Голова Иоанна крестителя

<strong>МОСКВА, 8 мар —</strong> <strong>РИА Новости.</strong> Православные христиане в конце первой недели Великого поста этого года отмечают один из самых необычных праздников — Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Крестителя. История этой реликвии весьма туманна и запутанна, поэтому никто точно не знает, где именно она находится сейчас. О загадке одной из величайших святынь — в материале РИА Новости.Страшная просьбаТут путаница почти с самого начала. Как известно из Евангелия, Иоанна Крестителя приказал убить правитель Галилеи Ирод Антипа. Хотя он же, пожалуй, был единственным властителем, уважавшим великого пророка.Но когда Предтеча стал изобличать его в том, что он вступил в брак с Иродиадой, женой своего брата, разгневанный царь заточил его в темницу. Супруга, как повествует евангелист Марк, «злобясь на него, желала убить его; но не могла», пока не подвернулся удобный момент.На одном из пиров Саломея, дочь Иродиады, «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». И царь ей сказал, что та может просить у него все, что захочет.»Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей», — свидетельствует евангелист Марк.Тело Иоанна, согласно Евангелию, похоронили его ученики. А вот что было с головой — Писание умалчивает. Сохранилось лишь предание, по которому Иродиада спрятала ее в своем дворце. Однако жена домоправителя Ирода по имени Иоанна выкрала голову и, поместив в кувшин, захоронила на Елеонской горе напротив Иерусалима, на территории одного из поместий галилейского царя.Спустя десятки лет эту землю выкупил некий вельможа по имени Иннокентий. Он и обнаружил кувшин с головой Предтечи. Это событие вошло в церковный календарь как Первое обретение главы Иоанна Крестителя.Перед смертью благочестивый вельможа решил закопать голову. На месте захоронения он, как гласит предание, построил церковь. Но со временем она обветшала и разрушилась. И в христианской общине реликвию считали навеки утраченной.Обретение и забвениеОднако случилось чудо. В IV веке, как гласит предание, Иоанн Креститель явился двум монахам, которые совершали паломничество в Иерусалим, и указал место захоронения своей головы. Те положили ее в мешок, но по дороге домой встретили горшечника из сирийского города Емесса (современный Хомс). Тому тоже явился во сне пророк и указал «забрать у нерадивых монахов» реликвию. Он так и сделал. Спустя годы, после череды различных перипетий, святыню утратили вновь.В 452 году произошло Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Монах Маркелл раскопал ее в Емессе. А вот что было потом — большая загадка.Церковное предание гласит, что святыню торжественно перенесли в Константинополь, где она и хранилась многие столетия. Однако еще в XVII веке французские историки отмечали, что средневековой Европе ничего не было известно об этом событии. Напротив, считалось, что голова осталась в Емессе, где ради нее воздвигли величественную церковь.Вот только примерно с VIII века след святыни теряется. Где она могла оказаться? На этот счет существует три версии.»Разделили на части»В начале VIII века к власти в Византии пришли иконоборцы. Они принялись уничтожать не только иконы, но и реликвии, считая их «пережитком язычества». Печальная участь угрожала и главе Иоанна Предтечи, однако верующим удалось ее вовремя спасти. В самый последний момент они перенесли святыню из Емесса в город Команы.Правда, в то время было два города с таким названием. Один находился в Каппадокии, а другой — в Абхазии. Большинство ученых склоняются к тому, что речь идет все же о Причерноморье, ведь Команы Колхидские — так называли этот город — на протяжении почти тысячелетия служили пристанищем для гонимых властью христиан. Там, например, находился в ссылке знаменитый учитель Церкви Иоанн Златоуст.В 843 году, когда режим иконоборцев свергли, реликвию доставили в Константинополь. Это событие отмечается в Церкви как Третье обретение главы Иоанна Предтечи.»Затем глава была поделена на несколько частей (согласно различным версиям, на две или на семь частей, вероятно, во время правления императора Константина IX Мономаха), которые хранились в храмах Константинополя», — отмечают авторы «Православной энциклопедии».А в 1204 году крестоносцы увезли части святыни в Западную Европу. Одна из них оказалась во французском Амьене. Другая — в соборе Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме. То, что завоеватели не успели захватить, эвакуировали в Великую Лавру на Афоне. Впоследствии части главы Предтечи распространились по всей Европе. Одну из них правитель Валахии Неагул Башараба в XVI веке подарил афонскому монастырю Дионисиат.»В эпоху Средневековья происходил постоянный обмен реликвиями. Ведь тогда они играли не только духовную, но и большую политическую роль», — отмечает в беседе с журналистами британский искусствовед Энтони Истмонд.Кавказский следПо другой версии, святыню спрятали от иконоборцев в Команах Каппадокийских. Оттуда привезли в Иберию (Грузию), где она хранилась вплоть до XIII века, пока ею не завладел брат правителя земли Арцах (ныне — Нагорный Карабах) по имени Джалал Дола.Согласно хроникам, он вручил реликвию своему брату, однако через некоторое время потребовал обратно. Но тот отказался.»Тогда Джалал Дола силою отнял ее у брата и привез в края Гандзак, в гавар Арцаха, в родовую усыпальницу свою. И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную церковь католике во славу Бога Христа и Крестителя его святого Иоанна. А день освящения церкви назвал ее именем святого Иоанна Гандзасара», — повествует армянский летописец.Святыня исламаВпрочем, согласно еще одному преданию, святыню вывезли из сирийского города Емесса намного раньше VIII века. По каким причинам — неизвестно. Однако глава Иоанна Предтечи оказалась в Дамаске.По византийской традиции ее погребли в храме, который, как отмечали современники, был богато украшен. Что удивительно, стены базилики, возведенной примерно в VI веке, сохранились до сих пор. Теперь это часть четвертой по значимости мечети ислама — Омейядской.»Строители мечети Омейядов (в VIII веке. — Прим. ред.) наткнулись на гробницу, где не было ни единого намека на то, кто в ней похоронен. И решили разрушить ее. Едва нанесли несколько ударов, как из камня пошла кровь», — рассказывает корреспонденту РИА Новости имам мечети Ахмед Букар.Местные христиане сообщили халифу Аль-Валиду, который возводил мечеть, что в могиле покоится глава Иоанна Предтечи. Тогда правитель приказал построить над ней специальный шатер. Ныне свои молитвы перед святыней возносят тысячи мусульман, которые почитают Крестителя как одного из пророков ислама.Однако, как уточняет Букар, достоверно не известно, погребена ли глава целиком, либо это одна из ее частей. Каких-либо серьезных исследований тут не проводилось, как и с реликвиями, хранящимися в Риме, Амьене, на Афоне и в Нагорном Карабахе.А ученые, в свою очередь, подчеркивают, что решить проблему невозможно — слишком мало данных. Поэтому местоположение главы Иоанна Предтечи — вопрос прежде всего веры, а не науки.

История честной главы Иоанна Предтечи – на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Тимофей Китнис в роли ведущего в документальном сериале «Неизвестная Европа» с главой Иоанна Крестителя в руках. Амьен, Франция

Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно. После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью. Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.

Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы. И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.

Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.

Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия. Фото www.wikipedia.org

Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть – и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).

Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена – он видел только лицевую часть.

Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.

С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене – и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции. К ней паломничают короли – Людовик Святой, его сын Филипп Отважный – и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.

Фото www.thomas-tdf.de

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.

Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.

Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.

Читайте также другие материалы об Иоанне Предтечи

Честная глава св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Честная глава Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в «безчестном месте”. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивой Иоанне, жене царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3) было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Мф. 14, 2).

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Память 24 февраля.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Память 24 февраля.

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емесы (ныне Хомс), вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.

Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Однако, по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария. Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Емесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита Емесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память 9 ноября), написанного св. Симеоном Метафрастом. По сказанию первого, честная глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в Емесу в новосозданную церковь во имя Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков.

Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (неизвестно, о каких Команах идет речь — Каппадокийских или Понтийских).

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Память 25 мая

После восстановления иконопочитания на константинопольском соборе 843 года честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы св. Иоанна Крестителя.

После 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре, откуда в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц честной главы: Афонский Дионисиевский монастырь, Угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена. Согласно армянскому преданию, честная глава Предтечи (а вернее — её часть) во время одного из крестовых походов была принесена из Киликийской Армении в современный Нагорный Карабах, где захоронена в усыпальнице храма Гандзасарского монастыря.

Глава Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене (Франция)

Студийская частица

После 850 года часть честной главы Предтечи обреталась в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний.

14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению. Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.

Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам”. С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе.

В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын – Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей св. Иоанна.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно св. Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами.

По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  1. Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  2. С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости Средних веков”.
  3. Лицевая часть, называемая головой св. Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости Средних веков”. С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости Мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 1000 и 2500 лет.
  4. Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25-40 годами).
  5. Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским” (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

Использованные материалы

  • Страницы календаря портала Православие.ру:

История праздника

Иоанн Креститель родился в семье священника Захарии и Елизаветы, когда они уже были в преклонном возрасте. Жил Иоанн Предтеча именно в то время, когда царил Ирод. Женат Ирод был на дочери аравийского царя Арефы, однако он оставил ее и жил с Иродиадой, женой своего отца.

Читайте также День Ангела Ивана картинки-поздравления с праздником

На дне рождения Ирода перед гостями плясала дочь Иродиады – Саломея. Она очень понравилась царю, и он пообещал выполнить все, что она пожелает. Дочь не знала, что может попросить у Ирода и пошла посоветоваться с мамой. Коварная Иродиада потребовала попросить голову Иоанна Крестителя на блюде.

Иродиада потребовала голову Иоанна Крестителя

Несмотря на то, что Ирод боялся гнева Божия за убийство пророка, все же не смог нарушить клятву и приказал отсечь Иоанну Крестителю голову и отдать Саломии. Злой Иродиады было недостаточно отсеченной головы, поэтому она еще попрокалывала язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Тогда Иванна – жена царского домоправителя Хузы откопала голову и погребла на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Святая глава Иоанна Крестителя была перепрятана неподалеку имений Ирода

Через некоторое время Божий гнев обрушился на тех, кто погубил жизни пророка. Когда Саломия переходила зимой реку Сикорис, то провалилась под лед. Ее голову отрезала острая льдина. По преданию, тело ее так и не нашли, а голову принесли Ироду и Иродиаде, так как когда-то принесли им главу святого Иоанна Предтечи.

Впоследствии аравийский царь Арефа выслал свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они погибли.

Иоанну Крестителю молятся, чтобы вылечиться от мигрени, чтобы уменьшить физическую боль, понять свои мысли и разобраться в них и о помощи в сохранении рода человеческого.

Что нельзя делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

– В этот день нельзя ничего есть, что имеет круглую форму.

– Запрещено в этот день что-то рубить и резать.

– Нельзя в этот день шить и вышивать.

– Не рекомендуется в этот день начинать какие-то дела, ведь они обернутся провалом.

– Сегодня нельзя веселиться, смеяться, танцевать и петь.

– Не советуют в этот день употреблять продукты красного цвета, которые ассоциируются с кровью после разрезания головы – помидоры, борщ, томатный сок и т.д.

Пророк и Предтеча

Иоанн Предтеча — самый почитаемый Православной церковью святой после Божьей Матери. Сам Иисус Христос говорит о нем: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».

«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец». Иоанн считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа.

Иоанн происходил не просто из знатной семьи: он сочетал в себе царское и священническое происхождение. Его отец, священник Захария, был из рода Аарона, брата пророка Моисея; мать, праведная Елизавета, происходила из рода царя Давида.

Рождение Иоанна связано с чудом: как и родители Девы Марии, Елизавета и Захария состарились бездетными. У евреев считалось, что бесплодие посылается паре за тяжкие грехи, поэтому к таким супругам относились в обществе с большим предубеждением, нередко ущемляли их в правах и осуждали.

© Sputnik / Виталий Денисов Икона «Усекновение головы Иоанна Предтечи»

Родители Иоанна тяжело переживали свою бездетность, так что, когда Захарии явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, который станет великим пророком, тот не поверил и в наказание был лишен Богом возможности говорить. Речь вернулась к нему только в день рождения ребенка.

Иоанн появился на свет на полгода раньше Иисуса Христа. Во время знаменитого избиения младенцев, совершенного по приказу царя Ирода, солдаты ворвались в храм к Захарии прямо во время богослужения и потребовали отдать сына. Отец отказался и был убит. Ребенка спасла Елизавета, которая убежала с ним в пустыню.

В Евангелии не говорится о детских годах и юности Иоанна, он предстает в Писании уже взрослым человеком, подвижником и аскетом, живущим в пустыне; Иоанн носил одежду из грубой верблюжьей шкуры, питался саранчой и медом диких пчел, постоянно пребывал в молитве.

В 30 лет Иоанн Предтеча начал проповедовать и крестить людей в реке Иордан. Именно он крестил Иисуса Христа. За это Иоанна называют еще Крестителем.

За что Ирод казнил Иоанна?

Смерть Иоанна Крестителя напрямую связана с его проповедями: в народе его знали как бескомпромиссного и строгого обличителя греховной жизни, несправедливости и беззакония. Иоанн призывал жить по заповедям Божьим, рассказывал о скором пришествии Мессии.

Его критика касалась и царя Галилеи Ирода Антипы (сына Ирода Великого), который оставил законную жену и сожительствовал с женой своего брата Филиппа, Иродиадой. Ирод под ее влиянием заключил Иоанна в темницу, но казнить не решался: он почитал его за пророка и боялся народного гнева.

© Sputnik / Игорь Кожевников

В Евангелии от Марка сказано: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».

Иродиада же возненавидела Иоанна, но никак не могла добиться его казни. Возможность выпала на пиру в честь дня рождения Ирода. Перед нетрезвым царем и его высокопоставленными гостями станцевала юная дочь Иродиады Саломея.

Разгоряченный ее откровенным танцем, царь в награду поклялся выполнить любое ее желание, даже если это будет половина его царства. Саломея вышла спросить совета у матери, и та велела потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде.

Как говорится в шестой главе Евангелия от Марка: «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». К Иоанну в темницу послали палача, который обезглавил святого. Саломея получила голову на блюде, как и просила. Это событие впоследствии стало одним из самых прославленных сюжетов мирового искусства. Праздником день мученической кончины святого верующие считают потому, что после смерти он обрел вечную жизнь и перешел к Богу.

В чем смысл праздника?

Не всем понятно, почему Иоанн так почитается Церковью и так выделялся самим Иисусом. Ведь он погиб не за Христа, а в результате козней порочной женщины, которая попросту свела с ним счеты.

На самом деле гибель Иоанна символизирует жертву, которую человек приносит, отстаивая правду, свои идеалы. Пустыня, в которой он жил, — символ пустоты людских душ, в которой вдруг слышится голос Господень, голос истины. В Евангелии от Марка так и говорится об Иоанне: «Он глас, вопиющий в пустыне».

© Sputnik / Алексей Куденко Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле.

Незадолго до казни Предтеча, услышав о делах Христа, из темницы посылает к Спасителю своих учеников с вопросом, действительно ли Он — Мессия, или следует ждать другого. Перед лицом грядущей смерти Иоанн колеблется и хочет убедиться, что его жизнь, отданная служению, прожита не напрасно.

Но Иисус не дает четкого ответа, отвечает многозначительно: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.11).

Смысл между этих строк — верь до конца, не требуя гарантий, знамений и доказательств.

Митрополит Антоний Сурожский говорил в проповеди о том, что в день усекновения главы Иоанна Предтечи следует молиться о тех, кто умер в одиночестве, без утешения, кто погиб из-за того, что умел любить или потому, что другие любить не умели, «в ужасе, и трепете, и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью».

Иоанну Предтече также традиционно молятся о людях, страдающих алкоголизмом.

Традиции и суеверия

В христианской традиции в дни больших церковных праздников часто допускаются послабления в еде, даже если они приходятся на Великий пост. В память о гибели Иоанна Крестителя Церковью, напротив, в праздник установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти святого, как напоминание о том, что невоздержание приводит к страшным последствиям — ведь Ирод дал клятву Саломее, будучи изрядно пьяным, а стол на пиру ломился от изысканных блюд.

Поэтому в праздник запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения, разрешается добавлять в еду растительное масло.

© Sputnik / Олег Игнатович Репродукция иконы второй половины XV века из праздничного чина «Усекновение главы Иоанна Предтечи» из коллекции Киевского музея.

С этим днем в народе связано немало суеверий:

  • В этот день стараются не пользоваться ножом
  • Не есть ничего красного и круглого
  • Не танцевать, ибо Ирод обещал исполнить желание Саломеи за исполненный ею танец
  • В лесу начинали сбор лекарственных корений
  • Старались приготовить угощение для нищих

В православных храмах в этот день проходят праздничные богослужения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *