Гордость и гордыня

В чем разница между гордостью и гордыней?

Судя по святоотеческим высказываниям, мнению подвижников Церкви, мысли современных священников, между гордостью и гордыней… нет большой разницы.

«Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех – гордость сердца», – так говорил о гордости преподобный Антоний Великий. Он же предупреждал: «Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих. Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха. Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним».

Святитель Василий Великий назвал началом гордыни презрение. «Тот, кто презирает и считает за ничто других – одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».

Митрополит Антоний Сурожский о гордости и гордыне рассуждал так:

– Гордость – это положение, когда мы ставим себя в центр всего, делаем себя критерием истины, добра и зла, подлинной ценности вещей, и тогда мы свободны от чужих суждений, а также свободны от тщеславия. Но лишь абсолютная гордость может истребить тщеславие полностью, а абсолютная гордость, к счастью, вне наших человеческих возможностей.

Гордыня – это сознательное отношение к себе самому как к последнему судии, как к тому, над которым нет ни Божиего, ни человеческого суда».

Вопрос по поводу разницы между гордостью и гордыней редакция портала «Православная Жизнь» адресовала и нашему современнику протоиерею Сергию Аракелову. И вот что он нам ответил:

– Гордость – нечто похожее на тщеславие, человек хочет гордиться чем-либо, чтобы люди восхищались им. Гордыня презирает все и вся вокруг себя, пренебрегает чужим мнением и поэтому имеет внешний вид смирения.

Гордыня, конечно, намного опаснее гордости, так как не имеет внешних проявлений падения, притом что само падение достаточно глубоко, сродни бесовскому. Обычно при гордыне отходят более мелкие страсти – чревоугодия, пьянства, блуда, даже порой и сребролюбия. Внешне человек выглядит крайне благочестивым и смиренным.

С высокомерным человеком нелегко и неприятно общаться. Но и ему на самом деле ничуть не легче. Холодные, заносчивые и надменные снаружи оказываются робкими, застенчивыми и уязвимыми внутри. Высокомерные люди зачастую являются сами жертвами своего высокомерия. Хотя и ведут себя так, что им все равно, что о них думают окружающие. Ставя себя выше других, возводя между собой и другими людьми стену из своего высокомерия, отделяя тем самым себя от них, они часто обрекают себя тем самым на одиночество.
Высокомерный человек хочет быть лучше других. А значит, он не хочет быть собой. Он не умеет принять и полюбить себя таким, какой он есть. Чтобы превосходить других, он должен превзойти сам себя. Во имя этой цели он может пожертвовать многими своими желаниями и потребностями. Высокомерие лишает человека способности здраво мыслить. Для него в жизни нет золотой середины. Он считает, если я не хороший, значит я плохой. Если я не лучше всех, то значит я хуже всех. Если я не первый, значит я последний.
Высокомерие зарождается еще в глубоком детстве. И этому служит неумение родителей признавать в ребенке личность. Место признания занимает оценивание. Родители не замечают, что их ребенок продвинулся в развитии по сравнению с прошлым годом или вчерашним днем. Но зато непременно заметят, насколько он лучше или хуже, чем другие дети. Сравнивание ребенка с высоким стандартом – с братьями, сестрами, с идеальным ребенком своей мечты вселяет в него чувство, что он не хорош такой, какой он есть. Под воздействием критики и порицаний ребенок начинает считать себя плохим и хочет стать хорошим, чтобы его любили. Он чувствует, что он не хуже других. Но другие так не считают и это его унижает. И вот он уже хочет быть лучшим, лучше всех.
Чем больше у человека комплекс неполноценности, тем больше он прикладывает усилий, чтобы стать лучше всех. Ребенок чувствует себя особенным и ждет, что другие тоже это увидят и им будет стыдно за их плохое отношение. Он учится скрывать свои чувства и притворяться, что чужая критика ему безразлична. Он не может позволить, чтобы другие увидели его недостатки, его ранимость и чувствительность, поэтому ему сложно подпустить кого-то к себе близко. Ему кажется, что окружающие постоянно за ним наблюдают и ждут от него оплошности, поэтому он учится контролировать себя сам. Высокомерного человека раздирает противоречивость желаний – он хочет, чтобы его заметили и полюбили, и хочет оставаться незаметным, чтобы его не подвергли критике и осуждению. Но самый суровый критик это он сам.
Человек начинает много и упорно трудиться, чтобы получить признание. И для него огромный удар, если его старания остаются незамечены. Например, если повышение получает его коллега, который работает в десять раз меньше, но обладает способностью завоевывать симпатии и более напорист.
Человек может успокаивать себя тем, что другие обязательно бы признали и оценили, если бы узнали его получше, но они просто недостойны его внимания. Он все больше начинает разделять себя и других. Ему не интересно общаться с теми, кто хуже, чем он. С теми, кто лучше ему тяжело общаться из-за уязвленного самолюбия и чувства несправедливости, что они добились и имеют больше, чем он.
Изоляция, одиночество, разочарование, жизнь в постоянном напряжении и стрессе — все это следствие высокомерия. Существуют ли способы его победить? Что можно сделать?
1. Понять, что высокомерие обрекает на страдания и унижения. Чем больше вы боитесь унизительных ситуаций, тем чаще будете в них попадать. Чем высокомерней вы общаетесь с людьми, тем больше вы их унижаете тем самым и получаете унижение в ответ. Хотя многим высокомерным людям приходится пройти свой путь и вдоволь настрадаться, чтобы захотеть изменить свой характер и свою жизнь. Не зря же в христианстве лучшим лекарством от гордыни считаются страдания, которые учат смирению и кротости. Под смирением понимается состояние внутреннего покоя, мира в душе, признание того, что все наши таланты, умения и достижения – дары от Бога, который знает, что и кому нужно и кто чего заслужил.
2. Научиться любить и принимать людей такими, как они есть. Постарайтесь каждый день делать небольшие шаги навстречу людям, чтобы преодолеть свою отчужденность. Замечать в людях хорошее. Это не так уж сложно как кажется. Сделать искренний комплимент продавщице в супермаркете, предложить помощь коллеге по работе, или самим обратиться за советом. Учиться отдавать любовь, заботу, внимание и не ждать ничего взамен.
3. Научиться тому, что труднее всего сделать высокомерному человеку, прощать и просить прощения. Тяжело так сразу взять и простить своих обидчиков или себя за свои неудачи в жизни. Но без умения прощать невозможно стать счастливым. Прощение – путь освобождения от обид и ошибок прошлого. Можно начать учиться прощать и просить прощения с тех, кто заведомо является слабее, со временем переходя к более сложным задачам. Попробовать попросить прощения у сорванного цветка, у дерева за сломанные ветки, у кошки, которую забыли покормить, у ребенка. Постепенно будет уже проще попросить прощения у своих родителей или у себя. И начнет получаться прощать самим.
4. Перестать сравнивать себя с другими. Только так возможно стать самим собой. Сравнение – это то же самое осуждение. Сравнивая, мы осуждаем или себя или другого человека. Почувствуйте себя равным среди равных. Нет больше ни плохих, ни хороших. Нет лучших или худших. Есть просто люди со своим хорошим и плохим. Уникальные и неповторимые.
5. Учиться мудрости жизни. Немного философски относиться к жизни. В каждом человеке суметь разглядеть учителя, от которого можно чему-то научиться, получить свое ценное зернышко знания. Относитесь к себе как к ученику, который постигает мудрость жизни, и высокомерие будет обходить вас стороной.
Ксения Мельникова

>Философский словарь

Гордость (гордыня)

(греч. hybris) — 1) в античной мысли: дерзостный выход за пределы, определяемые судьбой; 2) в библейской традиции: безумное притязание на равенство Богу, источник всякого зла. Чаще, однако, гордость выражается не в открытом бунте против Бога, а в неприятии трудных жизненных ситуаций, приходящих от Бога, в отказе брать на себя крест служения Богу и ближнему. 3) В православной аскетике: самоутверждение самости, противопоставление себя Богу и миру, корень всякого греха, главный враг человека на пути к Богу, прельщающий ложным чувством силы и свободы, но в действительности обессиливающий и губительный для человека. Лишь в подлинном смирении духа возможна победа над гордостью, с содействия благодати. 4) Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню, что отразилось в практике русского языка. В западной традиции гордость отличают от гордыни и трактуют в нравственно нейтральном или положительном смысле — как естественное чувство самоуважения, знание себе цены, как творческое дерзновение, как сознание усыновленности Богом. Православная аскетика относится к таким рассуждениям с недоверием, как и к словам: «Настоящая гордость не имеет ничего общего с гордыней, являющейся ее извращением, и вполне согласуется со смирением. Так, напр., Дева Мария, восклицая: «Величит душа моя Господа» — сознает свое величие, которым она обязана одному только Богу, и провозглашает, что отныне ее ублажат все роды (Лк.1.46-50)» (М.Жуан-Альбер и К.Леон-Дюфур). Здесь — один из важных пунктов расхождения духовности Востока и Запада, связанного с разным пониманием природы человека.

Смотреть значение Гордость (гордыня) в других словарях

Гордость — гордости, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к гордый. характера. поступи. 2. Поведение, характер гордого (в 1 и 2 знач.) человека. Моя гордость мне этого не позволяет. Смирись, гордый……..
Толковый словарь Ушакова

Гордыня — гордыни, мн. нет, ж. (книжн. устар.). Непомерная гордость (см. гордый во 2 знач.), высокомерие. Гордыней обуянный, обманывал я бога и царей. Пушкин.
Толковый словарь Ушакова

Гордость — 1. Чувство собственного достоинства, самоуважение.
Благородная, врожденная, девичья, женская, законная, мальчишеская, материнская, мужская, наивная, народная, национальная,……..
Словарь эпитетов

Гордость Ж. — 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. // разг. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность. 2. Чувство……..
Толковый словарь Ефремовой

Гордыня Ж. — 1. Непомерная гордость (1).
Толковый словарь Ефремовой

Гордость — -и; ж.
1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г. Мужская, девичья г. Рабочая, профессиональная г. Г. не позволяет принять чью-л. помощь. Г. мешает……..
Толковый словарь Кузнецова

Гордыня — -и; ж. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, надменность. Г. обуяла.
Толковый словарь Кузнецова

Гордость — Состояние удовлетворения собой за предпринятые усилия и достигнутые успехи.
Психологическая энциклопедия

Гордость, Невротическая — Термин К. Хорни для обозначения невротического состояния, при котором ощущение собственной значимости сильно преувеличивается по сравнению с тем, о чем свидетельствуют фактические данные.
Психологическая энциклопедия

Невротическая Гордость — (Neurotic pride). Гордость чертами нашего идеализированного образа. Эта гордость замещает реалистическую уверенность и самоуважение.
Психологическая энциклопедия

Гордость — Ее символизируют лев, орел, павлин, зеркало, поверженный всадник. Олицетворяет солнечное качество.
Словарь символов

ГОРДОСТЬ — ГОРДОСТЬ, -и, ж. I. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г. 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой. 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся………
Толковый словарь Ожегова

ГОРДЫНЯ — ГОРДЫНЯ, -и, ж. (высок.). Непомерная гордость (в 1 и 4 знач.). Обуздать свою гордыню.
Толковый словарь Ожегова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *