Где оптина пустынь?

. От издательства – 5_______Об авторе – 8_______ВВЕДЕНИЕ – 13_______Глава I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТАРЧЕСТВА – 14_______Глава II. РАСПРОСТРАНЕНИЕ УМНОГО ДЕЛАНИЯ НА РУСИ – 46
Предварительный обзор – 56
Митрополит Гавриил Санкт-Петербургский – 61
Архимандрит Феофан Новоезерский – 65
▪ Наставления архимандрита Феофана – 81
Преподобный Серафим Саровский – 83_______Глава III. ИСТОРИЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. АРХИМАНДРИТ МОИСЕЙ – 91
Оптина Пустынь. Ее значение в духовной и культурной жизни России – 91
История возникновения Оптиной Пустыни – 95
Архимандрит Моисей – 98
Письмо отца архимандрита Моисея Оптинского к сестре своей монахине Максимилле – 103_______Глава IV. ОСНОВАНИЕ СКИТА ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. ИГУМЕН АНТОНИЙ – 105_______Глава V. НАЧАЛО ОПТИНСКОГО СТАРЧЕСТВА. ИЕРОСХИМОНАХ ЛЕВ – 113
Начало оптинского старчества – 113
Схимонах Феодор – 114
Иеросхимонах Лев – великий старец – 118
Послесловие – 132_______Глава VI. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ – 134_______Глава VII. СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ МАКАРИЙ – 176
Оптинское книгоиздательство – 188
Письма оптинского старца иеросхимонаха Макария – 194
▪ Введение – 196
▪ Семь писем старца Макария к мирянину – 198
▪ ▪ Письмо 1 – 199
▪ ▪ Письмо 2 – 200
▪ ▪ Письмо 3 – 202
▪ ▪ Письмо 4 – 209
▪ ▪ Письмо 5 – 210
▪ ▪ Письмо 6 – 211
▪ ▪ Письмо 7 – 213_______Глава VIII. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КИРЕЕВСКИЙ – 215
Антропология и гносеология философии Киреевского – 229
Письмо И.В. Киреевского к старцу Макарию – 237_______Глава IX. ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ КИРЕЕВСКИЙ – ПРАВЕДНИК В МИРУ – 241_______Глава X. СТАРЕЦ АМВРОСИЙ – 268
Основание Шамординского монастыря и кончина старца – 299_______Глава XI. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ – 307_______Глава XII. СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ ИОСИФ – 312_______Глава XIII. СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ АНАТОЛИЙ СТАРШИЙ – 324
Письма старца Анатолия – 333_______Глава XIV. СТАРЕЦ ВАРСОНОФИЙ – 336
«Возрождение» – 336
Прозорливость старца Варсонофия – 358
Записи Сергея Александровича Нилуса – 364
▪ Язык имен и цифр – 366
▪ Встреча в трамвае – 367
▪ Смерть оптинского благочинного о. Илиодора – 368
▪ Реставрация Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери – 371
Духовная связь между праведным отцом Иоанном Кронштадтским и старцем Варсонофием – 374
Случаи исцелений – 381
Старец Варсонофий и Лев Толстой – 385
▪ Беседа старца Варсонофия с С А. Нилусом – 385
▪ Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого – 390
«Осень». Оптинская смута и кончина старца – 396_______Глава XV. СТАРЕЦ ФЕОДОСИЙ – 418_______Глава XVI. СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ МЛАДШИЙ – 421
Старчество отца Анатолия до революции – 421
Великий старец «Тихого приюта для отдыха страдающей души» – 429
Прозорливость старца Анатолия – 434
▪ Рассказ матери Николаи – 434
▪ Рассказ Елены Карцевой – 437
▪ Из воспоминаний матушки Евгении Григорьевны Рымаренко – 439
▪ Из частных писем к И.М. Концевичу – 440
▪ Пустите детей приходить ко мне – 441
Блаженная кончина старца Анатолия – 454
Протоиерей Николай Михайлович Сангушко-Загоровский (в монашестве Серафим) – 457_______Глава XVII. СТАРЕЦ НЕКТАРИЙ – 471
Юные годы отца Нектария и период до старчества – 472
Старчество отца Нектария в Оптиной Пустыни – 499
Конец Оптиной Пустыни. Жизнь в Холмищах – 520
Наставления отца Нектария – 529
Воспоминания об отце Нектарии его духовного сына протопресвитера Адриана Рымаренко – 536
▪ Правша благочестивой жизни – 538
Случаи прозорливости и чудесной помощи – 545
▪ Письма монахини Нектарии (Концевич) – 545
▪ «Вечер» старца Нектария – 550
▪ «Не гонитесь за большим» – 554
▪ «…Улетишь, как птичка, у тебя будет много детей» – 563
▪ «Ты еще ничего не знаешь, что будет» – 566
▪ Рассказ актера Михаила Чехова – 569
Старец и патриарх Тихон – 572
Кончина отца Нектария – 575
▪ На могилке батюшки Нектария – 579
Обращение спирита – 583_______Глава XVIII. УЧЕНИКИ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ – 600
Епископ Иона Ханькоуский – 600
Протоиерей Василий Шустин – 609_______Глава XIX. ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ПИСАТЕЛИ, ЕЕ ПОСЕЩАВШИЕ – 612
Николай Васильевич Гоголь – 612
Федор Михайлович Достоевский – 615_______ПОСЛЕСЛОВИЕ – 618_______Указатель имен – 620

Оптина пустынь – один из самых больших и известных монастырей в России, расположен в самом сердце Европейской части страны, в Калужской области, недалеко от г. Козельска.
В 1238 г. во время татаро-монгольского нашествия небольшой Козельск, в котором было всего 4 тысячи жителей, героически держал оборону долгих семь недель. За время осады полегло много знатных ордынцев. Разозленные татары сожгли Козельск. Они же прозвали его «злым городом».
Русские люди, героически сражавшиеся с захватчиками, воевали не только за свой народ, но и за православную веру. Так, вокруг сгоревшего Козельска стали появляться православные обители. Монахи начинали вести отшельническую жизнь, вокруг них формировалась братия, а в итоге возникали монастыри. Исключением не стала и Оптина пустынь.
История возникновения Оптиной пустыни овеяна легендой. Известно, что монастырь появился здесь в 15 в. А основателем Оптиной пустыни был разбойник, которого звали Опта (или Оптий). Он раскаялся в своих грешных земных делах, и на берегу Жиздры, реки, на которой сегодня стоит монастырь, срубил себе келью. С отшельнической жизни Оптия, которого после принятия пострига стали звать Макарием, и началась история Оптиной пустыни.
Жизнь монахов в Оптимой пустыни ничем не отличалась от жизни в других монастырях. Весь день братия проводила в трудах и молитвах. Во время правления Петра I Оптину пустынь упразднили. Но когда монарх умер, монастырь начал потихоньку возрождаться.
До XVIII в. материальное состояние монастыря было тяжелым. В 1773 г. в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в конце XVIII в. обстановка изменилась. А в 19 в. монастырь особо стал известен своими старцами. Старчество становится основной чертой Оптиной Пустыни. Начало старчества в Оптиной пустыни относится ко времени переселения в нее старца прп. Льва (Наголкина; 11/24 окт. 1841) в 1829 г.
Кроме о. Льва, необходимо вспомнить о старцах Макарие, Анатолие Старшем (25 янв./7 февр. 1894) и Анатолие Младшем, Иларионе (18 сент./1окт. 1873), Иосифе (9/22 мая 1911), Варсонофие, Нектарие, Никоне (25 июня/8 июля 1931).
Особенно большую известность получил о. Амвросий.
В своих наставлениях старцы учили народ, как понимать Евангельское учение, как врачевать свои душевные немощи. Их наставления были просты, правдивы, чужды всякой искусственности, сердечны, их ответы дышали любовью и спокойствием. Казалось, что старец видит душу приходящего насквозь, видит все болезни души, знает, как помочь, и помогает, утешает. Каждому старец давал наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого обращавшегося к нему, старался определить его личный характер, его склонности, с любовью указывал лучший исход, и очень многие уходили от него утешенными, с облегченным сердцем. Слава об Оптиной Пустыни и ее старцах разносилась по всей России и за ее пределами.
Но вскоре грянули лихие события начала 20 в. Монархия пала. Новая власть в 1923 г. закрыла все храмы Оптиной пустыни, а на её территории была организованна лесопилка. Чуть позже появился и дом отдыха для трудящихся. Последним старцем Оптиной пустыни был отец Нектарий. После установления советской власти и новых порядков, о. Нектарий был насильно отправлен в больницу Козельска.
В 1987 г. началось возрождение монастыря. Он снова распахнул свои двери для верующих.

Основатель Оптиной пустыни — ОПТА

Исторической наукой принято считать основателем Оптиной пустыни покаявшегося разбойника Опту. Кто-то считает, что Опта был простым грабителем, кто-то — отважным казаком, нападавшим на отряды монголо-татар. Но суть — не в этом. Кем бы ни был Опта, он решил принести покаяние и оставить суетную жизнь. Его душа, возгоревшись пламенем любви ко Господу, пожелала уединиться в глухом лесу на берегу реки Жиздра. Говорят, что сначала Опта срубил себе келью, затем построил храм и собрав несколько других монахов утвердил здесь монашескую жизнь.

В монашеском постриге Опта получил имя Макарий. Это подтверждает тот факт, что Оптина пустынь до 17 века называлась Макарьевой.

Во времена социалистических гонений на Православие, некоторые историки попытались поставить под сомнение сам факт жизни Опты. Подобное они делали со многими святыми в том числе и даже осмелились утверждать, что якобы Иисуса Христа не существовало, что это миф. Веры таким «историкам», конечно, нет. Так один из них Олег Кочладзе старался убедить читателей, что в русском языке есть слово «опт», выражающее количество чего-либо, поэтому якобы монастырь назывался Оптиной из-за проживания в нем женщин и мужчин. Это атеистическое мнение противоречит всем канонам Церкви. По мнению представителей современной исторической науки: это дешевая советская антирелигиозная пропаганда, демонстрирующая лишь полное невежество автора.

Кандидат богословия, доцент Московской Духовной Академии, кафедры библеистики, игумен Андроник (Трубачёв) вполне согласен с теорией построения обители покаявшимся разбойником. «Посмотрите, что первый, кто вошёл за Господом Иисусом Христом в рай, был благоразумный разбойник, обратившийся к Нему с покаянной мольбой», — пишет игумен. Сохранившиеся предания и документальные свидетельства вполне эту точку зрения утверждают.

Путеводитель по монастырю.

Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.

Выходим с автостоянки и идем к монастырю.

Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.

Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.

Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Святые врата обители.

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).

Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.

Паломническая трапезная.

При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.

Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.

Виды монастыря.

При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.

Иконная лавка внутри.

Церковная лавка.

Церковная лавка внутри.

Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.

В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.

Книжная лавка внутри.

Казанский храм. Внутренний вид.

В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.

Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.

Преображенский храм внутри.

Введенский собор – главный храм обители.

Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.

Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.

Владимирский храм.

Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.

Владимирский храм внутри.

Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.

Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.

Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.

Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.

Рядом с часовней находится братский некрополь.

Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.

Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.

Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.

По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин «О Панагии».

сичмичси

Самое драгоценное, самое великое, самое святое в нашей жизни — это Бог. Бог привел в бытие этот видимый мир, а также и невидимый телесными очами, т. е. мир ду­ховный, мир ангельский. Без Бога никто и ничто существовать не может. О Нем бо живем, и движимы, и есмы (Деян. 17, 28) — учит нас слово Божие. Любить и чтить Бога есть первейшая и важнейшая заповедь из всего Закона Божия.

Кто искренно от всей души любит и чтит Бога, тому Господь прощает многие грехи, в которых человек кается, — так учит Христос Господь наш (Лк. 7, 47).

Исходя из этого каждому, входящему во святую обитель или в храм Божий, требует­ся знать, что в Церкви существует, Самим Богом установленный, образ благоговей­ного поведения.

Для тех, кто мало знаком с церковной жизнью, для новоначальных христиан, напоми­наем несколько важнейших правил, которые человек должен свято соблюдать на свя­том месте:

Неблагоговейное отношение к святыне, разговоры и безвременное хождение в хра­ме во время богослужения, нарушающие молитвенный настрой богомольцев, — все это оскорбляет величие Божие и делает человека виновным пред Богом.

Еще из древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызыва­ющей соблазна. Горе тому человеку, через которого соблазн: приходит (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в храм Божий и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навле­кает на себя Божие осуждение и не может получить от Бога милости и прощения грехов.

Женщины должны быть с покрытой головой, ибо таково Божие повеление: Всякая жена, молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая (1 Кор. 11, 5). Недопустимо также прикасаться накрашенными губами к святым иконам и другим святым вещам.

Иногда случается находить на территории обители полиэтиленовые пакеты и су­мочки с изображенными на них святыми иконами, храмами и т.п. Эти пакеты пред­назначены для хранения в них каких-либо святынь и сами должны храниться в достойном месте. Если же такие пакеты приходят в негодность, то их должно сжи­гать, но не позволять, чтобы они лежали где-то на земле, а может даже и у кого-то под ногами. Это есть неблагоговение к святыне Божией, и за это от человека отсту­пает Божие благословение. Просьба не забывать об этом и не оставлять такие поли­этиленовые пакеты и сумочки, предназначенные для хранения в них каких-либо святынь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *