Горящий куст в Библии

Жизнь Моисея резко изменилась. Первые сорок лет своей жизни он провел в Египте, воспитываемый как сын дочери фараона. После этого, следующие сорок лет, Моисей был пастухом у Иофора, своего тестя. Спустя долгое время умер царь египетский (т. е. фараон). И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли к… Богу. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста, и увидел он, что терновый куст горит огнем, во куст не сгорает. Моисей сказал: «Пойду и посмотрю на сие великое явление отчего куст не сгорает». Господь увидел‚ что Моисей идет посмотреть и воззвал к нему из горящего куста: «Моисей! Моисей!… Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога. Господь сказал ему из куста: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его. Я знаю скорби его; и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед… Вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их египтяне. Итак, пойди: Я посылаю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Но Моисей сомневался. Он считал себя недостойным такой великой задачи. Он сказал Богу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» На что Бог ответил ему: «Я буду с тобою».

Читайте более подробно: Исход 3:1-12.

Библия в гравюрах

Исход 3:1-12

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, . И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал : Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь : Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев и иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошёл до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону ; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израелевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал : Я буду с тобою.

Автор гравюр: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

«Библия — Книга жизни», «книга книг» — это бесспорный и неопровержимый факт. Так как ни одна из книг не была переиздана столько раз и на таком большом количестве языков. Ни одна из книг не привлекала к себе такого большого внимания ученых людей нескольких тысячелетий. Не из-за одной из книг не было стольких споров. И до сих пор она, если выразиться на современном языке, является самой популярной, самой загадочной и самой влиятельной на человеческие души книгой. Но почему именно Библия, а не, например, художественная книга или популярный роман, является такой необычайной книгой? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, я хочу обратиться к тексту самой Библии, которая кроме буквального смысла своего текста, еще имеет внутренний, духовный смысл. Но всю Библию мы не будем рассматривать, а обратимся к одному из библейских образов, а именно к образу неопалимой купины.

«Моисей же бяше пасый овцы Иофора тестя своего священника модеамска: и гнаша овцы в пустыню: и прииде в гору Божию Хорив. И явися ему Ангел Господень в пламене огненне из купины: И видит яко купина горит огнем, купина же не сгараше. Рече же Моисей: мимошед увижду видение великое сие, яко не сгараше купина. Егда же видя Господь, яко преступает видити, воззва его Господь из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи? Он же рече: не преблежайся семо. Изуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же ты стоиши, земся свята есть. И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Аврамов и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое: благоговеяше бо воззрети пред Бога» (Исх. 3, 1-6).

И на примере толкования святых Отцов этого места из Библии, я хочу попытаться показать необычайность этой книги. Как было замечено ранее, Библия имеем кроме прямого (буквального) смысла, еще и внутренний (аллегорический). И все исследования и попытки объяснить тексты Библии можно также разделить на буквальный и аллегорический методы толкования. И на основании этих двух методов зародились две основные школы экзегетики: Антиохийская и Александрийская. Также очень большое значение в исследовании Священного Писания имеет текстология (употребление того или иного слова в еврейском,греческомили других языках,смысл этого слова , также его значение в контексте).

Профессор О.Бернардо Антонини выражает такую мысль: «В этой части книги Исхода (Исх 3.1-7.) все традиции сходятся в представ¬лении Бога и изображении Моисея, человека, избранного Богом».

Присутствие и инициатива Бога очевидным образом выдвигается на первый план посредством некоторых «лингвистических кодов божественного», часто встречающихся в Библии: в ягвистской традиции мотив неопалимой купины (Исх 3-2; ср. огонь как символ-эмблема Бога и его присутствия в Быт 15.17; Исх 19-18; 24.17; Лев 9.24), а в элогистской традиции мотив горы Божией (Исх 3.1) и страха Божия (Исх 3.6). Видно, что в повествовательные цели Израиля не входит фокусировать внимание читателя на модальностях описания или на географических или хронологических указаниях рассказов, его намерение иное. В самом деле, настоящий текст, опирающийся на наиболее солидную тради¬цию, отвечает задаче засвидетельствовать важность спасительного вмешатель¬ства «Бога Моисея» и одновременно показать, в чем находит основание дело Моисея и его авторитет. Это своеобразное хоровое пение, в котором отдельные голоса (традиции J,Е,Р) подчеркивают особенности партитуры, но при этом лишь единство хора (вера Израиля) дает почувствовать силу произведения»1.

Термин «купина» по коптски шено, по еврейски сенех (Кук), собственно имя колючего кустарника из породы акацый.Купина –( )-терновый куст.По мнению большенства толкователей этот куст принадлежал к одному из видов мемозы или акации,растущих обильно в пустынных местах.Терновыми растениями была обильна гора Синай.от чего и получила свое название (евр. Senen значит терновый куст. Нынешние монахи Синайского монастыря св. Екатерины указывают означенный куст на восток от большой монастырской церкви. Толкователи замечают, что в еврейском тексте употреблено указательное местоимение:»того куста», как бы указывая, что это тот куст, о котором Моисей говорил неоднократно говорил народу. До написания книги Исход. А термин «купина» начал употребляться только после перевода Библии на церковно-славянский язык. Во всех других текстах употребляется слово «терновник»

Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородностью, служит символом чего-либонизкого,презираемого чем говорится в притче Иоафамао терновнике (Суд.9.8-15.),в нашем случае народа еврейского.Пламя огня,как сила истребляющая «Ибо Господь Бог твой,есть огнь пщядающий.»(Втор.4.24.),указывает на тяжесть страданий «А вас взял Господь и вывел вас из печи железной,из Египта».(Втор.4.20.) Но как куст горел и не сгорал,так точно и народ еврейский не уничтожался,а только очищался в горниле бедствий » Вот,Я расплавил тебя,но не как серебро испытал тебя в гарниле страданий.»( Ис.48.10.) Явившийся Моисею в терновом кусте Ангел Господень считается отцами Церкви Вторым Лицом Св.Троицы, отличается Он от Самого Богаи первомучеником Стефаном (Деян.7.35.),а все видение является,по отческому толкованию,прообразом таинства воплощения.Другте же отцы,согласно с контекстом ,разумеют под Ангеломсамого Бога.Но он называется Ангелом по Своей деятельности среди избранного народа.Это все мысли мы сможем увидеть в толкованиях святых отцов,к рассмотрению чего мы сейчас и преступим.

«Моисей же бяше пасый овцы Иофора тестя своего священника модеамска: и гнаша овцы в пустыню: и прииде в гору Божию Хорив». (Исх. 3, 1) «Моисей пасший стада Иофора, — по объяснению св. Кирилла Александрийского – предизображает собою Иисуса Христа, как пастыря словесных овец»2

«Было Моисею страшное богоявление: самый полдень облистал его взоры другой свет паче света солнечного. Изумленный необычностью зрелища, Моисей обращает взор к горе, и видит куст, в котором горел пламень огненный, а ветви куста, как под росою, зеленели во пламене»3.

Именно ему простому пастуху является Господь в таком необычном образе, но судя по словам Библии «явися же ему Ангел Господень» (Исх. 3, 2) можно сделать вывод, что не Сам Господь явился Моисею, а только небесный посланник. Хотя уже в 4-м стихе 3-ей главы говорится о том, что Господь сказал Моисею: «Воззва к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей!» (Исх. 3,4) Св. Иустин Философ в разговоре с Трифоном иудеем это спорное место объясняет так: «Позвольте мне теперь, после того продолжал я, доказать вам и из книги Исхода, как тот же Ангел, и Бог, и Господь, и муж, и человек, явившийся Аврааму и Иакову, явился в пылающем огне из куста и беседовал с Моисеем. Затем я сказал: замечаете ли вы, государи мои, что Тот, о Котором Моисей говорит как об Ангеле, беседовавшим с ним в пылающем огне есть Бог и возвещает ему, что Он Бог Авраама, Исаака и Иакова?

— Мы не это видим из приведенных тобою слов, сказал Трифон, — а то, что в явившейся в пламене огненном был Ангел, а беседовавший с Моисеем – Бог, двое вместе явились в том видении.

— Если бы и так было бы, друзья мои, — отвечал я, — т.е. что и ангел и Бог вместе явились в том видение Моисею, однако, как доказано вам прежде приведенными словами, Тот Бог, Который говорил Моисею, что Он Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, буден не Творец вселенной, но Тот, Который служит воли Творца всего и в суде над Содомом служил так же Его советом. Поэтому, хотя бы было там двое, как вы говорите, и Ангел и Бог, однако, никто, и даже и маломыслинный, не осмелиться утверждать, что Творец всего и Отец оставил, сущее выше неба, и явился на малой частице земли.

— Так как уже доказано, сказал Трифон, — что явившийся Аврааму назван Богом и Господом и по поручению на Господа небесного извел разрушения на Содомскую землю, то хотя и был Ангел с Богом, явившемуся Моисею, мы согласимся, что Бог, говоривший с Моисеем из куста, был не Бог Творец всего, но Тот, Который, как показано, являлся Аврааму, Исааку, Иакову: Он назы-вается также Ангелом Бога Творца всего потому, что возвещает людям волю Отца и Творца всего.

— Но теперь я покажу, Трифон, начал я говорить, — что Моисеевом видении Он Один, Который вместе и называется Ангелом и есть Бог, явился и говорит Моисею. Ибо так говорит Писание: «явился ему Ангел Господа в пламене огненном из куста; и он видит, что куст горит огнем, и не сгорает. И Моисей сказал: пойду и посмотрю это великое видение, потому что куст не сгорает. Когда же Господь увидел, что он идет смотреть, то назвал его Господь из куста» (Исх. 3, 2-4). По сему, как Писание называет Ангелом Того, Который явился во сне Иакову, затем говорит, что это тот самый Ангел явившийся ему во сне сказал: «Я Бог, явившийся тебе во время бегства твоего от лица Исава, брата твоего»; и мы читаем во время Авраама о разрушении Содома, что Господь навел это суд «от Господа на небесах»: так и здесь, когда Писание говорит, что ангел Господа явился Моисею и потом объявляет Его Господом и Богом, оно разумеет одного и Того же, Который, как видно из многих уже приведенных свидетельств, служит Богу, сущему выше мира и не имущему над Собою другого Бога»4.

Такую же мысль мы находим у блаженного Филарета. Он говорит о том, что: «Моисей назвал (явившегося ему Бога) Ангелом и сим дает понять, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим Ангел будет Отец?) но Единородный Сын, великого совета Ангел»5. «Единородное Божественное Слово освободило Израиля от Египетского рабства, Оно же, беседуя с Моисеем, изрекло: «Аз есмь сый» (Исх. 3,14)»6. И по мнению св. Иринея Лионского, «Сын Божий, Слово Божие, Господь наш Иисус Христос говорил с Моисеем в купине»7. Блаженный Иероним также находит, что «имеющий родиться от Девы Тот, Кто говорил с Моисеем».8

И это явление Ангела произошло в «пламене огня из среды тернового куста» (Исх. 3, 2). Но самое необычайное в этом явлении то, что этот кустарник не сгорал в огне. Св. Кирилл Александрийский говорит о том, что «пламень весьма высоко поднимался, но ни сколько не вредил купине, в которой явился. Дело было поистине необыкновенно и выше всякого разума. Огонь объемлет терние и только согревает его тихим прикосновением своим, как бы забывая свою естественную силу и совершенно спокойно облегая то, что мог бы истребить. Посему – то божественный Моисей и был видением»9.

Но что же изображается тем, что купина горит и не сгорает? На этот во-прос святые отцы высказывают различные версии. Так в частности блаж. Феодорит Кирский считает, что здесь изображается: «Божия сила и Божие человеколюбие, потому что неугасимый огонь не истреблял сухого куста. Но, думаю, изображалось сим и другое, а именно, что Израиль, против которого злоумышляют египтяне, не будет истреблен, но препобедит врагов, а также и то, что Единородный, вочеловечившийся и вселившись в девическую утробу, сохранит девство неприкосновенным. Иные же говорят, что Бог явился в купине, а не в другом растении, потому что из купины невозможно истесать Бога. Ибо, вероятно, иудеи отважились бы и на сие, если бы Бог явился в другом растении»10. А св. Кирилл Александрийский считает, что смысл этого видения заключается в следующем: «Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может все побороть; древам и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Поэтому говорит в одном случае: Бог наш огнь поедаяй есть (Евр. 12,29); в другом случае: человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако оцветет (Пс. 102, 15). Но как огонь не стерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: яко в Том живет всякое исполнение Божества телесне, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2, 9). И во свете живый непреступнем (1 Тим. 6,16), т.е. Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества своего, чтобы доступным быт для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истреб-ления; на это прообразовательно указывает огонь в купине, совершенно не поврежденным сохранивший древо. А что от Бога происшедшее Слово свой собственный храм оживотворил и соделал нетленным и высшим смерти, будучи по естеству Жизнь (Ин. 14, 6), в этом как мог бы кто усумниться? И так, огонь щадил терние и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе. И в нас вселилось Слово Божие, не наказание требуя и не суд наводя, но озаряя нас благостными и весьма тихими прирожениями. Так Оно и Само говорит: не посла Бог Сына в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3,17). И так, купина не сгорала, но хотя и было объята пламенем; потому что и на нас не налагается наказание за согрешения, как я только что сказал; напротив, нас также осиявает Христос через Святого Духа и прибывает в нас чрез Него»11.

Изумленный столь чудным видением Моисей решил: «Мимошед увижду видение великое сие» (Исх. 3, 3). Но ему тотчас же препятствует сделать это Ангел. Св. Ефрем Сирин утверждает, что: «подходящему к купине взывает не Ангел, которого прежде видел Моисей, но Бог, Который был сперва в образе Ангела, а потом явился Моисею в страшном видении и сказал: «не приблежайся семо» (Исх. 3,5), как приближаются к месту обыкновенному. «Место бо свято есть» (Исх. 3,5), подобно тому, на котором спал Иаков. То место было свято, потому что была там лествица, и по ней восходили и сходили ангелы для охранения Иаковлева; а сие место свято потому что здесь Бог в пламене горящей купины»12. «Пустыню безводную, превращающую только терние, среди которой была и купина, называет землею святою. Но и всякое место, на котором находится Христос, свято. Премудро и то, что это является в пустыне, представляющей собою образ Церкви из язычников, к которой относится и слово Священного Писания: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин (Ис. 35, 1). Обещает Бог также и в другом месте сотворить пустыню в луги, и жаждущую землю в водотечы (Ис. 41, 18). Ибо обильно излилась на нас, призванных из язычников, благодать Спасителева, и как бы некая река, изливающая вышние струи, напаяет обильно. О сем говорит нам и божественный Давид: Положил есть реки в пустыню, и землю плодоносную (сланость, от злобы живущих на ней (Пс. 106, 33-34). Итак, купина — в пустыне, и земля, на которой она была, есть святая и посвященная Богу»13

И так, купина в пустыне и земля, на которой она была, есть святая и посвя-щенная Богу. И Моисей, приступая к ней, встречает препятсвие и получает повеление снять обувь с ног. «Иззуй сапоги твои» (Исх. 3,5) и иди попирай египтян потому что протекло уже 30 лет, как преспело время собирания египетского винограда.»14

Но для чего было повелено Моисею снять сапоги? В частности блаж. Феодорит Кирский на этот вопрос отвечает следующим образом: «иные говорят: для того, чтобы отверг он от себя житейское попечение, сопряженные со смертной жизнью, потому что мертва кожа сапогов. Иные же говорят: для того, чтобы босыми ногами освятил он землю. А я не принимаю ни того, ни другого; во-первых, потому что Моисей не был еще рукоположен ни в архиерея, ни в пророка, а потом и потому, что поелику Бог освятил уже место и наименовал его святым, то напрасно, как полагаю, утверждать, будто бы Моисей освятил оное ногами. И посему думаю, что означается следующее: во-первых, Бог самого Моисея словом сим делаем благоговейным, чтобы со страхом внимал повелеваемому, а потом предварительный дает урок, как надобно священникам служить в скинии. Ибо и они священнослужения и жертвы совершали с босыми ногами»15. А по мнению св. Кирилла Александрийского «это есть знамение мертвости и тления, так как всякая обувь есть остаток умершего и предавшегося тлению животного. Итак, Христос недоступен для тех, которые под законом и под детоводительным служением. Необходимо прежде омыть скверну и стереть нечистоту греховную. Но невозможно крови юнчей отпущати грехи (Евр. 10, 4); ибо в законе никтоже оправдается (Тал. 3, 11). А коль скоро грех еще не упразднен, то необходимо, чтобы тление имело силу, и смерть еще властвовала над оскверненными. Таким образом, желающие видеть таинство Христово должны наперед отложить служение в прообразах и тенях, не побуждающее ни тления, ни греха. Ибо тогда они уразумеют и вступят в святую землю, то есть в Церковь. А что не отказавшиеся от служения по закону подлежат власти тления, это уяснит Сам Христос, говорящий: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Это и было таинство, не у живших по закону, но приявших веру, оправданных во Христе и получивших наставление, высшее законного, разумею евангельское. Итак, под властию тления и как бы в законе находятся те, которые еще не свергли с себя чрез веру бремя матери смерти, то есть греха: и таковые еще далеки от Христа. Когда же снимут обувь, то есть тление, не имеющее силы к оправданию, и приимут истинно животворящую благодать, тогда приблизятся к оправдывающему нечестивого то есть ко Христу»16.

И тогда Моисей: «ни одними уже очами воспреемлет чудный свет; но, что всего необычнее, и слух его озаряется сего света. Уделившаяся обоим чувством благодать света, взоры озаряет блистанием лучей, а слух просвещает чистыми догматами»17. Весь Ветхий Завет полон прообразами Христа и Богородицы. И именно неопалимая купина является прообразом Пречистой Девы Марии. И по объяснению блаж. Феодорита Кирского: «тем что купина горела и не сгорала, изображало то, что Единородный, вочеловечившись и вселившись в девическую утробу, сохранил девство неприкосновенным.»18

Так же и св. Иоанн Златоуст склоняется к такому пониманию этого прообразовательного яаления, когда изображает Бога говорящим Архангелу Гавриилу: «Если бы огонь в пустыне причинил вред купине, то несомненно повредило бы и Марии Моё присутствие; если же тот огонь, только орасил купину, а не сжёг, то что ты мог бы сказать об истине, нисходящей не в пламенном огне, но в виде дождя»19.

По толкованию св. Григория Нисского: «Добродетельное житие возводит нас к ведению онаго света, который нисходит даже до естества человеческого, возсиявая не от какого либо звёздного светила, почему не можно было бы признать его сиянием дольняго вещества, но от земнаго куста, и привосходя светлостию лучей небесныя светила. А сим научаемся и таинству явленному в Деве, от которой в рождении возсиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламенненную купину несгараемою, так что и порождении не увял стебль девства. Оным светом научаемся и тому, что нам делать, чтобы стать в лучах истины, а именно, что невозможно связанными ногами взойти на ту высоту, где усматривается свет истины, если не будет разрешена на душевных стопах эта мертвенная земная кожаная оболочка, возложенная на естество в начале, когда обнажила нас преслушание Божией воли.»20

С развитием христианства начало развиваться и богослужение.Стали появ-ляться новые песнопения,каноны,стихиры и другие богослужебные тексты.В основе которых лежали евангельские события.Но зачастую эти евангельские события выражались прообразами из Ветхого Завета,также и образ неопалимой купины начал употребляться ,как прообраз,в новозаветных церковных песнопениях.Например,в богослужебных текстах есть подтверждение мысли блаж. Феодорита ,св.Иринея Лионского о том ,что именно Сын Божий .Господь наш Иисус Христос говорил с Моисеем в купине:

  • В) «Иже с Моисеем глаголавый древле,на горе Синайстей образы,глаголя:Аз есьмБюг сый.Днесь на горе Фаворстей преображся» (Преображ.Мал. веч.1 стих.на «Господи,воззвах»).
  • Г) «Явился еси при купине Моисею,Божий Слове, яко огнь чиститель-ный.»(Октоих.7 гл.,Нед. полун.п.1.Богор.)

Также церковные песнопения разделяют толкования святых отцов о том,что как огонь не истребил сухого куста ,так и Единородный,вочеловечившись и вселившись в Девическую утробу,сохранит девство непрткосновенным:

  • Ж). «На Синайстей горе видя Тя в купине Моисей, неопально огнь Божества заченшую во чреве» … (Окт. Гл. 3, п. 9, ирмос).

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина – тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девою: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева. Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистою, непричастною греху, не познавшею беззакои. В церковных песнопениях слышится этот заветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дево, родила еси». (Окт. Гл. 2, Догматик)

Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины». По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силою иконы21.

В разнообразии этих всех толкований можно увидеть, какой интерес вызывает Библия у святых отцов. Если на пять стихов одной главы существует столько различных мнений, то можно представить сколько есть толкований на всю Библию.В древности изучение Библии занимались многие учёные люди того времени. Так что, как я замечал ранее возникали целые экзегетические школы. Например Антиохийская, Александрийская, Эдесско-Низибийская, позже на Западе, появляются учёные мужы, составлявшие обширные толковательные труды. И каждая из этих школ разработала свой метод толкования. Например, одна школа(Антиохийская) занималась изучением буквального смысла Библии, совсем не обращая внимания на внутреннюю духовную сторону, другая (Александрийская) наоборот видела в Библии только духовную сторону, но ни та, ни другая не могли далеко уйти в экзегетики, так как внутреннее без внешнего, как и внешнее без внутреннего не может существовать. По этому образовалось среднее, умеренное, святоотеческое направление в толкование Библии. Оно, согласно с Антиохийцами признавало и раскрывало буквально исторический смысл, но не останавливалось на нём одном, видело всюду и высший духовный, приимущественно пророчественно- прообразовательный и моральный смысл, в букве находило дух.

К этому направлению относились: Кирилл Александрийский, Григорий Нисский, принадлежавшие к Александрийской школе; Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит из Антиохийской школы; Ефрем Сирин к Эдесско-Низибийской; из Западных толкователей- блаженный Иероним.

Если повнимательнее присмотреться ко всем рассмотренным толкованиям, то можно отчётливо заметить различия в этих трудах. И эти различия в трудах темы, так как каждый из святых отцов относился к той или иной экзогетической школе. Так, например, у представителей Антиохийской школы святого Иоанна Златоуста и блаженного Феодорита виден упор на раскрытие буквального смысла, но в тоже время они считают, что от буквы нужно возвышаться до духа. А если взять толкования святого Кирилла Александрийского, святого Григория Нисского и других представителей Александрийской школы, то можно увидеть глубину мысли этих экзегетов. Кроме этих двух передовых школ экзегетики, существовала ещё одна не маловажная – Эдесско-Низибийская. Ярким представителем которой был святой Ефрем Сирин «Особенность св. Ефрема от всех древних и позднейших толкователей состояло в том, что он не смотря на засвидетельствованное древностью и ясное из его трудов обширное свое образование и знакомство с еврейским и греческим языками, составлял свои толкования по тексту родного ему по языку сирийского Пешито, хотя во многом сходного с LХХ-ю, но и отличного. В своих толкованиях, далее, св. Ефрем предпосылает объяснению Св. книг краткие введения: о писателе, поводе и цели книги. При объяснении тщательно раскрывает буквальный смысл, и затем переходит к нравственно-назидательному, пророчественному и иносказатель-ному изъяснению. Во многих пророчествах он раскрывает двоякий смысл: доступный иудеям и христианам»22.

Во все этом разнообразии учений и толкований Ветхого Завета есть одна черта, которая объединяет богослова всех времен, начиная с апостолов. Все они видели в Ветхом Завете подготовку ко пришествию Господа нашего Иисуса Христа.

«Если Новый Завет содержался уже в Ветхом, говорит Блаженный Августин, то ныне, через Новый, Ветхий Завет раскрывает свое значение». «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — скажет позже мудрый Сугерий, аббат монастыря Сен-Дени (ок. 1081-1151), министр королей Франции Людовика VI-го и Людовика VII-го. То же почти дословно повторяет надпись на статуе св. ап. Павла в церкви св. Трофима в Арле: «Закон Моисеев скрывает то, что учение Павла раскрывает: зерна, данные на Синае, благодаря апостолу, стали мукою»23.

Таким образом, все становится ясным, подтверждается, делается понятным. Оба Завета, Ветхий и Новый, едины в своем свидетельстве об одном и том же, взаимно дополняя и подтверждая друг друга, ведя к окончательному завершению нашего возрождения в Боге через Иисуса Христа. О Котором Паскаль писал: «Оба Завета взирают на Него, Ветхий как на свое упование, Новый – как на образец, и оба как на свое средоточие».

Примечания:

1. Антонини. Экзегезис книг Ветхого Завета. – М., 1992. — С. 65.

2. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 2, ч. 4,М., 1998 — С. 279

3. Св. Григорий Нисский. Тв. Ч. 1. М., 1996 — С. 232

4. Св. Иустин Философ. Творения. Стр.230

5. Блаж. Феодорит Кирский. Творения Т.1. стр. 104

6. Блаж. Феодорит Кирский. Творения Т. 6, с.239

7. Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 4 гл. 5 с. 417

8. Блаж. Иероним. Твор. Т. 7. с.135

9. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 2, ч. 1, стр.260

10. Блаж. Феодорит Кирский. Изъяснения трудных мест Божественного Писания. Стр.80

11. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 2, ч. 1, стр.260-261

12. Св. Ефрем Сирин. Творение ч. 1с. 346-347

13. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 2, ч. 1, стр.261

14. Св. Ефрем Сирин. Творение ч. 1с. 347

15. Блаж. Феодорит Кирский. Изъяснения трудных мест Божественного Писания. Стр.80-81

16. Свт. Кирилл Александрийский. Творения. Кн. 2, ч. 1, стр.261-262

17. Св. Григорий Нисский. Тв. Ч. 1, с. 233

18. Блаж. Феодорит Кирский. Творения Т. 1, с105

19. Св. Иоанн Златоуст. Тв. Т. 2 с. 857

20. Св. Григорий Нисский. Тв. Ч. 1, с. 265

21. Чудотворные иконы Матери Божией. – Коломна. Т. 2, 1993. С. 564.

22. Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. Кн. 1,с. 415-416

23. Даниель-Ропс. Общее введение в Священное Писание // Библия. – Брюссель, 1989. С. 14.

Просмотрено: 454 раз.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какого бы пророка Аллах ни послал, он обязательно пас овец». Его сподвижники спросили: «И ты ?» Он ответил: «Да, и я пас их для жителей Мекки за несколько каратов».

Разъяснение

Учёные сказали: «Цель этого — чтобы человек привык заботиться о творениях и направлять их к тому, в чём благо для них, потому что пастух иногда гонит своих овец в зелёную долину, а иногда — в иную, а иногда оставляет их на месте. Пророку (мир ему и благословение Аллаха) суждено было направлять свою общину к благу со знанием, верным руководством и прозорливостью, подобно пастуху, который знает, где хорошие пастбища, заботится о своём стаде и направляет его к тому, в чём благо для него, и ведёт его к пище и воде. Овцы были избраны потому, что пасущий овец обычно отличается спокойствием, в отличие от тех, кто пасёт верблюдов: они обычно грубы и чёрствы, потому что верблюды сильны и норовисты. Поэтому Всевышний Аллах избрал для Своих посланников это дело — пасти овец, дабы они привыкли заботиться о творениях.

Перевод: Английский Французский Испанский Турецкий Урду Индонезийский Боснийский Бенгальский Китайский Персидский тагальского Индийский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *