Грех православие

620 (+1) Среда, 26 мая 2010, 12:25

Гордыня, жадность, зависть, злоба, похоть, лень, чревоугодие — мало кто знает, что этот перечень грехов человеческих не опирается на библейские тексты. Этот «набор» стали считать общепринятым только с XIII века, когда крупнейший христианский теолог Фома Аквинский слегка его переписал. Причем конкретные пороки были выделены из всех прочих не потому, что они самые тяжкие, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи, которые уже исчисляются десятками. Исследования показали, что в основе всех человеческих пороков лежат простые химические реакции, происходящие в организме.

Лень (уныние, апатия, безделье)

Текст:

Как можно с биологической точки зрения объяснить лень? По мнению Медины, «у каждого человека есть что-то вроде сознания-будильника, работающего как часы и посылающего нам сигналы из мозга». И именно этот внутренний «будильник» составляет нам расписание, по которому должен жить наш организм. А сама программа, включающая и выключающая «звонок», записана в генах. Поэтому они — гены — и несут всю ответственность за наше нежелание работать, праздность или уныние.

Да и вообще без лени долго не проживешь. Людям просто необходимо время от времени баловать себя бездельем, чтобы «перезарядить свои батареи». Каждый из нас может вспомнить случаи, когда плодотворные идеи и решения приходили в наши головы в те моменты, когда мы полностью отрешались от напряженной работы по их поиску. Более того, социологические исследования немецкого профессора Питера Акста показали, что лентяи и бездельники часто живут дольше и работают, когда захотят, лучше. Многие из них даже становятся гениями. Те, кто умеет бездельничать по-настоящему, многого достигают в жизни, — считает кандидат психологических наук Алексей МИРОНОВ. — Вспомните Илью Муромца: 33 года провалялся на печи, а потом встал и совершил много подвигов. А если перегружаться, то можно и умереть. Джек Лондон, например, напряженно работая сутки напролет, написал много бессмертных произведений, но сам скончался в первом же за свою 40-летнюю жизнь отпуске. Сгорел как свечка, потому что не осталось жизненных сил. ИТОГ: в «определенных дозах» именно лень позволяет неторопливо обдумать важные решения и сохранить жизненные силы для грядущих свершений.

Чревоугодие (обжорство)

Текст:

Голод, по убеждению ученого, является ощущением, «появляющимся у нас, когда человеческий организм начинает испытывать недостаток энергии». А к греховному поглощению яств нас подталкивают «находящиеся в носу и на языке вкусовые рецепторы и гормон лептин». Лептин отвечает за аппетит человека и находится в постоянном контакте с одним из отделов головного мозга — гипоталамусом. Эта зона нашего серого вещества действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. Что-то вроде условного сигнала Павлова для людей. ИТОГ: обжорство не приносит существенного вреда никому, кроме самого любителя поесть.

Гнев (месть, ярость)

Текст:

Лучшим генетическим объяснением этого греха являются эксперименты с близнецами, проведенные учеными-биологами. Обнаружено: если один из братьев злобен, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что и другой тоже будет агрессивным. Значит, гнев — в генах. Более того, изначально заложен. У одних в большей, у других в меньшей степени. «Существует своеобразная неврологическая «трасса», связывающая отдел мозга амигдала с гипоталамусом, — поясняет Медина. — Она отвечает за направление импульсов в другие части головного мозга, для передачи в них информации об агрессивном поведении. И этот биологический «код гнева» передается из поколения в поколение». Зачем? В первобытном обществе такого вопроса и не возникло бы. Только «животная злость» помогала выжить в жесткой конкурентной борьбе. Со временем у людей развились области мозга — его передние отделы, отвечающие за подавление агрессии и контроль таких эмоций, как гнев и ярость. Но не настолько, чтобы совсем их подавить. ИТОГ: природа неспроста оставила нам способность гневаться и злиться. «Белые и пушистые», как правило, проигрывают «агрессорам» и никогда не становятся лидерами. Впадать в ярость иногда полезно, хотя бы для защиты собственных интересов.

Алчность (жадность, скупость)

Текст:

С психологической же точки зрения жадность — это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Никому не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. А гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха, — страх и беспокойство, были выявлены. Доктор Медина указывает на «пять основных отделов головного мозга, отвечающих за появление «жадных» чувств: таламус, амигдала, гиппокамп, кора головного мозга и миндалевидное тело». А последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета не только подтвердили предположение испанского ученого, но и уточнили местонахождение «центров скупости». Они выяснили, какой участок человеческого мозга возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, исследователи заметили: при появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием «нуклеус аккумбенс». Когда игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось. ИТОГ: нет ничего плохого в том, что ты не хочешь ни с кем делиться всем своим нажитым и заработанным.

Зависть (ревность)

Текст:

Зависть и подобные ей переживания, как правило, не вызывают никаких активных действий. Это «внутренние» чувства. Опасно, когда они переходят в агрессивную стадию.

— Зависть возникла в ходе эволюции как биологически необходимая реакция нашего сознания на различия между отдельными людьми в степени их эволюционной «продвинутости», — говорит старший научный сотрудник Центра генетических исследований Ирина ЮРЬЕВА. — Ведь в зависти есть элемент мотивации: ты завидуешь, и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения. А ревность позволяет отстоять свое право на объект любви или добиться его. ИТОГ: нет ничего порочащего в желании переплюнуть своих конкурентов — не важно, бизнес это или личная жизнь. И если без зависти ты бы и с места не сдвинулся, то, завидуя, ты горы готов свернуть.

Высокомерие (гордыня, гордость)

Текст:

Библейский грех высокомерия — доказательство типичного чувства неполноценности человека. Доктор Медина отмечает, что «этот недостаток зависит от нашей способности к обучению и принятию всего нового». А корень этого греха кроется в одном из генов, названном CaM-kII. Он, по мнению ученого, возбуждает наши амбиции и надменность. Кроме того, психологи утверждают, что гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими ощущения того, что человек проживает счастливую и успешную жизнь. ИТОГ: люди, которые себя очень любят и чтят, очень безобидны по своей природе, а в некоторых случаях даже очень щедры. Они высокомерно могут дать в долг большую сумму денег и долго будут гордиться своим барским поступком.

Похоть (сладострастие, блуд, распутство)

Текст:

По утверждению Медины, причины греха, связанного с сексуальной активностью, кроются в «специальных отделах мозга, в действии почти тридцати различных биохимических механизмов и более сотни специальных генов, отвечающих за этот процесс». Действительно, еще в конце ХХ века ученые точно установили, что интимная жизнь буквально пропитана особыми химическими реактивами. Вещество допамин рождает сексуальные фантазии. Серотонин заставляет людей испытывать сладостное томление в предвкушении интимной близости, во время и после нее. Гормон альфа-меланоцит, который вырабатывается гипофизом, возбуждает половые органы. Гормон окситоцин вызывает у партнеров непреодолимое желание ласкать друг друга и доводит до упоительных судорог при оргазме. Гормон эстроген, который вырабатывается яичниками у женщин, вызывает влечение. И, наконец, гормон тестостерон, без которого соитие было бы невозможно. У мужчин он вырабатывается в яичках, а у женщин — в яичниках. Настоящая биохимическая лаборатория внутри каждого из нас! И закрыть ее невозможно, как не остановить движение планет вокруг Солнца.

Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, Богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Определение гласит, что грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Также, грехом иногда считается не только деяние, нарушающее заветы, но и само желание не следовать заповеданному.

В исламе грех прежде всего подразумевается, как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис, дьявол).

На иврите грех звучит как «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или не исполнение заповеди.

В сатанизме грех в религиозной трактовке является тем, чему следует потворствовать, так как это приводит только к положительным эффектам. Позже Антон Шандор ЛаВей несколько пересмотрел свое отношение к этому вопросу выделив девять сатанинских грехов, а именно: глупость, претенциозность, солипсизм, самообман, стадное соглашательство, отсутствие широты взглядов, забывчивость об ортодоксиях прошлого, излишнюю гордость и отсутствие эстетического начала.

**** Грехи против Господа Бога:

гордыня;

неисполнение святой воли Божией;

нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;

неверие и маловерие;

отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;

чрезмерное упование на милость Божию;

лицемерное почитание Бога;

отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния — в том числе и за ниспосланные им скорби и болезни;

обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;

занятие «чёрной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;

суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства;

хуление и роптание на Господа в душе и на словах;

неисполнение обетов, данных Богу;

призывание имени Божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;

кощунственное отношение к Священному Писанию;

стыд и боязнь проявлять свою веру;

нечтение Священного Писания;

хождение в храм без усердия, искренности, лицемерное участие в богослужении;

непочитание праздников Божьих;

размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;

*** Грехи против ближнего:

неимение любви к ближним;

неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;

неумение прощать, воздаяние злом за зло;

отсутствие почтительности к старшим и начальствующим, к родителям;

неисполнение обещанного, явное или тайное присвоение чужого;

избиение, покушение на чужую жизнь;

ограбление, вымогательство, мздоимство;

отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;

леность и небрежность в работе, отсутствие почтения к чужому труду, безответственность;

плохое воспитание детей — вне христианских и общечеловеческих добродетелей;

проклятие кого-либо;

отсутствие милосердия, скупость;

жестокосердие, жестокость к людям, беспричинная жестокость к животным, птицам;

прекословие, неуступление ближним, споры;

клевета, осуждение, злословие, сплетни;

лицемерие;

гнев;

обман, лжесвидетельство;

ревность;

злонамеренное развращение своими действиями ближних;

измена.

*** Грехи против самого себя:

тщеславие, почитание себя выше других, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, эгоизм, подозрительность;

ложь, зависть;

сквернословие;

раздражение, возмущение, злопамятность, обида;

уныние, тоска, печаль;

делание добрых дел напоказ;

леность и уныние;

любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;

пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;

излишнее внимание к плоти;

стремление к земным почестям, славе;

чревоугодие — объядение, пьянство, употребление наркотиков;

игра в азартные игры;

сводничество;

исполнение непристойных песен, танцев;

просмотр или чтение порнографии;

принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;

осквернение во сне в случае, если это сопряжено с мечтаниями или является следствием невоздержания, блуд (секс вне брака);

прелюбодеяние (измена при браке);

допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;

рукоблудие;

скотоложество;

умаление своих грехов за счёт обвинения ближних;

духовная прелесть.

Конрад Лоренц:

ВОСЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

(Публикуется по книге Конрад Лоренц, «Оборотная сторона зеркала», Москва, изд-во «Республика», 1998 г. В тексте сделаны минимальные изменения, необходимые для подготовки сетевой версии. — прим. ред. сайта)

Конрад Лоренц (1903-1989) — австрийский ученый-этолог, лауреат Нобелевской премии 1973 года. Автор книг «Так называемое зло» («Агрессия»), «Человек находит друга», «Кольцо царя Соломона», «Оборотная сторона зеркала», «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» и др.

РЕЗЮМЕ

Мы рассмотрели восемь различных, но тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду.

Это следующие процессы:

1. Перенаселение Земли, вынуждающее каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них некоторым в сущности «не человеческим» способом, и, сверх того, непосредственно возбуждающее агрессивность вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.

2. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но убивающее и в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему творения.

3. Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное, все ускоряющееся развитие техники, делает людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляет им времени для подлинно человеческой деятельности — размышления.

4. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым исчезает способность человека переживать ту радость, которая дается лишь ценой тяжких усилий при преодолении препятствий. Приливы страданий и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в мелкую зыбь невыразимой скуки.

5. Генетическое вырождение. В современной цивилизации нет никаких факторов, кроме «естественного правового чувства» и некоторых унаследованных правовых традиций, которые могли бы производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения, хотя с ростом общества такие нормы все более нужны. Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, делающие из значительных групп нынешней «бунтующей» молодежи общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.

6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достичь взаимопонимания со старшим, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, выражая им свою национальную ненависть. Это нарушение отождествления происходит прежде всего от недостаточного контакта между родителями и детьми, вызывающего патологические последствия уже у грудных младенцев.

7. Возрастающая индоктринируемость человечества. Увеличение числа людей, принадлежащих одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Сверх того, внушающее действие доктрины возрастает с массой твердо убежденных в ней последователей, быть может, даже в геометрической прогрессии. Уже и сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от воздействия средств массовой информации, например телевидения, рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей. Зондирова-ние общественного мнения, рекламная техника и искусно направленная мода помогают крупным капиталистам по эту сторону «железного занавеса» и чиновникам по ту сторону весьма сходным образом держать массы в своей власти.

8. Ядерное оружие навлекает на человечество опасность, но ее легче избежать, чем опасностей от описанных выше семи других процессов.

Явлениям обесчеловечения, рассмотренным в первых семи главах, содействует псевдодемократическая доктрина, согласно которой общественное и моральное поведение человека вообще не определяется устройством его нервной системы и органов чувств, выработанным историей вида, но складывается исключительно под действием «кондиционирования» человека в течение его онтогенеза той или иной культурной средой.

Как подготовиться к первой исповеди

«Исполнился срок и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в эту Благую Весть (в это Евангелие)» (Мк.1:15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа. Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, разрушение преграды между Богом и человеком, воздвигнутой грехом — отныне всё это дается даром всякому верующему во Христа.

Что нужно, чтобы покаяться и получить новую жизнь с Богом?

Для начала нужно честно сравнить себя с Божественными заповедями (10 заповедей см. ниже), чтобы узнать свои грехи. Но знание грехов — это еще не покаяние, а только самое его начало. Далее нужно:
• Осознать как плох грех и его последствия
• Отвергнуть все попытки самооправдания и признать свою вину.
• Вспомнить о том, что грех страшен не столько своим безобразием, сколько тем, что он навлекает праведный гнев Бога
• Твердо решить не воевать с Богом своими грехами, т.е больше не грешить. Молиться о прощении и помощи в деле самоисправления.
• Исповедовать грехи перед Богом в присутствии священника в Таинстве Покаяния (Исповеди) — после специальной молитвы Господь Иисус Христос возьмет их на Себя, и вы освободитесь от связывавших вас канатов греха (важно исповедоваться и затем Причащаться после нее, минимум 1 раз в 3 Воскресения — чтобы были силы не грешить и более того, совершенствоваться)
• Если грех привел к ущербу ближнего, нужно постараться еще до Исповеди загладить этот вред (вернуть украденное, помириться с тем, кого обидел и т.п.).
• После — покрывать совершённый грех соответствующей добродетелью.

Исповедь
Исповедь в нашем храме совершается ежедневно, вместе с началом утреннего богослужения (см. расписание ежедневное); за вечерним богослужением накануне Великих и особо чтимых праздников, а также в осенне-зимний период за вечерним богослужением накануне Воскресного дня. Вы также всегда можете договориться со священником об исповеди в другое время. Это особенно актуально, если в данный момент у священника нет возможности уделить вам необходимое время из-за большого количества людей.

Во время исповеди вы должны назвать свои грехи , не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами (хорошо написать их в записке, т.к. часто «вылетает из головы» что хотел поисповедовать). На исповеди неуместно рассказывать о чужих грехах, решать какие-либо мирские вопросы, а также пытаться себя оправдать — оправдать нас может только Бог, при условии нашего искреннего покаяния и веры во Христа, спасшего нас Своей Смертью и Воскресением. Ниже приведен краткий список «что такое хорошо и что такое плохо» по-Божьи, а также один из списков современных грехов.

А что если грехов нет?
Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния и дал вам увидеть ваши грехи. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах и на данный момент грехов не совершает, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, намного более трудный этап — очищение сердца, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения. «Блаженны чистые сердцем, — говорит Евангелие, — ибо они увидят Бога» (ср.: Мф. 5: 8). Чистота сердца достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей и по насаждению всех добродетелей, в чем да поможет нам Бог.

10 Заповедей и простейшие пояснения к ним

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (впустую)

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, проклятия, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила

5. Почитай отца своего и матерь свою

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них

6. Не убивай

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним

7. Не прелюбодействуй

Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры

Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие

8. Не воруй

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня

9. Не произноси на другого ложного свидетельства

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет

10. Не желай чужого

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё

Подготовлено по памятке Миссионерского отдела Московской епархии

Примерная исповедь (список-подсказка для составления собственной исповеди)

к размышлению:
Любовь рождает правила
(как бы получше угодить предмету любви),
но при этом все вместе взятые правила — это не любовь.
Бог заповедал нам полюбить Его и ближнего,
а это через выполнение правил

Исповедуем Господу Богу, во Святой Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу все наши грехи от юности нашей и до настоящего времени, содеянные нами делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствами, вольно или невольно. Почитаем себя недостойными прощения от Бога, но не предаемся отчаянию, возлагаем всю надежду нашу на Божие милосердие и сердечно желаем исправить нашу жизнь.

Согрешили маловерием, сомнением в том, чему учит нас вера Христова, равнодушием к вере, нежеланием уразуметь её и убедиться в ней. Не читали Новый Завет, да и всю Библию и объяснение на нее святых отцов. Согрешили кощунством — легкомысленным высмеиванием истин веры, слов молитвенных и евангельских, обрядов церковных, а также пастырей Церкви и людей благочестивых, называя усердие к молитве, посту и милостыне лицемерием.

Согрешили тем, что не знали Бога — Кто Он, Что Он, не знали Его характер, что Он любит, а что не любит; что Ему нравится, что не нравится — а это знание открыто нам в Святом Евангелии. Не имели к Богу любви, уважения, преданности, надежды, ревности о Его славе. Не имели творческого подхода к выполнению заповедей: как бы получше, да с выдумкой поступить по-Божьи.

Согрешили и больше: презрительными и дерзкими суждениями о вере, о законах и установлениях церковных, например, о посте и богослужении, о почитании святых икон и мощей, о чудесных проявлениях милости Божией или гнева Божия.

Согрешили уклонением от Церкви, считая её ненужной для себя, полагая себя способным к доброй жизни, к достижению спасения без помощи Церкви. Согрешили отречением от веры или сокрытием веры из-за страха, из-за выгоды или по стыду перед людьми. Согрешили ненадеянием на Бога, надеясь больше на себя или на других людей, а иногда на неправду, обман, хитрость, коварство.

Согрешили в счастье неблагодарностью к Богу, подателю счастья, а в несчастье — унынием, малодушием, ропотом на Бога, озлоблением на Него, хульными и дерзкими мыслями о Промысле Божием, отчаянием, желанием смерти себе и своим близким. Забывали мы что у Бога любви, милосердия и справедливости больше, чем всех нас вместе взятых.

Согрешили мы любовью к земным благам, более чем к Творцу, которого должны мы любить больше всего — всею душой, всем сердцем, всем помышлением.

Согрешили забвением Бога и нечувствием страха Божия; забывали, что Бог всё видит и знает, не только дела и слова, но и тайные наши мысли, чувства, желания, планы и что Бог будет судить нас после смерти и на Страшном Суде Своем; оттого и грешили безудержно и дерзко, как будто для нас не будет ни смерти, ни Суда, ни праведного наказания или же награды от Бога.

Зарастали всяческими грехами, пороками, чем притягивали к себе человеконенавистников бесов, а также болезни и несчастья. И вместо того, чтобы обратиться к единственному настоящему Человеколюбцу — Богу, к Его Цекрви и святым Таинствам, чтобы избавится от воздействия демонов, от болезнй и несчастий — обращались к служителям дьявола: экстрасенсам, бабушкам, лекарям, магам, гадалкам, «молитвенникам» и проч., а также пользовались гаданиями и заговорами, а также верили снам, приметам и суевериям. Держали дома всевозможные обереги, изображения языческих богов и домовых, сувениры с изображением мест идолопоклонения и цитами из богомерзких магических книг, или даже саму оккультную литературу и прочее. Сами занимались оккультными практиками, так называемым «снятием порчи и сглаза». И что еще хуже, все это и другим советовали.

Согрешили что вместо молитвы к Богу Творцу всего, отеческая любовь Которого к нам неисчерпаема, и власть Которого выше сильнее всего существующего, — верели астрологии, чем оскобляли Бога отдавшего Сына Своего на смерть за жизнь всего Мира.

Согрешили тем, что если и молились в несчастьях и бедах, то делали это с непостоянством и неверием. Других не просили о молитвенной помощи, и сами боялись прявить любовь — помолится за ближнего: т.е. не радовались с радующимися и не плакали с плачущими.

Согрешили в молитве ленью и непостоянством, или же наоборот — набирали себе моливенное правило без благословения священника. Пропускали молитву утреннюю и вечернюю, пред принятием и после принятии пищи, при начале и окончании всякого дела, не читали Псалтирь. Согрешили в молитве поспешностью, рассеянностью, холодностью и бездушием, лицемерием, молились перед людьми, а не перед Богом. Согрешили немирным настроением при молитве: молились в состоянии раздражения, гнева, зложелательства, осуждения, ропота, непокорности Промыслу Божию, без желания от всего этого избавится с Божией помощью.

Согрешили непосещением богослужения в праздничные и воскресные дни, невниманием к тому, что читается, поётся и совершается в храме за службой, неисполнением или неохотным исполнением церковных обрядов (поклонов, целование креста, Евангелия, икон). Согрешили выходами из храма до окончания службы, ленились слушать проповедь.

Согрешили неуважительным отношением к священникам, указывали что и как им нужно делать, рассказывали на что они имеют право, а на что нет; предъявляли претензии к порядкам в храме. Относились к храму как магазину: я заплатил деньги — теперь делайте как я хочу, а не как заведено Богом в Церкви. Считали себя прихожанами храма, не участвуя ни молитвенно, ни материально в жизни прихода, даже не зная имени священника служащего в храме, не говоря уже об общении в молитве и жизни с настоящими постоянными прихожанами. Говорили что Церковь должна делать, а сами не хотели и делали того.

Тяжко согрешили те, кто верует «по своему», а не как Сам Бог открыл в Господе Иисусе Христе, во Святом Евангелии. Грех не считали грехом, потому пренебрегали установлениями Божими во Святой Церкви и обманывали священников даже на Исповеди, а затем приступали к Святым Таинствам.

Согрешили неблагоговейным, непристойным поведением в храме — мирскими и громкими разговорами, смехом, спорами, ссорами, бранью, толканием и утеснением других богомольцев.

Согрешили в быту несоблюдением праздников, постов и постных дней, несоблюдением духовного поста, то есть не старались освободиться с Божией помощью от своих недостатков, дурных и праздных привычек, не старались исправить свой характер, не понуждали себя к усердному исполнению заповедей Божиих.

Согрешили легкомысленным упоминанием в разговорах имени Божия — клятвой и божбой без крайней необходимости или даже во лжи, а также неисполнением того, что обещали сделать доброго.

Согрешили небрежным и неправильным совершением крестного знамения — от поспешности и невнимания или от дурной привычки. Согрешили небрежным обращением со святыней — с Крестом, Евангелием, иконами, святой водой, просфорами — хранили их в грязи и пыли, допускали их порчу. «Коллекционировали» святыни, а сами ими не пользвались.

Бесчисленны грехи наши и против ближних наших, и в отношении обязанностей наших к самим себе. Вместо любви к ближним, в жизни нашей преобладает себя-любие со всеми губительными плодами его.

Согрешили мы гордостью, самомнением, считая себя лучше других. Тщеславием (т.е., относили к себе похвалу за все дары Божии, полученные нами через родителей и учителей или же в Таинствах Божиих). Согрешили любовию к похвале и почёту от людей больше чем от Бога, само-хвальством, высоко-мерием, неуважением и грубым обращением с людьми, неблагодарностью к тем, кто делает нам добро.

Согрешили любовью покомандовать и на работе и в семье там, где нам не положено: жены командовали мужьями, родители давали свои «безценные» советы женатым детям, и тем разваливали семейное счастье своих детей. Самое малое свое преимущество среди людей использовали для самоутверждения, а не для служения благу ближнего и Святой Церкви.

Согрешили осуждением, осмеянием грехов, недостатков и ошибок наших ближних, злословием, сплетнями, вносили ими раздор в среду наших ближних. Клеветой — несправедливо говорили о людях дурное и для них вредное и опасное. Согрешили беспощадной жестокостью в словах и делах, не боялись унизить, оскорбить, огорчить наших ближних, иногда, быть может, доводили человека до отчаяния. Согрешили бранью, сквернословием, ссорами, проклятиями как других (может быть, даже детей своих), так и себя самого.

Согрешили нетерпением, раздражительностью, гневливостью, неуступчивостью, упрямством, сварливостью, ворчливостью, дерзостью, непослушанием, обидчивостью, злобой, ненавистью, злопамятством, мстительностью, завистью, зложелательством, злорадством;

Согрешили мужья тем, что не познавали Бога от Священного Писания и Святых отцов. От того и не слушались Бога, соотвественно жен и детей своих не вели к Богу, если же и учили благочестию, то делали это сурово. Согрешили жены не слушаясь мужей, и при всех своих «я лучше знаю» постоянно доводили дело до ссор, раздоров, скандалов, раздражения, а как следствие до измен, алкоголизма, наркомании, игромании. Согрешили дети не слушаясь родителей по заповедям Божим, чем сокращали число дней своих на земле и лишали себя земного благополучия. Согрешили работники не слушаясь начальство, горделиво считали себя более умными и достойными должностей, безконенчно осуждая начальство, вместо молитвы за него, чем делали ситуацию еще хуже.

Согрешили вообще непочитанием старших, особенно родителей, нежеланием заботиться о родителях, покоить их старость; или же наоборот, уделяли им больше внимания чем собственным супругам и детям. Согрешили осуждением и осмеянием родителей, грубым и дерзким обращением с ними, редким поминовением их на молитве, как и других близких своих — живых и умерших.

Согрешили сожалением о сделанных добрых делах, уклонением от помощи нуждающимся, немилосердием, безжалостностью к людям бедным, больным, скорбящим. Согрешили безжалостным обращением с животными (морили их голодом, били) или же любили их больше себя самого, и больше людей, и больше Бога.

Согрешили пристрастием, привязанностью к вещам, скупостью, корыстолюбием, любовью к наживе, не боялись пользоваться для своей выгоды чужими несчастьями и общественными бедствиями. Согрешили присвоением чужого имущества: кражами, утаиванием найденного, покупкой и продажей краденного. Согрешили небрежением по отношению к своему и чужому имуществу, невыполнением или небрежным выполнением работы — своих домашних и служебных дел.

Согрешили ложью, сплетнями, притворством, двоедушием, неискренностью в обращении с людьми, лестью, человекоугодием. Согрешили подслушиванием, подглядыванием, чтением чужих писем, разглашением доверенных нам тайн, хитростью, всякой нечестностью. Если видели чужой грех — разглашали его, да еще и приукрашивали, преувеличивали, добавляли свои домыслы, чем лишали человека доброго имени перед людьми.

Согрешили мы леностью, любовью к праздному (т.е. безцельному) провождению времени, празднословием, мечтательностью. Согрешили напротив — чрезмерной любовью к работе, больше чем к Богу и людям.

Согрешили невоздержанием в пищи и питии, многоядением, тайноядением, гурманством, наркоманией, пьянством, курением, кальянокурением.

Согрешили прихотливостью в одежде, излишней заботой о своей наружности, желанием нравиться кому угодно, кроме своей законной половины, оставляя «голодной», чем подвигали к изменам. Согрешили нескромностью, нечистотой, сладострастием в мыслях, чувствах и желаниях, в словах и разговорах, во взорах, в общении, и вообще в употреблнии информации любым путем. Согрешили невоздержанием в супружеских отношениях, когда договорились воздерживаться какой-то срок для поста и молитвы. Согрешили нарушением супружеской верности, блудными падениями, брачным сожительством без церковного благословения, противоестественным удовлетворением полового желания.

Тяжко согрешилии те, кто делал аборты себе или другим, или склонял кого-нибудь к этому великому греху — к детоубийству.

Согрешили плохим воспитанием детей и даже порчей их своим дурным примером, чрезмерной строгостью или, наоборот, слабостью, безнаказанностью; не приучали детей к молитве, послушанию, правдивости, трудолюбию, бережливости, услужливости, не следили за чистотой их поведения.

Согрешили мы тем, что своими словами и поступками соблазняли на грех других людей, а также сам поддавались соблазну на грех от других людей, вместо того, чтобы бороться с грехом. Согрешили нерадением о своём спасении, об угождении Богу, нечувствием своих грехов и своей безответной виновности пред Богом. Согрешили леностью в борьбе с грехом, постоянным отлагательством истинного покаяния и исправления;

Согрешили небрежным приготовлением к Исповеди и Причащению, забывали свои грехи, не умели и не желали припомнить их. К Исповеди и Причащению приступали очень редко (реже чем черз 2 воскресения на третье); неисполнением наложенных на нас епитимий. Согрешили оправданием себя в грехах: вместо осуждения — даже на Исповеди — приуменьшали свои грехи, обвиняли и осуждали ближних наших, указывая чужие грехи вместо своих; сознательно скрывали свои грехи из-за страха или стыда. Приступали к Исповеди и Причащению, не помирившись с теми, кого мы обидели, или не простив, хотя бы мысленно тех, кто нас обидел. Не молились о спасении обидчиков, не благословляли проклинающих нас, не благотворили ненавидящим нас.

Кратко сказать: не любили ни Бога, ни ближнего, а любили свои грехи.

Прости, Господи! Бесчисленные грехи наши! Очисти, обнови и укрепи нас, дабы неуклонно идти нам по пути спасения!

Слово состоит из 4 букв: первая г, вторая р, третья е, последняя к,

Слово грек английскими буквами(транслитом) — grek

  • Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к

Значения слова грек. Что такое грек?

Греки

Гре́ки (греч. Έλληνες — эллины, произносится как эллинес) — народ индоевропейской языковой семьи, основное население Греции и Кипра.

ru.wikipedia.org

Греки представители древней нации, большинство которых проживает в одноименном государстве. Г. инициативны и деловиты. Они стараются решить проблему сразу, без лишних согласований и не откладывая ее на потом.

Этнопсихологический словарь. — М., 1999

Греки (физический тип, распространение, численность). О типе древних Г. (эллинов) мы можем судить по произведениям их искусства (статуям, бюстам, барельефам, изображениям на вазах, монетах и т. п., представляющим богов…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

ГРЕКОВ Борис Дмитриевич

«Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке Энциклопедия «Слова о полку Игореве». — 1995 Гуманитарный словарь. — 2002

Греков Митрофан Борисович

ГРЕКОВ, Митрофан — (Grekov, Mitrofan. 1882-1934) выдающийся русский художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Родился на хуторе Шарпаевка, Ростовская губ. в семье крестьянина, потомственного казака.

www.artdic.ru Гуманитарный словарь. — 2002

ГРЕКОВ, МИТРОФАН БОРИСОВИЧ (наст. фамилия Мартыщенко) (1882–1934), русский художник. Родился на хуторе Шарпаевка (Ростовская губерния) 3 (15) июня 1882 в семье крестьянина, потомственного казака.

Энциклопедия Кругосвет

Максим Грек

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470 – 12 XII1555) – писатель, публицист, переводчик. И. Денисов доказал тождество М. Г. с малоизвестным до того греком-гуманистом Михаилом Триволисом…

Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

Максим Грек (греч. Μάξιμος ο Γραικός; в миру — Михаил Триволис, греч. Μιχαήλ Τριβώλης. 1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад) — русский религиозный публицист, писатель и переводчик.

ru.wikipedia.org

МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470, Арта, Греция — 1556, Троице-Сергиев монастырь) — переводчик, богослов, просветитель. Родился в знатной греческой семье. В 1492 приезжает в Северную Италию, обосновывается во Флоренции, сотрудничает с И.

Философская энциклопедия

Феофан Грек

Феофан Грек Феофан Грек (около 1340 — после 1405), иконописец, миниатюрист и мастер монументальных росписей. Работал в Византии и древней Руси. Расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосия)…

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

ФЕОФАН ГРЕК — (Theophanes Greek. Ок. 1340-1405) великий русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных росписей, учитель Андрея Рублёва. Родился в Византии. Известно, что Феофан,

www.artdic.ru

ФЕОФА́Н ГРЕК (ок. 1340 — после 1405) — греч. живописец, монументалист, иконописец, миниатюрист. Работал в Византии и Др. Руси. Делал росписи для церквей в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе, Новгороде, Москве, Серпухове, Ниж.

Гуманитарный словарь. — 2002

Арсений Грек

Арсений Грек — иеромонах, переводчик греческих и латинских книг и учитель греко-латинской школы, род. около 1610 г. по одним источникам в Солуни, а по его собственным словам в турецком городе Трикале.

Большая биографическая энциклопедия. — 2009 Православная энциклопедия

Арсений, Грек, справщик богослужебных книг XVII века, приехавший в Москву в 1649 году вместе с патриархом иерусалимским Паисием. По показаниям, данным самим А. (по поводу следственного о нем дела)…

Русский биографический словарь. — 1896-1918

Кассиан Грек

Кассиан (в миру Константин; ? — 2 октября 1504) — православный святой, почитаемый в лике преподобных. Родом грек из Мореи из рода византийских императоров Комнинов, после взятия в 1453 году Константинополя турками…

ru.wikipedia.org

Кассиан (святой) Кассиан (умер в 1504 г.) — святой, родом грек. Прибыл в Россию в свите невесты великого князя Иоанна III, Софии Фоминишны; постригся в монашество и основал монастырь близ Углича на реке Учме (Касьянов-Учминский).

Русский биографический словарь. — 1896-1918

Кассиан святой († 1504) — родом грек из Мореи; прибыл в Россию в свите невесты вел. кн. Иоанна III, Софии Фоминишны; постригся в монашество и основал монастырь близ Углича на реке Учьме (Касьянов-Учминский), где мощи его почивают нетленно.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Феодосий Грек

Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

Феодосий Грек — игумен Киево-Печерского монастыря (1142 — 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Феодосием, игуменом и основателем того же монастыря.

Русский биографический словарь. — 1896-1918

Феодосий Грек игумен Киево-Печерского монастыря (1142—1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Ф., игуменом и основателем того же монастыря.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Русский язык

Грек/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Феофа́н Гре́к.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова грек

Первые двое сумели взять 5,70, а затем и 5,82, причём грек установил национальный рекорд.

К следующему сезону русский грек будет готовиться уже в петербургском клубе.

При одинаковом результате грек оказался легче соперника из Великбритании.

О возврате к драхме сегодня мечтает лишь каждый четвертый опрошенный грек.

Судя по последним новостям, грек Балафас и испанец Лопес так и рассудили, не поехав в Полтаву.

Откуда берутся грехи, почему я грешу? Христианину, по его званию, знать ответ на этот вопрос не просто нужно, но и всей жизнью отвечать должно!

О том, как это непросто, говорил еще апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», – и потом добавлял: «Не я делаю то, но живущий во мне грех».

В дни поста Церковь призывает нас к глубокому самопознанию, покаянию и борьбе со страстями.

Но прежде чем начать эту духовную битву, нам важно усвоить, что же является причиной греха и откуда вообще в мире появилось зло, если Бог благ?

Настоятель екатеринбургского храма в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» протоиерей Андрей Канев в программе телеканала «Союз» «Уроки Православия» так отвечает на этот вопрос: «Если мы посмотрим на сотворение человека, то увидим, что его Бог создает его по-особому – не как животных: Он берет персть земную и вдыхает в нее дыхание жизни – творит по образу и подобию Своему. Подобие это – в устройстве души, и потому образ Божий в человеке – это свобода, разум. Господь сотворил Адама не маленьким мальчиком, не знающим жизни, а совершенного умом. Господь дает ему заповеди, главная из которых – хранение рая.

Человек был создан совершенным, но это не значит, что его первозданное состояние совпадало с его конечным назначением. По словам св. Иоанна Дамаскина, «человеческая природа была создана обоживающейся» – устремленной к единению с Богом. А изначальное совершенство человека в том, что он со всеми его силами и способностями вполне отвечал назначению, для которого был создан. В нем не было никаких признаков противления добру. Более всего совершенство его природы выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни. Все его силы, и разум, и воля, и сердце находились на высокой степени совершенства, которая несоизмерима с состоянием этих способностей после падения».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Трудно в нашем состоянии падения с отчетливостью понять, в чем состояло возделывание и хранение рая но никак не должно понимать этих слов в плотском смысле, как бы о возделывании и хранении сада для его украшения и очищения от недостатков. Рай был насажден рукою Божиею, и недостатков в нем не было. Боговидец Моисей говорит, что сам рай сладости обильно и красноречиво вещает о Боге и проповедует Бога. Во внимании этой проповеди, в познании Бога состояло главное делание рая изучение изящества созданий было деланием второстепенным. Но все же Адам был совершенен относительно. И изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него делание, достойное всего его внимания».

Отец Андрей Канев продолжает: «После этих слов нам становится понятно, что не к огородничеству и не к садоводству призывался Адам в раю. Под раем понималась душа Адама, ее райское состояние, и нужно было уметь хранить дарования и возрастать в них. Адам призывался к духовному труду – к обожению. Если мы поймем, что заповедь хранения рая была понятна совершенному уму Адама, то это повеление Божие первому человеку предстает для нас вполне определенно – рай надо было охранять от кого-то или от чего-то Господь дал понять, что зло уже существует. От чего бы еще хранить? Адаму ничего не угрожало в раю – он был бессмертен. Но он должен был знать, от кого хранить – от падшего ангела. И Господь Адама предупреждает, что будет совершена диверсия, как проверка его свободы. Насколько трагедия грехопадения в этом свете становится очевидной: люди были предупреждены!»

Еще одна заповедь, которую дал Господь Адаму в раю, гласила: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь».

Отец Андрей Канев поясняет: «Этот плод отличался от других райских плодов принципиально – случайно и мимоходом съесть его было нельзя, за ним надо было целенаправленно потянуться это принципиально: они потому и стали вожделенны. Господь здесь определил границу свободы Адама, как на горной дороге надо ставить поребрик – здесь уже край. И древо было такой границей – с Богом Адам или нет в плодах не было информации – это не флэшка, но само срывание и поглощение плода показывало, что человек от Бога отходит. Зло вошло в человека, не потому что человек его вложил, но человек, обладая свободными разумом и волей, совершил свой выбор в пользу зла».

Адам и Ева, преступив заповедь Господню и вкусив запретный плод, не упали тотчас замертво у корней древа добра и зла. Но обещанная Богом смерть не была отменена. Ее действие не стало мгновенным, однако она уже вошла в жизнь первых людей.

Отец Андрей Канев продолжает: «Вместе с плодом в Адама и Еву входит сатана, пропитывая своим ядом все добродетели человека, а именно они были его жизненными силами: добродетели – это дары Божии, которые влекут человека к Богу нарушив заповедь, Адам и Ева теряют эти силы. Зло отравило человеческое естество, и добродетели поменяли свою полярность. У Адама были свобода и разум, и они были им использованы, как и Денницей, против Бога».

Возможность выбора была дана Адаму именно чтобы жизнь его в раю была не только даром Творца, но и его личной заслугой. Перед ним стояла задача утвердить себя в свободе, в которой он был создан и пребывал. В соблюдении заповеди и в послушании воле Божией человек должен был развить полученный от Бога дар свободы. Как распорядились Адам и Ева дарованной свободой, мы знаем, и часто сами распоряжаемся ею так же. Но перед всеми нами никогда не закрываются двери покаяния, и первые, перед кем их распахнул Любящий Отец, – наши прародители. Уже сразу после грехопадения Господь давал им возможность покаяться, когда взывал к скрывшемуся Адаму: «где ты?». Но эта возможность не была использована.

Сейчас смысл этого повествования очень искажен в человеческих представлениях. Многие думают, что грех прародителей в том, что они вступили в супружеские отношения.

Они от Бога соблудили, потом уже все было остальное. Ум Адама повредился, и теперь мы, согрешая, как и он в тот момент, думаем: как нам спрятаться? Вопрос Бога: «Где ты?» – это на самом деле вопрос: «где твоя душа, человек?». В этот момент зло еще можно выдернуть из души покаянием. Но Адам обвиняет Бога.

Святитель Игнатий пишет: «Наши праотцы были глубоко повреждены познанием зла – оно молнией проникло в ум, в сердце, в душу, в тело. И они, не сознающиеся в своем грехе, гордо и дерзко оправдывающие себя, подверглись суду и наказанию Божию. Кара пала, во-первых, на змея, как на зачинщика и главу преступления потом Бог карает жену, как первую преступницу заповеди и виновницу погибели мужа наконец, Он поражает мужа, как отвергшего послушание Богу для послушания жене. А по изречении приговора Адам и Ева были изгнаны и низринуты из рая на землю».

Изгнаны потому, что закостенели во зле и в раю находиться не могли. Симеон Новый Богослов говорит: действие благодати Святого Духа могло попалить Адама, потому что грех вошел в него. Он мог испепелиться. Его добродетели превратились в страсти, с которыми он оказался на земле. Это и есть первородный грех. Это вовсе не проступок первых людей. Их повреждение привнесло яд, и он передается из поколения в поколение. Мы уже рождаемся со страстями, но это же силы, и сила обязательно будет реализовываться. Хотя ей еще нужно дать такую возможность… Младенец при рождении безгрешен – он не сотворил сам греха, но его крестят, чтобы Господь в Крещении очистил его от первородного греха.

В послании сщмч. Киприана Карфагенского о необходимости Крещения младенцев говорится: «Если и великим грешникам, прежде много грешившим, когда они уверуют в Бога, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется Крещение и благодать, то тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

Да, в Таинстве Крещения христианин получает прощение всех своих грехов. Но в дальнейшем ему не удастся избежать и временных поражений, и падений, и отступлений под влиянием как внешних соблазнов, так и собственных страстей. Потому-то и нуждается каждый человек в частом исповедании своих грехов. Но что же особенно должно подталкивать нас к Исповеди? Какие мысли и чувства должны призывать нас к этому святому таинству? Архимандрит Лазарь (Абашидзе) отвечает на это так: «Прежде всего, это та духовная мука, та боль, те страдания, которые вызываются в душе всяким грехом и прегрешением. Часто соделанный грех вспоминается не умом – душа этот грех чутко помнит! И она ощущает в себе его яд, и оттого томится, страдает, болезнует, а человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием.

Накопившиеся и не снятые с совести грехи (не только крупные, но и мелкие), тяготят душу так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх. Часто он и причину происходящего с ним не понимает, а кроется она в том, что на сердце человека тяжким бременем лежат неисповеданные грехи, и значит, в душе живут и бушуют страсти». О том, какими они бывают, как проявляются и что предлагает Церковь в борьбе со страстями – в следующих номерах газеты.

Ольга Баталова

Источник: Православная газета №44 (653)/21 ноября ‘11

Пожертвовать

05 ноября 2012г. Просмотров: 1390

Протоиерей Александр Александров

Мы очень часто говорим о грехе — но что он, собственно, такое? Как отличить грех от того, что им не является? На эти и другие интересующие прихожан вопросы ответил протоиерей Александр Александров, настоятель храма св. Марии Магдалины Горловки.

Что такое грех?

Грех в переводе с греческого — «промах, ошибка». Ошибка в отношении чего? Для христиан самое главное — это жить по заповедям Божиим. Как сказано в Писании: «Слово Твое — … свет стезе моей» (Пс. 118:105). Мы равняемся на Бога, Его свет, Его учение. Соответственно, для нас промах — это когда мы живём не по Евангелию, не по Слову Божию. Всё остальное — не грех.

В каждой стране, в каждом городе, даже на каждой улице есть свои традиции.Их нарушение их порой может показаться человеку грехом. Как выяснить, верно ли это? Надо соотнести их с Евангелием. Нарушая традиции социума, в котором живём, мы не грешим против Господа и Его учения. Однако для того чтобы понимать, где человеческое, а где Божье, надо знать Слово Божье. Даже в древности ученик мог оставить своего духовного учителя только по одной причине: он не учил по Евангелию, всё остальное не было предлогом, чтобы покинуть своего старца.

В моей практике бывают случаи, когда люди считают грехом то, что им не является. Например, если батюшка без бороды и коротко стрижётся, это воспринимается как грех — хотя в этом нет нарушения заповедей Божьих. Деление пищи на чистую и нечистую — это ветхозаветный принцип, мы его не придерживаемся, поскольку живём не по Ветхому Завету, а по Евангелию. Некоторые считают, что они грешат, если едят мясо. Есть мясо — не грех. Постимся мы не потому, что мясо скверное, наоборот: в Апостольских правилах пишется, что если человек гнушается есть мясо не ради упражнения в посте и молитве, то да будет извержен. Сюда же можно отнести людей, которые считают, что согрешат, если вступят в брак с неверующим — хотя апостол Павел пишет: откуда ты знаешь, верующая жена, что тобой твой муж не спасётся?

Может ли человек почувствовать, что совершил грех?

Думаю, может: Господь каждому дал совесть — голос Божий в человеке, и в каждом он звучит по-разному. Человек может не знать, что согрешил, но Господь ему откроет это через обстоятельства или других людей. Сколько случаев, когда человек приходит в храм и рассказывает, что его мучает та или иная ситуация, описывая при этом ситуацию греховную! Он не знает, что это грех, но чувствует это. Или, например, маленький ребёнок не знает о грехе ничего, но понимает, что делает что-то не так. Поломал какую-то вещь — и прячет её, солгал — и молчит.

Как относиться к людям, которые выискивают у себя грехи и чуть ли не с радостью идут со своими списками на исповедь?

Думаю, они не понимают главного: что Бог есть любовь. Он чадолюбивый отец, а не обвинитель. Он не собирает прегрешения каждого в коробочку, чтобы открыть её после смерти человека и показать ему всё, что он не так сказал или съел. Если бы люди поняли, что Бог любит нас и ищет, чем нас оправдать, то они не выискивали бы в себе грехов. Зачем искать грех? Грех — это что-то грязное, это ошибка. Зачем жить ошибками? Проанализировал их — и всё. Как учил преподобный Амвросий Оптинский: когда убираете мусор, вы ведь не рассматриваете грязь, но сметаете её и выбрасываете подальше, чтобы она не мешала вам жить. Так надо поступать и с грехом. Если же человек считает, что Бог — это обвинитель, то он будет бояться Его и, чтобы не получить по шапке, будет выискивать грехи во всём.

Порой люди, читая утреннее и вечернее молитвенное правило, проникаются осознанием собственной греховности и в итоге всё время ходят угнетёнными, подавленными, нерадостными. Правильно ли это?

Это крайность. Утренние и вечерние молитвы — это пример того, как мы должны молиться. Известно, что святые Феофан Затворник, Амвросий Оптинский, Игнатий (Брянчанинов) благословляли духовным чадам своё молитвенное правило, отличное от традиционных утренних и вечерних молитв. Второе: покаянное чувство — это не уныние. Оно должно быть поводом для радости: несмотря на то, что я такой грешный человек, Бог меня любит и принимает, даёт мне блага. Это толчок, чтобы пасть в объятия нашего Отца, воскликнуть: «Какой же Ты хороший, Боже, что любишь меня!»

Читал у одного святого, что мы даже в покаянии проявляем гордость, потому что говорим «я самый грешный», «я великий грешник». Нет, ты не великий, а самый обычный грешник, такой же, как и все. Успокойся и не хвались. Это неправильно понимаемое покаяние. Вспоминается случай из Отечника: два брата согрешили, и старцы дали им время на покаяние. Они закрылись в кельях и молились там. По истечении некоторого срока братья вышли оттуда, причём один был весёлым, а второй — с потупленным взором. Святые рассудили, что у каждого из них покаяние было правильным: у одного оно произошло через слёзы, он стал спокойнее, а другой был ободрён прощением. У каждого свой характер, свой путь, и Церковь не настаивает на том, чтобы мы были одинаковыми.

Что делать человеку, который вспоминает неисповеданные грехи уже после исповеди? Можно ли причащаться? Обычно люди очень переживают.

Опытные духовники, когда мы в семинарии подходили с такими вопросами, учили нас так: ты не успеешь от исповедального аналоя к Чаше подойти, как уже нагрешишь. Невозможно постоянно держать рядом с собой духовника. Такие вещи не должны нас смущать. Вообще, смущение это бесовское: мы смущаемся, потому что боимся сделать что-то не так, а почему боимся? — потому что думаем, что немилосердный Бог может нас наказать. Он всё считает, у Него всё записано, ангелы ведут учёт.

Я считаю, что грехи, в которых вы забыли покаяться, всё-таки надо будет потом исповедовать — для очищения и самоконтроля. Не копаться в них, но если вспомнили, если он вас гложут — исповедуйте. Но, опять же, не должно быть крайностей. Одна крайность — это «согрешил словом, делом, помышлением»: ведь бывают разные слова, дела и помышления. Другая — когда начинается оцеживание комара: «я вчера в одиннадцать тридцать пять посмотрел на светофор и осудил человека, который переходил дорогу на красный свет». Духовники советуют не разбирать грехи, не входить в тонкости.

Доводилось слышать о существовании иерархии грехов: смертные, тяжкие, не очень тяжкие, средние, малые. Как к ней относиться?

Смертный грех — это из католичества, под ним подразумевается, что грех не исповедан либо утаивается. Так называется и хула против Духа Святого. У нас нет иерархии грехов как таковой. Обратимся к такой книге, как «Лествица». Её автор, святой преподобный Иоанн Лествичник, описывает иерархию не грехов, а добродетелей. Само слово «иерархия» означает «священноначалие». У бесов нет священноначалия, потому что они не могут быть святыми. Значит, и у греха не может быть иерархии, она может быть только в добродетелях. Это ещё один пункт, из-за которого не надо особенно в грехах копаться.

Нужно разбираться в добродетелях, размышлять, как в них расти — тогда грехи сами собой будут отсеиваться и отпадать. А если будем изучать, какой грех больше, какой меньше — ничего хорошего не будет. Любой грех ведёт к смерти: «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Любой грех ведёт к нарушению Божьего закона, так что градаций и степеней у него нет.

Можно ли самому себе определять наказание за грехи?

Нет, это — дело духовника. Самочинства в Церкви быть не должно. Человек не может быть сам себе судьёй. Мы можем заблуждаться, жалеть себя или относиться чересчур строго. Чтобы избежать таких перекосов, нужен мудрый наблюдатель — духовник.

Может ли человек попросить назначить ему епитимью?

В принципе, может, но епитимья — это не наказание, а врачевание. Лекарством надо уметь распоряжаться, а это умеет только доктор. У нас же люди любят лечиться самостоятельно. Часто вместо того, чтобы вылечить одно, человек калечит ещё и что-то другое. То же происходит и в духовной жизни. Так нельзя, это самочиние и гордость. Кто ты такой, чтобы назначать себе что-то? Откуда знаешь, что не заблуждаешься в этот момент? Почему считаешь, что имеешь достаточно знаний? В таких вопросах нужно быть очень осторожными.

Как относиться ко всё ещё популярному понятию «народного греха» — в частности, призывам каяться в убийстве царя Николая II и его семьи?

Об этом заблуждении подробно писал в одном из своих посланий ещё Святейший Патриарх Алексий II. Такого понятия, как «народный грех», нет. Во-первых, в Библии написано, что дети не ответственны за грехи отцов: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Во-вторых, это был чисто политический вопрос, а никак не церковный. Третье: весь народ не был участником случившегося тогда. Мы каемся в своих грехах, а не в грехах другого человека, не принимаем крещение и не причащаемся за «того парня».

Есть люди, которые испытывают чувство вины за преступления своих предков в те годы, но могут ли они со стопроцентной уверенностью утверждать, что их прадед или прабабушка были предателями? Знают ли они это достоверно? Ведь известны случаи, когда люди оговаривали себя, подписывали документы под пытками, находились в состоянии шока или аффекта. Мы не можем утверждать, что какие-то известные нам факты истинны, да и воспоминания со временем стираются. Так что, даже допустив возможность покаяния за другого человека, мы окажемся перед проблемой: а в чём именно каяться, ведь мы не знаем его жизни?

Нужно ли после того, как состоялось таинство исповеди, снова исповедовать тяжёлые грехи, если человека гложет вина? Например, женщина сделала аборт, исповедалась, но чувство вины её не оставляет. Как быть?

Люди разные. Есть мнительные, и они могут себя таким образом довести до истерии и неврозов. Если священник не назначил епитимью, то не надо накручивать себя. Слушайте своего духовного наставника. Преподобный Иларион Оптинский считал, что лучше быть учеником ученика, чем полагаться на свой разум и свою волю. Нам порой кажется, что батюшка некомпетентен, неопытен, слишком молод, но, как сказал преподобный Иоанн Кронштадтский: «Я ничто, но по благодати священства, чрез преподание Божественного Тела и Крови, делаюсь вторичным или третичным виновником исцелений болезней; чрез меня благодать Духа возрождает к пакибытию младенцев возрастных, совершает в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяет верных с Божеством; чрез меня решит и вяжет грехи человеческие, затворяет и отворяет небо, подает душеспасительные советы, правила, и прочее. О, как досточтим сан священства!» Священнику может быть тридцать лет, а Дух Святой, Который на нём пребывает, не имеет возраста. Так что я сторонник послушания духовному наставнику и считаю, что на свою волю полагаться не очень хорошо.

Записала Екатерина Щербакова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *