Греческий образ

» Назад

ИКОНА 24.02.2018 23:16

ИКОНА – по данным этимологов происходитот древнего (праиндоевропейского) корня *weyk- «подходить, соответствовать». В русском языке – из древнегреческого, где однокоренное слово εἰκών означает «образ, изображение, представление». «И сотвори́ Бóгъ человѣ́ка, по о́бразу Бóжiю (в греческом тексте «κατ᾿ εἰκόνα θεοῦ» /като икона Феу/) сотвори́ егó: мýжа и женý сотвори́ и́хъ» (Бытие, 1:27). Также, как слово ОБРАЗ связано с глаголом обазить/ображать «обделывать, обтесывать камень» — «придавать подобающий облик», слово ИКОНА связано с представлением «облачать безвидный дух в видимую плоть – «воплощать». Икона – это изхождение духа, создающее образ вещи – изображение, предшествующее воплощению — произхождению вещи из духовного мира в материальный. Замысел даже мертвого механизма невозможно воплотить без иконы – предварительного изображения, чертежа и проекта, согласно которому механизм будет создан. Тем более, без икон невозможно порождение живых существ. В славянском и русском текстах Священного писания слово ИКОНА почти не встречается. Вместо него древние переводчики с древнегреческого языка чаще всего ставили слово ОБРАЗ: «И сказал Бог: сотворим человека по образу (в греческом εἰκόνα /икона/ тексте) Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу (εἰκόνα) Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:26-27). Иконический образ человека согласно Священному писанию отличается от внешнего вида. Образ, передаваемый из поколения в поколение при рождении, человек унаследовал от Бога, а внешний вид – от своих земных родителей: «Поживé же Адáмъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду (ἰδέαν /идеан/ — однокоренное с «идея» и «вид») своемý и по о́бразу (εἰκόνα /ИКОНА/) своемý, и наречé и́мя емý Си́ѳъ» (Бытие, 5:3). Другое слово, замещающее греческое ИКОНА в славянорусских текстах, — ИЗОБРАЖЕНИЕ, то есть, буквально, изхождение образа из внутреннего духовного мира человека во внешний материальный мир: «Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение (εἰκόνα /ИКОНА/) его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения» (Книга премудрости Соломона, 14:15). «Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали (οἰκεῖν /икен/ — глагол того же корня, что икона): делали видимый образ (εἰκόνα /ИКОНА/) почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему» (Книга премудрости Соломона, 14:17). У икон, изображаемых людьми, есть существенное отличие от Икон Божиих: иконы, вдохновенные Богом и созданные по Образу Божию, содержат в себе животворящий Дух, «везде сущий и все исполняющий». Таковы все живые люди, все святые иконы и все образы, сокрытые в живых словах языков мира. Часто иконы изображаются людьми по своей воле и по научению древнего змея, который «бѣ́ мудрѣ́йшiй всѣ́хъ звѣрéй сýщихъ на земли́, и́хже сотвори́ Госпóдь Бóгъ». Такие иконы внутренне мертвы, заразны и смертоносны, поскольку они лишены Духа Истины, но наполнены ядом лести и лжи. Видимый образ того, что умерший древний Змей-искуситель ожил и исцелился от смертельной раны не по Божьей, а по своей воле – величайшее и самое губительное каждого для человека искушение после искушения Евы и Адама. В Священном писании приводится один случай, в котором Господь попускает мертвой рукотворной иконе временно ожить и казаться людям живой: «И увидел (εἶδον /идон/ того же корня, что «вид») я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ (εἰκόνα /ИКОНА/) зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ (εἰκόνι /ИКОНИ/) зверя, чтобы образ (εἰκὼν /ИКОН/) зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу (εἰκόνι /ИКОНИ/) зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение Иоанна Богослова, 13:11-18). Евангелие учит нас не поклоняться денежным знакам с начертанными иконическими образами, позволяющими покупать и продавать материальные блага. Умножать количество накопленных денег вместо уподобления Богу и стяжания Благодати от Него – путь погибели. Предметом поклонения, образцом для уподобления и основой человеческой культуры (в том числе, материальной) должен быть только Нерукотворный Образ Божий, запечатленный в святых иконах и наследуемый всеми людьми от Отца Небесного для уподобления Ему: Покажите Мне динарий: чье на нем изображение (εἰκόνα /ИКОНА/) и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (От Луки, 20:24).

См. вид, идея, число.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В переводе с греческого: кратко о названиях заболеваний глаз

Катаракта

Katarrhaktes (Καταρράκτες ) – в переводе с греческого языка означает «водопад». Такое название закрепилось за этим заболеванием из-за типичных симптомов: нечеткое размытое изображение, тусклое видение – человек смотрин на мир, как через воду. Кроме того, катаракта сопровождается изменением цветовосприятия, двоением в глазах, бликами при взгляде на свет и снижением остроты ночного зрения.

Амблиопия

В основе названия этого заболевания слово amblys (αμβλύς), что в переводе с греческого означает «тупой» — чаще всего патология трактуется как «ленивый глаз». Амблиопия обычно возникает у детей в раннем возрасте, до 6 лет. Патология приводит к изменению направления взгляда одного глаза по отношению к другому – амблиопический глаз становится немного «ленивым».

Птоз

Ptosis (Πτώσης )- в переводе с греческого означает «падение». Птоз представляет собой опущение или «падение» верхнего века и встречается как у взрослых, так и у детей. Заболевание может быть врожденным или приобретенным в результате травмы, операции, старения организма, но наиболее вероятной причиной патологии является дефект мышцы, которая отвечает за поднятие века.

Скотома

Skotos (Σκότος )в переводе с греческого языка означает «темнота» или «тень». Название заболевания говорит само за себя: происходит выпадение поля зрения, и перед глазами появляется пятно, которое подобно тени ложится на картину окружающего мира.

Миопия

Myo (Μυω) означает в переводе с греческого «закрывать». При близорукости (или миопии) человек четко видит предметы, расположенные близко и испытывает затруднения при рассмотрении предметов вдали. В результате приходится напрягать глаза и щуриться, чтобы разглядеть лица людей, дорожные знаки, номера автобусов, классную доску или предметы на другой стороне комнаты. Миопия – это очень распространенное заболевание, которому подвержены 1 из 4 взрослых людей в мире.

Нистагм

Nistagmos (Νυσταγμός )- с греческого «дремота». Глаза человека с нистагмом бегают, совершая непроизвольные повторяющиеся движения, которые могут быть усиливающимися, круговыми, вертикальными или горизонтальными, а также возникающими спонтанно.

Халязион

Chalazokokkos (Χαλαζοκόκκος) переводится как «градина» или «узелок». Это заболевание также называют ячмень – припухлость у корня ресниц, образующаяся из-за постепенного размножения бактерий. Форма ячменя, напоминающая круглое уплотнение или виноградинку и легло в основу названия халязион.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *