Гласы церковного пения

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ НА «ПОДОБНЫ»

Про систему осмогласия (пения на 8 различных церковных напевов – гласов) знает каждый, даже самый начинающий певчий. Также известно, что каждый из 8-ми гласов может иметь различные варианты напевов для исполнения стихир, тропарей и ирмосов.
А если певчий пришел на клирос, не зная гласовых напевов, ему обязательно придется с ними познакомиться – регент, наверняка, даст такому певчему соответствующие пособия для изучения, либо отправит на певческие курсы. И последнее будет даже лучше, потому что на курсах новоиспеченный церковный певчий обязательно узнает не только про гласовые напевы, но и про подобны, которым и посвящается данная статья.
На реальном же клиросе редкой будет ситуация, когда регент поставит условие певчему помимо гласов, выучить ещё и подобны. Может быть, некоторые читающие сейчас тоже задают себе вопрос: «а что такое подобны?».
Я хорошо помню, когда я только начинала петь на клиросе и гласы уже знала, то как-то я спросила про один из напевов, на который мы часто на литургии пели «Достойно есть». Мне ответили, что «это на подобен 2-го гласа». Я тогда не поняла, что за подобен, какой подобен, а мне лишь показали на ноты того самого подобна, на мелодию которого пели «Достойно есть». А что такое подобен и с чем его едят мне было совершенно не понятно.
Лишь позже удалось в полной мере познакомиться с таинственными подобнами, и случилось это именно на певческих курсах.
Так что же такое подобен?
Подобен (греч. προσόμοια – очень сходное, весьма похожее) – богослужебное песнопение, мелодия и метрика которой подобны другой богослужебной песни. Хочется в это определение ещё добавить, что подобен может быть также похож на определенный глас. То есть у каждого из 8-ми гласов помимо самих гласовых мелодий существуют ещё дополнительные мелодии (самоподобны).
Другая богослужебная песня, на которую похож подобен, носит название «самоподобен», потому что она была написана изначально, а все остальные тексты, которые поются на её напев, должны быть подобны ей.
Самоподобен (греч. αύτόμελον) – богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику и мелодию и выступающее образцом для других. В каком-то смысле, самоподобен — это народно-авторское произведение, сочиненная и ставшая очень популярной и удобной для исполнения простая и хорошо украшающая службу мелодия {Пример — мелодия на «Радуйся, живоносный кресте»}. Популярность мелодии самоподобна как раз и творит «подобны» — переложения других текстов на полюбившийся мотив.
Логичен вопрос, в каких же случаях нужно петь стихиру на обычный гласовый напев и в каких на особый (подобен)? На это нам указывают богослужебные книги (Октоих, Минея, Триодь).
Чтобы не запутаться, рассмотрим на примере. Перед воскресными стихирами Октоиха 1-го гласа на великой вечерни есть указание лишь на глас 1-й: «стихиры воскресны осмогласника, глас 1». Посмотрим службу святому в Минее, например, целителю Пантелеимону. Перед стихирами на «Господи воззвах» есть указание на глас 4 и далее «подобен: Званный свыше».

Тем самым Минея указывает, что стихиры великомученику поются подобно, как составлен мелодически и метрически самоподобен «Званный свыше». Или пролистаем данную службу до стихир «на Хвалитех» – там также есть указание на глас 8 и пение стихир подобно мелодии самоподобна «О, преславного чудесе!».
Либо возьмем будничный Октоих, глас 2 четверг. На «Господи воззвах» видим снова указание на глас 2 и подобен «Егда от древа Тя». Пролистнём первые три стихиры и перед следующими видим указание (в случае отсутствия стихир Минеи), что они поются на «глас и подобен тот же». То есть не только глас такой же, но и подобен. Тем самым сами богослужебные книги как бы идентифицируют в плане значимости гласовые напевы и напевы подобнов. Они не делают различий, что гласы должны петь обязательно, а подобны как хотите. Они дают достаточно императивные указания, как в отношении гласов, так и подобнов.
Так почему же на практике мы позволяем себе отсупать от этих указаний? Почему мы будем считать ошибкой спеть глас 5-й вместо указанного 8-го и не будем считать таковой, спеть глас 1-й вместо гласа 1-го подобна «Небесных чинов»?
{От Дмитрия Сиверс. Позволю себе небольшую ремарку и отвечу на данный вопрос. Подобны как явление были рождены дореволюционной церковью в условиях музыкально-нотной неграмотности сельских певчих. Для них подобны, самоподобны, и прочие певческие элементы были способом выучить на всю жизнь набор популярных мелодий, чтобы потом ими украшать службу. Да и чтобы петь подобным образом, в церкви нужно буквально жить. И так когда-то было. Церковь до революции не была отделена от государства и церковное «певчество» был вполне приемлемой работой, на которой можно было бы прожить до глубокой старости. Собственно, мозги певчего только гласами/подобнами и были заняты.
Сейчас ситуация такова, что люди в хоре в основном совместители. Наш мозг забит системой образования, жутким потоком информации из интернета, и целой тонной самых разных впечатлений. И если даже хорошо, чисто, с хорошей разбивкой и нормальной дикцией не поются даже обычные гласы, трудно ожидать, что регенты будут еще дальше усложнять задачу и создавать коллизии «просто глас» и «глас на подобен». Попытки, наверное, предпринимаются, но что-то мне подсказывает, что в сложившихся условиях преизобилия нот, сложных септаккордов, Пономаревых, Лапаевых, и прочих уважаемых господ добавление еще и гласов на подобны вызовет перезагрузку реактора и мощный взрыв, который разнесет и клирос и пару близлежащих кварталов. }
Безусловно, нужно учесть ещё некоторый момент. Напевов подобнов гораздо больше, чем гласов. У каждого гласа их может быть несчётное количество. Изначальные мелодии (самоподобны) некоторых из них даже найти будет затруднительно.
Может быть, для этого нужно ездить по далеким монастырям, сохранившим еще традиции пения на подобны и искать там. И то не факт, что нам на блюдечке с голубой каёмочкой принесут ноты нужного напева. Придётся ещё попотеть и на слух самому запомнить или записать на ноты. Кстати, ведь самые известные мелодии подобнов именно так и сохранились и дошли до нас. Это был чей-то труд. И что же теперь, мы не ценим этот труд и пренебрегаем им?

{От Дмитрия Сиверс. Мне кажется, лучшим выходом в подобной ситуации было бы создание хорошего мощного сборника с «подобными». Эдакой энциклопедии. Что-то мне подсказывает, что на деревенских клиросах подобны и самоподобны могли бы стать незаменимым помощником на службе}
Петь абсолютно всегда на все подобны согласно указаниям богослужебных книг действительно может стать затруднительным. Но было бы неплохо выучить и петь на самые распространенные из них. Таковыми являются следующие:
Глас 1:
«Небесных чинов»
«О, дивное чудо!»
Глас 2:
«Егда от древа»
«Доме Еврафов»
Глас 4:
«Дал еси знамение»
«Званный свыше»
«Яко добля»
Глас 5:
«Радуйся Живоносный Кресте»
Глас 6:
«Все отложивше»
«Тридневен воскресл еси»
Глас 8:
«О, преславного чудесе»
Гласы 3-й и 7-й, как одни из самых редких, не имеют особо распространенных напевов подобнов.
Некоторые из мелодий подобнов имеют сложную структуру и на них трудно спеть текст без нот. Это такие, как «О, дивное чудо!», «Званный свыше», «Яко добля». Для их пения придётся больше поработать, найти необходимую стихиру в нотном варианте или набрать самим.
Но мелодии всех остальных указанных выше подобнов достаточно просты и легко поются на тексты стихир, так же как и гласы, не требуя для себя обязательного нотного набора. Петь такие мелодии для средней квалификации церковного певчего не должно составить особого труда.
Скажу больше, их петь даже часто легче, чем гласы, поскольку стихиры, которые на них исполняются, уже изначально задуманы для пения на такие мелодии и составлены так, что их удобно петь на эти мелодии. Например, самоподобен 8-го гласа «О преславного чудесе» содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1-я и 2-й повторяются в начале стихиры, затем следуют 3-я и 4-я, снова 1-я, 2-я и заключительная 5-я.
«О, преславнаго чудесе, / живоносный сад, / Крест пресвятый / на высоту возносимь является днесь. / Славословят вси концы земнии, / устрашаются демонския полки. / О, каковый дар земным даровася! / Имже, Христе, спаси души наша, // яко Eдин Благоутробен».
Всего 9 строк. По такому принципу должна быть спета каждая стихира на данный самоподобен.
Вернемся к стихирам влмч. Пантелиимону на «Хвалитех». К сожалению, и такое часто встречается, разделены стихиры в Минее неправильно, лишь на 8 строк, так петь будет неудобно. Здесь регенту придётся или заранее проверить разделение и исправить либо быстро реагировать своими ловкими ручками в процессе пения. Неправильность разделения стихир является лишним показателем нашего незнания подобнов, даже самых распространенных.
Так почему же редко можно услышать в храмах прекрасные мелодии хотя бы самых известных подобнов?
Отчасти ответ на этот вопрос, как мне кажется, заключается в элементарной человеческой немощи (если мягко), и лености (если грубо). Если восемь гласов певчии выучить ещё в состоянии, то учить дополнительные мелодии этих гласов требует дополнительной затраты сил и времени.
{От Дмитрия Сиверс. Кстати, в нашем храме есть традиция на двунадесятые праздники петь стихиры именно через подобны, то есть, все строго по указаниям служебника. Так поют в Лавре и священство, прошедшее там обучение, начинает буквально млеть от восторга. В воздухе начинает витать тот самый монастырский дух.}

Регенты часто тоже на этом не настаивают и осведомившись у певчих, знают ли они подобны, скорее всего, просто при отрицательном ответе не будут заставлять учить их, и пение ограничится только пением на обычные гласовые мелодии. Причина, правда, может и заключаться в личной незаинтересованности регента петь на подобны.
{От Дмитрия Сиверс. Иногда священство требует службу «побыстрее». Такое тоже видел. Мол, «пойте динамичнее». Даже истовое священство часто просит петь службу компактно, вписав Всенощное бдение в 2,5 часа. А пение гласов на подобны несколько удлиняет}
Но чем указания того же Октоиха о пении конкретной стихиры на, допустим, глас 2 отличается от указания пения иной стихиры на глас 2, подобной «Егда от древа»? Октоих указывает, эти стихиры пойте на глас 2, а эти нужно выделить особым напевом того же гласа, чтобы подчеркнуть музыкально значимость текста, привлечь особое внимание молящихся к прославляемому святому/событию.
Ведь не спеть на подобен вопреки указаниям Октоиха – это по сути тоже самое, что спеть глас 7-й вместо гласа 3-го, если указан глас 3-й.
Я не призываю регентов быть жёсткими и заставлять учить подобны во что бы то ни стало под угрозой изнгания с клироса. Я призываю лишь пытаться привить певчим любовь к подобнам, объяснить, что это необходимо также как и гласовые песнопения (ведь с этим певчие спорить не будут). А главное, объяснить почему. Здесь снова встает вопрос о необходимости воцерковления певчих, они должны душой понимать, что они поют.
Ситуации разные бывают. Есть храмы (сельские, например), где и гласы-то с трудом выучить могут, поскольку певчих как таковых нет, и их функции выполняют более менее подходящие на эту роль бабушки.Речь идет больше о хорах, состоящих из профессиональных певчих (не обязательно с образованием) – людей, способных и поддающихся обучению.
Ведь наверняка Вы, уважаемые регенты и певчие, посвящаете много времени на спевках, чтобы выучить некое авторское песнопение и тем самым внести разнообразие в службу. Почему же часть этого времени не посвятить основам, и не выучить мелодии подобнов. Это способно внести не меньше разнообразия.
Хочется обратить внимание, что часто очень много времени уделяют музыкальности и разнообразности неизменяемых песнопений (те, которые повторяются из службы в службу). Пение на подобны же относится в большей степени к стихирам, то есть к изменяемым песнопениям. Представьте, Вы поете стихиры святому, и стихиры эти могут быть еще раз спеты, может быть, только через год.
Как же их не выделить музыкально?
Почему не сделать акцент на тексте, оформив его в особую музыкальную обложку?
{От Дмитрия Сиверс. Абсолютно верное замечание, кстати говоря. На месте святого я был бы благодарен за труд.}
Но не просто в музыкальную обложку по собственному усмотрению, а как на это указывают древнейшие церковные тексты. Таким оформлением Вы привлечете внимание молящихся к празднуемому событию. «103 псалом», «Блажен муж», «Свете тихий» люди слышат каждую воскресную всенощную, а вот текст стихиры, в которой прославляется празднуемый в данный конкретный день святой, на следующей службе уже не прозвучит.

Зачем же тогда, вместо того, чтобы музыкально приукрасить стихиру, мы наоборот словно спешим быстрее пропеть «стихирки», а весь свой талант вложить в следующее за ними неизменяемое песнопение, выставив напоказ наши исполнительские способности, спев, к примеру, «Великое славословие» Архангельского.
Какая цель преследуется в данном случае?
{Смещение акцентов с текстов на муз. часть, забыв о том, что главное в службе — тексты. Мне так кажется. Многим музыкальным, но духовно не подошедшим к идее молитвы на клиросе регентам подобны могут казаться слишком простыми, слишком обиходными. Не дай Боже, настоятель подумает, что мы поем обиход. Ни Боже мой! «Ща запилим Архангельского»}
Не наша ли гордость и тщеславие заставляют нас так поступать? Мы хотим показать себя, вот слушайте и восторгайтесь, какие сложные песнопение мы можем петь. А при исполнении на подобны, конечно, наши личные способности будут скрыты, мелодия же простая, что там петь.
{Именно так}
Но мы ведь не концерт поём, наша цель слиться в едином пении для молитвы и петь «единым сердцем и едиными усты», а не выставлять напоказ исполнительские способности каждого отдельного певчего на своей партии.
Только не подумайте, что я против авторских песнопений. Нет и нет. Просто необходимо находить нужный баланс и того и другого и не загонять незаметные стихирки в дальний угол, а наоборот выделять их тексты, применяя свой музыкальный талант. Если мелодии подобнов настолько просты, то Вам не составит большого труда их выучить.
Господь благословит Ваш труд!
Певчий будет петь на небесном клиросе…

Глас

(119 голосов: 4.43 из 5)

См. раздел ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

  • Глас Богословско-литургический словарь
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов (+Аудио)
  • Осмогласие
  • Тест: Осмогласие

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.

Существует четыре основных (атентических) гласа — 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего автентичного гласа.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Звучание Описание
Глас 1 Т.н. глас Богоявления. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 2 Глас Исхода, напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре.
Глас 3 Глас Небесной радости. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 4 Глас Всепразднственный. Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 5 Глас Поклонения. Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 6 Глас Покаяния. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 7 Глас Преображения. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 8 Глас Вечности. Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го — и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Восемь церковных гласов

составитель В. Хорецкая

Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

>глас

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

В значении голос, мнение:

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. гла́с *гла́сы
Р. гла́са *гла́сов
Д. гла́су *гла́сам
В. гла́с *гла́сы
Тв. гла́сом *гла́сами
Пр. гла́се *гла́сах

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

В значении церковный напев:

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. гла́с гла́сы
Р. гла́са гла́сов
Д. гла́су гла́сам
В. гла́с гла́сы
Тв. гла́сом гла́сами
Пр. гла́се гла́сах

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).Встречается также вариант ударения по схеме 1c (во мн. ч. гласы́, гласо́в, гласа́м и т. д.).

Корень: -глас- .

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Омофоны

глаз

Семантические свойства

Значение

  1. устар., поэт. голос, звучащая речь ◆ Слыхали ль вы за рощей глас ночной // Певца любви, певца своей печали? А. С. Пушкин, «Певец», 1816 г.
  2. перен. высказываемое мнение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. в церковном пении — ладово-мелодическое построение ◆ Когда пели «Архангельский глас», он помахивал рукой, как регент, и, стараясь подладиться под глухой стариковский бас дьячка, выводил своим тенором что-то необыкновенно сложное, и по лицу его было видно, что испытывал он большое удовольствие. А. П. Чехов, «Убийство», 1895 г.

Синонимы

  1. голос
  2. мнение
  3. ?

Антонимы

  1. молчание, тишина, немота
  2. ?

Гиперонимы

  1. звук
  2. ?
  3. мелодия, музыка, построение

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?

Родственные слова

Список всех слов с корнем «глас-/голос-»
  • фамилии: Голосов
  • существительные: безгласие, безгласность, безголосица, безголосье, возглас, возглашение, глас, гласная, гласность, гласный, глашатай, голос, голосёнок, голосина, голосистость, голосишко, голосище, голосник, голосование, голосоведение, голосок, голосочек, двоегласие, двухголосие, единогласие, звонкоголосный, звонкоголосый, козлогласование, козлогласие, многоголосие, многоголосность, надголосок, негласность, неполногласие, неразглашение, несогласие, несогласование, несогласованность, огласка, огласовка, оглашение, осмогласие, отголосок, перегласовка, подголосник, подголосничать, подголосок, подголосочность, полногласие, полугласность, приглашение, провозгласитель, провозгласительница, провозглашение, проголосный, псевдоголос, радиоголос, разгласитель, разгласительница, разглашение, разногласие, разноголосие, разноголосица, рассогласование, слабоголосость, сладкогласие, согласие, согласная, согласность, согласование, согласованность, соглашатель, соглашательство, соглашение, трёхголосие, троегласие, четверогласие, четырёхголосие
  • прилагательные: безгласный, безголосный, безголосый, велегласный, гласный, голосистый, голосной, голосовой, громогласный, громкоголосый, двугласный, двуголосный, двуголосый, двухголосный, двухголосый, единогласный, звонкоголосый, козлогласный, многоголосный, многоголосый, негласный, неполногласный, несогласный, несогласованный, оглашенный, одноголосный, одноголосый, подголосочный, полноголосый, полногласный, полугласный, пригласительный, разноголосный, разноголосый, слабоголосый, сладкогласный, сладкоголосый, согласительный, согласный, согласованный, соглашательский, стоголосый, тонкоголосый, трёхголосный, трёхголосый, тысячеголосый, хриплоголосый, четырёхголосный
  • глаголы: возгласить, возглашать, возглашаться, гласить, гласиться, голосить, голоснуть, голосовать, голосоваться, заголосить, обезголосеть, наголоситься, огласить, огласиться, огласовать, огласовывать, оглашать, оглашаться, переголосить, переголосовать, переголосоваться, переголосовывать, переголосовываться, поголосить, подголосить, подголашивать, пригласить, приглашать, приглашаться, провозгласить, провозглашать, провозглашаться, проголосить, проголосовать, разгласить, разглашать, разглашаться, разногласить, согласить, согласиться, согласовать, согласоваться, согласовывать, согласовываться, соглашать, соглашаться
  • наречия: безгласно, в голос, вполголоса, вразноголосицу, гласно, голосисто, голосно, голосом, громогласно, двуголосно, двухголосно, единогласно, звонкоголосно, звонкоголосо, козлогласно, многогласно, многоголосо, негласно, несогласно, несогласованно, одноголосно, одноголосо, полугласно, по-соглашательски, проголосно, разноголосно, разноголосо, слабоголосо, сладкоголосо, согласно, соглашательски, тонкоголосо, трёхголосно, трёхголосо, тысячегласно, тысячеголосо, четырёхголосно, четырёхголосо
  • предлоги: согласно

Этимология

Происходит от праслав. *golsъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. гласъ (др.-греч. φωνή), русск. голос, укр. го́лос, белор. голас, болг. глас, сербохорв. гла̑с, словенск. glas, чешск. hlas, польск. głos, в.-луж. hłós, н.-луж. głos. Образование на -so аналогично лит. gar̃sas «звук», др.-инд. भाषा (bhāṣā) «речь, язык», лит. bal̃sas «голос»: bìl̃ti «заговорить»; ср. к. голого́лить. Ср. осет. ɣalas «голос», далее, др.-исл. kalla «кричать, говорить», ирл. gall (*galno-) «знаменитый», кимрск. galw «звать, призывать». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • глас народа
  • глас вопиющего в пустыне

Перевод

звук речи
  • Английскийen: voice
  • Болгарскийbg: глас
  • Испанскийes: voz
  • Итальянскийit: voce
  • Молдавскийmo: глас
  • Немецкийde: Stimme
  • Нидерландскийnl: stem
  • Польскийpl: głos
  • Португальскийpt: voz
  • Французскийfr: voix
  • Шведскийsv: röst
мнение
  • Английскийen: opinion
ладовое построение

Анаграммы

  • галс, слаг
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Болгарский

Ед. глас
Ед. об. гласа
Ед. суб. гласът
Мн. гласове
Мн. сов. гласовете
Числ. гласа
Зв.

глас

Существительное, мужской род, склонение 1.

Корень: —.

  1. глас (1) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. глас (2), мнение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. голосование ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  2. мнение
  3. гласуване, гласоподаване
  1. ?
  2. ?
  3. ?
  1. ?
  2. ?
  3. ?
Ближайшее родство
  • существительные: възглас, гласец, гласност, гласовитост, гласоподавател, гласоподавателка, гласпапир, глашатай, несъгласуваност, несъгласуемост, отглас, подгласник, подгласница, полуглас, преглас, приглашение, провъзгласяване, провъзгласяне, проглас, прогласяване, прогласяне, разгласа, разгласяване, разгласяне, разноглас, разногласие, съгласие, съгласна, съгласуване, съгласуваност, съгласуемост, съгласяване, съгласяне, съглашател, съглашателство, съглашение
  • прилагательные: безгласен, гласен, гласов, гласовит, гръмогласен, двугласен, едногласен, многогласен, нагласен, негласен, несъгласен, несъгласуван, несъгласуем, огласен, оглашен, отгласен, полугласен, разногласен, сладкогласен, съгласен, съгласителен, съгласуван, съгласуем, съглашателски, съглашенски, тригласен, четиригласен
  • глаголы: възглася, възгласявам, възгласям, гласоподавам, гласувам, глася, наглася, нагласявам, нагласям, оглася, огласявам, огласям, отглася, отгласям, понаглася, понагласявам, преглася, прегласявам, прегласям, пренагласявам, пренагласям, приглася, пригласям, провъзглася, провъзгласявам, провъзгласям, проглася, прогласявам, прогласям, разглася, разгласявам, разгласям, съгласувам, съглася, съгласявам, съгласям
  • наречия: безгласно, гласно, гласовито, гръмогласно, едногласно, многогласно, негласно, несъгласувано, полугласно, разногласно, сладкогласно, съгласно, съгласувано

Происходит от праслав. *golsъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. гласъ (др.-греч. φωνή), русск. голос, укр. го́лос, белор. голас, болг. глас, сербохорв. гла̑с, словенск. glas, чешск. hlas, польск. głos, в.-луж. hłós, н.-луж. głos. Образование на -so аналогично лит. gar̃sas «звук», др.-инд. भाषा (bhāṣā) «речь, язык», лит. bal̃sas «голос»: bìl̃ti «заговорить»; ср. к. голого́лить. Ср. осет. ɣalas «голос», далее, др.-исл. kalla «кричать, говорить», ирл. gall (*galno-) «знаменитый», кимрск. galw «звать, призывать»

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

Восемь гласов – символ вечности

Одна из особенностей настоящего времени состоит в том, что современный человек стал меньше… петь. Живое пение сегодня вытесняется звуками акустических приборов, становится мало популярным в школе, уходит даже из семейных торжеств. Тем важнее умение понимать церковное пение, знать его природу и самому приобщаться к практике исполнения песнопений, в частности, в домашнем обиходе, на молитве.

Основа пения в Церкви — так называемые церковные гласы. Именно гласы, а не авторские песнопения должны быть во главе музыкальной составляющей любого богослужения. С их помощью Церковь веками передавала христианам свое спасительное вероучение, прививала знание многих текстов и молитв, чтобы через мелодию священные слова лучше воспринимались и усваивались душой.

Наших церковных гласов восемь, что свидетельствует об устремленности христиан от земного к небесному, ведь число «восемь» — символ вечности («семь» — полнота и совершенство всего здесь, на земле). Некоторые считают, будто современные церковные гласы, то есть, напевы, не имеют ничего общего с древними мелодиями. Но это не так. Любой специалист скажет, что в сердцевине современного церковного гласа (напева), несмотря на его значительное упрощение, хранится, как в сокровищнице, все та же идея тысячелетней давности.

Даже более чем тысячелетней, и более чем двухтысячелетней — так велика и углублена в века идея каждого гласа. Оказывается, в основе церковных гласов, известных уже с III века, лежат древнегреческие напевы времен Платона и Аристотеля и еще более древних! Тогда гласов было четыре основных и четыре косвенных, на основе первых. (В Греции они до сих пор так и называются — «основные» и «косвенные»). В VII-VIII веках полностью сформировалось церковное осьмогласие, причем главную заслугу в этом приписывают деятельности святых Григория Великого на Западе и Иоанна Дамаскина на Востоке.

Сегодня у каждого гласа есть варианты — тропарный, стихирный, ирмосовый, пение на «подобен», то есть, особый, специальный, образец мелодии гласа. По некоторым причинам, в частности, из-за наибольшего употребления как в Церкви, так и в домашних молитвах, идея гласа более всего сохранилась именно в тропарных напевах.

Первый глас в древней Греции употреблялся в самых торжественных случаях, например, при пении гимнов, при жертвоприношении, для воспитания мужества и бодрости. Современный напев весьма соответствует этому предназначению. Церковь очистила его от языческой страстности, и теперь он «служит» в самые торжественные, возвышенные моменты. Взять хотя бы «Спаси, Господи, люди Твоя!…» (тропарь Крестовоздвижению, 27 сентября) или «Во Иордане крещающуся Тебе Господи!…» (тропарь Богоявлению, 19 января). Между прочим, и почти вся служба праздника праздников — Святой Пасхи — соткана из песнопений первого гласа.

Следующий, второй, глас — некоторая противоположность первому (конечно, не снижая его достоинства). Он выражает простоту и кротость. В античной древности второй глас сопровождал веселье, даже пляску, с его помощью боролись с печалью. Церковная традиция освободила его от уз служения бездумному увеселению и усвоила ему роль утешать печальных, прогонять уныние. Действительно, весело и несколько «танцевально» звучит его начало: «Егда снизшел еси к смерти Животе безсмертный…» (воскресный тропарь 2-го гласа), «Видехом свет истинный…» (стихира Святой Троице, которая поется в конце Божественной Литургии).

Пожалуй, самый богатый мелодическими оборотами третий глас в глубокой древности сравнивался с бурным морем. С его помощью готовились к битве! Платон и Аристотель предпочитали его другим за силу и страстность. Церковь очистила его от античных излишеств и сегодня этот действительно, пожалуй, самый «бурный» глас, отражает наше жительство в бурном мире. Нас без конца обуревают помыслы, искушают раздражение и недовольство. Но в конце «бури» — тишина и свет победившего солнца, Солнца Правды! Таков третий глас, — он начинается в миноре, часто переходит из минора в мажор и обратно, имеет самую большую амплитуду «подъемов» и «спусков», но в конце — победа высокой и светлой мажорной гармонии. Вот примеры: «Да веселятся небесная, да радуются земная!…» (воскресный тропарь), «Дева днесь Пресущественнаго раждает!…» (кондак Рождеству Христову).

Четвертый глас как бы уравновешивает порывистость третьего. В античности его использовали в трагедиях за то, что он внушал то печаль, то радость. Его церковное свойство — дарить покой душе после треволнений, возводить к небесам, выражать действие Благодати. Этим обуславливается весьма широкое употребление четвертого гласа. Например, «Богородице, Дево, радуйся!…» (древнейшая христианская молитва-тропарь), «Правило веры и образ кротости…» (тропарь святителю Николаю и всем святителям), «К Богородице прилежно ныне притецем…» (тропарь из молебного канона).

Остальным, «косвенным», гласам в Церкви усвоена не менее важная роль, чем «основным». Пятый характеризует умиротворенное настроение, свойственное вечернему времени суток. На его мелодию написан «Ангельский собор…» (воскресные тропари после полиелея или 17-й кафизмы), а также «Собезначальное Слово Отцу и Духови…» (воскресный тропарь 5-го гласа). Для шестого характерны настроения преданности, любви, грусти. Еще с античных времен он отличался плавным и связным течением мелодии. Таков он и сегодня «грустный глас шестый» — напев молитв «Царю Небесный», «Воскресение Христово видевше…», воскресной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» Седьмой глас употребляется реже всех остальных. Может быть потому, что в древней Греции он считался слишком мягким, ласкательным и даже «льстивым». Конечно, Церковь преобразила его «ласкательность» в «кроткую настойчивость», свойственную мягкому увещанию. Таковы воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть…», а также Преображению — «Преобразился еси на горе, Христе Боже…».

Замыкает перечень гласов восьмой, признанный «небесным» еще с античных времен. С его помощью воспевали красоту небесного свода. В христианстве он служит символом бесконечности, жизни будущего века. Действительно, его мелодия и сегодня напоминает взмахи крыльев, она все время «взмывает» снизу вверх. Это можно проследить в молитвах «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…», «С высоты снизшел еси Благоутробне…» (воскресный тропарь 8-го гласа).

К высоте богопознания устремлен не только восьмой, но и все гласы, образуя собой как бы лестницу к небесам. Каждому христианину под силу выучить основные напевы тропарей по приведенным примерам, чтобы и стены наших жилищ освящались звуками церковных песнопений. Ведь богослужение не должно замыкаться в стенах храма. Его путь — в каждый дом, в каждое сердце, к душе каждого человека, который любит и ищет Бога.

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: «Воскресение», № 4, 2016.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *