Грех похоть

Похоть подобна липкой ленте для мух, считает протоиерей Игорь Рябко.

В Библии слово «Επιθυμια» в переводе с греческого значит «похоть» и часто употребляется как в книгах Нового, так и Ветхого Завета, притом не только в общепринятом значении грубого чувственного полового влечения, но и как любая незаконная сласть и желание, которое развращает сердце и влечет ко злу и греху.

О тесной связи похоти и греха неоднократно говорится в апостольских посланиях, например: «…Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех…» (Иак. 1:14–15).

Широкое понимание похоти в христианстве обусловлено тем, что это слово употребляется апостолами и во множественном числе: «…Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…» (1 Петра 4:3).

В Библии также говорится о необходимости избегать похотей: «…Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем…» (1 Петра 1:14), «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу…» (1 Петра 2:11). Сходную мысль можно найти у апостола Павла (1 Кор. 10:6). Наиболее убедительное высказывание о похоти находим в Первом Послании апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15–17)

Похоть подобна липкой ленте для мух, которые называются страстями и живут в нашей душе. «Рraemonitus praemunitus» («Предупрежден – значит вооружен») – говорили в древности. Похоть – это музыка Сирен, сладкая ловушка, силки, поставленные диаволом, которых нужно опасаться.

Протоиерей Игорь Рябко

Глава 4. Избавление от похоти

Если вы хотите узнать, насколько выражен у вас грех сексуальности, вы можете перейти к Приложению и пройти соответствующий тест.

Религиозный подход к избавлению от греха

Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы повиноваться ему в похотях его.

Послание к Римлянам 6; 12

По мнению почти всех авторитетных деятелей христианской церкви прошлых веков, с похотью, блудом, вожделением, плотской страстью — в общем, со своей сексуальностью во всех ее проявлениях, следует бороться — беспощадно и ежечасно, пока дьявол не захватил душу человека. Послушаем святителей церкви и постараемся проникнуться духом аскетизма и праведности.

Преподобный Ефрем Сирин: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог», — говорит Священное Писание… Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них.

Преподобный авва Исаия: «Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая перед Богом, и обретешь покой. Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми».

Святитель Иоанн Златоуст: «Искушения этого греха сильны, и ничто не волнует так (юношеского) возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их (юных) отовсюду советами, увещеваниями, страхом и угрозами».

Святитель Димитрий Ростовский: «Желающий же упорно сопротивляться страстям своим ради любви Христовой чем может побеждать их? Умерщвлением самого себя. «Умертвите, — говорит святой Павел, — земные члены ваши”. Таков был этот святой подвижник, говоривший себе: «усмиряю и порабощаю тело мое”. И никто не может иначе победить свою обуреваемую страстями плоть, как только умерщвлением ее… Каждый сам может достаточно видеть в житиях святых, как многие истомляли себя различными умерщвлениями, угашая в себе пламень плотского вожделения. Достаточно сказать, что умертвивший свои страсти есть добрый подвижник и бескровный мученик».

Итак, войну с похотью нужно вести на всех фронтах. Во-первых, изнурять тело, чтобы думать только о сне, пище и воде, а не о сексе («изнуряйте себя бдением, голодом и жаждой», «умерщвляйте плоть свою»). Во-вторых, нужно стараться избегать мыслей о грехе блуда («старайся истреблять и воспоминания о них»). В-третьих, нужно непрерывно помнить о грядущем возмездии за грех, грозить самыми страшными карами за слабость («советами, увещеваниями, страхом и угрозами)».

Если эти меры не работают, следует подключить логику, как это советует Иоанн Златоуст: «Что пользы в удовольствии, если оно… подвергает непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, удостоиться вечной радости, чем за малое удовольствие от порочных пожеланий мучиться бесконечно?». Правда, другие подвижники считали, что логика здесь не поможет — все равно враг рода человеческого окажется сильней. Только молитвы и изнурение плоти помогут. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, — наставлял послушников преподобный Иоанн Лествичник. — Ибо он имеет многие убедительные оправдания, ибо воюет против нас с помощью нашего естества».

Другие святители также признавали чрезвычайную трудность борьбы человека с собственной сексуальностью. Например, Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Нам предстоит подвиг против духа блуда, эта брань более продолжительна, чем другие, постоянна и жестока. В ней весьма немногие одерживают совершенную победу. Начиная беспокоить с юного возраста, она не прекращается до тех пор, пока не будут побеждены прочие страсти. Поскольку нападение бывает двоякое, на тело и на душу, то и сопротивляться надо двояким оружием, иначе нельзя одержать победу, только если и тело, и душа будут бороться вместе. Одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия, если не будут предшествовать сокрушение духа и постоянная молитва против этого нечистого духа. Потом необходимы продолжительное размышление о Священном Писании с духовным разумением, труд и рукоделие, обуздывающие непостоянные блуждания сердца. А, прежде всего, в основание должно быть положено истинное смирение, без которого нельзя победить никакого порока».

Антигрех похоти

Непоспешно и благообразно

Совершая земные труды,

Я аскет, если нету соблазна,

И пощусь от еды до еды.

Игорь Губерман

Любое снижение полового чувства можно рассматривать как противодействие греху похоти. Однако форм ослабления или прекращения сексуальной активности может быть очень много — вынужденное половое воздержание, целибат, импотенция, фригидность и т. д. Часть из них человек принимает на себя добровольно и сознательно, другие же формы сексуальных ограничений носят вынужденный характер. Так что разбирать их нужно по отдельности.

Для начала — старый анекдот. Идет политзанятие в Советской Армии. Офицер-воспитатель показывает на кирпичную стену казармы и обращается к взводу:

— Рядовой Иванов, о чем вы думаете, глядя на эту стену?

— О нерушимом единстве партии и народа!

— Садитесь, «отлично»! Рядовой Петров, а вы о чем думаете, глядя на эту стену?

— О крепкой, как монолит, дружбе между народами нашей Родины!

— Садитесь, «отлично»! Рядовой Сидоров, о чем вы думаете, глядя на эту кирпичную стену?

— О бабах, товарищ капитан…

— Почему?

— А я о них все время думаю!

Научное название полового воздержания — целибат. Споры относительно влияния полового воздержания на организм человека велись в течение длительного времени. Одни специалисты отрицали вредное влияние полового воздержания на человека. Более того, основываясь на некоторых положениях теории Фрейда они говорили, что в этом случае нереализованная сексуальная энергия («либидо») сублимируется (то есть превращается) в другие формы активности человека, что повышает его творческую потенцию, делает его более активным и энергичным. Одновременно существовало и другое мнение: любое препятствие на пути удовлетворения человеком его естественных потребностей приводит к фрустрации (психическому напряжению), а длительная фрустрация, чаще всего, заканчивается неврозами или психосоматическими заболеваниями.

Следует сказать, что часть истины содержится в обоих точках зрения. Действительно, кратковременное половое воздержание (до нескольких недель) концентрирует либидо и усиливает общую энергетику организма, что повышает интеллектуальные, физические и творческие способности, однако при длительном целибате в коре больших полушарий головного мозга возникает мощный очаг возбуждения, связанный с нереализованной половой потребностью (так называемая «доминанта»). Согласно теории великого русского физиолога Ухтомского, эта доминанта начинает как бы «притягивать» информацию, поступающую из других зон коры больших полушарий, в результате чего у человека начинают преобладать мысли, связанные в основном с сексом, что не позволяет в должной мере сублимировать сексуальную энергию в другие виды человеческой деятельности. В результате возникает ситуация, подобная той, что вынесена в начало раздела: все мысли у человека — только «об этом». Здесь уж не до творчества, а если и направить либидо, допустим, в область живописи, то можно четко предсказать, что будет рисовать человек, полгода не имевший нормальной интимной связи.

Наблюдение за людьми, помещенными в условия, где реализация полового инстинкта естественным путем былa невозможной (армия, флот, длительные экспедиции, места заключения и пр.), показывает, что длительное половое воздержание (несколько месяцев и более) оказывает негативное влияние на человека, хотя степень его пагубности зависит от таких факторов, как тип высшей нервной деятельности (флегматики легче переносят воздержание, чем холерики), привычного ритма половой жизни (холостяки легче его переносят, чем женатые люди) и сопутствующих условий. Так, в условиях напряженной деятельности отсутствие секса переносится легче, о чем знают все люди, прошедшие армейскую службу — при хорошей загрузке новобранцев, они начинают вспоминать о женщинах только к концу первого полугода службы, а до этого у них должно преобладать только два желания: поспать и поесть.

Результатом длительного воздержания в однополых коллективах бывает мастурбация и гомосексуализм, и как бы ни старались люди подавить нормальные инстинкты, заложенные в них природой, они все равно прорывались наружу, только в более извращенной форме. Это отмечал И. Блох в своей «Истории проституции», который говорил, что христианская мистика с ее ужасными описаниями развратного культа дьявола и мессы сатаны не только не убирала у людей сексуальной направленности поведения, но, наоборот, усиливала ее и придавала ей более жестокий, извращенный характер. Он писал: «Абсолютное половое воздержание вещь невозможная для нормального в половом отношении человека, его последствием всегда является усиленная половая реакция.

Анахореты египетской и ливийской пустыни, пустынники и столпники, старались умерщвлять «грешную плоть” самыми сильными средствами, от самоубийства до самооскопления и самоизуродования, а между тем их постоянно мучил демон разврата и посещали ужаснейшие половые фантазии и видения.

Благочестивые женщины отрезали себе груди, раздавливали щеки и лицо, чтобы избежать бесчестия от сладострастных преследователей. Одна александрийская монахиня выколола себе оба глаза веретеном, чтобы обратить на истинный путь юношу, который сказал, что соблазнен ее прекрасными глазами. Пустынник Ампелий прогнал из кельи проститутку тем, что крепко держал в руке раскаленное докрасна железо и грозил провести им по всему телу».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

7 декабря, 2018

Читая Священное Писание, мы находим следующую мысль – благословение – это свое, проклятье – чужое. Уже в Едемском саду прослеживается такое утверждение. Потом мы найдем это в законе Моисеевом, далее в пророках, и, конечно, в книгах премудрого Соломона.

Притчи 5:3, 20 «ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее, 20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?».

В этой пятой главе книги Притчи речь идет о грехе блуда. И при этом 5 раз используется слово «чужой». Мы должны что-то понять относительно чужого. Чужое – это страшное понятие. Это означает – не мое. Это нарушение 10-й заповеди. Чужая вещь. Чужая судьба. Чужая жизнь. Чужой человек.

Для того, чтобы победить похоть в себе, необходимо иметь молитвенное созерцание понятий свое и чужое. Чужое должно стать для нас отвратительным. И, когда появляется некая святая брезгливость к чужому, мы сможем справиться со страстью.

Блуд – это кража, посягательство на чужое. Интересно, как заканчивается эта глава:

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Человек может прожить не свою жизнь. Он умирает потерянный, так и не вкусивший и не понявший благословение «своего». Свое мнение, своя судьба, своя жена, свои дети, свое призвание. Бог тебе не дал чужое, Он дал тебе свое.

Чужое – это обман. Ты обманываешь, в первую очередь, сам себя, а потом и других.

Зачем тебе чужая женщина? Чужая гинекология, чужая кровь, чужой пот, чужой характер. Она не твоя плоть, не твоя часть, не твой удел. Кто спит с чужой женщиной, тот спит с ее отцом, потому что он не отдал ее тебе.

4 ст. но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;

Блуд имеет свои последствия. Горечь, боль, болезни, смерть. Как научиться контролировать свое сознание при встрече с другим человеком? Интересен на этот счет взгляд буддистской религии. Здесь у Будды есть замечательные советы. Например, ученик подходит к учителю, и говорит о своей проблеме, о половом влечении к девушкам. Как мне быть? И Будда читает ему замечательную проповедь: взгляните на эту девушку в период своего рассвета к 15 или 16-му году, не кажется ли эта сверкающая, ослепительная красота великолепной в эти мгновения? Но между тем прекрасное, манящее и желанное в этой красоте есть ничто иное, как мучение телесности. Взгляните на то же существо в другую пору ее жизни, к 80-му году, посмотрите, какая она разбитая, согбенная, иссохшая, на клюку опирающаяся, едва плетущаяся, бессильная, выцветшая, беззубая, облысевшая, с дрожащей головою, морщинистая, темными пятнами покрытая — вот вам ничтожество телесности. Потом братья мои посмотрите на эту страждущую, загрязненную испражнениями, обслуживаемую другими. Вот вам ничтожество телесности. А потом братья мои обратите внимание на ту же старушку, умершую, тело ее вздулось, почернело, предалось тлению, а потом взгляните на скелет с обрывками мяса с кровью, сдерживаемое связками. Ну что же братья, куда же делась прежняя красота сияющей девушки?»

В буддизме есть классические медитации, которые обязательно надо пройти. Причем здесь тема медитации, как лекарство, предлагается в зависимости от твоей болезни. Ну скажем — тебе нравится в женщине гармоничное сложение ее тела. Пожалуйста, представь труп этой женщины, растерзанной гиенами. Рука там, нога там — никакой гармонии нет. Или тебе кажется, что у нее прекрасная кожа, ну представь что ее тело поражено проказой. Или если тебе кажется, что эта женщина прекрасна, копни ее красоты на полсантиметра вглубь. Попробуй мысленно снять с нее кожу, и ты увидишь, что там нечего желать, собственно говоря.

Аналогичный совет, который принадлежит уже христианскому автору, святителю Иоанну Златоусту:

«Когда ты видишь женщину веселую, благообразную, воспламеняющую твои помыслы, то представь что предмет твоего желания — земля, что воспламеняет тебя — пепел, представь, что она изменилась, состарилась, заболела, глаза ее впали, щеки опустились, прежний цвет поблек, подумай, чему ты удивляешься, ты удивляешься грязи и пеплу, и воспламеняет тебя пыли и прах». Очень похожее к буддистами текста, но в отличии от них здесь есть очень важный переход — Златоуст рассуждает так: «Говорю это, не осуждая природы, не унижая ее и не подвергая презрению, но желая приготовить врачество для больных, Бог произвел ее такой, для того чтобы показать Свою собственную силу, Свое попечение о нас, с одной стороны бренностью природы Господь призывает нас ко смирению и укрощает эту страсть, а вместе с тем над бренностью нашей природы Он являет Свою мудрость, что Он и в такой грязи смог организовать такую красоту. И дальше он поясняет, как ты думаешь, какой художник достоин большего удивления — тот, кто смог изваять прекрасную статую из золота или же тот, кто смог изваять столько же прекрасную статую из глины и соломы. Видишь ли премудрость Творца, что Он смог из такой грязи явить такую красоту».

Писание говорит: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор.6:18)

Что значит «бегайте блуда»? Это значит избегайте тех ситуаций, когда чужое начинает приходить в вашу жизнь. Избегайте обстоятельств, где легко впасть в блуд. Зачем? Блуд — это чужое, это то, что разрушит тебя.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *