Гражданский брак

Почему людей привлекает жизнь в таком «браке»? Это и временное решение какой либо проблемы: нехватка денег на свадьбу, отсутствие собственного жилья у пары, свою роль играет и желание узнать друг друга поближе. Если идею гражданского брака понимать, как способ принятия решения о браке официальном, что гражданский брак – это эффективный способ не наделать более крупных ошибок. Чаще всего в таких случаях молодые люди дают себе год на репетицию. В течение этого времени проверяются вещи, иным способом непроверяемые: толерантность каждого к неудобным привычкам партнера, совместимость характеров и стилей жизни. Только при совместной жизни вы можете узнать, насколько сильно на вашу «вторую половинку» влияет родня. Еще один важный момент. Выживаемость семьи напрямую зависит от того, как эта семья распоряжается своими средствами. И проверяется это не на словах, а в реальности. Бывает также, что за любовь люди принимают легкую влюбленность, которая за время гражданского брака быстро проходит, и люди с удивлением разводят руками: как, и мы хотели пожениться?

Ситуацию прокомментировала ведущий психолог учебного отдела УлГТУ Светлана Рябчикова:

— Светлана Алексеевна, как вы относитесь к гражданскому браку? Считаете ли вы это проблемой?

— Если гражданский брак имеет право на существование, значит, молодые люди видят в этом плюсы. Но с другой стороны, раньше «гражданский» означало зарегистрированный брак, в противовес церковному венчанию. А сейчас под эти слова замаскировали сожительство — чувствуется фальшь. Просто изначально такой брак не может быть полноценным — нельзя любить на 50%. Университетский клуб «СоДействие» не раз проводил мероприятия, посвященные этой теме. При этом мы проводили голосование в начале и в конце мероприятия. И если сначала большинство из присутствующих отдавали свой голос за гражданский брак, то по окончании разговора с гостями-специалистами, картина кардинально менялась. Так что стоит задуматься…

Свадьба коренным образом меняет жизнь. А гражданский брак не накладывает столько обязательств. Для женщины «гражданский брак» — иллюзия семьи, для мужчины — иллюзия свободы. Тем не менее, как показывает жизнь, гражданский брак так же как официальный, блокирует новые отношения с другими партнерами. Гражданский брак по своей сути не сильно отличается от брака официального. И если мужчина, с которым вы живете в гражданском браке, воспринимает его, как жизнь без обязательств, сомнительно, чтобы на него можно было положиться и в дальнейшем: здесь дело вовсе не в штампе. Поэтому затянувшийся «гражданский брак» обычно означает, что семья не сложится.

А бывает, встречаются люди, настолько уверенные друг в друге и в своих чувствах, что штамп в паспорте для них — чистая условность. И здесь кроется один из серьезных минусов гражданского брака — формально не узаконенные права супругов могут привести к различным неприятным последствиям. Поэтому, если вы из каких-то соображений сделали выбор в пользу гражданского брака, оговорите с партнером условия совместной жизни по всем беспокоящим вас вопросам. Обсудите, как вы распоряжаетесь деньгами, общим имуществом. Возможно, вы выпишете друг другу доверенности на право владения имуществом. И не спешите радоваться, если находясь в «гражданском браке», вы заключили с партнером брачный договор. Он вступает в силу лишь после регистрации брака в ЗАГСе (глава 8, статья 40 Семейного кодекса РФ). Имущественные и личные, неимущественные, права женщины, состоящей в официально зарегистрированном браке, защищены законом. В «гражданском браке» женщина фактически бесправна. Тут все зависит от моральных качеств партнера, а это, далеко не всегда является достаточно надежной гарантией от неприятностей.

С рождением ребенка у «гражданских супругов» появляются новые проблемы. Если мама дает ему свою фамилию (что чаще всего и происходит), малыш на определенном этапе непременно задастся вопросом — почему у всех детей фамилии отцов, а у него — нет. И тогда неведомо откуда всплывшее определение «незаконнорожденный» может надолго привязаться к ребенку. Доказать отцовство бывает трудно, если мужчина и женщина не состояли в браке (глава 10, статья 49 Семейного кодекса РФ). Немало случаев, когда у «гражданских супругов» появляется малыш, и они решают все-таки узаконить свои отношения, биологическому отцу, приходится усыновлять или удочерять собственного ребенка… Так что почитайте Семейный кодекс и подумайте, действительно ли гражданский брак без обязательств?

Оксана Переяславская

Гражданский брак для огромного количества россиян, к сожалению, стал нормой. Люди сходятся на какое-то время, живут вместе, потом расходятся, не считая обязательным скреплять свой союз законными узами. У кого-то за спиной остается целая череда таких вот «браков». Часто можно услышать пренебрежительно брошенное: «А разве что-то значит печать в паспорте?». Что на самом деле стоит за нежеланием людей идти в ЗАГС, а потом в храм для венчания? Бывает ли любовь без обязательств? Так ли безобидны подобные отношения? Об этом наш разговор с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

— Сегодня мнение Церкви, выступающей против такого вида сожительства, как гражданский брак, разделяется далеко не всеми. Что на самом деле негативного в этом явлении?

— Сама постановка вопроса: «А что плохого в гражданском браке?», если при этом имеется в виду союз мужчины и женщины, не скрепленный законом и не освященный Церковью, является следствием очень глубокого общественного и личностного разрушения. В наши дни брак не воспринимается как нечто установленное не только Божественными, но и человеческими законами.

Людям даже не приходит в голову мысль, что когда нарушается закон общества — это плохо. Но даже в древнем мире, когда не было юридической регистрации брака, существовал некий обряд, которого все придерживались и который являлся простейшей формой выражения ответственности, которую люди друг за друга брали на себя. Сегодня, когда мужчина и женщина решаются жить вместе, не скрепляя свои отношения законом и тем более в Таинстве венчания, можно говорить о том, что эти два человека имеют очень неясные взаимные обязательства и то ли отвечают друг за друга, то ли нет.

Если же говорить о духовной стороне брака, то не мы, люди, установили, что есть грех, а что есть праведность. Есть те заповеди Божии, которые дают очень ясный ответ. Мы можем игнорировать Божественные законы и жить так, будто их нет. Но если не на Христе основывается семья как малая Церковь, то туда обязательно проникнет дьявол. И тот фундамент, который люди пытаются сами заложить, он обязательно будет раскалывать, начнет ссорить и разделять людей, напускать, образно говоря, холод туда, где раньше было тепло.

Любой священник и тем более Церковь в целом является обладателем богатого опыта наблюдения за различными жизненными ситуациями. И поэтому они могут говорить о том, что всегда в основе гражданского брака лежит либо недоверие, либо пренебрежительное отношение ко второй половине. А с точки зрения христианства в основе брака должна быть любовь и только любовь. И если она есть, то что может людей удерживать от вступления в брак по-настоящему? Может кто-нибудь на этот вопрос ответить? Ведь, согласно христианскому учению, брак — это таинство, некое чудо, в котором два человека становятся одной плотью. И если мужчина и женщина не решаются скрепить свой союз законными узами, я уже не говорю о церковных, то в их жизни этого чуда не произойдет. Они так и останутся друг другу чужими. А страшно прожить всю жизнь с чужим человеком.

— Бывает, начиная жить вместе, молодые люди говорят, что любят друг друга, и это является для них оправданием вот такого сожительства. Но из Ваших слов можно сделать вывод, что любви без обязательств перед любимым человеком быть не может. Это действительно так?

— Когда молодой человек и девушка говорят: «Мы сначала поживем вместе, узнаем друг друга, а потом уже примем решение», о большой любви, конечно, речи не идет. В этом есть элементарный расчет, неуместный в отношениях любящих людей, и даже элемент предательства. Потому что один человек, пожив в таком браке, может относиться к другому уже как к родному. А этот, ставший родным, примет вдруг решение о расставании.

Конечно, нужен здравый смысл, и перед вступлением в брак необходимо понять: мой ли это человек? И вопрос: «А нас ли Господь друг другу судил?» — молодые люди обязательно должны перед собой поставить. Вступлению в брак вообще должен предшествовать довольно длительный период узнавания друг друга. И если люди понимают, что они чужие, а это сразу чувствуется, если они внимательно друг в друга всматриваются, то в брак просто не надо вступать.

— Часто люди говорят, что печать в паспорте не много значит в отношениях мужчины и женщины.

— Я допускаю, что причиной может быть неуважительное отношение к закону. Но дело в том, что любое неуважение разрушает. Когда не уважают нас, это тяжело переносить, но когда не уважаем мы, это разрушает нашу собственную душу. Если у граждан возникает неуважительное отношение к своей стране, в этом нет ничего хорошего. Когда человек в состоянии выполнить требование государства, но этого не делает, то можно говорить о начатках беззакония и хаоса, тех самых, из которых рано или поздно явится Антихрист. Некоторые святые отцы, говоря об Удерживающем, о котором пишет апостол Павел (см.: 2 Фес. 2, 7), склоняются к тому, что это Дух Святой. Но другие считают, что это — закон как видимая форма организации человеческого общества. И Ветхий Завет прежде всего был законом жизни богоизбранного исповедующего единого истинного Бога, но, тем не менее, просто человеческого общества. Была, например, заповедь «Око за око», и человек понимал, что, выкалывая глаз другому, он уже выкалывает его самому себе. Если бы не этот закон, искалеченных людей было бы гораздо больше. И это веский аргумент, почему законы надо исполнять, чтобы зло было ограничено в своих проявлениях.

— Но можно возразить: немало гражданских браков заканчивается вполне благополучными законными и даже порой венчанными союзами.

— Это возражение несостоятельно. Сегодня — огромное количество разводов по всей стране, и странно говорить о том, что гражданские браки благополучно заканчиваются. Счастливых семей сейчас мало как никогда.

— Часто приводится такой довод: что, пожив в гражданском браке, люди имеют возможность лучше узнать друг друга и понять, могут ли они вместе идти по жизни.

— С одной стороны, в этом логика присутствует. Но может ли закончиться добром то, что начинается с греха? Ведь путь от греха к добродетели, к благополучию духовному или жизненному всегда лежит через покаяние, являющееся мучительным трудом. И епитимья как некое наказание за грех может даваться священником, но чаще всего она дается Богом. И те скорби, которые несет человек в течение всей своей жизни,— это и есть епитимья за грехи, которые он совершал. И неурядицы в семейной жизни, трагедии, которые возникают, кажется, на пустом месте, на самом деле являются последствиями грехов в добрачной жизни.

— А можно конкретней сформулировать, какими могут быть последствия союза, не скрепленного законом и, тем более, в Таинстве венчания?

— Их сложно взять и перечислить, они же никем не регламентированы. Последствия такие же, как у любого греха. Это состояние, когда, оказавшись в удалении от Бога, мы лишаемся возможности воспринимать в полной мере Божественную благодать. И начинается умирание человеческой души, она увядает, как цветок, лишенный необходимой ему влаги и света. Человек начинает увядать духовно, а порой и физически.

— В гражданский брак вступают, как правило, люди, далекие от Церкви, или проблема гражданского брака актуальна и в среде церковных людей?

— Все то, о чем мы говорим, к сожалению, имеет отношение не только к нецерковным людям. Придя к Богу, человек не всегда сразу начинает вести праведный образ жизни. И многие люди, ходящие в храм, считают возможным для себя жить гражданским браком. Более того, есть и священники, допускающие таких людей до причастия. Хотя практический опыт говорит о том, что если мужчина или женщина оказываются перед выбором: либо вступление в брак или расставание до принятия решения о создании полноценной семьи, либо отказ от причастия, то в их жизни в итоге все встает на свои места. Происходят перемены, которые уже давно зрели и были неизбежны. Часто «муж», если он был противником законного брака, вдруг понимает, что этот союз, который может распасться, для него важней, чем мнимая независимость.

Порой человек может в таком сожительстве пребывать и пять, и десять лет, а расставание произойдет все равно. Но жизнь строить заново будет уже очень трудно! Тяжело спустя много лет понять, что рядом все эти годы находился человек, который просто использовал такой брак как некую удобную форму существования.

— Что может остановить от вступления в гражданский брак человека, делающего первые шаги навстречу Церкви или еще далекого от нее, для которого понятие греха достаточно абстрактно?

— Если люди в принципе не способны и не готовы поверить в существование духовной реальности, то священнику объяснить им что-либо очень сложно. Тут уж скорее нужна консультация психолога или юриста.

Но, если человек хотя бы немного верит в Бога, в наличие законов духовных, то ему необходимо помочь осознать, что такой союз всегда бьет по детям. Бывает, говоришь людям, что надо что-то изменить в своей жизни, объясняешь, что пострадают дети, но они не прислушиваются. Потом случается беда, рождается, скажем, мертвый ребенок, и человек готов на себе волосы рвать от ужаса, но ничего уже не поделаешь.

Или элементарно представьте себе ситуацию, когда ребенка спрашивают: кто твои папа и мама? И ему порой очень сложно ответить на этот вопрос, когда он знает, что мама у него «настоящая», а вот что касается папы, то тут все сложней.

— Кто от таких браков страдает больше: мужчина или женщина? Исходя из жизненных наблюдений, складывается впечатление, что все-таки женщина.

— В большинстве случаев, это так. Как правило, «виновники» гражданских браков мужчины: женщины чаще хотят иметь полноценную семью. И нередко происходит примерно такой диалог. Священник говорит о том, что, независимо от мнения общества, гражданский брак — это грех, который убивает душу здесь, на земле, и в вечности отлучает ее от Бога. И слышит в ответ: «Я готова к браку, а мой сожитель нет». Что можно на это сказать? ― «Если вы хотите жить церковной жизнью, причащаться, значит, вы должны этот вопрос перед своим супругом поставить. Да и сами задумайтесь: если он не готов вступить в законный брак, то насколько вы ему на самом деле дороги?». И трудно, и страшно этой женщине бывает решиться… А потом, спустя какое-то время, они вместе с супругом приходят в храм и венчаются. Я такие примеры знаю. Как знаю и случаи, когда люди не решались на необходимые перемены в своей жизни, но в итоге все равно расставались.

— После неудачного гражданского брака, тем паче нескольких, человек теряет доверие к потенциальным спутникам жизни. Не является ли это затем препятствием для построения новых отношений?

— Человек на самом деле определенным образом изнашивается внутренне, особенно если в прошлом у него был не один, а несколько гражданских браков. Появляется и внутреннее чувство, что любые новые отношения могут быть «не навсегда». И первая возникшая проблема становится основанием для расставания. Но в браке всегда очень много значит терпение. Если не терпеть друга, если не пытаться взаимно друг друга воспитывать и меняться, то любой брак разрушится, потому что совершенных людей не бывает. А если у человека уже есть внутренняя установка, что всегда, «если что», можно и расстаться, то всякий брак будет распадаться, и так можно остаться ни с чем.

— Гражданский брак — это некая локальная проблема в жизни личности или, все же, чтобы человек увидел и прочувствовал греховную составляющую этого союза, он должен измениться в целом и должны поменяться его жизненные ориентиры?

— Любую болезнь трудно или даже невозможно лечить локально. Если у человека болит голова, можно дать ему таблетку от головной боли. Но завтра она заболит снова, потому что причина в повышенном артериальном давлении. И если человек не принимает в целом систему ценностей христианства, то объяснить ему что-либо о гражданском браке будет достаточно сложно. Человек должен увидеть неправильность своего существования, так сказать, глобально, тогда и частности исправляются. Если человек все происходящее в его жизни расценивает с позиций удобства или неудобства для него, то вряд ли его можно убедить в том, что гражданский брак не может быть формой жизни двух любящих друг друга людей и их детей. Но если он понимает, что жизнь — нечто уникальное, один раз человеку данное, и от того, как он проживет ее здесь, на земле, будет зависеть его жизнь в вечности,— это станет прочным основанием, на котором можно строить всю жизнь.

Беседовала Юлия Семенова

5.4. БРАК ЦЕРКОВНЫЙ И БРАК

ГРАЖДАНСКИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВЗАИМОСВЯЗЬ

Куткин Владимир Семенович, канд. филос. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». Подразделение: кафедра философии. E-mail: filosofya@mail.ru

Аннотация: В статье комплексно проанализированы категории «церковный брак», «гражданский брак», выявлены их сущностные, атрибутивные признаки, раскрыты их взаимосвязи. По мнению автора, ключевой вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Ключевые слова: гражданский брак; домашнее партнерство; институт брака; однополый брак; Русская Православная Церковь; светский брак; семья, сожительство; церковный брак.

CHURCH MARRIAGE AND CIVIL MARRIAGE: CONCEPT, CONTENT, RELATIONSHIP

Принято считать, что в истории нашей цивилизации гражданский брак возник вслед за браком церковным . Более того, понятие гражданского брака изначально было противопоставлено понятию брака церковного, «венчанного» («таинству»). «Отсюда синонимом ему служит категория «светский брак». Следовательно, гражданскими являются все зарегистрированные в органах ЗАГС, но не санкционированные церковью браки. С точки зрения церковнослужителей, особенно в ретроспективе, такой брак синонимичен понятию «греха»» .

В содержательном плане, если кратко его характеризовать, церковный брак — это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала, в отличие от гражданского брака, официально заключаемого под контролем представителей уполномоченных органов государства.

Например, в античном Риме существовал, так или иначе, связанный с «Индигитаментами»1, торжественный религиозный ритуал заключения брака, используемый преимущественно патрициями, — «конфарреа-ция» (лат. «confarreatio»). Представители светской публичной власти (магистраты и пр.) участвовали в «конфарреации» разве что в качестве почетных гостей. Брак освящался Великим понтификом и (или) фламином (жрецом отдельного божества) Юпитера в случае, если в ночь перед браком авгуры не обнаружили в ауспициях (гаданиях по поведению птиц) дурных предзнаменований. Затем молодожены воздавали хвалу божествам женитьбы: Югатину, Домидуку, До-мицию и Мантурне . В последующем светские публичные власти, как Рима, так и Византии всячески поддерживали и легитимировали религиозные нормы, регламентирующие заключение и расторжение брака, права, обязанности, ответственность супругов. В начале XIV века император Византийской империи в 1282-1328 годах Андроник II Палеолог официально передал сферу брачно-семейных отношений под юрисдикцию церковных властей.

Согласно христианскому вероучению (Новый Завет): брак есть соединение супругов, аналогичное соединению Христа с Церковью; супруга должна повиноваться мужу; муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, отдав за Нее свою жизнь; христиане должны хранить супружескую верность.

В традиционных церквях (Римской Католической Церкви /РКЦ/, Русской Православной Церкви /РПЦ/) брак является «таинством», в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, взаимного согласия в супружеской жизни, благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в вере Христовой, конечной целью которой является спасение всех членов семьи.

На основании «Катехизиса Католической Церкви», созданного по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 году, утвержденного папой Иоанном Павлом II 25.06.1992 папским посланием «Laetamur magnopere» и обнародованного 11.10.1992, «в супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни», неразрывно связанные друг с другом, поэтому «супружеская любовь между мужчиной и женщиной подчиняется двойному требованию верности и плодородия». Верность означает постоянство и неразрывность брачного союза, плодородие — открытость к плодоношению («всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни») .

1 Античный Рим перенял у античной Греции мифологию, и возникла греко-римская (античная) мифология. Ее истоки восходят, в частности, к «Индигитаментам» (лат. «Indigitamenta») — обрядовым книгам, содержащим списки божеств земледелия (посева, жатвы), брака, зачатия, иных жизненно важных для людей явлений и процессов, а также формы служения этим божествам и указания на то, к какому из них и когда нужно обращаться. Считается, что указанные книги относятся ко времени, когда древнеримский культ более-менее сложился, но в них есть следы древнегреческого оригинального пантеистического монотеизма. Они хранились коллегией понтификов (жрецов), чтобы гарантировать правильность использования божественных имен в публичных молитвах и обрядах. Их часто использовали также авгуры (гадатели по поведению птиц) и гаруспики (гадатели по внутренностям жертвенных животных). «Индигитаменты» в оригинале до нас не дошли, и все, что о них известно, — это по ссылкам на них многих видных римских философов, писателей, юристов.

Публично декларируемое отношение РПЦ к браку представлено, в частности, в ее «Основах социальной концепции»: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2.24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1.28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» .

Бракосочетание в РПЦ состоит из 3-х основных обрядовых действий: 1) обручения; 2) венчания, как знака победы молодоженов над похотью; 3) общей чаши, с помощью которой священник благословляет новобрачных на полноценное взаимное общение в качестве мужа и жены.

РПЦ считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития из-за измены одного из супругов, злонамеренного оставления семьи, совершения аборта при несогласии супруга и ряда иных обстоятельств.

В странах, где заключение церковного брака не является основанием для придания ему легального характера, венчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном уполномоченным органом государства) браке.

Что касается гражданского брака, речь идет, главным образом, о браке, так или иначе, регламентированном не моральными, религиозными, а юридическими нормами, и официально регистрируемом не церковными, а светским публичными властями. Именно правовое регулирование конкретных аспектов заключения, расторжения брака, основных прав, обязанностей, ответственности его сторон в период супружеского сожительства, в том числе выдачи молодоженам свидетельства установленного государством образца, является принципиально значимым атрибутивным признаком такого брака2. Причем вовсе не обязательно, чтобы дефинитивное его определение было закре-

2 Гражданский или светский брак оформляется исключительно в органах государства без участия церкви. Часто люди ошибочно именуют «гражданским браком» простое сожительство, домашнее партнерство. На самом деле, совместную жизнь мужчины и женщины, отношения которых не зарегистрированы официально, надлежит именовать фактическим браком. В современной России государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак. В случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган ЗАГСа вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом ЗАГСа.

плено законами, иными нормативными правовыми актами, другими источниками (формами) права.

Например, в соответствии со статьей 1 («Основные начала семейного законодательства») Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ):

«1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан» .

Обращает на себя внимание то, что ни в представленном законоположении, ни в других статьях СК РФ нет определения брака (гражданского брака), как конкретного юридического факта и одного из базовых институтов семейного права. Вероятно, отсутствие соответствующей дефинитивной нормы обусловлено тем, что брак является комплексным феноменом, находящимся под прямым и опосредованным влиянием не только юридических, но и моральных, религиозных норм, а также социально-экономических, политических и прочих явлений и процессов, что, в свою очередь, делает ущербным любое, казалось бы, безупречное определения брака исключительно с правовых позиций, тем более что многие материальные и духовные компоненты брака принципиально не могут быть урегулированы законом, иными источниками права. В связи с этим представляется целесообразным дать краткий обзор различных подходов к содержанию понятия брака, характерных для российского и зарубежного семейного права .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В императорской России начала XX века доминировало юридическое определение брака как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, наличие которых придает сожительству лиц разного пола законный характер. В советский период оформилась тенденция аргументировать брак как качественно новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического (коммунистического) общества, отличную от форм брака, применяемых в капиталистических странах. Нередко использовался термин «социалистический брак»,

подчеркивающий его как бы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Отмечалось, что в законодательстве капиталистических стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как особая разновидность гражданско-правовых сделок. Предпринимались попытки закрепить идеологически «окрашенное» определение брака в семейном законодательстве Советского Союза, которые, однако, не дали положительного результата. Высказывалась точка зрения, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на констатации, что одной из основных целей семьи должно быть рождение и воспитание детей. Однако принцип «пожизненности брака» даже во времена «развитого социализма» в бытность СССР носил скорее декларируемый, чем реальный характер.

В постсоветской России среди теоретиков семейного права нет единства мнений относительно правовой природы брака. При этом одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия, другие же — как особый гражданско-правовой договор. Целью вступления в брак большинство авторов определяет желание лиц получить государственное признание созданного ими семейного союза, основа которого -взаимная любовь и уважение — не входит в юридическое содержание брака. И как только указанная основа исчезает, то есть пропадают взаимная любовь и уважение, брак может в любой момент прекратить существование, то есть стать расторгнутым, что сложно или невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому функции, содержание, цели, правовая специфика брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок.

Различные точки зрения на правовую природу брака присущи и семейному праву зарубежных стран, где можно выделить три основные концептуальные позиции в отношении брака: 1) брак-договор (наиболее распространенная концепция); 2) брак-статус; 3) брак-партнерство . На наш взгляд, показательно также, что, как и в большинства зарубежных стран, в постсоветской России предусмотрена государственная поддержка и защита не столько самого брака, сколько семьи: в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи…»; материнство и детство, семья «находятся под защитой государства» (статьи 7, 38 Конституции Российской Федерации ).

Выше изложенное позволяет сформулировать следующее определение гражданского брака. Гражданский брак — это значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответственность.

Следует особо отметить, что в настоящее время представители, прежде всего, РПЦ все более активно ратуют за передачу от государства служителям культа функций по нормированию и регулированию брачно-семейных отношений. В частности, по мнению Пред-

седателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Д.Смирнова: «До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви. Надо подумать о введении такой нормы, согласно которой после того, как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному». При этом он сослался и на то, что на Кипре, в Англии есть институт церковного брака. После венчания такой брак имеет юридическую силу. Во многих католических странах, да и не только католических, церковный брак также имеет юридическую силу. К примеру, в Польше после обряда венчания священник высылает документ о браке в местный ЗАГС .

По нашему мнению, вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

При этом важно учесть: сложно отрицать значимость для супругов физического, имущественного, финансового аспектов брачно-семейных отношений, но сомнительно, непродуктивно и сосредоточивать внимание исключительно на них. Одна из базовых функций любого нормального, цивилизованного государственно-организованного общества по отношению к браку -всемерно и эффективно поддерживать этот институт, формирующий семью, не без достаточных оснований именуемую «ячейкой общества» . Сведение же института брака и жизнедеятельности семьи только к сексуальным и материальным отношениям соответствующих лиц чревато разложением и уничтожением брачного союза, семьи, ростом безнравственности, аморальности, анархии в социуме. В такой ситуации любой легальный брак, скорее, распадется, чем устоит под натиском негативных явлений и процессов, наблюдаемых в действительности.

Отношение к браку, как, главным образом, материальному феномену, уже критически отразилось на демографической ситуации во многих западных, некогда традиционно христианских, а ныне — либеральных странах. Их титульное население вымирает, постоянно сокращается, а если и остается на одном и том же уровне, то из-за неконтролируемого притока внешних мигрантов, львиная доля которых откровенно игнорирует и даже отвергает ценностные ориентации, культуру приютивших их стран. Главная причина — в бездумной популяризации на Западе выхолощенных либеральных «ценностей»: «свободного секса» «однополого брака», неупорядоченного домашнего сожительства без взаимных обязанностей, «равенства» (вернее, одинаковости, трансформирующей мужчин и женщин в бессловесных «винтиков» машинного производства общества «всеобщего потребления», бездушных, эгоцентричных прислужников мамоны и сладострастия), «мультикультурализма», «толерантности».

Список литературы:

1. Античная мифология. Энциклопедия /Составитель: Лактионов А. — М.: Издательство: «Мидгард», 2004. -768 с.

4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. — 320 с.

5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.

7. Катехизис Католической Церкви. Издание 4-е. — М.: Издательство «Культурный центр «Духовная библиотека»», 2001. — 813 с.

11. Разумова И.А. «Гражданский брак»: понятие, статус, исследования //Труды Кольского научного центра РАН. — 2010. — №2. — С.9-24.

13. Хмелевская С.А., Хмелевский С.В., Соломатин

B.А. Система гуманитарного и социально-экономического знания. Книга 1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под редакцией

C.А.Хмелевской. — М.: Издательство «Рег Se», 2001. -752 с.

Рецензия

на статью В.С.Куткина «Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь».

В рецензируемой статье с позиции комплексного (социально-философского, культурологического, исторического, юридического) анализа исследованы понятие, содержание, взаимосвязь церковного брака и брака гражданского, представлено оригинальное определение последнего: «значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответствен-ность».Трудно не согласиться и с позицией автора о том, что ключевой вопрос, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Статья В.С.Куткина написана на достаточно высоком теоретическом и фактологическом уровнях, и, несомненно, привлечет внимание ученых, специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. Выводы, сделанные автором, в надлежащей степени аргументированы и убедительны. С учетом выше изложенного полагаю, что представленная на рецензию статья заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» Сергей Борисович Шитов

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста — 87%.

Четыре из пяти гражданских браков распадаются. Такую статистику приводят психологи. У этого вида отношений есть вредные последствия, рассказал телеканалу «МИР 24» психолог Михаил Касаткин.

«Проблема гражданского брака в том, что всегда можно сказать друзьям, родственникам, что вы просто встречались и разбежались, особенно, если нет детей. Очень легко выйти. Чем хорош зарегистрированный брак, зачем нужны свадьбы, венчания, обряды, медовые месяцы, фотосессии, выложенные в интернет? Это все скрепы… Когда скреп много, человек думает, что можно было бы уйти, но есть родители, свидетели, фотографии, все близкие друзья были на свадьбе. В этом смысл брака: найдя подходящего человека, связаться большим количеством скреп. Когда будет стресс, а он обязательно будет, брак не разорвется, потому что много скрепляющих факторов», – отметил Михаил Касаткин.

Он рассказал, почему женщины, живущие в гражданском браке, считают себя замужними, а мужчины – свободными. По словам психолога, на женщину оказывается серьезное социальное давление. Именно поэтому она декларирует гражданский брак как официальный.

«Гражданский брак очень выгоден для мужчины. Он получает все плюсы брака и не получает никакой ответственности. Все нажитое имущество остается с ним, он может уйти в любой момент, он никому ничего не обещал. Поэтому не рекомендуют женщинам вступать в такой брак. Когда мужчина предлагает женщине жить вместе, вопрос, который нужно задать: в качестве кого ты хочешь, чтобы я с тобой жила? Обязательно задайте этот вопрос. В качестве моей любимой женщины, говорит мужчина. Скажите, что нет такого статуса. Есть невеста, жена, сожительница», – подчеркнул Касаткин.

Психолог добавил, что жить вместе полезно после того, как мужчина сделал женщине предложение. До похода в ЗАГС будущие молодожены смогут проверить совместимость в быту.

Полное интервью с Михаилом Касаткиным можно посмотреть

Напомним, что в одном из своих интервью священник назвал гражданских жен «бесплатными проститутками». Это вызвало просто бурю в соцсетях, свое мнение высказали и в Госдуме, и в Союзе женщин. Впрочем, отец Дмитрий попытался объяснить, что вкладывал в возмутившие многих слова другой смысл и имел целью обратить внимание общественности на «проблемы», из-за которых женщины сталкиваются с неподобающим поведением мужчин.

Владимир Легойда отметил, что прежде всего «не в РПЦ так считают», а это мнение одного лишь священника.

«Троллинг, — написал Легойда в своем Facebook, — в форме которого отец Димитрий периодически пытается донести некоторые свои мысли, приносит обратный результат, к сожалению…»

Представитель Московского патриархата напомнил об «извечной путанице» с гражданским браком: «В строгом смысле слова «гражданский брак» — это брак, зарегистрированный государством (нецерковный). С этим у Церкви вообще нет проблем. А то, что называют нередко гражданским браком — это совместная жизнь без регистрации. Но и здесь, конечно, недопустимо говорить то, что сказал батюшка. Тем более, что про женщин сказал, а мужиков как-то позабыл».

Кстати, ту же несправедливость по отношению к женщинам заметила и представитель МИД Мария Захарова. Дипломат написала у себя в соцсети: «Думаю, женщины поддержат. А можно мужчин, которые живут в гражданском браке, тоже как-нибудь назвать?»

Подробно и аргументированно свое отношение к ситуации гражданского брака сформулировал авторитетнейший священнослужитель РПЦ, епископ Савва Тутунов. По его мнению, использовать подобного рода выражения неприемлемо: «В современном социуме не оформленные отношения многими светскими людьми рассматриваются как семейные, тем более когда уже есть дети. С условным аргументом: зачем нам что-то доказывать государству? Да, это прискорбно: было бы лучше, чтобы люди официально брали ответственность перед обществом (да и законодательно друг перед другом и перед детьми). Ну, что же, да — в современном обществе есть проблема ответственности. Но это не дает повод к высказанной характеристике (за исключением ограниченного числа случаев оказания известных услуг на длительной основе — но зачем говорить о том, что и так очевидно?)».

Кстати, епископ особо подчеркнул, отец Дмитрий справедливо указал на безответственность мужчин, не желающих оформлять брак. «Так это скорее трагедия женщины, а не повод ее оскорбить», — подытожил владыка.

Особое мнение

В защиту Дмитрия Смирнова выступил телеведущий Владимир Соловьев.

«Если вы атеисты или люди не воцерковленые, то какое вам дело до мнения старого священника? Вы запрещаете ему то, что легко прощаете себе», — написал он в Telegram-канале.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *