Герасим со львом

Герасим Иорданский — христианский монах и святой V в.

Жизнеописание

Родился в Ликии (южная часть Малой Азии) в богатой семье, в миру носил имя Григорий.

Оставил семейное богатство и мирские дела и стал монахом.

Святой подвизался в пустыне Египта и позднее около 450 г. пришёл на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь и стал его настоятелем.

Как пишет Кирилл Иерусалимский в житии Евфимия Великого, Герасим одно время был сторонником ереси Евтихия и Диоскора, но вскоре расскаялся в своих заблуждениях.

Святой умер около 475 г.

Всемирно известна история о приручении Аввой Герасимом дикого льва, которого святой вылечил от ран:

Лев, согласно жития, умер на его могиле и был погребен рядом со св. Герасимом.

Этот сюжет жития святого стал основой многочисленных изображений Герасима у ног которого лежит лев.

Сведения о жизни преподобного Герасима известны из житий Евфимия Великого и Кириака Отшельника, а также «Луга духовного» Иоанна Мосха (описана история о льве).

Иконография

Изображения Герсасима Иорданского до XII в. неизвестны.

Самое раннее из известных изображений — фреска в соборе Рождества Пресвятой Богородицы новгородского Антониева монастыря (1125 год).

С начала XIV в. начинают изображать житийный цикл преподобного Герасима.

Самый ранний находится в церкви церкви Святого Николая Орфаноса в Салониках и относится к 1309—19 гг.

Житийный сюжет, рассказывающий о преподобном Герасиме и льве стал не только иконописной традицией, но помещался и в лицевых Минеях.

Относительно его написания иконописный подлинник XVIII в. указывает:


Дейр Хаджла — монастырь Святого Герасима у реки Иордан.

Если ехать к Мёртвому морю через Иерусалим, недалеко от того места, где шоссе плавно поворачивает на юг, находится малоизвестный православный монастырь.
Построенный в конце XIX века на развалинах здания периода крестоносцев, монастырь носит имя Святого Герасима, лавра которого находилась неподалеку.
Арабское название места Дейр Хагла (Дейр Хаджла) указывает на его ветхозаветные корни. Если «дейр» означает «монастырь», то «хагла» — это измененное ивритское «хогла»: Бет-Хоглой («дом куропатки») называлось селение на границе уделов колен Иуды и Вениамина (Иисус Навин 15:6, 18:19)
Несколько лет назад недалеко от монастыря было основано еврейское поселение с таким же названием.

Монастырь Св. Герасима. 20-30-е гг. ХХ века.
Снимок из коллекции Э.Матсона.

Герасим (?-475 гг.) был уроженцем города Миры в Ликии (ныне город Демре, Турция). По одной версии родился в религиозной семье и стал монахом в раннем возрасте, по другой — был купцом и стал вести монашеский образ жизни после того, как чудом спастя от тяжелой болезни (см. повесть Н.Лескова «Лев старца Герасима»).
В Палестине примерно с 450 года. Его главным вкладом в монашескую жизнь стало основание первой лавры в Иудейской пустыне, в которой Герасиму удалось собрать монахов-отшельников, бродивших по пустыне. Пять дней в неделю монахи жили в своих кельях по правилам, установленными Герасимом (очень жестких, о чем упоминается в описаниях современников), а субботу и воскресенье проводили в совместных молитвах и трапезах. Развалины лавры и келий частично сохранились.
Подробнее об устоях жизни в лавре можно почитать в статье Кристины Фитч.
После Герасима в дельте реки Иордан было основано еще порядка десяти монастырей, процветавших до арабского нашествия в VII веке.
Но широким слоям верующих имя Герасима известно не его успехами в организации монастырей, но благодаря легенде о его встрече со львом, якобы имевшей место в 470 году. Львы действительно водились в Палестине до XVIII века, но случай, произошедший с Герасимом, исключительный — он не только осмелился вытащить занозу из лапы животного, но и приручил его. Лев стал охранять осла, на котором в монастырь переносили воду из Иордана.
Далее легенда гласит, что ослик был украден, а лев обвинен в том, что съел его. После того, как ослик нашелся, Герасим раскаялся в незаслуженном наказании, и дал льву имя Иордан.
Кончается история тем, что лев умирает на могиле Герасима.

Герасим со львом. Деталь Людогощенского креста (1359).
Новгородский музей-заповедник.
Взято на сайте «Русское декоративное искусство».

По преданию, похоронен был Герасим недалеко от основанного им монастыря, но точное место захоронения неизвестно.
Православная церковь чтёт память святого Герасима Иорданского 4 марта (17 марта по новому стилю). По русской народной примете, если в этот день прилетят грачи, снег сойдёт уже через месяц («Герасим-грачевник грачей пригнал»).

В западном христианстве с львом принято изображать другого святого — патрона переводчиков Иеронима (Джерома), автора перевода библии на латынь. История встречи Святого Иеронима с львом в пересказании католиков практически идентична истории Герасима, жившего примерно на 100 лет позже. Причина путаницы, по-видимому, в схожести имён Gerasimos и Jeronimus.
Первое упоминание об истории о человеке, приручившего льва, относится к XI веку, и проследить источник ее происхождения уже не представляется возможным.
Как бы то ни было, необходимо помнить, что на полотнахЛеонардо да Винчи,Кранаха старшего,Дюрера,Ван Эйка,Босхаи других художников в компании льва изображен именно Иероним, а не Герасим. Изображение же Герасима можно встретить на иконах.


Преподобный Герасим, иже на Иордане. Икона XVI века.
Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва.
Взято на сайте «Православный календарь».


Преподобный Герасим Иорданский. Икона конца XVII — начала XVIII века.
Музей-заповедник «Коломенское», Москва.
Взято на сайте «Православная икона».

В начале 80-х гг. XIX века на месте древнего монастыря Каламон неподалеку от лавры Герасима в его честь был отстроен современный монастырь, но к середине ХХ века он, как и многие другие в этих местах, пришёл в запустение.
С 1948 по 1967 гг. северное побережье Мёртвого моря отошло к Иордании — туристов было мало, ни о каком массовом паломничестве и восстановлении монастыря не могло быть и речи.
Возрождение началось только в 70-е годы, когда здесь поселился монах по имени Хрисостомос, под чьим руководством монастырь находится и поныне. Появились паломники, пожертвования — жизнь начала налаживаться. Сказывается и близость Иерихона, жителям которого разрешено передвигаться в этих местах (у здания полно машин с палестинскими номерами).

Монастырь Св. Герасима до прокладки шоссе. Начало 90-х гг.
Взято из книги «Археология — линия горизонта».
Фото большего разрешения можно посмотреть здесь.

В центре квадрата главного здания находится глубокий колодец, ныне пышно украшенный.
До недавнего времени над монастырём возвышалась длинная стойка с кольцом-шестерёнкой на конце, которую можно разглядеть на верхней фотографии. Мне остаётся только гадать о её предназначении.
Снаружи монахами уже в наше время сооружены скотный и птичий двор, огороды, а также постройки для проживания паломников.
С запада теперь проходит дорога вокруг Иерихона («квиш океф Иерихо»), с остальных сторон монастырь-оазис по-прежнему окружает пустыня.

Колодец.

Во многих уголках монастыря, зачастую самых неожиданных, можно встретить изображения льва — героя притчи о Герасиме Иорданском.
Слева от главного входа расположена старинная часовня, находящаяся в пещере, в которой по преданию останавливалось святое семейство (Мария-богоматерь, Иисус и Иосиф) по пути в Египет, скрываясь от преследований царя Ирода, повелевшего истребить всех младенцев моложе двух лет.
…Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.
Представляется странным, что из Вифлеема, где родился Иисус, Иосиф повел семью на север, а уже потом повернул в Египет.
Убежище, найденное святым семейством в этой пещере, дало название древнему монастырю — Каламон означает «доброе обителище» (не знаю, правда, на каком языке).
Следов пещеры в часовне почти не осталось — стены и потолок практически полностью оштукатурены, и только в нескольких местах оставлены фрагменты старинных настенных росписей.
Справа от входа находится престол, посвященный Святому Герасиму.
В нескольких метрах от него можно увидеть небольшой круглый выступ с мозаикой, выложенной в виде двухглавого орла (к сожалению, так и не удалось выяснить его предназначение). Над ним находится престол в честь святого Евфимия, сыгравшего важную роль в жизни Герасима. Одно время Герасим увлекся идеями монофизитства (теория, по которой Иисус имел только божественную природу), но Евфимию удалось вернуть заблудшего в лоно православной церкви. Герасим пытался искупить вину, добровольно ограничивая свой и без того скудный паек, положенный в монастыре.
Чуть дальше расположен еще один престол, посвященный святым Зосиме и Марии Египетской, которые жили, или как принято говорить на церковном языке, подвизались в этих краях.
В самом конце часовни расположена икона Богоматери.

Часовня.
В глубине — икона Божей матери. Справа — престол св.Зосимы и Марии Египетской.

В шкафчике перед нишей сложены кости погибших монахов, погибших, предположительно, во время нашествия персов в 614 году. У противоположной стены есть еще один такой шкаф с костями.
В полукруглом углублении в той же левой стене, но ближе к выходу, находится настенная иллюстрация к притче о Герасиме и льве Иордане. В отличие от старинных икон на ней можно найти и ослика, и верблюда. На заднем фоне художник разместил изображение современного монастыря.
По состоянию росписей можно судить, что часовня недавно была отреставрирована.

Часовня. Святой преподобный Герасим.

Церковь на втором этаже находится в куда худшем состоянии — по стенам и потолку проходят глубокие трещины, оставшиеся, по-видимому, от землятрясения 1927 года. Нам разрешили подняться в нее при условии, что мы быстро все осмотрим и тотчас выйдем.

Церковь. Иконостас.

Согласно нескольким источникам, стены церкви сооружены во времена крестоносцев, но изнутри свидетельств этому я впопыхах найти не успел. Купол и убранство, включая иконы, судя по всему, относятся к концу XIX века — над входом установлена мраморная табличка с указанием года последнего освящения церкви — 1881.
Слева от входа сохранился мозаичный пол предположительно византийского периода, что даёт основание полагать, что постройка крестоносцев была воздвигнута на месте монастыря IV-V вв. Меня, однако, привлекло мозаичное покрытие в центральной части зала с изображением трехмерных фигур. Ведь оно был выложено, когда знаменитый график Мауриц Эшер, работы которого непостижимым образом совмещают реальность и иллюзию, еще не родился!

Церковь. Фрагмент напольной мозаики.

С галереи второго этажа можно разглядеть колокольню и ещё один купол — по-видимому, в монастыре есть ещё одна часовня (см. снимок с воздуха). Интересно, что на крыше тоже нашлось место статуе льва.
Выполненные в характерном неовизантийском стиле купола весьма скромны. Вообще, на фоне построек Русской православной церкви греческие монастыри и церкви выглядят бедными родственниками. Вынужденная ли это скромность или сознательная?
Ещё один интересный момент. Если у католических церковных построек автор почти всегда известен, то у православных греков ситуация обратная.

Купол и колокольня. Вид со второго этажа.


Колокольня. Вид из внутреннего дворика.

Снаружи здание монастыря разительно меняется — вместо уютного дворика взору предстоят неприступные крепостные стены. Это естественно, поскольку в условиях постоянных угроз со стороны разбойников и грабителей, которых всегда было много в этих краях (вспомните притчу о милосердном самаритянине), монахи были вынуждены обороняться. Особенно наглядно это видно с восточной стороны, где вдоль стен нет растительности.

Монастырь Св.Герасима. Вид с востока.

Кладка стены неоднородная, но не слоями, снизу вверх, как обычно, а вдоль стены — с севера кладка более старая, чем в южной части.
В том, что старая часть монастыря действительно относится к периоду крестоносцев, у нас не было сомнений. Но что именно свидетельствовало об этом, я сформулировать не мог.
Только вернувшись домой и пролистывая альбом с изображениями Иерусалима, наткнулся на снимок монастыря Креста, внешние стены которого точно были возведены при крестоносцах: как и в монастыре Св.Герасима на стенах здесь выделяются длинные поперечные выступы, характерные для построек того времени. А вот для чего они использовались, мне, увы, неизвестно.

Слева — монастырь Креста, Иерусалим, справа — монастырь Св.Герасима.
Фото слева взято с сайта History of Landscape Literature.

К сожалению, нужно отметить, что мне ещё не попадалось ни одного путеводителя, на информацию которого о монастыре можно было бы положиться.
Брошюра, которую можно получить в монастыре, весьма скупа и содержит сведения в основном религиозного характера.
Самую подробную информацию можно найти в книге С.Баландина, но некоторые сведения, приведенные в ней, принципиально расходятся с тем, что мы увидели. Расположение икон, церквей — всё перепутано.
В путеводителе И.Торика указывается о том, что монастырь посвящен также Иоанну Крестителю и Св.Василию. По-видимому, это ошибка.

Монастырь Святого Герасима. Вид с 90-го шоссе.

Как доехать: на перекрестке Бейт ха-Арава свернуть на север (указатель — 90-ое шоссе, Бейт-Шеан) и проехать около двух километров до коричневого щита (см. первый снимок).

Фрагмент карты восточной части Иудейской пустыни.
Полностью карту можно посмотреть здесь (570 Кб).

Монастырь открыт в светлое время суток во все дни, кроме воскресенья.
Вход — 3 шекеля (с нас не взяли), плата за пользование столиком для пикника — 30 шекелей.

— Н. Шалев-Халифа «Запертый сад. Прогулки по монастырям Израиля» (иврит)

— C.Fitch, «Gerasimus (Dejr Hajla)» (английский). Отдельный интерес представляет приведенная в конце статьи библиография.
— Страничка о монастыре на сайте, посвященному Святому Герасиму Иорданскому (греческий)
— С.Баландин, «Пятое евангелие»
— дословный пересказ брошюры монастыря на сайте в Новосибирске
— Н.Лесков, «Лев старца Герасима»
— В.Шинкарев, «Царь зверей»

До XII в. изображения Г. И. в визант. искусстве неизвестны, нек-рые исследователи связывают это с упоминанием в «Житии св. Евфимия» Кирилла Скифопольского о ереси Г. И., носившей временный характер. Впосл. возобладало почитание этого святого как одного из столпов палестинского монашества. Самое раннее известное изображение Г. И. сохранилось на сев. откосе арки центральной апсиды в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева новгородского мон-ря, 1125 г. Святой изображен оплечно в медальоне, в правой руке крест, левая развернута ладонью вовне. В памятниках визант. круга этого времени образ святого имеет те же черты, что и на новгородской фреске. Это старец с клиновидной бородой средней длины, разделенной на 2 пряди, в монашеском облачении (хитон, мантия), с непокрытой головой. Так Г. И. представлен в росписи алтаря Энклистры в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г., выполненной худож. Апсевдом Феодором: фронтально в рост, в левой руке — развернутый свиток, правая — в жесте благословения и в то же время указует на свиток; в росписи алтаря пещерной ц. мон-ря прп. Феоктиста близ Иерусалима, кон. XII в. Уже в этих памятниках изображение Г. И. помещается в ряду палестинских аскетов: в соборе Антониева мон-ря — среди др. палестинских преподобных, в паре с прп. Харитоном Исповедником (на противоположном откосе); на кипрской фреске — с преподобными Ефремом Сирином, Кириаком Палестинским, Феодором Иорданским, Пахомием Великим, Иларионом Великим и Евфимием Великим; в ц. мон-ря прп. Феоктиста — вместе с прп. Саввой Освященным.

Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМЗК)
Прп. Герасим Иорданский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМЗК)

В нач. XIV в. появилось изображение житийного цикла Г. И., известного по изложенному в Синайском Патерике рассказу Иоанна Мосха. Самый ранний цикл жития представлен в росписи в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- на сев. стене юж. части нартекса. Композиция читается слева направо и расположена в 2 не отделенных друг от друга регистрах (нижняя часть со значительными утратами). Среди сюжетов, представленных в верхней части: Г. И. извлекает из лапы льва занозу — святой без мантии, в хитоне и схиме, сидит на скамье с подножием, в его левую руку, к-рой опирается на колено, вложен посох (художник наделил льва трогательной чертой — ему боязно смотреть на врачевания Г. И. и он повернул голову от святого); лев ведет за узду осла с водоносами, слева его встречает Г. И. (в полном монашеском облачении), справа — молодой монах, жестом вопрошающий Г. И. о чуде; кража осла — похитители представлены в образе темнокожих мужчины и женщины в характерных головных уборах, с серьгами в ушах, едущих на верблюдах. В нижнем регистре сохранилась верхняя часть фигуры Г. И., очевидно порицающего льва за якобы съеденного осла; нападение льва на похитителей. Сходный по составу клейм житийный цикл представлен в росписи сев.-вост. капеллы в скальной ц. с. Иванова (Болгария), 3-я четв. XIV в.

На Руси житийная композиция получила распространение в XVI-XVII вв., хотя время появления самого раннего изображения «Герасим, вынимающий занозу из лапы льва» относится к 1359 г. и связано с новгородским памятником — Людогощенским крестом. Этот же сюжет выводится позже в средник икон, замещая, т. о., единоличное изображение святого, напр., на иконе «Преподобный Герасим, иже на Ердане» (надпись на обороте иконы: «Герасим иже на Иордане со львом»; 1-я пол. XVI в., ГТГ),- на фоне белых скалистых горок на позолоченном троне с позолоченным же подножием сидит Г. И., вынимающий из лапы льва занозу. На переднем плане, параллельно линии ковчега,- поток Иордана, в лев. верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами — обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане» с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног — лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «…лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен, зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель прподобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях, как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Зосима показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Зосима) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой.

Из коллекции Н. П. Лихачёва происходит сборник кон. XVII в., в составе к-рого на первых 14 листах представлено «Слово о святем Герасиме, емуже лев поработа», проиллюстрированное 12 миниатюрами,- это единственный известный сегодня иллюстрированный рукописный список повести о Г. И. (ФИРИ РАН. Собр. Лихачёва. № 638). Характер миниатюр, раскрашенных в 2-3 цвета, напоминает лубочные картинки.

О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами Жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого, датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре, с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И.

В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. № 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «…лев под ногами его вохрян, рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие».

Лит.: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Ровинский. Í ародные картинки. Кн. 3. С. 571-574. № 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Ξυγγόπουλος Α. Αἱ τοιχογραφίαι τοῦ καθολικοῦ τῆς μονῆς Προδρόμου παρὰ τὰς Σέρρας. Θεσσαλονίκη, 1973. Σ. 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo // ЗЛУ. 1985. T. 21. С. 105-122; Tomekovic S. Note sur saint Gerasime dans l’art byzantin // Там же. С. 277-285; Kühnel G. Wall Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem. B., 1988. P. 187-191; Евсеева. Афонская книга. С. 199, 201, 281; Полякова О. А. Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. № 40; Костромская икона XIII-XIX вв.: Кат. М., 2004. С. 480. Кат. 27; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря 1125 г. // Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI — 1-я четв. XII в. СПб., 2004. Разд. 2 . C. 597-600; Лебедева И. Н. К проблеме взаимоотношения рус. книжной миниатюры и иконописи // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 289.

Э. В. Шевченко

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Герасиме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощи твоя сокровены быша на земли, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
25 декабря 2012 года (журнал № 131)

Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:

Избра́нника Бо́жия и чудотво́рца, Иорда́на насе́льника и храни́теля, отше́льником же о́браз и миря́ном, восхваля́ем тя, чти́тели твои́, богоно́се. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, от враг, тесня́щих ны, защити́, да зове́м ти; Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

А́нгел от челове́к был еси́, преподо́бне, прите́к от земли́ к небе́сным. Ны́не же со беспло́тными ра́дующася тя зря, ужаса́юся и стра́хом зову́ ти от души́ сия́:

Ра́дуйся, Лики́и боже́ственный пло́де;

ра́дуйся, Иорда́на нетле́нная сла́во.

Ра́дуйся, доброде́тели дру́же и́стинный;

ра́дуйся, Христа́ моего́ служи́телю велича́йший.

Ра́дуйся, я́ко вся отда́л еси́ и приобре́л Христа́;

ра́дуйся, я́ко вся в тщету́ вмени́л еси́ Его́ ра́ди.

Ра́дуйся, я́ко удиви́шася ти А́нгели;

ра́дуйся, я́ко тебе́ и зве́рие почто́ша.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Ви́дя ми́ра сего́ тщету́ и жите́йских треволне́ний отреши́вся, богому́дре, разу́мно пре́жним отце́м подража́л еси́, и́хже за́поведем после́дуя, восхожде́ния путь обре́л еси́, Гера́симе. Сего́ ра́ди и Влады́це твоему́, блаже́нне, любо́вию вопия́л еси́: Аллилу́ия.

Ра́зум имы́й пра́вый, ре́вностию дыша́ боже́ственною, я́ко ины́й Анто́ний, свя́те Гера́симе, собра́ния мона́шеская созва́л еси́, я́ко дре́вле от Еги́пта той. Мы же, к тебе́ взира́юще, взыва́ем от се́рдца си́це:

Ра́дуйся, сто́лпе безмо́лвия;

ра́дуйся, чу́до воздержа́ния.

Ра́дуйся, в мона́шеском житии́ ве́лий;

ра́дуйся, изря́дный сего́ защи́тниче.

Ра́дуйся, Бо́гу ничто́же предпочты́й;

ра́дуйся, благоче́стно во и́мя Его́ подвиза́выйся.

Ра́дуйся, А́нгелов купножи́телю;

ра́дуйся, Сил Небе́сных слико́вниче.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Си́лою свы́ше оболки́йся, блаже́нне, в пусты́ню удали́лся еси́, и я́ко ни́ву благопло́дну и до́бру сию́ показа́л еси́, му́дре, жела́ющим Ца́рство Христо́во стяжа́ти; те́мже Христу́ пое́м: Аллилу́ия.

Имы́й боже́ственную ре́вность, Гера́симе, в се́рдце твое́м, и боже́ственный свет, исполня́яй е́, восхожде́ния твори́л еси́ непреста́нно, и до́брую ку́плю тала́нтом соде́яв, ра́довался еси́, мы же, чудя́щеся, вопие́м ти разу́мно сицева́я:

Ра́дуйся, высото́ богомы́слия;

ра́дуйся, смире́ния глубино́.

Ра́дуйся, безмо́лвия пла́меню неусы́пный;

ра́дуйся, воздержа́ния пра́вило ве́рнейшее.

Ра́дуйся, украше́ние мона́хов трезвя́щихся;

ра́дуйся, похвало́ подви́жников доброде́тельных.

Ра́дуйся, све́тлая преподо́бных красото́;

ра́дуйся, сла́вная святы́х добро́то.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Ре́вности Госпо́дни горя́щей в души́ твое́й, Гера́симе, соедини́лся еси́ А́нгелом, и себе́ сама́го сокро́вище свяще́нное Тро́ицы показа́в, преподо́бне, возглаша́л еси́ с ни́ми боже́ственную песнь: Аллилу́ия.

Слы́шаша живу́щии во стране́ Иорда́нстей сла́ву твою́, и теко́ша в пусты́ню ви́дети тя: мы же, сла́ву твою́ у престо́ла Вседержи́телева до́бре ве́дяще, моли́твенно к тебе́ в пусты́ни жития́ на́шего притека́ем, хва́ляще тя пе́нии таковы́ми:

Ра́дуйся, му́дрый стадонача́льниче;

ра́дуйся, па́стырю наш до́брый.

Ра́дуйся, мона́хов руководи́телю;

ра́дуйся, в по́двизе су́щих предста́телю.

Ра́дуйся, свети́ло Иорда́на ясне́йшее;

ра́дуйся, лампа́до пусты́ни пресве́тлая.

Ра́дуйся, и́мже просла́вися Бог;

ра́дуйся, и́мже враг посрами́ся.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Богоно́сец ве́лий и сла́вный и́ноков нача́льник всех приима́ше ра́достно и я́ко свети́льник просвеща́ше поуче́ньми свои́ми, ве́дый вся, да дости́гнут Недостижи́маго и лику́юще возопию́т: Аллилу́ия.

Ви́деша ли́цы пусты́нных отце́в Гера́сима честна́го на Иорда́не, и я́ко Па́вла почита́юще его́ и но́ваго Анто́ния, тща́щагося сих путе́м сле́довати, дивя́щеся вопия́ху си́це:

Ра́дуйся, звездо́, боже́ственную све́тлость явля́ющая;

ра́дуйся, огню́, тьму вра́жию отгоня́ющий.

Ра́дуйся, я́ко попра́л еси́ напа́сти диа́вольския;

ра́дуйся, я́ко смири́л еси́ де́монскую горды́ню.

Ра́дуйся, из глубины́ страсте́й воззва́ние;

ра́дуйся, омраче́нных зло́бою исправле́ние.

Ра́дуйся, ста́да твоего́ защи́тителю и изба́вителю;

ра́дуйся, учени́к твои́х наста́вниче и учи́телю.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Прибе́жище боже́ственное пусты́ню Иорда́нскую ве́дый, та́мо поспеши́л еси́, жестоты́ ея́ и зно́я ника́коже убоя́вся, всему́дре, но ра́дуяся от се́рдца вопия́л еси́ Спа́су, поя́: Аллилу́ия.

Возсия́ твоея́ оби́тели сла́ва, ю́же на Иорда́не созда́л и распространи́л еси́, треблаже́нне, подвиза́ния ра́ди в чи́стем житии́: мно́жества же неисче́тная мона́хов в сей прия́л еси́, и́же, ви́дяще по́двиги твоя́, взыва́ху тебе́ такова́я:

Ра́дуйся, я́ко земна́я премени́л еси́ в небе́сная;

ра́дуйся, я́ко от ю́ности после́довал еси́ Христу́.

Ра́дуйся, за́поведей Христо́вых пропове́дниче;

ра́дуйся, отмета́ющих их секи́ро прео́страя.

Ра́дуйся, преда́ний пусты́ни сохране́ние;

ра́дуйся, всех сопроти́вных упраздне́ние.

Ра́дуйся, и́мже и́ноцы хва́лятся;

ра́дуйся, и́мже мирсти́и возвыша́ются.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Хотя́ ко исто́чнику воды́ живы́я прини́кнути, вы́ну поуча́лся еси́ в зако́не Госпо́дни, и сего́ ра́ди непоколеби́мь я́ко ка́мень показа́лся еси́, и яви́лся кре́пок во искуше́ниих, и позна́лся от отце́в соверше́н, и́же ви́дяще льва, во́ду нося́ща, чудя́хуся, вопию́ще: Аллилу́ия.

Но́вый показа́л еси́ град пусты́ню Иорда́нскую, Гера́симе, всечестны́й о́тче, и́бо сию́ я́ко ину́ю Фиваи́ду и Нитри́ю мона́хов испо́лнил еси́, вопию́щих ти ны́не во Ца́рствии та́ко:

Ра́дуйся, Евфи́мию единонра́вне;

ра́дуйся, Анто́нию единоре́вностне.

Ра́дуйся, Ону́фрию равноче́стне;

ра́дуйся, Пахо́мию раностоя́тельне.

Ра́дуйся, я́ко Агафо́ну подража́л еси́ честно́му;

ра́дуйся, я́ко Паи́сию поревнова́л еси́ сла́вному.

Ра́дуйся, имы́й Арсе́ниево горе́ние;

ра́дуйся, подвиза́выйся в Па́мвовом несмея́нии.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Насажде́нное при исхо́дищих вод дре́во ду́ха яви́лся еси́, богому́дре, и сего́ ра́ди и́ноцы, плоды́ неувяда́емыя на тебе́ ви́дяще, дивля́хуся, пою́ще: Аллилу́ия.

Весь быв в вы́шних, пречу́дный, ни́жних же отдаля́яся, отхожда́ше Гера́сим боже́ственный, укра́шен доброде́тельми, от всех же люби́мь и восхваля́емь си́це:

Ра́дуйся, пусты́ни ди́вный цве́те;

ра́дуйся, в безво́дней исто́чниче чу́дный.

Ра́дуйся, освяще́ние спаси́тельное;

ра́дуйся, кади́ло богоприя́тное.

Ра́дуйся, ве́лий в подвиза́нии;

ра́дуйся, бо́лий в мудрова́нии.

Ра́дуйся, и́мже преле́стник посрами́ся;

ра́дуйся, и́мже сатана́ низве́ржеся.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Вся́кое естество́ челове́ческое удиви́ся, богому́дре, всесоверше́нно стра́нному и чуде́сному: льва бо послушли́ва зря́ху вси и во́ду нося́ща, и всех подвиза́юща пе́ти: Аллилу́ия.

Подвиза́ющимся изба́витель в пусты́ни показа́лся еси́, Гера́симе, и чуде́с испо́лнь, се́рдце бо твое́ храм Бо́жий бе чист и присносве́тел, преподо́бне. Сего́ у́бо ра́ди дивя́щеся, ве́рно вопие́м ти:

Ра́дуйся, ли́ки и́ноческия обра́довавый;

ра́дуйся, на лу́чшее тех наста́вивый.

Ра́дуйся, мона́хов боже́ственное похвале́ние;

ра́дуйся, ве́рных непрестаю́щее весе́лие.

Ра́дуйся, я́ко победи́л еси́ диа́вольская шата́ния;

ра́дуйся, я́ко порази́л еси́ того́ ко́зни.

Ра́дуйся, чту́щих тя при́сная защи́то;

ра́дуйся, помина́ющим тя по́моще изве́стная.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Созда́теля на́шего и Спаси́теля, со преподо́бными на Небесе́х пребыва́я, моли́, о́тче, да ми́лостивно пре́зрит грехи́ на́ша: нас бо ра́ди показа́ся по нам челове́к, да изба́вит ны бу́дущия гее́нны. Тем благода́рно взыва́ем Ему́: Аллилу́ия.

Стена́ мона́шествующим на Иорда́не показа́лся еси́ и всем к тебе́ притека́ющим, сего́ ра́ди моли́ся о нас, вельми́ чту́щих тя и любо́вию воспева́ющих си́це:

Ра́дуйся, святы́х благоукраше́ние;

ра́дуйся, ли́ка преподо́бных соприча́стниче.

Ра́дуйся, Иларио́на подо́бниче;

ра́дуйся, Харито́на ревни́телю.

Ра́дуйся, Симео́на юро́диваго сла́во;

ра́дуйся, Иоа́нна по́стника си́ло.

Ра́дуйся, боже́ственнаго Кириа́ка управи́телю;

ра́дуйся, свята́го Ни́кона ликова́ние.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Пе́нию всегда́ прилежа́й и бде́нию непреста́нну, А́нгелом уподо́бился еси́, блаже́нне: Евфи́мию бо усо́пшу, ду́шу его́ на Небеса́ восходя́щую зрел еси́, Го́споду же усе́рдне со А́нгелы пел еси́: Аллилу́ия.

Свет сый в пусты́ни, просвеща́л еси́ ученики́ твоя́ во стране́ Иорда́нстей: вжига́яй бо огнь невеще́ственный, наставля́л еси́ к ра́зуму боже́ственному вся, му́дре просвеща́я их, и́же благода́рно вопия́ху ти сия́:

Ра́дуйся, мона́хов слу́хи возвеселя́яй;

ра́дуйся, сих мно́жества к Бо́гу приведы́й.

Ра́дуйся, новонача́льных в кинови́ю приима́вый;

ра́дуйся, усоверши́вшихся в пусты́ню отсыла́вый.

Ра́дуйся, подви́жников свяще́нная сла́досте;

ра́дуйся, и́ноков небе́сная ра́досте.

Ра́дуйся, и́мже похваля́ются благогове́йнии;

ра́дуйся, и́мже охраня́ются целому́дрии.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

Ра́дуяся, преподо́бне, подвиза́лся еси́ во мно́зем безмо́лвии со отцы́ богоно́сными, удаля́яся в пусты́ню вре́мене ра́ди поста́ и вку́пе со все́ми поя́: Аллилу́ия.

Пое́ши ны́не со А́нгелы на Небеси́, я́ко не́когда на земли́ с челове́ки, трисвяту́ю песнь Бо́гу, Его́же, сла́вне Гера́симе, всегда́ моли́ о нас, чту́щих тя и сла́вящих пе́сньми сицевы́ми:

Ра́дуйся, хода́таю на́шего спасе́ния;

ра́дуйся, це́ркве сла́во и благоуха́ние.

Ра́дуйся, правосла́вных стено́ и огражде́ние;

ра́дуйся, христиа́ном вели́кий наста́вниче.

Ра́дуйся, любве́ сугу́быя сокро́вище;

ра́дуйся, те́плый наш предста́телю.

Ра́дуйся, соблюда́яй ны в час сме́ртный;

ра́дуйся, непосты́дный о нас моли́твенниче.

Ра́дуйся, преподо́бне Гера́симе, всепочита́емый пустынножи́телю.

О, всечестны́й о́тче Гера́симе, мона́хов све́тлосте, Христа́ моего́ служи́телю! Приими́ моле́ние сие́ ма́лое и твои́ми к Бо́гу моли́твами от вся́кия изба́ви напа́сти всех вопию́щих Тому́: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды.

И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Гера́симе! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и мо́щи твоя́ сокрове́ны бы́ша на земли́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя муки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *