Герб городов

Дата принятия: 15.07.2003, 13.02.2012 ГГР РФ: № 1215

Геральдическое описание:
В золотом щите — Святой Архистратиг Михаил в лазоревых (синих, голубых) доспехах и в червленых (красных) сапогах, держащий червленый пламенеющий меч острием книзу и лазоревый щит, который украшен золотым крестом (сообразно щиту) и имеет лазоревую кайму, и попирающий черного опрокинутого головой влево ангела тьмы.

Утвержден Законом Архангельской области №178-23-ОЗ от 15 июля 2003 года с изменениями, внесенными Законом Архангельской области от 13 февраля 2012 г. №417-28-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О гербе Архангельской области» (был утвержден гербовый щит без внешних украшений).

Полный герб Архангельской области в 2003-2012 г.

Геральдическое описание:
В золотом щите — Святой Архистратиг Михаил в лазоревых доспехах и в червленых сапогах, держащий червленый пламенеющий меч острием книзу и лазоревый щит, который украшен золотым крестом (сообразно щиту) и имеет лазоревую кайму, и попирающий черного опрокинутого головой влево ангела тьмы. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой.

Обоснование символики:
— Архангел Михаил — вождь небесного воинства, небесный покровитель Архангельской области;
— ангел тьмы — виновник греха, обольщения, вражды;
— золото гербового поля символизирует святость, изобилие, могущество, великодушие;
— червлень (красный свет) символизирует власть и мужество;
— лазурь (синий, голубой) — символ красоты, мягкости, величия;
— императорская корона — геральдический знак высокого достоинства и власти.
Императорская корона символизирует исторический государственный территориальный статус Архангельской области;
— золотые дубовые листья — знак воинской доблести;
— Андреевская лента — орденская лента высшего ордена Российской Федерации.

Утвержден Законом Архангельской области №178-23-ОЗ от 15 июля 2003 года; изображение герба утверждено Законом Архангельской области от 26 апреля 2005 г. №25-3-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О гербе Архангельской области».

В первом варианте герба, принятом 4 июня 2003 года Законодательным Собранием Архангельской области Законом «О гербе Архангельской области», с исторического герба области был удален дьявол, как символ зла, но губернатор области А. Ефремов наложил на этот закон вето и предложил депутатам оставить без изменений исторический герб — архангела, поражающего дьявола.

Конкурс на разработку герба области впервые был объявлен 15 октября 1996 года распоряжением Главы администрации области №661р «О конкурсе на проект герба, флага и гимна Архангельской области». Затем (уже после принятия герба области) 11 августа 2003 года распоряжением и.о. главы администрации области №710р был объявлен конкурс на лучший проект флага, герба и полного герба (на лучший эскиз).

Проекты герба Архангельской области (2004 г.)

Художник-геральдист Михаил Константинович Шелковенко (г. Рязань) предложил в 2004 году свои варианты областного герба:

Щит был короной, аналогичной коронам из «Знаменного гербовника» 1730 года, по словам автора преокта «Архангельская область имеет право на золотую корону о семи видимых зубцах, из которых пять — в первом ряду. Короне можно придать некоторые характеристики, отражающие природные, исторические, культурные или экономические особенности области. В предлагаемом проекте средний зубец украшен вверху восьмилучевой звездой, символизирующей Полярную звезду (можно также говорить о путеводной звезде), а также северное (полночное) географическое расположение области. Обруч короны украшен характерным волнообразным орнаментом (меандром), символизирующим омывающие область северные моря: Белое, Баренцево и Карское».
Проект герба также дополнен лентой ордена Ленина, которым область была награждена в 1967 году.
Щитодержатели: выходящие из-за щита белый полярный медведь, опирающийся на золотой якорь, и бурый лесной медведь, опирающийся на золотой топор лесоруба. В геральдике медведь не обладает строго определенным символическим значением. Но он весьма часто употреблялся в качестве тотема или эмблемы в германской, финно-угорской и славянской символике. В частности, у славян медведь олицетворяет собой хозяина леса. Для природы российского Севера фигура медведя может в определенной степени считаться местным аналогом царя зверей — льва, символизирующего силу, храбрость, могущество и власть. В данном проекте белый медведь символизирует власть над северными морями и островами, а также — морской промысел, мореходство и судостроение. Бурый медведь символизирует власть над пространством земной суши и, в первую очередь, над лесными богатствами области, лесодобывающую и лесообрабатывающую промышленность.

После августовских событий 1991 года городу на Неве было, чем заняться. Но первым делом, которое ленинградцы решили довести до конца, стало возвращение бывшей столице ее настоящего имени. Яростная дискуссия об этом шла весь предшествующий год. А 12 июня 1991 года ленинградцы не только выбирали президента России и мэра — они участвовали и в общегородском референдуме. За возвращение городу наименования «Санкт-Петербург» проголосовало 54,86% пришедших на участки, против — 42,68%; два с половиной процента горожан не выразили своего отношения.

Воля народа

Результат опроса никто не брался предсказать вплоть до последнего момента. Вот уж где был плюрализм мнений. Слышнее всех были голоса защитников старого названия города. Обком КПСС создал даже специальный комитет действий против переименования Ленинграда. Коммунисты подключили все средства массовой информации. Органы партийной печати каждый день публиковали «письма трудящихся», клеймя депутатов — «наймитов Запада», — которые собираются сделать то, что не удалось фашистам. Блокада стала главным их козырем: «Мы защищали Ленинград!» В «Ленинградской правде» появилось «Открытое письмо» Ленсовету от секретарей армейских и флотских парторгов Ленинградского военного округа. Было и гневное письмо семнадцати ленинградских писателей. От имени редакции главный печатный орган обкома КПСС, газета «Ленинградская правда», предлагал всем, кто ратует за переименование, покинуть город.

Вождь мирового пролетариата заверял, что никогда не допустит, чтобы посягнули на имя, данное городу «первым русским революционером». Соратники это проигнорировали

На помощь ленинградским товарищам пришли коммунисты других городов. За неделю до дня референдума к жителям города обратился Верховный Совет СССР — с просьбой сохранить нынешнее, «ставшее историческим, название». Высказал свое мнение и президент СССР Михаил Горбачев: «Всем нам надо иметь в виду, что решение увековечить имя Ленина, принятое в 1924 году на II съезде Советов,.. выразило волю народа всей страны. Это справедливое решение, и я твердо убежден, что нет ни нравственных, ни политических оснований его изменения».

Пафос отчаяния

Михаил Сергеевич был неправ. Решение II съезда Советов было спонтанным и кулуарным. Открывшийся в Москве 26 января 1924 года, через пять дней после кончины вождя, съезд продемонстрировал такой высокий пафос и такой градус поклонения фигуре усопшего, о котором могли лишь мечтать древние самодержцы:

«Заслуги петроградских рабочих перед нашим СССР неизмеримо велики. Великие события Октября 1917 года, решившие судьбу нашей страны, произошли именно в Петрограде. Десятки и сотни тысяч петроградских рабочих первые пошли за товарищем Лениным в огонь и составили первые железные отряды той армии, с которой Владимир Ильич Ленин победил буржуазию. В Петрограде великая пролетарская революция одержала первую решающую победу… Пусть отныне крупнейший центр пролетарской революции навсегда будет связан с именем величайшего из вождей пролетариата Владимиром Ильичом Ульяновым-Лениным».

Говорили, что автором коллективной просьбы был председатель Петроградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Григорий Зиновьев. После разрухи, голода, террора, когда число жителей сократилось в три раза, город можно было восстановить только чудом. Имя вождя должно было это чудо сотворить. К тому же Зиновьев был председателем исполкома Коминтерна и видел Ленинград будущей столицей всемирно победившего пролетариата. Несмотря на разногласия, соратники, объединенные горечью утраты, поддержали товарища.

По свидетельству художника Кузьмы Петрова-Водкина, призванного тогда запечатлеть Ленина в гробу, «вожди» признавались ему: смерть Ильича повергла их в такое отчаяние, что посоветуй тогда ознаменовать его смерть снесением всей Москвы, то и это было бы принято. Напрасно ездил в Москву академик Сергей Ольденбург, лично знавший покойного: от имени Академии наук он пытался вразумить партийное руководство и отменить необдуманное постановление о переименовании Петрограда. Не увенчалась успехом и попытка депутации от общества «Старый Петербург» с письмом самого Ленина, написанным за два-три года до смерти в ответ на петицию «Старого Петербурга», уже тогда всполошенного слухами о грядущем переименовании города. Вождь мирового пролетариата в письме заверял, что никогда не допустит, чтобы посягнули на имя, данное городу «первым русским революционером», имея в виду царя Петра I. Но соратники проигнорировали и этот документ.

Среди писателей пошла гулять шутка: в связи с тем, что творение Петра окрестили именем Ленина, пролетарский поэт Демьян Бедный имеет полное право потребовать переименования «сочинений Пушкина» в «сочинения Бедного». Что до реакции народа, то художник Александр Бенуа писал в своих воспоминаниях: «Арестован <архитектор> Щусев. Ему-де приказали произвести работы у могилы Ленина, а он наткнулся на фановую трубу, содержимое коей залило гроб с покойником. Остряки находят, что Ильич в «золоте» купается. Вообще ходит масса злых острот, анекдотов, в которых всякого рода люди возмещают свою досаду на помпу, скрывающую кончину «вождя пролетариата».

Бедный Петр

Поспешное переименование города в 1924 году многим напомнило безрассудный поступок императора Николая II. В августе 1914 года, через несколько дней после начала Первой мировой войны, по высочайшему повелению Сенат «исправил ошибку предков», переименовав Санкт-Петербург в Петроград. Газета «Биржевые ведомости» торжествовала: «Кончился петербургский период нашей истории с его немецким оттенком. Ура, господа!»

Официальный восторг разделяли далеко не все. Многие недоумевали — при чем тут немцы? Ведь Петр I назвал город в честь первоверховного святого апостола на голландский манер. Санкт-Питербурх — крепость святого Петра. Император мечтал о мировом духовном владычестве и таким образом закладывал в него камень. Недовольны были даже в городской думе — почему, на худой конец, не назвать Свято-Петроград?!

Рассказывали, что министр путей сообщения Сергей Рухлов прямо спросил царя: «Что это вы, ваше величество, — Петра Великого поправлять!» На что Николай парировал: «Петр требовал от своих генералов рапортов о викториях, а я рад был бы вестям о победах! Русский звук — сердцу милее…» Не удержалась от комментария и вдовствующая императрица Мария Федоровна: «Скоро мне мой Петергоф назовут Петрушкин двор».

Одни назвали поспешное решение царя бессмысленным, другие — дурным вкусом, третьи — дурным предзнаменованием. Бенуа записал в дневнике: «Измельчавшие потомки вздумали пренебречь «завещанием» Петра, Петербург или Петроград — это вовсе не шутки, а это вся история России, все ее будущее, весь ее исторический смысл. Свободная творческая воля или рабская покорность, движение вперед, вширь, в мир или замкнутость китайской стеной, вселенность или местность, «столичность» или «провинциализм».

Отречение — грех

В конце 1980-х вышла знаменитая статья Даниила Гранина, где он называет Ленинград великим городом с областной судьбой. В 1991 году появился шанс эту судьбу изменить. В те дни вся жизнь проходила на улице. У выходов из метро по одну сторону стояли защитники Ленинграда, по другую — сторонники Санкт-Петербурга, у тех и других — плакаты, листовки. У одних «Нет Ленинграда — нет Октября!» У других «Город не должен носить имя палача!»

Народу было о чем поразмыслить. Многие считали вопрос несвоевременным. Зачем сеять новые очаги раздора? С грязными улицами, разбитыми телефонными будками, вонючими парадными, пустыми магазинными полками и бесконечными очередями — какой это Санкт-Петербург? Будучи председателем Ленсовета Анатолий Собчак поначалу тоже придерживался мнения, что в первую очередь надо накормить людей, но потом стал активным сторонником Санкт-Петербурга. Ходили слухи, что на его мнение повлияла, в частности, русская эмиграция, особенно Иосиф Бродский, который написал:

Хочу, чтоб дали Бога ради,

Как в шапку брошенную медь,

Родившемуся в Ленинграде

В Санкт-Петербурге умереть!

По воспоминанию вдовы Собчака, Людмилы Нарусовой, вступив в борьбу за пост мэра, Анатолий Александрович заявил: мэром Ленинграда я быть не хочу, а мэром Петербурга — да! Высказал свое мнение и Александр Солженицын, предложив не возвращаться к старому, а назвать город Невоградом. Незадолго до дня выборов и опроса митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил возвращение городу прежнего названия, признавшись, что и сам будет за это голосовать. Диакон Андрей Кураев высказал мнение Московской патриархии: «Мы надеемся, что жители города Петрова выскажутся за возвращение его исторического и священного имени». 7 июня 1991 года Русская православная церковь выбрала нового патриарха. Алексий II обратился к горожанам со словами: как человек, крещенный в купели своим именем, не должен отрекаться от него, так и город, нареченный в честь своего покровителя — Святого Петра, — должен вернуть себе это имя. Отречение от имени — это большой грех.

По воспоминаниям, вступив в борьбу за пост мэра, Анатолий Собчак заявил: мэром Ленинграда я быть не хочу, а мэром Петербурга — да

Но сторонники Ленинграда не собирались сдаваться. 8 июня газеты опубликовали правительственную телеграмму, подписанную заместителем председателя Верховного Совета РСФСР Хасбулатовым: опрос о переименовании города Ленинграда следует рассматривать «только как выявление мнения населения», последствия опроса «не могут иметь юридической силы».

Возвращение

И все же ленинградцы высказались за Санкт-Петербург. В конце июня состоялась сессия Ленсовета, утвердившая результаты опроса. В Верховный Совет РСФСР ушло письмо с ходатайством об утверждении этого решения. Документ благополучно затерялся в кабинетах властного органа. И только 6 сентября удалось поставить точку в истории жизни города под чужим именем, которая продолжалась 66 лет, 7 месяцев и 11 дней.

По поводу 25-летия возвращения городу исторического имени в Санкт-Петербурге не планируют ни юбилейных торжеств, ни массовых гуляний. Их не было и пять, и десять лет назад. Губернатор Георгий Полтавченко выражается расплывчато: «Для меня Ленинград всегда останется городом-героем, отстоявшим свободу в жестокой схватке с фашистами. Убежден, сколько бы времени ни прошло, петербуржцы всегда будут помнить и уважать историю родного города и дорожить его настоящим именем».

Вообще-то у Петербурга много и поэтических названий — Северная Пальмира, северная Венеция, город белых ночей… Есть и уважительное — культурная столица. Между тем, в быту город долгое время был только Питером. Зато сейчас все чаще, и как-то подчеркнуто, называют Петербургом. И он, действительно, становится Санкт-Петербургом — городом, где «бродит дух мятежный» на фоне множества окошек в Европу. Это чувствуется и на собраниях Всемирного клуба петербуржцев, и на праздниках на Елагином острове, и в творческих студиях на Пушкинской, 10, и в спектаклях Андрея Могучего, в хипстерских кафе во дворах и в руферских походах по крышам… А еще в том, что только в петербургском метро на рекламном баннере вы можете прочесть «Оду к соловью» Джона Китса.

ЗАГС Москвы назвал самые популярные и необычные имена, которые получили дети в 2019 году.

«В Москве мы стараемся создать все условия, чтобы москвичам было удобно и комфортно получать услуги. Например, с 2015 года мы сделали возможной регистрацию рождения ребенка в центрах «Мои документы”. Теперь эта услуга, как и многие другие, которые мы перевели в центры госуслуг, оказывается по единому стандарту — семь дней в неделю с восьми утра до восьми вечера, в одном месте. Отделы ЗАГС осуществляют регистрацию в отдельных случаях», — рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.

Тройка самых распространенных мужских имен не изменилась с 2018 года. Чаще всего мальчиков называли Александром — такое имя получил 2991 ребенок. Вторым по популярности мужским именем стал Михаил (2762 ребенка), третьим — Максим (2600 детей). Кроме того, мальчиков называли Артем (2152), Иван (1564), Даниил (1673), Марк (1594) и Лев (1564).

Многих детей нарекали двойными именами — Лука Адриэль, Эмиль Данила, Дениз Александр, Исмаил Леон, Анисья Дарина, Мия Милана, Аделина Елизавета, Николь Феврония, Мила Стефания и София Мария.

Некоторые горожане давали детям имена в честь героев литературных произведений. Так, поклонники «Гарри Поттера» назвали дочку Гермионой. Еще одна москвичка получила имя Феникс в честь персонажа древнеегипетской и античной мифологии. Также появился на свет мальчик Один, названный именем бога германо-скандинавской мифологии.

Среди других нестандартных имен — Гагарин, Данте, Рюрик, Ноябрина, Март, Златоцвета и Реал (в честь знаменитого футбольного клуба).

Узнать самые популярные мужские и женские имена можно на портале открытых данных города Москвы.

Кроме того, родители могут обратиться в отделы ЗАГС для проведения церемонии имянаречения — торжественного вручения свидетельств о рождении. Они проводятся как индивидуально для одной семьи, так и в виде праздника для нескольких. Церемония бесплатная.

Сегодня Казахстан отмечает День государственных символов. В честь этого мы решили покопаться в истории и вспомнить самые красивые гербы стран мира

У разных народов с незапамятных времен существовали различные знаки: религиозные символы, тотемы, изображения животных, которые должны были охранять представителей рода от всяческих напастей. В современном и немного скучном понимании герб – это графические символы, составленные в определенную композицию по особым геральдическим правилам. Но даже сейчас символическому смыслу этого изображения придается огромное значение. Знак до сих пор олицетворяет понятие государства, верховную власть правителя и главную идею его господства.

23 года назад, 4 июня, в нашей республике были подписаны законы о государственных флаге, гербе и музыкальной редакции гимна. Авторами герба стали два архитектора – Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Символ, который сейчас знаком каждому ребенку, был выбран из более чем 250 вариантов. На его круглой основе голубого цвета расположены шанырак, от которого во все стороны расходятся уыки (опоры), два мифических крылатых коня, пятиконечная звезда и надпись «Қазақстан». Эти элементы выполнены в золотом цвете и олицетворяют единство, устойчивость, процветание и созидание.

Наш и еще 22 не менее интересных герба – в праздничной подборке Buro 24/7.

Аргентина

Китай

Французская Полинезия

Германия

Монтсератт

Кипр

Ирландия

Новая Каледония

Казахстан

Мексика

Япония

Американское Самоа

Оман

Саудовская Аравия

Иран

СИМВОЛИКА ГОРОДА ОДЕССЫ

Міська символіка Одеси
1. Міською символікою є герб, прапор, гімн міста, штандарт міського голови, опис та порядок використання яких визначається Положенням про міську символіку, яке затверджується міською радою.
Гімном Одеси є «Пісня про Одесу» з оперети «Біла акація» на музику І. Дунаєвського.
2. На будівлі міської ради, поряд з Державним Прапором України, піднімається прапор міста Одеси. Біля входу до будівлі міської ради розміщується зображення герба міста Одеси.
3. Органи місцевого самоврядування, органи державної влади, об’єднання громадян, підприємства, установи та організації, посадові особи, а також фізичні особи зобов’язані з повагою ставитись до міської символіки.
Стаття 5 Статуту територіальної громади міста Одеси
ПОЛОЖЕНИЕ о символике города Одессы и символах Одесского городского головы
Одесский городской совет своим решением №707-VI от 29.04.2011 г. утвердил изображение и описание герба города Одессы и внес изменения в официальную символику (флаг, штандарт) территориальной громады города Одессы.

СОДЕРЖАНИЕ И ОПИСАНИЕ ГЕРБА И ФЛАГА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГРОМАДЫ ГОРОДА ОДЕССЫ

ГЕРБ ГОРОДА ОДЕССЫ

В червленом закругленном щите – серебряный якорь-кошка о четырех лапах. Щит заключен в золотой стилизованный картуш и увенчан золотой городской короной о трех зубцах, под которой – пятиконечная Золотая Звезда города-героя, граненная золотом и диамантом.

МАЛЫЙ ГЕРБ ГОРОДА ОДЕССЫ

В червленом закругленном щите – серебряный якорь-кошка о четырех лапах.

ФЛАГ ГОРОДА ОДЕССЫ

Прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, разделенное на три равные вертикальные части – красную, белую и золотисто-желтую, на белой части – герб города Одессы.

ШТАНДАРТ ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ

Квадратное двустороннее с золотой бахромой полотнище, разделенное на три равные вертикальные части – красную, белую и золотисто-желтую, в центре – герб города Одессы, с соотношением ширины щита к штандарту 1:3.

СИМВОЛИКА ЦВЕТА И ГЕРБОВЫХ ФИГУР

Червлень (красный) – символ храбрости, мужества, неустрашимости, великодушия, любви, огня, теплоты, страсти и животворных сил.

Серебро (белый) – символ чистоты, невинности, верности, надежности и доброты.

Золото (золотисто-желтый) – символ солнечной энергии, богатства, силы, устойчивости и процветания.

Серебряный якорь-кошка на червленом поле является геральдической эмблемой города Одессы с 22 апреля (ст.ст.) 1798 года, существующей по настоящее время и передающейся без изменений следующим поколениям.

Галерный якорь, как геральдический моносимвол, фиксирует основную веху в рождении города-порта – создание и главное расположение «гребного флота Черноморского вице-адмирала Дерибаса» (согласно рескрипту от 27.05.1794 года).

Помимо древнего символа мореплавания, процветавшего здесь еще с античных времен, якорь в геральдике – вечный символ надежды и спасения. Его серебряная тинктура символизирует чистоту помыслов, а червлень герба обозначает, что это край был завоеван после долгой и упорной борьбы за выход к Черному морю.

Золотая Звезда – символ статуса «города-героя», который Одесса получила за мужество и героизм, проявленные ее жителями в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Юридически закреплен в 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, утвердившим Положение о высшей степени отличия — звании «город-герой».

Расположение Золотой Звезды над щитом в комплексе с городской короной характеризует статус города-героя и официально признано Украинским Геральдическим Обществом (УГО) кодификационным для всех городов-героев Украины.

Корона в одесском гербе золотая, что соответствует статусу областного центра.

Внешние части герба – декоративный картуш и городская корона о трех (видимых) зубцах, а также закругленная форма гербового щита и форматы городского флага со штандартом были с 1995 года рекомендованы для муниципальной геральдики Украины Украинским Геральдическим Обществом, выполнявшим геральдическую контрольно-экспертную функцию при Верховной Раде, а сейчас при Президенте Украины.

Цвета флага и штандарта городского головы — «отгербовые» и соответствуют цветам, как действующего, так и исторического герба 1798 года. В сочетании с классической структурой «триколора», они отражают героический дух (красный), чистую душу (белый), богатство и процветание (золотисто-желтый) Одессы и одесситов, и реконструируют историческую атмосферу эпохи конца XVIII века с ее высокими идеалами свободы, равенства и братства, подчеркивая, что Одесса – жизнерадостный европейский город, в котором царит дух свободы, соборности и суверенитета.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *