Где похоронили Иисуса?

Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня справа две лестницы ведут вверх, на Голгофу.

Голгофа — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Согласно традиции, в начале I в. Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-западе от города. Сегодня она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX в. некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.

Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.

Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.

Пространство на Голгофе разделено между тремя алтарями: Алтарь распятия, Алтарь гвоздей и Алтарь «Стабат Матер».

Распятие за престолом

Алтарь распятия

Слева находится Алтарь распятия, принадлежащий греческой православной церкви. Этот алтарь расположен над скалой там, где был установлен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Вокруг алтаря под стеклом можно увидеть поверхность Голгофы.

Под алтарём находится отверстие, куда можно опустить руку и дотронуться до скалы именно в том месте, где стоял крест с распятым на нём Христом.

Здесь находится XII стояние Крестного пути.

Алтарь гвоздей

Алтарь гвоздей

Алтарь гвоздей находится справа от Алтаря распятия. На этом месте солдаты сорвали с Христа одежды и разыграли их в кости. После этого здесь они пригвоздили Иисуса Христа ко Кресту. Алтарь гвоздей принадлежат францисканскому католическому ордену.

Здесь находятся X стояние и XI стояние Крестного пути.

Алтарь «Стабат Матер». Голгофа

Алтарь «Стабат Матер»

Небольшой католический алтарь «Стабат Матер» — Стояния Богородицы, расположен между алтарями Распятия и Гвоздей.

Он отмечает место, где по преданию, Богородица стояла при Распятии Сына у основания Креста.

Над алтарем возвышается вырезанная из дерева статуя Богоматери, подаренная в 1778 г. королевой Португалии и привезенная из Лиссабона. Рядом можно видеть множество драгоценностей, пожертвованных паломниками.

Меч пронзает сердце Святой Богородицы, символизируя пророческие слова Симеона Богоприимца:

Здесь расположена XIII стояние Крестного пути.


Одно из самых спорных исторических и религиозных мест в Иерусалиме. Находится оно в Восточной части Старого города, совсем недалеко от Дамасских ворот в крепость. Прямо рядом с воротами есть огромный автовокзал с заметными издалека павильонами, и рынок, а за ними стоят, уже немного опустившиеся в землю (и оттого с большой площадью нижу уровня дороги) Дамасские ворота — самые красивые в Иерусалиме. Так вот, прямо от ворот идет широкая улица Наблус, и на ней, если правильно следовать указателям (они везде), в переулке справа находится эта самая — Садовая гробница, или альтернативная могила Иисуса Христа. Гробница, признаваемая истинной половиной христианских церквей мира, и так же яростно отвергаемая второй половиной их.


Тут действительно, в соответствии с названием, разбить большой сад, и если пройти по нему до конца и подняться на смотровую площадку, то вашим глазам предстанут и стены Иерусалима, которые совсем рядом, и купола мечетей, и скалы бывших каменоломень, находившиеся в древности именно с этой стороны.
Первое впечатление от этого места, как правило, самое сильное. Парк и гробница тщательно охраняется, находится под постоянным контролем и уходом нескольких миссий и выглядит настоящим оазисом в довольно запущенном и неприглядном хаосе мусульманских старых кварталов. Напомню, что Дамасские ворота, проспект султана Сулеймана и автовокзал — это места многих терактов последних месяцев, и несмотря на присутствие военных патрулей, сама дорога к саду выглядит весьма подозрительной. Но внутри все в порядке.
Надо сразу сказать, что это место не признано православной церковью, католики тоже относятся к нему с сомнением, но практически все протестантские церкви считают его всамделишним местом погребения Христа и практически оккупировали его. Впрочем, для большинства безрелигиозных туристов это значения не имеет. Место очень комфортное, парк реально хорош для отдыха, даже просто перевести дух от жары тут можно без всяких помех. Ворота закрыты из соображения безопасности, но вам их откроют по звонку, а внутрь пускают бесплатно, хотя везде висят указатели на добровольные пожертвования вместо оплаты билетов. Причем оплатить можно на выходе, что многие и делают, впечатленные комфортом этого места.
Так вот, парк находится на месте гробниц и каменоломень, а скала, возвышающаяся над ним и над городской стеной, была сочтена археологами-протестантами 19-го века за Голгофу (поскольку реальная Голгофа была практически уничтожена еще в 4 веке) по своей форме черепа. Честно говоря, никакой формы черепа я там не углядел, но думаю, что археологи имели право на свое мнение. При этом главным фактором все-таки стали раскопки могил иудейского времени, вырубленных в полном соответствии со всеми канонами похоронных правил доримского времени, чего на месте старой Голгофы найти уже было нельзя. Надо сказать, что исследователи подтвердили, что могилы вполне могли быть теми гробницами, в одной из которых Иосиф Аримафейский положил тело Христа, распятого неподалеку. К тому же они находились за городом, в месте, которое было далеко от Храма, т е соответствовали описанию в Новом завете. Проблема в том, что место старой Голгофы было слишком хорошо известно всегда. И ошибка древних христиан и византийцев, построивших там первый храм Гроба Господня, практически исключалась. Хотя сама гробница Иосифа и вообще вся скала, где она была вырублена, была уничтожена при строительстве этого самого храма горе-архитекторами древности, так что представить себе, как она выглядела, мы теперь можем только по гробнице в Саду.
Во всяком случае, спор об этих двух местах между церквями продолжается уже полтора века. Но, как я уже сказал, сам парк тут прекрасен, и вообще место сильно отличается в лучшую сторону по атмосфере от того базара, в какой превратили храм Гроба Господня в Старом городе.
Поскольку место это все-таки предназначено для религиозного туризма, то придя сюда днем, вы практически постоянно будете натыкаться на группы паломников или даже общины в полном составе, устраивающие богослужения на открытом воздухе. Места тут много, есть специально оборудованные залы и площадки для собраний. так что никто никому не мешает.
Мало того, сад размещен на нескольких уровнях, и под одними площадками для собраний находятся другие, где тоже полно народу. Например, на одной читали проповеди, а под ними, если посмотреть в окна сверху, принимали причастие.
Но, как видим, никто никому не мешает и вообще, место очень толерантное ко всем взглядам, ничего ни от кого не требуют, разве только не мусорить и не ходить по газонам.
Собственно, главный объект всеобщего внимания и поклонения — гробница Иисуса Христа, — находится сбоку у скалы. Пройти к ней можно свободно, но надо проскочить между толпами очередных экскурсантов, выстраивающихся в длинные очереди, чтобы залезть внутрь.
Первое впечатление, когда подходишь к ней — это очень похоже на правду, и это реальная гробница Иисуса Христа. Хотя это обычная гробница доримского времени, и как считают историки, построена в числе многих тут еще в 4-5 веках до н.э., тут все в деталях соответствует описанному в Евангелиях, и вид, и отверстие, и желоб для каменного круга, закрывавшего гробницу….
Внутри все тоже внушает… Ничего такого вы в старом Гробе Господнем не увидите. Даже если эта могила — не настоящая гробница Иосифа Аримафейского, где похоронили Христа, ее стоит посетить для того, чтобы понять, как все выглядело на самом деле. Ложе для тела, рядом камера для другого тела, обычно эти гробницы были семейные. Надо заметить, что тела не клали тут на века, гробницы фактически не заваливали, а каменный круг периодически откатывали по желобу и входили внутрь, чтобы проверить состояние набальзамированного тела. Собственно, именно это и описано в Евангелии, когда женщины пришли через день после похорон к гробнице и обнаружили ее пустой с брошенными пеленами, пропитанными бальзамом и т п веществами. Так делали до тех пор, пока тело довольно быстро не истлевало до костей от пропитки разными составами, после чего скелет складывали в каменный ящик, оссуарий, и переносили в семейный склеп, а ложе освобождалось для следующего покойника.
Неудивительно, что сюда выстаиваются очереди. В пасхальные и прочие праздничные дни, как говорят, тут вообще не протолкнуться, но и в будни бывает столпотворение.
Можно просто поразиться тому, сколько народу из разных стран тут стоит в очереди и как они себя ведут. Некоторые поют, плачут или приплясывают, машут флагами, некоторые ползут на коленях и напоказ долго молятся. Такое последний раз я видел в Москве на Таганке, на дороге к монастырю, где похоронена русская «баба Ванга», святая Матрена. В любом случае, ничего пугающего тут нет, а зайти сюда стоит. Место очень позитивное, на самом деле.
Tags: Иерусалим, паломничество, памятники, религия

На первый взгляд — это обычные строительные работы, но атмосфера здесь особенная.

В Иерусалиме археологи вскрыли мраморную плиту, установленную на погребальном ложе Иисуса Христа. Почти половина тысячелетия этот камень хранил тайну его захоронения, и вот, сейчас ученые могут сделать сенсационные открытия.

Специальные приспособления, домкраты и стальные тросы. Археологи с большой осторожностью поднимают каменную плиту.

За происходящим внимательно наблюдают представители всех шести конфессий христианской церкви. Это, пожалуй, один из тех немногих случаев, когда священники пошли навстречу ученым и дали разрешение на изучение гробницы Иисуса Христа.

Мраморную плиту установили еще в 1555 году для защиты от паломников. Верующие разрушали святыню, откалывая куски камней от плиты, на которой, согласно христианской вере, после распятия покоилось тело Иисуса Христа, и по сей день тысячи христиан приезжают в это святое место.

Противомагия

Согласно Евангелию, гробница, в которой был похоронен Иисус Христос, находилась на северо-западе от Иерусалима, недалеко от горы Голгофы. В начале IV века над гробницей была возведена Кувуклия.

Это купольная часовня из желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. С тех пор, в Великую Субботу перед Пасхой, здесь совершается схождение Благодатного огня. Паломники со всего мира приезжают посмотреть на это чудо.

Разыскать пещеру, в которой покоилось тело Иисуса Христа, в IV веке приказал своим подданным император Константин I. Его мать, Флавия Юлия Елена Августа совершила паломничество в Иерусалим в 326 году. Считается, что тогда и был обнаружен Гроб Господень, Животворящий Крест и другие христианские реликвии.

Современный анализ места погребения Иисуса Христа позволит ученым узнать оригинальную форму гробницы и выяснить, почему святая Елена решила, что Христа похоронили именно тут.

Гробница Христа сохранилась в первозданном виде — это одно из главных открытий, которое буквально потрясло ученых, работающих в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Там впервые подняли мраморную плиту, установленную почти пять веков назад над местом погребения Иисуса.

Под постоянным и пристальным взглядом греческих, католических, армянских монахов святая святых — пределы гроба. Специалисты Афинского политехнического университета работали три ночи подряд, так, чтобы днем приезжающие со всего света паломники смогли попасть в закрытую строительными лесами кувуклию.

Под грудой камней обнаружилась мраморная плита с высеченным крестом. Осторожно, стараясь не повредить реликвию XII века, реставраторы открыли то, что почти два тысячелетия скрывала часовня гроба, вырубленная в известняковой породе, — погребальное ложе.

Данные придворных археологов и опросы иерусалимцев не оставили у нее сомнений: найденная пещера — это семейный склеп Иосифа Аримафейского, где ученики похоронили снятого с креста Иисуса Христа.

«По ряду косвенных признаков, естественно, можно было вычислить место. В преданиях это передавалось, я думаю, что это была достаточно точная передача координат», — говорит историк, автор книги королевские прогулки по Иерусалиму Михаил Король.

Те, кто видели тихие, заброшенные и почти не посещаемые туристами уголки храма, знают, что у подножия Голгофы в первой половине I века действительно было городское кладбище. То, что погребальное ложе Христа вполне аутентичное, доказывает склеп, который находится в комплексе храма Гроба Господня, всего в 10 метрах от кувуклии.

Пещера и два погребальных ложа — сюда покойника, завернутого в саван, клали на год. Через год тело истлевало, и кости собирали в специальный ящичек — оссуарий. Не было сомнений ни в Священном Писании, ни в предании, сложнее было договориться о реставрации кувуклии.

«Как человек стареет со временем, так же и дома, и храмы, — рассуждает клирик Иерусалимской армянской патриархии архимандрит Иммануил. — Их надо ремонтировать, реконструировать, охранять, чтобы передать следующим поколениям. Именно поэтому церковь благословила».

В северной стене кувуклии пробили специальное окно, в котором паломники увидят погребальное ложе пустым, каким увидели его жены-мироносицы две тысячи лет назад, когда некто в белых одеждах у отворенного камня сказал: «Не ищите живого среди мертвых».

Немногие даже из числа верующих знают, что помимо того Гроба Господня, за право обладать которым столь яростно сражались крестоносцы, в Иерусалиме существует и так называемый «альтернативный» Гроб или протестантская Гробница Иисуса, иначе называемая Могилой в саду, а также Голгофой Гордона.
История этого места такова.
В 1882 г. бравый английский генерал Чарльз Гордон разглядывал в бинокль со стены Старого города окрестности и вдруг обратил внимание на холм, по форме напоминавший череп.
Оригинал статьи на моем авторском сайте «Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах»
Генерал, конечно, знал, что название Голгофа буквально означает «череп» (от арамейского «гулголет») . Знал он и то, что лет за пятнадцать лет до него археолог Конрад Шик обнаружил на этом холме высеченную в скале гробницу и остатки ухоженного сада, явно принадлежавшего богатому человеку. В голове генерала одно мгновенно сложилось с другим: Голгофа, сад, захоронение, ибо в Евангелии сказано: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41); принадлежал этот сад богачу Иосифу из Аримафеи, который и похоронил снятого с креста Иисуса в своем саду. Между тем возле традиционной Голгофы в храме Гроба Господня следов сада обнаружено не было, Так родилась версия о захоронении Христа в Могиле в саду.
Голгофа Гордона находится неподалеку от Шхемских (или Дамасских) ворот (северный участок стены Старого города). В начале I века здесь была каменоломня, которая вместе с тем использовалась для казни через побивание камнями. Ныне рядом с ней располагается арабский автовокзал. Вид «Горы-черепа» тоже изменился — теперь сходство не такое явное: «глазницы» остались, но исчез «рот».
От ворот нужно перейти улицу и идти вдоль этого красивого здания — школы Шмидта.
Через полтораста метров табличка укажет дальнейшее направление.
За поворотом уже совсем близко.
В настоящее время Могила в саду находится под защитой и попечением независимого Британского благотворительного фонда «Общество Сада с Гробницей». Надо заметить, что Англиканская церковь хранит по этому поводу гробовое молчание.
При входе у вас вежливо осведомятся, откуда вы, и выдадут путеводитель. Есть и на русском языке. Вход бесплатный, хотя никто не возбраняет что-нибудь пожертвовать.
Путь к могиле — длинная, извилистая тропинка, петляющая по саду. Поначалу она выводит на Голгофу Гордона.
В то время, когда я вошел в сад, он был полон негров, которых понавезли белые миссионеры. Возле Голгофы один из них читал проповедь (или лекцию).
От Голгофы нужно вернуться и, завернув за угол здания с красной крышей, пойти на север.
Эта тропинка приведет к водохранилищу. Горловина его теперь накрыта.
Это — самый большой в Иерусалиме резервуар для хранения воды, вмещающий 900 тыс. литров. Считается, что он существовал уже до начала н.э.
Рядом с ним находится хорошо сохранившийся винодельный пресс также иродианской эпохи.
Он был раскопан в 1924 году и является одним из крупнейших сооружений в своем роде на земле древнего Израиля.
Эти находки свидетельствует о том, что владельцем этого сада являлся весьма состоятельный человек, возможно тот самый Иосиф из Аримафеи.
Наконец, идем к захоронению.
Попасть туда было чуть легче, чем в Мавзолей.
Руководил процессом какой-то клоун, видимо глава туристической группы.
К сожалению, гробница была завалена во время землетрясения в начале ХХ в., так что вход в нее раньше выглядел по-другому. Одновременно там с трудом могут находиться 4-5 человек. Но каменное ложе сохранилось, правда, оно так близко, что объектив фотоаппарата его с трудом берет.
Некоторые негритянки перед тем, как войти внутрь, впадали в натуральную экзальтацию, пели псалмы и какие-то песнопения. И вдруг негритянская тургруппа схлынула, как волна, сад опустел. Войди я туда в это время, то подумал бы, что это — самое необитаемое место в Иерусалиме.
Итак, еще раз основания, по которым данное место считается гробницей Иисуса:
1. Голгофа находилась вне черты города, возле оживленной дороги (из Шхемских ворот дорога ведет в Дамаск).
2. Сад принадлежал богатому человеку.
3. Гроб высечен из цельного камня и не являлся пещерой, образовавшейся естественным путем «…и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:59-60).
4. Он был запечатан большим дискообразным камнем, о чем свидетельствует желоб за внешней стеной.
5. Внутри места оплакивания должно было быть место для нескольких скорбящих «…первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса… То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам» (Лк. 24:1-4, 10).
6. Место погребения находится справа от гроба: «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду…» (Мк. 16:5) и его видно с улицы: «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб» (Ин. 20:5).
7. В раннем Средневековье здесь предположительно находилась церковь, о чем свидетельствуют два высеченных креста на стене, один из которых теперь находится внутри гроба.
Ныне с вершины холма мусульмане стреляют из пушки в ознаменование окончания священного месяца Рамадан. С этого же места, по их мнению, должно начаться воскресение мертвых перед Страшным судом (рядом — престижное арабское кладбище).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *