Государство и церковь в СССР

Ответственный редактор А. И. Филимонова.

Редакционная коллегия: Г. П. Мурашко, М. И. Одинцов, О. Н. Четверикова.

Настоящий сборник охватывает широкий спектр актуальных и малоисследованных вопросов, касающихся опыта построения отношений между государственными институтами и церковью в России, Западной, Восточной и Юго-Восточной Европе в XX – начале XXI вв. Книга тематически разделена на две части. Первая часть, посвященная России, рассматривает систему взаимодействия Советского государства и Русской православной церкви от заключительного периода Великой Отечественной войны до конца XX в. В приложении к первой части содержатся документы, отражающие сведения о направлениях и специфике деятельности Совета по делам Русской православной церкви (1943–1965), Совета по делам религиозных культов (1944–1965) и Совета по делам религий (1965–1991). Вторая часть книги посвящена исследованию наиболее острых проблем, связанных с формированием моделей взаимоотношений власти и церкви, изменением роли и статуса церкви в Западной, Восточной и Юго-Восточной Европе, а также особенностями религиозных процессов и трансформацией религиозного сознания в европейских странах в XX – начале XXI вв.
Для историков, политологов, культурологов, религиоведов и широкого круга заинтересованных читателей.

Предисловие

Часть I. Государственно-конфессиональные отношения в СССР

Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви и его уполномоченные в условиях новой церковной политики власти (1958–1964 гг.)

Горбатов А. В. К вопросу о статусе уполномоченных по делам религии в Сибири (1943–1969 гг.)

Гераськин Ю. В. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви: исторический портрет (На материалах областей Центральной России)

Садченков С. Ю. Реализация принципов свободы совести и вероисповедания в Волгоградской области в 1980-х годах

Маслова И. И. Совет по делам религий при Совете Министров СССР: к вопросу о взаимоотношениях государства и Русской православной церкви (1965–1991 гг.)

Приложение к части 1

Записи бесед председателей Совета по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР Г. Г. Карпова и В. А. Куроедова с патриархами Русской православной церкви (1943–1961 гг.). Публикацию подготовил Одинцов М. И.

Интервью председателя Совета по делам религий при Совмине СССР Харчева К. М., данное 17 сентября 2008 г. ответственному редактору газеты «НГ-религии» Марку Смирнову

Воспоминания сотрудников Совета по делам религий, записанные корреспондентом «НГ-религии» Ст. Мининым

Достовалов Н. Р. Как велит закон и совесть (вспоминает старший инспектор Совета по делам религий)

Часть II. Государство и церковь в Западной, Восточной и Юго-Восточной Европе:
система отношений, взаимодействие и взаимовлияние

Филимонова А. И. Хорватские римско-католические иерархи и югославянское объединение (1914–1918 гг.)

Бурега В. В. Власть и православная церковь в Чехословацкой республике в 1920–1930-е годы

Бровко Л. Н. Конкордат и вокруг него: католическая церковь в Германии и нацистский режим

Стыкалин А. С. Кардинал Миндсенти на политической арене Венгрии (1945–1956 гг.)

Волокитина Т. В. Государство и православные автокефальные церкви в Восточной Европе в период формирования советского блока: замыслы и реальность

Носкова А. Ф. «Польские» украинцы: судьбы народа и греко-католической церкви (40-е годы XX века)

Мурашко Г. П. Судьбы греко-католической церкви в странах Восточной Европы после Второй мировой войны (из истории национально-конфессиональных конфликтов)

Руднева И. В. Католическая церковь в Хорватии: особенности взаимоотношений церкви и государства в XX веке

Гуськова Е. Ю. Религиозный фактор в современном балканском кризисе

Остапенко Г. С. Церковь Англии и мусульманская диаспора в конце XX – начале XXI в.: диалог или противостояние

Чернышева О. В. Отделение Шведской церкви от государства

Четверикова О. Н. Католицизм во второй половине XX – начале XXI в.: идеология и политика Ватикана в условиях перехода к глобализированному мировому порядку

Сведения об авторах

§ 7*. Советское право в 1917–1953 гг.

Взяв власть в октябре 1917 г., большевики объявили о введении диктатуры пролетариата. О необходимости и сущности диктатуры пролетариата лидер партии большевиков В. И. Ленин (1870–1924) писал задолго до революции.

Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

В. Ленин

В годы «военного коммунизма» право было подчинено так называемому революционному правосознанию. Все, что признавалось полезным для интересов революции, считалось законным. Не следует забывать, что в первые после революции годы большевики действительно ставили перед собой задачи разрушения старого государства, семьи, которую некоторые теоретики называли крепостной, частной собственности, а также церкви, традиционного образа жизни и культуры, денежной системы. Лишь позднее под давлением реальной жизни пришлось постепенно отказываться от наиболее утопических догм и использовать то, что создавалось в России веками. (Например, уже в годы Великой Отечественной войны приказом Верховного главнокомандующего были восстановлены офицерские погоны и под названиями суворовских и нахимовских училищ, по существу, были вновь введены кадетские корпуса.)

Те, кто рисует большевистский режим одной только черной краской, столь же не правы, как и те, кто доказывает его превосходство перед всеми другими. Любая власть, получившая от общества санкцию на долголетнее существование, обязательно приспосабливается к основам народной жизни и добивается положительных результатов. Историческая оценка правящего режима определяется поэтому основными, решающими, долговременными последствиями. Рассмотрим их с точки зрения истории отечественного государства и права.

Ярким проявлением отношения большевиков к принципам народовластия и законности был разгон созванного в январе 1918 г. для решения вопросов о государственном устройстве России Учредительного собрания, сформированного по итогам свободных демократических выборов.

К концу 1918 г. граждане России лишились права на добровольный выбор труда. Был введен принудительный перевод из одной организации в другую. Неподчинившиеся лишались продовольственных карточек, что было равносильно осуждению на голодную смерть.

К 1922 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Уже в 1918 г. закрылись оппозиционные газеты. Политическая жизнь как взаимодействие различных политических сил, политические права граждан перестали существовать. Власть сосредоточилась в руках одной партии, говоря точнее – в ее руководящих органах, в аппарате. Коммунистическая партия, которую И. В. Сталин не без оснований сравнивал с «орденом меченосцев», подчинила себе государство, сама стала ядром государственного механизма, подавила все иные формы и направления участия в политической жизни.

В начале 20-х гг. в условиях нэпа были приняты первые советские кодексы – уголовный, гражданский и др. Реальная практика, однако, состояла в том, что власть обходила законы, нарушала их, если они мешали задачам дня. Это проявлялось и в грубом попрании принципов права, и в уточнениях и допущениях, искажавших эти принципы.

Конституция 1936 г. формально провозгласила многие гражданские и политические права: право на объединение, на участие в политической жизни, на свободу совести, убеждений. Но в повседневной жизни человек, имевший отличные от официальных убеждения, должен был их скрывать. Сказанное относится и к религиозным верованиям. Были репрессированы тысячи священнослужителей – только за принадлежность к духовенству. Особую опасность представляли как раз эти убежденные в правоте религиозной, человеколюбивой морали люди. Инакомыслие не допускалось. Человек, не скрывавший своих взглядов, если они не соответствовали общепринятым, осуждался, подвергался наказаниям, нередко очень жестоким.

Репрессии 30-х гг., по оценкам многих исследователей, были логическим продолжением террора, осуществлявшегося в годы революции, Гражданской войны, нэпа. При проведении коллективизации без суда и следствия, без всякой вины были лишены собственности, выселены в холодные края или расстреляны миллионы трудолюбивых крестьян, названных кулаками. Следствием коллективизации стал страшный голод 1932–1933 гг., унесший миллионы жизней крестьян Украины, Поволжья, Юга России, Сибири. В одном только Казахстане в результате коллективизации и «перевода кочевников на оседлость» в начале 30-х гг. погибло более четырех миллионов человек – половина всего населения республики.

7 августа 1932 г. был принят Закон об охране социалистической собственности. Согласно ему за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества вводился расстрел с конфискацией имущества или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Этот антиправовой закон назвали в народе «законом о пяти колосках».

Идеологическим обоснованием репрессий 30—40-х гг. была теория, согласно которой по мере приближения к социализму классовая борьба должна обостряться. О том, в какой мере эти репрессии соответствовали принципам правосудия, законности, дает представление отрывок из объяснения генерал-лейтенанта юстиции Чепцова, которому Маршал Советского Союза (тогда министр обороны СССР) Г. К. Жуков (1896–1974) поручил разобраться, как и почему приговоры выносились безвинным людям: «Начиная с 1935 г. был установлен такой порядок, когда уголовные дела по наиболее важным политическим преступлениям руководители НКВД, а затем МГБ докладывали т. Сталину или на Политбюро ЦК, где решались вопросы вины и наказания арестованных. При этом судебных работников, которым предстояло такие дела рассматривать, предварительно, до решения директивных органов, с материалами дел не знакомили и на обсуждение этих вопросов в ЦК не приглашали».

А вот рассказ служащего Главной военной прокуратуры майора юстиции В. Г. Провоторова: «Работал конвейер беззакония… Мне приходилось встречаться с такими документами, где прямо говорилось: на Дальний Восток приехал новый начальник НКВД, поставил задачу арестовать 500 человек. Сельских жителей, интеллигентов, моряков… Хочешь не хочешь, а процентовку выдай. Списки «врагов» составлялись по направлениям экономической, хозяйственной деятельности. Маховик репрессий был раскручен с ужасающей ирреальной рациональностью. Никакого суда и следствия!

Ведь что такое постановление «двойки» или «тройки»? Это такая бумага, разделенная по вертикали: слева – «слушали», справа – «постановили». Как следователь квалифицирует преступление в графе «слушали», так и постановят. Докладывает такой-то, например Хват, по статье 58-1 «б». Постановили– расстрелять. Приговор приводится в исполнение в 24 часа. Следователь был обязан написать свое мнение о мере наказания. Были случаи, когда суды и военные трибуналы возвращали дела на дорасследование, для получения новых данных. Следователю передают дело, он его месяц, два подержит в сейфе, потом напишет: новых доказательств не добыто, но все равно арестованное лицо социально опасно и надо передать дело в Особое совещание. Мера наказания – 10 лет. Цифра бралась с потолка».

Трагическая парадоксальность ситуации заключалась в том, что в 1936 г., как уже говорилось, была принята Конституция СССР, провозгласившая демократические права и свободы человека. Однако декларации так и остались на бумаге. Они не в силах были воспрепятствовать беззаконию.

Во время Великой Отечественной войны, когда подвигом народным Родина была спасена от фашистской агрессии, власти приняли ряд мер, усиливших беззаконие. Пленных приравняли к предателям, отказались от помощи Международного Красного Креста, ввели принцип ответственности того народа, отдельные представители которого обвинялись в сотрудничестве с захватчиками. Были депортированы, т. е. изгнаны из родных мест, крымские татары, турки-месхетинцы, курды, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, калмыки и другие народы. Их вывезли в Казахстан, Среднюю Азию, Сибирь, на Урал. Точно так же поступили с немцами Поволжья, увидев в них возможных пособников агрессора.

В конце 40-х – начале 50-х гг. началась новая волна репрессий против так называемых «безродных космополитов». Безвинно пострадали тысячи честных людей, прекрасных специалистов: врачей, научных сотрудников, учителей, артистов, писателей. Одно из грубейших нарушений прав человека, антисемитизм, было возведено в ранг государственной политики.

Право в эти десятилетия, разумеется, выполняло и полезные, необходимые обществу функции. Уголовный закон преследовал не только «врагов народа», но и бандитов, воров, хулиганов. Трудовое право обеспечивало определенную защиту трудящихся. Семейное право регулировало брачные отношения, отношения в семье. Гражданское право помогало гражданам совершать необходимые сделки, вступать в договорные отношения. Конституционное право на образование неукоснительно соблюдалось, успехи СССР в этой сфере общепризнаны в мире. Но эти положительные факты правового регулирования общественной жизни, к сожалению, имели место на фоне массовых антиправовых действий власти, демонстрировавшей свое пренебрежение к праву как к «буржуазному способу» организации взаимоотношений в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимал сущность диктатуры пролетариата В. И. Ленин?

2. Что такое революционное правосознание?

3. Какие нарушения законности имели место в нашей стране в 1920—1950-е гг.?

4. Были ли репрессии 1930-х гг. следствием нарушений законности в период революции и Гражданской войны?

Правовая жизнь России кончилась в начале 1918 г. с разгромом Учредительного собрания. Большевики были только узурпаторами власти – значит, все их наследники тоже. Не случайно народный депутат Сахаров предлагал начать с Декрета о власти (Ю. Феофанов, журналист).

В первые годы советской власти правовед-марксист М. Рейснер утверждал: «Самому духу нашей конституции (принята в 1918 г. – А. Н.) и советского строя противоречит декларация каких-то индивидуальных и субъективных прав, которые были бы весьма у места в буржуазных конституциях; там все исходило от индивида… У нас такого «суверенного индивида» нет и быть не может, у нас господствует не «я», а «мы», не личность, а коллектив, не гражданин, а рабочее общество. И в конце концов, если потребуется коллективу «использовать» так или иначе отдельного «товарища» социалистической республики, то никакие личные неприкосновенности и права не могут служить препятствием…»

Термины из истории советского государства и права

Верховный Совет СССР – с 1936 г. высший орган государственной власти СССР.

ГУЛАГ – Главное управление лагерей.

Зона – исправительно-трудовой лагерь, место отбывания уголовного наказания.

Зэк – сокращенно – заключенный.

Народный комиссар – глава центрального органа управления определенной отраслью в 1917–1946 гг. (с 1946 г. – министр).

Революционное правосознание – принцип, лежавший в основе правопорядка в годы «военного коммунизма».

СМЕРШ – военная контрразведка во время Великой Отечественной войны (по первым буквам словосочетания «Смерть шпионам!»).

Совдепия – наименование СССР, принятое в среде российских эмигрантов, противников коммунистического режима.

Совет депутатов трудящихся (Совет народных депутатов) – местный выборный представительный орган власти.

«Тройка»— внесудебный орган, выносивший приговоры в отношении лиц, обвиненных в контрреволюционной деятельности.

Юристы, создатели советского права

Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1953) – заместитель прокурора и прокурор СССР в 1933–1939 гг., академик, главный обвинитель на крупных политических процессах 30-х гг. Признание обвиняемого считал «царицей доказательств».

Крыленко Николай Васильевич (1885–1938) – политический деятель, с 1918 г. работал в Верховном революционном трибунале, в конце 20-х и в 30-е гг. – прокурор, нарком юстиции РСФСР, нарком юстиции СССР. Полагал, что суд является «одновременно и творцом права… и орудием политики». Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Курский Дмитрий Иванович (1874–1932) – политический и государственный деятель, в 1918–1928 гг. – нарком юстиции РСФСР. Считал, что «народный суд абсолютно свободен и руководствуется прежде всего своим правосознанием».

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – политический и государственный деятель, один из создателей РСДРП, лидер большевиков, руководитель вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г., председатель Совета Народных Комиссаров. По образованию – юрист. Крупный теоретик марксизма, сторонник диктатуры пролетариата как орудия построения социализма и коммунизма.

Стучка Петр Иванович (1865–1932) – один из организаторов Коммунистической партии Латвии, с 1923 г. – председатель Верховного суда РСФСР. Советское право определял как «пролетарское право», выражение интересов рабочего класса.

Исследуем документы

Во время трагического голода, охватившего ряд районов России, но особенно свирепствовавшего в Поволжье, Русская православная церковь, как и другие конфессии, приняла участие в организации помощи голодающим. По всей стране верующие собирали пожертвования. Однако находившиеся у власти большевики собрались воспользоваться трагедией народа, случившейся в конце концов по причине организованной ими разрухи, для того чтобы нанести православной церкви смертельный удар. Церковные ценности начали изымать насильственно, грубо, издевательски.

Митрополит Вениамин был потрясен цинизмом происходящего. Он написал письмо, в котором потребовал представить доказательства того, что правительство исчерпало все возможности для помощи голодающим, а также надежные гарантии использования святынь лишь на покупку продовольствия. Это письмо стало главным пунктом обвинения в деле митрополита Вениамина. Вскоре он был арестован.

Приговор был известен заранее – «расстрелять». В своем последнем слове Вениамин произнес: «Каков бы ваш приговор ни был, я буду знать, что он вынесен не вами… Что бы со мной ни случилось, я скажу: «Слава Богу». И осенил себя крестным знамением. Когда его расстреливали, он тихо молился, крестясь.

Архиерейский собор Русской православной церкви причислил к лику святых новомученика российского владыку Вениамина (Т. Кудрявцева, историк).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Почему теоретики большевизма политику ставили выше права?

2. Какое влияние на общество оказывает резкая смена правовой системы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Теория культуры у большевиков

Замечание 1

В основе культурной политики большевиков было утверждение социалистической идеологии как мировоззрения народа, а также демократизация культуры.

Ленин В.И. считал, что искусство должно быть классовым и отражать жизнь, чтобы непосредственно влиять на ее изменение.

На практике это означало отрицание прошлого культурного наследия, если оно не вписывается в рамки классовой борьбы. Такое толкование культуры было, конечно, искусственным и привело к большим потерям.

Образование и просвещение находились в ведении народного комиссариата по просвещению, которым руководил Луначарский А.В. Заместителем комиссара был Покровский М.Н., известный историк. Вообще деятельность наркомпроса была гораздо шире, затрагивая все области культуры. Пролеткульт являлся важнейшей частью процесса просветительной работы среди населения. В конце $1920$ г. Пролеткульт вошел в Наркомпрос.

Несмотря на общий нигилизм власти, определенные шаги по сохранению культурного наследия предпринимались, хотя и были осложнены обстановкой в стране. Так, Зимний дворец был объявлен музеем, затем музеями стали Царское Село, Гатчина, Петергоф. Принимались законодательные акты, запрещающие вывоз культурных ценностей и др.

  • Курсовая работа Политика Советской власти в области культуры и церкви 480 руб.
  • Реферат Политика Советской власти в области культуры и церкви 230 руб.
  • Контрольная работа Политика Советской власти в области культуры и церкви 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

С другой стороны, с $1918$ г. активно распродаются библиотеки, предметы искусства, причем дешево. В основном, их вывозили за рубеж. А с $1921$ г. в такой торговле стало участвовать и само государство. В результате, множество ценных произведений искусства разошлись по миру.

Образование и искусство

Ликвидация безграмотности являлась серьезной проблемой. По декрету от $26$ декабря $1919$ г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» все граждане в возрасте $8-50$ лет должны были научиться писать и читать. ВЧКликбез занималась этим вопросом.

Школьное образование полностью изменилось. Вводилась школа $2$-х ступеней: для детей $8-13$ лет, $13-17$ лет. Девочки и мальчики теперь обучались вместе, изменились и предметы. Образование стало светским, с упором на практику. Новые школы открывались повсеместно.

Также быстро развивалась подготовка педагогов, выросло число ВУЗов. Учителя теперь были не только носителями знаний, но и идеологами партии. Менялся и преподавательский состав ВУЗов, несмотря на то, что квалифицированных кадров не хватало, старой профессуре большевики не доверяли.

К $1921$ г. были заново сформулированы цели Наркомпроса. В них входило:

  • сохранение культурных ценностей прошлого,
  • их критическое освоение,
  • объективное отношение к течениям искусства, развитие революционного искусства, демократизация художественных учреждений,
  • искусство как пропаганда коммунизма и др.

Борьба с церковью

Замечание 2

Большевики были атеистической партией. По их мнению, религия была средством угнетения народа.

Церковь испытывала глубокий кризис в связи с тем, что долгие годы была частью государственного аппарата. Поместный Собор $1917-1918$ г. должен был выработать пути разрешения кризиса. Было восстановлено патриаршество и назначен на этот пост митрополит Тихон Белавин.

Большевики же сразу начали наступление на церковь. В пользу государства изымались земли, а также учебные заведения, брак, рождение и смерть перестали регистрировать в церкви. По проекту Декрета «О свободе совести» церковь отделялась от государства, теряла статус юридического лица, а также всю собственность.

В ответ Патриарх Тихон предал большевиков анафеме. Он призвал бороться за церковь, проходили многотысячные крестные ходы. В результате Декрет был принят с другой формулировкой – «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Проведение декрета в жизнь сопровождалось кровавыми столкновениями между верующими и большевиками. Ненависть росла с огромной силой – обычными стали убийства священнослужителей, публичные вскрытия мощей и пр.

Позиция и деятельность большевиков в этом вопросе явилась одним из факторов Гражданской войны.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *