Гороховец монастырь

Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь г.Гороховец

Монастырь был основан во второй четверти XVII века.
Главным храмом монастыря является Троице-Никольский двухэтажный собор, построенный в 1681 году.
В северной части монастыря в 1710 году была построена двухэтажная церковь преподобного Иоанна Лествичника.
В XVIII веке монастырь был обнесён каменным забором с башнями по углам. Главные ворота находились в восточной стене. Над воротами в 1689 году была построена церковь Покрова Божией Матери. Рядом находился корпус с кельями монахов.
С северо-западной стороны Троице-Никольского собора находится шатровая колокольня.
В XIX веке обители оказывал покровительство представитель старинного рода Кожиных — Петр Павлович Кожин, герой Крымской войны, владимирский губернский предводитель дворянства. Он был похоронен на территории монастыря в 1890 году, а над его могилой возведена часовня.
Свято-Троицкий Никольский монастырь был закрыт советскими властями в 1920 году. Храмы были обезглавлены, ограда – разрушена, часовня-усыпальница разорена. Была снесена Покровская церковь. В соборе был склад кинопроката, часть зданий отдали под жилье.
второй половине XIV века в 14км от Гороховца преподобным Сергием Радонежским был основан Георгиевский монастырь, который существует и по сей день как Георгиевский скит прп. Сергия Радонежского Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря.
Возрождена обитель была в декабре 1993 года.
В 1993 году в Никольском монастыре возобновилась монашеская жизнь.
В настоящее время обитель находится на стадии восстановления.
Древние города России Дата выпуска 04.06.2018 Каталожный номер 5714-0060 Номинал 10 рублей Качество АЦ Материал: кольцо/диск сталь с латунным гальваническим покрытием/сталь с никелевым гальваническим покрытием Масса общая, г 7,90 (± 0,45) Диаметр, мм 27,0 (+0,20) (–0,05) Толщина, мм 2,10 (±0,25) Тираж, шт. 5 000 000

Аверс

на диске в центре – обозначение номинала монеты: «10 РУБЛЕЙ», внутри цифры «0» – скрытые, видимые поочередно при изменении угла зрения изображения числа «10» и надписи «РУБ», внизу – товарный знак монетного двора; на кольце вверху – надпись: «БАНК РОССИИ», внизу – год выпуска «2018», слева и справа – стилизованные ветви растений, переходящие на диск.

Реверс

архитектурная панорама города, справа – герб города Гороховца, по окружности на кольце – надписи, вверху: «ДРЕВНИЕ ГОРОДА РОССИИ», внизу: «ГОРОХОВЕЦ».

Авторы

Историко-тематическая справка

Серия: Древние города России

г. Гороховец, Владимирская область (1168 г.)

Каталожный номер: 5714-0060

Гороховец – один из древнейших городов Владимирской области, расположен на берегу реки Клязьмы в 157 км к востоку от Владимира у границы с Нижегородской областью. В черте города и окрестностях сохранилось много памятников церковной и гражданской архитектуры разных эпох.

История Гороховца началась в VI веке, когда на месте будущего города возникло угро-финское поселение, которое в X веке было заселено славянами. Гороховец был основан как укрепленный пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества великим князем Андреем Боголюбским в 1168 году во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию.

В конце XIV века, при князе Василии I, с вхождением Гороховца в состав Московского княжества, усилилось его военно-стратегическое значение как оборонительного пункта на восточной русской границе.

В годы «смутного времени» из Гороховецкого уезда, из своей вотчины князь Пожарский отправился в Нижний Новгород, чтобы возглавить второе ополчение в 1612 году. Гороховец в числе первых городов присоединился к народному движению.

В 1619 году город пережил свое последнее разорение, утратил функцию оборонительной крепости и стал развиваться как торгово-ремесленный центр. Конец XVII – начало XVIII века – время расцвета и богатства Гороховца. Именно тогда и сложился уникальный архитектурный облик города.

В 1970 году Гороховец был включен в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность.

На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре Гороховца своеобразное отражение получило соперничество купеческих кланов Опариных и Ершовых: на их средства строились самые знаковые и видные здания в городе, как культового, так и светского характера. Почти одновременно с постройкой каменного двухэтажного дома Опариных в центре Гороховца, в 1700 г. был возведен «иждивением» Семена Ершова (он же «спонсировал» строение Троицкого собора Никольского монастыря) и освящен Благовещенский собор на месте бывшей деревянной церкви. Собор находился буквально в шестидесяти метрах от опаринского дома, подавляя его своей массой.

Пятиглавый монументальный Благовещенский собор главенствует на площади, среди малоэтажной застройки. В основании собор имеет прямоугольник правильной формы, перекрыт крестово-купольными сводами с пятью световыми широкими барабанами и огромными луковицами. Стены разделены широкими лопатками на три прясла, гладкие пилястры лаконично оформляют углы фасадов. Верхние и нижние окна собора размещены в общих достаточно широких нишах, созвучных массивным лопаткам. В полукружиях закомар сохранились остатки фресковой живописи, изображавшей двенадцать самых главных православных праздников. Восточный фасад разделен тремя приземистыми апсидами со своеобразными «ж»-образным декоративным поясом по карнизу. Всем своим внушительным видом Благовещенский собор напоминал столичные храмы, что вполне отвечало вкусам заказчика.

На фоне мощи и силы собора ощущается легкость вздымающейся вверх отдельно стоящей 37-метровой шатровой колокольни. Впечатление взлета достигается заниженным основанием-четвериком и более вытянутыми пропорциями восьмерика над ним. Это чисто гороховецкая особенность постройки, которая проявляется и в колокольне Никольского монастыря.

Главный южный вход в собор оформлен массивным крыльцом с круглыми столбами, которое любопытным образом повлияло на решение купца В. Опарина – вечного соперника заказчика собора. Его красивый дом фактически оказался загороженным массивным строением С. Ершова, и он переносит крыльцо дома с соборной площади на другую сторону, к реке, и делает его каменным. При этом крыша крыльца держится на мощных опорах, очень близких по форме столбам у входа в Благовещенский собор. Это непропорционально массивное по сравнению с размерами дома крыльцо призвано было отражать высокий общественный статус рода Опариных.

Внутри Благовещенский собор поражал своим пространством, разделенным четырьмя стройными круглыми столбами. Интерьеры собора не раз обновлялись за его историю и сегодня утратили первоначальный вид. В храме было несколько старинных икон, среди которых особо почиталась икона «Смоленской богоматери», которой приписывались чудодейственные свойства. В стенах собора хранились дары богатых горожан, о которых подробно рассказывают церковные книги. И снова соперничество купеческих родов: С. Ершов жертвует собору серебряные сосуды, И. Ширяев преподносит серебряный ковчег в виде церкви и золоченую чару в виде виноградной кисти.

Уникальным произведением местных умельцев являются западные врата Благовещенского собора. Они покрыты железными листами с тонким прорезным рисунком орнамента, сквозь который сверкают, как драгоценные камни, кусочки подложенной слюды красного и синего цветов по бересте. Это великолепное произведение искусства сегодня хранится в стоящей рядом с собором небольшой одноглавой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).

В отличие от монументальности собора, она по своему типу восходит к жилым деревянным постройкам. Внутри церкви, по оси с запада на восток, через широкие, но приземистые арочные проемы последовательно раскрываются помещения трапезной, основного бесстолпного четверика и апсиды. Внешняя нарядность и «домашность» церкви достигается за счет богато оформленных наличников: стройные полуколонки с пышными капителями и изысканные овальные завершения. Подобные окна украшают фасады церкви Иоанна Лествичника в Никольском монастыре, построенной на средства И. Ширяева. Вероятно, он же был заказчиком и Предтечинской церкви, которая должна была противостоять творению его вечного соперника – С. Ершова, Благовещенскому собору, — не громадой объемов, а изяществом отделки и пропорций.

К юго-востоку от собора расположена часовня, с декорированными в «русском стиле» фасадами. Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена в 1887 г. на средства купца М. Сапожникова в память об убитом императоре-освободителе Александре II, который посещал Гороховец и делал богатые вклады в Благовещенский собор.

В. Королькова

Монастырь находится на Пужаловой горе, на месте древнейшей Гороховецкой крепости. Когда-то здесь стоял деревянный Никольский храм. Мужской монастырь при нем возник в XVII веке; с начала века гороховецкие горожане подавали челобитные об открытии обители. Первая достоверная дата — 1643 г., когда деревянный монастырь выгорел дотла и был вновь отстроен «усердием местных обывателей». Как сообщают старые путеводители, «для руководства были привлечены опытные иноки». В конце XVII века, в период расцвета купеческого Гороховца, монастырь строит сохранившиеся доныне каменные храмы. Троице-Никольский храм (в подклете — Никольский храм, а в верхнем этаже — Троицкий) и колокольня были построены в 1681-1689 гг., церковь Иоанна Лествичника — в 1710-1716 гг.. Сохранилось интересное красное крыльцо с выразительными столбами, возведенное, вероятно, одновременно с трапезной церковью.
Монастырь был закрыт в 1920-е гг. Храмы стояли обезглавленными, разрушалась ограда, снесена была Покровская церковь над Святыми вратами (1689 г.). Часть монастырских зданий отдали под жилье. В разоренном соборе устроили склад кинопроката.
Возрожден Троице-Никольский мужской монастырь в декабре 1993 г. Монастырю переданы здания бывшей Знаменской обители за Клязьмой -там открыт скит Троице-Никольского монастыря.

Сретенский монастырь – это женский монастырь православного вероисповедания, действующий при РПЦ и расположенный в Гороховце. Он находится на главной городской площади (точнее на ее противоположной стороне), на улице Советская, дом 5. Данная постройка стала самой заметной составляющей центральной площади Гороховца, так как высота колокольни составляет свыше 35 м. Она была выстроена в конце 17 столетия. Колокольня расположена между помещениями Сретенской обители, выделяясь отчетливо лаконичной и строгой архитектурой. Декоративное убранство Сретенского монастыря, в большей мере, сосредоточено на нижнем ярусе, что выражено в обрамлении входа, а также на изящном шатре, который стремительно убывает в высоту над восьмигранным столпом звонницы.

Согласно достоверным летописным источникам, Сретенский женский монастырь был выстроен в 1658 году. Первоначально все постройки, находящиеся при монастыре, были сооружены из дерева. Известно, что в 1678 году были возведены две деревянные церкви: теплая Сергиевская и холодная Сретенская, к которым прилагались еще и монашеские кельи. В последние годы 17 века, согласно благословению патриарха Тихона, деревянные постройки монастыря постепенно стали заменяться каменными.

В середине 1689 года на денежные средства Ершова Семена Ефимовича, который являлся богатым торговым человеком, на месте ранее существующего деревянного Сретенского собора был выстроен каменный собор. Величественный каменный Сретенский собор располагал уникальными куполами, которые были украшены ажурными крестами и глазурованным лемехом, что, в значительной мере, отличает собор от других аналогичных построек, привнося в его вид богатую палитру декоративных украшений. Здание собора несколько отличается от звонницы по причине своей живописности и нарядности.

Храм Сретения Господня располагает уникальным декоративным убором, который выражен в кокошниковом фризе, разнообразии форм наличников, сложно декорированных поясков, перспективных порталах, золотых ажурных главах и крестах, а также цветной черепице, что создает яркий образ всего собора. Особенно красиво сияют на солнце резные золотые кресты. Оконные проемы собора искусно украшены резными наличниками. На данный момент именно этот собор является одним из самых выдающихся памятных строений Гороховца, выстроенных в 17 веке.

Стоит отметить, что в монастырский ансамбль входят также келейный корпус, Сергиевская церковь, помещение богадельни, здание службы, участок ограды и сторожка.

Одной из первых каменных построек Сретенского монастыря стала колокольня, которая располагается прямо над парадными монастырскими воротами. Она является доминирующей постройкой всего монастырского ансамбля и возвышается высоко над землей. Возведена в 1689 году, когда был выстроен первый каменный собор, освященный в честь Сретения Господня.

В конце 17 столетия был выстроен храм Сергия Радонежского с кельями, предназначенными для насельниц, и колокольней. Храм не имеет больших размеров; его венчание осуществлено при помощи одного купола, а главные фасады – совершенно просты в исполнении. Несмотря на это, церковь Сергия Радонежского представляет собой значимый объект с точки зрения памятника архитектуры, датировавшего 17 веком. Во внутреннем убранстве храма на сегодняшний день сохранилась печь, которая роскошно украшена цветными изразцами. Данный объект стал лучшим образцом истинного мастерства гороховецких строителей, который сохранился до наших дней.

Во времена советской власти Сретенский монастырь был закрыт, а все монахини были изгнаны. В 1990-е годы женская обитель снова зажила своей прежней жизнью, ведь в эти места приехали самые первые ее жители, которые оказали неоценимую помощь в процессе реставрирования здания.

В настоящий момент Сретенская женская обитель в городе Гороховец является действующей. В зоне ее расположения находится небольшой деревянный домик, в котором проживают жильцы старинной обители, ставшие «насельниками» после возрождения монастыря.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *