Гимназия

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПРИ ГРЕКО-ЛАТИНСКОМ КАБИНЕТЕ Ю.А.ШИЧАЛИНА

24 мая 2014 г.

Сегодня в нашей гимназии проходил Последний звонок. Среди лучших событий прошедшего 2013-14 учебного года была особо отмечена поездка в Стабии, в Везувианский Институт. Дети с благодарностью вспоминают всех – Паоло, Людмилу, весь персонал института, тепло и дружелюбно нас принимавший. Спасибо вам всем большое.

Новой поездки ждут новые дети!

Хорошего Вам лета,
Ирина Владимировна Кувшинская

Апрель 2012 г.

Программа, которую предлагает Везувианский институт глубоко профессиональна и во многом совпадает с задачами нашего учебного заведения, поскольку мы также занимаемся античностью, преподаем древние языки и стремимся восстановить традиции классической школы в России. Я очарована приемом и рада знакомству с Паоло, Людмилой и другими сотрудниками института.

Ряд программ для наших учащихся, как старшеклассников, так и учеников 6-7 классов, мы с Паоло уже обсудили. Поэтому – до новых встреч!

Кувшинская Ирина Владимировна

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой школьной программы было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, «Элладу воспитал Гомер». В самом деле, «Илиада» и «Одиссея» не только служили дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к народным традициям.

Обучение в школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры «Илиады» и «Одиссеи»‘ произносились нараспев под музыкальное сопровождение (игра на струнных инструментах). Кстати, меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, объясняется именно тем, что их нельзя было использовать при мелодекламации .

Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы «не приходилось от плохого свойства тел плохо звать на войне и в прочих делах». Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооружённый пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство с врагом, пользуясь копьем и Мечом. Такому воину полученная в палестрах подготовка была необходима.

Для завершивших пребывание в мусйчеекой и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения — гимназии. В У-IV вв. дон. э. таких гимназии в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался на упражнениях, укрепляющих и развивающих тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним на излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии — общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды — широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Более скромным были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например, во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой «совокупностью добродетелей». Ее уделом было домашнее хозяйство.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мащенко, Татьяна Александровна, 2000 год

1. Архивные материалы

2. Попечителя Казанского учебного округа.- Сочинения учеников гимназий.- Сочинения учеников гимназий.- Сочинения учеников гимназий.

3. Сочинения учеников гимназий и институтов.

5. Рапорт инспектора гимназии Веретенникова директору училищ Самарской губернии. 1.5. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). 1.5.1. ф. 520 Губернская мужская гимназия15.1.1. оп. 478, д. 216 Циркуляры и предписания попечителя от

6. Обязанности учеников (гимназий и прогимназий). Тип. И.И. Глазунова, 1866. -4с.

7. Описание и правила ношения форменной одежды гражданских чинов ведомства Министерства народного просвещения. СПб.: Сенатская тип., 1905.

8. Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения. -М., 1861. 8с.

9. Правила для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного просвещения. СПб.: Тип Министерства внутренних дел, 1883. 72 с.

10. Реформы Александра II. Сборник. Составители Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. М., 1998.- с.464.

11. Своды замечаний на проект устава общеобразовательных учебных заведений по устройству гимназий и прогимназий. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1863. — 630 с.

12. Сборник постановлений МНПр. СПб., 1865. — Т.З.

13. Сборник постановлений МНПр. СПб., 1877. — Т.5.

14. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям МНПр. СПб., 1874. — 542 с.

15. Смета доходов и расходов специальных средств МНПр на 1863 г. СПб, 1862.-265 с.-12 с.

16. Смета доходов и расходов специальных средств МНПр на 1876 г. -СПб. 1875.-551 с.

17. Сборник правил и подробнейших программ для поступления во все учебные, мужские и женские, казенные и частные по всем ведомствам на 18761877 гг.-СПб., 1876.-161 с.

18. Свод постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения. СПб.: тип. B.C. Балашева, — 481 с.

19. Свод постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям МНП. СПб., 1888 г.

20. Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Бм., б.г. (1804) — 76 с.

21. Устав гимназий, училищ уездных и приходских. СПб., 1829. — 91 с.

22. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1864. — 33с.

23. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Киев, 1972. — 218 с.

24. Циркуляры по Казанскому учебному округу. 1865, №2.

25. Циркуляры по Казанскому учебному округу. 1865, №8.

26. Циркуляры по Казанскому учебному округу. 1871, №5.

27. Циркуляры по Казанскому учебному округу. 1872, №5.

28. Циркуляры по Казанскому учебному округу. 1873, №2.

29. Циркуляры по Казанскому учебному округу. 1892, №2.

30. Циркуляры по Казанскому учебному округу. 1892, №9.

31. Штаты гимназий и уездных училищ (Высочайше утвержденных 17 апреля 1859 года) СПб., 1862. — 56 с.3. Опубликованные источники

32. Адрес календарь Самарской губернии. 1874, 1875, 1896 г.г. Самара.

33. Всеподданнейший доклад МНП за 7 сентября 1865г. СПб., 1865.29с.

34. Журнал Министерства Народного Просвещения 1871, ч. 153.

35. Журнал Министерства Народного Просвещения 1876, ч. 187.

36. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения (1858 1905) — СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1905. — 139 с.

37. Журнал Министерства народного просвещения. 1850. Ч. 66 — №4. -отд. 1 Высочайшие повеления.

38. Журнал Министерства народного просвещения. 1850. Ч. 66 — № 5. -отд. 1., Высочайшие повеления.

39. Журнал Министерства народного просвещения. 1851. Ч. 70 — № 3. -отд. 1., Высочайшие повеления.

40. Журнал Министерства народного просвещения. 1875. Ч. 182 — ноябрь.

41. Журнал Министерства народного просвещения. 1916. январь.

42. Журналы Ученого комитета Главного правления училищ по рассмотрению Проекта устава общеобразовательных учебных заведений (Об устройстве гимназий и прогимназий). СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1863.- 140 с.

44. Извлечение из Всеподданнейшего отчета Министра Народного Просвещения за 1898 г., -СПб., 1901.-93 с.

45. Извлечения из отчетов по управлению округами за 1864 г., -СПб., 1865.-79 с.

46. Извлечение из Всеподданнейшего отчета Министра Народного Просвещения за 1851 г., -СПб., 1852. 151 с.

47. Извлечение из Всеподданнейшего отчета Министра Народного Просвещения за 1877 г., -СПб., 1879. 230 с.

48. Извлечение из Всеподданнейшего отчета Министра Народного Просвещения за 1882 г., -СПб., 1886. 273 с.

49. Извлечение из Всеподданнейшего отчета Министра Народного Просвещения за 1890 г., -СПб., 1894. 302 с.

51. К вопросу о педагогической подготовке учителя для средних учебных заведений и об улучшении материального их положения. СПб.: тип. Балашева. 1899.-79 с.

52. К вопросу о подготовке средних учебных заведений. Владикавказ. 1898.- 11 с.

53. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII XIX в.в. / Сост. C.B. Рождественский. — СПб., 1910. — 234 с.

54. Материалы к вопросу о подготовке учителей и желательном вознаграждении преподавателей средних учебных заведений. СПб., 1899.

55. Материалы по вопросу о приготовлении учителей для гимназий и прогимназий. -СПб., 1865. 65 с.

56. Настольная книга по народному образованию. СПб., 1901 г. — Т.2.

57. Настольная книга по народному образованию. 1901. Т.2.

58. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1878 год. Тифлис. 1879. — 172 с.

59. Отчет товарища Министра народного просвещения 27 сентября 1862 года, 12 ноября 1862 года. М. — 16 с.

60. Обзор деятельности МНПр за 1879, 1880, 1881 годы. СПб., 1887. 457с.

61. Обзор деятельности МНПр за время царствования императора Александра III М., 1901. — 282 с.

62. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1862 -1864 гг.-СПб., 1864.

63. Обзор деятельности ведомства Министерства народного просвещения за время царствования Императора Александра III (с марта 1881 по 20 октября 1894 года). СПб.: Государственная тип., 1901. — 524 с.

64. Памятная книжка МНПр на 1865 г., СПб., 1865.-284 е., 32 с. приложений.

65. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. СПб.: тип. В .А. Рогальского и К., 1865. — 585 с.

66. Постельс А.Ф. Отчет по обозрению гимназий Петрозаводской, Архангельской, Вологодской и Вятской и других учебных заведений С.-Петербургского и Казанского учебных округов с 15 февраля по 17 мая 1863 года.-Б.М. 1863.-56 с.

67. Самарская мужская гимназия. Сведения за время с 1 октября 1890 г. по 1 октября 1891. Самара, 1891.

68. Учебные планы и программы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях ведомства МНПр. СПб., 1872. — 150 с.

70. Белявский Е.В. Педагогические воспитания. // Вестник воспитания, -1905.

71. Бердяев Н. Русская идея. // Вопросы философии.- 1990, №2.

72. Виноградов И. Школа как воспитательное учреждение // Гимназия. -1888.-№1-12.

74. Исторический архив №1 1958.

75. Кулаковский Ю. Классические языки в русских гимназиях. Б.м., б.г., (вырезка из журнала «Русская школа», — 1890. — №4).

76. Корнилов А. Не время умствования // Родина 1992, — №10

78. Лещенко A.C. Лицеи и гимназии дореволюционной России // Образование в Сибири Томск, 1994. — №1. — С.140-148.

79. Народный учитель. 1915, — №6.

80. Общественные науки и современность 1994, — №1.

81. Правительственный вестник. 1990, — №30.138. Педагогика.-1996, №1.

83. Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник. Выпуск И. Ульяновск, 1994-220 с.

84. Симбирский вестник. Выпуск III. Ульяновск. 1996 г. 192 с.

85. Социально-политическое знание. 1999,- №3.

86. Учительский вестник. -1911,- №4.

87. Шимкевич В. Из гимназических воспоминаний // Русская школа. -1906.-№1,- с.38-39.

88. Шаповалов В. О специфике гуманитарного знания. Общественные науки и современность. 1994, — №1.

89. Справочно-статистические материалы

90. Земско-статистический справочник Самарской губернии 2 пол. Х1Хв. на 1914 г.-Самара, 1915.

92. Материалы для истории и статистики наших гимназий. Ч. 1-2. СПб., 1864.- 158 с.

93. Календарь и памятная книжка Самарской губернии 1896-1902.

94. Памятная книжка Самарской губернии за 1863-1864 г.

95. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И.А. Каиров. М. Советская Энциклопедия, 1996. — Т.З. — 880 стб.

96. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т /Гл. ред. В.В. Давыдов, -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. —Т1 608 с.

97. Университеты и средние учебные заведения 50-ти губерний Европейской России и 10-ти Привислянских, по переписи 20 марта 1880 года. -СПб., 1888.-454 с.

98. Экономическая оценка народного образования. Очерки. 2 издание. СПб., 1899.- 120 с.

99. Энциклопедический словарь /Издатели Ф.А. Броктауз и И.А. Эфрон. -СПб., 1891.-Т. 81.-576 с.

100. Литература конца XIX начала XX в.в.

102. Алабин П. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк. Самара: Изд-во Самарского стат. комитета, 1877.-774с.

103. Алёшинцев И.А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. СПб., 1908. — 86 с.

104. Алёшинцев И.А. История гимназического образования в России. -СПб., 1912.-346 с.

105. Афинский A.C. Симбирская гимназия. 1809-1909. Историческая записка. Симбирск, 1909. — 146 с.

106. Артемьев А. Казанская гимназия в XVIII столетии. СПб., 1874.

107. Буслаев Ф.И. Краткое руководство к первоначальному преподаванию русского языка. М.: бр. Салаевы. 1867. 55 с.

108. Бычков Н. Государственные расходы на народное образование в 1866 -1906 гг.-М» 1907.-148 с.

109. Блиох И.С. Финансы России XIX столетия. СПб., Тип. М.П. -Стасюлевича, 1884.- Т.З. — 245 с.

111. Благовещенский Н.М. Педагогические заметки. Наши гимназии. Наши университеты. СПб., 1860. — 20 с.

112. Безгин И.Г. Симбирская гимназия. Симбирск, 1898. — 376 с.

113. Белозерский И. Записки учителя: В 2-х частях, -СПб., 1905. 187 с.

114. Благовидов И. Церковное торжество по случаю столетия Симбирской гимназии, Симбирск.: Типо-лит. А.Т. Токарева, 1911.- 16с.

115. Белоконский И. Земское движение. М., 1914 320 с.

116. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения., М., 1918. — 368 с.

117. Владимиров В.В. Материалы для истории образования в Казанском учебном округе, Казань, 1866. — 120 с.

118. Владимиров В.В. Историческая записка о 1-й Казанской гимназии. -Казань, 1867. 4.1. — 62 с.

119. Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб., 1903.-68 с.

120. Вессель Н.Х. Учебный курс гимназий. СПб., 1866. — 39 с.

121. Виппер Р.Ю. Специальная подготовка преподавателя средней школы или поднятие его положения. М., 1898. — 25 с.

123. Грановский Т.Н. Ослабление классического преподавания в гимназии и неизбежные последствия этой перемены. Записка Грановского Т.Н. М., 1860.- 13 с.

124. Григорьев С. Средняя школа по нашим законам: Истор. очерк. -СПб., 1900.-96 с.

125. Гольцев В.А. Воспитание, нравственность, право. М., 1897. — 163 с.

126. Грингмут В. Наш классицизм, М., 1890. — 55 с.

127. ГротЯ.К. По вопросу о предметах общего образования. СПб., 1871. -12 с.

128. Грот Я.К. По вопросам школьной реформы. О необходимых вопросах школьного образования и воспитания. СПб., 1901. — 141 с.

129. Гюнцбург К. Основы воспитания и обучения в связи с психологией и логикой. М., 1880. — 383 с.

130. Зенченко С. О подготовке преподавателей средних заведений к педагогической деятельности. М., 1898. 34 с.

131. Заметки губернских предводителей о средней школе, Б.м., 1898.

132. Еленев Ф.Г. О некоторых желаемых улучшениях в гимназическом обучении. Ф. Еленев, 1889. — 128 с.

133. Ельницкий К.В. Курс дидактики. СПб., 1896. — 143 с.

134. История России в XIX в.: В 7-ми т.-СПб., Тип Министерства Путей сообщения, 1907. Т.4 — 334 с.

135. История России в XIX в: В 7-ми т. СПб., Тип. Министерства Путей сообщения, 1907. — Т.7. — 272 с.

136. Историческая записка о 2-ой Казанской гимназии. Казань, 1876 г. -407 с.

137. Историческая записка 50-летия С-Петербургской гимназии СПб., 1873-207 с.

138. Игнатов Н.И. Справочная книга для родителей и воспитателей. -СПб., 1899.-442 с.

140. Катков М.Н. Наша учебная реформа с примечаниями JI. Поливанова. -М., 1890.-48 с.

141. Кареев Н. Выбор факультета. Руководство для учеников высших классов среднеучебных заведений. СПб., 1905. — 149 с.

142. Клоссовский А. Материалы к вопросу о подготовке среднего образования в России. Одесса, 1904. — 52 с.

143. Крашенинников Н. Восемь лет. Воспоминания о гимназии. -М., -1907. -100с.

144. Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. М: Изд. М. и С. Сабашниковых. М., 1918 г.-446 с.

145. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2 изд. ПГ. М., 1915 г. -240 с.

146. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, главнейшие идеи, направления и деятели, 2-е издание. СПб., 1914. — 212 с.

147. Капнист П.П. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М.: 1900. — 203 с.

148. Капнист П.П. По поводу отношения некоторой части нашего общества к классическим гимназиям. М., 1890. — 13с.

149. Кризис среднего образования и одна из теоретических попыток его разрешения. -М., 1897. 62 с.

150. Куплетский М.А. Общеобразовательная школа в русском государстве. -СПб., 1908,- 83 с.

151. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. / В.И. Ленин. Избранные произведения. М., 1970, Т. 3, с. 410-411.

152. Локот Т.В. Мысли педагога о реформе средней школы. СПб., 1912. — 82 с.

153. Львов Д.М. Историческая записка о Казанской 2-й гимназии с 18761885 гг. Казань.: Тип. ун-та, 1885.- 178 с.

154. Марков Е. Грехи и нужды нашей средней школы. -СПб., 1900,- 131 с.

156. Мор Я. Несколько слов о материальном положении преподавателей наших гимназий. СПб.: Изд. К.Л. Риккера, 1898. — 16 с.

157. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. СПб., 1893 — с. 124.

158. Николаи А.П. О назначении гимназий в системе народного образования и об учебном их курсе. СПб., 1860. — 48 с.

159. Никитин А. Из прошлого наших гимназий (Заметки классика 70-х годов) / Русский вестник. Т. 207. — №4. — с.44-74.

160. О современном положении наших гимназий. Старый директор. Б.м. и г. — 10с.

161. Острогорский В.П. Из истории моего учителя. Как я сделался учителем. -СПб., 1914. 178 с.

162. Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. СПб., 1902. — 785 с.

163. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.-620 с.

164. Савлов С.Н. Очерки из жизни Н-ской гимназии. СПб.: Тип. Бусселя, 1909. — 174 с.

165. Скворцов Н.Е. Об организме гимназии. Часть теоретическая. М., 1881.-98 с.

166. Скворцов Н.Е. Об организме гимназии. Часть практическая. М., 1889.-200с.

167. Тихомиров Д.И. Об основах организации средней школы. СПб., 1900. — 128 с.

168. Тихомиров Д.И. Основы дидактики. СПб., 1895. — 45 с.

169. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., Т-во «Мир», 1923,- 149 с.

170. Чалый М.К. Белоцерковская гимназия (1862-1869) / Киевская старина. -1900.-Т. 71.-11.-C.218-244. -12. с.401-430.

171. Шарое P.A. Мысли о воспитании в гимназии (директор 2-й Казанской гимназии) Казань, 1857.

172. Яновский К.П. Мысли о воспитании и обучении -М., 1900. 209 с.

173. Шмид Е.К. История среднеучебных заведений в России.- СПб., 1878.- 684 с.

174. Шмид К. История педагогики. М., Тип. К.Т. Солдатенкова, 1881.-Т.4-4.2.-519 с.

175. Шафронов С. Три речи о воспитании в русских гимназиях. Полтава, 1880.- 17 е., 27 е., 31 с.

176. Шафронов С. К речи о преподавании русского языка и словесности в гимназиях. Б.м., б.г. — 202 с.

177. Шевырёв С.П. Вступление в педагогию / Журнал Министерства Народного Просвещения. 1852. ч.73. — с.10-42.7. Литература XX века

179. Анисенкова А.К., Балика Д.А. Нижегородские годы семьи Ульяновых.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981, 158 с.

180. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХвв. /Сост. П.А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990,- 608 с.

181. Андреев Д.М. В гимназические годы. // Звезда // 1941, — №6

182. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1995. — 263 с.

183. Благой Д.Д. Учитель в русской художественной литературе. М., 1927.- 432 с.

184. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972. — 48 с.

185. Блонский П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1991.- 76 с.

187. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 г. Под. ред. В.Г. Кинелева. М., 1995 г. -с. 425.

188. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. JI.-M.: Учпедгиз, 1950. — 275 с.

190. Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н.- М., 1982 г. 120с.

191. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце Х1Х-начале XX столетия. М.: Мысль, 1970. — 444 с.

192. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978. — 288 с.

195. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала ХХв. -М.: Педагогика, 1987. 151 с.

196. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983 г. — 352 с.

198. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи 18 в. — 1917 г. — М., 1994.- 196 с.

199. Изгоев A.C. Об интеллигентской молодежи. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Издательство фирмы международной ассоциации деятелей культуры и «Новое время», 1990. — С.97 — 125.

203. Комаровский Б.Б. Роль революционно-демократической педагогики в разработке понятий и терминов. Баку, 1962. — 15 с.

205. Константинов H.A. Очерки по истории средней школы. -М.: Учпедгиз, 1947. 247 с.

206. Константинов H.A., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. — 147 с.

207. Карамышев A.JI. Симбирская гимназия в годы учения В.И. Ленина. Ульяновск, 1958 с.120.

208. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М.: Мысль. 1971.-336 с.

209. Люди и годы. Саратов, 1989. — 180 с.

210. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. М., 1995.-с.550.

211. Левин Ш.Ш. Общественное движение в России в 60-х 70-х гг. Х1Хв. М, 1958-с. 420.

212. Медынский E.H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. М., 1929. — Т.З — 548 с.

213. Медынский E.H. Критика немецкой педагогики в трудах русских педагогов // Известия Акад.пед. наук РСФСР. Л., 1946. — С.131-147.

214. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. 172 с.

215. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.

217. Очерки истории русской культуры 2 пол. XIXb. М., 1976 — с.434.

218. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. -М.: Педагогика, 1979. 215 с.

219. Павлов И.П. Полное собрание трудов. Т.5, М-Л, 1949.

220. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX-н.ХХ в.в. М.: Исторические записки. Т.37. М., 1951 г.

221. Рыжов Н.О. Симбирская классическая гимназия в годы учения А.И. и О.И. Ульяновых (1871-1887). Ульяновск, 1930. 62 с.

222. Робер А.Н. Организация учебной части в гимназиях / Русский вестник. -Т.29, кн. 1. с.52-54.

223. Степанов В.Л. Дмитрий Андреевич Толстой / Русские консерваторы. -М.: Русский мир. 1997, с. 233-286.

224. Скворцова А. Теория и практика воспитательных систем: состояние, проблемы и перспективы // Педагогика, 1995, — №1. — с. 123-125.

225. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-е гг. Х1Хв. -М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1954,- 310 с.

226. Субботина H.A. Народное образование и бюджет М.: Финансы, 1955.-143 с.

227. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики, -2-е изд. М.: Просвещение, 1982.- 319 с.

229. Чеков М.О. Зарождение и функционирование системы частных и общественных учебных заведений Поволжья во второй половине XIX -начале XX века (по материалам Казанского учебного округа). Самара, 1994.

230. Флит Н.В. Школа в России в к. XIX-H.XX вв. М, 1991.

231. Диссертации и авторефераты

232. Вигдоров А.Г. Средняя общеобразовательная школа пореформенной царской России и ее место в политике самодержавия. Автореферат дис. доктора пед пед. наук. М., 1952 — 42 с.

233. Днепров Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. Диссертация в виде научного доклада .доктора пед. наук. СПб., 1994.-88 с.

238. Куликова C.B. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX начала XX века. Дис. Канд. пед. наук. — Волгоград, 1996. — 197 с.

239. Стойкович Ю.А. Формирование и функционирование системы народного образования России во 2 половине XIX н. XX века (на примере Самарского Поволжья). Диссертация на.канд. ист. наук.- Самара, 1997.

Памятка: Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции
Вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста.
Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом.
ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ
Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Гигиена рук — это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.
ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ
Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.
Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.
ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.
ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ СПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ
Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.
Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:
— при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
— при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
— при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;
— при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.
КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
— маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
— старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
— влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
— не используйте вторично одноразовую маску;
— использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.
Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.
Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.
ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.
КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Высокая температура тела, озноб,головная боль, слабость, заложенность носа, кашель,затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит.
В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.
КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ
Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.
Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Вызовите врача.
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.
Часто мойте руки с мылом.
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).
Ухаживать за больным должен только один член семьи.

19 ноября (1 декабря) 1864 г. в России был утверждён «Устав гимназий и прогимназий», который ввёл принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.

В соответствии с новым уставом прежние гимназии разделялись на классические и реальные. Классические гимназии давали гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объём преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на гуманитарные предметы. Таким образом, реформа представляла собой компромисс между сторонниками классического образования и «живых» знаний.

Выпускники классических гимназий получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднён, они могли продолжить образование преимущественно в высших технических учебных заведениях.

Уставом 1864 г. учреждались также прогимназии — четырёхклассные учебные заведения. Их программы соответствовали программам обучения младших классов классической гимназии, поэтому выпускники прогимназии могли поступить сразу в 5-й класс классической гимназии.

Руководство гимназией осуществлял директор, которого утверждал министр народного просвещения. Вторым лицом в администрации гимназии был инспектор — помощник директора по учебной и воспитательной части. Существенно были расширены права педагогических советов и преподавателей при выборе программ.

Новый закон внёс новые веяния в отечественную систему образования, декларировав её всесословность и отменив телесные наказания. Однако прогресс был относительным, поскольку устав 1864 г. вводил столь высокую плату за обучение, что она закрывала доступ в гимназии большинству простонародья. К тому же на практике наиболее распространённым стал тип неполноценной классической гимназии, из программ которой был изъят греческий язык, а в некоторых губерниях существовала только реальная гимназия, что исключало для местной молодёжи возможность выбора.

Гимназический устав 1864 г. оказался самым недолговечным среди выходивших в России — в 1871 г. его заменил новый документ.

См. также в Президентской библиотеке:

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 3. СПб., 1865. Стб. 1301–1350.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *