Гордыня и тщеславие

Кому нужна самооценка? Себялюбие, самолюбие и любовь к себе.

Вроде бы все три слова о любви к себе, но если присмотреться поближе – выходит иначе.

Себялюбие это проявление эгоизма, как состояния нехватки любви в себе. Именно в себе, а не к себе. Но эгоист упорно пытается получить любовь к себе извне, себялюбие его идея «Х», он делает всё, что заслужить к себе любовь, при этом себя любить пытается и он сам. Пытается — пытает себя, различными манипуляциями во взаимодействии с людьми.

Самость – это концентрация всего своего внимания на себе

Самолюбие — это проявление эгоцентризма, как состояние нехватки любви. В отличие от эгоиста, осознав, что получить вымоганием, любовь извне нельзя, эгоцентрист пытается «любить» себя невзирая ни на кого – бросание в иную от эгоизма крайность. Эгоцентрист, склонен требовать от людей любовь к себе.

Самолюбие проявляется как самолюбование, самовлюбленность, самовозвеличение, самомнение.

И эгоисту и эгоцентристу обоим свойственно также :саможаление, самоуничижение, самобичевание, самокопание. в случае есть нет желаемого результата в получении любви к себе..

В обоих случаях первична самость – себялюбие, самолюбие, а любовь вторична.

Любить себя – это действия направленные на самого себя, которые активируют источник любви внутри человека – в его сердце. Любить людей — совершать действия направленные на других и наполненные своей любовью.

Эгоистам и эгоцентристам свойственно самооцениваться – формировать свою самооценку. У эгоистов оценка занижена, у эгоцентристов завышена. Оценка как правила основана на сравнения себя с другими. Что уже само по себе не очень мудро, а есть поиск причин для любви. Любовь по природе своей безусловна. В ней нет места причинам и оценкам. Если есть условия и оценки — нет Любви. Поэтому когда речь идет о самооценке, то это уже сигнал нехватки любви внутри человека. Как правило, это направленность на зависимые отношения.

Любящий себя человек не оценивает себя, а ценит-принимает.

Принятие себя в основе любви к себе.

Любите себя!

В дополнение к данной статье, рекомендую прочесть следующие статьи

Эгоизм, эгоцентризм и любовь к себе

Эгоизм к любви отношения не имеет.

Любви научиться нельзя. Можно стать дивергентом

Любовь к себе в действии.

Беспощадная война с несовершенством или снова о принятии себя.

Гордость, тщеславие и самолюбие

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Преподобный Амвросий наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: «Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: «Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. «Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – «Нет”, – ответила она. – «Ну талантлива?” – «Нет”. – «Так, стало быть, богата?” – «Нет”. – «Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: «Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Брейгель. Гордость

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: «Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: «Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: «Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Значение слова себялюбие

Это самость, то есть себялюбие в сочетании с гордостью, проявляющаяся в «якании» Мухи и Комара и, пожалуй, ярче всего себялюбие проявляется в том трусливом предательстве, каким отблагодарили Муху её гости.

Но даже если уважение, которое мы обязаны к ним питать, не усмирит недоброхотов и они не постесняются вынести обвинительный приговор этой книге и одновременно – воззрениям святых мужей, я прошу читателя не подражать им, подавить разумом первый порыв сердца и, обуздав по мере сил себялюбие, не допустить его вмешательства в суждение о «Максимах», ибо, прислушавшись к нему, читатель, без сомнения, отнесется к ним неблагосклонно: поскольку они доказывают, что себялюбие растлевает разум, оно не преминет восстановить против них этот самый разум.

Вы не понимали, что именно себялюбие – это источник всех ваших страданий и не представляли, как же можно жить без себялюбия, без любви и привязанности к себе, не заботясь о самом себе.

Характерны: чувственность, себялюбие, лень, цинизм, эксцентричность, расточительность, умственная несамостоятельность, страсть к удовольствиям и мишурному блеску, склонность ко лжи.

Плоская его форма(разумеется тут, как и при рассмотрении других бугров, хиромант должен принять во внимание и общие признаки руки и прочее) на недостаток энергии, холодность и себялюбие.

Нельзя обвинять человека в этом его стремлении к эгоизму, он имеет на него право, но нужно и объяснить, в чем заключается истинное себялюбие.

Выявить подлинную мотивацию преступления недолго: для преступника существенны две черты безграничное себялюбие и сильная деструктивная склонность; общим для обеих черт и предпосылкой для их проявлений является безлюбовность, нехватка эмоционально-оценочного отношения к человеку.

Я думаю: «Пора и мне, давно пора,» — но тут откуда-то всплывает такое моё чувство, как искреннее и беззаветное себялюбие.

Воспитанник мой меня часто завлекал своей артистической натурой: он сразу — верно и жарко понял «Одиссею», он критически относился к Шиллеру, что мне и нравилось и не нравилось — ибо тут был и верный такт художника, но вместе и подлое себялюбие аристократа, холодность маленького Печорина.

Совлечь с себя ветхого человека

Поделиться

Выражение «Совлечь с себя ветхого человека» означает — духовно обновиться, освободиться от старых привычек, взглядов и прежнего образа жизни.

Слова, которые легли в основу фразеологизма, принадлежат апостолу Павлу и содержатся в двух его письмах. В Послании к Колоссянам, и в Послании к Ефесянам.

В Послании к Колоссянам апостол Павел пишет:

«А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Это Послание апостол пишет из римских уз, в период с 62 до 64 годы от Рождества Христова. Пишет по просьбе своего ученика, основателя Колосской Церкви — Епафраса. Поводом для просьбы послужили проблемы внутри общины колосских верующих, а именно увлечение лжеучением.

Апостол наставляет их, и призывает избавиться от негативного: отложить его как грязную одежду, стать на путь обновления. Для этого нужно забыть о всех возможных национальных и общественных различиях и иметь образцом Христа.

Примерно в это же время, из-под римского ареста, апостол Павел отправляет и Послание к Ефесянам.

Чувствуя потребность в обращении к христианам Ефесской Церкви, Апостол пишет о величии христианства и дает им общие нравоучительные наставления. Поводом к появлению Послания послужило отправление в Малую Азию апостола Тихика, ученика и верного друга апостола Павла.

Так апостол Павел призывает их вести новую жизнь, отличную от той, что они вели, будучи язычниками.

Цитата:

«Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Прежняя жизнь, как старая одежда уже не подходит к новому положению человека, ставшего христианином. Новой одеждой для них должны стать праведность и святость, в основе которых — Истина.

Слова апостола Павла «совлечь с себя ветхого человека» стали фразеологизмом, а выражение «ветхий человек» — библейским термином, обозначающим греховную сущность человека. Напомним, «совлечь с себя ветхого человека» означает — обновиться, избавиться от вредных и опасных привычек прежней жизни. Таким смыслом наделил эти слова ещё апостол Павел, такое же значение вкладываем в это выражение сегодня и мы.

Определите разницу в лексическом значении слов. ГДЗ. Упр. 63, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Самолюбие — чувство собственного достоинства, самоуважение, себялюбие — забота только о себе, своих интересах; эгоизм; союзник — тот, кто действует в союзе с кем-л., чем-л., связан с кем-л. общностью интересов, взглядов.; сообщник — соучастник преступления; передний — находящий­ ся, расположенный впереди по отношению к таким же предметам, в ряду та­ ких же предметов, передовой — находящийся, действующий впереди, в авангарде, ближайший к неприятельскому фронту; чужой — принадлежащий другому или другим; не собственный, не свой, чуждый — не обладающий чем-л., такой, которому нельзя приписать что-л.; эффектный — производя­ щий сильное впечатление, эффект, эффективный — дающий эффект, дейст­ венный; гуманистический — свойственный гуманизму, характерный для не­ го, гуманный — проникнутый любовью к человеку, уважением к человече­ской личности; демонстративный — совершаемый с целью демонстрации, демонстрационный — относящийся, свойственный публичному показу; угодный — соответствующий чьей-л. воле, желанию, вкусам; нужный, по­лезный, желательный, угодливый — излишне услужливый, стремящийся всем угодить, чтобы вызвать расположение, благосклонность; здравица —Краткая речь в честь кого-л. с пожеланием здоровья, здравница — учрежде­ние для лечения и отдыха (санаторий, дом отдыха и т.п.); адресат — тот, ко­ му адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление, адресант — лицо или организация, адресующие почтовое отправление кому-л.; наследие — явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников, наследство — имущество, пере­ ходящее после смерти его владельца новому лицу.
Оскорбленное самолюбие — безграничное себялюбие, военный союз­ ник — сообщник преступления, передний план — передовой отряд, чужой язык — чуждый русскому менталитету, эффектное зрелище — эффектив­ ный способ лечения, гуманистический идеал — гуманный поступок, демон­ стративный уход — демонстрационный ролик, угодное кому-либо реше­ ние — угодливый прислужник, провозгласить здравицу за кого-либо — южные здравницы, адресату лично в руки — адресант неизвестен, культур­ ное наследие — дядино наследство.

Гордыня, называемая одним из смертных грехов, привлекала всегда пристальное внимание религиозных и светских исследователей. Она многилика и вездесуща, она проявляется у человека в самых, казалось бы, высоких его стремлениях, в самых выдающихся проявлениях его скромности и смирения. Вот слова Иоанна Лествичника:

«Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии.

Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше.

Говорить ли стану — тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание — паки оному предаюсь.

Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами».

Священник Александр Ельчанинов так описывает проявления тщеславия:

«Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают?

Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными и т.д.. Все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания.

Детская и юношеская застенчивость — часто не что иное, как то же скрытое самолюбие и тщеславие. Если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости».

В этом разделе мы будем подробно говорить о том, откуда берется и как проявляет себя гордыня.

ИСТОКИ ГОРДЫНИ

«Развитие гордости – логический исход,
высшая точка и закрепление процесса,
начатого погоней за совершенством
и превосходством»
Карен Хорни

Многие неблагоприятные влияния могут помешать ребенку расти в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями, утверждает Карен Хорни. Окружающие ребенка люди могут быть подавляющими, гиперопекающими, запугивающими, раздражительными, сверхпедантичными, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, равнодушными, могут иметь любимчиков в ущерб другим детям и т.д..

В результате у ребенка вместо чувства принадлежности, поддерживающего чувства «МЫ», развивается острое ощущение брошенности, изоляции и незащищенности, сопровождаемое сильной тревогой. Мир кажется такому ребенку враждебным, поэтому ребенок «вынужден бессознательно вести себя с людьми так, чтобы это не возбуждало (или не повышало), а смягчало его базальную тревогу». По сути, все силы ребенок бросает на то, чтобы выжить в этом мире.

«Военно-стратегические способы взаимодействия с другими людьми» (по словам Хорни) вынуждают ребенка изгнать свои искренние, истинные чувства, желания и мысли. При таком образе жизни подлинной сущности его личности не дано расти и взрослеть, подчеркивает Хорни. Его истинная сущность оказывается слабой и раздробленной, что только усиливает растерянность ребенка: «он больше не знает, где он и кто он». По словам Хорни, у ребенка не было шансов развить настоящую уверенность в себе: все его внутренние силы уходили на защиту, он «не собрал» свою личность в одно целое. Это состояние абсолютно противоположно тому, что можно назвать словом ДОВЕРИЕ.

С точки зрения САМОСТИ, она остается недостаточно интегрированной. Отто Кернберг, рассматривая причины ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НАРЦИССИЗМА, отмечает, что он развивается вследствие раннего расщепления САМОСТИ, в которой не интегрированы образы самого себя и идеализированных внешних и внутренних объектов (самость как бы распадается на реальную и идеальную) вследствие глубокого недоверия к этим объектам.

Ребенок нуждается в устойчивой и всеобъемлющей интеграции своей разорванной внутренней сущности. Он отчаянно нуждается в уверенности в себе или в каком-то ее суррогате. И он находит источник интеграции в самоидеализации.

Как отмечает Хорни, лишенный чувства принадлежности ребенок, чувствующий себя неполноценным, изолированным и окруженным «врагами», вынужденный бороться за то, чтобы с самого низа мира, в котором он проживает, пробраться к его вершинам. Так, у ребенка появляется настоятельная потребность поставить себя над другими.

«Постепенно и бессознательно воображение начинает работу и создает в его сознании идеальный образ его самого, — пишет Хорни, — В воображении он наделяет себя безграничной силой и необычайными способностями: он становится героем, гением, чудо-любовником, святым, божеством. Идеализация себя влечет за собой всемерное прославление себя и тем самым дает человеку более всего необходимое ему ощущение значительности и превосходства. Идеальный образ себя становится идеальным собой, ИДЕАЛЬНЫМ Я. При этом человек воспринимает свой идеал как нечто более реальное, чем его ПОДЛИННОЕ Я, и не потому, что идеал более привлекателен, но в первую очередь потому, что он отвечает всем его насущным потребностям».

Ребенок, отмечает Кернберг, переключается с наблюдения мира и ПОДЛИННОГО СЕБЯ в нем на самонаблюдение, стремясь соответствовать собственному ИДЕАЛУ. Это выливается в итоге в переживание собственной грандиозности.

Идеализация себя, или самоидеализация, которая, по словам Хорни, «лепится из материала личных переживаний, ранних фантазий, особых потребностей и присущих личности дарований», представляет собой всеобъемлющее решение, которое обещает удовлетворить все внутренние потребности человека, имеющиеся у него на данный момент. Когда человек поверит, что нашел такое решение, он вцепляется в него не на жизнь, а на смерть, пишет Хорни.

Не удивительно, что это решение становится компульсивным (навязчивым). Человек в своей гордыне ИДЕНТИФИЦИРУЕТ себя со своим ИДЕЛЬНЫМ Я, ощущая свое тождество с этим образом и переживая, наконец, чувство внутренней цельности.

Но все это возможно лишь при условии, что в жертву ИДЕАЛЬНОМУ Я будет принесено его ПОДЛИННОЕ Я. Фактически, гордец заявляет: «Я не должен быть собой».

Советую обратиться к книгам Эрика Берна, описавшего жизненные сценарии. Фантазии, разбуженные различными дефицитами и проблемами в раннем детстве, спровоцированные и поддерживаемые стилями поведения родителей и других значимых взрослых, определяют всю дальнейшую жизнь человека, который следует предписаниям своего сценария, а не потребностям своего подлинного Я.

***

Повышенная занятость собой имеет истоками чувство недостаточности, никчемности, несостоятельности, неприятия себя. Патологический нарциссизм (тщеславие, гордыня) — это суррогат дефицитарного опыта привязанности в детстве к родительским объектам. Эмоциональная холодность родителей, недостаток интереса окружения в отношении личности ребенка могут вести, по мере его взросления, к чрезмерной потребности в собственной важности и в переживании грандиозности и всемогущества.

Но не только дефициты любви и привязанности в раннем детстве приводят к нарушению структуры и интеграции самости и формированию потребности в превосходстве. Более поздние травматичные жизненные события, ранящие удары судьбы также угрожают самовосприятию и саморегуляции самости. Сюда могут относиться, например, опыт отверженности в школе или в среде сверстников. Дети, подвергающиеся издевательствам, часто замыкаются и выстраивают защиты в форме переживания собственной грандиозности, которые идут рука об руку с агрессивностью и самоотчужденностью.

Также неудачи на выбранных поприщах… Нередко эти поприща выбирают именно родители, верящие в гениальность своего ребенка (и за счет этого удовлетворяющие собственное тщеславие) и убедившие в этом ребенка. Крах ожиданий громкого успеха, например, в спорте, музыке, рисовании приводит к очень болезненным травмам самооценки. На защиту снова приходят фантазии о собственном величии. При этом, часто реализуются они уже в совсем других сферах, порой затрагивая судьбы миллионов людей. Вспомним неудачного художника Адольфа, который, возомнив себя сверхчеловеком, поставил мир на грань катастрофы.

Еще одна причина — дефициты в ВОЛЕВОЙ сфере, которые также имеют истоком травматичный опыт в раннем детстве, когда взрослые не поддерживали и не поощряли инициативу ребенка или даже наказывали его за инициативу. Альфред Адлер указывает на то, что люди, которым не хватает смелости совершить поступок, вполне довольствуются ФАНТАЗИЯМИ: «не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать трудностей; и благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле».

Люди со склонностью к различного рода навязчивостям, склонны также к тому, чтобы во всех сферах своей жизни достигать совершенства, поскольку именно совершенство тех защит, которые они выстраивают для защиты от тревоги перед бытием, может «гарантировать» им (как они подсознательно считают) покой и уверенность. Виктор Франкл указывает на то, что недостаточную решительность такие люди компенсируют навязчивым самонаблюдением (как бы не ошибиться, не просчитаться) и сверхсовестливостью («человек тогда одухотворен волей к совершенству, борьбой за абсолютное знание и за абсолютно правильное решение»). Отсюда — педантичность, дотошность, сверхсознательность таких людей.

Карен Хорни подчеркивает, однако, что для самочувствия гордеца имеют значение не такие «мелкие» детали как порядок и пунктуальность, а «превосходство без изъяна всего склада их жизни».

Фриц Риманн также отмечает, что стремление к совершенству возводится в принцип у таких людей. Им подходят лишь такие жизненные условия, когда все происходит в соответствии с их представлениями, потому что «не может быть того, чего быть не должно”. Стремление к безошибочности и совершенству (как бы вечное стремление к идеалу) требуют от человека исключительной точности. Необходимость принимать меры предосторожности против возможных ошибок и заблуждений может приобретать сверхценные формы, пишет Риман, и приводить к тому, что коррективы и улучшения будут бесконечными, поскольку идеальное совершенство недостижимо.

Перфекционизм, таким образом, является попыткой получить недополученное когда-то восхищение со стороны матери. Также он оказывается следствием недостаточной компетентности в различных сферах, вызывающей болезненные эмоции. Стремление к совершенству призвано, тем самым, предотвратить неприятные переживания. Человек пытается заблокировать негативные эмоции с помощью спирали навязчивых действий, направленных на достижение УСПЕХА.

Реалистичное целеполагание при этом невозможно из-за размытости целей. Реальные успехи не воспринимаются, так как отсутствует адекватная самооценка. Неудачей будет не реальная неудача, а несоответствие результатов неким идеальным представлениям (часто весьма размытым). Поэтому все потуги защититься таким образом от тревоги обречены на неудачу, переживание которой все же приводит к новым (часто все более изощренным) попыткам достичь совершенства. Так возникает порочный круг.

Человек, стремящийся к совершенству, поддерживает свою САМООЦЕНКУ за счет ОБЛАДАНИЯ вожделенными качествами, атрибутами или УСПЕХАМИ. Спектр вызывающих самовосхищение и чувство гордости успехов и собственных качеств может быть весьма различным. От простого самодовольства, гордости за нечто реальное, например, за то, что зарабатываешь много денег, отдыхал на модном курорте, живешь в престижном месте, знаком со знаменитостью (или просто видел ее рядом) до совершенно фантастических представлений о собственной гениальности и уникальности, от чрезмерного стремления к успеху в обыденных сферах (работа, учеба, семья) до хождения по головам или трупам в трудовой или политической карьере.

***

Думаю, гордыня от просто высокой САМООЦЕНКИ (даже вследствие обладания чем-то важным) отличается тем, что гордец ставит именно предмет своей гордости во главу угла. Именно сверхценность этого предмета для человека и делает человека гордецом: он, добиваясь вожделенного, становится выше в своих глазах, он превосходит других в этом. Он живет, по сути, не для СТАНОВЛЕНИЯ, когда все успехи и достижения — лишь побочный продукт расцвета и реализации собственных задатков. Он живет именно для достижения и успеха, забывая о своем ПОДЛИННОМ Я и его потребностях, желаниях и чувствах.

Вот, пушкинское «Ай да Пушкин, а да сукин сын»… Это радость заслуженным успехом, достигнутым упорным трудом и с опорой на свой реальный талант. Гордец же будет лучше фантазировать о своей гениальности и шедеврах, которые он может создать, чем реально прикладывать усилия.

Еще одно важное отличие. Гордец, в отличие от просто довольного собой человека, ставит во главу угла лишь свои собственные желания и амбиции. Ему нет дела до чувств и проблем других людей. Другие для него — лишь зрители или материал для торжества его гордыни.

Поведение и облик гордецов могут также сильно отличаться. Так, по словам Эриха Фромма, во многих случаях гордыня может скрываться за скромным и безропотным поведением; нередко случается, что человек делает покорность предметом своего самолюбования. На лице тщеславного человека «можно наблюдать проблеск ума или усмешку, которая одним придает выражение самодовольства, а другим позволяет выглядеть сияющими от счастья, вызывающими доверие, ребячливыми». Часто, особенно в экстремальных формах, его «можно определить по особому блеску в глазах, который одни принимают за признак святости, а другие – за признак легкого помешательства».

***

Гордец, стремящийся воплотить идею своего абсолютного превосходства, все же (в большей или меньшей степени) подсознательно чувствует, что его потуги соответствовать ИДЕАЛУ (достичь совершенства) тщетны, поэтому у тщеславия всегда две стороны:

• Самолюбование и самодовольство (основанные на иллюзорном представлении о собственном превосходстве, совершенстве)
• Ненависть к себе и АГРЕССИВНОСТЬ

Поэтому для гордецов характерны колебания между идеей грандиозности, повышенных ожиданий от себя, чрезмерных требований к себе и признанием собственной несостоятельности, самобичеваниями, самопоруганиями и ОТЧАЯНИЕМ.

Агрессивность может быть конкретной, то есть направленной на тех, кто (по мнению гордеца) ставит под угрозу его совершенство и мешает достижению идеального образа. Однако имеется и диффузная, базовая агрессивность – против мира, в котором не могут реализоваться честолюбивые ФАНТАЗИИ.

Самолюбие — высокая оценка своих сил, сочетающаяся с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих; чувствительность к мнению окружающих о себе.
Самолюбие есть у каждого человека и выраженно в разной степени.
Излишне самолюбивые люди очень болезненно реагируют на критику в свой адрес или когда им в чем-то отказывают.
Сильно задетое или ущемленное самолюбие может перерасти в неосозноваемую или вполне сознаваемую месть.
Направление развития
Если высокая оценка своих сил сочетается с привычкой к их дальнейшему развитию — это скорее достоинство личности.
Внимательность к мнению окружающих о себе — также скорее полезное качество.
В самолюбии плохо то, что критические замечания в свой адрес такой человек воспринимает болезненно. Поэтому задача самолюбивого человека — научиться грамотно воспринимать критику в свой адрес. Смотри Восприятие критики.
Болезненное самолюбие это когда человек не просто осознаёт какие-то негативные моменты своего характера. Это когда есть ещё и обида на окружающий мир и на окружающих людей. Это защитная реакция ЭГО на внутренние проблемы, и на обратную связь от окружающего мира, о наличии этих проблем. Это не черта характера. Это процесс. Процесс защитной реакции. А следствием этого процесса, который действительно разрушает жизнь человека, делая его объективно несчастным, является то, что это защищающееся ЭГО разрушает приёмник обратной связи. Человек становится невосприимчив ладно бы к критике, но ещё и к адекватности и самооценке своего поведения. Человек становится неадекватен к самоанализу. ЭГО возводит настолько крепкую оболочку вокруг своего болезненного ядра, которое воспринимается как постоянно ноющая тупая боль в душе, он недовольства жизни, недовольства самим собой, реакцией окружающих, поведением окружающих, отсутствием любви со стороны других людей, это воспринимается как постоянная боль в душе, что даже сам человек не может докопаться до этого ядра. Он не может с ним работать.
Критика? Если Вам указали на какой то Ваш недостаток? Критика ,даже если она сказана из добрых побуждений ,обычно попадает в самое болезненное место, автоматически вызывая дико-агрессивную реакцию .И это вместо того ,что бы поблагодарить человека (особенно близкого)и попытаться исправиться.
И следствием этого болезненного самолюбия является, прежде всего, неадекватное поведение. Действительно неадекватное поведение. Если человек с низкой самооценкой может вести себя адекватно и естественно, хоть и не так светло и ярко сияет, как люди с высокой самооценкой, но тем не менее. Он не получает по рогам ни за что. А люди с болезненным самолюбием постоянно получают по рогам не за что. Потому что они ведут себя как обиженные ёжики. Этот ёжик сияет внутренней агрессивностью. А окружающие люди, в свою очередь, начинают защищаться. Это защитная реакция мира на постоянно теплящуюся в душе агрессию этого человека. И мир начинает таких людей гандошить, женщина это или мужчина.
Великие о Самолюбие
Большинство из нас похожи на того петуха, который воображал, что солнце встает каждое утро единственно для того, чтобы послушать, как он поет.
Джером Клапка Джером
Все люди поначалу учатся на собственных ошибках , ибо до первых крупных неудач болезненное самолюбие не позволяет нам учиться на чужих.
Али Апшерони
Гордыня не хочет быть должницей, а самолюбие не хочет платить.
Франсуа Ларошфуко
Из всех пороков, унижающих личность человека, себялюбие самый гнусный и презренный.
Уильям Теккерей
Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь.
Оскар Уайльд
Любовь сильнее самолюбия: женщину можно любить, даже когда она презирает вас.
Люк де Клапье Вовенарг
Люди легко находят оправдания собственным поступкам и в то же время возмущаются аналогичными действиям других.
Али Апшерони
Насмешка — хорошее испытание для самолюбия.
Люк де Клапье Вовенарг
Наше самолюбие больше страдает, когда порицают наши вкусы, чем когда осуждают наши взгляды.
Франсуа Ларошфуко
Самолюбие — худший вид зависимости.
Максим Горький
Самолюбие это настолько ранимая вещь, что нанести ему укол можно десятком тысяч самых разных способов.
Али Апшерони
Самолюбие – это наполненный ветром воздушный шар, из которого вырывается буря, лишь уколешь его.
Вольтер
Себялюбие — это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо.
Франсуа Ларошфуко
Что может быть глупее самолюбования, особенно в преддверии каких-либо серьезных испытаний?
Али Апшерони

Глава 1. Борьба с гордыней

Если вы хотите узнать, насколько выражен у вас грех гордыни, вы можете перейти к Приложению и пройти соответствующий тест.

Религиозный подход к избавлению от греха

Смиренные блудники лучше горделивых девственников.

Преподобный Ефрем Сирин

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается, прежде всего, не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Для укрощения гордыни используются различные методы, в числе и жизнь за счет подаяния. Священник Александр Ельчанинов пишет:

«Как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя». Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного. И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти».

Ему вторит eпископ Александр (Милеант): «Как же бороться с гордыней и как избежать ее, когда она так легко прокрадывается в сердце? — Ответ вытекает из самого вопроса — смирением и послушанием. Послушание любимым людям, близким, объективной правде, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям.

К нашему счастью, столько обстоятельств ежедневно убеждают нас в нашей несостоятельности и ограниченности, что настоящих причин гордиться — нет. Попади в наш организм, скажем, какой-то самый ничтожный вирус, и мы заболеваем и уже близки к смерти. Если мы какими-то дарованиями способнее людей, с которыми общаемся, то всегда есть люди, которые гораздо совершеннее нас в этих качествах. Преуспевая в чем-то одном, мы слабеем и отстаем в другом».

Смирение или антигордыня

Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.

Жан Жак Руссо

О смирении как одной из основных христианских добродетелей, писали многие отцы церкви и духовные пастыри рангом пониже. Например, епископ Буэнос-Айресский Александр (Милеант) — в статье «Нищета, которая обогащает. (О добродетели смирения)», писал: «Согласно Священному Писанию смирение — это фундаментальная добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. С призыва к смирению Господь Иисус Христос начал Свою Нагорную Проповедь, говоря: «Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное” (От Матфея 5; 3). Как обыкновенные нищие чувствуют себя нуждающимися во всем, так и нищий духовно сознает себя несовершенным и нуждающимся в Божией помощи. Это сознание, в свою очередь, привлекает к человеку Божье благоволение, которое обогащает его во всем… Когда человек своей глубокой верой прикасается к бесконечной мощи Творца, он не может не ощущать своей малости и немощи — он видит себя ничтожной букашкой у берега безбрежного океана. Поэтому в общении с Богом смирение — это самое естественное чувство. Тщеславиться и гордиться может только тот, кто далек от Бога и сравнивает себя с такими же ничтожными существами, как и он сам.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошедший с Небес, слову Которого мгновенно повиновались и природа и потусторонние духи, Который возвращал к жизни умерших, является для всех и величайшим примером смирения. Кто может быть выше Творца всего видимого и невидимого, а Он был примером послушания своим земным «родителям”, повиновался гражданским властям, платил подати, кротко прощал своих врагов. Стараясь быть смиренными, мы подражаем нашему Спасителю, завещавшему нам: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (от Матфея 11; 29).

По словам преподобного Аввы Дорофея, существует два вида смирения: «Начальное смирение состоит в том, чтобы ближнего своего считать разумнее и лучше себя… Второй вид смирения состоит в том, чтобы свои достижения и преимущества приписывать Богу, а не себе — это есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей Божиих. Это как ветки деревьев, когда на них висит много плодов, от тяжести их сгибаются вниз. Ветвь же, на которой нет плодов, тянется прямо вверх. Существуют деревья, которые не дают плодов, пока их ветви растут вверх; если же кто-нибудь, привесив камень к ветви, нагнет ее книзу, тогда она начинает приносить плоды. Так и душа, когда смиряется, тогда становится плодотворной, и чем более приносит плодов добрых дел, тем более смиряется. Это мы видим на примере святых: чем более они приближались к Богу, тем более сознавали себя грешными и недостойными».

Епископ Александр наряду со смирением выделяет «родственные добродетели», которые или подобны смирению и являются его разными формами: скромность, кротость, долготерпение, сострадание, умение понять, уступить и простить, чуткость, великодушие, мужество в признании своих недостатков, покаяние, надежда на Бога, желание стать лучше, уважение к чужому мнению, уважение к личности. Епископ в своих сочинениях указывает, что добродетель смирения может искажаться, и подобные искажения нужно всячески избегать. Сюда относятся: раболепие, подобострастие, нерешительность, угрюмость, плаксивость, вялость, трусливость, малодушие, а также всякие страхи и фобии.

Далее он пишет: «Смиренный человек сознает свое несовершенство и поэтому он во всем обращается к Богу за помощью. Признавая Бога высшим Законодателем и Судьей, смиренный человек во всем повинуется Ему, покоряется Его воле и старается не грешить. Будучи озабоченным исправлением себя, смиренный человек не замечает недостатков других и охотно прощает их ошибки. Он жаждет стать лучше, приблизиться к Богу и слава Творца для него дороже всего на свете.

Христианская вера призывает нас быть скромными и смиренными, сознавая, что все доброе в нас, не наше, а Божье. Действительно, все от Бога: и наша жизнь, и этот прекрасный мир, и наше здоровье, и разные таланты и преимущества в жизни. За нашу веру, прощение многочисленных согрешений, избавление от неведомых нам опасностей, благодатные дары, за невидимые пути Его промысла, которыми Он ведет нас к Царству Небесному — за все это и многое другое мы должны всегда благодарить нашего Небесного Отца, подающему нам все блага ради Своего Единородного Сына, Который умер за нас, многогрешных, на кресте. Если бы мы не мешали Богу нас спасти, то все бы мы были в Раю. Губит людей их упорство и гордыня — других причин нет!

Итак, смирение — это та драгоценная нищета, которая поднимает человека по лестнице добродетелей, обогащает духовными дарованиями и приводит, наконец, к порогу Царства Небесного».

Другой признанный авторитет христианской церкви, преподобный Ефрем Сирин в своем творении «О смирении и гордости» пишет: «Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым.

Кто обременен грехами и желает от них освободиться, тому нужно только приобрести смирение. Оно приблизит его к Богу, от Которого получит оставление грехов — залог новой жизни. Доказательством утверждаемого мной служит блудница, которая обременена была грехами и, облекшись в ризу смирения, с сокрушением умоляла о прощении ей грехов. Поелику Господь наш видел, как она смирялась, то омыл ее от греховной нечистоты и благоволил, чтобы имя ее вписано было в Евангелие и чтобы слава о ней распространилась в целом мире. А поелику память ее так славна на земле, то имя ее превозносится и на небесах. И все это приобрела она смирением.

Воздерживай уста свои от излишних речей. Не говори худого о том, кто противен и ненавистен тебе. С покорностью выслушивай старших себя; следуй не своей воле, но воле братии своей. Понемногу вкушай пищи, не предавайся продолжительному сну, будь неутомим в работе, в служении другим. Ревностно упражняйся во всех этих добродетелях, преимущественно же в смирении, потому что им уплатишь все свои долги, исправишься от всех своих погрешностей. Оно приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе».

Если гордыня некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают грешники, уповая на Бога!

Преподобный Иоанн Лествичник

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Безусловно, любовь ко всему должна начинаться с любви к себе. Если человек будет относиться к себе с презрением, у него ничего хорошего не получится ни в личной жизни, ни в карьере. Самовлюбленность можно разделить на несколько типов.

В первом случае самовлюбленного человека видно издалека – уверенная размеренная походка, ровные плечи, высоко поднятая голова. Как правило, это ухоженные люди, постоянно над собой работающие. Они должны быть во всем первыми и лучшими, поэтому отдыхать себе позволяют крайне редко.

Люди такого типа не эгоистичны, приветливы со всеми, стараются по возможности предоставить помощь человеку, который в этом нуждается (ведь это тоже им прибавит плюсиков!), но только если эта помощь не будет противоречить их принципам. Они приветствуют самокритику – таким способом они только улучшают свое положение.

С такими людьми всегда интересно пообщаться, в некоторых моментах им хочется подрожать, за ними хочется идти.

На второй ступени самовлюбленности находятся люди, которые также тщательно работают над собой, их также можно увидеть издалека, они уверенно себя чувствуют в любой ситуации, но в отличие от первого типа, отдых для них — очень важный момент. Иногда немного ленивы. Они себя любят таким, какие они есть, лучше них, по их мнению, тяжело найти, да и таких как они единицы!

Такого рода самовлюбленные люди не совсем приветливы и выбирают себе определенный круг общения по своим принципам. Критика здесь не приветствуется! Добры ли они к ближнему? Все зависит от их настроения!

Эти люди, так же как и в первом случае, становятся успешными, если же конечно окончательно не разленятся, что крайне редко, но возможно!

Ну а третий тип – это настолько самовлюбленные люди, что иногда сами не могут сложить себе цену! Среди этих людей есть хорошие специалисты и специалисты среднего уровня, но все они считают себя отличными спецами!

Это люди со сложным характером, им тяжело в чем-то угодить, они всегда твердят только свое мнение, даже не прислушиваясь к чужому. Всех окружающих они считают недостойными их уровня, на работе и в личной жизни считают себя не заменимыми.

С ними тяжело общаться, а еще сложнее найти общий язык! Зачастую поведение этих людей отталкивает. Предоставить помощь они могут только при взаимовыгоде! К этим особам подходит выражение «Будь попроще и к тебе люди потянутся!».

Данное разделение самовлюбленности я сделала на собственных наблюдениях. В этой статье я описала только 3 самых распространенных типа, на самом деле их значительно больше, ведь нельзя всех людей подвести под одну «гребенку».

Мое мнение к самовлюбленным людям положительное, если их самовлюбленность не переваливает все пределы! Приятно наблюдать за человеком, когда от него идет только позитив, негатив отталкивает и вызывает жалость.

Вышел в свет новый ePochta List Manager: теперь все операции над списками выполняются наглядно

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *