Гедеон Библия

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32 (170). История. Вып. 35. С. 88-94.

РЕЛИГИЯ. ОБЩЕСТВО. ВЛАСТЬ

П. И. Гайденко

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О СОСТОЯНИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ НА РУСИ НАКАНУНЕ КРЕЩЕНИЯ

Статья П. И. Гайденко посвящена вопросам религиозной жизни восточных славян накануне Крещения. Исследуя немногочисленные известия источников о деятельности на территории Руси до 988 г. церковной иерархии, автор стремится, в том числе, проанализировать и то, как эти свидетельства были отражены в историографии. Особое внимание автора привлекает проблема интерпретации сообщений письменных памятников о наиболее ранних упоминаниях источников о распространении христианских взглядов среди восточных славян.

Ключевые слова: Киевская Русь, церковно-государственные отношения, Русская православная церковь, христианство.

Принятие восточно-славянским обществом христианства — продолжительный процесс, растянувшийся во времени на столетия. Крещение Руси (988 г.), положившее начало «самостоятельной» деятельности русской церковной организации, было подготовлено довольно продолжительной деятельностью христиан на территории древнерусского государства. Несмотря на историографическую традицию, присваивающую русской иерархии изначальную самостоятельность, было бы ошибкой не учитывать то обстоятельство, что до 1448 г. русская митрополия являлась неотъемлемой частью Константинопольского патриархата, а в наиболее ранний, т. н. Киевский, период своего существования греческое воздействие на христианскую жизнь восточных славян было особенно сильно. Однако насколько целенаправленным было это влияние на изменение религиозной жизни восточных славян в 1Х-Х вв., однозначно ответить сложно. Научная позиция М. Д. Присёлкова, предполагавшего существование в период правления князя Святослава и его матери Ольги деятельной политической силы в лице христиан1, к сожалению, только гипотеза, а не безусловный факт.

Разнообразие мнений в отношении изначальных канонических истоков нашей иерархии поддерживалось именами известных историков-медиевистов. В целом же историография этой проблемы довольно широка, что объясняется не только немногословием древнерусских и зарубежных источников по поднимаемому вопросу, но и их содержанием, позволяющим очень широко и произволь-

но интерпретировать излагающиеся в них сообщения — от поддержки традиционного церковно-исторического взгляда на эту проблему до её полного или частичного отрицания.

Впрочем, нас интересует не весь этот продолжительный период постепенного проникновения христианства в земли восточных славян, а то, каково было «качественное и количественное» состояние христианской жизни на Руси накануне (X в.) события, обозначенного в Повести временных лет (далее — ПВЛ) под 988 г. и вошедшего в историю России как Крещение Руси. Под этими качественными и количественными «показателями» мы понимаем: 1) наличие организованной церковной жизни, выражающейся не только в наличии храмов, но и в их типе и количестве, 2) присутствие духовной иерархии, 3) источники её пополнения, 4) деятельность христианских общин и 5) материальную основу их деятельности.

При всей неоднозначности первых свидетельств о жизни на территории Киевской Руси христиан хорошо известно, что ко времени начала великого княжения Владимира на территории Киева существовал храм в честь пророка Божьего Ильи, вероятно, разрушенный в первой половине 80-х гг. X в. в период проведения т. н. «языческой реформы» Владимира Святославича2. Эта церковь известна прежде всего по тексту русско-византийского договора 943/944 г. Определить статус этого храма, как и восстановить историю его появления, крайне сложно. А. В. Карташев был склонен считать, что храм пророка Ильи мог быть

«посольской» церковью3. Протоиерей Стефан Ляшевский смотрел на этот вопрос иначе и высказывал мнение, что это был княжеский храм4. Иногда церковь Ильи рассматривается как «соборная или главная»5. Как мы думаем, едва ли возможно исключать и такую вероятность, как связь этого храма с княжеским дружинным и купеческим окружением, участие которого в жизни этой церкви исключить также нельзя. А. С. Иванов писал, что известная церковь пророка Ильи могла быть основана греческими миссионерами именно в 60-70-е гг. IX в.6 Как предположил учёный, название этого храма, скорее всего, было связано с культом императора Василия Македонянина7. По мнению Б. А. Рыбакова, выбор имени пророка Ильи мог быть связан с почитанием славянами-язычниками Перуна, бога-громовержца, чествование которого тоже приходилось на конец июля — начало августа (по юлианскому календарю)8. Так что время языческих торжеств выпадало на те же дни, что и празднование памяти пророка Ильи9. Однако эта оригинальная догадка не имеет достаточных оснований10.

Так что количество мнений относительно статуса и времени появления церкви пророка Ильи велико. И хотя все они не исключают друг друга, однако всё же лишены единства. К тому же практически все они не бес-спорны11. Более того, в науке в отношении этой церкви существует и совершенно иной взгляд, изложенный М. Д. Присёлковым и В. Я. Петрухиным. Если первый из них только высказывал предположение, что летописец, упоминавший этот храм, имел ввиду одну из придворных константинопольских церквей, посвящённых этому пророку12, с чем категорически не был согласен В. З. Завитневич13, то последний исследователь вообще высказывал сомнения в отношении существования этой церкви в Киеве14. Так что история этого храма не вполне ясна. Если же говорить о клире и прихожанах этой церкви, то вопрос этот ещё более тёмен. Науке достоверно не известны ни имена священнослужителей этого храма, ни их количество, ни их церковная юрисдикция, ни национально-этническая принадлежность. К тому же, если внимательно посмотреть на процедуру присяги, принесённой в 944 г. в этой церкви, то нельзя не заметить, что летописец вообще не упоминает духовенство, что не исключает возможности того, что в церкви могло и не быть постоянного кли-

ра15. В этом случае разумно предположить, что клятвы могли быть произнесены не перед священством, а перед какими-либо церковными реликвиями и византийскими послами. Окончательно ситуация осложняется тем, что храм находился в хазарском (еврейском) квартале Киева16, что основательно запутывает дело. И хотя Г. М. Барац, наблюдения которого скорее всего и развил о. Стефан, утверждал, что среди хазар должно было быть много христиан, которые собственно и могли стать прихожанами Ильинского храма, однако в данном случае выводы и предположения учёного выглядят очень натянутыми, поскольку подтвердить их крайне сложно17. К тому же как объяснить в этом случае появление в рассматриваемом районе Киева в более позднее время еврейских хозяйств?

Более поздняя агиография18 и свидетельства Иоакимовой летописи, сохранённые Татищевым, нашедшие поддержку в трудах А. П. Доброклонского и даже нашего вре-

мени , свидетельствуют о широком строительстве христианских церквей на Руси и об основании в Киеве Софийского, а в Пскове Троицкого храмов в период правления вдовы князя Игоря Ольги20. Во многом эти домыслы связаны с очень поздними сообщениями, какие, например, можно встретить в Степенной книге21. Однако, как мы думаем, известия эти надуманы и не имеют под собой сколько-нибудь серьёзной исторической основы22. Впрочем, при этом можно согласиться с выводами А. В. Карпова, полагающего, что создаваемые Ольгой погосты вполне могли стать «центрами <…> точками взаимодействия и «позиционирования» разных религиозных взглядов, в том числе и христианских»23.

Если верить русско-византийским договорам и допустить, что в середине X в. число христиан могло быть велико, то тогда можно согласиться с О. М. Раповым, не исключавшим возможность существования во второй половине того же столетия в Киеве нескольких храмов, «могущих вместить всех желающих помолиться»24. Действительно, согласно ПВЛ в период правления потомков Рюрика Игоря и Святослава Игоревича в окружении князя среди дружинников да и собственно знатных жителей Руси отмечено присутствие христиан, права которых особо оговаривались в русско-византийском договоре 945 г.25 Новое правовое положение окружавшей киевских князей крещёной знати могло не

только свидетельствовать о её количестве, позволявшем рассматривать христиан как политическую силу, но и том, что христианство в этот период проникло исключительно в высшие слои восточно-славянского общества. Более того, скорее всего, это было христианство византийского толка, иначе едва ли бы византийцы были так настойчивы, добиваясь особого статуса русских христиан в тексте договора. Поэтому можно согласиться с А. С. Хорошевым, писавшим, что в условиях, когда христианство задолго до крещения «пустило корни в среде феодальной верхушки», «вряд ли у Владимира были большие сомнения в выборе религии»26. Русско-византийский договор периода правления кн. Игоря, позволяет допустить, что на Руси христиане представляли сплочённую политическую силу. Об этом, как уже было сказано, можно судить хотя бы по тому, что их права особо оговаривались византийцами, ставившими христиан на первое место27. Однако, соглашаясь с мыслью ак. Б. А. Рыбакова относительно того, что в 40-х гг. X в. христианство могло утвердиться в государственной системе Руси28, О. М. Рапов был склонен считать, что христиане в эти годы фактически уравнялись в своём статусе с язычниками. Правда, при этом учёный не был склонен преувеличивать значение христиан в политической и экономической жизни Киева29. Тем не менее, логическое заключение исследователя о возможности существования в Киеве нескольких храмов не имеет подтверждения ни в археологических, ни в ранних письменных источниках.

Впрочем, христианское предание свидетельствует ещё об одном раннем храме Руси — церкви св. Николая на могиле легендарного Аскольда, которому в агиографии присваивается имя этого святителя в качестве крещального30. Однако, как и в предыдущих, рассмотренных выше случаях, о времени и инициаторе постройки этого храма трудно сказать31. И хотя современный исследователь истории русской церкви О. М. Рапов высказывал предположение, что вероятные годы возведения этой церкви — 70-е гг. IX в.32, тем не менее, эта гипотеза лишь одна из многих озвученных в истории по настоящей проблеме. Споры о времени и обстоятельствах возникновения храма св. Николая на легендарной Аскольдовой могиле имеют продолжительную историю, связанную с именами В. Н. Татищева, А. Л. Шлёцера, Н. М. Карамзина,

С. А. Гедеонова и других33, однако до сих пор не имеют ясного решения. И подобно тому, как спорны и мифичны личности самих киевских князей периода хазарского сюзеренитета на Руси34, так же лишены какой бы то ни было ясности и их поступки, зафиксированные в русском летописании, и судьба легендарного Никольского храма. И всё же сказанное выше говорит в пользу того, что ещё до крещения Руси христианские общины имели свои культовые места. Хотя при этом приходится признать, количество этих мест или строений было крайне ограничено, а их значение в жизни восточных славян не слишком велико.

Проблема происхождения и пополнения древнерусской церковной иерархии также не имеет ясного и однозначного решения. Как хорошо известно, Русь находилась в сфере интересов как византийской, так и латинской церковной иерархии35. Традиционно считается, что появление христиан на Руси связано с событиями легендарного похода Аскольда на Константинополь36. Однако, вероятно, христиане на Руси появились ещё до знаменитого Фотиева крещения. Я. Н. Щапов особо обратил внимание на то, что «.по свидетельству Ибн-Хордадбеха, относящемуся к 840-м годам, русские купцы, приезжавшие на восток, считали себя христианами»37.

Неудачная миссия Адальберта не оставила после себя каких-либо заметных следов как в церковной, так и светской истории Руси. Несколько иначе обстоит дело с латинской миссией времён Ярополка. А. В. Назаренко склонен считать, что велика вероятность принятия Ярополком крещения с именем Пётр38. Об этих событиях извещают латиноязычные источники39, однако русские источники об этих событиях не столь многословны40.

Вероятнее всего, русская иерархия формировалась в восточно-христианской традиции. При этом, как нам видится, было бы не вполне верно возводить историю русской церкви и, прежде всего, её иерархии к христианским общинам Крыма поздней Античности и раннего Средневековья41, как это иногда происходит в церковной науке42 или как об этом пишет в своей диссертации свящ. Георгий Харин43. Несомненно, христианские общины Крыма и Северного Кавказа не могли не оказывать своего хотя бы и косвенного влияния на умонастроения входивших в контакт с ними восточных славян, однако в Крыму скорее происходило обратное — усиление славян-

ского влияния на местное население, правда, этот процесс отмечен в Готской епархии в Х-Х1 вв.44

Здесь хочется заметить, что в церковной литературе прослеживается интересное явление, а именно — стремление «удревнить» историю русской иерархии. Так, например, Никон (Лысенко), опираясь на выводы В. И. Ламанского о возможной миссии святых братьев у восточных славян и положение Устава Владимира о поставлении на Русь первого митрополита Михаила, полагает, что русская иерархия была основана патриархом Фотием45 и уже к 889 г. обладала статусом митрополии46. Однако достаточных оснований рассматривать высказанное предположение как некий факт в исторической науке нет. Работа другого церковного историка — Н. Н. Воейкова -оказалась более информированной в отношении событий 60-х гг. IX в. В своих комментариях известий о посылке патриархом Фотием епископа на Русь учёный не только указывал имя этого легендарного русского первоие-рарха, но описал и иные подробности этой миссии. «Император согласился и послал в Киев епископа Алексия и двух священников — Афанасия и Кирилла (ставшего потом епископом Катанским и Сицилии). Проповедь их так подействовала на князей , что они приняли крещение в 865 г. вместе с одним хазарским князем и многими киевлянами»47. Правда, источники, из которых были почерпнуты такие необыкновенные сведения, исследователь так и не назвал. Много ранее с событиями «Фотиева» крещения имя митрополита Михаила связывал и церковный историк А. В. Карташёв48. Тем не менее, в научной историографии нет единого мнения об известиях о «Фотиевом» или «Аскольдовом» крещении не только в отношении того, кто мог скрываться под именем легендарных руссов, но и в отношении самого факта обращения Аскольда и его дружины к христианству49. По сообщениям продолжателя Феофана, при патриархе Игнатии в 874 г. происходит повторное обращение руссов в христианство, сопровождавшееся посылкой в земли славян очередного архиепископа50.

Впрочем, даже если допустить, что «Фотиево крещение» состоялось, приходится вслед за ак. М. Ю. Брайчевским признать, что не только в церковной и гражданской историографии, но и, что более важно, в древнерусских источниках это легендарное событие ока-

залась «завуалированным» и «отодвинутым» «на задний план исторического процесса»51. Более того, конкретные следы возникшей тогда иерархии, если таковая вообще была насаждена, никак не прослеживаются.

Что же касается отношений Крымских епархий и Киева в 1Х-Х вв., если такие связи вообще существовали, разве что, не считая удачного похода Владимира Святославича на Херсонес (988 г.), закончившегося появлением на Руси корсунского священства в лице новгородского епископа (согласно Татищева — архиепископа) Иоакима и причта десятинного храма Киева, то едва ли эти связи имели какое-либо принципиальное значение для судеб язычества и христианства в землях Киевской Руси. Если при этом ещё учесть то обстоятельство, что степные территории, отделявшие границы северо-причерноморских византийских колоний и левобережной части современной Украины, были очень неспокойны, благодаря регулярному вторжению в эти земли степных племён, то было бы удивительно, если бы здесь прослеживалось какое-то особенное целенаправленное византийское христианское влияние на восточных славян, как и на другие народы.

Трудно что-либо сказать об источниках кадрового и финансового пополнения клира или клириков, действовавших на территории Руси. Скорее всего, главной статьёй их дохода могли быть пожертвования либо со стороны князя, либо со стороны знатных дружинников и старейшин городов. Во всяком случае, появление десятины, устанавливавшей особое содержание первоначально храма, основанного Владимиром Святославичем, а впоследствии и центральных соборных храмов, может косвенно указывать на то, что первоначально приношения и пожертвования в древнерусские храмы были крайне нерегулярны и незначительны. Однако это лишь предположение, основанное на том, что византийские миссии обычно действовали на чужих территориях при предварительном согласии самих варварских правителей.

Таким образом, несмотря на смутность сообщений источников, можно сказать, что ко времени официального Крещения Руси (988 г.) местные христиане хоть и не имели организованной иерархии, однако могли быть знакомы с принципами её организации и деятельности. Можно предположить, что более поздние известия письменных источни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ков о «Фотиевом» крещении и митрополите Михаиле возникли не только на основе попыток летописцев «удревнить» историю церковной организации Руси, но и некоей памяти

0 попытках миссионерской деятельности византийцев и германцев в землях восточных славян. Всё выше указанное немало способствовало формированию благоприятных условий для принятия Русью христианства.

Примечания

1 Присёлков, М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-Х11 вв. СПб., 2003. С. 15.

2 См.: Щапов, Я. Н. Церковь в Древней Руси (до конца XIII в.) // Русское православие : вехи истории. М., 1989. С. 13.

3 См.: Карташев, А. В. Собр. соч. : в 2 т. Т. 1. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. С. 98.

4 См.: Ляшевский, С. История христианства в земле русской с I по XI в. М., 2002. С. 250251.

7 Там же. С. 14-15.

8 См.: Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. М., 2002. С. 401-404.

9 См.: Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. С. 367.

10 См.: Иванов, С. А. Когда в Киеве появился первый христианский храм?.. С. 9-15.

11 Так, например, мнение о. Стефана Ляшев-ского о том, что храм Ильи мог быть княжеским, входит в противоречие с тем фактом, что древнерусские князья, по крайней мере до Ярополка Святославича, безусловно были язычниками, что подтверждается и обстоятельствами присяги по случаю заключения договора 943/944 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 53-54.). Практически ничем нельзя подтвердить нашу догадку об участии в жизни храма дружинников. Что же касается мнения А. С. Иванова, то в более ранней своей статье, посвящённой греческим миссиям, он отмечал такую важнейшую особенность византийского пропо-

ведничества, как то, что религиозные миссии Константинополя на территории иных государств действовали только на основании специальных договоров (см.: Иванов, С. А. Миссия восточнохристианской церкви к славянам и кочевникам : эволюция методов // Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Вып. 10. М., 2001. С. 19.). В случае с Русью не только не известны какие-либо подобные соглашения, но более того — нет никаких оснований предполагать, что подобные отношения, а уж тем более документы вообще могли существовать (см.: Гайденко, П. И. Место Киевского митрополита в системе политических отношений Киевской Руси (988-1037 гг.) : дис. … канд. ист. наук. Казань, 2005. С. 69-70.).

12 Присёлков, М. Д. Очерки по церковно-политической истории. С. 11.

15 См.: Гайденко, П. И. Место Киевского митрополита. С.70, 72-73.

17 См.: Пархоменко, В. Начало христианства на Руси. Очерки из истории Руси ГХ-Х вв. Полтава, 1913. С. 110.

18 См.: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХ вв. М., 1992. С. 12, 309.

19 См.: Александров, А. А. Во времена княгини Ольги. Легенды и былины о княгине Ольге в Псковской земле. Псков, 2001. С. 52, 72-73, 89-90.

20 См.: Доброклонский, А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001. С. 16.

21 В повествовании Степенной книги равноапостольная княгиня предстаёт проповедницей христианства среди язычников. Она назидает и призывает людей к крещению, «кумиры сокрушающее и на кумирнискихъ местехъ кре-

сты Христовы поставляющи. И отъ техъ кре-стовъ многа знамения и чюдеса содевахуся и до сего дни» (ПСРЛ. Т. 21, ч. 1. С. 19-22.).

22 Во-первых, сомнительно, чтобы Ольга могла позволить себе разрушение языческих капищ в условиях фактического господства язычников; во-вторых, никак и ничем кроме поздних летописания и агиографии не подтверждается строительство на Руси и в Киеве христианских храмов и насаждение священства в период регентства матери Святослава; в-третьих, рассказывая об обстоятельствах смерти вдовы Игоря, помимо прочего Комиссионный список указывает на то, что Ольга «имущее прозвутера втайне», который и похоронил княгиню (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 68.; ПСРЛ. Т. 3. С. 121). Слово «втайне» может указывать, что этот священник мог исполнять обязанности духовника Ольги и жить в её внутренних покоях, однако и в этом случае мы видим перед собой лишь подвиг, мотивированный личными убеждениями княгини. Значит, вера княгини была делом частным, не получившим поддержку даже со стороны её сына Святослава (См.: Гайденко, П. И. Место Киевского митрополита. С. 87; Этингоф, О. Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. М., 2005. С. 70).

24 Рапов, О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.. С. 140.

25 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Хорошев, А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 12.

27 Думаем, что можно говорить и о том, что особыми статьями в отношении христиан, упоминавшихся в них на первом месте, Византия пробовала оказывать политическое давление на великокняжескую власть, создавая на Руси противовес в лице крещёной знати.

28 Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. С. 767.

29 См.: Рапов, О. М. Русская церковь в IX -первой трети XII в.. С. 141.

31 По этому поводу В. И. Петрушко пишет: «Над могилой Аскольда в X веке св. Ольга (или некий Олма, если только это не описка древнего летописца) поставила церковь святого Николая. Очевидно, это был святой покровитель убитого князя» (Петрушко, В. И. История Русской Церкви. М., 1999. С. 4). Однако категоричность данной точки зрения ничем не подтверждается. К тому же В. И. Пе-трушко очень свободно интерпретирует слова ПВЛ о месте погребения Аскольда, а именно на месте «олминого двора» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 23).

32 См.: Рапов, О. М. Русская церковь в IX -первой трети XII в.. С. 140.

33 См.: Гедеонов, С. А. Варяги и Русь. М., 2004. С. 192-196; Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 3. С. 610-611 (далее — ПЭ).

34 См.: ПЭ. Т. 3. С. 610-611.

35 В 1Х-Х вв. власть Римского Престола в Западной Европе весьма ограничена. Значительная часть епископий испытывала на себе всю тяжесть не только церковной, но и светской инвеституры. Примечательно, что последняя форма зависимости, имела и свои «плюсы» -некоторую каноническую свободу епископа от папы, а в ряде случаев каноническую неподконтрольность со стороны более высокой духовной иерархии.

36 См.: Барсов, Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою церковью. СПб., 1878. С. 299.

37 Щапов, Я. Н. Церковь в Древней Руси (до конца XIII в.). С. 13.

39 См.: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 303-313.

40 Если не считать известия Никоновской летописи о приходе 979 г. на Русь послов «из Рима от папы» и ПВЛ под 1044 г. о «крещении» костей Ярополка и их погребении рядом с захоронением Владимира Святославича (см.: ПСРЛ. Т. 9. С. 39; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155; Назаренко, А. В. Древняя Русь на международных путях. С. 375).

41 Так, например, митрополит Макарий, хоть и устанавливал некоторую косвенную преемственность в жизни древних христианских епархий в северном Причерноморье и на Кавказе, как епархий, располагавшихся на терри-

42 Так, например, В. Семенюк возвёл государственность Руси к апостольскому веку и почему-то рассмотрел северочерноморские и кавказские византийские епархии в качестве своего рода «провозвестников» русской церкви (см.: Семенюк, В. Христианство на Руси от Зарождения первооснов государственности до князя Владимира : курсовое (дипломное сочинение) по кафедре истории русской церкви. Загорск, 1963. С. 4-52, 53-73).

43 См.: Харин, Е. С. Древнерусское монашество в Х^ХШ вв. : быт и нравы : дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 2007. С. 20-21.

ния в структуре церковной иерархии Таврики VШ-XIV вв. как социально-политической ситуации // Там же. С. 54-64.

46 Там же. С. 37.

47 Воейков, Н. Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000. С. 254.

48 Карташёв, А. В. Собр. соч. : в 2 т. Т. 1. Очерки по истории русской церкви. С. 134-138.

50 См.: Бибиков, М. В. BYZANTINOROSSICA : Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. С. 59-60.

51 Брайчевский, М. Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. С. 42.

Миллиардер из списка Forbes и член Совета федерации Сергей Пугачев купил франчайзи французского бакалейного дома Hediard в России за 6-8 млн евро. Прежние владельцы сети, рестораторы Аркадий Новиков и Гидеон Вайнбаум с развитием Hediard в России так и не справились.
Сергей Пугачев, основной владелец Объединенной промышленной корпорации и бывший «серый кардинал Кремля», личное состояние которого журнал Forbes оценивает в $1,3 млрд, еще осенью 2007 года стал владельцем французского бакалейного дома Hediard, выкупив 100% его акций у монакского предпринимателя Мишеля Пастора. Но компания, владеющая правами на развитие Hediard в России, ООО «Эдиар», до последнего времени принадлежала на равных условиях рестораторам Аркадию Новикову и Гидеону Вайнбауму (совладелец ресторана «Галерея»).
Надо отметить, что в активах сенатора Сергея Пугачева ритейл до сих пор, судя по всему, не был представлен. В его «Объединенную промышленную группу» входят Международный промышленный банк, добывающие, машиностроительные и судостроительные активы общей стоимостью более $11,5 млрд. В данный момент одно из новых направлений бизнеса ОПК являются девелоперские проекты в Подмосковье и Сочи. Зарубежные активы Пугачева входят в состав компании LuxAdvor, которой принадлежат кабельный канал Luxe.TV, британская мебельная компания Linley Company и дизайнерское агентство Designcapital.
Премиальная неудача
Лицензию на бренд Hediard Новиков приобрел еще в 2005 году. Изначально он планировал на основе бренда создать сеть премиальных бакалейных магазинов и открыть ряд точек не только в столице, но и в Петербурге, Алма-Ате и Киеве. Однако открытый в 2005 г. московский магазин на Садово-Кудринской улице так и остался единственной торговой точкой Hediard в России.
Вскоре после приобретения франшизы ресторатор объединил усилия по развитию бренда со Львом Хасисом, гендиректором X5 Retail Group, который в это же время запускал в России бутик Fauchon, пишет газета «Коммерсант». По сведениям издания, Hediard был внесен господином Новиковым в управляющую компанию сети премиальных супермаркетов «Глобус гурмэ». Но в начале 2007 года Аркадий Новиков вышел из совместного предприятия, оставив себе права на Hediard.
Неудачу Новикова комментаторы «Коммерсанта» объясняют тем, что в России пока не сложилась адекватная формату Hediard культура потребления. Кстати, проект развития магазинов аналогичного формата Fauchon вообще был закрыт Львом Хасисом.
До победного конца
Новый владелец ООО «Эдиар», структура Сергея Пугачева LuxAdvor, намерена все же добиться успеха и превратить российский Hediard в сеть. В сообщении компании говорится о планах в неопределенном будущем открыть пять-семь бутиков в Москве и Петербурге.
Игроки рынка назвали сделку ожидаемой, пишут «Ведомости». Комментаторы «Коммерсанта» уверены, что если Пугачев заплатил за сеть немалую сумму, видимо, у него есть вполне реальные планы оживления проекта. Издание приводит цифры, которые, согласно руководству «Азбуки вкуса» отражают объем рынка премиальной розницы: по их расчетам он растет на 25-30% в год и составляет около 2,5-3,5% от оборота всей продуктовой розницы в России (примерно $203 млрд в 2007 году).

После смерти Иисуса Навина народ израильский стал оскорблять Бога и служить идолам. За это Господь допустил мадианитянам победить израильский народ. Через семь лет израильтяне вновь обратились и воззвали к Своему Господу. Бог услышал их вопль и назначил им нового вождя — Гедеона. Гедеон считал себя слабым, но Бог сказал ему: «Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». До поражения мадианитян Господь приказал Гедеону разрушить жертвенники идолам, которые были у его отца. Гедеон взял десять человек из рабов своих, и вместе они разрушили жертвенник Ваалов и срубили «священное дерево», которое было при нем. После этого Дух Господень объял Гедеона, и он стал собирать многочисленное войско против врагов Израиля. Но до сражения Гедеон попросил у Бога знамения о том, что Он избрал его на спасение израильтян. Господь дал ему знамение, которое он попросил: шерсть, которую Гедеон расстелил на гумне на ночь, стала мокрой, а земля вокруг была сухой; а в следующую ночь, наоборот: земля вокруг шерсти, была мокрой, а шерсть была совершенно сухой. Тогда Гедеон на следующий день расположился со своим войском напротив мадиамского стана. Но Господь сказал ему: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «»Моя рука спасла меня»». Итак, провозгласи вслух народа и скажи : «»Кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад…»». Гедеон сделал так, и возвратилось двадцать две тысячи человек, а десять тысяч осталось. Но Господь сказал, что народа все еще много, и повелел Гедеону привести их к воде и наблюдать за ними, как они будут пить. Большинство из них становились на колени и пили прямо из реки. Только триста человек лакали воду из горсти. Бог сказал Гедеону: «»Тремястами локавших Я спасу вас, и предам мадианитян в руки ваши…»»». Так и случилось. Господь сотворил великое чудо: триста израильтян победили войско мадианитян и амаликитян, а последние были в таком множестве, «как саранча».

Читайте более подробно: Книга Судей 6; 7.

Здравствуйте, батюшка!
Дома есть Новый завет и Псалтырь, выпущенный Христианским обществом Гедеон. Скажите, можно ли его читать, или лучше приобрести тот, который выпущен православной церковью…

Спаси Господи, Наталья!
-Этот перевод называется «русский перевод». Соответствует изданию синодальной типографии 1908 года «БИБЛIЯ или, КНИГИ СВЯЩЕННАГО ПИСАНIЯ ВЕТХАГО И НОВАГО ЗАВЕТА, В РУССКОМЪ ПЕРЕВОДЕ, С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ МЕСТАМИ И УКАЗАТЕЛЕМЪ ЦЕРКОВНЫХЪ ЧТЕНIЙ. ВЪ ТРЕХЪ ЧАСТЯХЪ».

-«Гедеоновы братья», — впрочем как и большинство протестантов, — пользуются нашим, российским церковным синодальным переводом. Поэтому, — что их издание, что наше издание — это всё один и тот же перевод Св. Писания на русский язык. Правда, они печатают мелким текстом, но если это Вас не смущает — пользуйтесь их изданием. Одна оговорка: совершенно нельзя читать их комментариев-толкований. Потому что — как ни прискорбно — истинный смысл Писания от них скрыт. И они толкуют «от ветра головы», как говорится. У нас же Толкователь истинный: Бог Дух Святой.

-Ещё в их изданиях отсутствуют так называемые неканонические книги Ветхого Завета, которые хоть и не богодухновенные, но тем не менее весьма полезны к научению (например, «Книга Иисуса, сына Сирахова», или в обиходе «Сирах» — рекомендуется молодым людям, вступающим в жизнь).

-И ещё. В наших храмах Псалтирь читается на ц.-сл. языке, и Вам будет некомфортно в храме слушать чудное благозвучие Богом данного языка, а дома — лишь просто понятный текст. Сравните сами. Поэтому, всё же лучше читать на ц.-сл. языке, а толкования брать у наших православных св. отцов.

— Вот одно из замечательных толкований Псалтири: «Псалтирь в святоотеческом изъяснении», издание Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2006 год. Не оторвётесь!

Бог в помощь. Спасайтесь.

Гедеоны, или «Гедеоновы братья» — межцерковное содружество христиан из более чем 194 стран. Миссия гедеонов — издание и донесение Евангелия по всему миру, чтобы каждый человек имел возможность узнать Господа Иисуса Христа как своего собственного Спасителя. Гедеоны отдают свое время и деньги, чтобы у других была возможность узнать о любви Бога, даря им доступ к Его Слову.

Мировая статистика деятельности

  • В сообществе гедеонов более чем 300 тысяч членов и помощников в более чем 11,5 тысяч групп по всему миру.
  • Между 1999 и 2012 году мы распространили более 942 миллионна экземпляров Священного писания. Это больше, чем за все 90 лет нашей деятельности.
  • Начиная с 1908 года по всему миру были распространены примерно 1,8 миллиарда экземпляров Библии и Нового Завета
  • Более 84 миллионов копий Божьего Слова были распределены в прошлом году.
  • В среднем, более чем 2 копии Божьего Слова раздаются в секунду.
  • Более 1 миллиона копий Библии и Нового Завета гедеоны распространяют за каждые четыре с половиной дня.

На каждом экземпляре Библии и Нового завета гедеонов Вы видите эмблему — светильник (масляная лампа) в круге. Издревле лампа является символом света и олицетворением поиска истины.

Мы счастливы подарить и Вам бесценное Божье Слово и имеем надежду, что регулярно читая Его, Вы откроете для себя немало светлых минут. В Библии описывается замысел Бога, сущность человека, путь спасения, гибель грешников и радость верующих. Учение Библии, святые её заповеди неуклонительны, её решения неизменны и всё сказанное в Библии — истина. Читайте Библию, чтобы приобрести мудрость, верьте Библии для спасения и живите по ней свято. Слово Божие — свет указывающий путь, пища, укрепляющая слабых, утешение и радость скорбящим.

Слово Божие — карта для странствующего, посох для паломника, компас для кормчего, меч воина, хартия христианина. В Библии человек опять находит рай, ему опять открывается небо, адские врата ему не страшны.

Христос — Величайший сюжет Библии. Писание даровано людям, чтобы наставить нас на путь добра к славе Божией. Словом Божиим должна наполниться наша память, Слово Божие должно править в нашем сердце. Слово Божие должно направлять наши стопы. Читайте Библию часто, вдумчиво, молитвенно. Это — сокровищница полная богатств, райский сад божественной славы, великая река радости и просветления. Библия дарована нам в жизни, она откроется в День Суда, и вечно будет вспоминаться. Слово Божие налагает на нас ответственность неутомимый труд во славу Божию будет вознаграждён; те же, кто легкомысленно относится к священному содержанию Библии будут осуждены.

История сообщества Гедеоны

Служение «Гедеонов» началось осенью 1898 года, когда в одной из гостиниц г. Боскобел (штат Вирджиния), с момента, когда два христианина-бизнесмена, бывшие в деловой поездке в этом городе, встретились в двухместном номере, и в результате общения и совместных молитв приняли решение оставить Библию администратору, с условием, что тот берёт на себя обязательство одалживать её любому постояльцу, желающему ознакомиться с её содержанием.

Через год было проведено очередное собрание, на котором присутствовало уже три человека. На этом собрании были избраны президент, вице-президент и секретарь-казначей. Было решено дать название ассоциации «Гедеон». Так же было принято решение оставлять в каждой гостинице у администраторов Библии, купленные на свои средства, с тем, чтобы постояльцы при желании могли их одолжить. Было отмечено, что Библии могли бы стать молчаливыми свидетелями о Боге в этих гостиницах, замещая Гедеонов в их отсутствие.

19 октября 1907 года в Чикаго состоялось заседание правления ассоциации, на котором был рассмотрен вопрос о расширении деятельности организации. Один из участников предложил, чтобы Гедеоны обеспечили Библиями все номера гостиниц в Соединённых Штатах. Этот план был принят в 1908 году на конгрессе в Луивилле (Кентукки).

Знаменательное событие, оно стало решающим в истории ассоциации, произошло через два месяца после этого конгресса. После десятиминутного рассказа одного из гедеоновцев о служении Гедеонов на Пасторском Совете в штате Айова, слово взял доктор Беркхалтер, пастор первой пресвитерианской церкви и выдвинул предложение о том, «что Библии должны быть распространены по всем местным гостиницам, и Совет должен отвечать за субсидирование этой программы». Предложение было принято единогласно. Был организован комитет, который должен был осуществить этот план. Так возникла идея о том, что Гедеоновское служение должно быть продолжением работы Церкви, и Церковь впервые решила оказать финансовую поддержку Программе по распространению Библий. Гедеоны воздали хвалу Богу за открытие им Его плана, согласно которому поддержка их программы должна была осуществляться местными церквями.

Хронология развития служения Гедеонов выглядит следующим образом:

1903 — Первая попытка вынесения службы Гедеонов за пределы США. Гедеон из Чикаго (Иллинойс) посещает Британские острова. В Шотландии некто Маккинес становится первым Гедеоном за пределами США.
1908 — Господин Арчи Бейли заказал первые 25 Библий для гостиницы Сьюпериор в Айрон Маунтин (Монтана).
1916 — Впервые в США начались размещения Библий в больницах.
1937 — Правление одобрило размещение Библии на столе каждого учителя в каждой классной комнате США и Канады.
1941 — Бог благословил Гедеонов на распространение Нового Завета и Псалтири среди мужчин и женщин, служащих в Вооружённых Силах. Первые 50.000 экземпляров были распространены среди военных к апрелю 1941 года, за восемь месяцев до бомбардировки Пёрл-Харбора.
1946 — Гедеоновские Новые Заветы с Псалтирью были впервые предложены учащимся школ.
1947 — Создание первых Отрядов Гедеонов за пределами США.
1950 — Организован первый Отряд в Японии (первая страна на Востоке) и в ЮАР (первая страна в Африке).
1951 — Организован первый отряд в Финляндии.
1952 — Организация служения в Мексике.
1989 — Столетний юбилей ассоциации ознаменован организацией служения в СССР, который стал 144-й страной в списке стран, где действуют Гедеоны.
1993 — Организован первый отряд в Ульяновске.
2001 — В Белом Доме (Вашингтон) президенту США Джорджу Бушу была подарена миллиардная юбилейная Библия, за день до террористического акта в Нью- Йорке 11 сентября.
2002 — Служение организовано в 175 странах мира. Более 150.000 Гедеонов служат в 7.758 Отрядах.
За всю историю ассоциации было распространено более миллиарда Библий на 77 языках народов мира.

В 2002 году Гедеонами в мире распространено чуть меньше 60 миллионов экземпляров Библий. Суммарные затраты на издание гедеоновских Библий в этом году составили 80.395.102 USD.

Беспрецедентный рост международного служения Гедеонов, безусловно, является результатом благословения Божьего, пребывающего на этой программе, а так же значительного роста грамотности на Земле. Программа распространения Библий впрямую зависит от грамотности, потому что люди могут читать Слово Божье, только если они умеют читать.

Единственный мотив, которым должен руководствоваться член ассоциации в своём служении — ради Христа.

Ответы на вопросы о Гедеонах

Представляем вам интервью, взятое у сотрудника христианской организации «Гедеон» Щербакова Алексея, где он отвечает на наиболее волнующие и часто задаваемые людьми вопросы о деятельности «гедеоновых братьев».

— Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о вашей организации.

— «Гедеон» — это международная христианская организация, деятельность которой идет в двух основных направлениях: во-первых, — издание Новых Заветов, во-вторых, — их распространение. На данный момент в «Гедеон» входят 175 стран мира. За все 103 года своего существования наша организация не уклонялась от поставленной цели и имеет стабильный рост и успех. Это стало возможным благодаря тому, что мы являемся самостоятельной организацией, независимой от какой-либо Церкви или деноминации, а также потому, что в нее входят христиане разных вероисповеданий.

— Вы упомянули о двух направлениях вашей деятельности. Расскажите подробнее.

— Христиане разных Церквей мира жертвуют свои деньги специально на выпуск «гедеоновских» Новых Заветов. Все эти средства идут в общую кассу. Затем определяются потребности каждой страны. Например, на русском языке нужно 3 млн. экземпляров, на английском 2 млн. и т.д. Потом печатаются Священные Писания в одной типографии на разных языках. Эти Евангелия (Новый Завет) отправляются в разные точки земного шара. Члены международной христианской организации «Гедеон» — находятся в 175 странах мира. Обычно это небольшие команды, состоящие из представителей различных Церквей и деноминаций, но объединенные большим желанием нести Слово Божие в этот мир. Хочется заметить, что это благотворительная и общественная организация, и никто из ее сотрудников не получает зарплату. Мы совершаем свой труд в свободное время, оставляя семьи, дела, совершенно бескорыстно, только ради Господа, для спасения людей.

— А где вы распространяете Евангелия?

— В сферу нашей деятельности входят: больничные учреждения, учебные заведения, мы распространяем Новые Заветы среди призывников, среди военнослужащих, в тюрьмах, ИТК (исправительно-трудовых колониях), гостиницах. Есть еще одна очень важная деталь: мы не призываем людей ходить в определенную Церковь. Наша цель — подарить человеку Священное Писание, чтобы у него был свой Новый Завет. Обычно перед тем, как вручить подарок, мы говорим несколько слов о том, что это за книга, и кто ее дарит.

— Есть такое мнение, что эти книги якобы не православные, сектантские, и поэтому их не следует брать и читать. Что Вы на это скажете? Можно ли читать новый завет от гедеоновых братьев?

— Я, лично, часто слышу подобные заявления. Можно с уверенностью сказать, что люди так думают и говорят по незнанию. На самом деле «гедеоновские» Новые Заветы являются истинным Словом Божьим. Их можно читать совершенно спокойно и без всякой опаски, так как они имеют наш традиционный Синодальный перевод, общепринятый в России.

Приведу цитату из книги «Азы православия», о том как относится православная Церковь к различным неправославным изданиям Библии (2-е издание, исправленное и дополненное, выпуск 2000 года, стр. 77): «Но можно ли их читать православному человеку без вреда для души? Дело здесь не в том, у кого он взял Библию, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если там есть такая надпись — можно читать без смущения, поскольку тексты Священных книг не содержат ничего неправославного». Хочется успокоить тех читателей, которых волнует этот вопрос.

Если вы уже имеете «гедеоновский» Новый Завет, или вам его предложат в подарок, не бойтесь и не смущайтесь. У вас будет такое же Священное Писание, что лежит на алтаре у любого православного священника.

— Вот у меня в руках «гедеоновский» Новый Завет. Один из них маленький, другой побольше. На большом есть крест, а на маленьком нет, но на обоих внизу находится символический знак «гедеонов». Почему так, расскажите?

— Действительно, мы распространяем два варианта Новых Заветов. Карманный, обычно дарим школьникам и молодым людям, у кого хорошее зрение; настольный — более взрослому контингенту читателей и тем, у кого слабое зрение. Некоторые люди, видя крест, говорят: «Это католический, не наш крест, значит и само Евангелие сомнительное». Вообще, крест является общепринятым символом христианства. «Гедеон» — это всемирная организация, поэтому печатается тот вариант креста, который принимается христианами во всем мире, в том числе и православными. И если кто не знает, православная Церковь принимает этот вариант креста так же, как традиционный русский. Как Вы правильно заметили, мы имеем свою символику. На каждом «гедеоновском» Новом Завете находится наша эмблема — древний светильник. Как написано в Слове Божьем: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105). Что же касается обложки в целом, то существует единый образец » гедеоновского» Нового Завета для всех 175 стран мира. Если вы приедете в Австралию, Африку, Аргентину или Канаду, то увидите точно такие же книги. Неважно, какая это страна: православная, католическая, протестантская или лютеранская, вы сможете только по одному взгляду на обложку сразу определить, что это «гедеоновский» Новый Завет.

— Какую веру вы распространяете?

— Мы не распространяем никакой веры. Мы дарим людям Новый Завет, который является Словом Божиим. Эта книга предназначена для спасения людей. В Библии написано: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иисус Навин 1:8).

По материалам сайтов: mirsbogom.ru, гедеоны.рф

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *