Глас

Догматик – это песнопение, посвященное Богородице, которое мы слышим всякий раз на Всенощном Бдении в субботу под воскресенье. Он поется в качестве последней стихиры (на «И ныне…») на «Господи, воззвах» на великой вечерне, когда царские врата уже открыты, а священник вместе с диаконом или без него совершается вход с кадилом.

Основное содержание догматиков – тема Боговоплощения или точнее сказать словами свт. Филарета, архиепископа Черниговского «помимо основного догмата о воплощении Сына Божия, и все остальные догматы находят место в догматиках». Наверно, частое обращение автора к теме Боговоплощения и явилось причиной, почему это Богородичное песнопение называется догматик, а не богородичен, как называются иные тропари, исполняемые на «И ныне…». Ведь в догматиках содержится учение, которое подтверждено авторитетом Вселенских соборов и является нерушимым для всей полноты Церкви.

Большинство исследователей автором догматиков считают преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век).

Догматики находятся в Октоихе и всего их восемь – по числу гласов Октоиха.

Текст воскресного догматика великой вечерни 1-го гласа:

«Всемирную славу / от человек прозябшую / и Владыку рождшую, / Небесную дверь / воспоим, Марию Деву, / Безплотных песнь и верных удобрение: / Сия бо явися небо и храм Божества; / Сия преграждение вражды разрушивши, / мир введе и Царствие отверзе. / Сию убо имуще веры утверждение, / Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. / Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, / ибо Той победит враги, // яко Всесилен».

Этот же текст на греческом языке:

Структура догматика

При внимательном рассмотрении мы увидим, что догматик имеет следующее построение.

В первой его части содержится призыв верующих «воспеть» Mapию Деву:

Bcемирную славу,
От человек прозябшую,
И Владыку рождшую,
Небесную дверь
Воспоим Mapию Деву —
Безплотных песнь
И верных удобрение!..

Далее излагаются те основания, которые побуждают нас к воспеванию Пречистой Богородицы:

Сия бо явися
Небо и храм Божества;
Сия преграждение
Вражды разрушивши,
Мир введе
И царствие отверзе,
Сию убо имуще
Веры утверждение,
Поборника имамы
Из нея рождшагося Господа.
И, наконец, догматик завершается горячим призывом:
Дерзайте убо,
Дерзайте, людие Божии!!
Ибо Той победит враги,
Яко всесилен.

Первая часть догматика

Преподобный Иоанн призывает нас «воспеть» (ὑμνήσωμεν, в переводе — торжественно петь, прославлять в песнях, воспевать, объявлять, провозглашать) Пресвятую Богородицу, которую автор называет «всемирной славой», «небесной дверью», «безплотных песнь», «верных удобрение».

Для того чтобы понять какое благоговение и любовь к Пресвятой Богородице преп. Иоанн выразил в этих словах, какое место Дева Мария занимала в личной жизни святого, и из какой сердечной глубины родились эти слова, прочитаем это вступление сквозь призму жизни самого преподобного. Напомню, что преп. Иоанн родился в Дамаске в 676 году в семье Сергия, министра при дворе дамасского халифа. Воспитание младенца было поручено пленному иноку Косме, в будущем ставшим епископом Маиумским. Впоследствии, высокое положение отца и личные качества Иоанна определили его судьбу: он был поставлен дамасским градоначальником и первым министром халифа. Но, находясь при дворе последнего, окруженный пышностью и почетом, Иоанн всем сердцем стремился «в безмолвии работать Богу». Когда в 728 году императором Львом было объявлено открытое гонение на иконопочитание, Иоанн неоднократно писал сочинения в защиту святых икон, чем возбудил против себя императора. Оклеветанный в неверности халифу, Иоанн был подвергнут отсечению руки, которая была исцелена по его слезной молитве перед образом Богоматери. После этого события Иоанн уже не захотел оставаться при дворе, хотя и была доказана его невиновность. Раздав все свое имущество и освободив рабов, Иоанн удалился в Иерусалимскую обитель святого Саввы. Но и здесь судьба приготовила ему множество испытаний. За нарушение благословения старца, который запретил иноку Иоанну всякий вид литературной деятельности, преподобный своими руками очистил все нечистоты в обители. Здесь уже и сам старец был извещен явлением Богоматери, указавшей ему, каким сосудом благодати для Церкви Христовой является Иоанн. С тех пор, как отмечает свт. Филарет Черниговский, преподобный стал свободно «писать и петь во славу Православия».

Вот вкратце духовный путь преп. Иоанна Дамаскина, который помогает нам в раскрытии его личности как песнописца. Мы должны понять, что те эпитеты, образы, метафоры и сравнения, которые преподобный употребляет в своем творчестве по отношению к Божией Матери – это не просто поэтические приемы, это не просто показатель мастерства автора. Эти слова идут из самого сердца. Эти слова родила сама жизнь автора для того, чтобы, по справедливому замечанию монахини Игнатии «его песнопения вместили по возможности все глубины человеческой скорби и изобразили выход из нее в Едином Спасающем — Боге».

Обратим внимание на греческое выражение τὴν ἐξ ἀνθρώπων σπαρεῖσαν, которое на славянский язык переведено, как «от человек прозябшую». Слово «прозябать» в переводе со славянского языка имеет значение «произрастать», «производить», «рождать». Каждому из нас сразу вспоминается прозябший жезл Аарона: «И бысть на утрие, и вниде Моисей и Аарон в скинию свидения: и се, прозябе жезл Ааронь в дому левиине, и израсти ветвь, и процветоша цвети, и израсти орехи» (Чис. 17; 8). Т.е. жезл Аарона как бы родился, дал ростки и расцвёл миндалевидным деревом, что и послужило признаком утверждения левитов в их священном назначении. Соответственно само выражение «от человек прозябшую» можно понять как «от людей рожденную» или «от людей происшедшую». Да, действительно, по преданию, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете. Ее родителями были праведники Иоаким и Анна. Но мне кажется, что это очень простое и поверхностное понимание. Смысл этих слов намного глубже. Если сравнить греческий аналог слова прозябшую в догматике и в книге Чисел (Чис. 17; 8), то это будут совсем два разных слова: σπαρεῖσαν (aor. part. pass. fem. acc. sg. — сеять или сажать, засевать, обсеменять, оплодотворять, производить на свет, (по)рождать, рассеивать, разбрасывать, рассыпать, наливать, поливать, распространять, расточать) – в догматике, и εβλάστησεν (aor. ind. act. 3rd. sg. – проросла, прорастила) – в книге Чисел. Как мы видим, два совсем разных слова, а соответственно и два совсем разных значения. Дева Мария не просто родилась в семье Иоакима и Анны, здесь не просто указание на факт рождения как на событие, имеющее отношение только к этой семье. Она — результат усилий и духовной работы десятков поколений, т.е. от каждого человека, жившего до Марии, самая лучшая, хоть и маленькая, но самая лучшая частичка подобно семени передалась Богородице, проросла в Ней и как пазл к пазлу создает единую красивую картину, так и все самое лучшее от человечества создало наиболее чистейшее, наиболее смиреннейшее существо, каким явилась Пресвятая Богородица. Как справедливо замечает свт. Григорий Палама, величие, святость и чистота Девы Марии – «это результат последовательных очищений, совершавшихся на протяжении многих ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы». Причем эти очищения совершались не механически и насильственно, но с соблюдением свободы как Девы Марии, так и ее предков.

Но почему переводчики богослужебных книг при переводе на славянский язык оставили именно слово прозябшую…. Каждый переводчик при переводе любого текста сталкивается, по крайней мере, с двумя главными проблемами: перевести текст дословно либо передать мысль. Вот такая же проблема, наверно, возникла и здесь. Сложно сказать, что было бы лучше, перевести текст дословно и написать, что человечество оплодотворило Богородицу, т.е. все самое лучшее от каждого из людей посеяло в Ней? Либо через слово прозябшую направить ум человека к ветхозаветной истории с прозябшим жезлом Аарона, как прообразу Девы Марии? Ведь в христианской экзегетике чудесно процветший Ааронов жезл считается прообразом Богородицы и в этом качестве часто встречается в иконографии, в миниатюрах, монументальной живописи, иконах. «Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества — Марию, — говорит свт. Андрей Критский — в Которой (Новый Адам) делается Хлебом для восстановления человеческого рода. Ныне — по пророчеству — произрасла Отрасль Давидова, Которая, став вечно зеленеющим Жезлом Аарона, процвела нам Жезл Силы — Христа. Ныне от Иуды и Давида происходит Дева Отроковица, изображая Собою царское и священническое достоинство Принявшего (священство) Аарона по чину Мелхиседекову». Преподобный Ефрем Сирин дополняет: «Прозяб жезл Аронов, и сухое древо принесло плод, тайна сия объясняется ныне, потому что рождает Девственное чрево». Да и сам преподобный Иоанн Дамаскин употребляет это слово и, объясняя обращенные к царю Давиду слова Господа: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс 131. 11), пишет, что «от племени Давида» «прозябла» Дева Мария, «предопределенная Предвечным… Советом Божиим и чрез Святого Духа как представленная, так и предвозвещенная различными образами и словами Пророков».

Чтобы понять эту мысль до конца, необходимо событие Рождества Пресвятой Богородицы осмыслить в контексте всей мировой истории человечества. В двух словах весь смысл всего Ветхого Завета можно выразить одним предложением – вся подготовка избранного народа, вывод из Египта, и завоевание обетованной земли, пленение, возврат евреев из плена и т.д., все это сводилось к одному – к ожиданию Мессии. Когда-нибудь Мессия, Помазанник Божий будет явлен миру и разрешит эту эпоху Ветхого Завета, эпоху Древнего мира. Поэтому, по словам преп. Иоанна Дамаскина, «именование Матери Божией содержит в себе всю историю божественного Домостроительства в мире». Но Господь никогда не насилует свободу и волю человека. Ведь встреча человека с Богом, что на личном уровне, что на уровне всего общества – это всегда соединение двух воль — воли земной и воли Божественной. И вот как только человечество принесло Богу это чистейшее и смиреннейшее существо, или, как мы называем Пресвятую Богородицу, верных украшение (в переводе со славянского языка удобрение означает украшение) состоялся и сам факт Боговоплощения. Поэтому сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы мыслится не иначе, как начало нашего спасения, как дверь нашего спасения – вот оно, началось, Спаситель идет в мир.

Но это объяснение по праву можно назвать символическим.

Интересную связь этого образа мы видим с книгой пророка Иезекииля. В 44 главе пророк говорит: «И привел он меня обратно ко внешним воротам (πύλης) святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое» (Иез. 44; 1-4). «Кого же, как не Марию обозначают эти врата? – говорит свт. Амвросий Медиоланский, — Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства». Как мы видим в таинственном смысле врата это прообраз пренепорочности Девы Марии, которая осталась в чистом и ненарушенном девстве навсегда, не только до рождества, и в рождестве Спасителя, но и по рождестве.

Вторая часть догматика

Вторая часть догматика, как мы видим, насыщена образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении.

Преп. Иоанн Дамаскин называет Деву Марию «небом Божества» (οὐρανός τῆς Θεότητος). Слово «небо» (небеса) часто встречается в Священном Писании, но имеет несколько значений. Например, слово «небо» употребляется, когда в Священном Писании речь идет и об атмосферных явлениях, и о звездном мире, например, «небо красно» (Матф. 16, 2), «знамения с неба» (Лук. II, 16), «звезды на небе» (Евр. II, 12). В первом стихе библейской книги Бытие «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1) под словами «небо и земля» подразумевается вся вселенная. В понимании древних, видимое небо представлялось как свод, который своим нижним краем касался краев земли. Это дало повод Господу Иисусу Христу употребить такие выражения, как «от края небес до края их» (Мф. 24, 31), «от края земли до края неба» (Мк. 13, 27).

Но небо в Священном Писание — это и место обитания Бога. Например, Соломон молился Богу при посвящении храма: «Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу… Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар. 8:23–27; ср. с 2 Пар. 2:6; 6:18). Писания ясно и неоднократно утверждают, что Бог обитает на небе. Он смотрит вниз на землю из Своих святых обителей и благословляет Свой народ (Втор. 26:15; Пс. 52:3; Ис. 63:15). Когда Его народ молится в направлении храма, Он слышит на небе, месте Своего обитания, и прощает его (3 Цар. 8:30, 39, 43, 49). Во времена Езекии «встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2 Пар. 30:27). Псалмопевец говорит: «Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах» (Пс. 10:4); «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Иисус Христос все время говорил о Своем Небесном Отце (см. Мф. 5:16,45; Мк. 11:25). Все эти ссылки говорят о том, что «небо» — это обитель или жилище Бога, которое апостол Павел называет «третьим небом» или «раем» (2 Кор. 12:2, 3).

Но словом «небо» не только обозначается место обитания Бога и нахождения Его престола. Небо и есть Сам Его престол (Ис. 66:1), символ Его власти. Таким образом, «небо» — это также метонимия Самого Бога. Этот термин особенно стал использоваться в иудаизме после возвращения еврейского народа из вавилонского плена как синоним слова «Бог». В Новом Завете это явление также встречается достаточно часто. В притче о блудном сыне вернувшийся домой сын говорит отцу: «Я согрешил против неба» (Лк. 15:18, 21), подразумевая при этом, что грех его был направлен и против Бога. Иисус Христос использовал слово «небо» как синоним понятия Бог, когда говорил: «Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22). Здесь Бог представлен в символе места Своего обитания.

Таким образом, называя Деву Марию небом Божества, автор хочет сказать, что Она стала вместилищем Самого Бога. Как прекрасно замечает преп. Ефрем Сирин: «…Мария соделалась для нас небом — Божиим престолом, потому что в Нее низошло и в Ней вселилось высочайшее Божество. Чтобы нас возвеличить, умалилось в Ней Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение».

Более того, образ Девы Марии как неба отсылает нас к началу человеческой истории, к той драме, которая произошла в райском саду. Дадим возможность самому автору догматика объяснить эту мысль: «Итак, когда все люди — скажу кратко — подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для возсоздания рода человеческого. Это — блаженная и преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит солнце правды».

Вот поэтому мы дерзаем называть Богоматерь небом, т. е. местом пребывания Бога или храмом – как телесно вместившую Божество. «Как изображу я Твою величавую поступь? Как одеяние? Как исполненное приязни лицо? — вопрошает св. Иоанн Дамаскин. — старческий ум в младенческом теле. Одежда скромная, избегающая роскоши и неги; поступь величавая, спокойная, чуждая вялости. Нрав строгий, но соединенный с радушием… слова кроткие, исходящие из незлобивой души. Что же иное , как не то, что Ты — достойное жилище Бога».

В догматике употреблено слово ναός – «храм». В Новом Завете для обозначения иерусалимского Храма обычно употребляется другое слово – ἱερόν, буквально «святилище». Слово же ναός неоднократно используется как раз для выражения мысли о телесном храме. Например, «потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма (ἱερόν)» (Мф. 4;5). «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме (ἱερόν) нарушают субботу, однако невиновны?» (Мф. 12;5). «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм (ναός) сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2:19–21). «Разве не знаете, что вы храм (ναός) Божий, и Дух Божий живет в вас? – пишет апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор 3:16–17). Что же касается христианских храмов, церквей, то они не мыслятся как святилище, как место исключительного пребывания Божества. Когда, стоя на службе, мы молимся «о святем храме сем» (ὑπέρ τοῦ ἁγίου οἴκου τούτου), мы молимся о святом доме (οἶκος) – о доме, в котором собрались христиане, чтобы совершить евхаристию.

Теперь обратим внимание на выражение «Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе».

Очевидно, что речь идет о катастрофе, которая произошла в Эдемском саду. В ходе грехопадения в самой душе человека произошел переворот. В сознании Адама и Евы Бог стал чужим для них, и они начали в Нем видеть не любящего Отца, а грозного тирана, который хочет их поработить. Первое следствие грехопадения — отпадение человека от Бога. Образный язык Библии описывает эту картину как изгнание людей из рая. Конечно, они никуда не были изгнаны, там, где они были, там они и остались территориально, но Бога то они уже стали ощущать не внутри себя, а извне. Вот как Библия описывает состояние Адама и Евы: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3; 8). Если раньше Адам ощущал Бога внутри себя, т.е. он был в Царствии Божием, то теперь Адам слышит, как Бог ходит по раю, т.е. ощущает Его извне, т.к. совершил грех и выгнал из себя Бога. Адам уже не в Царствии Божием, Бог уже не в нем. Этот библейский рассказ надо понимать не буквально, мол, Бог гуляет по саду, а Адам слышит Его шаги. Это все образный язык Библии, который через внешнее описание передает внутренне состояние Адама. Бог зовет Адама, а тот прячется от Него под кустом, не хочет с ним говорить. У людей была возможность вернуть Царство Божие, но для этого надо было осознать свою ошибку и принести Богу покаяние. Но на покаяние у них не хватило сил, и они стали вину перекладывать друг на друга. Ева стала во всем обвинять змея, Адам – Еву и даже косвенно Бога – «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3.12).

После грехопадения достижение цели человеческого бытия – уподобление Богу — стало невозможным. Сам по себе человек не может стать как Бог. В этом стремлении он должен опираться на силу Божественной благодати, должно быть взаимодействие человеческих усилий и помощи Божией. Это то, что греческие отцы называли словом синергия, т.е. сложение сил, соединение энергий Божественной и человеческой. Но поскольку грехом была оборвана связь с Богом, то люди стали опираться только на свои собственные силы. И как следствие этого, стали неспособны вернуть себе Царство Божие. Об этом свидетельствует вся Ветхозаветная история. Люди отказались быть как Бог, точнее, не отказались от этой цели, а выбрали путь, предложенный не Богом, а диаволом. Ведь во время искушения диавол перед Евой обозначил цель, сказав, что будете как боги. Вот, и Бог предлагает им путь, и диавол. Но Бог говорит, что путь к Богоподобию должен сопровождаться трудом, послушанием, постепенным духовным возрастанием, а диавол предлагает легкий путь, путь магии – съел плод и стал как бог. В результате этого обмана, конечно, люди не стали богами, а потомки Адама и Евы не то, чтобы не стали богами, а часто и свой человеческий облик теряли. И для того, чтобы вернуть людям возможность достигать Богоподобия, чтобы спасти людей от власти диавола, Бог Сам становится человеком. Если люди не стали как Бог, тогда Бог становится человеком. Этого светлого и радостного события ожидал не только народ избранный – Израиль, но все человечество, которое со времен прародителей Адама и Евы, подчас неясно, подспудно, но все-таки помнило Божие обетование о приходе в мир Спасителя. Этот обет Господь Бог дал в словах, обращенных к змею, который соблазнил первых людей. Именно в словах Бога к змею: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15) – христианская Церковь видит прикровенное указание на приход в мир Спасителя, Который разрушит власть греха и смерти.

Вот о какой преграде и вражде подразумевается под словами «Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе». Подтверждение этому мы находим и у апостола Павла: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею» (Еф. 2; 14-15). Блаж. Феофилакт Болгарский объясняя эти стихи говорит: «В чем состояла преграда: во вражде к Богу и язычников, и иудеев, — во вражде, которая происходила, от наших преступлений, как и пророк говорит: беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом (Ис. 59:2)».

Наконец, о Богородице говорится как об утверждении веры или буквально, в переводе с греческого, якоре нашей веры (ἄγκυραν – fem. acc. sg. – якорь). Вероятно, здесь подчеркивается мысль, что воплощение Творца, сделавшее возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола – это одна из наиболее важных истин христианства, отличающая его от других религий. А с другой стороны, якорь – это всегда стабильность, покой, постоянство. И поэтому, называя Богородицу якорем (по-славянски, утверждением), сразу вспоминается образ Божией Матери, именуемый как Отрада и утешение, т.к. Она есть наша гавань и пристань, где мы всегда можем найти утешение.

Обратим внимание еще на одно греческое слово, употребленное в догматике. Это ὑπέρμαχος, переведенное на церковнославянский язык как Поборник, а на русский – как Защитник. Эта лексема встречается и в другом, не менее известном, богослужебном тексте, однако там она передана по-славянски несколько менее вразумительно, хотя, возможно, и более привычно, — Великий акафист, который начинается со слова Взбранной Воеводе победительная (Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ τὰ νικητήρια). В синаксаре Субботы Акафиста в Постной Триоди говорится, что этот кондак был исполнен в Константинополе 7 августа 626 г. как благодарственная песнь Богородице за избавление от нашествия иноплеменников (аваров). Строго говоря, такое значение имеет только 1-й кондак, в котором Богородица воспевается как «Взбранная воевода», т.е. военачальница (воевода), всех превосходящая в бранях. Слово «взбранная» или «возбранная» (греч. «ὑπερμάχῳ», что значит «сражаться») происходит от слова «брань», а никак не от «выбор», «избрание», как превратно перетолковывается это слово в некоторых других акафистах.

Третья часть

Догматик заканчивается призывом, способным укрепить ослабевших, а потерявшим надежду возвратить упование на помощь Божью: «Дерзайте (дерзайте в переводе со славянского не бойтесь, говорите и делайте смело, такой же смысл сохраняется и в греческом тексте) убо, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен». Наверно эти слова воспримутся совсем по-другому, если вспомнить, что время жизни преподобного Иоанна Дамаскина – это время распространения ереси иконоборчества, поддерживаемой императором Львом III Исавром. Ересь иконоборчества – это не просто спор и некое недопонимание в терминах, это была настоящая война. Доходило до того, что самые ретивые и жестокие иконоборцы разрушали монастыри, казнили монахов. Поэтому, догматик преподобного Иоанна Дамаскина по праву можно назвать и жемчужиной богослужебного творчества, и настоящим воззванием к защите и проповеди православной веры.

протоиерей Владимир Петручик,
Свято-Покровский кафедральный собор г. Гродно,
2016 год

Православная энциклопедия. Т.24. С. 27-66.

Димитрий (Ростовский), архиепископ. Житие преподобного Иоанна Дамаскина.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. С. 196.

Монахиня Игнатия. Церковные песнотворцы. Москва, 2005 год. С. 29.

(Greg. Pal. In Praesent. 8, 11, 32).

Андрей Критский, архиепископ. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

Ефрем Сирин, преподобный. Творения преподобного Ефрема Сирина. Том 5. М .:. 1990. С. 98.

(Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14).

Иоанн Дамаскин, преподобный. О православной вере, III, 12, P.G., 94, 1029—32.

Амвросий Медиоланский, святитель. О воспитании Девы и Приснодевстве святой Марии к Евсевию. 1901. С. 185.

Ефрем Сирин, преподобный. Похвальная песнь Божией Матери.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово на Рождество Богородицы. Слово второе.

Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово на Рождество Богородицы. Слово первое.

Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на послание к Ефесянам.

См. раздел ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

  • Глас Богословско-литургический словарь
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов (+Аудио)
  • Осмогласие
  • Тест: Осмогласие

***

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Звучание Описание
Глас 1 Т.н. глас Богоявления. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 2 Глас Исхода, напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре.
Глас 3 Глас Небесной радости. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 4 Глас Всепразднственный. Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 5 Глас Поклонения. Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 6 Глас Покаяния. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 7 Глас Преображения. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 8 Глас Вечности. Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го — и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

***

Восемь церковных гласов

составитель В. Хорецкая

Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву пролию ко Господу»).

25013 Многорукий Удав, Ноябрь 27, 2011. В рубрике: Гримдарк, Рассказы.

Автор картинки — johnjoseco, цветная версия — Blueshift2k5

Karazor
Переводчик: Многорукий Удав, вычитка: YoshkinCat
Оригинал

Кроссовер MLP:FiM / Warhammer 40000
Что общего может быть между миром милых разноцветных пони и мрачной вселенной сорок первого тысячелетия?
Читайте и узнаете.

Пролог

«Свет Хартии» кричал.

Корабль, захваченный яростными волнами мощнейшего варп-шторма, медленно разваливался на части. Вихри эфирных энергий хлестали по слабеющему полю Геллера, обрушивая на крейсер воющее безумие Имматериума. Громадные демонические когти скребли по его бортам, сжимаясь вокруг защищающего корабль пузырька укреплённой реальности в попытках добраться до лакомых душ членов экипажа. Могучий киль крейсера гнулся, издавая ужасные металлические стоны, словно вопли живого существа в последние мгновения смертельной агонии.

В глубине корпуса техножрецы лихорадочно старались укрепить дух Бога-Машины гибнущего корабля, лорд-капитан выкрикивал приказы команде мостика, а навигатор сделала ещё одну безнадёжную попытку разглядеть сквозь шторм свет Астрономикона, который потеряла из виду несколько часов назад. Убедившись, что её усилия бесплодны, она попыталась отыскать поблизости хоть какой-нибудь островок спокойствия, в котором корабль мог бы продержаться чуть дольше, в призрачной надежде, что шторм утихнет. Она знала, что этот курс уводит их всё глубже в кипящий ад варпа, но другого выбора просто не было.

В одно из кратких мгновений затишья её варп-глаз заметил нечто, странно похожее на сияние Астрономикона, а в его свете — что-то, что могло быть тихой гаванью, безопасным островом реальности… и она уцепилась за этот шанс, как утопающий за соломинку.

По велению навигатора драгоценная энергия, каждую крупицу которой так берегли техножрецы, выплеснулась через варп-двигатели, грубо разорвав завесу между Имматериумом и реальным миром. Крейсер «Свет Хартии», гордость вольного торговца Парсеона Андерокуса, вывалился из разрыва, шатаясь, как пьяный. Потоки псионической скверны стекали с его бортов.

Некогда могучие двигатели едва мерцали, на последних крохах энергии вытолкнув корабль на орбиту вокруг планеты, сияющей в ночи подобно драгоценному камню.

Оставшиеся позади демоны взвыли в голодной ярости при виде ускользающей добычи. Волны нечистой энергии варпа устремились сквозь разрыв, стараясь расширить его, не дать ему закрыться, и пролились на мир внизу воплями ненависти и грязного вожделения.

Глава первая

Расположившись на балконе, Твайлайт Спаркл склонилась над окуляром телескопа. Осторожно подкрутив телекинезом ручку фокусировки, она довольно хмыкнула, обнаружив комету, за которой наблюдала последние несколько ночей. «Именно там, где и должна быть», — подумала она, и лежавшее рядом перо, окутавшись фиолетовым ореолом, взлетело в воздух, готовое записывать свежие результаты наблюдений. Комета была ещё довольно далеко, но, судя по расчётам, через несколько недель она обещала стать настоящим украшением ночного неба.

Твайлайт занесла в свиток перед собой новые абсолютные координаты кометы. Хоть единорожка и не была профессиональным астрономом, но к своему хобби она относилась со всей серьёзностью, и несколько минут спустя свиток был наполовину заполнен подробными сведениями о яркости кометы, оттенках цвета, а также о положении на небосводе относительно ближайших звёзд из фундаментального каталога и заодно — ближайших ярких опорных звёзд. Перечитав свои заметки ещё раз, она сделала несколько небольших поправок и удовлетворённо кивнула. Отложив перо и закупорив чернильницу, лавандовая единорожка негромко позвала Совелия. Её ночной помощник вылетел на балкон, бесшумно взмахивая крыльями, уселся на перила и уставился на Твайлайт огромными круглыми глазами.

— Ухху?

— Ты не мог бы отнести это к остальным записям по астрономии? — Твайлайт левитировала свиток к маленькому филину, и он аккуратно взял его когтистой лапой.

— Ухху!

Взлетев с перил, Совелий заложил лихой вираж вокруг головы Твайлайт и по-прежнему бесшумно скрылся в библиотеке. Единорожка тихонько рассмеялась его шалости, стараясь понизить голос, чтобы не беспокоить Спайка, хотя и знала, что дракончик обычно спал как убитый. Чтобы его разбудить, нужно было по меньшей мере устроить вечеринку в стиле Пинки Пай прямо в спальне.

Вечеринку вроде той, что проходила прямо сейчас. Лениво скрестив передние ноги, Твайлайт взглянула вдаль, где за крышами Понивилля сверкали огни на ферме «Сладкое яблоко». Она даже слышала музыку: в холодном ночном воздухе звуки разносились очень далеко. Кончался последний день лета, завтра наступала осень, и в Понивилле праздновали День Прохлады. В этом году за торжество отвечало семейство Эплов, поэтому Эплджек и Пинки Пай занимались этой вечеринкой вместе. Обе земные пони больше недели трудились, подготавливая праздник, и, кажется, всё шло хорошо. Твайлайт чувствовала себя немного неловко, когда сказала им, что не сможет прийти, объяснив, что она нашла новую комету, и первые несколько дней наблюдений очень, очень важны. Она извинилась как могла, надеясь, что не заденет чувства друзей. К её облегчению, Пинки не стала переживать, а просто спросила, будет ли её учёная подруга свободна на следующей неделе, чтобы устроить ей небольшую дополнительную вечеринку в узком кругу и возместить пропущенный праздник. Эплджек тоже не расстроилась, выслушав новость об отсутствии Твайлайт с той же невозмутимостью, с какой пони-фермер встречала практически всё.

Твайлайт приняла приглашение на вторую вечеринку, тронутая заботливостью розовой пони. К тому же, сегодняшний праздник пропустила не только она: Рэрити получила из кантерлотского бутика Хойти-Тойти огромный заказ на наряды по моде нового сезона, и выбивалась из графика. Теперь она лихорадочно старалась уложиться в срок; заказ требовалось отправить рано утром, а сделать предстояло ещё много.

«В принципе, я ещё могу успеть на праздник, — задумалась Твайлайт. — С наблюдениями на сегодня всё, а веселье пока продолжается, и раньше чем часа через два не закончится».

Не считая Рэрити, остальные её друзья наверняка были там. Пинки и Эплджек на хозяйстве, Рэйнбоу Дэш просто не могла упустить такой случай, а Флаттершай… наверное, как обычно, пришла за компанию и, тоже как обычно, попыталась прикинуться тумбочкой. Хотя сейчас она, скорее всего, уже перестала стесняться: жёлтая пегасочка вполне могла развлекаться на вечеринках, просто ей каждый раз нужно было время, чтобы освоиться.

Впрочем, в данный момент Твайлайт хотелось насладиться тишиной и одиночеством. Конечно, она ни на что не променяла бы своих друзей, но иногда ей нравилось побыть одной. Она улеглась прямо на балконе, уютно подобрав под себя ноги, и подняла взгляд вверх, впитывая спокойную красоту звёздного неба и огромной полной луны.

Краем глаза она заметила среди звёзд необычный блеск, повернула голову, чтобы рассмотреть его получше, и нахмурилась: она никогда не видела ничего подобного, а ведь этот огонёк был настолько ярким, что буквально бросался в глаза. Рог Твайлайт засветился, телескоп начал поворачиваться к новой цели… но, не закончив разворот, единорожка остановилась в нерешительности.

Огонёк мерцал и вспыхивал, излучая странное, бело-фиолетовое сияние, и, по идее, это было красиво… но почему-то ей так не казалось. Совсем не казалось. Больше того, Твайлайт внезапно почувствовала, что ей очень не хочется рассматривать этот огонёк подробнее.

Она нахмурилась сильнее. Откуда взялось это ощущение? Лавандовая единорожка от природы была невероятно любознательна; нежелание узнать что-то новое полностью противоречило её обычному поведению. Выбросив из головы посторонние мысли, Твайлайт поднялась на ноги, решительно развернула телескоп, чтобы посмотреть на непонятное явление поближе, и вдруг…

*ярость*

Это чувство обрушилось на неё, как рояль, выпавший из почтовой тележки. Встряхнув головой, она попыталась восстановить самообладание, не понимая, почему….

*ужас*

Твайлайт дёрнулась, её фиолетовые глаза расширились, когда её захлестнула вторая волна эмоций. Она осознала, что эти чувства ей не принадлежали, они…

*похоть*

Они приходили откуда-то извне! Но откуда? Кто мог это делать? Твайлайт напряглась, сосредотачиваясь…

*ненависть*

Да ведь на неё пытались напасть! Рог Твайлайт засиял, когда она начала один за другим возводить ментальные барьеры, заключая свой разум в бастион против вторжения чужеродных эмоций. Они продолжали захлёстывать её, а затем словно бы призрачные когти вонзились в её защиту; однако Твайлайт держалась стойко, и готова была поклясться, что слышала, как что-то отпрянуло от неё, тоненько взвизгнув. Но поблизости никого не было.

Она попробовала опознать враждебные эмоции, не позволяя им влиять на себя. Все они были резко негативными, иногда до абсурда. У Твайлайт даже появилось чувство омерзения, как будто нематериальные переживания каким-то образом физически пачкали её шёрстку.

Наконец волны эмоций начали ослабевать, и единорожка встряхнулась, с облегчением усевшись на задние ноги. Быстро проверив свой разум, она пришла к выводу, что не пострадала, не считая остаточного ощущения гадливости. Впрочем, и оно уже начало сходить на нет. Твайлайт снова посмотрела вверх; этот странный отвратительный огонёк по-прежнему был там, но светил уже совсем не так ярко.

Она вздохнула, приходя в себя после миновавшей угрозы.

И именно в этот момент до неё донеслись первые крики.

Где-то

Срочность. «Сестра, проснись!»

Забота. «Да, в чём дело?»

Крайняя срочность. «Завеса, Сестра! Завеса прорвана! Произошло вторжение!»

Замешательство. «Да, уже чувствую. Сколько их?»

Душевная боль. «Десятки. Возможно, до сотни. Я пыталась запечатать разрыв, сдержать Их, но… Я всё ещё не та, что прежде! Я ещё ослаблена, а Четверо снова почуяли Наш мир. Они сражаются со Мной, пытаются расширить прореху!»

Подбадривание. «Я предоставляю Тебе Свою силу, Сестра. Не сдавайся, Мы сможем всё исправить, хоть и не сразу. Как это случилось?»

Неуверенность. «Корабль, Сестра. Он проделал эту брешь, и теперь он здесь, в небе Нашего мира. Сестра, это корабль Его народа».

Беспокойство. «Его народа? Серьёзно? Мы не слышали Его целую вечность. Я опасаюсь худшего».

Сильное беспокойство. «Я тоже, Сестра. Я знаю, что Ты боишься сыновей, которых Он создал…»

Поправка. «Я не боюсь их. Но то, как Он использовал знания об Элементах, которыми Ты с Ним поделилась… беспокоит Меня, да. Он обратил их силу вспять, объединил с другим волшебством и повернул их против материи вместо Имматериума. Он разобщил их, в то время как они всегда, всегда должны оставаться вместе. Я беспокоюсь, что результаты могли оказаться глубоко и безнадёжно ущербными».

Несогласие. «Ему был нужен инструмент, чтобы объединить Его народ. Он хотел, чтобы они сражались с Ними. Сестра, представь себе вселенную, свободную от Них! Ради такого стоило попытаться!»

Печаль. «Сражения с Ними только делают Их сильнее. С Ними можно бороться, но ни в коем случае не напрямую; лучше морить Их голодом, а не драться с Ними. Я знаю, Сестра, в этом Ты со Мной не согласна…»

Строгость. «Боюсь, что ничего хорошего. И они всего лишь смертные, а Он молчит уже многие столетия. Они не могут Его знать».

Горькая надежда. «Они могут помнить. Легенды, истории, намёки там и тут… что угодно лучше, чем полная неизвестность. Я знаю, что Ты относилась к Нему настороженно, но Он был моим другом, Сестра. Я скучаю по Нему».

Печаль. «Я знаю, Сестра. Грусть и одиночество больше Наших споров помогли Им овладеть Тобой. Мы спросим Его народ, но Нам нельзя говорить с ними напрямую, иначе Мы рискуем причинить им вред. Пусть Наш народ поговорит с ними. Мы ведь не хотим, чтобы они пострадали».

Осторожная надежда. «Ты предлагаешь Свою протеже?»

Подтверждение. «Она первая, о ком Я подумала, верно, хотя Я подозреваю, что она не скажет Мне за это спасибо. Мы должны сосредоточить усилия на укреплении Завесы. Мы не сможем починить её немедленно, но можем запечатать разрыв и сдерживать Их достаточно долго, чтобы покончить со вторжением и подготовить Наш народ к разговору с Его народом. Тогда Мы сможем посвятить Себя восстановлению Завесы. Это будет непросто — вновь обратить Нашу мощь против Четверых. Уже очень давно Мы с Ними не встречались».

Благодарность. «Спасибо, Сестра. Когда Мы запечатаем разрыв, Я отправлюсь к Твоей протеже и расскажу ей всё, что она должна знать. Тебе, Я думаю, лучше заняться вторжением. Похоже, оно ограничилось крупными городами вдали от Нас. Мне кажется, деревни в безопасности».

Симпатия. «Да, Сестра. Полагаю, так будет лучше всего. Кстати, думаю, Тебе понравится Моя протеже; она такая же любопытная, как и Ты, хоть и менее неистовая. Может, она сумеет узнать у Его народа о том, что с Ним произошло».

Ужас. «Я тоже надеюсь, Сестра. Я тоже».

Примечание по поводу размеров: в этой истории принято, что типичный рост Equus Sapiens unicorns — около 107 сантиметров, при этом E. Sapiens terrene несколько больше, а E. Sapiens pegasus несколько меньше. E. Sapiens deus, разумеется, гораздо выше всех прочих подвидов, но это к делу не относится.

Для начала, разберем, что же такое клирос. С древнегреческого – клирос переводится, как — жребий, владение. Это места, расположенные в православном храме, на которых во время богослужения находятся певчие и чтецы. Вдоль иконостаса с двух сторон идет возвышение, которое называется солея. По краям солеи, расположены клиросы для чтецов и хоров. Основным на «Клиросе» являются ноты богослужебных песнопений.

Для того, чтобы учиться петь на клиросе, недостаточно знания молитвословия, вокально музыкальных навыков или же нотной грамоты. Необходимо выучить не только гласы церковных песнопений, но и понимать суть церковной службы.

Гласы – это православное песнопение, состоящее из восьми ладов, можно сказать «стандарт» для исполнения.

Существуют гласы нескольких типов: тропарь; стихира; прокимен.

И для каждого из них установлены разные напевы, чтобы пение было грамотным, в соответствии с произношением текстов и их музыкальным оформлением. И если вы поставили себе цель – учиться петь на клиросе, нужно знать не только гласы по счёту, но и их типы.

Учиться петь на клиросе непросто, необходимо каждый день заниматься длительными распевами. Слушая тот или иной напев гласа, петь про себя, а потом уже начинать учить свою партию. Можно использовать видео или аудио уроки, далее, уже без включенного аудио или видео материала начинать петь, читая ноты, правильно воспроизводя звуки.

Так же можно договорится об индивидуальных занятиях с опытным преподавателем, который объяснит ошибки и подскажет пути их исправления.

Для начала, используйте:

  • литературу, написанную на церковнославянском языке (Псалтырь (книга псалмов), Библия, молитвенник)
  • ноты песнопений (желательно сразу разучивать напев того храма, где вы собираетесь петь на клиросе).
  • диктофон, на который можно записать свое исполнение или общее звучание хора, позже можно воспроизвести запись, отрепетировать, и исправить возникающие огрехи.
  • компьютер, воспользуйтесь интернетом, где вы найдете множество материалов от том, как научиться петь на клиросе.

Главное желание учиться петь на клиросе, и вы можете использовать свои навыки и умения в любом православном храме.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *