Горче смерти женщина

В СЕРДЦАХ

Смотреть что такое «В СЕРДЦАХ» в других словарях:

  • в сердцах — См. сердитый… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. в сердцах в гневе, рассердясь, под горячую руку, осердясь, под сердитую руку Словарь русских синони … Словарь синонимов

  • В простых сердцах Бог почивает. — В простых сердцах Бог почивает. См. ПРЯМОТА ЛУКАВСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • в сердцах — в сердцах … Орфографический словарь-справочник

  • в сердцах — всё высказав, он ушёл … Орфографический словарь русского языка

  • в сердцах — в сердца/х, нареч. Высказать в сердцах всё … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • в сердцах — в сердца/х (в раздражении). В сердцах я наговорила ему бог знает чего … Правописание трудных наречий

  • в сердцах(с сердцов) — (иноск.) во гневе, осердясь Ср. Я, помилуй Бог, сердит! И с сердцов иной порою Чуб сниму и с головою. Ершов. Конек Горбунок. 2 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • В сердцах — Въ сердцахъ. Съ сердцовъ (иноск.) во гнѣвѣ, осердясь. Ср. Я, помилуй Богъ, сердитъ! И съ сердцовъ иной порою Чубъ сниму и съ головою. Ершовъ. Конекъ Горбунокъ. 2 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • В Сердцах — нареч. качеств. обстоят. разг. В порыве раздражения, гнева. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • В сердцах — Разг. В состоянии досады, обиды, гнева. Мокиенко 1989, 19 … Большой словарь русских поговорок

Крикнул в сердцах я — меня ты коснись!

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

ПРА­ВО­ПИ­СА­НИЕ ПРИ­СТА­ВОК

и на­пи­са­ний, свя­зан­ных с ними, про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 10.

Ор­фо­грам­мы, про­ве­ря­е­мые в дан­ном за­да­нии:

— Не из­ме­ня­ю­щи­е­ся на пись­ме при­став­ки (пункт 9.1.1)

—При­став­ки, окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на буквы З и С (пункт 9.1.2)

—При­став­ки ПРЕ и ПРИ (пункт 9.1.3)

—При­став­ки РАС и РОЗ (пункт 9.1.4)

—На­пи­са­ние раз­де­ли­тель­но­го мяг­ко­го и твёрдого знака после при­ста­вок (пункт 9.2.1)

—На­пи­са­ние Ы и И после при­ста­вок (пункт 9.2.2)

9.1.1 Не из­ме­ня­ю­щи­е­ся на пись­ме при­став­ки

1. В боль­шин­стве при­ста­вок глас­ные и со­глас­ные, со­глас­но мор­фо­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу рус­ско­го пра­во­пи­са­ния, пи­шут­ся оди­на­ко­во, не­за­ви­си­мо от каких-либо усло­вий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-

ЗА­ПОМ­НИ­ТЕ: есть при­став­ка С- (сде­лать, сги­нуть), но нет при­став­ки 3.

2. Пра­во­пи­са­ние глас­ных в при­став­ках в без­удар­ном по­ло­же­нии (кроме при­ста­вок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно про­ве­рить, по­до­брав слово, где эта же при­став­ка стоит в удар­ном по­ло­же­нии:

от­ка­зать — От­клик, на­ка­зать — нА­спех.

3. Пра­во­пи­са­ние со­глас­ных в при­став­ках (кроме при­ста­вок на 3-, С-) можно про­ве­рить, по­до­брав слово,

где после этой при­став­ки стоит глас­ная или со­глас­ные В, Л, М, Н, Р: об­хо­дить — оБ­рас­тать.

4. При­став­ка ПРА- упо­треб­ля­ет­ся в сло­вах:

пра­де­душ­ка,

пра­ба­буш­ка,

пра­ро­ди­на,

пра­внук,

пра­внуч­ка,

пра­ро­ди­тель,

пра­язык,

пра­и­сто­ри­че­ский,

пра­щур.

5. При­став­ка ПА- встре­ча­ет­ся толь­ко под уда­ре­ни­ем:

пад­че­ри­ца,

пас­мур­ный,

па­во­док,

па­сы­нок,

па­губ­ный.

6. Сле­ду­ет раз­ли­чать пары:

ПО­дать, ПО­да­ча, ПО­дан­ный и ПОД­дать, ПОД­дав­ки, ПОД­дан­ный

ПО­дел­ка и ПОД­дел­ка

ПО­де­вать и ПОД­де­вать

ПО­дер­жать, ПО­дер­жан­ный и ПОД­дер­жать, ПОД­дер­жан­ный

ПО­драз­нить и ПОД­драз­нить

НА­ВЕРХ

9.1.2 При­став­ки, окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на буквы З и С

Пра­во­пи­са­ние при­ста­вок

воЗ-воС

беЗ-беС

иЗ-иС

вЗ-вС

ниЗ-ниС ( не пу­тать с НЕ+С)

обеС-обеЗ

раЗ-раС

чреЗ-чреС

череЗ-череС

ко­то­рые окан­чи­ва­ют­ся на 3-, С- и имеют не менее двух букв опре­де­ля­ет­ся по­сле­ду­ю­щим со­глас­ным.

3 — пи­шет­ся перед звон­ким со­глас­ным (раз­Мыш­лять)

звон­кие со­глас­ные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з

С — перед глу­хим со­глас­ным (рас­Смат­ри­вать)

глу­хие со­глас­ные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф

Эти при­став­ки на­зы­ва­ют также за­ви­ся­щи­ми от про­из­но­ше­ния: в при­став­ке пишем то, что слы­шим. Под вли­я­ни­ем звон­ко­го звука корня ста­но­вит­ся звон­ким и по­след­ний звук при­став­ки, и точно так же, под вли­я­ни­ем глу­хо­го звука корня оглу­ша­ет­ся при­став­ка. И это зву­ча­ние от­ра­жа­ет­ся на пись­ме: слы­шим пишем раС­шу­меть­ся; слы­шим , пишем иЗ­бе­жать.

2. В на­пи­са­ни­ях типа НЕ+ИЗ+беж­ный, в ко­то­ром две при­став­ки, ра­бо­та­ет пра­ви­ло при­став­ки НА З/С.

В на­пи­са­ни­ях типа НЕ+С+го­ра­е­мый, в ко­то­ром две при­став­ки, ра­бо­та­ет пра­ви­ло на­пи­са­ния при­став­ки С.

3. В сло­вах раСчёт, раСчётли­вый, рас­честь пи­шет­ся одна С (перед кор­нем -ЧЕТ-).

В гла­го­ле раС­Счи­тать, в при­ча­стии раС­Счи­тан­ный пи­шут­ся две С (перед кор­нем -ЧИТ-).

4. ЗА­ПОМ­НИТЬ:

ра­зе­вать

ра­зи­нуть

ра­зо­рить

бессчётный

ми­ро­воз­зре­ние — ми­ро­вос­при­я­тие

ссора — рассо­рить­ся

ис­ступлённо

ис­под­тиш­ка

че­ре­с­чур

5. Близ — пред­лог (близ дома).

Но: близ­сто­я­щий, близ­си­дя­щий (при­ча­стие).

НА­ВЕРХ

9.1.3 При­став­ки ПРЕ и ПРИ

Пра­во­пи­са­ние при­ста­вок ПРЕ-/ПРИ- за­ви­сит от зна­че­ния слова.

При­став­ка ПРИ- имеет зна­че­ние:

— при­бли­же­ние (при­е­хать);

— при­со­еди­не­ние (при­кле­ить);

— бли­зость (при­мор­ский — близ­ко от моря);

— не­пол­ное дей­ствие (при­от­крыть);

— дей­ствие, доведённое до конца (при­ду­мать);

— близ­кое к при­став­ке ДО- (при­пи­сы­вать);

— уси­ле­ние дей­ствия (при­на­лечь);

— дей­ствие в соб­ствен­ных ин­те­ре­сах (при­на­ря­дить­ся).

При­став­ка ПРЕ- имеет зна­че­ние:

— очень (пре­крас­ный — очень кра­си­вый);

— близ­кое к при­став­ке ПЕРЕ- (пре­одо­леть).

В не­ко­то­рых слу­ча­ях раз­ли­че­ние при­ста­вок ПРИ-/ПРЕ- опре­де­ля­ет­ся кон­тек­стом:

прИ­бы­вать в город — прЕ­бы­вать в го­ро­де;

прИ­дать вид — прЕ­дать друга;

прИ­з­реть си­ро­ту — прЕ­зи­рать не­дру­га;

прИ­дел (в храме) — прЕ­дел (тер­пе­нию);

прИёмник (ра­дио­приёмник) — прЕ­ем­ник (про­дол­жа­тель на­ча­то­го дела, тра­ди­ций);

прИ­врат­ник (сто­рож, при вра­тах) — прЕ­врат­ный (не­пра­виль­ный), но: прИ­врать (не­мно­го со­врать)

прИ­тер­петь­ся (при­вык­нуть) — прЕ­тер­пе­вать (пе­ре­жить);

прИ­к­ло­нить (ветви) — прЕ­кло­нять­ся (перед кем-то);

прИ­сту­пать (к чему-либо) — прЕ­сту­пать (через что-либо);

прИ­тво­рить (дверь) — прЕ­тво­рить (в жизнь);

прИ­хо­дя­щий (при­хо­дит) — прЕ­хо­дя­щий (не­по­сто­ян­ный);

прИ­пе­реть (дверь) — прЕ­пи­рать­ся (спо­рить);

прИ­ло­жить (уси­лие) — не­прЕ­лож­ный, не под­ле­жа­щий из­ме­не­нию;

прИ­ста­ни­ще (приют) — бес­прЕ­стан­но (не пе­ре­ста­вая);

прИ­ткнуть­ся (устро­ить­ся без удобств)— ка­мень прЕ­ткно­ве­ния (по­ме­ха, за­труд­не­ния, =фра­зео­ло­гизм)

прИ­мень­шить (не­мно­го)— прЕ­умень­шить (много, зна­чи­тель­но)

Зна­че­ние, не­яс­ное в су­ще­стви­тель­ном (при­ла­га­тель­ном), можно про­яс­нить преды­ду­щим эта­пом сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

при­ста­ни­ще — при­стать, при­зва­ние — при­звать, при­клад­ной — при­кла­ды­вать.

Зна­че­ния, вно­си­мые в слово при­став­ка­ми пре-, при-, могут быть объ­яс­не­ны сло­ва­ми или сло­во­со­че­та­ни­я­ми, близ­ки­ми по смыс­лу: пре­об­ра­зо­вать — пе­ре­де­лать, пе­ре­стро­ить; при­ча­лить — при­стать, при­швар­то­вать­ся; пре­кра­тить — пе­ре­стать что—либо де­лать; пре­ре­кать­ся — пе­ре­би­вать друг друга, пе­ре­ру­ги­вать­ся; пре­врат­ное (мне­ние) перевёрну­тое; не­при­ем­ле­мый — то, что нель­зя при­нять; не­при­хот­ли­вый — без при­хо­тей; при­ве­ред­ли­вый — че­ло­век с боль­ши­ми при­хо­тя­ми, ка­при­за­ми.

Су­ще­ству­ют слова (чаще всего за­им­ство­ван­ные) с при­став­ка­ми ПРЕ-/ПРИ-, зна­че­ние ко­то­рых утра­че­но и

на­пи­са­ние нужно за­пом­нить.

ПРИ ПРЕ
при­ват­ный

при­ма­дон­на

при­мат

при­ми­тив

при­ви­ле­гия

при­о­ри­тет

при­укра­сить

при­ви­де­ние

при­ди­рать­ся

при­клю­че­ние

при­ся­га

при­тя­за­ние

при­об­ре­те­ние

при­чуд­ли­вый

при­да­ное

при­стра­стие

при­спо­со­бить­ся

при­ме­нять

при­ве­ред­ли­вый

при­я­тель

при­сут­ство­вать

пре­ам­бу­ла

пре­стиж

пре­ва­ли­ро­вать (пре­об­ла­дать)

пре­вра­щать

пре­зент

пре­зи­дент

пре­зи­ди­ум

пре­лю­дия

пре­ми­ро­вать

пре­мье­ра

пре­не­бре­гать

пре­об­ра­зо­вать

пре­одо­ле­вать

пре­па­рат

пре­по­на

пре­пят­ствие

пре­ро­га­ти­ва

пре­тен­дент

пре­тен­зия

пре­це­дент

НА­ВЕРХ

9.1.4 При­став­ки РАС и РОЗ

В при­став­ках РАЗ- (РАС-) — РОЗ- (РОС-) под уда­ре­ни­ем пи­шет­ся О, без уда­ре­ния А: рО­счерк — рАс­ска-

зать; рос­сказ­ни, но рас­ска­зать. Ис­клю­че­ние: РО­Зыск­ной (не­ко­то­рые ис­точ­ни­ки счи­та­ют кор­рект­ным РАЗыск­ной).

НА­ВЕРХ

9.2.1 На­пи­са­ние раз­де­ли­тель­но­го мяг­ко­го и твёрдого знака после при­ста­вок

Ъ пи­шет­ся:

1) после при­став­ки на со­глас­ную перед бук­ва­ми Е, Ё, Ю, Я (подъ­езд, подъём, предъ­юби­лей­ный, объ­яв­ле­ние);

2) в слож­ных сло­вах, первую часть ко­то­рых об­ра­зу­ют чис­ли­тель­ные ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- (двухъ­ярус­ный,

трёхъ­языч­ный).

3) После ино­языч­ных при­ста­вок:

АД- (адъ­ютант)

ИН- (инъ­ек­ция)

КОН- (конъ­юк­ти­вит)

ОБ- (объ­езд)

СУБ- (субъ­ект)

ПАН- (панъ­ев­ро­пей­ский)

КОНТР- (контръ­ярус)

ДИЗ- (дизъ­юнк­тив­ный)

ТРАНС- (трансъ­ев­ро­пей­ский)

Ъ не пи­шет­ся:

1) перед бук­ва­ми А, О, У, Э (саги­ти­ро­вать, под­окон­ник, сузить, сэко­но­мить);

2) в слож­но­со­кращённых сло­вах (де­тяс­ли).

Ь пи­шет­ся:

1) в корне слова перед бук­ва­ми Е, Ё, Ю, Я, И (пьеса, льет, пью­щий, рья­ный, со­ло­вьи);

2) в не­ко­то­рых ино­языч­ных сло­вах перед О (бу­льон, шам­пи­ньон).

НА­ВЕРХ

9.2.2 На­пи­са­ние Ы и И после при­ста­вок

1. После при­ста­вок на глас­ный пи­шет­ся И: про­Иг­рать.

2. После при­ста­вок, окан­чи­ва­ю­щих­ся на со­глас­ную, вме­сто И пи­шет­ся Ы: разЫг­рать (иг­рать); безЫ­дей­ный (идей­ный) За­пом­ни­те при­став­ки, после ко­то­рых дан­ное пра­ви­ло не ра­бо­та­ет:

1) с при­став­ка­ми МЕЖ-, СВЕРХ-: ме­ж­ин­сти­тут­ский, сверх­изыс­кан­ный;

2) с ино­языч­ны­ми при­став­ка­ми КОНТР-, ДЕЗ-, ПАН-, СУБ-, ТРАНС-: кон­три­г­ра;

3) в слове взИ­матъ (слово-ис­клю­че­ние пи­шет­ся со­глас­но про­из­но­ше­нию).

4) От на­пи­са­ний слов с при­став­ка­ми сле­ду­ет от­ли­чать слож­ные слова типа пед­ин­сти­тут, мед­ин­сти­тут, где нет при­став­ки, а, зна­чит, и нет за­ме­ны И на Ы.

НА­ВЕРХ

Глава 7

1–23. Нравственные наставления Екклезиаста. 24–29. Развращенность женщины.

Еккл.7:1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рожде­ния.

Еккл.7:2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой при­ложит это к своему сердцу.

Еккл.7:3. Сетование лучше смеха; по­тому что при печали лица сердце делает­ся лучше.

Еккл.7:4. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья.

Еккл.7:5. Лучше слушать обличе­ния от мудрого, нежели слушать песни глупых;

Еккл.7:6. потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета!

До 7-ой главы то отношение к жизни, которому научал Екклезиаст, то «лучшее», что находил он в жизни, было указано им кратко и обще. Благодаря этому, его наставления могли подать повод к слишком одностороннему пониманию. Могло показаться (так не раз и случалось), что Екклезиаст приглашает к эпикурейскому наслаждению жизнью, к извлечению из нее всевозможных удовольствий и особенно чувственных. Его «ешь, пей, веселись» могло быть понято, как призыв к разнузданному веселью на жизненном пиру, как приглашение брать от жизни возможно больше наслаждений, не смущаясь мыслью о неизвестном будущем. Глава седьмая устраняет всякую возможность такого перетолкования и устанавливает истинный смысл наставлений Екклезиаста.

Внушая «веселиться», он имел в виду не то легкомысленное, пошлое веселье среди мирских забав и развлечений, которое оставляет по себе ощущение пустоты и нравственной неудовлетворенности, но светлое, праздничное настроение, которое во всем совершающемся видит проявление Божественного Разума и, потому, умеет извлекать минуты чистой, безмятежной радости даже из самых страданий, будут ли они чужие или собственные. Внутренний опыт научил Екклезиаста, что созерцание человеческих страданий и даже смерти вызывает в душе ту особенную полноту нравственного чувства, которая создает более прочное счастье, чем все пошлые развлечения, столь же кратковременные, как треск тернового хвороста (ст. 6). Человек научается тогда понимать истинный смысл жизни, примиряться со злом, не бояться смерти, оставаться безмятежно радостным при всех обстоятельствах жизни. В виду этого, Екклезиаст советует предпочитать день смерти дню рождения, дом плача – дому пира, сетование – смеху, обличения мудрых – песням глупых. «При печали лица сердце делается лучше», точнее с еврейского: делается веселее, счастливее (ср. Еккл 11.9; Суд.19:9; Руфь 3.7).

Еккл.7:7. Притесняя других, мудрый делает­ся глупым, и подарки по­ртят сердце.

«И подарки портят сердце». Разумеются, преимущественно, подарки должностным лицам.

Еккл.7:8. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Еккл.7:9. Не будь духом тво­им по­спешен на гнев, по­тому что гнев гнездит­ся в сердце глупых.

Еккл.7:10. Не говори: «отчего это пре­жние дни были лучше нынешних?», по­тому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное.

Еккл.7:11. Хороша мудрость с наслед­с­т­во­м, и особен­но для видящих солнце:

«Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце». Частица מך имеет здесь, как в Еккл 2.16, значение «ровно как», «подобно». Следовательно, можно перевести: хороша мудрость как и наследство, и преимущественнее (наследства) для видящих солнце, т. е. для людей.

Еккл.7:12. потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но пре­восход­с­т­во знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею.

Преимущество мудрости в том, что она дает жизнь, – жизнь не только истинно-нравственную, но и физическую, поскольку отвращает человека от страстей, губящих тело.

Еккл.7:13. Смотри на дей­с­т­во­вание Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

Еккл.7:14. Во дни бла­го­получия по­льзуйся бла­гом, а во дни несчастья раз­мышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог ска­за­ть про­тив Него.

«Не мог сказать против Него». ויכצא (как в Еккл 3.22, 6.12) значит: после него. Следует перевести: не мог сказать после себя. Для того Бог посылает человеку благополучие и несчастье, чтобы он не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Бога.

Еккл.7:15. Всего насмотрел­ся я в суетные дни мо­и: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.

Еккл.7:16. Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

«Не будь слишком строг», буквально: не будь слишком праведен. В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος ἔχειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.

Еккл.7:17. Не пред­авайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?

Однако, в стремлении к счастью человек не должен переходить границы дозволенного, так как всякий грех ускоряет не только нравственную, но и физическую смерть.

Еккл.7:18. Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; по­тому что кто бо­ит­ся Бога, тот избежит всего того.

Мудрый человек сумеет найти средину и избежать крайностей бездушного ригоризма и нравственной распущенности, разумно пользуясь жизнью и оставаясь праведным. Некоторые толкователи находят здесь намеки на фарисейский ригоризм и распущенность саддукеев.

Еккл.7:19. Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

Еккл.7:20. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

Еккл.7:21. поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услы­шать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;

Еккл.7:22. ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

Еккл.7:23. Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.

Ту же мысль выразил Соломон в своей молитве – именно в словах: «ибо нет человека, который не грешил бы» (3Цар 8.46). Эта мысль легко связывается с последующими стихами, в которых внушается снисходительность к людям; но связь ее с предшествующим не ясна. А, между тем, 20-й стих начинается частицей יכ (ki), которая указывает на то, что этот стих содержит обоснование предшествующей мысли. Ход мыслей вероятно таков: необходимо заботиться о приобретении мудрости, охраняющей человека и от излишней строгости и от нравственной распущенности, так как нет человека на земле, который делал бы и не грешил.

Еккл.7:24. Далеко то, что было, и глубоко – глубоко: кто по­стигнет его?

Еккл.7:25. Обратил­ся я сердцем мо­им к тому, чтобы узнать, исследо­вать и изыскать мудрость и ра­зу­м, и по­знать нечестие глупости, невежества и безумия, –

Начало стиха правильнее перевести так: «далеко то, что есть, и глубоко-глубоко», т. е. далеко и глубоко отстоит от человеческого ведения все существующее, «дела, которые делает Бог» (Еккл 3.11). Ср. Иов 28.12–22.

Еккл.7:26. и нашел я, что горче смерти женщина, по­тому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы; добрый пред Богом спасет­ся от нее, а грешник уловлен будет ею.

Вникая глубже в причину греха, несчастия, безумия, Екклезиаст находит, что она находится отчасти в женщине. Женщина – сеть и силки для человека слабого.

Еккл.7:27. Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.

Еккл.7:28. Чего еще искала душа моя, и я не нашел? – Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.

Отсюда Екклезиаст заключает, что женщина вообще в нравственном отношении испорченнее и развращеннее мужчины. Осуждение женщины у Екклезиаста не безусловно. В другом месте (Еккл 9.9) жизнь с женой он считает одним из благ, доступных человеку.

Еккл.7:29. Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие по­мыслы­.

Екклезиаст предупреждает возможный неправильный вывод из его предшествующих рассуждений. Бог, сотворивший человека правым, не есть виновник нравственной развращенности людей вообще и женщин в частности. Бог создал человека правым, т. е. нравственно здоровым, способным идти правым путем и не грешить. «А люди пустились во многие помыслы», буквально: выдумки, мудрования (Ср. 2Пар 26.15: «и сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины».).

Толкования Священного Писания

Ст. 2-3 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше

Лучше ли идти туда, где плач и слезы, стенания, и скорбь, и уныние, нежели туда, где пляски, и кимвалы, и смех, и веселье, и пресыщение, и пьянство?Да, говорит . Почему, скажи мне, и для чего? Потому что там зарождается наглость, а здесь скромность. Кто побывает на пире у человека, который богаче его, тот уже не с прежним удовольствием будет смотреть на свой дом, но со скукой возвратится к жене, со скукой сядет за стол и в тягость будет и слугам, и детям, и всем домашним оттого, что из-за чужого богатства яснее увидит свою бедность. И худо не это только, но и то, что он часто завидует пригласившему его на пир и вообще возвращается домой, не получив ничего доброго.

Но о плачущих ничего такого сказать нельзя, напротив: много любомудрия, много скромности. Как только войдет кто в преддверие дома, в котором есть умерший, и увидит мертвеца, лежащего безгласным, и жену, рвущую на себе волосы, терзающую ланиты, ломающую руки, тотчас огорчается, делается печален, и каждый из сидящих там ни о чем другом не говорит с ближним, как о том, что мы ничто и что греховность наша — несказанна. Что может быть разумнее этих слов, которыми мы и бедность своей природы признаем, и нечестие наше обличаем, и настоящее считаем за ничто, произнося другими, правда, словами, но в той же силе, это чудное и исполненное мудрости изречение Соломона: Суета сует, — все суета! (Еккл. 1:2). Вошедший в дом плачущих тотчас и сам плачет по отшедшем, хотя бы был и враг ему. Видишь, сколько этот дом лучше того?Там он, будучи и другом, завидует; здесь, будучи и врагом, плачет…

К народу антиохийскому.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *