Георгия победоносца храм

В России издревле возводили храмы в благодарность Богу, ниспославшему победу. Достаточно вспомнить собор Василия Блаженного на Красной площади, связанный с важнейшими событиями взятия Казани войсками Иван Грозного, или собор Чудотворной Казанской иконы Богоматери на Красной площади, возведенный в ознаменование освобождения Москвы в 1612 году от польско-литовского господства, Храм Христа Спасителя, который символизировал собой благодарность Росси Богу за избавление от нашествия Наполеона. После векового перерыва вновь произошло обращение к теме храма-благодарения за победу. По благословению Патриарха он был посвящен святому Великомученику Георгию Победоносцу – небесному покровителю Росси и Москвы.
Здание храма на Поклонной горе одновременно традиционно и необычно. В нем легко узнаются черты, характерные для православной архитектуры – основной прямоугольный объем, завершенный полукруглыми арками, золотой купол на барабане, полукруглая апсида с востока, открытая звонница на западном фасаде. В то же время храм подчеркнуто современен, что проявляется в его необычайной легкости, невозможной в древние времена воздушности, больших плоскостях стекла, никогда невиданных в древнерусских постройках, особенной светозарности, наполненности светом интерьера.
Этими же особенностями обладают изобразительные образы, внесенные в храм работами художника. Над дверьми с трех сторон, ведущими в церковь Святого Георгия Победоносца на Поклонной горе, установлены гигантские бронзовые рельефы. На северном фасаде — Богоматерь Знамение, образ, ставший для всей России символом спасения от врагов; на южном фасаде — Спас Нерукотворный — символ вселенского спасения, на западном — Святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Появление скульптурных икон на внешних стенах храма связано великой традицией наружной скульптуры, которой обладало Владимиро-Суздальское зодчество в домонгольскую эпоху.
Художник избрал непривычный материал и технику – бронзовый барельеф. Но сохранил в полной мере традиционность образов, ставших каноническими в обиходе православного русского искусства.
Внутри церкви высокие белые арки спокойно устремляются вверх к своду. Отовсюду льется свет. Лишь тяжелые бронзовые иконы в узких золотых рамах, останавливая взгляд, как бы парят в радостном и открытом пространстве. Зураб Церетели подошел здесь к установлению взаимоотношения архитектуры и скульптуры таким же образом, как и в экстерьере церкви. Это кажется удачным – возникает единство образа, подчеркнутое и единообразием ведущего художественного приема, и «прозрачностью» стен, сквозь которые как бы проходят, минуя материальную перегородку, барельефы икон.
На западной стене в интерьере храма появляется то же изображение Святого Георгия, поражающего дракона. На южной и северной стене – иные образы: святая Троица и Вознесение Господне. Все образы выполнены в точном соответствии с традицией, сложившейся в древнерусском искусстве. Тем не менее невозможно воспринимать барельефы храма святого Георгия на Поклонной горе лишь как копии знаменитых икон. Совсем иная художественная техника неизбежно превращает их в своеобразные и яркие произведения. При их несомненной каноничности, художник верен себе в поисках новых путей претворения древних традиций. Трудно сейчас сказать, каковы будут судьбы русского церковного искусства, но очевидно, что храм на Поклонной горе – первая церковь, связанная с важнейшими для страны событиями, возведенная в эпоху, когда происходит возрождение самосознания России, — займет в ней заметное место.

Сегодня Георгиевская церковь оказалась задавлена соседними многоэтажными зданиями, её почти не видно ни с Водоотводного канала, ни с Пятницкой улицы. А ведь раньше она была одним из наиболее примечательных зданий в округе, а её колокольня – одной из основных высотных доминант в этой части Садовнической улицы, по соседству с Балчугом.

Впервые церковь святого Великомученика Георгия Победоносца упомянута в 1612 году как деревянная. На смену ей в 1653 году пришёл каменный храм, главный престол которого был освящен в честь Рождества Богородицы. Один из двух приделов был освящен во имя святого Георгия, что позволило по-прежнему называть храм Георгиевским. В 1680-х годах выстроена новая трапезная и Никольский придел.

Церковь выстроена в традициях русского узорочья середины XVII века: фасады её главной части обильно декорированы окнами с затейливыми наличниками разной формы – каждый из них выполнен по-своему и не повторяется. Окна трапезной и приделов оформлены в стиле московского барокко – наличники окон завершены гребешками. Традиционное пятиглавие покоится на двух рядах декоративных кокошников. Соседство с Москвой-рекой было для церкви весьма беспокойным. во время сильных паводков церковь постоянно подтапливалась. В 1786 году результатом сильного наводнения стало обрушение церковной колокольни, в несколько метрах от которой проходил засыпанный ныне Егорьевский канал, соединявший Водоотводный канал с Москвой-рекой. Новую колокольню построили со стороны Садовнической улицы на средства Павла Григорьевича Демидова в 1806 году. Последнее крупное наводнение, произошедшее в 1908 году, едва не уничтожило храм, – только неотложные работы, организованные старостой Ефимом Ермиловичем Приваловым, смогли спасти её от обрушения.

Храм был закрыт в 1935 году, после чего его здание перешло к НКВД, а затем превратилось в общежитие Метростроя. Лишь в 1970-х годах была проведена реставрация, в результате которой храм вновь обрёл свой исторический облик. В нем разместился производственный цех. В то же время оказались снесены бывшие церковные дома, окружавшие храм. Внутри после реставрации находился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня же перешла к управлению Минмонтажспецстроя. В 1992 году храм передан верующим, вскоре при нём было создано подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. В 2001 году рядом с храмом появился памятник всем пострадавшим в годы репрессий: большой поклонный крест в основании из камней, привезённых с Соловков.

Теги:

  • 17 век
  • узорочье
  • храм
  • пятиглавие

Существовавшая ранее церковь Георгия великомученика в селе Передельцах.

Георгиевская церковь в селе Передельце в начале XVII ст. была каменная, построена исстари. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. Московского уезда Таракманова стана говорится: «село Переделец, вверх речки Зименки, на пруде, вотчина Троицы-Сергиева монастыря, что была вотчина Андрея Щелканова, а после за Иваном Васильевым сыном Щелканова, в селе церковь Егорья Страстотерпца Христова каменная, а строение прежних вотчинников; у церкви во дворе поп Иван Фомин, во дворе пономарь Петрушка Латыш, во дворе просвирница Ульяница Иванова дочь, да на церковной земле во дворе бобыль, двор монастырский, в нем живет старец Александр Дебенский да монастырские детеныши; деревня Переделец Большой, на пруде, а в ней 8 дворов крестьянских и 4 двора бобыльских».

В 1646 г. при церкви на церковной земле были: «во дворе поп Даниил Васильев, во дворе дьячок Васка Терентьев, во дворе пономарь Осташко Федоров и двор бобыльский, да в селе двор монастырский и двор крестьянский, а в деревне Передельце Большом числилось 18 дворов крестьянских».

В книге Патриаршего казенного приказа под Звенигородскою десятиною написано: «в 1655 – 56 гг., по книгам Звенигородской десятины старосты поповского Троицкого попа Исая прибыла церковь св. великомученика Георгия в вотчине Живоначальной Троицы Сергиева монастыря, в селе Передельце, дани 13 алтын с деньгою, заезда гривна». В тех же книгах с 1680 г. Георгиевская церковь писалась под Пехрянскою десятиною. По дозорным книгам казенного приказа 1680 г.: «церковь великомученика Георгия в селе Передельце каменная, при церкви поп Сидор Спиридонов, пашни и сенных покосов нет, служит он, поп, из дохода церковного».

В 1704 г. при церкви были священники: Алексей Сидоров и его сын Василий, дьячок Никифор Алексеев. В селе Передельце находились в 1678 г.: двор монастырский и 2 двора бобыльских, в деревне Передельце 16 дворов крестьянских, а в 1704 г. – в деревне 28 дворов.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

В кипрской деревушке Анарита недалеко от Пафоса, в безлюдном и очень живописном месте есть редкий архитектурный памятник — уникальный старинный разрушенный храм, посвященный Cвятому Георгию.

Расположен он к юго-востоку от деревни Анарита, можно даже сказать, что это место граничит с соседней кипрской деревушкой Мандрия:

Даже сейчас, глядя на часовню Святого Георгия в Анарите в ее нынешнем состоянии, можно оценить ее былую красоту:

Этот храм был построен из известняка в период франкского правления на Кипре, то есть во времена Кипрского королевства, феодалом, который управлял этим районом.

Храм Святого Георгия имел форму базилики с двумя арками:

К сожалению, уцелело здесь немногое. Стены, построенные из местного известняка, а также примыкающая полукруглая апсида стоят до сих пор, но кровля храма Святого Георгия полностью утрачена:

Несмотря на это, внутри стоят иконы и свечки — жители Кипра все-таки ходят сюда:

Местные жители говорят, что этот храм никак не пострадал в результате землетрясений, но он был разграблен:

Это могло произойти после османского завоевания, в период, когда Кипр находился в составе Османской империи, а кипрские деревушки в этом районе были населены мусульманами.

Подобные места у меня вызывают смешанные чувства. С одной стороны, всё это невероятно грустно. Когда-то здесь был очень красивый храм, а теперь он утрачен и разрушается. С другой, эта часовня прямоугольной формы под открытым небом стала частью природы: в храме на полу растёт трава, а над ним летают птицы — в этом что-то есть.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *