Голос совести

В общем, засела у меня эта монетка в уме.
Совет №1. «В горах Кавказа» И вот, как раз, те дни, по Божьему промыслу, стала возможной моя очередная поездка в Почаев, очень мне нужная — закончилась моя магистратура в Теологической Академии, и стал серьезный вопрос, что дальше делать. Ради этого я и рвался в Почаев. Может поэтому совсем и забыл спросить у иеромонаха, которому всегда езжу, спросить насчет моих «голосов» — где-где, а в Почаеве всю эту «кухню» хорошо знают. Хотя нет — там в Почаеве, голоса пропали совершенно, и я подумал, что вот проблема и решилась, благодаря посещению святого места и прикладыванию к мощам Св.Иова и Св.Амфилохия. Но бесы хитрые. Бесяры, одним словом.
В келье у нас поселился красивый, здоровый парень Е. — бывший уголовник. Недавно отсидел. В нем ощущалось внутренняя сила и спокойствие. Весь в татуировках. Приехал на костылях аж из Крыма. Думаю, именно костыли, как и всякая болезнь, его здорово и смиряли. Дома ноги отнялись, жена его оставила. Приехал в Почаев работать, за одно посетить святое место. Он занимался строительным ремонтом. Когда он сказал, я не мог поверить, как он на костылях может заниматься ремонтом. Он улыбнулся и сказал, что может делать все и делает все сам, хотя я видел, с какой болью ему давался каждый шаг. Он был высоким, поэтому дотягивался и до потолка. Когда он ковылял по Лавре, словно боец только, что с фронта (ведь было видно, что здоровый парень и вдруг на костылях), все пытались ему что-нибудь сунуть — кто денежку, монахи — хлеб, консервы. Он был для всех братом. «Брат — возьми», «брат — возьми», «брат». В деньгах он нуждался, т.к. сам приехал на заработки без единой копейки. В самом Почаеве работ для него уже почти не было, пошел с напарником в скит, там тоже все были в сомнениях, но ему нельзя было не поверить — взяли, но на следующий день попросили удалиться. Е. все думал, что это из-за того, что они с напарником не пошли на вечерню, т.к. очень устали, но навряд ли — это не концлагерь. Я случайно заметил у него под майкой весьма богохульную татуировку — наверное, братия, после работы в душе, ее и заметили, поэтому его вежливо и попросили уйти. Е. согласился со мной, что может быть из-за этого. Такая татуировка, думаю, стирается только монашеством.
К чему вспомнил про «бойца» по жизни Е.? Он как раз все читал книгу про духовных бойцов — монахов современников, которые укрывались на Кавказе от советских властей. «В горах Кавказа» называется. Первая православная книжка, которую он вообще читал. Т.е. Бог дал ему эту книжку, и ясно, что промыслительно.
И вот взял у него книжку, глянуть, чтобы понять, что она собой представляет, открываю наобум, и сразу так сказать, то что мне нужно:
…каким-то внутренним духовным чувством я иногда узнавал о приближении хульного беса. Оно происходило со своеобразным мысленным шумом. Помня о заступничестве Царицы Небесной, мысленно произносил только два слова: «Пресвятая Богородице!” Шум сразу ослабевал и затем прекращался. С тех пор больше не слышал я гнусной хулы. Потом я был тайно вразумлен чрез неведомого посредника, может быть, Ангела-Хранителя, как отбиваться и от прочих назойливых помыслов, преграждая им вход в свое сердце знамением креста. Мысленно, как бы изнутри сердца, чертил две линии: одну сверху вниз, а вторую слева направо. Вот этим оружием воинствую и поныне.

<..>
Ты будешь усматривать душепагубные прилоги или мысленные стрелы (как называли их в древности
святые Отцы), которыми ведет с нами диавол невидимую брань. Когда заметишь их появление, быстро делай
изнутри сердца мысленное крестное начертание: одну линию сверху вниз, а вторую слева направо. Наподобие того,
как ты крестишь окно или дверь в своей келье, так неоднократно совершай и внутреннее крестное знамение, пока
не сразишь им появившегося чуждого прилога-будь то мысль или образ. И вообще старайся как можно чаще
производить внутреннее крестное начертание.монах Меркурий (Попов), «В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя».
Совет №2. Крест — меч воина Христа. Но это еще не все. Каждый раз, когда бываю в Почаеве, стараюсь купить там какую-нибудь книгу. В Почаеве книги очень дешевые, да и выбор большой. В это раз, я целенаправленно хотел купить книгу «Моя жизнь со старцем Иосифом», но ее не оказалось, а другое ничего, как-то не привлекало.
В последний день пребывания в Лавре, решил помолиться Богу: «Боже! Вот я уже уезжаю из Почаева, но на этот раз не купил ни одной книги. У меня и денег почти не осталось, но если есть в лавке какая-то книга, которую я должен купить на пользу мне, и во спасение моей души — помоги заметить ее, каким-либо способом, как будет угодно Тебе. Да будет на все воля Твоя! Аминь!» Как бы так. И пошел в лавку.
Когда я вошел в церковную лавку, то мой взгляд сразу упал на книгу в невзрачной, серой обложке. Сразу же. Но я заартачился по своей немощи, как всегда у нас у людей случается сплошь и рядом. Стал уговаривать себя, что это я уже себе придумываю, и эту книгу точно не куплю. Дело в том, пока я находился в монастыре, мне несколько раз указывалось на эту книгу, но посчитал ее псевдоправославной, перепутав с другой. В любом случае, эта книга меня все равно настигла сразу по приезду из Почаева — у Бога есть много путей, чтобы вразумить человека, и дать именно то, что ему нужно и именно в этот момент. Бог — Он же, как Отец, который имеет всестороннее о нас попечение, что мы даже себе не представляем. История с этой книгой требует отдельного большого повествования — тоже, как пример того, как Бог печется о нас — это как раз был ответ на цель моего приезда в Почаев («что делать дальше?»), а главное, касательно тех времен, которые на нас надвигаются, поэтому пока скажу только, что книга называется «Духовные беседы и наставления старца Антония».
Итак, я «отбросил» от себя эту книгу и стал вновь, как все эти дни, внимательно оглядывать своим взором все книжные полки лавки. Но, увы, ничего не зацепило, и со стороны не было ни одного, хотя бы малого «маячка». Глянул на прилавок перед собой и заметил тонкую-тонкую брошюрку: «Душеполезные краткие наставления подвижников благочестия», Почаевского издания, и решил взять ее, тем паче стоила всего-лишь какие-то 2 гривны. Купил.
Приехал домой, а там вновь начались голоса — прямо коммунальная квартира в голове. Я уже было чуть не в уныние: «Ну, что такое опять? Что же это творится? Может действительно уже шизофрения!?» Прямо руки опускались.

И вот стоял, как-то так после вечернего правила, перед иконами, в этих думках, как избавиться от этой напасти и упал мой взгляд на эту маленькую брошюрку, которую так и не открыл после Почаева. Взял, чтобы может вычитать может что-то нибудь полезное перед сном (вообще, отцы рекомендуют закрывать врата своего ума перед сном, и открывать утром после сна, Псалтырью) и открыл ее наобум, и… уткнулся глазами сразу в решение всех моих проблем:
На ночь ложиться и утром вставать — все члены ( глаза, уши, уста, грудь , чело) крестить с молитвой Иисусовой, а сердце — во имя Отца, и Сына, и Св. Духа.
Все! Я понял сразу, что это мое золотое лекарство! Как же просто! Крестное знамение! И в книге «В горах Кавказа» и здесь — КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ. Крест наше оружие от всякой бесовщины — панацея от всех этих атак. Крест! Следуя данному совету из брошюры, освящаются все чувства человека, через которые бесы пытаются воздействовать на человека. Мы облекаемся в броню!
Тут же воспользовался советом, и… о Боже! голоса меня больше не доставали! Нет, они как-то ощущались, как ощущается буря за окном, но меня от них ограждала словно невидимая стена. С недельку я так крестился перед сном, и вскоре исчезло и самое ощущение «бури»… бесы оставили меня — бесполезно!
Вот такая забота Бога о Своих воинах, и такой непобедимое оружие нам дано, меч против всякой нечисти — Крест и Крестное Знамение. А нечисть, через жидо-масонский Голливуд, вдалбливает всем свой анти-меч, в виде перевернутого креста — меч Эскалибур (меч короля Артура), но это уже другая история.
С этого момента, я всем даю этот маленький совет из брошюрки, но увы, большинство не особо понимают важность этого, как бы пропускают мимо ушей, поэтому вот такое подробное и долгое повествование, чтобы поняли, что все весьма и весьма серьезно — идет настоящая война. А в войне нужно и соответственно вооружаться. Победа будет за нами! С нами Бог!
Механика развода: крючок ясновиденияЭтот «прием» стал применять и при молитве, когда рассеивается ум, приходит мысленный мусор или какие-то приражения. Очень помогает. По Божьему попущению, могут случится ситуации и более серьезные, когда действуют духи высокого ранга. Бесовское прельщение очень опасно — оно может начаться сразу и внезапно, это не обязательно страх и ужас — прельщение оно и на то прельщение, что человек не совсем понимает своего состояния — как только видите, что происходит что-то неординарное (появляется эхо, двоится голос, раздваивается голос или другое что-нибудь) — сразу осеняйте чувства крестом, хотя бы на всякий случай — осенять себя крестом никогда не может быть лишним, а только польза от этого.
Но был один весьма хитрый крючок, о котором забыл сказать — когда эти «звуковые прилоги» только начались, и я не понимал, что происходит, то возникла вдруг такая ясная мысль: «Это мысли. Ты уже слышишь мысли других. Ты слышишь эфир, мысли со всего мира» — что-то в этом роде, вот, как в рассказе о.Андрея Ткачева. Вот это был главный бесовский троянский конь — если бы его проглотил, то это был бы и мой конец. На этот крючок ловятся много экстрасенсов, т.н. ясновидящих и прочих прельщенных медиумов из этой категории. Просто целыми сетями. С этого крючка просто так потом не сойти. Но слава нашей Церкви, которая изначально воспитывает свою паству, что это все опасно и нет в этом ничего от Бога, и нужно беречься пуще огня. Ева тоже послушала Змия, и чем это закончилось мы все это хорошо знаем — за этого время не изменилось ничего — та же концепция ловли на живца.

Счастлив тот, кто дружен со своей совестью, живет в миру с собой. Это значит, что человек старается не совершать подлых поступков, которые бы камнем ложились на его душу. Ведь совесть – это своеобразный внутренний судья, моральный и нравственный контролер, который позволяет или запрещает человеку совершать тот или иной поступок.

У каждого из нас свое представление о совести. У кого-то оно развито в большей степени, у кого-то – в меньшей. А есть люди, про которых говорят, что у них «совсем нет совести». Именно они могут совершать самые страшные поступки, и при этом не переживать о содеянном.

Совесть – некий внутренний голос человека, который всегда подскажет, как поступить правильно даже в самой сложной ситуации. Он помогает отделить плохое от хорошего, и не совершить заведомо дурной поступок, который может принести страдание другим людям. Вот поэтому так важно прислушиваться к своему внутреннему голосу. Говорят, именно совесть не дает спать по ночам, если человек поступил неправильно в какой-то ситуации. Чтобы внутренние терзания не растянулись по времени, необходимо постараться как можно скорее загладить свою вину.

Если же человек заглушает в себе совесть, старается не прислушиваться к внутреннему голосу, не обращать на него внимание, то он становится беспринципным, жестоким, черствым. Однако от совести своей не убежишь, люди это поняли еще давным-давно. Она является частичкой души человеческой, которую, как известно, никуда не денешь.

Совесть – олицетворение самых лучших качеств человека. Это прекрасная смесь добра, справедливости, нравственности, милосердия, порядочности, честности. Это верный друг и помощник, который всегда подскажет правильный путь, поможет развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

  • Поведение в Храме
  • Церковная записка
  • Свеча
  • Что следует запомнить
  • Заповеди Божии
  • О крестном знамении и поклонах
  • О посте
  • Исповедь
  • Как именуются святые

Поведение в Храме

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле.
Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий. Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут.
Входя, перекреститься и сделать поясной поклон.
При входе мужчины снимают головные уборы.
Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.
В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку.
Без нужды не следует ходить по храму.
Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.
Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.
Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним.
На церковной паперти нельзя курить.
Нельзя входить в храм с животными или птицами.
Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.
«Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр».
К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма «отец настоятель». Наверх

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

О здравии и о упокоении поминают только имеющих христианские имена, крещенных в Православной Церкви. На литургии можно подать записки:

• На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
• На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;
• На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.
• Также можно подать записку на молебен или панихиду.

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.
Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектение, а затем эти имена повторяет священник перед престолом. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.
То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Наверх

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.
Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…
Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым.
Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная.
Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей:
• к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви;
• к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких;
• к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших.
Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время.
И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.
Незачем слушать разговоры о том, что:
• свечку следует ставить только правой рукой;
• если она потухла значит, будут несчастья;
• оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д.
Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны. Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше.
Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани.
Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать. Наверх

Что следует запомнить

Как помочь ближнему на смертном одре
Пути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение — то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника…
В такой ситуации долг всякого православного христианина — совершить Крещение «страха ради смертнаго». Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: «Крещается раб Божий (полное православное имя), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания.
Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства.
Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего.
Спросить о тяжких грехах — убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося.
А если есть мало-мальская возможность призвать к одру смерти священника, нужно, невзирая ни на какие трудности, совершить это доброе дело.

За что Господь попускает болезни?
Господь попускает нам болезни, в первую очередь, за грехи — для их искупления, для изменения порочного образа жизни, осознания этой порочности и понимания того, что земная жизнь — это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от его жизни на земле.
Часто дети болеют за грехи родителей, чтобы горе сокрушило их бездумную жизнь, заставило задуматься и измениться, очиститься от страстей и пороков. Болеем мы и для нашего смирения и недопущения к злым и гибельным поступкам.
Однажды Иисус Христос шел с учениками, и апостолы увидели человека, безногого от рождения. Он сидел у дороги и просил милостыню. Ученики спросили: «Почему у него нет ног?» Христос ответил: «Если бы у него были ноги, огнем и мечем прошел бы он всю землю».
Зачастую Господь вырывает нас болезнью из обычного хода жизни, сберегая от серьезной беды, малой неприятностью избавляет от большей.
Многие болезни возникают от действия нечистых духов. При этом симптомы демонических нападений бывают очень сходны с естественной болезнью.
Из Евангелия ясно, что исцеленная Господом скорченная женщина (Л к. 13, 11-26) не была бесноватой, но причиной ее болезни было действие духа нечистого. В таких случаях врачебное искусство бессильно, и исцеление подается только силой Божией, изгоняющей духа злобы.
Христианское отношение к болезням заключается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности и тех грехов, за которые попущена болезнь; в покаянии и изменении жизни.
Молитва, пост, милостыня и другие добродетели умилостивляют Господа, и Он ниспосылает нам исцеление. Если же мы идем к врачам, то просим благословения Божия на лечение и доверяем им тело, но не душу. Наверх

Десять заповедей

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39). Наверх

О крестном знамении и поклонах

Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает».
Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10).
Внешне молитвенное чувство проявляется в осенение себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т.е. изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах — малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).
Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста(пальца) вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикосаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся.
Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества – есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю.
Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы, и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
Как не подобает призывать имя Божие всуе, т.е. без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно.
Когда священник благословляет, произнося «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное знамение.
Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, особенно Великого поста перед Пасхой, не принято совершать в дни общей духовной радости – в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до дня Святой троицы и от Рождества до Богоявления.
Причастившись Святых Христовых Таин, не делаем земных поклонов в тот день.
Коленопреклонение, т.е. стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклонных молитв.
Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием и не суетясь, ибо молитва – это беседа с Богом. Если времени мало, лучше прочесть одну-две молитвы, отложив остальные на удобное ближайшее время.
Если при чтении книги важно не столько прочитать ее, сколько поразмыслить над ней, если в обычной беседе важно не только сказать, но и выслушать другого, то тем более, читая молитву, следует подумать над словами ее и, произнеся молитву Богу, нужно выслушать и ответ Его.
Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: Господи,Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф.7,21). Наверх

О посте

Церковь Христова заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания — посты. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос (Мф. 4).
Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.

Многодневных постов в году четыре. Самый длительный и строгий – Великий Пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них – Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост, но он короче – с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.

Четвертый пост – Святых апостолов (Петра и Павла).
Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.

Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд.
Но пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание.
Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина. Наверх

Исповедь

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?
Православная Церковь отвечает: принести покаяние.
Покаяние — это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.
Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.
Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо — Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», — свидетельствует батюшка.
На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.

Грехи против Господа Бога
Верования снам, ворожбе, встречам и др. приметам. Сомнения в вере. Леность в молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св.причастия. Лицемерие в Богопочитании. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение наложить на себя руки. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Нарушение постов или не точное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего
Неусердие к своей должности или к своему делу. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Убийство. Непочтение к родителям. Гнев, вражда в семейной или домашней жизни.

Грехи против самого себя
Праздные или скверные мысли в душе. Желание зла ближнему. Лживость слова речи. Раздражительность. Зависть. Жестокосердие. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Нетрезвость и многоядие. Блуд. Прелюбодеяние.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединненая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страсною привязанностью к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни.
6. Гнев непримирительный и решающий на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

Хула на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами.
Грехи, вопиющие небо об отмщении за них. Умышленное человекоубийство (аборты), в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, малолетних детей-сирот. Отнятие у человека последнего куска хлеба. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

От кающего требуется: Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Сомообличение перед духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Грехи сокращают нашу жизнь… Наверх

Как именуются святые

Разными путями люди угождают Богу. Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою. Церковь прославляет угодников Божиих в разных чинах.

Пророки — люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла. Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например, праведная Анна (16 февраля).

Апостолы – ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Равноапостольные – это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля); цари Константин и Елена (3 июня).

Святители – патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай (19 декабря и 22 мая), Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские иерархи Петр, Алексей, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

Преподобные (уподобившиеся Господу) – святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели – смирение, целомудрие, кротость. На Руси особой любовью пользуются преподобный Сергей Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Мученики, коих среди святых большинство, претерпели страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам. Претерпевшие особо жестокие муки – великомученики. В их числе: целитель Пантелеймон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря). Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти.

Благоверные цари и князья употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Дмитрий Донской (1 июня).

Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно. Таковыми врачами были святые Косма и Дамиан (14 июля).

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия и терпения поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Одна из них – Ксения Петербургская (6 февраля).

Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первым русским святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

Ангелы – это бесплотные духи, служители Божьи, вестники воли Его. Старший в ангельском мире — Архистратиг Михаил Архангел (21 ноября).

Праведные – святые, не принимавшие монашеского пострига, но прославлявшие Бога всей своей жизнью в миру. Так называет Церковь святых Иоакима и Анну (22 сентября), Захарию и Елизавету (8 июля), Иоанна Кронштадского (2 января). Наверх

(К. Слепинин «Азы православия»)

Бог говорит с людьми, которые готовы Его слушать. Последователь Христа, который воспитывает следующие четыре привычки в своей жизни, будет настроен на то, чтобы услышать Слово от Бога.

Во-первых, христиане должны строить отношения с другими христианами. Это не означает исключить из своего круга общения тех, кто не верит в Бога также, как Вы. Но если Вы строите близкие взаимоотношения с теми, кто имеет с Вами одни приоритеты, Вам легче будет жить наполненной верой жизнью.

Последователь Христа должен ежедневно уделять время чтению Библии, размышлять над посланием и молиться о том, чтобы жизненные уроки из Писания действовали в его или ее жизни. Чтения Библии и размышления над Божьим Словом погружает последователя Христа в Божьи цели и Его природу.

Молясь о других и самом себе каждый день, христианину легче будет отвернуться от своих собственных эгоистичных желаний и продвинуть приоритеты Бога на первое место в своей жизни.

Четвертая привычка обычно самая сложная к исполнению. Христианам следует активно искать возможности рассказать другим о том, чему они учатся, и о Боге. Делясь своими мыслями о Боге, внутреннее становится внешним, а уроки, полученные наедине, становятся частью внешнего образа жизни, который меняется в сторону Божьих целей.

Если Вы каждый день делаете эти 4 вещи, Вы будете «настроены на Божью волну». Бог может говорить с кем угодно, в любое время или в любом месте. Но Бог не часто разговаривает с человеком, который не готов Его слышать.

В Библии Бог говорил через животных, пылающий куст, ангелов, видения и т.д. Бог может использовать что угодно, чтобы общаться с человеком, который готов услышать Его. Тем не менее, вот несколько методов, которые Бог часто использует.

Бог часто будет говорить с вами через Вашего друга или лидера. Часто нам достаточно увидеть ситуацию глазами другого человека, чтобы услышать волю Бога. Бог может проговорить к Вам через хорошего друга, которому Вы доверяете, как преданному и верному последователю Христа.

В Библии есть примеры большинства жизненных проблем, ловушек и ситуаций, с которыми люди сталкиваются и в наши дни. Слово Божье расскажет Вам о Божьем общем плане и часто даст советы, как найти волю Бога для конкретной ситуации.

Библия описывает Бога, говорящего «тихим голосом». Бог часто говорит прямо в Ваш разум. Вы услышите Его, если Вы уделите время молитве и дождетесь Его ответа. Бог обещает, что Он ответит, если Вы будете молиться и ждать. Его «тихий голос» может быть мыслью в Вашем уме, ясным и простым ответом на Ваши молитвы.

Вы услышите Бога, когда решите сохранить Его волю, как свой самый важный приоритет. Ученик, желающий отпустить свои желания, противоречащие выраженной цели Бога, более нежели дисциплинированный или исповедующий религиозные обычаи, демонстрирует единодушную, чистую сердечную преданность. Этот человек услышит голос Бога не потому, что он достаточно хорош, а потому, что Бог обещает говорить к чистому сердцу.

Если Вы хотите услышать от Бога, вы должны настроить «статику своего приемника» на Его «волну». Бог обещает, что если Вы человек, который преднамеренно, умышленно и неоднократно ставящий перед собой свою волю, Он вряд ли будет говорить с Вами. Преднамеренное, повторное и привычное непослушание затмит голос Бога. Он часто не будет говорить, пока Вы ставите свои приоритеты на первое место в своем сердце и в жизни. (Ссылки на Библию, связанные с этой статьей: 2 Тимофея 2.20-21, Деяния 2.46-47, к Филимону).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *