Гребневская икона

икона БогоМатери «ГРЕБНЕВСКАЯ»

10 августа (28 июля по старому стилю)

Описание иконы Богородицы Гребневская:
Во время возвращения великого князя Дмитрия Донского с Куликовой битвы жители городка Гребени, расположенного на притоке Дона реке Чири, подарили ему местночтимую чудотворную икону, названную по месту своего нахождения Гребневской. По прибытии в Москву великий князь велел поставить икону Божией Матери в Успенский собор, в котором она пребывала около ста лет.

В 1471 году внук Дмитрия Донского великий князь Иоанн Васильевич III взял с собой Гребневскую икону в поход на покорение новгородских земель. После одержанной победы князь во исполнение данного им обета построил на Лубянке храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и перенёс туда чудотворную икону.

Из многих чудес, прославивших икону Божией Матери, особо известен случай, происшедший во время пожара в церкви в 1617 году. Пламя так быстро охватило здание церкви, что вынести икону Божьей Матери не успели. Но вдруг присутствующие на пожаре люди увидели стоявшую в воздухе Гребневскую икону Божией Матери. После окончания пожара выяснилось, что в церкви всё было истреблено огнём, но чудотворная икона Божией Матери осталась совершенно неповреждённой.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Гребневская» молятся об избавлении от иноплеменных и сохранении Российской державы, об исцелении от недугов телесных, о защите жилища от воров и нападения врагов, при пожаре.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Гребневская»

Молитва первая
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Гребневская»

Тропарь, глас 8

Днесь, яко солнце пресветло, просия в Российстей стране, в конце ея полуденнем, всечестная икона Твоя, Влады­чице, юже благоверный великий князь Димитрий в град Москву принесе. Свет­ло празднуем, благовернии людие, честнаго образа пришествие, молящеся при­лежно: Владычице Богородице, молися Сыну Твоему, Христу Богу нашему, избавити град Москву, страну нашу и вся православныя христианы от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и всех навет вражиих, Тебе бо Едину За­ступницу имамы.

Кондак, глас тойже
От святыя иконы Твоея, Богородице Дево, источаются исцеления, яко реки многи, яже видевше, российстии людие, сице глаголем: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди грешных раб Твоих, молящихся Христу Богу нашему спастися нам.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

Православный интернет курс дистанционного обучения (бесплатный)

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

http://ofld.ru — Благотворительный Фонд «Лучик Детства» — это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Расписание богослужений
По субботам в 16.30 проводятся собеседования о таинствах Крещения, Венчания, освящения жилища и других треб
Вступай в ряды единомышленников!
— БИБЛИЯ ЗА ГОД
Цель акции – чтение и изучение слова Божия.
О порядке совершения богослужений в храмах
при участии граждан
читать циркуляр
Обращение митрополита Ювеналия
«Восстановим порушенные святыни»

Дорогие братья и сестры!

На сегодняшний день в Подмосковье около 250 храмов, требующих восстановления. Каждый из них уникален и неповторим. Храм – не только христианская святыня, но и наше общее культурное достояние.

Благотворительный Фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь просит вас поддержать инициативу участия Фонда в премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».

Для поддержки проекта нужно пройти регистрацию на сайте премии и после модерации анкеты стать его участником. Необходимо также оценить проект (поставить «лайк»).

Страница проекта: http://наше-подмосковье.рф/projects/6518

Соискание премии проводится для обеспечения информационно-рекламной деятельности Благотворительного Фонда. Регистрация участника доступна по ссылке: http://наше-подмосковье.рф/personal/?register=yes.

Добро пожаловать!

Да не покинет вас Благодать Божия! Ибо, открывая дверь в храм, вы открываете для себя мир духовности и человеколюбия, мир чистых помыслов и великой любви к Господу.

Церкви Спасо-Гребневского прихода Московской области – одни из многих на Святой Руси. Уже столетие они верно служат людям, несут им свет великой веры, наставляют на истинный путь, благословляют на богоугодные дела.

Храмовый комплекс прихода представлен двумя чудесными церквями — Спаса Нерукотворного образа и Иконы Гребневской Божией Матери. Сейчас Церковь Иконы Гребневской Божией Матери переживает пору второго рождения. Годы тяжких испытаний, пришедшиеся на долю нашей многострадальной Отчизны, не смогли опалить ее волшебной красоты. Ее погубила рука отступников, для которых понятие веры и красоты неприемлемо и чуждо. Оно жжет огнем их и без того черные души. Но этот огонь – очищающий. Огонь же, уничтоживший творение рук и сердец человеческих, противоестественен, чужд самой жизни. А потому мы утверждаем: Церковь Иконы Гребневской Божией Матери и поныне возносит в небо свои купола. Только – в сердцах людей. Настанет время, и она восстанет из пепла во всей своей неземной красе!

Каждый прихожанин поселка Клязьма Московской области живет этой надеждой. Каждый готов внести свою лепту в великую миссию возрождения святыни. И мы благодарны Господу, имя которого зажгло в их сердцах немеркнущий свет любви к Богу. Благодаря которому светлый храм веры жил, живет и будет жить!

В настоящее время все службы ведутся в Церкви Спаса Нерукотворного Образа. Светлый канонический образ смотрит в глаза прихожан уже на входе в церковь, очищая души от греховных помыслов и наполняя их благодатью. И в сердце поселяется ощущение доброты, которой славится приход, всемерно сохраняющий каноны святой веры, направляющий все свои помыслы и силы на спасение человеческой души.

Храмовый комплекс на Клязьме представлен…

2.23. Гребневская Икона Божией Матери, преподнесенная Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой Гребневскими казаками с реки Чары и река Чара на гребне Московских гор

Данный раздел расширяет исследование, ранее сделанное на эту тему Т.Н. Фоменко.

Недалеко от Куликова поля Дмитрию Донскому были преподнесены две знаменитых русских иконы Божьей Матери — Донская и ГРЕБНЕВСКАЯ. Здесь пойдет речь о Гребневской иконе, рис. 6.63. По поводу Донской иконы и мест в Москве, с ней связанных, см. ниже, а также в нашей книге «Москва в свете Новой хронологии».

Рис. 6.63. Гребневская икона Божьей Матери. Список XIX века. Взято из , с. 343

Вот, что известно о Гребневской иконе.

«После битвы великий князь Дмитрий Иванович… возвращался домой… В местечке Гребенях, НЕДАЛЕКО ОТ МЕСТА СРАЖЕНИЯ, князь, по преданию, стал прощаться с войском. Ратные люди преподнесли ему икону Божьей Матери. По месту преподнесения она получила название Гребенской (Гребневской) Богоматери и стала национальной святыней. Вначале икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, а затем в 1472 году для нее была построена деревянная церковь… Деревянную сменила каменная. Переменилось с XVII века и название: теперь церковь имела имя главной иконы (т. е. вместо Успенской стала называться церковью Гребневской Богоматери — Авт.). Она стояла до 1930-х годов на Лубянской площади, за Никольскими воротами, в самом начале Мясницкой улицы, на правой стороне».

Лубянская площадь, где находилась Гребневская икона, расположена как раз на вершине одного из холмов, ограничивающего московские Кулишки, и противолежащего Красному холму. С Лубянки вполне можно было наблюдать за ходом боя на Кулишках. Не исключено, что именно на Лубянке и располагался стан Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Ведь летопись прямо говорит, что войска Мамая и Дмитрия шли навстречу друг другу, СТЕКАЯ С ДВУХ ХОЛМОВ: «И выступиша татарская сила на шоломя, и поидоша с шоломяни. Такоже и крестьянская сила поидоша с шоломяни и сташе на поле чисте, на месте тверде» , лист 83. См. рис. 6.64.

Рис. 6.64. Страница из Лицевого Свода: войска Мамая и Дмитрия идут навстречу друг другу, стекая с двух противолежащих холмов на устье Непрядвы. «И выступиша татарская сила на шоломя, и поидоша с шоломяни. Такоже и крестьянская сила поидоша с шоломяни и сташе на поле чисте, на месте тверде», лист 83

Кстати, слова летописи, что спустившись с холмов, войска, в конце концов, стали «на твердом месте», косвенно свидетельствуют о том, что между холмами и полем боя были какие-то болота или реки. И действительно, Красный холм отгорожен от Кулишек рекой Яузой, а Лубянский — небольшой речкой Рачкой, рис. 6.28. Рачка начиналась возле нынешних Мясницких ворот, текла приблизительно по Чистопрудному бульвару, переулкам Колпачному, Подкопаевскому и Подколокольному, затем пересекала Солянку, и впадала в Москву-реку недалеко от устья Яузы , с. 107. Остатками этой речки сегодня являются Чистые пруды. Река Рачка просуществовала до начала XIX века и отмечена на карте Москвы 1805 года , с. 107.

Возможно, церковь для Гребневской иконы была поставлена на Лубянке именно потому, что там была ставка Дмитрия Донского. Считается, что первоначальная церковь, построенная в XV веке, была деревянной, и лишь впоследствии ее перестроили из камня. Старую фотографию церкви Гребневской иконы Божией матери на Лубянке мы приводим на рис. 6.65.

Рис. 6.65. Церковь Гребневской иконы Божией матери на Лубянке в Москве. Фотография первой половины XX века. Взята из Интернета

Итак, Гребневская икона была достаточно знаменита в русской истории и непосредственно связана с Куликовской битвой. Может ли она помочь нам в установлении МЕСТА БИТВЫ? Да, может. Обратим внимание, что икона была подарена Дмитрию Донскому в местечке Гребни или Гребени РЯДОМ с Куликовым полем. Давайте выясним — где находились эти куликовские Гребни? Оказывается, они располагались возле устья некой реки под названием ЧАРА.

«В «Сказании о чудотворной Гребенской иконе Божией Матери, находящейся в Москве»… говорится: «Когда Великий Князь Дмитрий Иоаннович, Московский и всей Великой России обладатель, после поражения гордаго Мамая и обращения в бегство несметных его полчищ, торжественно возвращался в Москву, живущие на берегах Дона козаки радостно стремились на встречу к нему, со святыми иконами и крестами, благодаря его, как избавителя России от ига неверных, и принося ему различные дары. Так, вначале преподнесена была Великому Князю чудотворная икона Пресвятыя Богородицы Одигитрии, именуемыя Донския, от жителей города Сиротина, из храма Благовещения, а ПО ДОСТИЖЕНИИ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ ДМИТРИЕМ ИОАННОВИЧЕМ КОЗАЧЬЕГО ГОРОДА ГРЕБЕНИ, НА УСТЬЕ РЕКИ ЧАРЫ, ЖИВУЩИЕ ТАМ КОЗАКИ ТАКЖЕ ВЫШЛИ НАВСТРЕЧУ Великому Князю с крестами и святыми иконами И ПОДНЕСЛИ ЕМУ В ДАР ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ, издавна прославленный у них чудесами… Победитель Мамая, приняв сии безценные дары с верою и любовью, пожаловал Козаков многими милостями и жалованьем, достигнув же Москвы, поставил икону в соборном храме Успенья Пресвятыя Богородицы». (Сказание о чудотворной Гребенской иконе Божией Матери, находящейся в Москве. С.-Петербург, 1857, с. 1–2)» .

В известном каталоге московских церквей «Сорок сороков», в описании не существующей ныне церкви Гребневской иконы Божией матери на Лубянской площади В МОСКВЕ говорится: «Александровский выдвигает… предположение о том, что… Гребневская (церковь — Авт.) сооружена нарочно для одноименной иконы Богоматери, принесенной из Кремлевского Собора, и сразу выстроена в камне Василием III. По преданию, икону поднесли в 1380 году Димитрию Донскому казаки с реки ЧАРА, впадающей в Дон у устья» , т. 2, стр. 253.

О иконе Гребневской Божьей Матери имеется и ряд других известий. Некоторые считают, что икона была поднесена не после, а накануне Куликовской битвы, см. ниже. Однако, все источники сходятся на том, что икону эту преподнесли Дмитрию Донскому гребневские казаки, жившие на некоей реке под названием ЧАРА или Чира НЕДАЛЕКО ОТ МЕСТА КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ. Почему именно эти казаки назывались ГРЕБНЕВСКИМИ, мнения исследователей расходятся. Одни считают, что атамана звали Гребнев, другие — что казаки были из города Гребни или из станицы Гребневской. По третьей версии, имеются в виду гребенские казаки, до сих пор живущие на Северном Кавказе, соседи терских казаков.

Е.П. Савельев в своей книге «Древняя история казачества» сообщает следующие сведения о Гребневской иконе: «Услышав, что московский князь Дмитрий Иванович собирает войска на решительную борьбу с татарами, донские казаки из городков Сиротина и Гребни поспешили к нему на помощь и поднесли накануне Куликовской битвы, бывшей 8 сентября 1380 г., икону-хоругвь Донской Богородицы и образ Богородицы Гребневской» , с. 199.

Савельев опирается здесь на следующие источники: «Историческое описание Московского Ставропигиального Донского монастыря». И.Е. Забелин. Изд. 2-е, 1893 г.; «Летопись архимандрита Донского монастыря Антония», 1592 г., в предисловии к «Вкладной книге» монастыря.

Далее Е.П. Савельев пишет: «Рязанский митрополит Стефан в сказании о Гребневской иконе Божией Матери под 1712 г. говорит, что икону эту поднесли великому кн. Дмитрию казаки «городка Гребни, иже наусть реки Чира глаголема». Икона эта находится в Москве, на Лубянке» , с. 199. По этому поводу Савельев излагает безуспешные попыткам историков указать местонахождение городков Сиротина и Гребни на современной реке Дон в окрестностях тульского «Куликова поля». Дело в том, что там нет поселений с такими названиями и память о них не сохранилась. Нет там также и реки с названием Чара или Чира.

Попробуем теперь поискать реку Чару возле «Гребней» в Москве, недалеко от Кулишек.

Оказывается, что речка ЧАРА в Москве действительно была. Сегодня она обращена в каскад Воронцовских прудов в Воронцовском парке на юго-западе Москвы. Чара впадала в реку Раменку, которая до сих пор течет по Москве и начинается возле упомянутых прудов. Чара была короткая речка, и целиком, вместе со своим УСТЬЕМ лежала на самом ГРЕБНЕ московской возвышенности, тянущейся с юга на север до Москвы-реки и оканчивающейся Воробьевыми горами, рис. 6.66.

Рис. 6.66. Фрагмент карты Москвы с нашей реконструкцией географии Куликовской битвы, см. выше. Отмечена речушка Чара, протекавшая по самому ГРЕБНЮ московской возвышенности недалеко от истока реки Чуры. Только Чура стекала на восточную сторону гребня, а Чара — на западную, вскоре переходя (или впадая) в реку Раменку. Сегодня на месте речки Чары — каскад Воронцовских прудов в Воронцовском парке на юго-западе города Москвы, недалеко от метро «проспект Вернадского». Самый большой из Воронцовских прудов отмечен на карте

Таким образом, УСТЬЕ МОСКОВСКОЙ РЕЧКИ ЧАРЫ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ СЛОВА НАХОДИЛОСЬ НА ГРЕБНЕ. И располагалось всего в 12 километрах от московских Кулишек. Полное совпадение со сказанием о гребневской иконе!

ГРЕБЕНЬ, на которому течет московская речка Чара особенно хорошо виден на карте московских рек, рис. 6.66, рис. 6.67. Именно по нему проходит водораздел правых притоков Москвы-реки, текущих по Москве. Многие московские речки начинаются прямо на этом гребне и текут в противоположные стороны, стекая одни с восточного, а другие с западного склона гребня, рис. 6.66. Так, по восточному склону текут реки Кровянка, Чура, Котловка, Чертановка и т. д. По западному — Кипятка, Рогачевка, Раменка, Самородинка, Очаковка и другие, более мелкие реки, рис. 6.66, рис. 6.67.

Рис. 6.67. Гидрографическая карта рек и водоемов Москвы, приведенная выше, на которой мы обозначили водораздел правых притоков Москвы-реки, идущий по гребневидной возвышенности. Гребень этот находится в юго-западной части Москвы и тянется приблизительно с юга на север, обрываясь у Москвы-реки, где он образует Воробьевы горы. Отмечены также московские Кулишки (жирная буква К) и две речки Сосенки (жирные цифры 1 и 2) на юго-западе и северо-востоке Москвы, между которыми находятся Кулишки

Но единственная речка, которая целиком, от истока до устья, течет ПО САМОЙ ВЕРШИНЕ ГРЕБНЯ — это ЧАРА. Таким образом, казаки, жившие на Чаре, с полным правом могли называться КАЗАКАМИ С ГРЕБНЯ, гребневскими казаками, или казаками «из Гребеней».

Ведь хорошо известно, что само название «гребневские (гребенские) казаки» происходит от того, что они жили на гребнях, то есть на ВОЗВЫШЕННОСТЯХ. Так, например, гребенские (гребневские) казаки с Терека «в наказе, данном своим депутатам в 1767 году, при отправлении их в Москву… говорят о себе следующее: «О службе дедов и отцов наших и о начале заведения нашего войска в давних годах, еще по ту сторону Терека, на реке Сунже, НА ГОРАХ ПО ГРЕБНЯМ, ОТЧЕГО МЫ И НАЗВАНИЕ СВОЕ ПОЛУЧИЛИ»» , том 1, с. 12.

Могут сказать, что гребневские казаки жили только на Кавказе, а в средней полосе их никогда не было. Поэтому, дескать, не могло быть рядом с Куликовым полем никаких гребневских казаков. Но это неверно. Согласно преданиям самих гребневских казаков, их предки пришли на Кавказ ИЗ РЯЗАНИ , том 1, с. 12. То есть, по сути, из московских пределов. Расстояние между Москвой и Рязанью — 175 километров. А часть нынешней московской области в эпоху Куликовской битвы даже считалась рязанской землей. Например, подмосковный город Коломна, расположенный всего в 90 километрах от Москвы, по мнению князя Олега Рязанского, был рязанским городом. Летопись сохранила жалобу князя Олега к Мамаю, где он сетует на то, что Дмитрий Донской отобрал у него Коломну: «Восточному волному великому царю Мамаю… велики обиды аз, твой улусник, приях от того князя Дмитрия… Еще же и ГРАД МОЙ, КОЛОМНУ, за себя заграбил» , лист 26 (лицо и оборот).

Приведем здесь для полноты упомянутое предание гребневских казаков о выходе их предков из рязанских земель. Оно было записано «со слов такого знатока Гребенской старины, каким был покойный генерал Федюшкин… Сущность предания… заключается… в массовом переселении рязанцев на территорию Северного Кавказа после того, как Московский наместник — а было это именно в первой четверти XVI столетия — объявил рязанцам приказ о выселении их в суздальские пределы. Тогда казаки Червленого яра замутились и составили два круга: одни… приговорили покориться… и служить в городовых казаках по стрелецкому уряду… другие… решили искать себе воли и счастья… рязанцы, собравшись большою станицей (отрядом)… с семьями и со всеми животами, выплыли весенним половодьем на Дон, откуда переволоклись Камышевкой на Волгу и по ней спустились к низовьям Терека. Здесь они однако не остались, а двинулись дальше к Пятигорским черкасам… там давно уже жили русские люди, те же рязанские выходцы» , том 1, с. 16.

Неудивительно, что на месте будущей Москвы — то есть, всего в 175 километрах от Рязани — во время Куликовской битвы еще были поселения гребенских казаков. И лишь потом их потомки ушли на Кавказ, где тоже, по привычке поселились на гребнях, то есть на возвышенностях.

Таким образом, предание о Гребневской иконе ПРЯМО И НЕДВУСМЫСЛЕННО УКАЗЫВАЕТ НА МОСКВУ КАК НА МЕСТО КУЛИКОВСКОМ БИТВЫ. Поскольку речка Чара на Гребне находится именно в Москве.

Отметим, что московская речка Чара протекает совсем рядом с истоками реки Чуры, о которой мы уже говорили выше, рис. 6.66. Может быть, поэтому они так похоже называются: Чара и Чура.

И еще одно замечание. Считается, что в связи с Куликовской битвой казаки поднесли Дмитрию Донскому ДВЕ иконы — Донскую и Гребенскую. Почему именно две? Может быть икона была только ОДНА и лишь потом раздвоилась под пером летописцев? Возможно. Но можно предложить и другое объяснение.

Как мы видели, ГРЕБЕНСКИЕ казаки — это казаки, жившие на возвышенностях. А слово ДОН раньше обозначало просто реку. Поэтому естественным образом возникает следующая мысль. Может быть, ДОНСКИЕ и ГРЕБЕНСКИЕ казаки времен Куликовской битвы — это РАВНИННЫЕ казаки, жившие на равнинах, и КАЗАКИ-ГОРЦЫ, жившие на холмах и возвышенностях? Первые передвигались в основном по рекам, возле которых жили, и потому назывались «речными» или «донскими» казаками. Вторые, хотя и селились тоже возле ручьев и речек — поскольку человеку необходима вода — но не использовали их как основное средство передвижения. Ведь реки бесполезны для передвижения по горам. Таких казаков называли «гребенскими казаками», «горцами». Возможно, в те времена это были ДВА СУЩЕСТВЕННО РАЗНЫХ СООБЩЕСТВА КАЗАКОВ. Ведь даже и сегодня заметна разница между горцами и жителями равнин.

Тогда понятно, почему казаки поднесли Дмитрию Донскому ДВЕ разные казачьи иконы. Каждое из двух казачьих сообществ преподнесло икону от себя.

Как отметила Т.Н. Фоменко, нельзя исключать еще одной возможности. Может быть, летописная Чара — это та же московская река Чура, у устья которой могло быть поселение казаков под названием Гребнево. А потом, когда их переселили, возникло Новогребнево в Щелковском районе Москвы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Первые поселения в здешних местах упоминаются в духовном завещании князя Владимира Андреевича Храброго, внука Ивана Калиты, который княжил в Серпухове. А одним из первых именитых владельцев села Гребнева был фаворит Ивана Грозного Богдан Бельский. В документах конца ХVI века сказано, что «за Богданом Яковлевичем Бельским в вотчине село Гребнево на речке, на Любосивке, что преж того было за Василием Феодоровым, сыном Воронцова, а в нём церковь Николы Чудотворца…». Через некоторое время Бельский впал в немилость, и Гребнево вернули вдове Василия Воронцова Марии. Эта была очень уважаемая при дворе женщина. Её дочь Анна вышла замуж за князя Дмитрия Трубецкого, сподвижника князя Пожарского, и Гребнево стало её приданным. Именно при Дмитрии Трубецком возникла идея построить на старом церковном месте новый храм, во имя Гребневской иконы Пречистой Богородицы и, как гласили старые документы, «к оной церкви придел царя Константина и матери его Елены». Ещё известно, что именно при этом князе на Любосеевке поставили плотину, благодаря которой возникла целая система обширных прудов с несколькими островами — в народе они получили название «Барских прудов».

В первой половине ХVIII века усадьбой ещё владели Трубецкие. В это время опекуном имения был Богдан Васильевич Умский, видный чиновник. Умский, помимо благоустройства собственно усадьбы, лично заботился о гребневском храме — поновлял его утварь. А дальше владельцы несколько раз менялись. В 1760 году Гребнево перешло Екатерине Дмитриевне Голицыной, урождённой Кантемир — дочери молдавского господаря и сестре поэта Антиоха Кантемира. В 1772 году снова смена хозяйки, теперь это Анна Даниловна Трубецкая, мать другого знаменитого поэта ХVIII века — Михаила Матвеевича Хераскова, автора эпической поэмы «Россиада». А в 1781 году имение переходит Гавриле Ильичу Бибикову, генералу, брату жены прославленного фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. В то время в Гребневе была деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с Константино-Еленинским приделом и колокольней. Рядом с ней новый владелец решил возвести летний храм. Он был посвящён Гребневской иконе Божией Матери. Чин освящения совершил в 1791 году митрополит Платон Левшин.

Строить церковь поручили Ивану Ветрову. Ранее некоторые исследователи полагали, что он был крепостным, однако теперь краеведы склоняются к тому, что на самом деле он был иностранцем по имени Иоганн Веттер. Имел собственный дом на Моховой, сначала работал вместе с архитектором и строителем Карлом Бланком, возводил, к примеру, присутственные места в Московском Кремле, Екатерининский дворец в Лефортове. Строительство Гребневской церкви стало его первой самостоятельной работой. Он подошёл к ней творчески, а её изюминкой сделал завершение в виде трёхметрового Архангела с крестом в руке. В начале ХIХ века усадьба перешла во владение князей Голицыных. Новые хозяева решили, что прежний деревянный храм давно пора заменить на новый. Правда, началась война с французами, и стройку заморозили на пять лет. В 1817 году её возобновили, и в 1823 году новый храм был выстроен. Считается, что автором этого проекта был А.Н. Воронихин. Этот знаменитый зодчий создал Казанский собор в Петербурге, участвовал в формировании архитектурного облика столичных пригородов — Павловска и Петергофа. Чтобы две находившиеся рядом церкви смотрелись гармоничнее, оба храма решили украсить похожим декором, а их портики с колоннами сделали одинаковой высоты. Рядом с зимней церковью поставили колокольню с часами, которые били каждые 15 минут. Подбор колоколов тоже был замечательный. Самый большой весил 600 пудов. Старожилы рассказывали, что когда после революции его сбросили на землю, то вся округа огласилась невероятным звоном. Одним из последних владельцев Гребнева в 1842 году стал помещик Федор Фёдорович Пантелеев. Его «иждивением и тщанием» у летней церкви появились два придела, освящённые во имя великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Накануне Первой мировой войны усадьба Гребнево вновь сменила хозяина. Её купил врач Фёдор Александрович Гриневский, троюродный брат писателя Александра Грина, чтобы открыть в ней филиал своего санатория «для больных внутренними и нервными болезнями». После революции новые власти закрывать санаторий не стали. Только назначили в нём нового главного врача — специалиста по туберкулёзу Николая Андреевича Зевакина. Незадолго до Великой Отечественной войны санаторий закрыли, но профессор Зевакин из Гребнева не уехал. Здесь он и умер в 1942 году. Похоронен Николай Зевакин в ограде гребневских храмов.

Сейчас гребневские храмы — единственное, что не разрушается в некогда замечательном имении. Усадебные постройки пережили несколько пожаров, часть дома обвалилась, всё стоит бесхозным и разваливается на глазах. Впрочем, сейчас над главным домом навели временную кровлю, поставили леса — очень хочется верить, что ситуация всё же изменится в лучшую сторону. Гребневским храмам повезло — после революции они не были закрыты и разорены, сохранили немало старинных икон и интерьерные росписи. Главной храмовой святыней является Гребневская икона Божией Матери. Согласно легенде, такой образ казаки преподнесли князю Дмитрию Донскому «у города Гребни на притоке Дона реке Чир», Поэтому образ и назвали Гребневским. В Москве она долгое время хранилась в Успенском соборе Кремля. А со временем её перенесли на Лубянку в храм Успения Божией Матери. В 1930-е годы ту церковь разрушили, а сам образ отправили в Третьяковскую галерею. Однако с неё успели сделать несколько списков, один из которых теперь хранится в Гребневе. После революции многие храмы в соседних с Гребневым сёлах закрывались. Их иконы свозили в гребневские церкви — пожалуй, лишь они одни на всю округу и остались действующими. В 1990-х годах по всей России стали заново открывать храмы. Тогда церкви в Каблуково и Трубине попросили вернуть их бывшие образы, что и было сделано, сделав предварительно их списки. Как известно, Гребневская церковь избежала поругания со стороны богоборцев и сохранила исторический интерьер. Зайдя в храм, у человека в какой-то момент, что называается, «глаза разбегаются» от обилия дореволюционных барельефов, лепнины, резьбы, чеканки…

Вот что пишут в «Краткой истории Гребневского прихода» (Щёлково, Отчий светильник», 2007) Н.В. Потапов и Г.В. Ровенский: «Интерьер летней церкви по целостности и строгости несколько уступает внешнему облику сооружения. Однако в интерьере (автор Степан Васильевич Грязнов) обнаруживается зрелое архитектурное мастерство. Таково мнение специалистов. Нам же сейчас трудно судить о былом интерьере: храм неоднократно ремонтировался, а в середине ХIХ века, при владении усадьбой Пантелеевыми, интерьер был существенно изменён — храм из однопрестольного превратился в трёхпрестольный». Какие конкретно отступления были внесены в отделку интерьеров при Пантелеевых, специалисты до настоящего времени не установили. Как бы ни случилось, ни у кого не возникает сомнения в большой художественной ценности оригинального иконостаса, в виде античного здания с колоннами; несколько иных по стилистике, но оформленных в тон ему малых придельных иконостасов, являющих собой как бы продолжение центрального; лепных фигур на карнизах и в межоконных простенках ротонды; наконец, огромного живописного плафона в куполе ротонды. А вот что пишет об архитектуре церкви Александр Юрьевич Послыхалин, историк-краевед, специалист по северо-восточному Подмосковью и автору обстоятельной «Истории усадьбы Гребнево» (Москва, «Книга и Бизнес», 2013): «Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой… Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера». Пожеланием Г.И. Бибикова на Гребневскую церковь была установлена бронзовая позолоченная фигура ангела с крестом. Высота скульптуры — 5 аршин (около 3,5 метров). Ангел словно воспарил над кронами деревьев укрытого в зарослях и несколько теряющегося в тени соседней Никольской церкви Гребневского храма. Особенно хорошо она смотрится зимой и ранней весной — по малой свежей листве. Купол покоится на обширной ротонде, примечательной тем, что она в плане представляет собой не традиционный круг, а овал, сообразно с внутренней планировкой церковного помещения. Овал вытянут по линии запад-восток; ротонда световая, включает 10 крупных окон, в простенках между ними — такие же по форме ложные оконные проёмы. Над окнами ротонды, в кровле купола, расположены декоративные люкарны.

В плане храм представляет собой крест, его пазухи усложнены снаружи трёхгранным выступом типа эркера; его правая и левая грани украшены пилястрами, образующими пару с угловыми пилястрами крыльев креста. Красное и белое — довольно смелое для классицизма сочетание цветов. Этот стиль, как известно, художественно полемизировал с барокко, и в анитезу его мажорной яркости предпочитал пастельные оттенки: охристо-жёлтый, небесно-голубой, светло-зелёный, из ярких пурпурный. Портик четырёхколонный, с развитым, утяжелённым антаблементом и фронтоном, в центре которого располагается полуциркульное слуховое окно. Колонны дорического ордера расположены с едва заметной группировкой попарно, как бы расступаясь перед дверными проёмами. В северном и южном портиках слева и справа от дверей — ниши с полукруглыми завершениями, в них изображения святых. Над дверями — относительно крупное циркульное окно, по обе стороны от которого — аналогичные по форме и размерам ниши, также с живописными изображениями. На примере западного крыла крестообразного в плане здания видим подчинённость декора общему замыслу. Дорические колонны, пилястры, сочетание прямоугольных и циркульных окон основного объёма с полуовальными окнами ротонды, карнизы, антаблемент — всё выдержано в единой стилистике и свидетельствует о прекрасном знании зодчим И. Ветровым законов классицизма.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №269, 2017 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *