Георгиевский собор в юрьеве польском


О белокаменных храмах древней Руси хочется начать с наименее известного большинству туристов памятника, который захватывает душу едва ли не сильнее многих суздальских зданий. Это — древний Георгиевский собор города Юрьев-Польский.
Обогнув справа новый кирпичный собор, построенный в 1907–1909 годах, мы останавливаемся в невольном изумлении перед странным и прекрасным, удивительным и наивным, единственным в своем роде зданием. Огромная луковичная глава и ее широкий тяжелый барабан как бы придавили и заставили раздаться в стороны и выгнуться приземистый куб храма с грузными апсидами. После белоснежных зданий Владимира XII века нас удивляет его серо-зеленоватый, серебристо-желтый цвет, словно века наложили свою суровую патину на его стены. После стройной декоративной системы Димитриевского собора нас поражает причудливый хаос скульптур. Стены как бы вымощены ими. Звери и чудища, святые и ангелы, обрывки фантастических каменных гирлянд, схваченных пастями львиных масок, и обломки тончайших узоров образуют загадочную мозаику. Она кажется гигантским каменным ребусом, напряженной тайной, властно приковывающей нашу мысль. Таковы первые впечатления, которые испытывает каждый, кто видит впервые Георгиевский собор
02 Небольшой владимирский городок Юрьев-Польской основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. В XII—XIV веках Юрьев был центром небольшого удела, с 1212 года принадлежавшего князю Святославу Всеволодовичу, внуку Юрия Долгорукого. «Провинциальный» по меркам Владимиро-Суздальской Руси Юрьев не мог, конечно, сравниться по художественным богатствам с главными залесскими городами. Город обладает единственной жемчужиной древнерусского зодчества, но этот памятник оставляет далеко позади многие другие постройки. Речь идет о знаменитом Георгиевском соборе. Это, по словам Н.Н. Воронина, «странное и прекрасное, удивительное и наивное» сооружение является единственным в своем роде.
03 Считается, что Георгиевский собор стал памятником победы, одержанной в 1221 году князем Юрием Святославичем над волжскими булгарами. В ходе этого похода был основан Нижний Новгород.
04 На месте нынешнего Георгиевского собора еще в 1152 году Юрий Долгорукий выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. В 1230 году Святослав Всеволодович приказал разрушить дедовскую постройку, так как она «обветшала и поломалася», а на ее месте в 1230—1234 годах был построен Георгиевский собор, ставший вершиной владимиро-суздальского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием.
05 Вершина — она и есть вершина. Ни до, ни после превзойти этот невиданный по красоте шедевр не удавалось никому, хотя попытки повторить его были. Так, первый московский Успенский собор, построенный в Кремле в 1326 году, являлся подражанием собору в Юрьеве-Польском. Но выстроить похожий храм было мало — не нашлось мастеров, способных хотя бы частично повторить тот белокаменный узор, который сплошным ковром покрывал стены Георгиевского храма сверху донизу!


06 О резьбе Георгиевского собора написано и сказано много. Достаточно отметить, что ее художественные мотивы до XIX—XX веков вдохновляли мастеров деревянной «глухой» резьбы, украшавшей и продолжающей украшать наличники и карнизы деревянных домов.
07…Причудливые изображения зверей, птиц, растений: львы с «процветшими» хвостами, гуси со сплетенными шеями. И все в строчку, как на расшитом полотенце, все нарядно, весело, празднично. Владимир Мономах, дед Андрея Боголюбского, в своем «Поучении» писал: «Зверье разноличнии, и птица, и рыбы украшено Твоим промыслом, Господи! Все же то дал Бог на угодье человеком, на снедь, на веселье». И это «зверье разноличное», и волшебные птицы, и фантастические существа — все, сотворенное Богом, славит Творца в искрящейся белокаменной резьбе Георгиевского собора.
08 Белокаменная резьба оплетает сплошным узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали — колонки, капители, аркатурный пояс, порталы. Фигуры людей, зверей и мифических чудовищ перемежаются с причудливым растительным орнаментом, в результате покрытый каменным кружевом собор превращается в высеченный из цельного камня затейливый фигурный блок. Все здание выглядит пышно и торжественно.
К сожалению, в своем первозданном виде собор до наших дней не дошел, и увидеть его изначальную красоту невозможно: в 1460-х годах верх собора обрушился. Больше всего пострадал южный фасад храма — он был разрушен почти целиком. Северный фасад оказался почти нетронутым. В 1471 году для восстановления собора из Москвы в Юрьев был направлен архитектор Василий Ермолин, первый русский мастер-реставратор, восстанавливавший церкви во Владимире. Перед Ермолиным лежала чрезвычайно трудная задача: ему надо было не просто воссоздать храм, а воссоздать его так, чтобы фигурные резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный общим замыслом. И это с учетом того, что никаких рисунков и чертежей храма не было, а многие блоки в результате обвала были уничтожены!
.
Георгиевский собор. Реконструкция Д.П.Сухова
Георгиевский собор. Реконструкция Н.Н.Воронина
Георгиевский собор. Реконструкция Г.К.Вагнера
Георгиевский собор. Реконструкция А.В.Столетова.
Георгиевский собор. Реконструкция С.В.Заграевского
09
10 Фактически Ермолину предстояло разгадать «каменный кроссворд». Надо отдать должное мастеру — он сделал все, что мог. Он собрал и восстановил крупные фрагменты здания, в частности северный портал. Но, конечно, «собрать» собор в прежнем виде он не смог. В результате Ермолин облицевал фасады резными камнями в полном беспорядке, а часть резных блоков пустил на новую кладку
стен.
11 Василий Ермолин заново сложил своды храма, но достичь прежней горделивой торжественности собора ему не удалось. В своем нынешнем виде Георгиевский собор кажется массивным и грузным, как бы врастающим в землю. Огромная луковичная глава и широкий тяжелый барабан давят на и без того приземистый кубический объем храма. Несмотря на кажущуюся массивность, храм очень невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года — времен Юрия Долгорукого.
12 На фоне причудливого и пышного растительного узора на стенах Георгиевского собора можно видеть маски воинов и дев, фигуры львов и кентавров, грифонов и сиринов. Среди каменных рельефов Георгиевского собора нашлось место и для портрета юрьевского князя Святослава Всеволодовича, в правление которого был сооружен собор. А на одном из камней обнаружена надпись «Баку(н)». Как полагают, Бакун (Аввакум) — имя мастера, главного скульптора собора, возглавлявшего бригаду резчиков.
13 Георгиевский собор — типично «княжеский» храм, и его белокаменные узоры только усиливают его «мирской» облик. Здесь нет той бесплотности, которая отличает храм Покрова на Нерли. Смысл резного убора Георгиевского собора перерастает границы религиозной и династической идеологии и распространяется на всю Владимирскую землю. Недаром в образах воинов многие исследователи видят портреты дружинников князя Святослава, в фольклорных фигурах сказочных чудищ — полуязыческое мироощущение народа, а пышный растительно-звериный узор, вероятно, призван символизировать богатство Руси Залесской. Образы Георгиевского собора в полной мере служат иллюстрацией созданному приблизительно в те же годы «Слову о погибели Русской земли»: «О светло-светлая и красно украшенная земля Русская…»
14 Уже древнерусских летописцев интересовал вопрос о том, кто создал Георгиевский собор. Один из них высказал мнение, что автором и строителем собора был сам князь Святослав Всеволодович. Современные исследователи склонны считать, что князь действительно принял большое участие в разработке замысла этого архитектурного шедевра.
15 В создании собора сыграл немалую роль и владимирский епископ Митрофан, заживо сожженный татарами в 1238 году в Успенском соборе Владимира. Митрофан был незаурядной личностью, человеком широкой культуры, умным политиком и покровителем искусств. Судя по всему, именно ему принадлежит разработка программы удивительной резьбы Георгиевского собора. В ее сюжетах обнаруживается отличное знание не только святоотеческой литературы, но и сочинений русских духовных писателей — «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Слова на Вознесение» Кирилла Туровского и др.
16 Имеются сведения и о том, что к строительству храма «приложил руку» и мастер из Волжской Булгарии, хотя сам собор построен в полном соответствии с традициями владимиро-суздальского зодчества. Характерно, что подобный храм никак не мог возникнуть ранее, так как для этого у мастеров еще просто не хватало опыта. И только стремительный творческий рост русских зодчих и резчиков по камню, впитавших в себя опыт предшественников, лучшие образцы русского и зарубежного искусства, позволил создать каменную сказку Георгиевского собора в Юрьеве.
17 Тщательное изучение творческого почерка резчиков по камню позволило установить, что в создании белокаменной резьбы Георгиевского собора принимали участие две артели мастеров: одна, численностью 12 человек, вырезала фигуры-горельефы, а вторая, от 18 до 24 человек, выполнила растительный орнамент.
18 Георгиевский собор называют лебединой песней владимиро-суздальского зодчества. Через два года на Русь обрушились полчища Батыя, и эта песня оборвалась навсегда. И кто может сказать, каких бы еще вершин достигли владимирские мастера, если бы не пришла в те годы «беда от поганых»…

19
20
21
22
23
24
25
26
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Дата публикации или обновления 14.10.2017

  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: Боголюбово • Владимир • Киржач • Муром • Покров • Суздаль • Юрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области. Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    «В г. Юрьеве-Польском в августе 1925 г. «в целях благоустройства города» уездный исполком решил «произвести продажу колоколов с колоколен бывшего Петропавловского монастыря… В отношении колоколов, находящихся на колокольне бывшего Петропавловского монастыря с упразднением такового, находятся без употребления, причем вырученную сумму с отчислением процентов употребить на благоустройство города».

    Деньги от «реализации» колоколов предполагалось истратить на дооборудование электростанции и водопровода, но губисполком постановил: «Отказать, ввиду того, что Центром означенные колокола запроданы Госпромцветмету»».

    Война в этих краях была последний раз в начале XVII в., но на всем лежит печать разрушения и запустения. К 1940-м гг. в городе и районе были закрыты все храмы кроме двух: в с. Новом и с Лыково. В Юрьеве-Польском в советское время разрушены: колокольня и придел Георгиевского собора, колокольня Введенского храма, Варваринский храм, колокольня Вознесенского храма, колокольня храма Рождества Христова, Благовещенская и Георгиевская (стояла рядом с Архангельским монастырем) часовни, все храмы лишились внутреннего убранства и почти все обзглавлены

    В 1950-1960-х гг. полностью разрушена церковь: в с. Старково (Арангела Михаила, построенная в 1826 г. владельцем села Дьяконовым).

    Церковь Михаила Архангела существовала в селе с начала XVII в. В 1628 г. село принадлежало стрелецкому голове Андрею Жукову, в 1647 — его сыну Якову Андреевичу Жукову. В 1683 г. владелец Старкове Борис Андрееевич Пушкин построил новую деревянную церковь. Владевший селом князь Львов в 1737 г. перестроил церковь, надстроил второй этаж.

    К храму с. Старкова была приписана деревянная Троицкая церковь в с. Добрячево, которую содержали на свои средства помещики с. Добрячева гг. Косаговы. В советское время от села ничего не осталось.

    В с.Богородское сломаны две каменные церкви Успенская, построена в 1829 г., и Введенская — в 1846). Богородское в XIV в. было во владении великого князя Дмитрия Ивановича Донского, который в духовной грамоте 1389 г. завещал «село Богородское на Богоне» младшему сыну Петру Дмитриенвичу (1386-1428, удельный князь Углицкий). Пётр Дмитриевич умер бездетным, и село перешло к его старшему брату великому князю Василию Дмитриевичу. Василий Дмитриевич в духовной грамоте 1424 г. завещал село супруге Софье Витовне. В с. Боярово (в приходе с. Богородского) в 1880 г. вместо сгоревшей церкви жители построили каменную часовню, к которой в 1881 г. пристроили деревянную колокольню.

    В с. Шихобалово на месте церкви стоит здание школы. В с. Фёдоровском деревянная церковь Рождества Божией Матери впервые упоминается в 1766 г. В 1874 г. построена каменная церковь Воскресения Христова с приделами Рождества Пресвятой Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви была каменная часовня. Церковь в Фёдоровском сломана в советское время, как и Никольская церковь приписанного к Фёдоровскому с. Горяинова.

    Разрушена каменная Казанская церковь погоста Щекутье, построенная в 1802 г., и приписанный к нему храм с. Воскресенского (50 км от Юрьева).

    В с. Березняках разрушена каменная церковь Иоанна Предтечи (а приделом Святителя Николая Мирликийского), построенная в 1834 г. на месте деревянной. Село известно с XV в. Оно упоминается в духовной грамоте супруги сына Дмитрия Донского, великого князя Василия Дмитриевича, Софьи Витовны. Она завещала Березники внуку Юрию Васильевичу. В XVII и XVIII вв. село принадлежало Троицкому Данилову монастырю в Переславле-Залесском. Церковь в Березниках существовала с XV в.

    Уничтожена и Никольская церковь в с. Исаково, построенная в 1856 г. В XVI в. половина села принадлежала Ивану Юрьевичу Манассеину, который дал свою половину села Троицкому Данилову монастырю в Переславле-Зелесском. Уже тогда в селе стояла деревяннная церковь Святителя Николая с приделом Святых бессребреников Козьмы и Дамиана.

    В Матвейщево разрушена каменная церковь Воскресения Христова, построенная в 1838 г. Церковь на этом месте стояла с XV в., Матвеещево было дворцовым селом, в 1462 г. великий князь Василий Васильевич завещал его своей жене Марье Ярославовне. Дворцовым село оставалось и в XVII в. В советское время в храме была устроена мельница).

    В с. Майморах была уничтожена каменная Покровская церковь с приделами Святых апостолов Петра и Павла и Святых мучеников Флора и Лавра, построенная в 1862 г. на месте древней деревянной, разрушен и Преображенский храм построенный в 1797 г. в с. Добрынском.

    В с. Калмань разрушена каменная церковь Преображения Господня (1809). Разрушены храмы и в селах Андреевское, Палазино, Повлово, Пьянцино и Смердово. Уже нет и самих сел Пьянцино и Смердово, как и с. Вошня, в котором разрушена каменная церковь Рождества Божией Матери, построенная в 1866 г. В древнем (известно с XV в.) с. Симизино разрушена каменная Никольская церковь, построенная в 1834 г.

    Уничтожены церкви: в с. Пенье (каменная Покровская церковь, построенная в 1823 г., снята в 1962 г. в процессе уничтожения, уже разрушена колокольня храма).

    В Пестово в 1930-е гг. была разрушена каменная церковь Михаила Архангела (с приделом святителя Николая Мирликийского), построеннная в 1863 г. на месте деревянной церкви середины XVIII в. В конце XIX в. причт храма состоял из священника и псаломщика. Дом священника был деревянным, крыт тесом, псаломщика, тоже деревянный, крыт соломой. В селе была школа грамотности.

    В Старниково была уничтожена каменная Успенская церковь, построенная в 1825 г. Село было дворцовым, церковь в нём существовала с начал а XVII в.

    К церкви с. Старниково была приписана деревянная Воздвижен екая церковь, построенная в 1776 г., в с. Перемилово.

    В Нестерово уничтожена каменнная церковь Воскресения Христова, построена в 1823 г. Село было государевым дворцовым, известно с XVII в. В начале XVII в. в селе уже была деревянная церковь.

    В с. Колокольцево в 1866 г. была построена деревянная церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В советское время церковь была закрыта, перестроена в школу, позднее храм был разрушен полностью.

    В Афинеево, на месте разрушенной церкви в наше время построена каменная часовня.

    В Горках разрушена каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделами Святых апостолов Петра и Павла и Святых бессребреников Козьмы и Дамиана, построенная в 1809 г., владельцем села Богдановым, уже в XVII в. в селе, принадлежавшем тогда Семену Ивановичу Обухову и Афанасию и Никите Игнатьевым, была построена деревянная церковь Святых апостолов Петра и Павла.

    В с. Ворогово разрушена церковь Михаила Архангела, построенная в 1852 г. В XV в. село принадлежало великому князю московскому Василию Васильевичу, который в духовной грамоте 1462 г. завещал Ворогово своей супруге Марии Ярославовне. В XVII в. половине села была за Алексеем Иевливичем Куроедовым, другая — за Яковом Ивановичем Селецким. Деревянная церковь Архистратина Божия Михаила стояла в селе уже в XV в. К приходу с. Ворогово было приписано с. Черкасово.

    В Черкасове до 1950-х -1960-х гг. стояла каменная Никольская церковь, построенная в 1863 г. В начале XVII в. в селе стояла деревянная Никольская церковь. В 1612 г. три четверти села были пожертвованы ^адельцами братьями Петром и Спиридоном Крюковыми Троице-Сергиеву монастырю.

    Далее: Разрушенные храмы Юрьев-Польского района. Иналово. Теньки В начало

    Белокаменный Георгиевский собор XIII века — то, ради чего обязательно стоит ехать в Юрьев-Польский. Он — последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. На мощных стенах отразилась вся его непростая история. Глядя на него, замечаешь многочисленные следы катастрофы, постигшей храм.

    Георгиевский собор в Юрьев-Польском, северный фасад

    Георгиевский собор стал лебединой песней Владимиро-Суздальского белокаменного искусства. Храмы Юрия Долгорукого — церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, — сдержанны и лаконичны, словно крепости. А стены Георгиевского собора покрыты резьбой, напоминая Дмитриевский собор во Владимире. Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было батыева нашествия.

    Известный советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин писал:

    Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. … Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудовищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.

    Георгиевский собор, западный и южный фасады

    В 1152 году князь Юрий Долгорукий построил здесь белокаменный собор, освященный во имя святого Георгия. Однако менее чем за сто лет он обветшал, и его внук, князь Святослав Всеволодович (1196-1252), приказал поставить новый храм. Строительство продолжалось с 1230 по 1234 год. В Тверской летописи говорится, что князь Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть был архитектором храма. Чуть позднее к собору был пристроен Троицкий придел, также богато украшенный резьбой.

    Георгиевский собор, южный и восточный фасады

    Это был четырехстолпный, трехпритворный, трехапсидный храм. Стены были построены из белого камня среднего качества и забутованы булыжником на известковом растворе, своды сложены из пористого туфообразного известняка. Без учета апсид и притворов длина собора составляла 13,5 м, ширина – 14 м, сторона подкупольного квадрата — 4,7 м.

    План Георгиевского собора (по Н.Н.Воронину)

    В начале или середине XV века разразилась катастрофа. Под тяжестью тяжелого барабана и главы, вознесенных на высоком постаменте, обрушились своды; затем вода стала разрушать белокаменную облицовку стен, в результате чего они частично обвалились. Сейчас трудно представить первоначальный облик Георгиевского собора. Покрывала ли его белокаменная резьба полностью или только до аркатурно-колончатого пояса? Какой была глава, ставшая причиной трагедии? На этот счет специалисты выдвигают разные гипотезы.

    Георгиевский собор. Реконструкция Д.П.Сухова

    Георгиевский собор. Реконструкция Н.Н.Воронина

    Георгиевский собор. Реконструкция С.В.Заграевского

    В 1471 году московский купец и зодчий Василий Дмитриевич Ермолин восстановил Георгиевский собор. Согласно Ермолинской летописи, «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя Василеи Дмитреевь те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде».

    Мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок, совмещая резные камни, но не всегда это было возможно. Новый собор получился более приземистым, рисунок оказался во многих местах нарушенным. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов.

    Георгиевский собор, восточный и северный фасады

    В XVII веке к Георгиевскому собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм перекрыли кровлей на четыре ската. В начале XVIII века появилась новая глава «луковицей». В 1809-1827 годах построили ризницу и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.

    Георгиевский собор в Юрьев-Польском, дореволюционное фото

    Георгиевский собор, дореволюционное фото

    В 1920-1930-х годах собор был отреставрирован под руководством Пётра Барановского и Игоря Грабаря. Реставраторы удалили все позднейшие пристройки, раскрыв первоначальный объем храма.

    Когда подходишь к Георгиевскому собору, испытываешь какой-то трепет: он словно живой. Можно бесконечно бродить вокруг него, пытаясь разгадать замысел князя-архитектора, искать недостающие детали, находить несоответствия.

    Северный фасад был главной, лицевой стороной храма, обращенной к городской площади. Он уцелел лучше всего. От собора XIII века сохранились притвор и значительная часть стен. На центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс с изображением святых воинов. Они напоминают статуи готических соборов, но плоские.

    Северный фасад Георгиевского собора

    Над северным порталом помещено изображение Святого Георгия, которому посвящен храм. В средней закомаре помещалось «Распятие» с надписью Святослава и двумя парными драконами у его подножия, в левой — «Три отрока в пещи огненной», в правой — «Даниил во рву львином».

    Фрагмент северной стены и портала

    Северный портал, фрагмент

    В углу между северной стеной храма и восточной стеной притвора в прошлом находился небольшой Троицкий придел. Он представлял собой маленькую одноапсидную часовню с крошечным внутренним помещением 1,80 х 3,50 м. С наружной стороны храма виден заложенный аркасолий, где в 1252 году был погребен князь Святослав. В восточной стене притвора видна заложенная дверь, которая вела в княжескую «грОбницу».

    Следы утраченного Троицкого придела

    Западный фасад был вторым по значимости после северного. От собора XIII века сохранились первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса.

    Западный фасад Георгиевского собора

    Западный притвор значительно выше северного и южного. В прошлом здесь был второй этаж с ложей, куда поднималось на богослужение княжеское семейство. В архивольте портала в круглых медальонах вырезан деисус, повторенный выше в пяти нишах, заложенных позднее кирпичом.

    Западный портал

    Торец западного и южного фасадов

    Западный притвор

    От южного фасада сохранились притвор и окружающие его стены. Над порталом изображена Богоматерь Оранта.

    Южный портал Георгиевского собора

    Восточную закомару занимает композиция «Вознесение Александра Македонского». Здесь хорошо заметно, как перепутаны рисунки белокаменной резьбы.

    Восточная закомара южной стены

    Западная закомара южной стены

    Южный портал, фрагмент

    Южный портал, фрагмент

    Южный портал, фрагмент

    Ступени южного портала

    От первоначального восточного фасада сохранился лишь цоколь апсид.

    Восточный фасад

    Апсида

    Хотя площадь собора невелика, внутри он кажется просторным. Это достигается за счет сужения боковых нефов и отсутствия лопаток стен. Фрески внутри собора датируются 1826 годом. Внутри хранится главная реликвия — Святославов крест («Распятие»), вырезанный Святославом в честь своего чудесного спасения на Волге во время похода против Волжских булгар. Кроме того, в соборе выставлены уцелевшие белокаменные резные блоки XIII века.

    Фрески Георгиевского собора

    К сожалению, в настоящее время Георгиевский собор страдает из-за магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. На стенах и фресках можно найти уродливые подтеки — высолы. Если не начать реставрацию как можно скорее, неповторимому памятнику архитектуры будет нанесен существенный урон.

    Существует предание, что тот, кто найдет на резном фасаде Георгиевского собора изображение слоника, может загадать любое желание, которое непременно сбудется! Маленькая подсказка: на одной из фотографий в этой статье он есть 🙂

    Литература:

    © Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Текст слайда:

    Гео́ргиевский собо́р — православный, белокаменный собор
    Расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области.
    Тип здания: крестово-купольный храм
    Автор проекта-князь Святослав Всеволодович
    Дата основания:1230—1234 годы
    Статус: Объект культурного наследия РФ № 3310181000
    В соборе находился музей с собранием древних резных камней, когда-то составлявших его стены; там же хранится и каменный «Святославов крест». Сейчас, по некоторым данным, собор передан верующим, однако вход по-прежнему платный, как в музей, и внутри располагаются по соседству иконостас и экспозиции.
    Ждём вас!

    Георгиевский собор украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины. Эти картинки сплошным ковром закрывали стены храма сверху и донизу.
    Всё это великолепие создано руками неизвестного мастера и его учеников. По запискам современников известно, что увидев красоту белокаменного собора, князь несказанно обрадовался, но приказал выколоть мастеру глаза, дабы он нигде больше такую красоту не сотворил. И действительно никому не удавалось хотя бы частично повторить тот самый белокаменный узор, который полностью покрывал Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
    Среди фигур, вырезанных на камнях, из которых сложен собор, есть знаменитый среди туристов слоник. Существует примета, по которой тот, кто найдет слоника самостоятельно, может загадать желание, и оно сбудется.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *