Господи слава тебе

Преподобный Никон Оптинский 25 июня / 8 июля Церковь вспоминает преподобного Никона Оптинского – последнего духовника Оптинской пустыни. Высокий духовный настрой, верность традициям Оптиной, ее духу старец сохранил и тогда, когда вынужден был после закрытия обители жить в миру, потом пребывать в заточении – в тюрьме и лагере.

Чтя память исповедника Божиего, мы публикуем его наставления и поучения. Идет Петровский пост – пост хотя и недолгий, но, пожалуй, в какой-то степени более трудный, ибо тяжко ограничивать себя летом, когда природа столь изобильна и радостна. Пусть слова старца укрепят нас.

О скорбях

«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».

***

«Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей, в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».

***

«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».

***

Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями

«Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями».

***

«Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству».

***

«Участь всех хотящих спастись – страдать. Поэтому, аще страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение».

***

«Скорбь отворяет вход в сердце благодати Божией».

***

Предайся воле Божией – обретешь мир скорбной душе своей и сердцу

«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, обретешь мир скорбной душе своей и сердцу».

***

Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!»

***

«За все Господа благодарю. Скорблю только тогда, когда размышляю о скорби тех, кто скорбит о мне… Но да будет воля Божия».

***

«Надо знать, что Божественное о нас Промышление не изымает нас от скорбей совершенно, не удаляет их от нас совсем и не избавляет нас от искушений, не исхищает от них полностью, но подает нам силу, твердость и мужество побеждать их».

О сообразовании воли человеческой с волей Божией

«Верую, что Господь спасение мое строит, посылая то или иное. Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь. Наблюдаю, как своя воля приносит человекам скорби и трудности. Да будет же воля благая и совершенная! Ей вручаю и себя, и всю жизнь и всех: принятие воли Божией мир приносит сердцу моему».

***

«Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а он выше всех добродетелей».

***

«Один мирянин спросил отца Никона:

– Скажите батюшка, как мне жить?

Отец Никон, подумав, ответил:

– Вы читали Псалтирь?

– Да, читал.

Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией

– Если читали, то должны помнить, что там есть в одном месте такие слова: Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим (Пс. 24: 9). Что же означают эти слова? А эти слова означают то, что путям Господним учит Сам Господь, а не человек. Да, путям Господним может научить только Сам Господь, но не всех людей учит Он, а только кротких, потому что кто смиряется сердцем, тот делает душу свою способной к принятию божественного научения. Только таких учит Господь».

***

«Найти Господа может только тот, кто в своей личной жизни исполняет заповеди Христовы. А если кому своя воля – «чтоб было по-моему” – дороже учения Христова – умолчу… Каждый пожнет, что посеял».

***

«Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией».

***

«Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо и неприятное будет приниматься как должное».

О молитве

Ни одного дня не оставайтесь без молитвы

«Исполняйте свои молитвенные правила; если нельзя почему-либо все правило исполнить, то хотя бы половину, хоть некоторую часть исполните, ни одного дня не оставайтесь без молитвы. Знайте, что если будете опускать правило, если оставите молитву, то незаметно дойдете до такого состояния, что при желании молиться, при сильной потребности обратиться к Богу не сможете этого сделать, сердце останется холодным и черствым и будете стоять, как чурка. Молитвою испрашиваются венцы Божии, привлекается Божие благословение. Будет человек призывать благословение, и придет оно к нему».

***

«Не забывай молитвы – она жизнь души».

***

«Молитва с преданием себя воле Божией чудеса творила и творит и невозможное делает возможным».

***

«Молись ежедневно и утром, и вечером о тех, к кому имеешь неправильные чувства, дабы вместо нерасположения вселилась в тебя по отношению к ним чистая любовь о Господе, ибо ближнего своего нужно любить о Господе и для Господа».

***

«Где мы бессильны, единственное средство – молитва».

***

«Зависть диавола и всех демонов возбуждает их к исканию гибели человеков и борьбе с ними, особенно во время молитвы рабов Божиих, ибо молитвою правильною человек может получить и получает всякое благо. Порядок борьбы вражией: помыслы благовидные – вниманием к ним ум лишается свободы; явно греховные помыслы – ум, утратив свободу при первых помыслах, побеждается и вторыми. Отсюда общее правило: во время молитвы отвергать всякий помысел».

***

«Отмолился, вычитал, что положено, и свободен – отбыл повинность свою. Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и освятила всю их жизнь, все их дела».

***

«Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому… Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов».

***

«Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно».

***

«Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

***

«Страх – как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество – как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь».

О покаянии

«Ничто, ничто не помогает столько к получению исцеления от язвы, нанесенной грехом смертным, как учащаемая исповедь; ничто, ничто не содействует столько к умерщвлению страсти, гнездящейся в сердце, как тщательная исповедь всех проявлений, всех действий ее».

***

«Покаяние как начало духовной жизни. Покаяние необходимо для приятия Евангелия. Свойство покаяния открывает зрение грехов своих. Покаяние возводит к духовным видениям. Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимоблагодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение».

***

«Путь покаяния и сознания своей греховности безопасен от бесовской прелести. Увидеть себя святым есть признак прелести и самообольщения. Успех и радость инока в сознании своей греховности, в видении грехов своих. Нужно не только видеть свою греховность, нужно и все поступки свои, всю жизнь и деятельность построить в полном согласии с сознанием и видением своей греховности».

***

Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедоваться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная

«Кающийся грешник, будучи даже как бы забыт Богом, как ему кажется это, по чудному смотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние. Отложим уныние. Господь ведет нас ко спасению!»

***

«Укорение себя и сознание своей виновности – начало исправления и путь ко спасению».

***

«Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедоваться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная. Как тело мы стараемся мыть всегда, когда его как-либо запачкаем, так и душу необходимо всегда держать чистою, чтобы совесть ни в чем не упрекала».

О борьбе со страстями

«Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей».

***

«Победа над страстями совершается силою Божиею. Наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию».

***

«»Дочь Вавилона, опустошительница!.. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!” (ср.: Пс. 136: 8–9). Младенцами здесь, как объясняют святые отцы, названы возникающие страстные помыслы, страстные движения. Эти-то вот страстные помыслы и движения, как только они возникнут, как только они родятся, в самом начале их возникновения, так сказать, в их младенчестве, не давая им возрастать, но пока они еще малы и не укрепились, надо уничтожать, разбивать о Камень. А Камень есть Христос. Бей именем Иисусовым, уничтожай молитвой Иисусовой и вообще средствами благодати Христовой сих младенцев вавилонских».

***

«Кто желает видеть Бога, тот должен быть чист – как телом, так и душою и всеми мыслями. Ибо нечистые помыслы оскверняют образ Божий и изгоняют из души Божественную благодать».

Об отношениях с ближними

«Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий».

***

Возмездие за прощение обид больше возмездия за всякую добродетель

«Без терпения и снисхождения к ближним жить невозможно».

***

«Возмездие за прощение обид больше возмездия за всякую добродетель».

***

«Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий».

***

«Берегись осуждения, как огня, могущего попалить душевную храмину. Не обращай внимания на немощи людей, не жди их – себе внимай».

***

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

***

«Себе внимай и всех считай лучше себя – и Господь тебе поможет».

***

Не только делать, но и говорить нужно со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести

«Не только делать, но и говорить нужно со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести».

О правильном устроении жизни

«Да, великое душевное бедствие – рассеянная жизнь. Особенно ужасное впечатление производит она на тех, кто дозволит себе рассеянность, начав уже внимательную жизнь. Христианин благоговейный должен провождать жизнь во всяком внимании к себе и трезвении. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26: 41), – сказал Господь».

***

«Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид».

***

«Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его сущность, Бог зрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что ко всякому доброму делу примешивается страсть!»

***

«Говеть – значит благоговеть. Вести себя благоговейно пред причащением Святых Тайн, ходить как бы в присутствии Божием».

***

«Литургия – это победный гимн христианства, пост – время плача и покаяния».

***

«Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все».

***

«Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит; напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. Иуда пал, находясь со Спасителем, а праведный Лот спасся, живя в Содоме».

***

«Безмолвие – дело отрекшихся от мира. Молчащий устами может и мечтать, умом и сердцем предаваться заботам и всякой суете, а безмолвник, если и скажет слово какое нужное, не перестает быть безмолвником, так как сердце его и жизнь его чужды суеты и многопопечительности».

***

«Господь иногда попускает человеку быть как бы оставленным, но все же хранит и ведет душу ко спасению. Это попущение Божие может касаться целого общества верующих. Наше дело – смиренно хранить веру Христову. Если вера сохранена – есть и надежда спасения».

***

«Прошу вас жить благочестиво, чтобы соблюсти веру православную, чтобы никто и ничто, никакие обстоятельства, никакие скорби не могли отторгнуть вас от нее, а для этого нужно непременно молиться, просить помощи Божией сохранить веру свою непорочною».

Бежит по рельсам паровоз-кукушка, совсем необычный паровоз. Он похож на веселого ежа. Нет такого места на котле, паровозной будке или буферах, где бы ни пристроился солдат или матрос. И не видно за ними самого паровоза — только люди, люди… Развернув над паровозом кумачовые полотнища лозунгов, солдаты 1-й империалистической возвращаются с осточертевших фронтов по домам.

Бумбараш пристроился впереди, перед котлом. Прижимает к груди фарфоровую кошку-копилку и поет:

Эх, наплевать, наплевать Надоело воевать. Ничего не знаю, Моя хата с краю. Моя хата маленька: Печка да завалинка. Зато не казенная, А своя законная. Ты Ерема, я Фома, Ты мне слово — я те два. А бумажечку твою Я махорочкой набью. Ты народ да я народ. Меня дома милка ждет. Уж я ее родимую Приеду сагитирую. Слава тебе, господи, Настрелялся досыти, Для своей для милушки Чуток оставлю силушки… Наплевать, наплевать Надоело воевать. Были мы солдаты — А теперь до хаты. (Тексты песен Ю. Михайлова)

Бежит добрый веселый паровоз-кукушка на своих маленьких, как лапки у ежа, колесах, выдыхает в синее небо дым, гудит радостно, счастливо…

С холма Бумбараш увидел свое село, расположенное по другую сторону речки.

Он приподнял картуз и поклонился хатам и садочкам в ноги.

— Будьте здоровы! Провожали — плакали! Чем-то теперь встретите?.. — спросил он.

Кого только не видела тогдашняя деревня!

Справа появилась белогвардейская конница и, взбив сухую пыль, проскакала к околице.

А слева ворвались конники с красными звездами на кубанках и буденовках!

Исчезли они — и справа въехали в деревню петлюровцы.

И снова красные, на этот раз на тачанке с пулеметом.

Тут справа въехали в деревню бандиты на телегах, устланных перинами, и над каждой телегой пух да табачный дым. Среди вышитых подушек лежал пулемет.

У плетня своей хаты стояла Серафима, обмякшая, средних лет, но уже стареющая крестьянка. Усатый бандит захрюкал по-поросячьи, захохотал и рывком развернул на Серафиму пулемет.

Она присела за плетень, замерла, ожидая с испугом, что вот-вот посыпятся пули. От них она заслонилась лопатой.

А когда стук бандитских телег затих вдали, она опасливо приподняла лицо и вдруг увидела перед собой Бумбараша.

Его Серафима испугалась посильнее, чем бандитского пулемета. Дико взвизгнула, попятилась.

Бумбараш перемахнул через плетень.

— Господи, помилуй! — закрестилась она, чтоб прогнать дьявольское наваждение. На всякий случай она подняла в замахе лопату.

Бумбараш остановился. Сзади на него прыгнул старший брат Миланий и закричал:

— Кто такой? Куда прешь?

Бумбараш рванулся и отшвырнул брата в подсолнухи.

— Чего кидаешься? спросил он. — Протри глаза лаптем! Здрасте! — И он поклонился так, как недавно кланялся селу и садочкам.

— С посторонними не здоровкаюсь! — сказал Миланий.

— Так я ж Бумбараш, твой брат!

А через плетень заглядывали односельчане приговаривая:

— Полхаты-то бумбарашкиной Миланий отдаст или как?

Братья стояли друг против друга, и, пряча глаза, Миланий говорил:

— Мой единокровный брат Бумбараш погиб на германской войне!

А через плетень смотрели односельчане, обсуждая происходящее во дворе:

— И полхаты бумбарашкиной Миланий продал!

Между братьями встала Серафима и торжественно принялась читать ветхий, с обтрепанными краями и светящийся на изгибах документ:

— «Канцелярия 120-го Белгородского полка сообщает… что нижний чин… — значит, Миланиев брат… — добавляет она от себя, — геройски погиб за веру, царя и отечество… при посредстве воздушного шара…»

— Да живой я! — вскрикнул Бумбараш, начиная понимать, что происходит.

А за плетнем обсуждали:

— И телегу братнюю Миланий продал!

Упрямо, не глядя на Бумбараша, Миланий говорил:

— По Бумбарашу я панихиду отслужил, значит, нету у меня брата, коль гроши на панихиду истрачены!

Из-за плетня доносилось:

— И костюм Бумбараша продали. Гаврила Полувалов купил. Синий, коверкотовый. Двадцать лет носи — как новый будет!

Иртышка, племянник Бумбараша, вглядывается в укрепленную на кресте фотокарточку Бумбараша, говорит:

— А дядя вроде сам на себя похож!

И зарабатывает за свои неосторожные слова подзатыльник.

Раздается радостный счастливый крик:

— Бумбараш! Живой! Черт бессмертный!

И во двор из-за плетня впрыгивает Яшка Курнаков, оборванный сверстник и закадычный дружок с пришитой к кепке красной матерчатой звездой.

Обнялись.

А Миланий все твердил:

— Нету Бумбараша, бумага есть!

Они сидели на краю обрыва, курили. Яшка Курнаков рассказывал:

— Взял Гаврила твою Варьку все равно как силком. Мать у нее отсталый элемент. Ты не печалься — придет пора: выдаст тебе ячейка жену покраше Варьки.

— Мне другой не надо, — говорит Бумбараш. Больно ему слушать Яшку, но слушает.

— Что — Варька! — восклицает Яшка. — Ты про будущее думай! Хат не будет. Дворец — на каждую семью из пяти человек. С колоннами. G фонтанами за конюшней. Завалинки из кафеля. Паровое отопление. На балконе будешь чай пить… С лимоном. Жена — красавица! Хочешь, по-немецки заговорит. А хочешь, по-французски. Давай, Бумбарашка, в Красную Армию! Завоюем для трудящихся сказочно-прекрасную жизнь.

Бумбараш поднялся. Яшка встревожился, спросил:

— Ты куда? К Варьке?

Бумбараш вздохнул.

— К Варе…

Яшка вскочил.

— Не ходи! — крикнул. — У Гаврилы банда! Убьет! На прошлой неделе продкомиссара нашли и Ваську-матроса в утопленном виде! Факт, ихняя работа!

— Ничего, пойду! — сказал Бумбараш упрямо.

Просторная крестьянская хата была заставлена награбленным добром — бронзовыми скульптурами, старинными подсвечниками, картинами в золоченых рамах, венецианскими зеркалами. Посередине, как царский трон, стояло зубоврачебное кресло, любимое место Гаврилы Полувалова, хозяина. От безделья он смотрел в театральный бинокль на потолок, заклеенный страницами из журнала «Нива», и читал светскую хронику; это занятие доставляло ему удовольствие.

Варвара, его жена, не по-крестьянски худенькая, казавшаяся рядом с бугаистым мужем подростком, хлопотала по хозяйству.

Она разжигала у порога самовар.

Гаврила бросил в ее сторону теплый, полный ласки взгляд и позвал:

— Варюш, посиди возле меня, я тебе про князей и великих наследников почитаю.

— Ты ж сам чаю хотел, — ответила она, не поворачивая головы.

— Ну, хрен с ним, с чаем-то! Иди почитаю. И про императрицу еще… Дюже интересно…

Стукнула дверь, он замолчал.

Вошел Бумбараш, и у Варвары вырвалось:

— Ой!

— Чего ойкаешь? — спросил Гаврила, сразу став хмурым и неприветливым.

Обомлев и не смея шелохнуться, Варвара не отвечала.

— Нет, чего ты ойкаешь? — допрашивал ее Гаврила, делая вид, что не замечает вошедшего.

— Здравствуйте, Варвара Григорьевна! — произнес тот, пытаясь привлечь внимание Гаврилы к себе. — Подарочек вам.

Гаврила поднялся с зубоврачебного кресла, взял из рук Бумбараша фарфоровую куклу-копилку, послушал мелодию… И вдруг радостно воскликнул, будто только сейчас увидел Бумбараша:

Сиди в своей скворешне и она всему тебя научит.

Говори чаще: «Господи, если хочешь, можешь исцелить меня и спасти».. Господи только не попусти возроптать на Тебя, да будет воля Твоя.»

Демоны горды, гневливы, злопамятны.

Лучше испортить дело, но сохранить мир с ближними.

Чаще говори: «Господи. Достойно по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпение, чтобы не роптать на Тебя (а не бунтовать и диктовать Господу что от гордости)»

Молчание языка + молчание ума.

Молитесь. Выходите. Что-то делаете – старайтесь делать как грешная . непотребная. худшая всех раба.

Просто кайтесь, не разбирайтесь в себе, не копайтесь, мы и себя не знаем, не осуждай себя – просто проси прощения, обнажай себя перед Господом.

Других людей не осуждать надо, а вздохните о спасении их..

Уныние есть скрытый ропот.

Никакая молитва не принимается Богом. Если в ней нет настроения мытаря.

Мы так грешны, что если всю жизнь повторять молитву мытаря – не могли бы считать себя свободными от долга. А есть еще долг благодарности. Не хватит и млн. лет. Поэтому остаётся смириться. Что не наши дела спасают нас. А милосердие Божие , и в надежде на это милосердие взывать «Боже. Будь милостив мне грешной».

Огнь и червь – это тоска. Скорбь в аду. что нельзя уже вернуть время для покаяния, потерпеть разные страдания. Старайтесь мысленно от всего сердца вздохнуть несколько раз Господу, хоть 1 раз в час, когда что-то не так делаешь, грешишь, надо просить помощи и прощения у Господа.

Самое главное – смирение( никого не винить, а винить себя),познав свое бессилие, свою порчу, человек приобретает смирение.

Отвергать мысли скверные, все время возопить Господу:»Видишь что я творю, помилуй меня, помоги мне.» Чаще взывай. Ещё один способ – сразу иди исповедуйся.

Все дела делай ради Господа, т.к. такова воля Божья.

Старайся оставаться сзади других, а не лезь наперед ни в чем, ни в словах, ни в делах.

Словом, старайся быть незаметной, тихой, мирной, тогда почувствуешь мир Божий. А если нервничаешь, раздражаешься, сразу кайся, а когда станешь на молитву проси у Господа мудрости и выдержки. Резкость, грубость, крик, настойчивость – признаки не смирения, аявной гордости..

Господь самонадеянному и гордому не помогает.

На словах мы непотребные рабы, грешные, а на деле – господа, требующие чтобы все было по-нашему, иначе будем роптать на судьбу, прикрывая этим словом ропот на Господа.

Всякий грешник есть слепой.

Не возвышай голоса ни на кого – бог гордым противится – это значит ни в чём не будешь иметь успеха, будешь терпеть позор, поношение, нищету, болезни, не исполнится ни одно твое желание, будешь растоптана в грязь, пока не смиришься.

Условия: -примирись искренно, а не языком; — всегда обвиняй себя4 – перестань заботится о теле; — утр. и веч. молитвы; — никого не осуждай; — перестань празднословия, смехотворство, шутки.; — вечером от всего сердца проси прощения. Надо на деле показать свое смирение

Никого не укоряй, не суди, не осуждай, всем прости — иначе не получим прощения у Господа. Говори: «Господи, Ты повелел все прощать и Сам молился за распинателей и я прощаю всем, а сердце не слушает меня. Господи изгони из моего сердца всякую вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Будь милостив ко мне, исцели больную грехами душу мою, не допусти меня до погибели, не лиши меня небесного Твоего царствия».

Не оправдывай себя, чтобы оправдал тебя Господь..

Когда придут помыслы, встречай их как бесов, от тебя зависит отогнать их или впустить, чтобы они нагадили в твоей душе.

Каждый или в слепоте душевной, или в самообольщении. Бегай людей и спасешься. «Праведного или неправедного обличения отрицаяйся, своего спасения отрицается.»

Не командуй никем и никогда.

Не учи других, коль сама себя не научила ни чему. Не касайся соседей по дому, они не твои жильцы и тебе дела нет до них.

Пожалей себя: проси, чтобы открылись твои глаза и увидели бесчисленные грехи и не видели грехов чужих. Старайся всеми силами помнить Господа.

Без призывания Иисуса Христа бесы будут лезть к нам, творить всякие пакости, мучить, тянуть к себе в бездну.

Успех духовной жизни измеряется глубиною смирения.

Нужно покориться под любящую и премудрую руку Божию и и не бунтовать, тогда будет спокойно и здесь и в будущем. Надо со вздохом обратиться к Господу :»Господи, змий опять поднял голову. Господи Иисусе Христе не хочу, не принимаю, освободи меня от него, дай мне зрети моя прегрешения».

Все что делается без молитвы, испрашивания помощи от Господа потом окажется вредным – Марк Подвижник.

Всем надо держать язык за двумя заборами.

Не берите на себя роли учительницы.

Нельзя осуждать и презирать того, кого оправдывает и любит Господь.

Какою мерою мерите, такою измерится и вам. Положите себе за правило 3 раза в день поблагодарить Господа за всю Его любовь и промышление.

Человек приобретший смирение, обладает особым внутренним состоянием, которым все нападения дьявола отражаются.

Человек уже не на себя надеется, а на Господа, мы боремся не своею силою, а призываем Господа, преданием себя в Его волю.

Не нужно сознательно выбирать зло, оправдываться и роптать. Господи, если хочешь, можешь очистить меня – так говори.

Господь пришел спасти грешников, но кающихся.

«Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Него. А всякая скорбь без ропота вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов и мы через него спасаемся.

Надо следить , чтобы быть мягким, добрым в отношении близких своих «наше спасение в ближнем» — Пимен Великий.

Бесконечная премудрость Божия каждому человеку для его исцеления и очищения и спасения посылает свой крест в соответствии с его характером и свойствами и силами. Если мы без ропота несем свой крест, каемся в своих грехах, не оправдываем себя, то войдем в царствие Божие.

Одна часть человечества – благоразумный разбойник, другая – разбойник без покаяния, с ропотом.

Крест неизбежен для всех – будем благоразумными,

Господь не допустит скорбей свыше наших сил..

Господь да простит все прошлые грехи и наставит в будущем на правый путь покаяния, смирения, простоты…

Бегай людей.

«Достойно по делам моим приемлю».

Все ангелы – одна я свинья.

Кто не сознает себя грешным, тот удалился в болото тщеславия и прелести, отошел пасти свиней мысленных, в рабство гордым бесам. Надо познать не только всю испорченность , но и бессилие самому исправить её.. Только тогда человек прилепится к Господу как Спасителю и будет взывать к Нему как утопающий.

Домашние – это бесплатные учителя (укажут недостатки, грехи, поругают). Чужие только льстят и хвалят.

Любовь – выше всех подвигов.

Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость.

Господь призывает всех научиться у него смирению, не почту и молитве, даже не любви к ближнему, а смирению и кротости.

Надо духом кротости исправлять, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием.

Ты не можешь спастись без него, а он без тебя – вы венчаны – вы составляете одного человека. При искреннем видении своих грехов – нельзя осуждать других.

Господи, я погибаю, спаси меня!. Не разговаривай с безбожниками. Враг побуждает тебя привести их к вере, пожалеть их, спасать от погибели, ты сам чуть не погиб. Если тебя пожалел Господь, так и всех жалеет и хочет спасти. Лишь бы человек сам искал где правда, где ложь. Чаще призывай имя Божие!. Выбор в твоих руках,

Господь смотрит на тебя, куда склоняется твоя воля здесь на земле, там и будет навечно.

Самооправдание – это голос бесов.

Лживы мерила человеческие.

Кто смирится, тот увидит и в других такое же падение, пожалеет их как товарищей по несчастью. Вы легко терпите от себя то, что и бумага еле терпит.

Ваше душевное состояние опасно для спасения. Вы только мечтаете, а не видите реальности. Перед Богом мечты ваши рассеются.

Не выстреливай ничем перед товарищами.

Без нужды не открывай себя и своего.

Пусть по слову пророка будет у тебя – вся слава Дщери Царевы внутрь.

Все больны, скоро не сближайся ни с кем, не поддавайся первому впечатлению, а проверь основательно.

Сохраняй мир внутри себя, а потом и с ближними.

Всех жалей ибо все больны одной болезнью – удалились от Господа., попали под действие врага. А как на кого он влияет — не так уж существенно.

Печаль и уныние съедают здоровье.

Без молитвы человек – орудие дьявола.

Не огорчайся особенно ничем, умный и верующий человек использует скорби к великому успеху в духовной жизни, а немудрый, ропотливый теряет случай для приобретения, вредит себе, расстраивая тело и душу.

Пушкой не пробьешь дух мира сего.

Не оправдывай себя ни в чем, тогда увидишь грехи свои бесчисленные, как песок морской, что есть признак начинающего здравия души.

Если подскользнешься, то не оправдывай себя. А кайся тут же пред Господом, укоряй себя и смиряйся. Когда Иисус Христос после насыщения пяти тысяч, стал говорить о хлебе жизни. Многие отошли от Него, потому что не могли принять Его слов.

Зло не создано Богом, зло не имеет сущности, оно есть извращение нравственного порядка свободной воли человека и Ангелов. Если бы не было свободы, не было бы возможности извратить нравственный порядок премудрый и совершенный. Ангелы и человеки как автоматы подчинялись бы законам физического и нравственного мира, но без свободы не было бы и образа Божия. С гордостью человек не может спастись. При наличии гордости он и в раю опять может отпасть от Бога. Поэтому в течение жизни Господь дает человеку познать, что без бога он ничто, он раб своих страстишек и раб дьявола.

Как Господь старается спасти человека, так дьявол – погубить. Дьявол дает человеку видимость победы над собой и вводит через это в самодовольство и гордость. Человек должен прийти в смирение как противоположность гордости.

Не предавай значения если к тебе будут относиться пристрастно. Все люди – падшие существа. Это падение не может не сказаться на отношениях к окружающим. Вот почему Господь сказал ученикам «Посылаю вас как овец среди волков, будьте мудры… но Се Аз с вами есмь во все дни». Самое главное – нужна своя мудрость и постоянное обращение за помощью к Господу, а Он всегда с нами. С нами Бог .

Разумейте языцы (страсти, бесы, падшие люди – орудия бесов) и покаряйтеся, яко с нами Бог.

Кто не имеет дух Христов – тот не Его ученик. Когда в молитве «Помилуй Господи, от дел нет мне спасения. На Тебя, наш Спаситель , возлагаю спасение мое и чад моих. Будь милостив мне грешной», не умом, а сердце буде плакать, что ты далек от Господа, тогда ты приблизился к пониманию о погибели, проси милости у Господа. Христианство не только «исчезает» по Тихону Задонскому , а уже исчезло, кругом ложь, обман, предательство лицемерие. Все будет тебе на пользу, когда не будешь бунтовать, а будешь смиряться. В спор и объяснения ни с кем не входи. Всячески не ищи похвалы или высокого мнения от людей.

Что высоко у людей – то мерзость пред Богом. Будь дурачком в глазах людей, чтобы стать мудрым пред Богом..

Знай же ,что в последние дни люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримерительны, клеветники, невоздержанны. Жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, чем боголюбивы, имеющие вид благочестия. Таковых удаляйтесь.

Не спорь, не оправдывайся, молчи, как Иисус Христос на суде, ибо Он знал, что не суд дет, а предрешенное убийство. Здесь оправдание бесполезно.

Обдумывай кем окружен. Жизнь – суета сует, ужасная мелочность, пустота, ложь, ложь без конца. Не продавай за чечевичную похлебку мирской жизни высочайшую честь и достоинство быть чадами Божия. Бодрствуйте (значит следите за словами, мыслями, чувствами и все противоречащее Евангелию отгонять молитвой Иисусовой) и молитесь ( все молитвы можно заменить одной Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

За смирение (осознание сердцем, а не на словах, своей испорченности) – возложение надежды на спасение не на свои добрые дела, а на Спасителя – заменяют недостаточность исполнения заповедей. За смирение и мольбу о спасении Господь даст спасение, прощая неоплатный долг человека. Смиренный, осознающий себя во всем грешным не станет осуждать других, не будет жесток к другим, ибо сам боится осуждения, сам нуждается в милосердии Божием.

Страшно жить, а тем более умирать во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Правда небесная дает мир. Если умрет тот, кого вы считали своим недругом, вы будете страдать. Т.к. рано или поздно вы почувствуете вину ( особенно во время молитвы). Если вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте,, что все ваши дела и надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда.

Это дьявол показывает грехи других великими, а ваши — ничтожными. Сочтите все наоборот и примеритесь. Да подаст вам господь мир, мир о котором плотской человек не имеет никакого понятия. Не даром в церкви при богослужении многократно преподается мир всем. Без мира не может быть христианства, а только самообман.

Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога. Ищущий Бога – найдет и определит себя к добру. Эгоист, ищущий наслаждений – найдет дьявола и после смерти как послушный ему, — пойдет в царство дьявола.. Лягушка, встретив глаза змия, кричит в ужасе, но не может убежать, приближается, кока не попадет в пасть. В вечерней молитве есть «Изми, мя, Господи, от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива». Находящиеся в сфере этого духа не чувствуют и не верят тем, кто освободился уже от него. Почему мы не сокрушаемся? Из – за того, что мы высокого мнения о себе, это видно, если человек не терпит ( или терпит с великим трудом) никаких обвинений. Осознайте это.

Чаще проси у Господа прощение. » Грядущего ко мне не изжену вон». С людьми говори меньше, а о духовном вообще не говори, если не спрашивают. Пока человек считает себя лучше других, достойнее других – никогда не получит ни умиления, ни плача, не будет подниматься по духовной лестнице.

Не спорь, тем более не ссорься, ни скем не болтай зря.

Прости всем, кто тебя обижал – они для тебя благодетели, а кто хвалил – те льстецы. Сокрушайся о своей гневливости, сварливости, о тщеславии и гордости.

Полюби укоризны.

Проси у людей прощения за малейшие обиды, не высокоумствуй и не лезь умом вперед, когда делом не сделал ничего, терпи все свои недостатки и в свое время силою Божию ослабеют враги твои и победишь их. Когда поймешь, что не можешь сделать ничего истинно доброго, тогда молитва будет все смиреннее и смиреннее и это настроение смирения во время молитвы распространится и на другое время вне молитвы и будет поддерживаться частым призыванием имени Божия. Не работай сверх силы.. Мы должны быть страстоубийцы, а не телоубийцами. (вспомни сказку о рыбаке и рыбке).

Самооправдание никогда и нигде не принимают, хоть как бы человек был и прав.а самоосуждение спасало: «Не хощу смерти грешника. Но если обратитися и живу бытии ему». За покаяние. Господь обещает прощение.

Мы находимся в положении человека, видящего на картине роскошный пир, но мы остаемся голодными, так мы читаем молитвы, святых Отцов, евангелие, т.е. языком произносим слова чужих молитв, а душа голодная. Когда придет время испытания дела нашего, оказывается нет у нас ничего, талант наш не принес никакого прибытка. Даже хуже того, мы и взятого таланта не можем вернуть, хотя бы и без прироста и как блудный сын расточаем его в грехах и суете житейской, а еще других поучаем. И как неоплатный должник, как блудный сын ничего не проси у Господа, а только помилования. Не будь как фарисей, который возлагает надежды на дела свои. Будь как мытарь – т.е. возлагай надежду только на милость Божию. Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному».Войдет ли в царствие Божие даже исполнивший все заповеди — дело милости Божией. Не дела, а смирение – склоняют Господа на милость. Всегда думай так: если бы было угодно Господу, то она сделала или сказала то-то….. Не позволяй ни с кем вольности в обращении. Веди себя с каждым человеком так, как будто ты с ним первый раз видишься. Если сам человек склоняется на грех. Будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдет вход в сердце и Господь попустит быть греху. Точно также за высокоумие, гордость, осуждение – Господь попускает падение человеку. Надо призыванием имени Иисуса Христа убивать зарождающийся от нашей греховной природы бесовские мысли и чувства. Во всех делах представляй всё воли Божией (ничего сама не предпринимай) , ибо все от тебя сделанное никогда не бывает на пользу ни себе, ни другим. Одна из хитростей врага в твоем унылом состоянии побуждает к знакомству с другими, беседами с ними и пустому времяпровождению. Господь близко. Он смотрит на твое сердце. Если бы хоть несколько любила Его, то радовалась возможности посвятить Ему свою жизнь – читай жития святых в таком состоянии.

Лукавство, ложь, тщеславие, клевета, зависть, нечистота, маловерие, гнев, раздражительность, леность, печаль мира сего, забвение имени Божия, забвение смерти, желание уважения от людей. Признаком осознания своих грехов явл. – неосуждение ближних. По возможности с другими всегда молчи, никогда не переноси ничего другим, как камень в море пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь, всех жалей и прощай , чтобы и тебя Господь пожалел и простил.

Имей мудрость, никогда не хитри. В свое время все обнаружится. Живущие плотию от плоти пожнут тление и смерть. Чаще произноси молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Старайся , чтобы частое призывание имени Божия доставляло тебе духовную радость. («Помянух Господа и возвеселихся» . Добейся и ты этого частым призыванием. Без покаянного чувства. Без сокрушения сердечного – всё прчее или уже есть обман , прелесть или ведет к прелести. Признаком правильности дух делания явл. все усиливающееся сокрушение духа, осознание своей греховности, испорченности, бессилия – словом нищета духовная. А за этим идут плачущие, кроткие…. Всему свое место и время. Если человек будет роптать на скорби, искать виновника ( начальство, соседей, обстоятельств) станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников( соседей, людей….), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять. А через это приведешь душу в мрак, отчаяние, злость, желание уйти в другое место, лишь бы не видеть и не слышать мнимых врагов, а на самом деле, слушая и услаждая действительного смертельного врага своего – дьявола. Хочешь найти мир – смирись под крепкую руку Божию, т.е. всё прими как от руки Божией. Люди и обстоятельства – только орудие Божие, часто не понимающие что делают.. Чашу страданий дали Иисусу не люди, а Отец Небесный для искупления падшего человека. Если получишь дар – видеть свои грехи, тогда сама будешь просить у Господа скорби, чтобы очиститься. Найди покой в мире, смирении, в неосуждении никого. Видно ты мало молишься. Все Господь подаёт в свое время, кто доверился ему, а не своей ловкости, силе, знаниям. Если боишься скорбей и хочешь избежать их – бодрствуй над душой и не допускай греху проявиться ни в мыслях, ни в сердце, ни в теле. Непрестанно молись. Если хочешь кому помочь в духовном, — то рассказывай будто вычитала или слыхала от знающих людей, а не из твоего опыта. Тебе будет легче , да и преградишь доступ к себе бесу через тщеславие. Без покаяния и смирения все суетно и есть прелесть. Самооправдание и фарисейство ведут на дно адово.

§ 28. Приставки пре- и при-

1. Приставка пре- придает словам:

1) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами очень, весьма): преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;

2) значение ‘через’, ‘по-иному’ (близкое к значению приставки пере-): превращать, преображать, преступать.

3апомните: в современном русском языке в словах презирать, прельщать, пренебрегать приставка пре- не выделяется. В словах президиум, прелюдия и др. приставки нет.

2. Приставка при- придает словам:

1) значение пространственной близости, смежности: прибрежный, пришкольный;

2) значение прибавления, приближения, присоединения: приделать, прибавить, примыкать;

3) значение совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: приоткрыть, приостановиться;

4) значение доведения действия до конца: придумать, пристукнуть;

5) значение совершения действия в чьих-либо интересах: приберечь, припрятать.

Запомните: в современном русском языке в словах прибор, призреть, приказать и др. приставка при- не выделяется.

Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-:

пребывать — прибывать

предать — придать

предел — придел

преемник — приёмник, восприемник

презирать — призирать

преклонить — приклонить

преступить — приступить

претворить — притворить

преуменьшать — приуменьшать

преходящий — приходящий и др.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *