Гермоген патриарх

Дни памяти: 17 февраля, 12 мая (прославление), 5 октября (Моск. Свт.)
Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея России

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 — 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584 — 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память 5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…» Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Дата рождения: 1530 г.

Дата смерти: 17 февраля 1612 г. Дата хиротонии: 13 мая 1589 г.

Страна: Россия Биография:

Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 г. По поводу его происхождения нет точных сведений, по-видимому, в миру носил имя Ермолай.

Первые достоверные известия о жизни святителя относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 70-х гг. XVI в. Известно, что он служил в церкви свт. Николая Гостиного, по-видимому, расположенной недалеко от торговых рядов, и был одним из главных участников обретения 8 июля 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Считается, что краткое сообщение о явлении иконы было записано будущим Патриархом и послано царю Иоанну IV Васильевичу.

В 1587 г. (возможно, вследствие вдовства) был пострижен в монашество с именем Ермоген. По всей видимости, постриг был совершен в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве. Вскоре стал архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря.

13 мая 1589 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Казанского и Астраханского (с 1602 г. — митрополит Казанский и Свияжский).

В 1592 г. из Москвы в Свияжск были перенесены мощи Казанского святителя Германа. В 1594 г. митрополит Ермоген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской (в т.ч. тропарь «Заступнице Усердная»), а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». В 1595 г. при участии святителя были обретены нетленные мощи казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, жизнеописания которых впоследствии были созданы владыкой. По его ходатайству была установлена поминальная суббота после Покрова Богородицы для поминовения всех воинов, павших при взятии Казани, и всех местных страдальцев за веру христианскую.

3 июля 1606 г. в Москве Собором русских иерархов святитель Ермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси.

Патриаршество святителя Ермогена пришлось на Смутное время. Своей деятельностью он внес весомый вклад в сохранение Православной Церкви и государственности в России в эти годы: был противником семибоярщины, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову), вынужденно согласился признать русским царем польского королевича Владислава Сигизмундовича при условии его православного крещения и вывода польских войск из России. После отказа поляков от выполнения этих условий писал воззвания к русскому народу, призывая его на борьбу. С декабря 1610 г. Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. По благословению Патриарха из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего — копия с подлинной), ставшая главной святыней ополчения. Бескомпромиссная позиция Патриарха стала причиной репрессий против него, и 17 февраля 1612 г., находясь в заключении, он мученически скончался от голода и жажды.

Почитание святителя Ермогена как исповедника началось еще при его жизни. В 1652 г. мощи святителя, оказавшиеся нетленными, были по инициативе Патриарха Никона перенесены из рассыпавшегося гроба в Чудовом монастыре в Успенский собор Московского Кремля. В 1812 г., во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками, святые мощи были выброшены из гроба, нетленные останки святителя были найдены на полу храма. В 1883 г. при случайном открытии гроба мощи были видимы нетленными.

В годы, предшествовавшие 300-летию кончины святителя, Синод приступил к исследованию вопроса о его канонизации. 14 апреля 1913 г. вышло определение Святейшего Синода о причислении Патриарха Ермогена к лику святых и о прославлении его 12 мая 1913 г. Для мощей святителя было решено устроить раку и поставить над ней медный шатер, созданный по повелению царя Михаила Феодоровича над ковчегом с частицей ризы Господней. Дни памяти новопрославленного святого были установлены 17 февраля (день кончины) и 12 мая (день прославления).

25 мая 2013 г. в Александровском саду у стен Московского Кремля был открыт памятник святителю Ермогену. В торжественной церемонии приняли участие Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

§16. ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Что заставило российский народ объединиться во имя спасения Отечества?

Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник?

1. Распад тушинского лагеря

Неудачи в боях со Скопиным-Шуйским привели к конфликтам в тушинском лагере. Польские наёмники стали всё настойчивее требовать плату за службу, но в ответ слышали только обещания. Ситуация ещё больше обострилась с вторжением в Россию войск польского короля. Сигизмунд III, который теперь не нуждался в Лжедмитрии II, приказал полякам прибыть из Тушина под Смоленск. В тушинском лагере начался развал. В декабре 1609 г. самозванец, переодевшись в крестьянскую одежду, бежал в Калугу. Большинство же тушинцев во главе с патриархом Филаретом видели выход в приглашении на российский престол сына польского короля Владислава (при условии, если он примет православие).

Бояре предлагают королевичу Владиславу стать российским царём. Рисунок XIX в.

Однако распад тушинского лагеря не привёл к окончательной ликвидации движения Лжедмитрия II. Самозванца продолжало поддерживать население ряда территорий, не разграбленных тушинцами. А после разгрома войска Василия Шуйского под Клушином отряды самозванца оказались единственной военной силой, способной остановить наступление польского войска на Москву. Даже часть населения столицы готова была признать Лжедмитрия II правителем. Самозванец воспрял духом, наспех собрал свои отряды и двинулся на Москву. Он обосновался в селе Коломенском к югу от столицы.

2. Семибоярщина

В июле 1610 г. дворяне при поддержке посадского населения Москвы свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. К власти пришло правительство, состоявшее из семи знатных бояр во главе с самым родовитым из них князем Ф. И. Мстиславским (Семибоярщина).

В августе 1610 г., когда польские войска подступили к Москве, боярское правительство заключило договор с гетманом С. Жолкевским о приглашении на русский престол польского королевича Владислава. Главным условием договора было требование принятия Владиславом православной веры. Жители Москвы присягнули Владиславу. Но многие горожане на церемонию не явились, а часть из них отправилась к Лжедмитрию II, который вскоре отошёл в Калугу.

Против приглашения на престол Владислава резко выступал патриарх Гермоген. В Москве назревало восстание, и, чтобы предотвратить его, бояре тайно впустили польские войска в столицу. Гермоген был заключён в темницу Чудова монастыря, где умер от голода в начале 1612 г.

По настоянию С. Жолкевского к польскому королю под Смоленск было отправлено представительное посольство, которое возглавил тушинский патриарх Филарет. В октябре 1610 г. послы прибыли в королевский стан. Сигизмунд III потребовал сдачи Смоленска и заявил, что сам хочет занять российский престол, но категорически отверг условие принятия будущим царём православной веры. Это означало включение Российского государства в состав Речи Посполитой и попытку распространения католицизма среди русского населения. Переговоры затянулись. В апреле 1611 г. наиболее влиятельные русские послы, среди них и Филарет, по приказу польского короля были взяты под стражу и отправлены в Речь Посполитую.

Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту. Художник П. П. Чистяков

Лжедмитрий II не смог воспользоваться сложившейся ситуацией и встать во главе народного движения против иноземцев. Неоднократно предававшийся своими сторонниками, он теперь не доверял никому. В Калуге воцарилось всеобщее недоверие и подозрительность. Жестокие казни следовали одна за другой. Кровавые расправы захлестнули уезды, занятые сторонниками Лжедмитрия II, и окончательно оттолкнули от него народ. В декабре 1610 г. в результате разногласий в собственном стане самозванец был убит. Через некоторое время Марина Мнишек родила сына, которого прозвали «ворёнком «.

Трудные дни наступили для Российского государства. Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население. Продолжалась осада Смоленска поляками. Шведы удерживали Новгород. Польские войска вели себя в Москве как завоеватели. По стране рыскали и бесчинствовали отряды недобитых тушинцев. Боярское правительство не пользовалось уважением у народа. Многие города на западе страны признали в качестве законного государя польского королевича, некоторые — шведского принца. Кое-где присягали едва появившемуся на свет сыну Марины Мнишек. Под угрозу была поставлена не только независимость государства, но и само существование России.

Осознание этого факта привело к пробуждению патриотических чувств российского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

Д. М. Пожарский. Гравюра XIX в.

3. Первое ополчение

Первыми против польских захватчиков выступили рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. К движению присоединились остатки русских тушинцев во главе с князем Д. Трубецким и атаманом И. Заруцким.

В марте 1611 г. передовой отряд ополчения под предводительством князя Д. Пожарского занял окраину Москвы. Против поляков выступили и жители столицы. В городе завязались ожесточённые бои, начались пожары. Слабо вооружённые отряды ополченцев и москвичей под ударами захватчиков вынуждены были отступить. В одном из боёв Пожарский был ранен, но продолжал сражаться. Казаки князя Трубецкого закрепились на окраине Москвы.

Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени?

И хотя народному ополчению не удалось освободить Москву, его отряды продолжали со всех сторон блокировать город. Поляки заволновались. Но в лагере ополченцев начались раздоры. Казаки Заруцкого, недовольные тем, что Ляпунов запрещал им грабить и постоянно попрекал службой у самозванца, убили его. Сторонники Ляпунова стали покидать ополчение.

Летом 1611 г. Россия находилась в исключительно тяжёлом положении. После 20-месячной осады в июне 1611 г. войска польского короля овладели Смоленском. С юга в пределы Российского государства вторгались отряды крымского хана. Англия строила планы захвата Русского Севера. В Москве продолжали хозяйничать поляки. По стране ходили слухи, будто убийство Ляпунова организовано Заруцким, чтобы расчистить путь к российскому престолу «ворёнку».

Кузьма Минин. Гравюра XIX в.

4. Второе ополчение

Центром освободительного движения с осени 1611 г. стал Нижний Новгород. Нижегородский земский староста — торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. Примеру Минина последовали многие состоятельные люди. Тех, кто не желал добровольно делиться своим богатством, с одобрения схода жителей принуждали силой.

Кузьма Минин

«Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

Из выступления земского старосты Кузьмы Минина

Кузьма Минин прекрасно понимал, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, нужно поднимать на борьбу всю Россию. Он и его сторонники стали рассылать по стране грамоты с призывом к совместной борьбе. На эти призывы откликнулись не только русские, но и народы Поволжья, Севера и Западной Сибири. В Нижний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был смелый и решительный командующий, не запятнавший себя сотрудничеством с самозванцами и захватчиками. Выбор пал на князя

Дмитрия Михаиловича Пожарского. Ещё не оправившийся от ран, Пожарский всё же принял предложение возглавить ополчение. Его верным сподвижником стал Кузьма Минин, отвечавший за пополнение и обеспечение войска.

Вспомните примеры из истории России, свидетельствующие об объединении русских земель против общей опасности.

Для управления страной по образцу Земского собора был создан «Совет всей земли», куда вошли представители различных слоёв населения.

С ревностью отнеслись к деятельности Минина и Пожарского руководители Первого ополчения Трубецкой и Заруцкий. Заруцкий организовал покушение на Пожарского, окончившееся неудачей.

Дмитрий Пожарский, чтобы обезопасить своё ополчение от ударов с севера и не допустить союза поляков со шведами, проявил незаурядное дипломатическое мастерство. Он убедил шведов в том, что поддерживает идею передачи шведскому принцу российского престола.

В феврале 1612 г. ополчение вышло из Нижнего Новгорода и двинулось на Москву не совсем обычным маршрутом — через Ярославль и города Северо-Восточной Руси. В Ярославле Дмитрий Пожарский, пополнив ряды ополченцев, в течение четырёх месяцев занимался обучением воинов, добиваясь слаженности в действиях всех отрядов.

5. Освобождение Москвы

В июле 1612 г. ополчение, которое превратилось во вполне боеспособное войско, двинулось на Москву. В это время на помощь осаждённым в столице полякам спешил с большим войском гетман Я. Ходкевич. Пожарскому удалось опередить Ходкевича и расположиться на западной окраине Москвы. Остатки Первого ополчения под командованием Трубецкого находились на восточной окраине столицы. Первый бой с отрядами Ходкевича произошёл 22 августа. Кремлёвский гарнизон поляков совершил на рассвете вылазку и устремился навстречу гетману. Но русские отряды заставили неприятеля укрыться за кремлёвскими стенами. Затем ополченцы вступили в сражение с войсками Ходкевича. Трубецкой не хотел участвовать в нём, но часть его отрядов самовольно бросилась помогать ополченцам Пожарского. Объединёнными усилиями они обратили поляков в бегство.

Главное сражение началось рано утром 24 августа. Гетман двинулся к Кремлю с Поклонной горы, напал на конницу Трубецкого и принудил её к бегству. Однако пехота нижегородцев остановила натиск поляков. Завязался упорный бой, длившийся до вечера. Казалось, ещё немного — и поляки одержат победу. Положение спас Кузьма Минин. Во главе отборной дружины он переправился через Москву-реку и с тыла ударил по лагерю неприятеля. В стане врага началась паника. Оставив артиллерию и весь обоз, Ходкевич с позором бежал от Москвы.

Положение польских войск, засевших в Кремле и Китай-городе, стало безнадёжным. Они испытывали страшный голод, но на предложение Пожарского сдаться ответили отказом. 22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков. В честь этого события с 2005 г. в нашей стране отмечается государственный праздник — День народного единства.

Изгнание поляков из Кремля. Художник Э. Э. Лисснер

Освобождение Москвы вызвало мощный подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание — погубить вероятного кандидата на российский престол Михаила Романова. Убийство Романова помогло бы сохранить российский трон для польского короля или его сына.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

6. Воцарение династии Романовых

С освобождением столицы предстояло восстановить в России государственную власть, избрать нового царя. В ноябре 1612 г. Минин и Пожарский разослали извещения о созыве Земского собора. В январе 1613 г. в Москве собрались представители от дворян, бояр и духовенства, казаков и стрельцов, а также посланцы 50 городов. Всего в работе Земского собора приняли участие примерно 700 человек.

Около двух месяцев обсуждался вопрос о выборе нового царя. Сразу же были отклонены кандидатуры иностранцев. После жарких споров царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов, сын тушинского патриарха Филарета, родственник по материнской линии царя Фёдора Ивановича. Михаил Романов устраивал многих. Его поддерживали дворяне, духовенство и казаки. Бояре же рассчитывали править страной, навязывая юному царю свою волю.

Венчание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Гравюра XVII в.

Земский собор 1613 г. сыграл важную роль в укреплении российской государственности после тяжёлых испытаний Смутного времени. Но из Смуты страна выходила ещё несколько лет.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Ни боярским верхам, ни служилому дворянству не удалось вывести страну из тяжёлого положения. Когда, казалось бы, Российское государство окончательно ослабло и потеряло свою независимость, сам народ — крестьяне, посадские люди, купцы — сформировал ополчение и освободил Москву, создав условия для восстановления центральной власти.

4 ноября — день окончательной сдачи польского гарнизона Кремля — с 2005 г. отмечается в России как государственный праздник — День народного единства.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему распался тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зрения, исход авантюры Лжедмитрия II? 2. Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?

3. Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения России в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы?

4. Подготовьте рассказ об образовании и деятельности Второго ополчения. Для чего был создан «Совет всей земли»? 5. Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением? 6. Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?

Работаем с картой

Покажите на карте путь следования Второго ополчения к Москве. Как вы думаете, почему он был именно таким?

Изучаем документ

ИЗ «КУРСА РУССКОЙ ИСТОРИИ» В. О. КЛЮЧЕВСКОГО

В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие — другого, перебирали всякие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

1. В чём автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора 1613 г.? 2. Какие важные сведения о работе Земского собора приведены в данном отрывке?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Почему действия Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными?

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря. На основе собранного материала подготовьте сообщение о защитниках обители (сопроводив его электронной презентацией).

3. Существует несколько версий подвига Ивана Сусанина. Разделитесь на группы, в дополнительной литературе и Интернете найдите информацию по этому вопросу. Выскажите мнение в поддержку вашей точки зрения. По результатам работы подготовьте небольшое сообщение.

4. Выясните, кто написал музыку к опере «Жизнь за царя». Чему посвящено это музыкальное произведение?

5. Оцените участие патриарха Филарета в событиях Смуты и его роль в избрании царём Михаила Романова. Сформулируйте свою оценку деятельности патриарха Филарета.

6. Поразмышляйте, почему было необходимо избрание на российский престол нового царя. Почему выбор пал на Михаила Фёдоровича Романова?

Запоминаем новые слова

Гетман — командующий войсками в Речи Посполитой; на Украине в XVI — первой половине XVII в. — глава реестровых казаков. С 1648 г. — правитель Украины и глава казацкого войска.

Семибоярщина — боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским.

На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Гермоген, безусловно, является одним из самых известных из всех казанских архиереев, он один из главных героев не только истории Русской Православной Церкви, но и истории России в целом, олицетворение героизма и мужества русских людей в Смутное время, верности Православию и родной земле.

Между тем происхождение и биография сщмч. Гермогена до 1579 года неизвестны. В литературе высказывались разные точки зрения. Историки XIX – начала ХХ вв. приписывали сщмч. Гермогену происхождение из ростовских князей, родственников писавшего о нем князя Андрея Ивановича Хворостинина. Высказывались даже предположения о принадлежности сщмч. Гермогена к роду князей Шуйских, основанное на том, что царь Василий Иванович Шуйский якобы поставил в патриархи своего родственника. Наконец, бытующая в народе легенда выводит сщмч. Гермогена из предводителей донских казаков, то ли участвовавших во взятии Казани, то ли грабивших корабли на Волге.

Версии, выводящие сщмч. Гермогена из верхов общества, основаны на том, что его карьера на духовном поприще выглядит удивительно быстрой. Всего год пробыв архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря, он стал митрополитом, третьим по статусу духовным лицом в России. Неожиданным выглядит и выдвижение сщмч. Гермогена в патриархи, сделанное царем Василием. Но слабость этих предположений в том, что они опровергаются самой историей Смуты. Если бы сщмч. Гермоген приходился родственникам князьям Шуйским, то их многочисленные противники на это бы обязательно указали, да и сщмч. Гермоген на патриаршем престоле не остался бы после свержения царя Василия и был бы смещен, как Иов после Бориса Годунова и Игнатий после Лжедмитрия I.

Если бы он принадлежал к другой знатной семье, то был бы гордостью своей семьи и родственники не забыли бы об этом напомнить. Если многочисленные авторы сказаний о Смутном времени ничего не писали о его происхождении, то это означало, что либо они, в том числе и те, кто был знаком с сщмч. Гермогеном, ничего не знали о его предках и родственниках, либо, с их точки зрения, род сщмч. Гермогена не имел никакого значения.

Фольклорная версия о лихом казаке, ставшем митрополитом, тоже не выдерживает критики, она явно навеяна историей Ермака Тимофеевича и распространенными сказаниями о раскаявшихся разбойниках.

Как о чем-то само собой разумеющемся пишут, что в миру сщмч. Гермогена звали Ермолаем. Кстати в XVI веке, как и позже, монашеское имя казанского митрополита и патриарха намного чаще писали с буквы «Г» .

На более достоверную версию происхождения сщмч. Гермогена еще в 1895 году указал автор книги о Спасо-Преображенском монастыре Лебедев, но она осталась почти незамеченной. В июле 1579 года сщмч. Гермоген был «попом» в церкви Николы, «зовомой Гостин». В Писцовой книге города Казани 1566 года об этой церкви сказано следующее: «Церковь Никола Гостин ружная, позади Рыбного ряду, поставление и все церковное строение попа Григория да мирское. У церкви во дворех поп, дьякон, в кельях пономарь, проскурница, а в двух кельях живут старцы, питаясь от церкви». Весьма вероятным представляется, что этот «поп Григорий» и есть сщмч. Гермоген.

На основе слов сщмч. Гермогена можно определенно утверждать, что в 1579 году, во время обретения Казанской иконы Божией Матери, он был семейным священником, иначе он назвал бы себя не «попом», а «черным попом» или иеромонахом. Это опровергает часто встречающееся утверждение, что сщмч. Гермоген постригся в Спасо-Преображенском монастыре еще при архимандрите Варсонофии.

В опубликованной Писцовой книге Казани 1566 года Лебедев не заметил еще одного упоминания о Гостинодворском попе Григории, который был владельцем двора, находящегося в Кремле. Между тем это достаточно важное обстоятельство. Дворы в Кремле имели чаще всего старожилы Казани, поселившиеся здесь в первые пять лет после 1552 года, когда в крае продолжалась война. Опубликованные С.М. Каштановым документы Казанского Троицкого монастыря рисуют такую картину: дворяне, приезжавшие в Казань на годовую службу, строили дворы в Кремле, а после окончания срока пребывания в Казани продавали их сменщикам.

Ко времени составления Писцовой книги 1566 года Кремль перестал быть популярным местом для проживания, писцы отметили множество пустых дворов и дворовых мест, где строения уже были разобраны. Но двор попа Григория был жилым. Можно предположить, что сщмч. Гермоген был из служилых людей, прибывших в Казань на годовую службу, или в числе первых собственно казанских дворян, которых перевели сюда в 1557 году из разных мест и наделили поместьями. Почти все они многие годы, пока не обустроились в поместьях, жили в Кремле и около него. Если сщмч. Гермоген и Николо-Гостинодворский поп Григорий – одно лицо, то во священники его, скорее всего, рукоположил святитель Гурий.

8 июля 1579 года сщмч. Гермоген присутствовал при обретении чудотворной Казанской иконы Божией Матери и лично нес ее в церковь Николы Тульского.

Позже сщмч. Гермоген постригся в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, когда это произошло – неизвестно. Его имя в сохранившихся монастырских документах не упоминается. Но приводимые в ряде книг утверждения, что сразу после пострижения Гермоген стал архимандритом, не соответствуют действительности. В «Повести о явлении чудотворной иконы» сщмч. Гермоген вспоминал, что долго жил в монастыре в одной келье с иноком Арсением, который получил исцеление от иконы, а позже стал настоятелем монастыря (чудо 16).

В сан архимандрита отец Гермоген был возведен в 1588 году, это произошло после 15 мая, когда последний раз упоминается его предшественник архимандрит Герман. Реально архимандрит Гермоген управлял монастырем совсем недолго. Уже 17 января 1589 года он вместе с архиепископом Тихоном находился в Москве на заседаниях Думы и Освященного собора, 26 января присутствовал на церемонии поставления Патриарха Иова. В Москве же он был назначен митрополитом Казанским и Астраханским и рукоположен 13 мая 1589 года. Решение о создании двух новых митрополий – Крутицкой и Казанской – было принято вскоре после поставления Иова. Казанский митрополит был поставлен выше всех прочих архиереев, кроме патриарха и Новгородского митрополита.

Имя Патриарха Гермогена известно всей России, но мы должны помнить, что он сыграл выдающуюся роль в истории Казанской епархии.

Он способствовал прославлению обретенной с его участием Казанской иконы Божией Матери. В 7102 (1593-1594) году он составил «Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде», в которой глазами очевидца подробно описывалась чудесная история ее обретения и многочисленные чудесные исцеления. Уже в начале XVII века эта повесть получила широкое распространение. Сохранился оригинал, написанный рукой сщмч. Гермогена, в 1913 году его факсимиле было опубликовано. Казанская икона стала почитаться по всей России, еще до Cмутного времени в ее честь освящались десятки церквей. В том же 1594 году на месте обретения иконы был основан Казанский Богородицкий девичий монастырь. По указу царя Федора Иоанновича 14 апреля 1594 года был заложен каменный собор, который был освящен 27 октября 1595 года. Храм был построен, снабжен иконами, книгами и утварью за счет царя, а сама икона украшена на средства Демьяна Ивановича Черемисинова. В монастыре к концу XVI века жили 64 насельницы, среди них были и Мавра (в миру Матрона), которой была обретена икона, и ее мать (версия о том, что Мавра была первой настоятельницей обители, появилась значительно позже и повестью сщмч. Гермогена не подтверждается).

8 января 1592 года митрополит Гермоген обратился к патриарху Иову с просьбой разрешить «в казанских пределах» ежегодно 2 октября, в день взятия Казани, служить службы в память убиенных при взятии Казани. Уже 3 февраля в Казань был направлен соответствующий указ патриарха. Им не только устанавливался день памяти убиенных, 2 октября, но и канонизировались (по предложению митрополита Гермогена) казанские мученики Иоанн, Петр и Стефан. В грамоте владыки Гермогена Патриарху содержались и краткие жизнеописания троих мучеников, явившиеся единственным источником для составления их Житий.

В том же году по инициативе владыки Гермогена были перенесены из Москвы мощи святителя Германа, 25 сентября 1592 года их торжественно встречали в Свияжске митрополит Гермоген, братия Успенского монастыря и горожане.

В 1595 году велись работы по расширению собора Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Для этого необходимо было перенести останки первого Казанского архиепископа Гурия и бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря и Тверского епископа Варсонофия. 4 октября 1595 захоронения были открыты. Мощи святителей Гурия и Варсонофия были не просто обретены нетленными – они плавали в благоухающем мире. Уже вскоре святитель Гурий, святитель Варсонофий и святитель Герман были канонизированы, причем стали праздноваться не только дни их кончины, но и день обретения мощей.

Священномученик Гермоген составил Житие святителей Гурия и Варсонофия, которых, очевидно, знал лично. Это Житие является ценным историческим источником. Часть его составляют жизнеописания прпп. Ионы и Нектария, которые впоследствии были канонизированы как преподобные. Рукописный оригинал Жития (автограф владыки Гермогена) хранился до 1920-х гг. в кафедральном Благовещенском соборе. То, что сщмч. Гермоген не составил соответствующего Жития святителя Германа, опровергает часто встречающиеся в литературе утверждения о том, что сам сщмч. Гермоген был учеником святителя Германа. Вероятно, казанец Гермоген редко видел настоятеля Свияжского Успенского монастыря архимандрита Германа, а архиепископом Казанским и Свияжским святитель Герман был недолго и большую часть времени провел в Москве.

В 1594 году митрополит Гермоген просил царя Феодора Иоанновича открыть в Казани Иоанно-Предтеченский монастырь на основе подворья Свияжского Успенского монастыря. 28 января царь своим указом приказал открыть монас-тырь.

В 1595 году по указу патриарха Иова владыка Гермоген освидетельствовал в Угличе обретенные при перестройке собора мощи святого благоверного князя Романа Углицкого. Очевидно, владыка Гермоген видел находившуюся в том же соборе могилу царевича Димитрия, убитого в 1591 году, и вспоминал об этом позже, имея дело с двумя «царями Димитриями».

В 1602 году была создана Астраханская епархия, от Казанской епархии отошли земли Нижнего Поволжья, сменился и архиерейский титул.

В 1598 году митрополит Гермоген был в Москве и присутствовал на Земском соборе, избравшем царем Бориса Федоровича Годунова. Начиналось Смутное время, принесшее владыке Гермогену мученический венец. Воцарение в 1606 году Лжедимитрия I он встретил лояльно, как и почти все русские люди, поверившие в то, что свергнувший с помощью поляков Бориса Годунова молодой человек – действительно сын Ивана Грозного. Не возражал он и против низложения Иова. Владыка Гермоген не присуствовал на соборе, избравшем 24 июня 1605 года нового патриарха Игнатия, ведь это произошло всего через 4 дня после вступления Лжедимитрия в Москву.

Но к 21 июля 1605 года владыка Гермоген был в Москве и участвовал в венчании Лжедимитрия на царство. Уже в сентябре, все еще находясь в Москве, владыка Гермоген проявил себя как архиерей, способный возражать царям. Только митрополит Гермоген и Коломенский епископ Иосиф были единственными иерархами, выступившими против венчания «царя Дмитрия Ивановича» с Мариной Мнишек без ее крещения (Марина Мнишек за день до венчания лишь словесно заявила о своем присоединении к Православию и поцеловала крест, при этом многие заметили, что она избегает прикладываться к иконам Богородицы). В результате епископ Иосиф был отправлен на покой. Уважаемого же в народе владыку Гермогена Лжедимитрий и его Патриарх Игнатий, очевидно, не решились сместить. Ему было приказано возвращаться в Казань.

Венчание Лжедимитрия с Мариной Мнишек состоялось 8 мая 1606 года. Протестовал ли против него сщмч. Гермоген, неизвестно, скорее всего, просто не успел, ведь уже 17 мая в Москве произошел переворот, Лжедимитрий был убит, а на другой день был низложен патриарх Игнатий. Разумеется, сщмч. Гермоген, находившийся в Казани, не успел прибыть на подобие Земского собора, которым уже 19 мая был избран новый царь Василий Иванович Шуйский. Не успел он и к 26 мая, когда Василий венчался на царство, и к поспешному извлечению и перенесению мощей и канонизации царевича Димитрия. Но в конце июня он уже был в Москве и 3 июля 1606 года был «по полному чину» поставлен патриархом.

Разумеется, фактически Патриарха назначил царь Василий Иванович Шуйский. Зачем же царю нужен был именно такой Патриарх, от которого трудно было ждать послушания, компромиссов и терпимости к незаконным действиям? Положение Шуйского на престоле было достаточно шатким, что вскоре подтвердилось. В качестве Патриарха ему, не собиравшемуся, в отличие от Лжедимитрия, отступать от Православия, нужен был архиерей, не послушный во всем, а такой, который своим авторитетом позволит укрепить собственную власть. Митрополит Гермоген к этому времени уже был известен и уважаем по всей России.

А правление царя Василия Шуйского стало временем, когда Смута все шире расползалась по всей России. В 1606 году объявился воевода якобы спасшегося «царя Дмитрия» Иван Болотников, наступление которого на Москву с трудом удалось отбить, а в 1607 году объявился и сам «Дмитрий» – тушинский вор Лжедимитрий II. Гражданская война распространилась по всей России, в каждом регионе боролись сторонники Василия Шуйского и «царя Дмитрия». Твердая позиция патриарха Гермогена сыграла большую роль в том, что Василий Шуйский так долго удерживал власть. Показательно, что Казань в этой сложной борьбе всегда стояла на стороне царя Василия Шуйского – казанцы доверяли своему бывшему митрополиту Гермогену, который обменивался грамотами и с казанскими воеводами и с митрополитом Ефремом (подробнее о событиях в Казани в Смутное время см. в очерке о митрополите Ефреме).

При этом патриарх Гермоген не был послушным помощником царя Василия. Он стоял на стороне именно законного царя. Даже справедливые обвинения царя в гибели 23 апреля 1610 года Михаила Васильевича Скопина-Шуйского не заставили патриарха Гермогена отступиться. Даже во время переворота 17 июля сщмч. Гермоген до конца уговаривал восставших москвичей оставить царя Василия на престоле. Показательно, что ни у кого не поднялась рука против самого сщмч. Гермогена и он остался на патриаршем престоле и после свержения Василия Шуйского, хотя и объявил недействительным пострижение Василия в монашество. При двух предыдущих переворотах вслед за царями уходили и патриархи (патриарх Иов после свержения Бориса Годунова, патрарх Игнатий после Лжедимитрия I). Патриарха Гермогена признали и сторонники Лжедимитрия II, и Филарет, который уже был провозглашен патриархом при дворе Лжедимитрия II.

Патриарх был способен к разумным компромиссам и согласился на воцарение в России польского королевича Владислава при условии, что королевич примет Православие. Но когда он увидел, что за этим стоит завоевание России поляками, освободил россиян от присяги Владиславу. Находясь в руках поляков и русских изменников, патриарх Гермоген призывал россиян бороться с захватчиками.

Позиция сщмч. Гермогена и его воззвания сыграли решающую роль в организации земских ополчений, неслучайно и то, что казанцы, помнившие своего архипастыря, приняли посильное участие в освободительной борьбе народа.

Священномученик Гермоген умер 17 февраля 1612 года. По данным «Нового летописца» (официальной русской летописи), он был уморен голодом и «зноем», по сообщениям поляков – удавлен. Но нет сомнения, что патриарх Гермоген принял мученическую смерть как христианский праведник и верный сын своего отечества.

Священномученик Гермоген был канонизирован 12 мая 1913 года и с этого времени является одним из самых почитаемых русских святых.

Примечания

1. Именно «Гермогеном», а не «Ермогеном», называл себя казанский митрополит в грамоте 1592 года патриарху Иову и патриарх Иов в своем ответе. См.: архим. Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. – Казань, 1868. – С. 66-74.

2. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. – Казань, 1877. – С. 38.

3. Там же. – С. 16.

4. Каштанов С.М. Возникновение русского землевладения в Казанском крае (Документы) // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. – Казань, 1973. – Вып. 116. – С. 3-35.

6. Владелец двора, на котором была обретена чудотворная икона, Даниил Онучин, происходил из нижегородских дворян, переведенных в Казань, и святитель Гермоген мог быть его бывшим сослуживцем. Показательно, что именно святитель Гермоген присутствовал при обретении иконы, хотя двор Онучина находился в приходе Николы Тульского, а не Николы Гостиного.

7. Действительно, во время составления святителем Гермогеном «Повести» архимандритом Спасо-Преображенского монастыря был отец Арсений. См.: Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI – XVII вв. – Казань, 1980. – С. 43.

8. Подробнее см. статью об архиепископе Тихоне.

9. Архимандрит Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. – Казань, 1868. – С. 66-74.

10. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. – Казань, 1898. – Т. 14. – Вып. 6. – С. 670-672.

11. Еще в 1598 году сщмч. Гермоген категорически высказывался за крещение всех, принимавших православие из католической, лютеранской и армянской церквей.

Теги: Священномученик Ермоген Московский Священномученик Ермоген Московский архипастыри Казанские Казанская икона Божией Матери история Казанской епархии история Казанского края

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *