Государственные религии

Государства с официальными религиями Буддизм Ислам Шиитский ислам Суннитский ислам Православие Протестантизм Католицизм

Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством.

Термин государственная церковь обычно подразумевает христианство, то есть одну из конфессиональных форм государственной религии.

Атрибуты государственной религии

Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, в той или иной степени влияет на кадровые вопросы (от прямого назначения религиозных лидеров до подтверждения статуса выбранных внутри организации), принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах. Неофициальная поддержка государством того или иного вероучения не даёт ему статус государственного.

Современное состояние

По данным Гарвардского Университета в 2000 году ситуация была следующей: из 188 государств 75 стран признали то или иное вероучение официальным, а 113 стран не имели государственной религии.

Государства, в которых существует официальная религия

  1. Аргентина
  2. Ватикан (официальная религия)
  3. Доминиканская Республика
  4. Коста-Рика
  5. Лихтенштейн
  6. Мальта
  7. Монако
  8. Сальвадор
  9. Сан-Марино
  10. Некоторые кантоны Швейцарии

Лютеранство

  1. Дания
  2. Исландия
  3. Норвегия
  • В Финляндии отношения между церковью и государством регулируются особыми соглашениями. Деятельность церкви регулируется особым законодательством. Церковь имеет право на особый церковный налог (собирается при помощи государственных структур на добровольной основе). Однако юридически Церковь Финляндии не является государственной.
  • В Швеции, несмотря на то, что главой Церкви Швеции является король, с 2000 года Церковь независима от государства.

Англиканство

  1. Англия в Соединённом королевстве. Уэльс и Северная Ирландия не имеют государственной церкви.
  2. В Шотландии есть национальная Церковь Шотландии; английский монарх является не главой этой церкви, а лишь её членом.

Православие

  1. Кипр
  2. Греция
  3. Финляндия. Статус православной церкви в Финляндии аналогичен лютеранской.
  4. Молдавия

Во многих странах Восточной Европы особый статус православной церкви закреплён в законодательных документах, вместе с тем словосочетание «государственная религия» не употребляется. Гарвардское исследование причисляет такие страны к странам с государственной религией:

  • Армения
  • Белоруссия
  • Грузия. В 9-й статье конституции Грузии записано: «государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных вероисповедания, независимость церкви от государства».
  • Македония
  • Украина

Иудаизм

  • в Израиле иудаизм технически не является государственной религией, однако:
  • Религия не отделена от государства; главный религиозный орган — Раббанут и институты обучения религии (ешивы) непосредственно поддерживаются Министерством по делам религии; в ведение этого министерства также входят местные религиозные советы и религиозные суды — решения последних осуществляются исполнительной властью
  • Евреи имеют преимущественное право на иммиграцию; существуют препятствия для въезда в страну еврея, перешедшего в другую веру.
  • В сфере семейного права и некоторых других областях для евреев действует исключительно религиозное право, в частности, институт заключения и расторжения браков находит под контролем Раббанута Израиля. В результате в стране нет гражданских браков (для других вероучений вступление в брак контролируется представителями соответствующих религиозных структур), однако в Израиле признаются гражданские браки, заключённые за границей (на практике желающие обойти религиозную процедуру заключения брака уезжают чаще всего на Кипр).
  • Транспорт, за исключением такси, не работает в шабат

Ислам

Сунниты

  1. Алжир
  2. Афганистан
  3. Бангладеш
  4. Бахрейн
  5. Бруней
  6. Египет
  7. Индонезия
  8. Иордания
  9. Йемен
  10. Катар
  11. Коморские острова
  12. Ливия
  13. Мавритания
  14. Мальдивы
  15. Марокко
  16. Объединенные Арабские Эмираты
  17. Пакистан
  18. Саудовская Аравия
  19. Сомали
  20. Судан
  21. Тунис
  22. Палестинская национальная администрация

Шииты

  1. Ирак
  2. Иран

Ибадиты

  1. Оман

Буддизм

  1. Бутан
  2. Лаос
  3. Камбоджа
  4. Таиланд
  5. Южная Корея
  • В Шри-Ланке конституция предоставляет буддизму «передовое место», но буддизм не признан государственной религией.

Особые варианты

  • Албания была единственным государством, в котором атеизм был законодательно провозглашен, начиная с 1967 года. В 1991 году это положение Конституции было отменено.
  • В XX веке единственным государством, в котором государственной религией был индуизм, был Непал, однако это положение было отменено решением парламента страны в 2006 году.

Государственные религии Древнего Мира

Государственные религии Нового Времени

Страница: 0

en: State religion

de: Staatsreligion

Примечания

  • Отделение церкви от государства

Ссылки

  • Правовой статус традиционных религий. Мировой опыт
  • Государственные органы, регулирующие взаимоотношения государства и религиозных объединений в странах мира

Литература

  1. Википедия Государственная религия адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Государственная религия и найти в:

  1. Вокруг света религия адрес
  2. Академик религия/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы религия+&search адрес
  5. Научная Россия религия&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет религия&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — религия адрес
  1. Google
  2. Bing
  3. Yahoo
  4. Яндекс
  5. Mail.ru
  6. Рамблер
  7. Нигма.РФ
  8. Спутник
  9. Google Scholar
  10. Апорт
  11. Онлайн-переводчик
  12. Архив Интернета
  13. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  14. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница 0 — краткая статья
  • Страница 1 — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
  • Прошу вносить вашу информацию в «Государственная религия 1», чтобы сохранить ее

Фото сайта .com

«Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Так сказано в Конституции, в статье 14. А есть еще принятый во исполнение Конституции федеральный закон о свободе совести. И там, в статье 4, говорится, что деятельность органов государственной власти «не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями», а должностные лица и военнослужащие «не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

Не вправе использовать, но, когда сильно хочется, это себе позволяют.

Два года назад были приняты поправки, известные как «закон Яровой». Вопреки Конституции, гарантирующей право «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения» (статья 28), установили кучу ограничений так называемой миссионерской деятельности вплоть до требования носить с собой разрешающий документ и т.п.

Применяют новые нормы исключительно к религиозным меньшинствам – баптистам, евангельским христианам, пятидесятникам, адвентистам, для которых миссионерство – это все, у них вера и религиозная практика неотделимы от проповеди Евангелия. Зато куда как удобно имитировать борьбу с экстремизмом, ради которой приняты поправки. Около 4 млн руб. штрафов собраны государством с верующих и с религиозных объединений – за отсутствие вывески с наименованием религиозного объединения, за проповедь вне стен молитвенного помещения, за приглашение на богослужение.

На 10 тыс. руб. оштрафовали пастора пятидесятнической церкви «Краеугольный камень» из Геленджика Евгения Лаптева за миссионерскую проповедь, а когда он не смог заплатить в срок, суд приговорил его к суткам административного ареста. А в Нижнем Новгороде студентку шестого курса медицинского вуза Кудзай Нямаребву, приехавшую в Россию из Зимбабве, суд решил выдворить из страны только за то, что та опубликовала на странице в соцсети видеозапись, где ее подруга рассказывает о евангельской вере. Якобы вместо того, чтобы учиться, студентка переквалифицировалась в миссионера, а визу использовала как прикрытие. Правда, в итоге вуз ей дали закончить.

Под угрозой оказалось и само право граждан собираться вместе, теперь любую встречу с молитвой могут посчитать «религиозной группой», которая обязана доложить о себе органам власти. Так нивелируют конституционное положение из той же 28 статьи: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию».

Судебная власть в этих вопросах солидарна с «правоохранителями» и идущими у них на поводу законодателями. Конституционный суд избегает на этот счет высказываться, во всяком случае, не стал отвечать на поставленный перед ним вопрос о неопределенности статуса религиозных групп и его отличий от частных собраний верующих.

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий. например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики. Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

Возможно, для некоторых людей тот факт, что религия и нравственность играют важную роль в поддержании и развитии преуспевающего и эффективного государства, не является очевидным. Единственное действенное решение многих серьезных проблем, с которыми сталкивается современный мир, лежит в плоскости духовной, а не политической или экономической. Расизм, насилие и преступления на почве нетерпимости, например, – это духовные проблемы, и решить их можно только на духовном уровне. Старейшина Даллин Х. Оукс, член Кворума Двенадцати Апостолов, учил:

«Многие из большинства значительных нравственных достижений в западном обществе были вдохновлены религиозными законами и доведены до официального признания благодаря проповеди с кафедры. Среди их примеров – отмена работорговли в Англии и Прокламация эмансипации в . То же самое можно сказать и о движении в защиту гражданских прав, которое существует последние полстолетия»2.

Установление нравственного порядка общества в значительной степени зависит от религии и церквей. Государство никогда не сможет построить достаточно тюрем, чтобы вместить всех преступников, порожденных обществом, в котором не хватает нравственности, моральной устойчивости и веры. Развитие этих качеств стимулируется исповедованием религии, а затем законодательным декретом или силами полиции. Государство не может контролировать настрой, желания и надежды человеческого сердца. Однако эти семена прорастают в поступки, которые государство должно регулировать.

Французский историк и государственный деятель Алексис де Токвиль написал: «В отсутствии веры может существовать не свобода, а деспотизм»3. И даже деспотизм не может управлять бесконечно без веры. Ибо, как заметил Борис Ельцин, первый президент Российской Федерации, «можно построить трон из штыков, но долго на нем не усидишь»4.

В Нагорной проповеди Иисус противопоставляет закон, записанный в книгах, закону, написанному на Небесах.

«Вы слышали, что сказано древним: ‘не убивай, кто же убьет, подлежит суду’.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (от Матфея 5:21–22).

В то время как государство следит за исполнением законов, записанных в книгах, религия учит и способствует верности законам, написанным в сердце. Те, кто соблюдают эти законы, реже или никогда не нарушают законы государства. В Учении и Заветах сказано: «Пусть ни один человек не преступает законов страны, ибо соблюдающий законы Божьи не имеет нужды преступать законы страны» (58:21).

Но там, где духовные вопросы игнорируются, закон, написанный на бумаге, и правовые механизмы государства в конце концов перестанут действовать. Добиться гражданского порядка в обществе возможно лишь тогда, когда большинство людей будет поступать нравственно не потому, что они подчиняются закону или полицейским, а по причине убежденности в том, что им следует так поступать.

Государство следит за поведением своих граждан. Оно пытается заставить их поступать порядочно и высоконравственно. С другой стороны, религия пытается убедить их обрести желание поступать порядочно и высоконравственно. Президент Эзра Тафт Бенсон (1899–1994 гг.), член правительства под руководством президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра, учил этому существенно важному разграничению:

«Господь действует изнутри вовне. Мир действует снаружи вовнутрь. Мир извлекает людей из трущоб. Христос выводит трущобы из людей, а затем они сами выводят себя из трущоб. Мир формирует людей, изменяя их среду обитания. Христос изменяет людей, чтобы затем они сами изменили свою среду обитания. Мир влияет на поведение людей, а Христос может изменить саму природу человека»5.

Со временем все свободные государства должны будут в конце концов полагаться на сознательную добродетель и поддержку своих граждан. Как сказал легендарный государственный деятель и политический философ Эдмунд Берк, «вечным устройством вещей определено, что люди несдержанного ума не могут быть свободными. Их страсти становятся их путами»6.

С этой целью хорошее государство защищает религию и поддерживает свободу вероисповедания. А хорошая религия побуждает людей быть добропорядочными гражданами и соблюдать законы страны.

Хорошему правительству не нужно становиться на чью-то сторону. Оно не должно одобрять одну религию или покровительствовать ей, отказывая в поддержке другой религии. Представители власти должны быть свободны в выборе своих личных верований и ритуалов согласно голосу своей совести. Точно так же хорошая религия не должна ни поддерживать, ни противостоять каким бы то ни было политическим партиям или кандидатам, но ее приверженцы должны быть свободны и даже получать поддержку в том, чтобы участвовать в политических процессах и поддерживать ту партию или кандидата, которых они считают лучшими.

Все основные крупные формы религиозных верований современного мира могут быть описаны в категориях мировых или национальных религий со свойственными им особенностями и формами.

Национальные религии — понятие и формы

Интересно, что это понятие ученые считают не вполне корректным, т.к. те этнические общности, где собственно и складывались эти верования, в тот ранний период еще не были оформленными нациями. Так, например, индуизм был распространен не только среди одного народа, а среди целой группы общностей, которые находились в этнической близости между собой. (И.И.Пучков).

В этой связи ряд исследователей предлагает даже сменить термин «национальные религии» на иные более подходящие определения либо вовсе отказаться от практики раздела религий как на мировые, так и на национальные или племенные.

Понятие национальная религия

Сам по себе термин «национальные религии» возник в 19 веке и обозначал национально-государственные религии, которые сложились в рамках отдельных государств или этносов, но не смогли заметно распространиться у иных народов.

Как правило, к этому виду культов относят религии, которые возникли с «началом цивилизаций» или с появлением в обществе классовых отношений. Примером национальных религий могут служить верования римлян, ассирийцев, инков, вавилонян, кельтов, египтян, греков.

Национальные религии — примеры

В нынешнее время в форме национальных религий сохранились лишь некоторые из них – это иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, зороастризм.

Ученые считают, что широта распространения национальных религий осложнялась особенно тесной связью между этнической средой и ее верованием, когда, например, чужестранец никак не мог быть допущен к культовой практике.

Мировые религии — определение и основные черты

Напротив, мировые религии (буддизм, ислам, христианство) отличает:

Мировые религии — примеры

  • полиэтническая распространенность
  • отсутствие в своей догматике выраженной этноцентричности

Подавляющее большинство всех верований возникли как племенные культы, в которых преобладало многобожие (политеизм). Ученые объясняют его не столько неразвитостью самих религиозных миропредставлений, сколько именно многосоставной племенной структурой самих этносов того времени, которая и формировала такие же многосоставные религиозные пантеоны.

Позже возникают уже «авторские» учения (зороастризм, даосизм, конфуцианство, иудаизм) – сакральные тексты, где появляется некая универсальность, что делает возможным их выход за пределы создавшего их этноса. Однако существовавшая на то время прозелитическая практика (распространения веры, обращение в нее других), как правило, не отличалась чрезмерной активностью и насыщенностью.

Ученые отмечают, что, например, зороастризм уже в конце 1 тыс. до н.э. мог практически стать мировой религией, его распространение охватило римский и эллинистический мир и даже проникло на Тибет. Но на протяжении 4-8 вв. зороастризм был вытеснен из этой зоны исламом и христианством как такими учениями, где проявляется большая социальная универсальность.

Такая же история произошла и с манихейством.

Отсюда следует вывод:

Появление и распространение мировых религий не было чем-то исторически исключительным, а отражало лишь объективное движение:

  • к культурной интегрированности народов отдельных регионов
  • к выработке и введению универсальных ценностных регуляторов

Интересно, что параллельно происходило аналогичное движение и в политических тенденциях – создавались универсальные империи (Персия, Македония, Рим, Византия, Китай, арабский халифат и проч.)

Специфические характеристики мировых религий

Это:

  • Высокая абстрактность основной догматики, которая обеспечивает требуемый универсализм учения
  • Многообразие (полиморфизм) основных догматов, которое делает возможной вариативность истолкований как самого сакрального текста, так и его исповедания и практики культа, что повышает адаптивность религиозного учения к различным культурным традициям различных народов
  • Значительная социальная составляющая религии, т.е. ее «растворенность» в обыденной жизни человека, ее причастность к нравственным и бытовым проблемам людей; участие всей паствы в обрядовой практике (в отличие от древних культов, где церемонии проводились лишь жрецами) и обращенность религии лично к каждому верующему.
  • Сравнительная доступность смыслов догматики для простого сознания (хотя бы в их редуцированном изложении), возможность личного спасения ценой правильной жизни
  • Отсутствие каких бы то ни было сословных или национальных границ и превосходства, т.е. равенство всякого перед лицом Творца

Очевидно, что основа догматики существующих ныне мировых религий не имеет в себе ничего существенно отличного от большинства религий прошлого, а причины значительного распространения этих религий, по мнению ученых, лежат большей частью в социальной сфере, в способности этого учения объединять людей, а также в «демократии» их установок и силе эмоционального воздействия

Ознакомьтесь с нашей презентацией по теме

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *