Который горькими врачевствами приводит нас в возможность насладиться здравием! Нет человека, который бы не скорбел во время обучения, и нет человека, которому бы не казалось горьким время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести крепкого сложения. Но выдержать искушения не в наших силах. Ибо, как выдержать течение воды сосуду из брения, если не укрепит его Божественный огнь? Если, во смирении прося с непрестанным желанием покоримся Богу в терпении, то все приимем о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Два есть способа взойти на крест: один — распятие тела, а другой — вхождение в созерцание; первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй — следствием действенности дел духа. Ум не покоряется, если не покорится ему тело. Царство ума есть распятие тела: и ум Богу не покоряется, если свобода не покорена разуму. Трудно что-либо высокое преподать еще новоначальному и младенцу возрастом. Горе тебе, граде, в нем же царь твой юн (Еккл.10:16). Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы покорилось ему все. Кто познал себя, тому дается ведение всего, потому что познать себя есть полнота ведения о всем, и в подчинении души твоей подчинится тебе все. В то время как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покоряется тебе все, потому что в сердце твоем рождается мир Божий. Но пока ты вне его, не только страсти, но и обстоятельства будут непрестанно преследовать тебя. Подлинно, Господи, если не смиряемся, ты не престаешь смирять нас. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений.

Евфимий Зигабен

Толковая Псалтирь

Не Богу ли повинется (покорится) душа моя? От Того бо спасение мое.

Сии слова произносятся от лица собрания благочестивых Маккавеев к воевавшим против еврейского рода правителям и царям македонским, старавшимся устранить их от законов Божиих и отеческих обычаев. Они приличны и всем тем христианам, которые восстанием и ревностью за добродетель уподобляются Маккавеям. Слова сии надобно читать вопросительно, то есть так: не Богу ли, Который повелевает не удаляться от законов Его, должна повиноваться душа моя (то есть: я) более, нежели человеку? Подлинно я должен повиноваться Ему, поелику в Боги обретается спасение мое *).

*) Василия Великого: Душа должна господствовать над страстями и быть рабою только Богу, так как невозможно ей состоять под царствованием над нею греха и вместе Бога, но должно иметь власть над грехом и покорность Богу. Посему-то пророк, препираясь с искусителем (диаволом) говорит: для чего ты понуждаешь меня быть рабом, кому не должно? У меня есть владыка, я знаю царя. Нисского: Давид назвал спасением души покорность ее Богу. Кирилла: Превосходное, преполезное и подающее всякую добрую надежду дело—есть покорность Господу, кроткое подложение воли ума под иго Его и приближение к Нему посредством совершенной скромности, сказывая сие пророческое слово: Вот мы будем принадлежать Тебе, ибо Ты Господь Бог наш! Феодорита: Сие рабство доставляет тебе, душа, спасение, ибо Он есть Бог, податель благ и могущий утвердить колеблющихся. И Афанасий: Хотя ты, душа, и поколебалась и не устояла в добродетели, однако ж, покорись Господу, Который может и заступить и спасти тебя, так что впредь будешь непоколебима.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца.

Святитель Василий Великий

Очистите сердца, чтобы плодоносить Духу

Намеревающийся истинно последовать Богу должен отрешиться от уз житейского пристрастия, а сие достигается совершенным удалением от прежних нравов и забвением оных. Не от всякого дар благоприятен Богу, но только от того, кто приносит <его> от чистого сердца. Очистите сердца, чтобы плодоносить Духу и, став преподобными, прийти в состояние разумно петь Господу.

Святитель Григорий Богослов

Ибо и то, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же

Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поелику все от Бога.

И как нельзя опередить своей тени, которая постольку подвигается вперед, поскольку мы идем вперед, и всегда в равном расстоянии нам предшествует, как нельзя телу вырасти выше головы, всегда над ним возвышающейся, — так и нам невозможно превзойти дарами своими Бога.

Авва Евагрий Понтийский

Если хочешь в теле служить Богу, подобно бестелесным, старайся непрестанно иметь сокровенную в сердце твоем молитву.

Святитель Иоанн Златоуст

Чем усерднее мы будем служить Богу, тем больше получим себе пользы, тем больше будет выгоды для нас самих. Не будем же лишать самих себя столь великого приобретения. Бог самодоволен и ни в чем не нуждается, воздаяние же и польза возвращается опять к нам.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Бог хочет, чтобы человек был рабом Его по своей воле

Чтобы был кто рабом Ему <Богу>, не хочет Он, чтобы был по принуждению и насилию, а произвольно: подобно тому как иной бедный и ничего не имущий, когда удостоится сделаться царским служителем, радуется и веселится, что именуется и есть раб царя, — так и Бог хочет, чтобы человек был рабом Его по своей воле, и радовался и в великую славу, и честь вменял именоваться и быть рабом Божиим.

Бог бестелесен и невидим, почему и служить Ему надлежит не телесно только, и не видимо только. Служить Богу только телесно и видимо есть дело несообразное, как говорит и пророк Давид: аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:18,19). Сокрушение же сердца бывает в уме и помышлении, а ум наш и помышления наши невидимы. Итак, будучи обязаны воздавать Богу невидимому — невидимое служение, мы должны служить Ему умом и помышлением. Это и есть подобающее и сообразное служение, — Невидимому приносить — невидимое и Мысленному — мысленное. Но потом уже и вместе уже с этим надлежит приносить и видимое, с душою и телесное, да угождение Богу от нас будет всем существом. Бог ни от рук человеческих угождения приемлет (Деян. 17:25). Если и приемлет Он телесные и чувственные приношения, то знать надлежит, когда и как приемлет, именно когда они приносятся от чистого сердца.

Чего же ради, братие, мы не прибегаем к сему благоутробному Богу, так много нас возлюбившему? Чего ради не отдаем жизни своей на смерть за любовь Христа и Бога нашего, за нас умершего? Разве не видим, как многие люди, по пристрастию к благам тленным, переносят большие труды, подвергаются великим опасностям, уезжают в далекие места, оставляя жен и детей и всякие житейские утешения, и ничего не ставят выше и краше того, что вожделели, и покоя себе не дают, пока не достигнут цели своей? Но если эти, ради временных и тленных благ, поднимают такой подвиг и для получения их подвергают опасности и душу свою, и жизнь свою, то не всячески ли подобает нам предать на смерть и души свои, и телеса свои любви ради к Царю царствующих и Господу господствующих, Творцу, Вседержителю и Властителю всех тварей?

Если мы не презрим совершенно самой жизни своей и тела своего с готовностью на самое мученичество… и всякую смерть, совсем изгнав из памяти все, что служит к поддержанию жизни тленного тела сего, то невозможно нам быть друзьями и братьями Христа, ни сопричастниками и сонаследниками Его, и не придем мы никогда в созерцание и опытное познание сказанных таинств Божиих.

(1807-1867)

Книги святителя Игнатия Брянчанинова всегда популярны среди православных читателей. Здесь их можно купить по низким издательским ценам.

Святитель Игнатий был дворянского происхождения, из рода Брянчаниновых. Мечты об уединении, наполненном молитвой и благими мыслями, стремление к жизни, полностью посвященной познанию Бога и служению, с детства наполняли его душу. Высокое происхождение обещало ему светскую карьеру, положение в обществе, награды, но он не желал человеческой славы, мечтая стать монахом и посвятить все свои дни помощи ближним.

1 2 3

Показывать только книги с грифом Издательского совета РПЦ

Сортировать по цене: по возрастанию / по убыванию
Сортировать по дате поступления: по возрастанию / по убыванию

Показывать товары:
вседо 100 руб.до 250 руб.до 400 руб.с уценкой -30%

Крепость и утешение. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Артикул: 36129

В помощь кающимся. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)

Артикул: 33320

Собрание сочинений Игнатия Брянчанинова в 6-ти томах. Кожаный переплет. Золотой обрез

Артикул: 33382

Смысл жизни и смерти человека. По творениям свтятителя Игнатия Брянчанинова

Артикул: 32933

Слово о Смерти. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 32761

О кончине мира. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 2252

Избранные письма. Святитель Игнатий (Брянчанинов). К 150-летию блаженной кончины

Артикул: 29946

В помощь кающемуся. Из творений святителя Игнатия (Брянчанинова)

Артикул: 30068

Собрание писем. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 30910

Лествица преподобного Иоанна. Русский перевод святителя Игнатия Брянчанинова

Артикул: 30901

В помощь кающимся. Из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)

Артикул: 30783

Тесный путь. Избранное. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Артикул: 30570

Великим постом. Избранное. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Артикул: 30563

Учение святых отцов о тесном пути. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 30501

Слово о Человеке. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 30500

Приношение современному монашеству. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 30497

Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 30496

Отечник. Жития и изречения древних отцов-подвижников. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 30495

Кто жаждет иди и пей. Путеводитель по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)

Артикул: 30094

Собрание проповедей на Великий пост. Святитель Игнатий Брянчанинов

Артикул: 29935

Полное собрание творений и писем святителя Игнатия Брянчанинова. Комплект в 8-ми томах

Артикул: 29613

Артикул: 29273

Живая вера — дар Божий. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)

Артикул: 28499

Солнце на закате. Избранное. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Артикул: 28430

1 2 3

Светское петербургское образование (святитель закончил Главное Инженерное училище) и офицерский чин не могли отвлечь его от желания служить в монастыре. Событием, окончательно определившим его судьбу, стала встреча со старцем Леонидом. Впечатление, произведённое служителем Оптиной пустыни, оказалось настолько сильным, что ни уговоры семьи, ни личное расположение Николая I и открытые карьерные перспективы не могли поколебать его решимости. Получив отставку в 1827 году, он стал послушником Александро-Свирского монастыря под попечением старца Леонида.

Спустя 4 года, в 1831, послушник Димитрий (таким было его имя в миру) стал иноком, получив при постриге имя Игнатий. Через некоторое время состоялось рукоположение в иеромонахи, а затем и назначение на служение в Вологодскую епархию, где он стал игуменом Пельшемского монастыря.

Ещё одним поворотным годом стал 1833, когда по настоянию императора игумен Игнатий был переведен в Сергиеву пустынь, находящуюся недалеко от Петербурга. Здесь он прослужил настоятелем почти четверть века – до 1857 года. Под его началом и личным примером был возрожден строгий иноческий порядок общежития, введены монашеские практики ежедневной исповеди и умного делания.

Свт. Игнатий Брянчанинов — величайший подвижник XIX в.

Духовным ориентиром для святителя были лично знакомые ему истинные старцы и подвижники: Дамаскин Валаамский, Феофан Новоезерский. Во всём он стремился подражать им, и, в то же время, сам был примером для своей братии.Каждого приходящего в Сергиеву пустынь святитель встречал с радостью, с открытым сердцем воспринимал печали и трудности, искренне стараясь помочь, подарить надежду и укрепить в вере. Сохранились тёплые, наполненные истинной любовью письма о. Игнатия к друзьям, близким и совсем незнакомым людям, просившим его совета.

Собственный опыт жизни христианина, который опирался на слово Божие и истинные духовные традиции, был изложен св. Игнатием Брянчаниновым в его творчестве (если быть точнее, в «Аскетических опытах»). Святитель всегда отмечал, что его творения являются не итогом личного мышления, но плодом соборного разума Христовой Церкви, принадлежащим святым отцам православия. Наиглавнейшая роль в писаниях Игнатия была уделена важности покаяния, его спасающей силе, как основе бытия христиан. Средством достижения такого покаянного состояния и грядущего за ним приближения к Господу святитель называл Иисусову молитву.

Радея о духовных началах Сергиевой Приморской пустыни, проповедник не забывал и о ее внешнем виде, украшениях. Именно под его началом проводилась перестройка святых врат и келейных корпусов, а также строительство нового соборного храма. Итогом этих трудов стал замечательный монастырский ансамбль, где, начиная с 1993 года, вновь течет монастырская жизнь.

Начиная с 1857 года, когда была проведена его хиротония во епископа Кавказского и Черноморского Свт. Игнатий Брянчанинов в течение нескольких лет, не жалея сил, трудился в городе Ставрополе, на епископской кафедре. Святитель часто отправлялся в архипастырские поездки по большой территории кавказской епархии, нередко бывал в горах и степях. Игнатий Брянчанинов всюду занимался проповедованием Евангелия, оказывал посильную помощь в основании храмов, вел беседы с тамошним населением, способствовал организации и утверждению церковной жизни. Позднее просветительская работа игумена дала в этом регионе весьма обильные плоды.

Спустя время, из-за ухудшения состояния здоровья у епископа Игнатия Брянчанинова уже не получалось осуществлять непростое святительское служение. В 1861 году, согласно разрешения Священного Синода, проповедник отправился на заслуженный отдых в расположенный на Волге Николо-Бабаевский монастырь. Оттуда богослов по-прежнему писал письма своим родным и близким по духу, провел работу над собственными, уже увидевшими свет сочинениями, а также сотворил новые (ими оказались «Отечник» и «Приношение современному монашеству»). Он с мужеством боролся с болезненностью своего организма, преодолевая различные телесные слабости и не прекращая молиться.

В 1866 году, в последний день апреля, святитель скончался. Одна из духовных дочерей святителя свидетельствовала о его вознесении на небеса.

Летом 1988 года была проведена канонизация епископа Брянчанинова Русской Православной Церковью. Тот же год стал датой обретения его святых мощей в Николо-Бабаевском монастыре. В дальнейшем останки святого были перенесены в Толгский Ярославский монастырь, что на левом берегу Волги. РПЦ совершает память святого Игнатия Брянчанинова 30 апреля (по старому стилю – 13 мая).

Купить книги св. Игнатия Брянчанинова

Святитель за годы жизни смог существенно обогатить своими книгами Русскую Православную Церковь, ее духовная сокровищница пополнилась множеством его важнейших работ, для людей благочестивых они стали любимым чтением. Именно за литературный труд знаменитого подвижника и писателя аскета назвали именем Игнатий – Новый Богоносец. Его труды многократно издавались и переиздавались, в том числе и в виде полного собрания творений, в котором нашлось место всему творческому наследию святого Игнатия Брянчанинова. Этот человек – великий служитель Церкви и даровитый духовный писатель. Многие его книги дополняют ранее не изданные тексты и архивные документы – они значительно дополняют жизнеописание, также как и его письма к множеству лиц, письма эти всегда важные и поучительные. В книгах Игнатия Брянчанинова можно найти немало воспоминаний современников, повествующих о епископе Игнатии Брянчанинове – он предстает смиренным и деятельным наставником не только монашествующим, но и всем православным. Все собрание сочинений уместилось в восемь объемных томов.

Святитель известен как человек, приверженный аскетическим традициям, в отношении которых был большим ревнителем. Именно по этой причине одно из известнейших творений «Аскетические опыты” проникнуто большой выразительностью и вдохновением. Автор говорит о необходимости духовной трезвости, предостерегает от мечтательности. Все сложности аскетического приготовления, смирения и самоотречения ведут к одной цели – стяжанию мира Христова. Для Игнатия были неприемлемы мистические влияния, распространенные в Александровскую эпоху, он боролся с ними. Он не одобрял прелестной и мнимой духовности, отрицал гордыню и торопливость, осуждал инославные мистические книги. Светскую культуру в своих трудах святой Игнатий Брянчанинов критикует достаточно жестко. Несмотря на недоверчивость и отчуждение, Игнатий – человек вполне современный и в психологическом, и в умственном смысле.

Помимо «Аскетических опытов”, известными книгами Святителя являются «Слово о смерти”, «Аскетическая проповедь”, «Приношение современному монашеству”, «Отечник”, а также тома писем. Интересно, что новые труды Игнатия публикуются до сих пор – многие составляются по материалам рукописей. Многим читателям могут быть интересны не только сами работы великого Святителя и подвижника, но также и богословское рассмотрение его трудов.Купить книги Игнатия Брянчанинова можно в нашем интернет-магазине. Весьма полезны не только классические труды автора, но и новые сборники, содержащие переписку Святителя с самыми различными людьми – письма очень хорошо говорят о личности православного писателя, о его взглядах и устремлениях.

1. Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.

2. Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.

3. Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.

4. Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.

5. Упражнение в самоукорении вводит в навык укорять себя. Когда стяжавшего этот навык постигнет какая-либо скорбь, — тотчас в нем является действие навыка, и скорбь принимается как заслуженная.

6. Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает страсти увлекающегося ею.

7. Братия! изучим всемогущие и животворящие заповеди великого Бога нашего, Создателя и Искупителя: изучим их сугубым изучением — в книге и жизнью. Во Святом Евангелии они прочитываются, но уразумеваются по мере исполнения их на деле.

8. Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу.

9. Убойся, чтоб за пустое, обольстительное наслаждение не наследовать вечного горя, обещанного Богом для насыщенных ныне самовольно, в противность воле Божией.

10. Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия.

11. Рассеянность сама карает преданного ей: временем всё прискучивает ему, — и он, как нестяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предается томительному, бесконечному унынию.

12. Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших — непременное условие успеха в молитве.

13. Крещением христианин сочетавается Христу, облекается во Христа; причащением Святых Христовых Таин соединяется со Христом. Таким образом, посредством таинств он бывает весь Христов.

14. «Слава Богу!» Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: «слава Богу!» Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету и при встретившейся нужде испытает его самым делом, тот узрит чудную силу славословия Бога; тот возрадуется о приобретении столь полезного, нового знания, возрадуется о приобретении оружия противу мысленных врагов, так сильного и удобного. От одного шума этих слов, произносимых при скоплении мрачных помыслов печали и уныния, от одного шума этих слов, произносимых с понуждением, как бы одними устами, как бы только на воздух, содрогаются, обращаются в бегство князи воздушные; развиваются, как прах от сильного ветра, все помышления мрачные; отступают тягость и скука от души; к ней приходят и в ней водворяются легкость, спокойствие, мир, утешение, радость. «Слава Богу!»

15. Смущение и недоумение, при открывшемся действии страсти, служит доказательством, что человек не познал самого себя.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *