Годуновы династия

В 1598 году династия Рюриковичей пресеклась и после смерти Федора Иоанновича Земский собор избрал на престол Бориса Годунова, который и так фактически и относительно успешно правил страной уже 10 лет. Среди русских царей его личность стоит особо отметить, так как он мог стать основателем новой династии русских царей – Годуновых, но этого не случилось из-за свержения его сына в 1605 году.

Федор Годунов

Его правление продолжалось 1,5 месяца и вошло в историю России как самое короткое, он даже не успел венчаться на царство. Молодой царь был весьма любознательным, отец с 1598 года готовил его к занятию трона. Федор составил одну из первых карт России, ее издали в 1613 году в Амстердаме и в дальнейшем в XVII веке несколько раз переиздавали. Таким образом, проживи Федор дольше, он вполне мог стать реформатором в духе Петра I или хотя бы первых царей из династии Романовых. В период его короткого правления на Москву двигался самозванец Лжедмитрий I. Молодой царь не смог организовать отпор, он был предан боярами и убит вместе с матерью.

Рис. 1. Борис Годунов.

Следующим, кто правил после Годуновых, стал Лжедмитрий I. Личность весьма интересная даже в масштабе мировой истории. Самозванец, предположительно, Григорий Отрепьев, смог занять престол в огромной по площади стране и продержаться на нем 11 месяцев. За свое короткое правление он успел назначить нового патриарха – Игнатия, а также венчаться на царство и вернуть из ссылки некоторых знатных людей, которые его и свергли в 1606 году.

Вот некоторые его мероприятия:

  • Борьба за взяточничеством.
  • Переименование Боярской думы в Сенат.
  • Отмена налогов на юге страны на 10 лет.
  • Запрет на потомственную запись в холопы.
  • Принятие титула императора. Впервые в истории России, за 115 лет до Петра I.
  • Появились придворные титулы мечника и подскарбия, они были позаимствованы из Польши.
  • Укрепление крепость в Ельце.
  • Подготовка флота и артиллерии для похода на Крымское ханство.
  • Прекращение преследования скоморохов.
  • Вступление в брак с Мариной Мнишек.
  • По сообщению шведского дипломата, самозванец установил в Москве статую Цербера.

Рис. 2. Лжедмитрий I.

Боярство к новому царю отнеслось с подозрением. По их мнению, он выполнил свое дело – сверг Годуновых, поэтому уже в начале 1606 года его попытались убить, но неудачно. В мае 1606 он был свержен в ходе восстания в Москве, которое было организовано боярином Василием Шуйским.

Василий Шуйский

При самозванце в стране было относительно спокойно. После его свержения царем стал Василий Шуйский и началось восстание Ивана Болотникова – первая крестьянская война в истории России. С ней новый правитель справился, но летом 1607 года у него появился более серьезный противник – самозванец Лжедмитрий II, который тоже объявил себя царем и даже сделал резиденцией подмосковное село Тушино. Борьба между ними продолжалась до конца 1610 года и ввергла страну в анархию с польско-шведской интервенцией. Из тех царей, кто правил Россией после Годунова, первым успешным стал Михаил Романов. Он был избран на престол в 1613 году. В последующие несколько лет прекратились внутренние и внешние конфликты.

Рис. 3. Царь Василий Шуйский.

Что мы узнали?

Для понимания периода Смутного времени необходимо знать, кто правил после Бориса Годунова на Руси. За короткий период сменилось несколько правителей, в том числе и самозванцев, а страна к 1610 году оказалась на краю гибели.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Какой год стал датой смерти последнего царя из династии Рюриковичей?

    • 1584
    • 1591
    • 1598
    • 1600

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Колокольный звон во всех храмах и праздничные богослужения. Православные верующие отмечают День Крещения Руси — события, которое, по сути, определило культурный код нашего народа и исторический путь страны. В Крыму в древнем Херсонесе, где, по преданию, крестился князь Владимир, торжества в этот день особенные.

Крестный ход с праздничными песнопениями через весь Севастополь к Свято-Владимирскому собору. В день Крещения Руси в Херсонес, или Корсунь, как называли его русские летописцы, приезжают верующие со всей страны с детьми и целыми семьями.

Колокольный перезвон на рассвете. Перед храмом — этот день проходит водосвятный молебен. Сотни людей идут поклониться святыням — иконе и мощам Крестителя Руси Святого Владимира.

Связь времен и многих поколений проходит через Херсонес. Купель на том самом месте, где крестился князь Владимир. Святой равноапостольный для церкви и прозванный в народе Владимиром Красно Солнышко. Для себя и своего народа среди других религий он выбрал христианство византийского, греческого обряда. Единая вера объединили земли и народы. Наша культура и язык тоже родом из Херсонеса.

«Для нас, для русского народа, очень важно, что сюда в 861 году пришел Константин Философ, будущий равноапостольный Кирилл. На этой площади, где мы с вами стоим, может быть, именно на этом месте он встретил человека и увидел Евангелие, описанное русскими письменами. Именно это Евангелие, эти письмена легли в основу создания той азбуки, которой мы пользуемся до сего дня», — рассказывает настоятель Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе, о. Сергий Халюта.

Вся летопись Херсонеса на протяжении 26 веков. С момента основания города древним греками в V веке до нашей эры. Здесь в разное время служили и проповедовали Андрей Первозванный и Святой Кирилл. Но главное событие произошло в 988 году, когда здесь крестился святой равноапостольный князь Владимир. А православие с того момента стало государственной религией на Руси.

Ровно в полдень праздничный звон — благовест прокатился по всей стране. Божественную литургию в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Каждый из нас в отдельности и мы все вместе, и вся наша церковь, очень нуждаемся в помощи свыше. И вот сегодня такой особый день, когда мы возносим свои молитвы об отечестве нашем, о народе нашем, о церкви нашей, о властях и воинстве о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу родину — Россию», — сказал предстоятель.

На Украине в предыдущие годы на Крестный ход традиционно собирались десятки тысяч человек, но в этом году из-за карантина его пришлось отменить. Основные торжества прошли на территории Киево-Печерской Лавры. На свежем воздухе. Верующие со всей страны и даже из-за рубежа на главные церковные праздники стараются приехать в эту древнюю православную обитель. Именно здесь, на берегах Днепра, больше тысячи лет назад князь Владимир крестил своих сыновей, дружину и всю Киевскую Русь. Сегодня на площади перед Успенским собором Лавры собрались тысячи людей.

Праздничную службу возглавил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Перед началом молебна он призвал беречь православную веру.

«Если мы хотим быть полезными своей стране, своей семье, мы должны жить так, как жил святой князь Владимир после крещения. Руководствуясь не человеческими законами, которые бывают и хорошие, и плохие, а законом божьим, который хорош всегда, который всегда человеку во благо», — подчеркнул митрополит.

Прикоснуться к тысячелетней истории с помощью современных технологий в Херсонесе любой желающий. Ворота в древний город всегда открыты, и каждый, посетив его, может точно ответить на главный вопрос: кто мы и откуда.

Исследование истории возникновения фамилии Годунов открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Семейное имя Годунов образовано от личного прозвища и относится к распространенному типу славянских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить человека в обществе. В качестве источников могли использоваться: указание на род занятий, на особенности характера или внешности человека, на местность, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в обиходе, но и в официальных документах.

Исследуемая фамилия восходит к прозвищу дальнего предка по мужской линии Годун. В лексике украинских и белорусских говоров слово «годун» употреблялось в значении «опекун, воспитатель». Вероятно, подобное прозвание мог получить человек, призванный смотреть за детьми и воспитывать их. Конечно, эту ответственную работу поручали немногим. Опекун должен был иметь хорошее образование и уровень культуры, чтобы передать свои знания и навыки детям.

В ярославских говорах напротив, словом «годун» называли воспитанника, приемыша. Не исключено, что родоначальник фамилии, осиротев, был принят в чужую семью на воспитание.

Существует также точка зрения, что фамилия Годун и родственная ей Годунов имеют в основе прозвание тюркского происхождения. Согласно этой версии, прозвище Годун происходит от тюркского слова «годун», «гудун» в значении «безрассудный человек». Подобные именования раньше нередко давались в качестве оберега. Считалось, что имя, «заберет на себя» заложенное в нем значение, а наследник вырастет благоразумным человеком.

Официальная родословная, имеющаяся в двух версиях, гласит, что Годуновы – потомки князя Четы, выехавшего из Золотой Орды в 1330 году к Ивану Калите, и родственники Сабуровых (ОГДР, I, с. 4) или, что Годуновы произошли от Ивана Годуна из Золотой Орды. Следует отметить, что С.Веселовский, как объективный исследователь, также допускал возможность тюркского происхождения Годуновых и даже приводил имя одного из возможных предков Годуновых – Асана (Хасана) Годуна, жившего в XIV веке.

В российской истории наиболее известен Борис Годунов – русский царь на рубеже XVI–XVII веков, брат жены предшествующего царя Фёдора Иоановича.

Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового имени Годунов говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что оно относится к числу старейших прозваний и отражает в себе древние верования и традиции именования людей.

Завершение династии Годуновых

После событий в Кромах в столице царило всеобщее смятение. Народ в открытую говорил о скором пришествии «природного» царя, каковым для него не являлся Федор – самозванец и сын Ирода. Агрессивную толпу можно было удержать только жестокостью. Но что мог поделать шестнадцатилетний царь, не имея никакой поддержки? Он предпринимал отчаянные усилия, чтобы удержать контроль над положением в столице. Из казны были розданы огромные суммы на помин души царя Бориса. Конечно, главная цель этих мероприятий была успокоение народа. Но и щедрая милостыня не помогла Федору. Грозный мятеж сопровождался паникой среди столичных жителей. Прошел слух, что атаман Корела уже стоит под стенами Москвы. Знатные люди лихорадочно прятали свои сокровища, ибо они одинаково боялись и казаков и черни. Правительство все же как-то пыталось организовать оборону, вооружая стрельцов, устанавливая батареи по стенам. Но все было бесполезно: приказания исполнялись из рук вон плохо, а толпа смеялась над ними.

10 июня 1605 года два гонца самозванца Лжедмитрия I, Наум Плещеев и Гаврила Пушкин, появились на подступах к столице – в Красном Селе, где жили извечные враги Годуновых – купцы и ремесленники. Гонцов тут же препроводили в город. Стрелецкий отряд попытался было загородить им путь, но сделать этого не смог и быстро рассеялся. Оба гонца таким образом без проблем добрались до Лобного места. Их тотчас же окружил народ. Все столичные жители собрались, чтобы послушать письмо самозванца к боярам. Этим все и закончилось: судьба Годуновых была решена. Патриарх слезно молил бояр вступиться и помочь, но Василий Иванович Шуйский отрекся от своих слов и объявил, что царевич Дмитрий жив. Последующие события указывают только на быстро установившееся соглашение между мятежниками и теми, кому поручали их усмирить. Народ понесся в Кремль; захваченные народными толпами бояре явились туда же, и даже руководили арестом Федора. Царевича вместе с матерью и сестрой заключили в доме Бориса, где они жили до его восшествия на престол.

Лжедмитрий под именем Дмитрия Ивановича был провозглашен царем. Годуновы – и царское семейство, и другие представители рода, а также их родственники Сабуровы и Вельяминовы были арестованы. Столицу в это время фактически контролировал Богдан Бельский, двоюродный брат Марии Годуновой. Бельский поклялся при всем московском народе, что именно он спас царевича Дмитрия в Угличе. Правда, самозванец решил для себя, что доверять Богдану не может, ведь тот родня Годунову, и Богдана сменил присланный из Тулы Василий Васильевич Голицын.

Но разгоряченную толпу этим было не удовлетворить. Людей обуревала страсть к насилию. Мужики разграбили и разорили дома заключенных, а после накинулись на иностранцев, в частности на немецких врачей царя. У лекарей были довольно богатые погреба. Народ опустошил их и загорелся жаждой новых бесчинств. Бояре могли проявить свою власть только тем, что отправили посольство в Серпухов, в стан Лжедмитрия. В состав посольства вошли представители высшей московской знати – князь Федор Иванович Мстиславский, князь – Иван Михайлович Воротынский, князь – Василий Иванович Шуйский с братьями Дмитрием и Иваном.

Находясь еще в Туле, Лжедмитрий узнал о том, что Москва полностью в его власти, подчинена ему, признала его царем. Он выслал часть своих людей под начальством Басманова, чтобы они заняли стольный град. Заведование делами он поручил князю Голицыну с князем Василием Рубцом-Мосальским и дьяком Сутуповым, которые в свое время выслужились тем, что сдали ему Путивль. Отправляясь в Москву раньше своего предводителя, они, вне всякого сомнения, уже получили указания, что и как нужно сделать с Годуновыми.

Сначала Голицын с командой схватили патриарха Иова – единственного, кто оставался верен царю Федору. Иова забрали прямо во время службы в Успенском соборе и простым монахом отправили в монастырь города Старицы. Представителей рода Годуновых отправили в ссылки по самым разным городам. А самого предприимчивого из Годуновых, Семена Никитича, «правое ухо царя» Бориса, задушили в Переславле-Залесском.

По поводу того, что на самом деле произошло в доме, где находился низложенный царь, существует несколько различных версий. Но смысл ясен – там была осуществлена жестокая расправа над невинными людьми. 10 июня 1605 года в дом, когда-то принадлежавший Малюте Скуратову, ворвались князья Голицын и Мосальский с подручными стрельцами. Царицу Марию Григорьевну задушили сразу, она от ужаса не смогла оказать никакого сопротивления. Юный Федор, наделенный поистине богатырской силой, еще поборолся с четырьмя убийцами, и едва они смогли бы одолеть его, если бы не дьяк Шерефетдинов, который размозжил царевичу голову. Потом Федора додушили. Несчастнее всех оказалась дочь Бориса Годунова Ксения, поскольку ее оставили в живых.

Столичным жителям объявили, что Федор и Мария отравились, сами приняли яд, чтобы уйти из жизни. Однако их выставленные напоказ тела с наличием явных следов борьбы говорили о том, что царевич и его мать погибли не своей смертью. Тела имели без сомнения все признаки насильственной смерти. Люди хмуро толпились у простеньких гробов, в которых лежали царские особы, и смотрели на тела. Многие смотрели не только с любопытством, но и с сожалением. Жалели Марию, но еще больше жалели юного Федора, совершенно безвинную жертву, который подавал большие надежды для народа и будущего страны. И, конечно, жалели бедную Ксению, которую, как все понимали, ждала незавидная доля.

Обезумевшие мятежники не успокоились и на этом. Выкопав останки тела Бориса, они и его положили в дешевый гроб и вместе с телами его жены и сына, без отпевания и прочих обрядов похоронили в Девичьем монастыре Святого Варсонофия на Сретенке. Народ посмертно осквернил «худородного» царя Бориса Годунова.

В 1606 году останки Годуновых, наконец, обрели покой. По распоряжению царя Василия Шуйского останки царского семейства были торжественно перенесены в Троице-Сергиев монастырь, где в усыпальнице, специально возведенной в 1783 году, они покоятся и по сей день.

Известный историк Э. Радзинский заметил: «В 1918 году великий князь Николай Михайлович Романов сделал горькую запись в своем дневнике о том, как в течении сорока восьми часов буквально все предали Государя всея Руси – вельможи, военачальники и даже двор, еще вчера угодничавший и льстивший… В 1605 году некому было сделать такую запись, но изменили и предали так же – все и сразу».

Так бесславно завершилась династия Годуновых.

Борис Годунов был ненавистен русскому народу: хоть и избранный, но не «природный» он был царь. И Федор просто стал жертвой всеобщей ненависти к своему отцу. Из судьбы царевича можно сделать вывод о том, насколько не любили в России Бориса. Ведь царевича Дмитрия Ивановича, погибшего в Угличе, причислили к лику святых, как невинного мученика, а о канонизации царевича Федора, тоже незаслуженно принявшего мученическую смерть, вопрос даже не возникал. А между тем процедура канонизации на Руси была довольно простой. Для того, чтобы причислить кого-то к лику святых, не нужно было проводить никаких масштабных исследований относительно жизни и смерти человека, достаточно было подтверждения компетентными властями чудесной силы, которой наделены его останки. А сами останки должны были быть нетленными. Правда, и это условие не соблюдалось, достаточно было просто наличие костей с частицей тела. Дмитрия канонизировали еще при Василии Ивановиче Шуйском, хотя это был по большому счету политический ход: ведь нужно было всеми мыслимыми и немыслимыми способами предотвратить появление новых самозванцев. Правда, они все равно появлялись. Но суть в том, что царевич Дмитрий стал святым. Семья последнего русского царя канонизирована полностью, хотя личности и самого Николая II, и его супруги вызывают большие споры. Семья же Бориса Годунова, по всей видимости, разговоров о своей мученической смерти не заслужила.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *