Гонения диоклетиана

Содержание

Краткая биография

Имя: Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Годы жизни: 22 декабря 244 года — 3 декабря 311 года Государство: Римская Империя Сфера деятельности: Политика Величайшее достижение: Стал римским императором, прославился своим угнетением христиан

После кончины римского императора Филиппа I Араба, правившего страной в 244-249 годах н.э., в Римской империи долгое время было правление слабыми императорами (около трех десятков лет).

В это время некогда могущественная страна пережила экономический и военный кризисы. Наконец, в 284 году к власти пришел человек, который полностью изменил лицо империи. Его звали Гай Аврелий Валерий Диоклетиан.

Со времени его правления начинается тот период в Римской империи, когда власть императоров стала неограниченной, полностью монархической. Император становился выше всех законов, выше сената.

Ранняя карьера

Диокл, прославившийся в истории под именем Диоклетиан, был рожден 22 декабря 245 года в глубинке Далмации и был весьма скромного происхождения – его отец был вольноотпущенником.

Он вступил в армию и быстро поднялся по службе, попав в ряды элитного корпуса. Позднее он стал командиром войск в северной балканской провинции Мёзии. В 283 году он отправился вместе с римским императором Каром и его сыном Нумерианом в Персию, где был командиром доместиков – элитного отряда солдат.

В Персии император Кар внезапно скончался, а пришедшего ненадолго к власти Нумериана убил его собственный тесть, Арриус Апер, посчитав его недостойным трона и желая самому сесть на императорский престол.

После публичного убийства предателя Апера Диоклетиан был объявлен своими солдатами императором.

Произошло это, согласно источникам, в ноябре 284 года. После этого новоиспеченный император перешел вместе с войсками через Босфорский пролив и вступил в сражение с Карином, вторым сыном императора Кара, и одержал победу.

Победив, Диоклетиан приобрел абсолютную власть над страной.

Реформы Диоклетиана

Диоклетиан осознавал, что основной сложностью в управлении Римской империей являются её большие территории.

Земли, принадлежащие императору, были слишком огромны, чтобы один человек мог ими достойно править. Поэтому с самого начала новый император принял решение разделить территории на две части.

Диоклетиан выбрал из своих старых и преданных друзей одного офицера по имени Максимиан, дал ему титул Цезаря и отправил его править на западных землях, в то время, как сам остался поправлять дела на востоке.

Через год Максимиан получил титул Августа и стал соправителем Империи.

Независимо от того, что Максимиан занимал пост соправителя, ведущая роль оставалась за Диоклетианом, у него было право запретить любые постановления Максимиана.

Столицей Диоклетиана на востоке Империи стал город Никомедия, а столицей Максимиана на западе — Медиолан.

Последующие годы Диоклетиан пытался уладить военные конфликты в восточных провинциях империи, в Мёзии и Паннонии.

В 286 году император одержал победу, что принесло в страну спокойствие.

В 288 году он учредил постройку гражданских и военных объектов на территории восточных провинций, добился упорядочения границ с Персией.

В 289 победил вторгнувшихся на территорию Империи сарматов, а также сарацин в 292 году нашей эры.

На Западе Максимиан страдал от подобных трудностей. Офицер его армии Караусий захватил власть над Британией и частью северной Галлии, провозгласив себя императором.

Максимиан вынес ему смертный приговор, который привел в исполнение министр финансов узурпатора Альктюс, как это часто бывает, предателей устраняет кто-то из его приспешников.

По-видимому, концепция разделенной власти работала, но был один вопрос, который требовал решения – это вопрос преемственности.

Решением этой проблемы, которое предложил Диоклетиан, стала тетрархия. В этом случае в Империи сохранялась та же ситуация с двумя императорами, и она допускала плавный переход власти в доверенные руки, в случае смерти или отречения императора.

Суть предложения Диоклетиана была в следующем: в Империи существовали два императора Августа – Диоклетиан и Максимиан – и каждый император выбирал заместителя-соправителя в титуле Цезаря, который подчинялся ему.

После смерти или отставки Августа, Цезарь его замещал. Каждый из четверых управлял своей территорией и имел свой капитал.

Несмотря на кажущийся раскол власти, все были подотчетны одному Августину.

Максимиан выбрал своим заместителем Флавия Констанция I Хлора с резиденцией в Трире, который показал свою доблесть при подавлении мятежа Караусия, а Диоклетиан – Гая Галерия на Балканах.

Все вместе они сдержали немало конфликтов, в Персии и в северной Африке, когда эта схема правления была подвергнута проверке.

Внутреннее администрирование

Для решения проблемы с внутренними военными конфликтами, Диоклетиан принял решение удвоить число провинций до ста и объединить их в двенадцать диоцезов, возглавляемых викариями, не имеющими военного образования.

Это решение изменило внутренние границы провинций, сделав невозможными восстания.

Также была проведена военная реформа: наёмники в армии были заменены на рекрутов, предоставлением которых занимались землевладельцы этих регионов.

Поскольку центр империи вместе с императором переместился из Рима на восток, многие члены сената в Риме потеряли свое влияние на административные решения. Так постепенно сенат перестал принимать участие в важнейших делах империи.

Диоклетиан и христиане

Помимо остальных проблем в огромной империи, Диоклетиана беспокоил рост количества христиан и их влияние на римлян.

Он хотел вернуться к традиционной вере в богов, а также возомнил себя богом, поэтому на христиан начались гонения.

Император приказал уничтожить христианские храмы и тексты.

Во время этого Великого Преследования, всякий христианин, отказавшийся приносить жертвы римским богам, был убит или подвергнут жутким мучениям.

Отречение и смерть

Спустя двадцать лет после начала своего правления, Диоклетиан впервые приехал в Рим, в 303 году.

Во время этой поездки он серьезно заболел и был вынужден отречься от престола в 305 году.

Диоклетиан также убедил уйти в отставку Максимиана.

Даже после отставки, император, предложивший тетрархию, остался во дворце вплоть до своей смерти в октябре 311 года.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться Метки: Максимиан, Тетрархия, Филипп I Араб

Великое гонение на христиан (303-313), начавшееся при императоре Диоклетиане и продолжившееся его наследниками, было последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи. В 303 году тетрархи Диоклетиан и Максимиан, Галерий и Констанций Хлор издали эдикт, отменяющий права христиан и требующий от них соблюдения традиционных римских религиозных практик. В дальнейшем были выпущены новые эдикты, направленные против священников, а также обязывавшие всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения.

Интенсивность гонений различалась в пределах империи — в Галлии и Британии, где выполнялся только первый эдикт, она была меньше, и более суровой в восточной части империи. Карательные законы постепенно отменялись, и считается, что Миланский эдикт, изданный Константином Великим и Лицинием в 313 году окончательно завершил этот период.

Христиане в первые века своего существования подвергались дискриминации в империи, первые императоры неохотно принимали законы по этому поводу. Только в 250-х годах, при императорах Деции и Валериане началось законодательное преследование христиан. Эдикты Деция не сохранились и об их смысле можно судить только по косвенной информации. Предполагается, что они были направлены против высшего духовенства и предписывали произвести всеобщее жертвоприношение. Первый эдикт Валериана, изданный в 257 году, предписывал клирикам совершить жертвоприношение римским богам, за отказ полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни было запрещено совершать богослужения и посещать места захоронений. К периоду действия первого эдикта относится мученичество папы Стефана I, казнённого в 257 году. В следующем году был принят более суровый закон, согласно которому духовных лиц за отказ повиноваться полагалось казнить, знатных мирян сенаторского и всаднического сословия — лишать достоинства и подвергать конфискации имущества, в случае упорства — казнить, их жен лишать имущества и ссылать, лиц, состоявших на императорской службе,- лишать имущества и осуждать на принудительные работы в дворцовых имениях. С приходом к власти Галлиена эти законы перестали исполняться.
Восшествие на престол в 284 году Диоклетиана не привело к мгновенному отказу от политики игнорирования христиан, однако в первые пятнадцать лет своего царствования Диоклетиан последовательно очищал армию от христиан, осуждал на смерть манихеев и окружал себя ярыми противниками христианства. Зимой 302 года Галерий посоветовал Диоклетиану начать всеобщее преследование христиан. Желая получить божественную поддержку этому начинанию, Диоклетиан обратился к оракулу Аполлона, и ответ последнего был интерпретирован как одобрение предложения Галерия. Первый эдикт, положивший начало Великому гонению, был издан 24 февраля 303 года.
Преследование не смогло предотвратить распространение христианства и становление его в качестве государственной религии империи. Хотя оно привело к смерти, по современным оценкам, от 3000 до 3500 человек, и пыткам, заключению, и изгнанию ещё большего количества людей, большинство христиан не пострадало. Другим следствием этих событий стало разделение церкви на тех, кто предпочёл принять выдвинутые требования, т. н. традиторы, и тех, кто сохранил чистоту веры. Некоторые из возникших в этот период учений, таких как донатисты в Северной Африке и мелетиане в Египте, просуществовали впоследствии длительное время. Возникший в результате «культ мучеников», преувеличивающий жестокость событий, подвергался критике начиная с эпохи Просвещения. Некоторые современные историки, например Дж. де Сент-Круа, также считают сведения христианских историков о событиях «Великого гонения» преувеличенными.

Предпосылки:

Гонения до Диоклетиана

От своего возникновения до легализации при Константине, христианство было незаконной религией для Римского государства. В первые два столетия своего существования христианство и его последователи были подозрительны для большей части населения империи. Их считали членами некоего «секретного общества», члены которого общаются с помощью тайных кодов и избегают приличного общества, поэтому в начале против христиан имели место общественная враждебность и гнев толпы, а не официальные действия. Первая известная попытка сформулировать официальную позицию была предпринята императорским легатом в провинции Вифиния и Понт?! Плинием Младшим в своём письме Траяну сообщил о том, что он получил большое количество анонимных доносов на христиан, и просил совета, поскольку полагал дело серьёзным. Ответ императора, фактически — официальный документ, рескрипт, сводящийся к тому, что не следует специально выискивать христиан, а если они будут изобличены и откажутся от своей веры, то их следует отпустить, подтверждённый Адрианом в 125 году, задал направление имперской политики в отношении христиан на ближайшие десятилетия. Однако практическим следствием рескрипта Траяна было то, что выявленных, сознавшихся и неотрёкшихся христиан подвергали пыткам и казням, как это было в 177 году в Лионе и Вьене, когда вмешательство гражданских властей помешало толпе горожан вытащить христиан из их домов и забить до смерти. Обратившийся за решением императора проконсул получил от правившего в то время Марка Аврелия следующее решение — твёрдых в христианстве казнить, римских граждан мечом, прочих отправлять ad bestias, отступников отпустить.

Для последователей традиционных культов христиане были слишком странны — не совсем варвары и не вполне римляне. Их религиозные практики являлись вызовом для традиционных устоев. Христиане отказывались отмечать народные праздники, участвовать в мероприятиях императорского культа и публично критиковали древние обычаи. Иустин Философ сообщает о муже-язычнике, донёсшем на жену-христианку, Тертуллиан о детях, лишённых наследства после обращения в христианство. Традиционная римская религия была неразрывно связана с римским обществом, а христиане отвергали и то, и другое. По мнению Тацита, этим они выказывали «ненависть к роду людскому». Распространены были представления о христианах, как о занимающихся чёрной магией (лат. maleficus) для достижения своих целей, а также практикующих инцест и каннибализм.

Напротив имя факции должно давать тем, которые сговариваются ненавидеть людей добрых и честных, которые единогласно требуют крови людей невинных, прикрываясь для оправдания своей ненависти тем ложным мнением, что они, христиане, виновники всякого общественного бедствия, всякого народного несчастия Если Тибр вошел в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия; то тотчас кричат: христиан ко льву. — Тертуллиан, Апология, глава 40

Тем не менее, в первые два века христианской истории законов против христиан не принималось, и все имевшие место преследования проводились по инициативе местных властей. Так было в 111 году в Вифинии-Понте при Плинии Младшем, в Смирне в 156 году — мученичество Поликарпа Смирнского, первое, о котором есть относительно достоверные сведения, Сцилле близ Карфагена в 180 году по приказу проконсула и т. д. Когда император Нерон казнил христиан после пожара 64 года, это было исключительно местным делом, не выходящим за границы Рима. Эти ранние преследования были хотя и жестокими, но спорадическими, короткими, локальными, не представлявшими угрозами для христианской общины в целом, но, тем не менее, глубоко повлиявшими на воображение ранних христиан.
К III веку ситуация изменилась. Императоры и региональные чиновники стали активно и по собственной инициативе преследовать христиан. Те, в свою очередь, тоже изменились, среди них появились состоятельные и знатные граждане империи. Ориген, писавший об этом в 248 году, отмечал, что «в настоящее время, при значительном количестве вступающих в христианство, можно указать людей богатых, даже несколько высокопоставленных мужей, женщин, известных своей изысканностью и благородством». Одним из первых законов против христиан стал изданный в 202 году, как об этом сообщает «История августов», Септимием Севером указ, запрещающий обращение в иудаизм или христианство. После затишья, продолжавшегося до убийства императора Александра Севера, целью Максимина (235-238) стали христианские лидеры, Деций (249-251) требовал всеобщего и явного отправления языческих обрядов. Христиане упорствовали в своём нежелании приносить императору присягу, в результате чего их вожди подвергались пыткам и казням, как, например, в случае с епископом Рима Фабианом и епископом Антиохии Вавилой. Страдали и простые верующие, как, например, Пионий из Смирны и множество других, замученных при Деции.
Гонения при Деции стали тяжёлым ударом для церкви. В Карфагене и Александрии происходили массовые отречения, а в Смирне к этому призывал местный епископ Евктемон. Поскольку церковь была преимущественно городской, было несложно выявить и уничтожить её иерархию. Однако этого не произошло. В июне 251 года Деций пал в битве, не доведя этот процесс до конца. В течение последующих шести лет преследований не было, что дало возможность церкви восстановиться. В 253 году престол занял друг Деция, Валериан, в начале производивший на современников впечатление друга христиан, несмотря на то, что в 254 году был подвергнут пыткам и вскоре умер теолог Ориген. Однако в 257 году он издал эдикт, осуждавший христиан на изгнание и каторжные работы, а затем ещё один, устанавливающий для них в качестве наказания смертную казнь. Однако пленение и гибель императора в 260 году приостановили гонения, а сын и преемник Валериана, Галлиен (260-268), установил «мир всех церквей», продолжавшийся до правления Диоклетиана.

Гонения и идеология Тетрархии

Диоклетиан, провозглашённый императором 20 ноября 284 года, в религиозном отношении был консерватором и приверженцем традиционного римского культа, предпочитая, в отличие от Аврелиана (270-275), поклонение олимпийским богам. Более того, он стремился вдохнуть новую жизнь в древнюю религию. По словам панегириста, обращённым к Максимиану, «Ведь вы щедро одаряете их алтарями и статуями, храмами и приношениями, наконец, самими своими именами; вы украшаете их своими изображениями и делаете ещё более священными примером своего почитания. Именно теперь люди понимают, что значит могущество богов: ведь столь ревностно их почитаете вы.» Частью этого плана была масштабная строительная деятельность. Около четверти всех надписей, относящихся к реконструкции языческих храмов в Северной Африке за период с 276 по 395 год относятся к правлению Диоклетиана. Император отождествил себя с главой римского пантеона, Юпитером, в то время как его соправитель Максимиан связал своё имя с Геркулесом. Такая связь между божеством и императором помогала легитимизировать притязания последнего на высшую власть и прочнее связывала государственную власть с традиционным культом.
Благосклонностью Диоклетиана пользовались не только Юпитер и Геркулес, но и менее традиционные культы. Им были построены храмы Изиды и Сераписа в Риме, а также Непобедимого Солнца в Комо. При этом Диоклетиан поощрял скорее культы, чьи божества распространяли своё покровительство на всю империю, чем на отдельные провинции. В Африке он способствовал укреплению почитания Юпитера, Геркулеса, Аполлона, Меркурия, а также императорского культа. Сведения о динамике популярности местных божеств в рассматриваемый период противоречивы. С одной стороны, есть сведения об усилении почитания в конце III века местных божеств, например, пришедший из Паннонии культ Дунайского всадника. С другой, тысячелетиями пользовавшиеся почётом в южном Средиземноморье божества стали утрачивать любовь населения. Так, в Нумидии последняя известная надпись посвящённая Сатурну (Баал-Хаммону) датирована 272 годом, в Киренаике Аполлону — 287 годом, в Египте последняя иероглифическая надпись — 250 годом.

Подобно Августу и Траяну до него, Диоклетиан именовал себя «восстановителем». Он пытался убедить общество рассматривать его царствование и созданную им систему правления, то есть Тетрархию, как восстановление традиционных римских ценностей и, после беспорядков III века, возврат к «Золотому веку Рима». Как следствие, он стремился усилить существовавшую издавна римскую тягу к сохранению древних обычаев и имперское неприятие независимых сообществ. Необычны решительная позиция режима Диоклетиана и вера последнего в способность правительства вызывать существенные изменения в морали и обществе. Его предшественники стремились проводить более осторожную внутреннюю политику, предпочитая работать с существующими структурами, не занимаясь их капитальным ремонтом. Диоклетиан, в отличие от них, для достижения своих целей хотел реформировать каждый аспект общественной жизни. В его правление чеканка монет, налогообложение, архитектура, законодательство и история были радикально перестроены для приведения в соответствие с его авторитарной и традиционалистической идеологией. Реформирование «фабрики морали» империи — и устранение религиозных меньшинств — было просто одним из этапов этого процесса.

Нашей благочестивой и религиозной мысли представляется в высшей степени досточтимым и достойным вечного сохранения с благоговейным страхом всего того, что постановлено святого и целомудренного в римских законах. Ибо бессмертные боги как прежде были, так несомненно оставались бы и теперь благосклонными и содружественными римлянам, если бы все живущие под нашим скипетром проводили жизнь всегда благочестивую и честную. — Эдикт о браке, 295 год

В этой ситуации особое положение иудеев и христиан становилось особенно заметным. Однако иудеям удалось, за счёт древности своей веры, добиться толерантного к себе отношения империи. Они избежали гонений при Деции и не подвергались преследованиям при Тетрархии. Соответственно христиане, последовательно противопоставляющие себя иудеям, и чья вера воспринималась как новая и необычная, уже к этому времени не смешиваемая с иудаизмом, не заслужили такой терпимости.
Гонение не было единственным выходом рвения Тетрархии в сфере морали. В 295 году Диоклетиан (или его цезарь Галерий) издал в Дамаске эдикт, запрещавший близкородственные браки и провозглашавший превосходство римских законов над местными. Его преамбула постулировала, что долгом каждого императора является утверждение священных принципов римского права. Эти принципы, последовательно претворённые в жизнь, логически требовали от императоров добиваться единообразия и в вопросах религии.

Общественное мнение

В повседневной жизни

Христианские общины быстро росли во многих частях империи, особенно на Востоке, после того, как в 260 году Галлиен принёс церкви мир. Хотя данных, для того, чтобы произвести точные оценки количества христиан в этот период практически нет, некоторые исследователи предлагают свои варианты подсчётов. Так, К. Хопкинс исходя из предположения о постоянном ежегодном приросте христианского населения в 3,35 % предполагает, что с 1.1 миллиона в 250 году их число выросло до 6 миллионов в 300 году, что составляло 10 % населения империи. По версии Э. Гиббона, из современных исследователей поддержанной Р. Л. Фокс, их было меньше, от 4 до 5 %. Христиане также начали распространяться и в сельской местности, где их не было много раньше. Их церкви уже не были такими незаметными, как в I и II веках; в крупных городах по всей империи появлялись крупные храмы. В Никомидии церковь занимала холм перед императорским дворцом. Эти факты, вероятно, отражают не только количественный рост христиан в империи, но и их возросшее влияние. В тех частях империи, где христиане были особенно многочисленны, как в Северной Африке и Египте, местные божества утрачивали веру населения.
Неизвестно, насколько гонения поддерживала аристократия. После примирения Галлиена христиане заняли высокие посты в системе римской власти. Некоторые их них были назначен самим Диоклетианом, а его жена и дочь сочувствовали церкви. Многие жители империи готовы были принять мученическую смерть, а в провинциях императорские эдикты против христиан нарушались повсеместно. Даже о Констанции известно, что он нарушал запретительные установления. По сравнению с ранним периодом гонений низшие классы демонстрировали меньший энтузиазм и больше не верили столь популярным в I-II веках обвинениям. Возможно, как предполагает историк Т. Д. Барнс, существующая уже долгое время церковь стала частью их жизни.
Широко распространённые в тот период теургические верования являлись естественным врагом христианства. Вера в возможность связи с Божеством с целью получения ответа на свои бытовые проблемы посредством деймонов, воспринимаемых христианами как дьяволов, агентов Сатаны, делала эти учения несовместимыми. Отношения неоплатонизма и христианства были сложнее; известно об одном ученике школы Плотина, перешедшем в христианство.

Критика христианства

При этом, однако, в среде высшего имперского руководства были люди, идеологически отвергающие терпимость к христианам, такие как философ Порфирий Тирский и губернатор Вифинии Сосиан Гиерокл, возможно, являющийся анонимным автором двухтомного произведения против христиан, о котором сообщает Лактанций в «Divinae institutiones». Согласно Э. Р. Доддсу, их труды демонстрировали «союз языческих интеллектуалов с истеблишментом».
Краткие и пренебрежительные отзывы о написанных Гиероклом двух книгах против христиан сохранились у Евсевия Кесарийского и Лактанция. Можно сделать вывод, что он противопоставлял «верность и точность» суждений язычников «тупости христиан». По его мысли, если бы христиане применяли свои принципы последовательно, они должны были бы молиться Аполлонию Тианскому, а не Иисусу — чудеса Аполлония были гораздо более впечатляющими, а сам он никогда не имел наглости называть себя «богом». Писания, по его мнению, полны «лжи и противоречий», распространённые невежественными Петром и Павлом, тогда как о деяниях Аполлония сообщали люди образованные. В Divinae institutiones также упоминается некий автор антихристианского памфлета в трёх книгах, возможно, это был ученик неоплатоника Ямвлиха, написавший свой труд из угодливости к императорам. Аврелий Виктор и Лактанций сообщают о том, что Диоклетиан окружал себя жрецами-предсказателями (лат. scrutator rerum futurarum).
Наиболее крупным и эрудированным критиком христиан был философ-неоплатоник Порфирий. Аргументация Порфирия, опубликовавшего в 270-х годах сочинение против христиан, доказывающая абсурдность и несостоятельность христианских верований, была рассчитана не на уже обращённых христиан, а на тех, кто колебался в своём желании к ним присоединиться. Христианская символика ему чужда и он с ужасом цитирует фразу из Евангелия от Иоанна об употреблении в пищу плоти и крови; для него также очевидна невозможность чудес. С течением времени позиция Порфирия менялась, и если в своих ранних трудах он воздерживался от нападок на Иисуса, отзываясь о нём как о святом и скромном человеке, то 15-томное сочинение «Против христиан», созданное около 290 года, выражает его потрясения от стремительного распространения христианства. Судя по сохранившимся отрывкам и отзывам христианских авторов, в нём Порфирий провёл огромную работу по анализу Ветхого Завета, датировав, в частности, книгу пророка Даниила царствованием Антиоха Епифана, а книги Моисея периодом, отстоящим на 1180 лет от жизни пророка.

Критика язычества

В ответ на критику, христианские авторы не только опровергали фантастические слухи и рационалистические аргументы, но и сами выступали с резким осуждением античной культуры. Ещё в конце II века Афинагор Афинский утверждал, что статуи не боги, а всего лишь совокупность «земли, камня и тонкого искусства». В середине III века епископ Киприан Карфагенский осуждал жестокость цирковых зрелищ. На рубеже III-IV веков Арнобий осуждал безнравственность языческих богов и высмеивал поклонение их статуям. Эти полемические сочинения были адресованы язычникам, которые должны были понять преимущества и благородство новой веры по сравнению с разоблаченной старой.

Христианство в конце III века

В первые 19 лет царствования Диоклетиана (284-302 годы) отношение к христианству было вполне доброжелательным, и даже Евсевий Кесарийский, относившийся к императору негативно из-за гонений, считает его первоначальное отношение к Церкви в высшей степени выгодным для распространения христианства. Не только частные лица могли принадлежать к христианскому сообществу и открыто заявлять о своём вероисповедании, но даже императорские чиновники и военные пользовались подобной свободой. Любой христианин, не находящий противоречия в нахождении на императорской языческой службе, мог беспрепятственно продвигаться по карьерной лестнице. Известно множество свидетельств о христианах, занимавших государственные должности всех уровней, в провинциях и в армии. Христиане были даже в личной свите императора — «придворный юноша» Пётр, прославившийся впоследствии своим мученичеством, praepositus sacri cubiculi Лукиан, придворные Горгоний и Дорофей.

Инициатор: Диоклетиан или Галерий?

Евсевий, Лактанций и Константин (если предположить авторство последнего речи Oratio ad Coetum Sanctum) единогласно считают первопричиной гонений Галерия, как получившего от них наибольшую выгоду. Диоклетиан, при всём своём религиозном консерватизме, всё же был склонен к религиозной терпимости. Галерий, напротив, был убеждённый язычник. Согласно христианским источникам, он последовательно выступал за проведение гонений, стремясь использовать их в своих политических целях. Как подчинённый правитель, он всегда упоминался последним в правительственных документах. До конца войны с Персией у него даже не было собственного большого дворца. Лактанций утверждает, что Галерий стремился занять более высокое положение в государственной иерархии. Мать Галерия, Ромула, была настроена резко против христиан — будучи языческой жрицей в Дакии, она их ненавидела за то, что они не посещали устраиваемые ею празднества. Увеличив своё влияние после победы в войне, Галерий, возможно, желал загладить масштабными акциями своё унижение в Антиохии, когда ему пришлось бежать перед императорской колесницей, вместо того, чтобы ехать в ней.
Данная проблема была чётко сформулирована М. Гелцером: желал ли стареющий Диоклетиан завершить труды своей жизни по преобразованию римского мира устранением христианской церкви, или же грубый воин Галерий не нашёл лучшего способа в борьбе за власть с Диоклетианом? Последовавшая затем дискуссия не привела к получению однозначного ответа. В 1926 году попытку подвести итог предпринял К. Штаде, объявив причиной Диоклетиана, вопреки явным указаниям Лактанция. Дальнейшие исследования смогли добавить мало нового, и попытки выработать новую аргументацию, способную нейтрализовать свидетельство Лактанция, были мало продуктивны. Помимо традиционного противопоставления «сильный Диоктетиан/слабый Галерий» или наоборот, предпринимались усилия по исследования интеллектуального окружения Диоклетиана, которое либо могло лоббировать идею гонений, либо предоставить обоснование уже принятого решения.

Ранние гонения

Христиане в армии

По завершении войны с Персией Диоклетиан и Галерий отправились из Персии в сирийскую Антиохию. Лактанций сообщает, что прибыв в этот город, Диоклетиан принял участие в церемонии жертвоприношения и гадания с целью предсказания будущего. Гаруспики несколько раз безуспешно пытались прочитать знамения, после чего главный из них объявил, что причиной неудачи является влияние посторонних лиц. В то же время было замечено, что некоторые из христиан императорского окружения крестились во время мероприятия. Именно их объявили виновными в неудаче гадания. Взбешённый таким поворотом событий, Диоклетиан велел всем придворным принять участие в жертвоприношении. Также Диоклетиан и Галерий разослали письма военачальникам с требованием всем военнослужащим принести жертвы богам или покинуть армию. Поскольку Лактанций не сообщает о кровопролитиях в связи с этими событиями, христиане их императорского окружения их, вероятно, пережили.
Евсевий Кесарийский, современник этих событий, рассказывает похожую историю: командиры должны были предложить своим войскам выбор между жертвоприношением и разжалованием. Это были суровые — в случае отказа солдат терял возможность продолжения карьеры в армии, государственную пенсию и накопления — но не фатальные условия. Согласно Евсевию, чистка достигла поставленной цели, однако его изложение хода событий противоречиво, как и его оценка количества отступников. Евсевий также приписывает инициативу чистки Галерию, а не Диоклетиану.
Современный исследователь П. Дэвис предполагает, что Евсевий рассказывает о том же событии, что и Лактанций, однако основывался на слухах и не имел доступных последнему сведений о дискуссии, имевшей место в ходе императорского жертвоприношения. Поскольку чистке подверглась армия Галерия (свою Диоклетиан оставил в Египте для подавления беспорядков), именно его народная молва объявила инициатором. С другой стороны историк Д. Вудс полагает, что Евсевий и Лактанций рассказывают о двух совершенно разных событиях. Евсевий, по мнению Вудса, описывает начало чистки армии в Палестине, тогда как Лактанций повествует о событиях при дворе. Вудс утверждает, что соответствующее место хроники Евсевия было искажено в латинском переводе, и что Евсевий в оригинале указывал местом начало гонений крепость Беторис в современной Иордании.

Преследование манихеев

Первоначальные гонения продолжения не получили. Диоклетиан остался в Антиохии на следующие три года. Также он зимой 301 — 302 года посетил Египет, где совершил раздачу зерна в Александрии. В Египте несколько последователей пророка Мани были осуждены перед проконсулом Африки. 31 марта 302 года Диоклетиан, после консультации с проконсулом, приказал сжечь заживо предводителей манихеев вместе с их священными книгами. В истории Империи это был первый подобный случай. Некоторые из незнатных манихеев были казнены, знатные были сосланы в рудники Проконнеса (Мраморное море) или рудники Фено. Вся их собственность была конфискована в пользу императорской казны.
Тогда же, 31 марта 302 года, Диоклетиан в указе против манихеев обосновал суть своих претензий к манихеям — они представляли собой новую и ранее неслыханную секту, не могущую, в отличие от старых, пользоваться божественным покровительством. И если позволить им существовать, то они с течением времени отравят своим ядом всю империю.
Большинство исследователей считают преследования манихеев — приверженцев религии, зародившейся в Персии, обусловленными политическими причинами. Соответственно этому предлагаются различные датировки эдикта против манихеев, с 296 по 308 год. Версия о 302 годе впервые была обоснована Т. Моммзеном и поддержана Т. Д. Барнсом.

302-303 годы

Диоклетиан был в Антиохии в августе 302 года, когда началась следующая волна гонений. Поводом ля этого стало поведения диакона Романа, который прервал придворное жертвоприношение, громко осуждая происходящее.

Историография

Источники

Важнейшими источниками для периода Великого гонения являются сочинения современников событий — Евсевия Кесарийского и Лактанция. Восьмая книга «Церковной истории» рассказывает о событиях с 303 по 311 годы и содержит большое количество интересных подробностей о гонении, мучениках и положении христиан того времени, однако использование этого источника затрудняется тем, что при изложении событий историк не придерживался хронологического порядка. Другим недостатком является использование Евсевием во многих случаев слухов и сообщений сомнительной достоверности в качестве источника. Как следствие, данное произведение не позволяет составить ясную картину Гонения. Другим произведением того же автора, охватывающим тот же период, является «О палестинских мучениках». Задуманное Евсевием в продолжение восьмой книги «Церковной истории», это сочинение основано на личных наблюдениях автора, сделанных в Кесарии Палестинской. В данном случае хронология выдержана точно и достоверность изложения сомнений не вызывает. Поэтому, несмотря на пространственную ограниченность рамок повествования, оно является ценным источником. В памфлете Лактанция De mortibus persecutorum рассказывается обо всех гонителях христианства, но наиболее подробно автор останавливается на гонении Диоклетиана. Сочинение написано приблизительно в 314-315 году в Никомедии, в которой находилась резиденция Диоклетиана. Сочинение считается ценным источником, особенно по Никомедии, хотя содержащим субъективные оценки автора. Для других областей сведения Лактанция не так ценны.

Голова мраморной статуи Диоклетиана

Максимин, Цезарь из Палестины, Сирии и Египта с 305 до 312

Жан-Леон Жером Последняя молитва христианских мучеников (1883 г.)

Карта Римской империи времён Тетрархии, показывающая диоцезы и зоны, контролируемые тетрархами.

АРКАН 70 «ОТРЕЧЕНИЕ ТЕОФИЛА»

Тень 9 пентаклей
Описание
На поле Аркана — Теофил и Дева Мария с пергаментом в руках; в позе Теофила — страх и раскаяние.
Карта классический пример метаний, измен, нестабильности. Опасная и тяжелая карта, несет в себе измену, невыполнение обязательств, опасные договора – все это в будущем может принести потери и сожаления. На практике в магии часто указывает на успешный результат чистки негатива ( с возвратом). Так же указывает на ошибочный выбор и плачевный результат.
По классическому аркану – частичное соответствие перевернутому значению( потеря уважения, несоотвествие поведения занимаемому статусу, потеря статуса).
Легенда
История Теофила – одно из самых известных свидетельств о договоре с Дьяволом. Суть ее такова:
Некто Теофил из Адана служил в местной церкви экономом. После смерти аданского епископа было решено избрать на его место Теофила, но возгордившийся эконом отказался. Вновь назначенный епископ отнесся к его поступку с подозрением и сместил его с должности эконома. Тогда Теофил обратился к одному еврею, известному в Адане своим чародейством. Еврей отвел Теофила на шабаш, где бывший эконом вручил самому дьяволу письменный документ, в котором отрекался от Иисуса Христа.
Отречение было принято, и дьявол вернул Теофилу место эконома в церкви. Однако Теофила замучила совесть. 40 дней и ночей он умолял Пресвятую Деву о помощи. Иисус внял ее заступничеству и отобрал у дьявола документ. Когда Теофил однажды уснул в церкви, Богородица положила ему на грудь отобранный у дьявола договор. Теофил публично покаялся и на третий день умер счастливым человеком. Впоследствии за свой подвиг веры Теофил был причислен к лику святых.
Качество
измена, метания, сожаление, ошибка, раскаяние
Магия
Отвороты, рассорки, порча на финансовую и карьерную сферы.
В прогнозе на воздействие чаще всего – неудача.
Может говорить как об удачном проведении чистки, так и откате от своих воздействий.
События, работа, финансы
Смена рода деятельности.
Отречение, любые измены, сговоры, опасные компании, подписания опасных( в любом смысле) договоров или нарушении оных, раскаянии.
Попытка начать с чистого листа.
Ошибки, неверные действия в делах.
Личность
Человек склонный к изменам, метаниям, недалекого ума.
Любовная сфера
Отношения, где один совершает ошибки, а другой постоянного с этим мирится и прощает его.
Отношения как мать и сын.
Отношения, которые можно разорвать в любой момент, без всяких объяснений и проч.
Погулял и вернулся обратно, поджав хвост.
Сожаления о разрыве.
Эта карта показывала бывших мужей, жен, любовников (вне зависимости от пола).
Здоровье
неправильное лечение, неверно поставленный диагноз
Примеры
Отречение Теофила — указало на призывника, который уходит в армию.
Практические дополнения
В характеристике личности говорит о метаниях, неустоявшейся психике, нежелании следовать здравому смыслу, советам. Из практики — человек осознал ошибку, пошел на попятную, пришел каяться и раскаивается искренне о содеянном. Муки совести. Просить прощения, умолять. Из быта — бросил пить, покончил с наркотиками, завязал с преступной деятельностью. Попытка начать жить с нового листа. Вор.
В делах может говорить о смене рода деятельности. В раскладе на отношения может говорить,что один партнер постоянно доставляет неприятности,а втор ой все время его прощает; кроме того один из партнеров может думать о разрыве отношений,тк считает,что найдет что-то лучше. Может указывать на охлаждение чувств,застой в отношениях. В личных отношения х — погулял и вернулся обратно, поджав хвост. Указывает на примирение, и еще на сожаление о содеяном. Либо: один пртнер пропал из виду,но окончательного разрыва пока нет. В сложных отношениях: моральные метания; не находить себе места. С учётом соседних карт Раскаяние.
Отречение Теофила- этот аркан еще назывют «Возвращение блудного сына»,именно в итоговой позиции раскладов «вернется ли мужчина к женщине» часто говорит о возвращении мужчины к прежней женщине после похождений. В открывающей позиции Отречение говорит чаще об уходе,это позиция первого этапа отношений, часто ближайшего прошлого,а итог-будущее,и,если на этапе расклада мужчина УЖЕ ушел от жены,то тогда Отречение в итоговой позиции с бОльшей долей вероятности говорит о возможности возвращения.
Если выпадает этот аркан, то хорошо получатся магические действия, направленные на вред (на болезни и неудачи, рассорки). В магии при диагностике на негатив показывает обращение человека к колдуну за помощью, получившего эту помощь и раскаявшегося в последствии. При рассмотрении причин отсутствия эффекта/результата воздействия — сначала нанесли, потом сняли — воздействие не успело схватиться.
Так же если у кверента какие-то проблемы, то адекватно при выпавшем аркане провести чистку. На бытовом уровне: отъезд. О здоровьи: пренебрежение лечением.
+ Дочери человеческие или Сладострастие = постоянные измены одного из партнеров; секс без обязательств.
Дочери Человеческие + Отречение Теофила -Дочь,живущая отдельно от родителей.
Отр.Теоф.+Символ Духа Солнца Ох — старший брат, сестра (часто не родные — кузены или те, кто у кого общий только один из родителей)
ОтречениеТеофила+Серп Сатурна — пожилой отец, дед.
Икона Божьей Матери так отыгрывается.
А также двери.

Христиан преследовали иудеи, которые не признавали Христа как обещанного Мессию. Римские императоры считали христиан иудейской сектой, а простолюдины — членами тайного общества, которые едят младенцев, колдуют, устраивают оргии, христиан обвиняли и в природных катаклизмах. Власть видела в христианах врагов государства, которые идут против воли императора, а значит, являются потенциальными предателями и бунтовщиками. Так продолжалось 300 лет, пока к власти не пришел император Константин.

Гонение при императоре Нероне (64–68)

Усекновение главы апостола Павла

Причина — сильный пожар в Риме в 64 году, в нем обвиняли самого императора. Чтобы отвести подозрения от себя, Нерон назначил виновными христиан. С законодательной точки зрения христиане оказались «в вакууме» — они перестали подчинятся иудейскому законодательству и законам Римской империи, которая официально была языческой. Христиан стали считать врагами общества и государства.

Христиан преследовали в самом Риме и его окрестностях. Открыто исповедующих христианство прибивали к крестам, бросали на съедение диким зверям, сжигали, чтобы освещать город по ночам. По Преданию, именно в этот период апостола Петра распяли вниз головой, а апостолу Павлу отрубили голову.

При императоре Домициане (96)

Мучение Антипы

Гонение началось в последние месяцы пятнадцатилетнего правления императора, который был подозрительным тираном. Он проводил жесткую финансовую политику и обложил дополнительным налогом иудеев и тех, кто скрывал свое происхождение. К последним относили христиан. В этот раз гонения не ограничились Римом и дошли до провинций.

Среди пострадавших был епископ Пергама Антипа, апостола Иоанна Богослова сослали на остров Патмос.

При императоре Траяне (98–117)

Игнатий Богоносец

Траян составил юридическое основание для преследования христиан. Все началось с его наместника Плиния Младшего, который в своих письмах императору обвинял христиан просто в принадлежности к незнакомой религии: «Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Император одобрил действия наместника, но государство не искало христиан целенаправленно для наказания.

Среди пострадавших был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.

При императоре Адриане (117–138)

Мученицы Вера, Надежда и Любовь

Император постановил судить христиан по закону и не обращать внимание на призывы толпы убивать непонятных для них христиан. Исключение — если только обвинитель может доказать вину христианина на суде. Казалось, что закон даже защищает христиан, но на практике казни исключительно за веру продолжались. Например, был убит Римский Папа святитель Телесфор. Также церковное Предание говорит о мученичестве Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

При императоре Антонине Пии (138–161)

Поликарп Смирнский

Формально продолжалась политика императора Адриана, но христиан часто судили за исповедание их веры под натиском невежественного народа, который в любом катаклизме или неудачах винил христиан. Власть шла на уступки, так как христиан становилось больше и они перестали считаться маргинальной сектой. Правительство опасалось христиан как вольнодумцев и бунтовщиков, исповедующих неофициальную религию, которая угрожала традиционной культуре римлян.

В этот период пострадал священномученик Поликарп Смирнский.

При императоре Марке Аврелии (161–180)

Юридически ничего для христиан не поменялось. Но гонений на христиан становилось все больше, причем они инициировались простолюдинами, которые буквально «охотились» на христиан, грабя и убивая. Когда же для разбирательства приезжал императорский наместник, всех христиан прятали в тюрьмы и на суде добивались от них либо отказа от веры, либо убивали. Сам император считал стойкость христиан глупым упрямством.

При императоре Коммоде (180–192)

Относительно спокойные времена для христиан — император мало интересовался политикой. Даже при дворе стали появляться христиане. В провинции действовали с оглядкой на столицу, но порой крайне дико. Так в Африке пострадали 12 христиан, отказавшиеся перед проконсулом принести жертву богам.

При императоре Септимии Севере (193–211)

Под страхом наказания запретил переход в иудейство и христианство, поэтому гонения затрагивали в основном новообращенных христиан или даже тех, кто еще только собирался креститься.

При императоре Александре Севере (222–235)

История в картинках. Рисунок Валерии Неручевой

Император лояльно относился к христианам и даже хотел построить храм в честь Христа и сделать Его одним из богов. Но Предание говорит, что в его правление пострадали святая Татиана, мученица Мартина. В результате восстания легионеров императора Александра убили, а солдаты сами назначили следующего правителя.

При императоре Максимине Фракийце (235–238)

Мучение св. Ипполита. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Выбран солдатами взамен убитого ими императора Александра Севера. Максимин ненавидел предшественника и заодно всех его придворных, многие из которых были христианами. Итог — недолгое гонение, которое затронуло в основном клириков, обвиненных в обучении христианству.

В этот период пострадали Папа Понтиан, священномученик Ипполит Римский и Папа Антер.

При императоре Деции (249–251)

Мученица Агафия

Считал христиан опасными для государства, которое к тому времени переживало кризис. Чтобы сплотить нацию, император устроил по всей империи обязательные жертвоприношения, которые выявили множество христиан. Также жертвоприношение расценивалось как присяга на верность императору. Не отрекавшихся от веры жестоко мучили, убивали или долгое время держали в тюрьмах.

Самые известные мученики этого периода: Папа Фабиан, епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, мученица Агафия, мученик Парамон Вифинский с 370 мучениками. Также предание говорит о 7 спящих Эфесских отроках.

При императоре Валериане (253–260)

Франческо ди Симоне да Сантакроче. Святой Лаврентий

Император вначале нормально относился к христианам, но затем попал под влияние своего приближенного Макрина, последователя восточных культов и врага христиан. Издал два эдикта против верующих.

Первый эдикт предписывал принести жертву богам всем епископам Церкви. За отказ — ссылка. Также запрещалось собираться для молитвы или на кладбищах.

Второй эдикт предписывал казнить клириков за отказ приносить жертву, знатных христиан лишать имущества и, если упирались, — казнить. Государственных чиновников и их родственников -—лишать имущества и отправлять на принудительные работы.

В этот период пострадало огромное количество христиан. Среди них: Папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом, диаконы Ипполит, Ириней.

Период мира (260–302)

В 260 году императора Валериана взяли в плен персы, и к власти пришел его сын, который терпимо относился к Церкви и даже разрешил собираться христианам для молитвы. Но это не означало, что христианство стало разрешенной религией — в это период все равно были мученики.

«Великое гонение» императора Диоклетиана (303–313)

Анастасия Узорешительница

Первые 18 лет правления Диоклетиана проходили благоприятно для христиан — они даже занимали государственные должности и освобождались от обязательного жертвоприношения богам. Более того, его жена и дочь также были христианками. Жестокие гонения начал его соправитель — цезарь Галерий, который после удачного военного похода на персов решил «вычистить» ряды армии от христиан. Он казнил множество воинов.

Переломный момент наступил во время жертвоприношения, когда главный жрец объявил, что невозможно узнать результаты гаданий из-за присутствия христиан. Император разгневался и приказал, чтобы всем во дворце вплоть до слуг принесли жертву богам, отказавшихся велел выпороть плетьми. Затем приказ распространился на всех солдат империи. Отказавшихся изгоняли со службы. Окружение императора (в том числе Галерий) подстрекало его к открытым гонениям, но Диоклетиан ограничился эдиктом об уничтожении христианских книг и храмов, лишении христиан званий и привилегий.

Масштабные гонения начались после пожаров в императорском дворце, в которых обвинили христиан. С этого момента они снова стали врагами государства, которых за отказ отречься от своей веры мучили и убивали. Среди них Папа Римский Маркеллин, великомученица Анастасия Узорешительница, великомученик Георгий Победоносец, мученик Андрей Стратилат. В 304 году император издал эдикт, обязующий всех христиан империи принести жертву богам, за отказ — смерть. В 305 году Диоклетиан отрекся от власти.

При императоре Галерии (293–311)

Федор Тирон

Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание.

При императоре Максимине Дазе (305–313)

Епископ Мефодий Патарский

Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа.

Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан.

При императоре Лицинии (308–324)

40 Севастийских мучеников

Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил.

При императоре Юлиане Отступнике (361–363)

Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы.

Святой император Константин I Великий (306-337)

Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

Некоторые историки склоняются к мысли, что Диоклетиан состарился, стал немощен и зять Галерий уговорил его отречься от престола во время болезни. Однако спустя несколько лет преемники готовы были вернуть старшему Августу неограниченную власть. Знать Римской империи считала правление Диоклетиана успешным: хвалебные панегирики прославляли его как нового олимпийца: 16 раз ему присваивали титул Величайшего разных стран (Германского, Британского, Персидского, Сарматского и т. д.), 22 раза вручали полномочия трибуна, и 9 раз он избирался консулом.

Двадцатилетие своего правления он отмечал в Риме почему-то не 17 сентября 304 года, а почти на год раньше. Возможно, это обстоятельство было как-то связано с решением уйти из власти. Поздней осенью 303 года Диоклетиан и его соправитель Максимиан, выстроивший по заданию диктатора величественные термы (бани), прибыли в священный город. Юбилейные торжества продолжались целый месяц, но римляне остались ими недовольны, осудив императора за скупость.

И, хотя была сооружена триумфальная арка, и перед римской публикой предстали слоны, нагружённые богатейшими персидскими трофеями и дарами, Диоклетиан чувствовал недовольство. Не желая оставаться в Риме, он отправился в непогоду домой в свою резиденцию и в дороге тяжело заболел. Вероятно, ещё тогда Диоклетиан задумал своё отречение, но сохранял это в тайне. В начале 304 года император, называвшийся сыном бога Юпитера Иовием, предложил своему соправителю Августу Максимиану отречься вдвоём от престола в пользу Цезарей, но тот уговорил отсрочить мероприятие на год, чтобы торжественно отметить двадцатилетие своего правления.

Диоклетиан согласился, но заставил боевого друга дать клятву в храме Юпитера Капитолийского, что тот после празднования юбилея откажется от власти. Римский император, вероятно, не доверял соправителю Максимиану и опасался, что в случае своей смерти недальновидный и необразованный Август, проявивший особую жестокость в гонениях на христиан в Африке и опиравшийся на армию, силой добьётся неограниченной власти. Возможно, и самого Диоклетиана мучило раскаяние, что поддался на уговоры своего зятя Галерия полностью искоренить в империи христианство и издал эдикты (указы) о преследованиях.

Абсолютная власть и поклонение как сыну языческого бога вдруг перестали тешить тщеславие — Диоклетиан видел, что в империи быстро распространяется христианство, несмотря на гонения и массовые казни. Императора, должно быть, потрясла удивительная стойкость одного из самых любимых приближённых комитов (старших военачальников) — Георгия, отказавшегося предать свою веру и стать соправителем. Возможно, чудо оживления после мучительных пыток и казнь этого бесстрашного христианина, уроженца Каппадокии, чей отец был тоже замучен за исповедание Христа, вспоминал «величайший» император, когда был при смерти.

Его зять одумался незадолго до смерти и прекратил гонения на христиан, издав специальный эдикт, но возможно, он сделал это по совету Диоклетиана. По иронии судьбы не сохранилась не только дата кончины великого римского государственника, но и точный год его ухода из жизни (между 313 и 316). Зато хорошо известно, когда погиб любимый комит императора, пострадавший за веру. В день казни великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля (6 мая н. с.), христианами всего мира совершается память этого святого.

Диоклетиан знал, как трудно отказаться от абсолютной власти, как легко стать тираном, опираясь на силу. Слова мудреца Солона были близки ему и понятны. Императору шёл седьмой десяток: «Мощен ещё человек и в девятой, однако слабеет». По утверждению Солона человеческая жизнь изменяется каждые семь лет после смены зубов у ребёнка. Дни древнегреческого мудреца, чьи законы использовало и римское право, закончились в глубокой старости. Он писал стихи о спокойной мирной жизни, каждый возраст которой имеет свою привлекательность.

Диоклетиан больше не хотел быть «отцом всех народов» и придуманным языческим богом Иовием, не желал казнить и миловать. Он отрёкся от власти и жил в своём великолепном дворце, выращивая фрукты и овощи. Когда спустя несколько лет ему опять предложили стать императором с неограниченной властью, он ответил мудрыми словами Солона: «Трон не стоит покоя жизни» «…больше радости доставляет ухаживать за садом, чем управлять всем миром».

Великий государственник познал, отказавшись от власти над народами, какую радость приносят отличные овощи, выращенные собственными руками.

Теги: римляне, древний мир, император, история, римский император, Диоклетиан

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *