Где найти духовного наставника?

Как найти духовного руководителя?

Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка – твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

Тайна Божиего попечения

Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов):

– Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.

У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви

Иеромонах Иларион (Резниченко):

Иеромонах Иларион (Резниченко) – Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, Предание Церкви, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник – это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, – в нем нет никакого смысла, а только вред.

Бог пошлет тебе духовного руководителя – только не пропусти

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

Протоиерей Сергий Правдолюбов А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.

Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим духовник. Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать – и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить – даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Послушание – это принцип богоподобия

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов:

– Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа – принципа послушания. Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания – это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное – трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит – без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, – хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом

Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник

Протоиерей Олег Стеняев:

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет – спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.

Протоиерей Олег Стеняев Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника – тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел – всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин:

– Тот, кто вовремя нашел духовника, – счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника – бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.

Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.

Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник – это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.

Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.

Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада

Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.

Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Духовник видит нас со стороны

Священник Александр Сатомский Священник Александр Сатомский:

– Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.

Духовник – это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины – каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад

Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик:

– Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в армии, так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.

Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.

Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы – ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.

Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.

Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.

Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.

Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26–27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.

Каковы черты подлинных пастырей? – Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть

Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника – такое терпение и любовь.

Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником – не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». – «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, – и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. – Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.

Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».

Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями

Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.

Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению – а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.

Как найти духовника

03.08.2016 Православный портал «Приходы» опубликовал наставления епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, которые прозвучали 24 марта в Покровском храме ставропигиального монастыря на встрече, посвященной Таинству покаяния.
– Как найти духовника? Конечно, хорошо бы, чтоб это был мудрый старец, который знал бы волю Божию, был бы прозорлив, преисполнен любви. Чтоб это был человек, приближаясь к которому, вы сразу чувствовали особое поле благодати.
Всё-таки должен вас предупредить, что, наверное, искать такого старца в духовники – задача для нас с вами непосильная и на самом деле духовник не обязательно должен быть таким опытным духовным старцем. С другой стороны, конечно, нельзя «бросаться» на любого священника. Об этом предупреждает Иоанн Лествичник: когда ищем себе руководителя, мы должны быть осторожны, чтобы вместо опытного кормчего не попасть на совершенно иного управителя кораблём, что может привести к очень тяжёлым последствиям. Поэтому нужно выбрать лучшего из всех священников, которых мы сами знаем, и потратить на это время, силы, искать не лёгкий путь, не того, кто ближе к нам находится или к кому меньше народу ходит на исповедь (чтобы быстрее к нему подойти), а того, кто лучше поможет нам избавиться от наших грехов и наших страстей.

Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели.

Св. Иоанн Лествичник

Как выбрать лучшего духовника, и каковы его признаки? Во-первых, это священник, который сам стремится к спасению и сам имеет духовника. Потому что если священник не имеет духовника, то он, наверное, не сможет помочь другим, ведь всегда были трудности с воспитанием детей у тех родителей, у которых не было ни папы, ни мамы. Если человек сам не научился слушать, то как он может научить этому других? Это очень важный момент. И, конечно, священник должен сам соблюдать церковные уставы, он должен молиться, поститься, стараться смиряться, жить по Евангелию. Священник должен быть благоговейным. Он, может быть, не всегда совершенный и не во всём исправный, но всё-таки стремящийся к спасению, усердию. И стремящийся к усердию не только в проповеди на словах, но и в своей жизни.
Духовник должен быть обязательно строгим и исполненным любви. Любовь и строгость –необходимые качества хорошего духовника. Их соотношение может восприниматься вами по-разному. Если вы стремитесь к спасению, если вы настроены решительно, то поможет вам очень строгий духовник. Из летописи мы знаем, что у одного монаха был строгий духовник, послушники которого голов не жалели. И сам Акакий Синайский был часто побиваем этим духовником. И он очень радовался этому. Приходил к своему духовному собрату и говорил: «Вот, я сегодня получил порку», и там, не знаю, показывал глаз побитый, щёку пораненную…
А бывают такие духовники, которые на всё благословляют, всё разрешают, всегда улыбаются, всё прощают, любят, не ругаются никогда, являют собой пример кротости, смирения и вообще… Есть крайности. Надо выбрать себе такого, который вам подойдёт. Такой духовник, как у преподобного Акакия, вряд ли подойдёт кому-нибудь, с другой стороны, священник, который всё разрешает, никогда ни на что не смотрит строго, прощает всё, наверное, тоже не нужен. Всё-таки нужен священник, который был бы строгий в какой-то степени. И здесь вопрос, в какой степени… Лучше человеку поискать разных священников и посмотреть на меру их строгости. Но любовь и строгость – это не противоположные качества: очень любящий духовник может быть очень строгим. Так веди и Бог – Он же строгий, но никто не любит нас так, как любит Бог.
Конечно, у духовника есть человеческие качества, которые бывают тоже важны людям. Помимо образованности священника обратите внимание на то, какие черты характера у него сильные, положительные. Есть люди, которые любят шутливых духовников, есть те, которые любят, наоборот, духовников спокойных, смиренных. Разные бывают качества. И поэтому, конечно, нужно искать такого духовника, который подошёл бы вам в меру строгости, а также и в меру времени, которое он может вам уделять. У духовника должно быть расположение отвечать на ваши вопросы, уделять вам время. Лучше выбирать того, кто вам больше всего подходит.

Духовника нельзя не почитать. Нужно его слушаться, любить, заботиться о нём. Если появляется ревность, обидчивость, это знак неправильного отношения к духовнику. Нужны добрые взаимоотношения между членами покаянной семьи. Ведь у каждого духовника образуется некая покаянная семья, это его духовные чада, и нужно, чтобы они тоже жили в мире. Нужна община, соединяющая людей, хотя это не всегда бывает. Но всё-таки это нормально, если существует такое сообщество – духовная семья, которая объединяется вокруг духовника.
Нужно помнить, что духовник нужен для духовного руководства, а не для приятности душевного общения. Нельзя дружить с духовником. Здесь есть некая опасность (особенно для одиноких женщин), когда к духовнику появляется некоторая привязанность. Возможно, в этом нет ничего плохого, но тогда в отношениях появляется какая-то душевность, и, к сожалению, в наше время бывают очень неприятные истории, связанные с этим. Нужно обязательно иметь в виду: духовник – это человек, не ангел, и нужно уметь строить отношения духовные, а не душевные. Об этом нужно обязательно помнить.
Если пока что вы не можете выбрать духовника, которому полностью доверитесь, я посоветовал бы вам на первом этапе выбрать исполняющего обязанности духовника. Или временно исполняющего обязанности духовника. Пусть вы пока и не можете ему довериться всецело, но всё-таки лучше исповедоваться у какого-то одного священника и стараться его слушаться. И посмотрите, насколько вам помогают именно его советы, насколько вы можете сносить его строгость, насколько его мягкость вас расслабляет и, может быть, делает вас безразличными к исправлению жизни. И не надо договариваться с ним: «Вы будете моим духовником, а я – Вашим духовным чадом», лучше с этим не спешить. Это должно появиться само собой в процессе духовных отношений. Кроме того, в конце концов, здесь инициатива должна исходить не от духовника («Ты теперь моё духовное чадо»), это не должно быть «подписанием договора» («Я обязуюсь быть духовным чадом, Вашей духовной дочерью», подписываете, ставите печать и всё теперь, договорились). Нужно, чтобы это просто возникло в процессе ваших отношений.
Очень часто священник не считает себя вправе называть духовным отцом – и это правильно. В Евангелии об этом прямо говорится: «Не называйте себя отцами, один у вас Отец Небесный». Но мы вправе называть так тех, кого уважаем, почитаем. И как мы называем папу папой, так и духовника, который помогает нам в духовном отношении, можем называть духовным отцом, а себя считать его духовным чадом.

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 8-12

Если священник признал вас духовным чадом (не обязательно в результате высказанного решения), то есть если эти отношения начались, то, конечно, нужно рассказать ему не только о своих грехах. Потому что очень часто человек на исповеди говорит только о грехах (а бывает, наоборот, рассказывает о чём угодно, но только не об этом), и священник, особенно не очень опытный, может подумать об исповедующемся: «Вот, он такой грешник», а у грешника этого может быть столько хорошего в жизни! Духовнику нужно, конечно, в первую очередь отпускать ваши грехи, но он должен понимать всю сферу ваших жизненных интересов, чтобы помочь вам правильно сориентироваться в жизни: как вы живёте, каковы ваши взгляды, какая у вас история, как вы обратились к Богу, каковы ваши родители, как вы провели детство, какие у вас интересы, с кем вы дружите, что вы читаете… Например, я лучше начинаю понимать человека, когда знаком с его близкими. Простые священники будут лучше вас понимать по вашей обстановке, по людям, с которыми вы общаетесь, и тогда лучше помогут вам жить праведной жизнью. Поэтому если начинаются такие постоянные отношения со священником, то нужно, чтобы он побольше вас узнал, и хорошо бы найти время, чтобы ему рассказать обо всём, посоветоваться, обсудив всё с ним. Хорошо для знакомства пригласить священника домой, собрав всех родственников, друзей, приготовив насущные вопросы. И тогда он сможет больше помогать вам.
Если вы до этого уже исповедовались в своих грехах, то, когда другой священник становится вашим духовником, нужно ему рассказать более подробно о своем духовном пути, о ваших немощах, о предыдущих грехопадениях, которые были до знакомства с ним. Да, вы уже раскаялись в грехах, но он должен знать о тех ранах, которые остались на вашей душе после тяжёлых грехов. Он должен понимать, что с вами было раньше, чтобы в дальнейшем как-то вам помочь.
Конечно, лучше, чтобы в отношениях с духовником была, с одной стороны, строгость, с другой – некая простота. И спрашивать нужно священника обо всём, в чём вы имеете нужду. Спрашивайте даже о мелочах, если есть такая нужда у вас. Если он говорит: «Решай сам», тогда решайте сами. Если он говорит, допустим, что не надо спрашивать – ну, не надо спрашивать. Но всё-таки лучше спросить. И в процессе этих отношений он будет всё о вас знать, и вы будете знать, как поступать…
Если возникает какое-то умственное недоумение в отношении духовника, то лучше обсудить это с его духовником. Ведь не всегда можно священнику сказать, какие помыслы появляются в отношении него, и не всегда можно рассказать о своём отношении к его идеям, поэтому очень важно говорить с его духовником, а если вы его не знаете, то с каким-то более опытным священником. Но лучше не обращаться к настоятелю того храма или сослужителю, потому что они живут одной семьёй, и иногда это может иметь не очень хорошие последствия».
По окончании беседы владыка Пантелеимон ответил на вопросы прихожан.
— Как найти духовника?
– Нужно молиться Богу. Говорят, что духовник посылается Божией Матерью. Нужно молиться Богу и просить, чтобы Божия Матерь указала вам на того, кто будет вашим духовником. Молиться обязательно.
— Как узнать, есть ли у священника духовник? Просто подойти и спросить?
– Если у вас есть духовник, об этом уже не спрашивают. Тогда спрашивать уже ничего не надо, нужно довериться и с верой слушать его. Но если вы ищете духовника, тогда этот вопрос вполне уместен. Можно спросить у других мирян. Это важный вопрос, потому что если возникают проблемы со священником, а они иногда возникают, то, конечно, эти проблемы лучше разрешать их с его духовником.
— Что делать, если духовник не даёт наставлений?
– Есть батюшки очень скромные и смиренные, очень хорошие. И они считают себя недостойными что-то говорить. Поэтому нужно всегда после исповеди спросить: «Батюшка, а что мне делать, чтобы не повторять грехов?». Я думаю, это обязательное правило, как нужно исповедоваться. И затем нужно послушаться. И помолиться, чтобы Бог через него открыл, что нужно делать. Если же вам даёт епитимью не духовник, то эту епитимью, конечно, можно исполнять, в общем-то, она особой силы не имеет. Епитимью дать человеку может только духовник.
— Есть ли различие в понятиях «духовник» и «духовный отец»?
– Некоторые различают эти понятия, некоторые считают, что они совершенно равнозначны. Можно сказать, что духовный отец это нечто большее, чем духовник…. Тогда духовник – человек, которому исповедуешься, а духовный отец тебя родил, покрестил, помог прийти к Богу, переродиться.

— Что делать если подросток не хочет исповедоваться?
– А что с ним делать? Можно его любить, можно его просить, но делать это очень аккуратно, чтобы наши действия не оттолкнули его. По отношению друг к другу руководствоваться нужно принципом «не навреди другому человеку». Нужно быть очень осторожными здесь.
— Должен ли быть у ребёнка духовник?
– Если у ребёнка есть хороший духовник, то это залог прохождения подросткового возраста более или менее безболезненно. Когда у ребёнка имеется авторитет и он не слушается родителей, духовник может скрасить его общение и помочь ему пройти через эту опасную пропасть. Общение с батюшкой, который не знает его и его родителей (и не имеет общения с ними) для ребёнка будет формальностью. Священник должен сохранять контакт с ребёнком, тот должен чувствовать, что священник его любит, знает именно его, помогает ему. Может быть, ребёнок услышит только несколько слов, фраз, но он всё-таки должен видеть в священнике отца. И тогда это поможет сохранить его любовь к Богу и через священника сохранить связь с Церковью.
И даже если он уйдёт, он вернётся в Церковь, помня об этой любви: пока священник с ним разговаривал во время исповеди, его любили, прощали, ему помогали, его поддерживали, утешали, ободряли, предостерегали, говорили ему что-то важное. Очень важно, чтобы у ребёнка был духовник.
— Получается, нужно вначале найти для себя духовника, а затем для ребёнка.
– Хорошо, если духовник один, конечно. Правда, стоит здесь быть осторожным, потому что иногда дети думают, что священник рассказывает об их грехах родителям, если он ведёт себя не очень хорошо. Или родители говорят священнику о грехах ребёнка.
Воспитать ребёнка без духовника очень сложно, и родители нуждаются в совете духовника о том, как быть со своим чадом.

Духовник наставник или духовный отец как найти в православии

Проблема поиска духовного наставника в жизни христианина во все времена была острым и, в то же время, дискуссионным вопросом. Обратившись к ее правильному пониманию и разрешению к Священному Писанию, мы найдем, что Господь предлагает считать истинным Путеводителем нашей жизни исключительно Бога: «И «отцом» никого на земле не зовите – у вас лишь один Небесный Отец. И пусть не зовут вас «наставниками», потому что у вас лишь один Наставник – Помазанник Божий» (Мф., 9-10). Действительно, многие наши проблемы, глубинная суть которых вскрывается на страницах Библии, мы можем решить и сами, полностью доверившись Богу.

Вместе с тем Христос основал Церковь, главной задачей которой становится духовное водительство верующих к Богу. А это предполагает наставничество Церкви в лице ее представителей как в священном сане, монашествующих, так, в более редких случаях, мирян. История христианства дает нам множество примеров святых, которые своей жизнью являлись духовным маяком многим поколениям людей.

Как найти своего духовного отца

Но где и как найти своего духовного отца, какими качествами он должен обладать? Не менее важный вопрос: равнозначны ли для нас духовник и духовный отец, или это разные понятия? Готового ответа здесь, разумеется, нет. Поиск такого человека может продолжаться и всю жизнь. Одно несомненно, что в его основу должно быть положено молитвенное упование на волю Божию, посредством которой устраивается и весь мир. Как только верующий человек достигает известной духовной зрелости, в его жизни появляется и наставник. Не нужно отчаиваться, когда его все нет и нет, быть может это испытание на серьезность наших поисков.

Не обязательно, что духовный отец должен быть священником, монахом. Им может стать и мирянин, вера и подлинно христианская жизнь которого способна увлечь многих на путь к Богу. Но все-таки, следуя православной, в большей степени монашеской, традиции, многие из нас ищут своего духовного руководителя среди священников.

Не надо далеко ходить за именами. Можно назвать таких известнейших людей, как архимандрит Успенского Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин,+2006), или недавно почивший схиархимандрит и духовник Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов, +2017).

Громадным авторитетом для интеллигенции служил и о. Александр Мень, трагически погибший в 1990 г. На его книгах и проповедях выросло не одно поколение христиан. Служение некоторых из этих подвижников благочестия заинтересованный читатель без труда найдет в известной книге митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

Духовные отцы не перевелись и в наши дни.

Многие из них живут недалеко от Москвы. Назовем хотя бы некоторых из них: Архимандрит Паисий

(Столяров, р. 1926), один из старейших священнослужителей Московской епархии. На протяжении более 48 лет с любовью и благоговением батюшка несет свое служение в с. Очево Дмитровского района Московской области и несмотря на свой почтенный возраст всегда находит время для встречи и беседы с паломниками.

Еще один старец, который стал для многих людей их духовным ориентиром, это

Отец Власий

схиархимандрит Пафнутьево-Боровского монастыря. Его авторитет настолько велик, что очередь жаждущих попасть к нему на прием может растягиваться на несколько дней.

Не меньшим авторитетом у верующих пользуется

Схиархимандрит Илий

(Ноздрин, р. 1932), духовник монастыря Оптина пустынь, и личный духовник патриарха Московского Кирилла.

Одним из любимых и почитаемых духовников Московской епархии является

Протоирей Валериан (Кречетов)

служащий в с. Акулово (г. Одинцово). С большим вниманием, кротостью и смирением батюшка общается с прихожанами, паломниками Покровского храма, где он служит. Кроме того, о. Валериан известен как автор многих книг на духовно-нравственные темы.

Широкую известность духовидца и специалиста по экзорцизму получил

Архимандрит Герман (Чесноков, р. 1941)

Он является настоятелем храма св. Петра и Павла в Троице-Сергиевой лавре. На его отчитку стремятся попасть люди, находящиеся в тяжелейших духовных искушениях.

Конечно, мы упомянули только несколько из наиболее известных прозорливых батюшек нашего времени, и многое в выборе того или иного старца всегда будет зависеть от индивидуальных предпочтений, специфике служения, их удаленности. Но это всегда будет живое и непосредственное общение с особенными в духовном отношении людьми, наделенными дарами и благодатью, в каждом из которых, откроется тот самый, быть может, давно искомый духовный отец, которого так жаждет наша душа.

Поездка на духовную беседу

Благотворительная поездка Если Вы можете добраться к батюшке лишь бесплатно, то узнать подробности этого способа можноАвтобусный рейс с группой Удобная поездка на автобусе с группой до 53 человек строго по расписанию от 2000 ₽. Подробнее Комфортный маршрут на легковом автомобиле Индивидуальная поездка на легковом комфортном автомобиле в любую удобную для Вас дату и время. ЗДЕСЬ

Старцы нашего времени

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *