Где находятся мощи сергия радонежского?

прп. Кирилл и Мария Радонежские

Кирилл и Мария Радонежские (+ 1337), схимники, преподобные, Хотьковские чудотворцы, родители преподобного Сергия Радонежского

Память 18 января, 28 сентября, в Соборах Радонежских и Ростово-Ярославских святых, в четверг после Недели о мытаре и фарисее (местн. )

Нет сведений ни об их родителях, ни о детских и отроческих годах, ни о времени вступления в супружество. Известно лишь, что они принадлежали к знатному боярскому роду. В начале XIV века праведные супруги бояре Кирилл и Мария жили под Ростовом Великим, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича.

Не раз и боярин Кирилл сопровождал своего князя в опасных путешествиях на поклон в Золотой Орде. Перед отъездом обычно писали завещание прощались со всеми близкими, так как многие русские люди там и головы свои слагали за веру Православную. Мария, проводив мужа, слёзно молила Бога о нём и об их малолетнем сыне Стефане.

Святой Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием. Суете княжеского двора супруги предпочитали простую уединённую жизнь в своём поместье. Живя в деревне, они не пренебрегали и обычными сельскими трудами. Впоследствии, на том месте, где, по преданию, находился дом преподобных Кирилла и Марии ростовский архимандрит Ефрем основал в 1427 году монастырь Живоначальной Троицы.

Однажды, за Божественной литургией, до рождения второго сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу.

Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

После Варфоломея у праведной четы родился и третий сын, Пётр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод — великий святой преподобный Сергий Радонежский — показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и поселились там близ церкви Рождества Христова. В трёх верстах от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, который при недостатке обителей в Московском княжестве в то время, одновременно был и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и бояре, и князья. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии — Пётр с супругой Екатериной.

Почитание

Предание говорит о том, что преподобный Сергий заповедал прежде чем идти к его мощам в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей.

C конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местночтимые святые. С того времени их уже изображали с нимбами и читали пред мощами угодников особую молитву. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасала людей от тяжких недугов.

3 апреля 1992 года, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, / честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, / праведнии Кирилле и Марие, / плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, / с ним же усердно молите Господа / низпослати нам дух любве и смиренномудрия, / да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.

Использованные материалы

Считается, что Радонежский имел прямое отношение к ряду важных событий, послуживших переломными в истории Руси. Так, как гласит «Сказание о Мамаевом побоище», именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед сражением на Куликовом поле, а во время самой битвы безостановочно молился о победе и об упокоении павших воинов.

Русская православная церковь почитает Сергия Радонежского в лике преподобных С XV века.

Икона «Сергий Радонежский» / Фото: Общественное достояние

ДЕТСТВО

Он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы недалеко от Ростова. При рождении мальчика назвали Варфоломеем. Как сказано в Житии Преподобного Сергия, Бог избрал его еще до рождения – во время Божественной литургии, которую мать Сергия Мария посетила еще до рождения сына, она и другие прихожане услышали троекратное восклицание младенца.

С младенческих лет Варфоломей постился и, по преданию, даже отказывался пить грудное молоко матери, если она в этот день ела мясо.

Когда Варфоломей немного подрос и его отдали на учебу, выяснилось, что она дается ему очень непросто. Это сделало мальчика предметом для насмешек. Поэтому он обратился к Господу, моля о книжном разумении. В Житии написано, что после этого в дороге Варфоломею встретился ангел в образе молящегося под дубом старца и благословил его на знание грамоты. Данный эпизод также отображен в картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею», которую сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.

Икона «Сергий Радонежский» / Фото: Общественное достояние

ПОСТРИГ В МОНАХИ

Варфоломей с родителями – ростовскими боярами Кириллом и Марией – и другими членами семьи примерно в 1328 году переехали в город Радонеж.

После пострига Варфоломея в монахи он стал носить имя Сергий из Радонежа, или Сергий Радонежский. Жить как монах Сергий стал в 1337 году, поселившись вместе с иноком хотьковского Покровского монастыря братом Стефаном на холме Маковец. Там они построили маленький деревянный храм во имя Святой Троицы. Позже на этом месте возник мужской монастырь, известный современному человеку как Троице-Сергиева Лавра.

Икона «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской», написанная священником Сергеем Симаковым в XX веке. Иконописец изобразил на ней главные события жизни Сергия Радонежского. / Фото: Вечерняя Москва

УЧЕНИКИ

Сейчас Сергий Радонежский считается в том числе и покровителем учащихся. При жизни же он сам воспитал множество учеников, впоследствии основавших не один десяток российских монастырей.

ПАМЯТЬ

Умер Сергий Радонежский 25 сентября (8 октября) 1392 года, а через 30 лет, 5 (18) июля, были обретены мощи преподобного. Сейчас эти даты почитают как дни памяти святого.

Также днями памяти Сергия Радонежского считаются 2 сентября (Собор Московских святых), 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июля (Собор Владимирских святых), 19 июля (Собор Радонежских святых).

Мощи святого хранятся в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в подмосковном Сергиевом Посаде / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

С ЧЕМ ОБРАЩАЮТСЯ К СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ

Сергия Радонежского почитают как заступника земли Русской, наставника монашествующих, покровителя воинов, школьников и студентов. Вот о чем чаще всего молятся преподобному:

■ К великому заступнику люди обращаются при любой беде. Считается, что он может помочь в самых тяжелых случаях, когда все остальное бессильно.

■ Ему молятся об исцелении как тела, так и души.

■ Считается, что молитвы этому святому помогают человеку избавиться от гордыни и излишнего самомнения.

■ К святому обращаются и с просьбами о развитии ума и успехах в учебе. Очень часто об этом просят родители для своих детей.

■ К нему же идут и во время войны с молитвами о том, чтобы те, кто находится на поле битвы, вернулись живыми и невредимыми.

■ К Радонежскому обращаются люди, которые запутались и не знают, как поступить в той или иной ситуации. Считается, что молитва образу Сергия Радонежского поможет получить ценный совет, который сделает легче дальнейший выбор.

■ Молитва перед иконой Сергия Радонежского может помочь отстоять свои права в суде, но только при условии, что человек выступает за правое дело.

■ Обращаются к иконе преподобного и при сложностях в рабочих вопросах.

Сергиев Посад. Троиице-Сергиева Лавра. / Фото: Наталья Феоктист

ГДЕ ПОКЛОНИТЬСЯ МОЩАМ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Москвичи и жители области могут поклониться мощам святого в нескольких храмах.

■ Мощи святого хранятся в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, которая находится в подмосковном Сергиевом Посаде.

Принято считать, что Свято-Троицкая пустынь основана в 1337 году, когда на холме Маковец поселился Сергий Радонежский, и со временем пустынь превратилась лавру, которая сейчас считается крупнейшим мужским монастырем Русской православной церкви.

Как добраться общественным транспортом:

1. Электричкой с Ярославского вокзала.

2. Автобусом №388 от станции метро ВДНХ. Автобусы ходят каждые 10-15 минут.

От городского вокзала до Лавры можно пройти по Сергиевской или Вознесенской улице или проехать на любом маршруте общественного транспорта до остановки «Центр»

Сергиев Посад. Подготовка к празднованию 700летия Сергия Радонежского. / Фото: Наталья Феоктист

■ Храм Троицы Живоначальной (подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). Здесь находится икона Сергия Радонежского с частицей мощей святого.

Адрес: 2-й Троицкий переулок, 6а (недалеко от станции метро «Цветной бульвар»).

■ Храм Илии Обыденного. Любопытно, что этот храм никогда не закрывался и, помимо иконы с мощами Сергия Радонежского, здесь есть множество других святынь.

Адрес: 2-й Обыденский переулок, 6 (недалеко от станции метро «Кропоткинская»).

■ Храм Владимирской иконы Богородицы в Виноградове. Здесь не только находятся частицы мощей святого, один из приделов храма также освящен в честь Сергия Радонежского.

Адрес: Дмитровское шоссе, 170, Виноградово

■ Храм святителя Николая в Кленниках. Иконе с частицами мощей Сергия Радонежского можно поклониться и здесь.

Адрес: улица Маросейка, 5 (метро «Китай-город».)

■ Храм Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. С этим храмом связана необычная история. Так, в 1995 году, в церковь принесли темную доску, от которой ночами исходило необычное свечение. Позже образы на этой доске стали более различимыми: это оказалась икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», которой и могут поклониться прихожане.

Адрес: Дмитровское шоссе, 120, корпус 1 (можно добраться от станции метро «Алтуфьево»)

■ Храм преподобного Сергия Радонежского на севере Москвы. Этот храм появился в 1873 году, когда ныне район Бибирево был селом. Тогда там случилась эпидемия холеры и монахи носили по улицам икону святого, произнося молитвы. Считается, что 13 июля образ вылетел из рук монахов и понесся по воздуху, после чего эпидемия закончилась, а в честь этого события был построен храм, где и можно увидеть ту самую икону.

Адрес: улица Костромская, 7 (станция метро «Бибирево»).

ПО ТЕМЕ

Какой святой от чего убережет

Зачем и когда произносят слово «аминь» и что оно означает

Жены-мироносицы: кто это, как их звали и почему они вошли в историю

Какой иконе о чем молиться

Иверская икона Божьей матери: чудо, помогающее в самые трудные периоды жизни

Стояние Марии Египетской. Кому и в какой ситуации поможет уникальная служба

Прикоснуться к чуду: святыни московских храмов

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского Русскому Православию и всему Русскому Миру приходится претерпевать непростые испытания – словно снова тьма земная ополчилась против нас.

Наши верные отвечают на вызовы духовными деяниями. 16 июля крестным ходом из подмосковного Покровского Хотькова ставропигиального монастыря на Благовещенское поле Сергиева Посада прошли десятки тысяч паломников; возглавил шествие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Крестный ход из Хотькова 16 июля 2014 г.

Расстояние немалое – чуть ли не два десятка километров. В чем тут дело? Почему – Хотьково?

Русское Православие помнит и почитает не только своих святых, но и их родителей. Это очень естественно – понять, от какой яблоньки пришлось в нашем саду такое ценное, целительное яблочко, и уважительно преклониться. Всегда с отрадой узнаешь о семье, в которой рожден и воспитывался тот или иной подвижник. Приходишь ли к месту в Юрьеве-Польском, где стоял дом, в котором жила семья и где родился преподобный Никон Радонежский, второй игумен Свято-Троицкий, ученик преподобного Сергия, или замрешь на холме в Боровске, в кладбищенской часовенке над могилой Иоанна и Фотинии, родителей преподобного Пафнутия Боровского, или подумаешь в Курске о дворе, через который проносили больного Прохора Мошнина, ставшего потом Саровским чудотворцем Серафимом, да вспомнишь его родителей Исидора и Агафью.

С особым почитанием русский народ относится к родителям одного из столпов Русского Православия – преподобного Сергия Радонежского, привившего Руси удивительное учение о Святой Троице, вскормившего целую плеяду святых подвижников, наставившего преподобного иконописца Андрея Рублева на создание великой иконы «Святая Троица», благословившего на жертвенную и важную битву святого благоверного князя Димитрия Донского.

А в 2012 году отмечалось 675 лет преставления святой четы. По людским меркам – это срок огромный, а у вечности, понятно, времен нет.

Такому детищу… подобало иметь и родителей святых

Говоря о Кирилле и Марии, блаженный Епифаний, автор Сергиева жития, писал: «Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию, должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь апостола: «Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы” (Евр. 13: 2)».

Столетиями покоились Кирилл и Мария там, где почили, – на Радонежье, в Хотькове.

Место захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, в период закрытия монастыря

Справочники утверждают, что начало городку Хотькову положил Покровский Хотьков монастырь, основанный здесь в 1308 году. Считается, что название населенный пункт получил от фамилии помещика Хоткова, коему принадлежал. Кое-кто выводит топоним от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Расположено нынешнее Хотьково на реке Паже, в 60 км к северо-востоку от Москвы и в 11 км к юго-западу от Сергиева Посада, это железнодорожная станция на линии Москва–Ярославль.

Ансамбль женского Покровского Хотькова монастыря: здания XVIII–XIX вв., из них главные – Покровский собор (1816) в стиле ампир и Никольский собор (1904) в русско-византийском стиле (на снимке слева)

Место это – воистину необыкновенное. Рядом – село Радонеж, где жили родители Сергия Радонежского, неподалеку – Троице-Сергиева Лавра. Отсюда пешком совсем недалеко и до Абрамцева, ставшего знаменитым уже в XIX веке, прославленного именами выдающихся живописцев и других деятелей русской культуры. Это ведь в Абрамцеве, среди здешних пейзажей, великий М. Нестеров написал знаменитую картину «Видение отроку Варфоломею» – о чуде, в результате которого потом из отрока вырос преподобный Сергий.

Живописно тут, отрадно, благодатно. Да и может ли быть неблагодатным место, рождающее национальных духовных окормителей?

***

Кто же были эти люди, Кирилл и Мария? Жития расскажут, что происходили они из знатных ростовских бояр и проживали неподалеку от Ростова Великого, в своем поместье. Кирилл, состоявший на службе у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, не раз сопровождал своих руководителей в Золотую Орду. Был вполне безбеден, однако не гнушался простыми сельскими трудами и заботами.

Икона преподобных Кирилла и Марии с житием У Кирилла и Марии уже был сын Стефан, супруга ждала второго ребенка, когда с ней случалось неслыханное. Во время литургии ребенок трижды – после Трисвятой песни (пред чтением Святого Евангелия), во время Херувимской песни и при священническом возглашении «Вонмем! Святая Святым!» – громко воскликнул во чреве. Да так, что прихожане услышали! Привыкшая внимать знакам, Мария поняла, что означает это указание. Будучи молитвенницей, стала избегать мясной, молочной пищи и даже рыбы, питалась лишь хлебом, овощами и водой.

Рассказчики жития праведной Марии уподобляют ее святой Анне, матери пророка Самуила, поскольку вместе с супругом она дала обет: в случае рождения мальчика отдать его Церкви. И – родился второй сын. Это воистину космическое для Руси событие произошло 3 мая 1314 года. А на сороковой день, 11 июня, младенец был окрещен Варфоломеем в честь небесного соименника, апостола, почитающегося в этот день. (Год рождения теперь утвержден Церковью, историки же, в том числе старые церковные, называли также 1319 и 1322 годы.)

Иерей Михаил, нарекший младенца, указал родителям примеры из Библии, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу, в частности, слова апостола Павла: «Бог воззвавый мя от чрева матере моея явити сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал. 1: 16) и другие. Батюшка предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Мать сразу обратила внимание: когда ела мясо, грудник отказывался от материнского молока, а по средам и пятницам вовсе отказывался питаться. Подобное постническое обыкновение Варфоломей сохранил и вырастая, порой этим тревожа мать.

Разные нестроения, а в наибольшей мере, по слову преподобного Епифания, «великая рать, или нашествие Туралыково, в 1327 году», крайне неблагоприятно сказались на материальном состоянии Кирилла и почти довели до нищеты, что стало причиной переселения семейства из Ростовского княжества в Московское, в село Радонеж.

Из-за возраста Кирилла на московской княжьей службе заменил Стефан, уже состоявший в браке. Третий сын Кирилла и Марии, Петр, тоже уже обзавелся своей семьей. Варфоломей же, по достижении двадцатилетия, попросил у родителей благословения на иночество. Родители лишь попросили его дождаться их кончины.

Дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям

Как возвышенно и трепетно пишут православные источники, «дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ». То есть, преклоняясь возрастом, приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму – в Покровском Хотьковском монастыре, тогда имевшем два отделения – для старцев и стариц, находившемся в 3 верстах от Радонежа. Примечательно, что Стефан, тогда же похоронивший в Хотьковском монастыре жену Анну, передал двоих сыновей на поруки брату Петру и его супруге Екатерине и тоже принял монашеский постриг, стал ухаживать за своими немощными родителями. Впоследствии – избрал пустынножительство и удалился из монастыря.

Схимники-бояре вскоре отошли ко Господу, в 1337 году, перед блаженной кончиной благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их в Покровской обители, которая с того времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Икона рода Сергиева. На ней изображены, помимо преп. Сергия Радонежского, его сродники: преподобные Кирилл и Мария, а также преподобный Стефан и Петр – сыновья их, с женами; и святитель Феодор Ростовский – сын Стефана А Варфоломей, оплакав родителей, принял постриг и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии им и была основана Троицкая обитель.

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий нередко приходил к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Словно указывал на необходимую духовную связь. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву обитель, богомольцы приходили в Покровский Хотьков монастырь, чтобы потом «явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

Особенно проявилось заступничество Кирилла и Марии при моровой язве 1770–1771 годов, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о связанных с ними чудесах были и раньше. Летопись монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество при страшной моровой язве в 1770–1771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей Преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. Они сыздавна местно почитались в монастыре: уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия его родители изображены с нимбами.

Фото07 – Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XX в.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек.

Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе.

После ликвидации монастыря в безбожные времена XX века рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские, разрешили верующим забрать мощи и даже сами помогли вскрыть пол храма и вынести останки. Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе – место помнили только непосредственные участники этих событий.

Лишь в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария тоже были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1989 году Покровский храм бывшего Хотькова монастыря был возвращен Церкви, и в том же году, в день празднования преподобного Сергия, сюда были перенесены мощи его праведных родителей.

Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XXI в. Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы после безбожных времен открылся в 1992 году. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось и общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября, 18 января (старого стиля), 6 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Молитва преподобным Кириллу и Марии,
родителям преподобного Сергия Радонежского

Преподобные Кирилл и Мария с тропарем О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сегодня в России – кульминация торжеств, посвященных 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Точная дата рождения одного из самых почитаемых православных святых неизвестна, поэтому юбилей приурочен ко дню обретения мощей святого. Они хранятся в Троице-Сергиевой Лавре, и там проходят основные торжества, которые посетят первые лица государства. В эти минуты патриарх Московский и всея Руси Кирилл служит праздничную божественную литургию. А в полдень удар в лаврский Царь-колокол даст начало всероссийскому колокольному перезвону, который прольется по всей стране от Камчатки до западных границ России и продолжится во многих странах. Рассказывают «Новости культуры».

Праздничная Божественная литургия на Соборной площади Троице-Сергиевой Лавры – это кульминация торжеств, приуроченных к 700-летию Преподобного Сергия Радонежского. Ее служит патриарх всея Руси Кирилл.
Десятки тысяч паломников не только за стенами Лавры. К святому Сергию обращают свою молитву на всех площадях, в палаточном городке на Благовещенском поле. Эта молитва не прекращается ни днем, ни ночью – вот уже третий день.

Почитание Преподобного Сергия началось почти сразу после его кончины. И продолжается вот уже семь веков.

Дмитрий Донской просил благословения на Куликовскую битву у старца Сергия. Иван Грозный, крещенный у гробницы Преподобного Сергия, считал святого своим духовным наставником. Петр Первый скрывался в Лавре во время Стрелецкого бунта. А Екатерина Вторая собственноручно составляла житие Преподобного. 645 российских дворянских родов делали вклады в монастырь. К святому обращались за защитой от горестей и болезней, перед войнами и во время Смуты – когда вроде бы неоткуда было ждать помощи.

«Авва Сергий посвятил свою обитель Святой Троице, дабы воззрением на нее побеждалась ненавистная рознь мира сего, – говорит кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии дьякон Валерий Духанин. – Троица – символ единения для русских людей. И после него идея единства стала преобладать на Руси. Собирание земель в единое Московское царство, объединение всех, что и привело к победе над монголо-татарским игом и к возрождению России».

Хождение в Лавру простонародное и всенародное, массовое, когда Россия ощущает себя единым целым – явление XIX века. В год 500-летия преставления Сергия Радонежского, в 1892-м крестный ход начинался от Московского Кремля – богомольцы шли на поклон несколько дней. Паломничество в Лавру было и важнейшим пунктом празднования 300-летия дома Романовых в 1913-м. Через век традиция восстанавливается. Крестный ход начался от Покрова монастыря, из Хотьково, где покоятся мощи родителей Преподобного – Кирилла и Марии.

Более тридцати тысяч богомольцев из разных городов и стран в палящий зной отправились в Троице-Сергиеву Лавру. В процессии – и старики, и маленькие дети. Преодолев 15 километровый путь, они совершили свой духовный подвиг. Бытовые условия для них не важны – 10 тысяч паломников разместили в палаточном городке с 30 раскладушками в каждой палатке и полевой кухней.

Торжественные мероприятия продолжит официальное открытие Лавры после реставрации, а также памятника родителям Преподобного – Кириллу и Марии.

К 700-летию святого – смотрите сегодня на нашем канале в 19.15 документальный фильм «Сергий Радонежский. Путь подвижника». А сразу по его окончании, в 19.40 – трансляцию праздничных торжеств из Сергиева Посада.

Все материалы темы>>>

Новости культуры

5 июля
Икона «Обретение мощей преподобного Сергия»

1422 год. 5 июля были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского

«Телесные останки преподобного Сергия находились в земле в продолжение 30 лет и были изнесены из нее по особому откровению. Близ монастыря преподобного жил один благочестивый человек, который имел великую веру к нему и который часто приходил молиться к его гробу. В одну ночь, когда после домашней молитвы он сведен был в тонкий сон, явился ему преподобный Сергий и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей, в которой вода утесняет (заливает) мое тело». Благочестивый муж, от видения исполнившись страха и радости, поспешил сообщить о нем игумену, которым оставался тот же ученик преподобного – Никон. Выслушав рассказ мужа, Никон возвестил о нем всему братству монастыря, все возрадовались и положили изнести тело преподобного из земли. Далеко пронеслась весть о намерении монастыря открыть мощи преподобного, и на торжество их открытия собрались многие священные лица и многие князья, между которыми первенствовали крестный сын преподобного и усердный попечитель его монастыря князь Звенигородско-галичский Юрий Дмитриевич (сын Донского и брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича). «И тако, – говорит повествование об открытии мощей, – священный собор, открывше чудотворный гроб, вкупе благоухания и аромат духовных исполнишася и видеша чудное зрение и умиления достойно, яко не токмо честное святаго тело цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше всяко и тлению никакоже сопричастна, и вода от обою страну ковчега (гроба) стояше видима, телесе же святаго и риз его никакоже прикасаема». Торжество открытия мощей имело место 5 июля 1422 года»
Цитируется по: Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад,1892 Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского:
К сказанному прежде следует добавить повествование о том, когда и как были обретены мощи святого. По прошествии тридцати лет после преставления Преподобного Господь Бог захотел еще больше прославить Своего угодника и обитель Свою расширить, воздать ей больше чести. В то время бывал в обители некий благочестивый муж, весьма почитавший святого, потому что жил близ обители его, часто молился у гроба Преподобного и видел от гроба его множество чудес. Однажды ночью, молясь, он заснул тонким сном, и вот явился ему блаженный Сергий, говоря: «Передай Игумену обители: почему вы оставляете меня так долго во гробе, покрытого землей? Ведь вода теснит мое тело!» Проснувшись, сей дивный муж, объятый страхом и радостью, немедленно рассказал о видении ученику святого, Игумену Никону. Услышав об этом, Игумен возвестил всему братству, и все как один возрадовались величайшей радостью, и весть о том разнеслась повсюду. И вот собрались владетельные князья, и Священный Собор, и Великий и достохвальный князь Георгий Димитриевич, принявший крещение от святого, – христолюбивое его чадо. Князь имел великую веру к Преподобному, отцу своему, весьма заботился о его обители и воздавал ему достойную честь, прилежно и с усердием служа святому, – воистину чудного отца совершенное в добродетелях чадо.
Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб, все вокруг исполнилось благоухания и тонкого аромата, и все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением. Вода стояла с обеих сторон гроба, но тела святого и риз его не касалась. Увидев это, все прославили Бога, ведь тело Преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым. И в 5-й день месяца июля устроили радостный праздник и с почестями, со псалмами и пением положили честные и многоцелебные мощи его в раку, где они пребывают и доныне, всеми видимые, и неоскудно подают исцеление приходящим с верою.
Между тем Настоятель, и весь Священный Собор, и ученики блаженного с Великими князьями, посовещавшись, решили сделать благое дело – построить каменную церковь над гробом святого. И вот с помощью христолюбивых князей, почитающих святого верою и любовию, достойный ученик Преподобного, игумен Никон, возгоревшись духом, вместе с братией отважился на великий подвиг, от души желая, чтобы еще при жизни его был завершен святой храм Единосущной Троицы, который начали строить в монастыре в похвалу своему отцу, и желание это сбылось вскоре – молитвами Преподобного, по прошению Игумена. Он, как мы сказали, воздвиг прекрасную церковь и украсил ее чудесной росписью и всевозможными украшениями. Отцелюбивый же прежде упомянутый достойный сын более других старался об устроении храма. Скажем и о том, как чудесно исполнилось желание преподобного отца, Настоятеля Никона: он пригласил чудных, добродетельных старцев-живописцев, Даниила и Андрея, о которых мы уже говорили, стяжавших истинное духовное братство и великую любовь к себе. Они украсили росписью церковь эту уже под конец своего богоугодного и блаженного жития и отошли ко Господу в духовном союзе друг со другом, как и здесь жили. А эту последнюю роспись оставили в память о себе, всем на обозрение.

Цитируется по: Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. — М.: 1897

Мир в это время

    В 1422 году турецкие войска осаждают столицу Византии, Константинополь
    Карта Константинополя. К.Буондельмонти. 1422 год После смерти Мехмеда I в отношениях Турецкого государства и Византии произошли коренные перемены. Новый султан, Мурад II, (1421—1451) вернулся к агрессивной политике своего деда Баязида I. Этому способствовала внутренняя консолидация Османской державы, укрепление ее экономики, сплочение вокруг центрального правительства феодальной знати, заинтересованной в завоевательных походах.
    Первый удар турок снова обрушился на Византийскую империю. Мурад II имел особые причины быть недовольным византийским правительством, которое в 1421 г. оказало тайную поддержку его брату Мустафе, восставшему против султана. Разбив Мустафу, султан летом 1422 г. осадил Константинополь. И хотя на этот раз осада оказалась безуспешной, она являлась как бы прелюдией трагических событий 1453 г.
    Турки не ограничились нападением на столицу империи и уже в следующем, 1423 г. вторглись в Южную Грецию, а затем на Пелопоннес. Морею не спасла длинная стена, построенная императором Мануилом II на Коринфском перешейке (Истме) для защиты Пелопоннесского полуострова. Стена была разрушена.
    В 1424 г. император заключил позорный мир с султаном, согласно которому Византийская империя вновь становилась данницей турок. Однако вскоре Византию постиг еще более тяжелый удар. Фессалоника, некогда второй по богатству город империи, переживала столь глубокий упадок, что ее последний правитель, третий сын Мануила II деспот Андроник, не будучи в состоянии спасти город от голода и защитить от турок, предпочел продать его в 1423 г. за большую сумму венецианцам.
    Цитируется по: История Византии. Сборник. Том 3\\Сказкин С.Д. М.: Наука, 1967

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *