Грех пьянства в православии

«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. 20:1)

Одной из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в Беларуси, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу.

Святые Отцы пишут, что каждый из нас имеет в себе семена всех страстей. И если пока мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, т. е. быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви.

Священное Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать в жизни христианина (Еф 5:18; 1-е Кор 6:12) Христиане призваны не позволять чему — либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор, 6:12; 2-е Пт,2:19

Cвятой Златоуст говорит:

«Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление».

Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям

И в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу.

Святые отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.

Святитель Иоанн Златоуст определяет пьянство как: «… — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».

В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость — это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», — поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».

Сущность алкоголизации

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. По определению митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство ( алкоголизм.) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве…».

Пьянство, равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам святителя Тихона Задонского:

«Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, — словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяницы»

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание — гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью — своевольные люди. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

Алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия

Cам по себе алкоголизм — это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:

  • Духовной — поскольку это страсть
  • Психологической — поскольку образуется психологическая зависимость от алкоголя, хочется получать удовольствие, а это подпитка греха пьянства
  • Медицинской (биологической) — поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя алкоголь входит в обмен веществ
  • Социальной — поскольку человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг, если нет алкоголя

Постоянное употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию — алкоголизму или алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление организма алкоголем. Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию.

Различают три стадии алкоголизма.

Первая — стадия психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакт с окружающими, расслабиться. Кроме того, в этой стадии у человека понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть, чтобы достичь желаемого уровня опьянения ему требуется доза в 2-3 раза больше, чем прежде. Исчезает рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении алкоголем.

Вторая — стадия физической зависимости. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального функционирования. При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита, мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.

Третья — стадия деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким, пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.

Особая опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может сделать человека непьющим — ведь человек наделен свободной волей. Поэтому прекратить пить может только сам человек. Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно знать и запомнить: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным. И даже прикасаться к спиртному ему категорически запрещено. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

Общее дело по утверждению трезвости

Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.

Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости — 11 сентября (по новому стилю).

Именно в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.

В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии — сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства.

Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых.

25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма. В этой деятельности церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью. При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.

Библия учит нас тому, что греховно «все, что обладает» человеком (ср. Откр. 22:15). Храм Божий — будь то наше тело и наша душа — свят, и соприкосновение с нечистым может его осквернить «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17). И, пожалуй, самое страшное — это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».

Пить или не пить?

Бессонов Игорь, кандидат филологических наук

Употребление алкоголя в свете учения православной Церкви.

Наверное, уже никто не будет спорить, что масштабы пьянства и алкоголизма в России давно приняли ужасающие масштабы. Ежегодно наша страна теряет сотни тысяч жизней из-за злоупотребления алкоголем. Причем, зачастую речь не идет о людях, пропивающих последние вещи из дома и употребляющих одеколон и стеклоочиститель. Вполне состоятельные, работающие мужчины считают нормой регулярно «сидеть» с друзьями за бутылкой водкой, «расслабляться» в пивной – даже не представляя себе, чем, в конце концов, может обернуться такой отдых – хроническим алкоголизмом, инфарктами, инсультами, заболеваниями печени и почек. Ежегодно на печально известный праздник Нового года сотни «умеренно пьющих» людей замерзают, возвращаясь домой после праздничного застолья. В такой ситуации борьба за трезвость, казалось бы, должна стать долгом всякого мыслящего россиянина – и, в первую очередь, верующих людей. Российские мусульмане показывают положительный пример бескомпромиссной борьбы с пьянством и алкоголизмом. Православная общественность также реализует целый ряд проектов по борьбе с пьянством. Однако нельзя не отметить и тот прискорбный факт, что ее значительная часть считает необходимой не «борьбу за трезвость», а «борьбу с пьянством», рассматривая «умеренное употребление алкоголя» чуть ли не как обязанность православного христианина! При этом сторонники трезвости едва ли не осуждаются и чуть ли не приравниваются к еретикам.

В настоящей статье мы попытаемся обсудить, можно ли считать концепцию «умеренного употребления алкоголя» единственно допустимой для православных людей вообще и подходящей для русских православных людей в частности. Какие же аргументы выдвигают те, кто отвечает на эти вопросы положительно? Во-первых, они ссылаются на два древних апостольских правила, регламентирующих жизнь христианской общины:

51. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Так же и мирянин.

53. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, как сожженый в собственной совести и становящийся виною соблазна многих.

Вытекает ли из этих правил запрет на полный отказ от алкоголя и на категорическое осуждения употребления спиртного? Прежде чем, сделать такой вывод, мы должны обратиться к ситуации, в которой были изданы эти правила и понять их смысл. В то время (II в. н.э.) в Римской империи широкое распространение получили гностические секты, учившие, что материальный мир сам по себе является скверным и порочным. Тело представлялось гностиками как «темница души», и своей целью они считали освобождение от уз плоти. Соответственно, все телесные наслаждения, такие как супружеская близость, употребление вкусной пищи и напитков гностики считали греховными. Такой подход совершенно явно противоречит христианству, поэтому Апостольские правила рассматривают гнушение физическими наслаждениями как еретическое, т.к. согласно книге Бытия Бог сотворил все «добро зело». В то же время, правила не запрещали добровольный отказ от брака, мясной пищи и вина как формы аскезы; греховно только «гнушение», т.е. утверждение о том, что телесные удовольствия сами по себе греховны.

Можно ли обвинить современных сторонников трезвости в том, что он продолжают традиции гностиков и им подобных? Конечно, нет! Не употребляя спиртного, они стремятся не к «избавлению от уз плоти», а, напротив, к укреплению телесного и духовного здоровья, которые понимаются ими как раз по православному – как сопутствующие, а не противоречащие друг другу. Таким образом, это обвинение совершенно несостоятельно.

Другим тезисом критиков трезвеннического движения является то, что в Священном Писании и Предании, наряду с осуждением злоупотребления спиртным, содержатся и похвалы вину. Так согласно псалмам Давида «и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс.103:15). Книга Иисуса, сына Сирахова говорит: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя» – гласит книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (31: 31-33). Иисус Христос также не отказывался от употребления вина и даже сравнивал Себя с виноградной лозой, а Свое учение – с вином. Вино использовалось в древних иудейских храмовых ритуалах при совершении жертвоприношений и праздновании Пасхи; в христианстве именно вино является образом Крови Христовой и принимается в Таинстве евхаристии.

Концепцию «умеренного употребления вина» мы встречаем и у святых отцов, в первую очередь у св. Иоанна Златоуста. Он писал: «Ничто не может быть столь полезным врачеством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы. <…> Смотри, как это врачество против скорби, пособие к поддержанию здоровья, когда преступило за пределы умеренности по неведению, не только не принесло Ною никакой пользы, но и повредило его состоянию. Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение , производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так необдуманно. Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения» (Беседа 29 на книгу Бытия. Пар. 2, 3).

Итак, как же примирить подобные факты с идеей полной трезвости? Во-первых, следует отметить, что подобные примеры положительной оценки вина явно перевешиваются пассажами, осуждающими употребление спиртного. Так, Притчи учат: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. : «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притчи 23:31-35). Пророк Исаия говорит: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют». (Исаия, гл. 5). Древним еврейским монахам – назореям – запрещалось всякое употребление вина и других изделий из винограда; об Иоанне Крестителе в Евангелии сказано: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнился еще от чрева матери своей» (Лук.1:15). Наконец, апостол Павел говорит, что «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Таким образом, полная трезвость и умеренное употребление вина в библейской (древнееврейской и христианской традиции) издавна мыслились как две альтернативные возможности. В христианстве в качестве ереси рассматривались лишь такие формы отказы от вина, которые предполагали неучастие в Таинстве евхаристии (это было характерно для некоторых гностических сект). Но то, что вино употребляется за литургией, вовсе не означает, что его следует употреблять постоянно и в возможно больших количествах. Напротив, довольно часто предметы, относящиеся к литургической сфере, запрещены для профанного употребления. Апостол Павел строго осуждал коринфян, которые рассматривали древние литургические собрания как повод для того, чтобы поесть и напиться: они, по мысли апостола, совершают профанацию, осквернение святыни и из-за этого даже «болеют и иные умирают». В ветхозаветном служении отношение к принадлежностям богослужений было не менее серьезным: многие евреи полагали, что после разрушения Храма следует вовсе отказаться от употребления мясной пищи, т.к. она освящалась храмовыми жертвоприношениями. Таким образом, употребление вина во время литургии свидетельствует не в пользу необходимости частого употребления его во всех иных случаях, но скорее делает более уместным воздержание от вина вне богослужения. Этот подход, конечно, не является обязательным или общепринятым, но он вполне логично вытекает из логики традиции.

Попытаемся ответить и на другой вопрос. Что означала полная трезвость для человека эпохи античности? Оказывается, что помимо здравого ума и ясной памяти полное воздержание от вина всегда ассоциируется с аскезой. Мало того, что апостол Павел рекомендовал своему ученику Тимофею употреблять вино «для здоровья»; об этом же свидетельствует св. Иоанн Златоуст. Вино в древности ассоциировалось с достатком и довольством — напротив его отсутствие было признаком бедности и даже голода. Уставы, предписывающие христианам правила поста, довольно часто разрешают вино наравне с елеем – даже в дни, когда запрещено употребление рыбы. Таким образом, вино для древнего еврея или византийца являлось не принадлежностью праздничного стола, а нормальным, повседневным пищевым продуктом. Как известно, вино всегда употребляли разбавленным и сопровождали им почти каждую трапезу. Историк кулинарии В.В. Похлебкин отмечает, что «на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды – две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (т.е. из равного объёма воды и вина), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами». По некоторым мнениям, встречающийся у апостола Павла и святых отцов запрет «упиваться вином» означает не то, что не следует напиваться до бесчувствия, а то, что вообще не следует пить вино до наступления хотя бы легкого алкогольного опьянения, т.е. использовать вино как наркотик, а не как пищевой продукт. В древности ценились, в первую очередь, не опьяняющие, а вкусовые и питательные свойства вина. Как известно, античность и Средние века не знали привычных нам чая и кофе и вино было важнейшей «специей», закуской для употребления повседневной, обычно не слишком разнообразной пищи. Вино было также оптимальным способом сохранения виноградного сока; в принципе, в античности были известны и способы сохранения свежего сока, но они, как правило, были доступны только крупным хозяйствам, т.к. предполагали создание и поддержание особых условий хранения.

Наконец, ключевым вопросом в данном случае является этническая принадлежность членов ветхозаветной и древней христианской Церкви. По национальности они были евреями, греками, сирийцами, итальянцами – т.е. представителями аграрных народов Средиземноморья. Как известно, эти народы издавна употребляют виноград, другие ягоды и фрукты и имеют в организме повышенный уровень дегидрогеназы – фермента, расщепляющего алкоголь. У этих народов при умеренном употреблении вина действительно, как правило, не развивается алкоголизм. Конечно, исключения бывают, но в целом алкоголизм не представлял серьезной угрозы для социального здоровья населения древнего Израиля или Римской империи.

В X веке христианство попадает на Русь. В Древней Руси алкоголизм также не был острой социальной проблемой. Нашим предкам были известны такие слабоалкогольные напитки как пиво, медовуха, привозное вино, которое, по принятой тогда традиции, пили разбавленным. Подавляющее большинство населения употребляло спиртные напитки только в период праздников, не превращая его в часть повседневного рациона. В то же время, отсутствие природного иммунитета к алкоголю все равно сказывалось на характере употребления спиртного. Уже св. Иосиф Волоцкий обратил внимание на различную реакцию на алкоголь русских и представителей южных народов. Он писал: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец что инокам разрешается пить вино, когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях, как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили. Как свидетельствуют многие благородные люди также и иноки бывшие в Константинополе и в горе Афонской и иных тамошних местах, что там не только иноки, но и все православные христиане пьянство ненавидят и им гнушаются.
В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих. Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаем узнавать и помнить или напьемся до блевания, то перестаем пить. И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель». Таким образом, о вредном влиянии алкоголя на представителей невинодельческих культур было известно уже в XVI веке.

Употребление спиртного впервые становится социальной проблемой России в XVII веке, в основном из-за начала массового распространения нового алкогольного напитка – водки. Как известно, первый самогонный аппарат был сконструирован в XII в. В Средние века употребление крепкого алкоголя начинает входить в моду в Европе, и в XVI-XVII вв. он попадает на Русь. У нас водку, «хлебное вино», сразу приравняли к обыкновенному вину, разрешенному церковными уставами – несмотря на то, что перед нами был другой, гораздо более опасный алкогольный напиток. В результате, именно в XVII веке возникает такое социальное явление как запойное пьянство – вне традиционных календарных и семейных праздников, новая социальная структура — «царев кабак» — и целая масса литературных и фольклорных произведений, посвященных жизни его обитателей.

Дальнейшая история употребления алкоголя в России уже многократно описывалась разными исследователями. В 1990-2000-е годы злоупотребление спиртным стало приобретать характер какого-то алкогольного потопа. Но в данном случае нас, в первую очередь, интересует отношение православной общественности к сложившемуся положению дел. К сожалению, в наши дни складывается совершенно абсурдная ситуация. Церковные уставы, разрешающие вино, написаны для народов Средиземноморья, обладающих стойким иммунитетом к алкогольной зависимости, написаны для людей, не имевших чая и кофе и употребляющих разбавленное вино как пищевой продукт, написаны для людей, употребляющих вино, крепость которого до разведения водой никак не более 15% (а, скорее всего, – 10-12%), а после разведения – 3-4%. Наши же русские православные – представители северного народа — рассматривают эти уставы как разрешения пить не только неразбавленное вино (что в древности считалось бескультурьем и пьянством), но и водку – алкогольный напиток, содержащий 40% ядовитого этилового спирта! Святые отцы пришли бы в ужас, увидев такое механическое понимание своих установлений. Все древние споры, когда и сколько вина можно употреблять христианам в переносе на современную русскую почву звучат примерно как споры, сколько и когда можно пить чая, кофе или кваса – именно в таком контексте воспринималось вино в древнем Средиземноморье. А современные православные русские, пьющие неразбавленное вино и водку и ссылающиеся на древние уставы похожи на человека, который регулярно пьет чафир, оправдывая свое пристрастие ссылками на полезность чая. К сожалению, историческая и кулинарная неграмотность приводит именно к такому механическому восприятию устава, когда православные люди чуть ли не за благочестивую традицию считают выпивать по праздникам, воскресеньям и т.д., оправдывая свое пристрастие к алкоголю ссылками на святых отцов.

Надо сказать, что русская Церковь давно осознала алкогольную угрозу и предложила правильный путь избавления от нее – трезвость (а вовсе не «умеренное употребление» спиртного). Так св. Феофан Затворник писал: «Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не пейте,– разве только в крайностях,– в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан». Св. Тихон Задонский в своих проповедях говорит: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог». В начале XX столетия Церковь предпринимала огромные усилия по борьбе с пьянством. По всей Российской империи проводились трезвенные крестные ходы, создавались трезвеннические братства, множество церковных иерархов активно выступали за трезвость. Епископ Омский Андроник (Никольский) обращался к духовенству своей епархии с призывом подать пример своей пастве трезвым образом жизни: «Прежде всего, всякий будет сам благим примером трезвости… Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже не в пьянстве, а только в том, что «и батюшка пьет”, если он даже только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А, кроме того, кто поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не сделается пьяницей? Ведь никто не родился пьяницей, а пьяницами делались, начиная только с «умеренного и разумного» выпивания. Итак, трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих алтарю Господню».

Таким образом, мы можем заключить, что концепция «умеренного употребления алкоголя», действительно господствовавшая в древней Церкви, была применима в конкретных исторических условиях – в странах Средиземноморья в древности и в раннее Средневековье. В это время разбавленное вино употреблялось в качестве пищевого продукта, народами, традиционно обладающими стойким иммунитетом к алкоголю. В современной России ситуация обстоит ровно наоборот – народ, не имеющий иммунитета к алкоголю, употребляет его как наркотическое средство. При этом, ни о каком разбавленном вине и умеренном употреблении речи не идет – россияне употребляют искусственно полученные путем перегона алкогольные напитки, содержащие большие дозы этилового спирта (водку, виски, самогон). Употребление слабоалкогольных напитков (в первую очередь пива) в нашей ситуации не менее опасно, т.к. его потребители успешно компенсируют недостаток «градусов» количеством выпитой жидкости и частотой ее употребления. Русская Церковь, в лице своих учителей и святых, давно предложила единственный действенный способ избавления от этого недуга – трезвость. Хочется надеяться, что вся наша российская православная общественность поймет правильность этого решения и сделает для себя соответствующие – практические – выводы.

(от редакции: учитывая остроту поставленной темы, мы снимаем с себя ответственность за сделанные в статье выводы, а также предупреждаем, что мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции )

«Вот ваши ключи,» – пробормотала секретарь, когда я зашел за ключами к университетскому офису, в котором я собирался готовится к защите диссертации по богословию. – «Кажется, вам досталась Старая пивоварня».

Название меня заинтриговало. Позже я понял, что оно идет еще от старого предназначения этого здания. Абердин был основан в 15 веке и использовался для подготовки монахов к служению. На пивоварне монахи производили весомое количество шотландского эля, которое сами же потом литрами употребляли во время трапез. И вот я, профессор-постфундаменталист, студент, изучающий Писание, в солодовой обители, где в средние века студенты библейского колледжа дружно хлопались чарками в едином порыве прославления Бога.

На протяжении христианской истории алкоголь редко оказывался под запретом, как это просиходит в определенных кругах сегодня. Джон Кальвин по церковному контракту получал ежегодно 900 литров вина. Жена Мартина Лютера была известным производителем пива, что несомненно размягчило сердце влюбленного реформатора. Семья Гиннесс создала свой сорт пива в качестве поклонения Иисусу Христу. От Бордо до Берлина, вино и пиво всегда были частью церковной традиции. Но то, что однажды считалось нектаром небес, позже почему-то предали осуждению как дьявольский напиток.

Умный подход

Хоть некоторые христиане и проповедуют полное воздержание от алкоголя для всех верующих, в Библии нет призывов последователям Христа воздерживаться от хмельных напитков. Библия осуждает пьянство и пьяное рабство (Ефесянам 5:18, Тит 2:3), но никогда не утверждает, что чаепитие – более богоугодное дело. На самом деле в Библии не говорится о том, что лучший способ избежать пьянства – никогда не прикасаться к алкоголю. Задумайтесь над этим. Алкоголизм был человеческой проблемой на протяжении всей истории, но Библия не заставляет людей отказаться от алкоголя вообще.

Если христиане ради борьбы с пьянством хотят запретить всякое употребление алкоголя, то, будучи последовательными, им следует отказаться и от зарабатывания денег, дабы избежать влияния материализма и власти мамоны.

Алкоголь как свидетельство

Иногда я слышу мнение, что пьющие христиане разрушают силу своего свидетельства о Христе. Честно говоря, я не понимаю, из каких умозаключений вытекает этот вывод. Одно дело, если вы свидетельствуете алкоголику или служите в мусульманском мире, но в большинстве случаев неверующие, которых я знаю лично, теряют интерес к вопросам веры, когда слышат наши категоричные «можно и нельзя», выдуманные современными верующими. Меня вряд ли удастся убедить, что если мой неверующий сосед увидит меня с бутылкой пива, он никогда не захочет услышать Благую весть из моих уст. В большинстве случаев Евангелие воспринимается гораздо охотнее, когда мы ломаем выдуманные стереотипы о христианстве и приглашаем своего соседа разделить с нами бутылку холодного пива.

Когда мы отказываемся от рукотворных завес, скрывающих свет Божьего Евангелия, вся слава Христа сияет гораздо ярче. Во многих случаях погибающий мир отвергает вовсе не Христа, а парафраз, пересказанный Его нерадивыми представителями. Некоторые не захотели слушать Евангелия, потому что были убеждены, что следование за Христом несовместимо с бутылочкой пива с сослуживцами по пятницам после работы. Если такова наша «благая весть» –настоящая красота евангельской вести затуманена нашим рукотворным «не пей никогда». На кресте был распят не директор Анонимных алкоголиков, и не воздержание от алкоголя дает нам вечную жизнь. Любое рукотворное, небиблейское добавление к Евангелию на самом деле мешает и оскорбляет истинное Евангелие.

Совсем не то вино?

Некоторые говорят, что в библейские времена алкоголь был не крепче виноградного сока, поэтому ни Иисус, ни авторы книг из Библии не могли быть защитниками употребления алкоголя. Другие говорят, что вино так сильно разбавляли, что в нем вообще практически не содержалось алкоголя. Но в Писании нет подтверждения ни одной из приведенных теорий. Если вино было всего лишь соком, почему тогда Павел призвал ефесян не упиваться виноградным соком, а исполняться Святым Духом? Что-то не стыкуется здесь. Пожалуй, вино и правда было тогда не таким крепким, как многие сегодняшние напитки. Но какой бы ни была его крепость, люди умудрялись тогда упиваться в хлам (Притчи 20:1, Исайя 5:11). И тем не менее Библия не говорит нам о том, чтобы мы вообще не пили.

Есть еще один напиток, который в Библии упоминается в качестве «крепкого напитка» – сикера. Еврейского слово, от которого произошло это название, переводится как ферментированный солод. Именно поэтому в некоторых переводах «сикера» переведена как «пиво». Крепость сикеры была в районе 6-12 процентов, как у некоторых бельгийских сортов крепкого пива. Как и со всеми алкогольными напитками, Библия запрещает упиваться пивом (Исайя 5:11, 28:7, Притчи 20:1, 31:4). Но в умеренных дозах пить пиво даже рекомендуется (Притчи 31:6). А если уж совсем честными быть, то во Второзаконии 14:26 Бог повелевает израильтянам потратить часть своей десятины на покупку пива, чтобы отпраздновать с Господом. Никогда не слышали, как читают этот стих во время сбора пожертвований в церкви? А еще им было заповедано приносить Богу до двух литров пива шесть дней в неделю, а в субботу еще больше (см. Числа 28:7-10). Именно поэтому отсутствие вина и пива было проявлением Божьего суда на народ.

Вино как благословение

Но Библия не останавливается на признании, что пить вино разрешается. Через все Писание производство и употребление пива и вина связано с заветными обещаниями Бога.

Иисус, возвещая о начале таких благословений, превращает в Кане 500 литров воды в вино (Ев. от Иоанна 2:1-10). А во время Тайной Вечери Он освящает чашу с вином в качестве нового завета в Его крови (Ев. от Луки 22:14-23). Когда Христос вернется, он приготовит трапезу «из самых чистых вин» (Исайя 25:6) – те самые вина, которые всегда на верхних полках и которые мне никогда не будут по карману – по какому-то богословскому замыслу их в той трапезе будет в полном изобилии.

И хотя хорошее пиво и старое вино – благословение от Бога, принимать сии следует со всеми мерами предосторожности. Есть в среде молодых евангельских верующих некая тенденция сегодня – праздновать свою свободу без каких-либо ограничений. Эта молодежь, без тормозов и страха, много великих дел для Царства делает. Они заботятся о нищих, создают настоящие библейские церкви, миссии, служат своим общинам – все во славу Божью.

Да, Бога бескокоит голодающий бедняк. Но и о трезвости Бог тоже беспокоится. Чтобы употреблять алкоголь в меру, требуется сила воли и самообладание. Бокал пива может быть праздничным напитком, но не в руках 16-летнего подростка, играющего в видеоигры в гараже своих родителей. Бельгийский эль обладает не только крепостью, но и множеством вкусовых оттенков. Пить его нужно медленно, смакуя и изучая его аромат. Воздавайте славу и честь Богу, а не только своей жажде, когда получаете удовольствие от благословений эдемских. Разумеется, пьянство не включено Богом в список самых страшных грехов, но это не значит, что от него можно просто отмахнуться, налепив ярлык архаичных заблуждений христианских фундаменталистов.

Пить алкоголь без прославления Креста и Божьего Царства – лишать наше богословие полноты. Злоупотребление алкоголем оскверняет Кровь Христа и насмехается над Божьей святостью. Но умеренное, осмысленное, праздничное и обоснованное употребление вина и пива, воздающее славу распятому и воскресшему Царю, основано на благодати, проистекающей из вен распятого на Голгофе Христа.

Умеренное употребление алкоголя не является грехом. Вино в Библии описывается как полученный от Бога дар, который приносит радость (Псалом 104:14, 15; Экклезиаст 3:13; 9:7). Также в Библии говорится, что вино полезно для здоровья (1 Тимофею 5:23).

Когда Иисус жил на земле, он употреблял вино (Матфея 26:29; Луки 7:34). Хорошо известен случай, когда Иисус совершил чудо на свадьбе и превратил воду в вино, преподнеся его в качестве подарка молодоженам (Иоанна 2:1—10).

Опасности злоупотребления алкоголем

Хотя в Библии говорится о положительных сторонах употребления вина, в ней осуждается неумеренность в отношении алкоголя и пьянство. Поэтому христиане, решившие употреблять спиртное, должны проявлять в этом умеренность (1 Тимофею 3:8; Титу 2:2, 3). В Библии приводится несколько причин, почему нужно избегать чрезмерного употребления алкоголя:

  • Неумеренное употребление алкоголя отрицательно влияет на способность мыслить и рассуждать здраво (Притчи 23:29—35). Находясь в состоянии алкогольного опьянения, человек не может выполнять следующее библейское повеление: «Отдайте свои тела в жертву живую, святую, угодную Богу, чтобы вам совершать священное служение, задействуя разум» (Римлянам 12:1).

  • Человек, который выпил слишком много, легко выходит за рамки дозволенного, и у него не остается «добрых побуждений» (Осия 4:11; Эфесянам 5:18).

  • Злоупотребление спиртным может довести человека до нищеты и серьезно подорвать его здоровье (Притчи 23:21, 31, 32).

  • Неумеренное употребление алкоголя и пьянство неугодны Богу (Притчи 23:20; Галатам 5:19—21).

Где граница допустимого?

Любое количество выпитого человеком алкоголя, которое может причинить вред ему или другим, является чрезмерным. С точки зрения Библии пьяным считается не только тот, кто напивается до бесчувственного состояния. Когда человек пьян, он ввязывается в споры, плохо понимает, что происходит, у него неуверенная походка и невнятная речь (Иов 12:25; Псалом 107:27; Притчи 23:29, 30, 33). Даже те, кто не пьет до состояния сильного опьянения, могут выпить слишком много и испытать на себе горькие последствия этого (Луки 21:34, 35).

Полный отказ от алкоголя

В некоторых случаях христианину лучше вообще отказаться от употребления алкоголя. Согласно Библии, так следует поступить:

  • если это может стать преткновением для других (Римлянам 14:21);

  • если человек нарушает принятый в стране закон, регулирующий употребление алкоголя (Римлянам 13:1);

  • если, начав пить, человек не в силах остановиться; тем, кто страдает от алкоголизма и других форм алкогольной зависимости, необходимо принимать решительные меры (Матфея 5:29, 30).

Вопрос читателя:
Что сказано в Библии относительно употребления алкоголя? Действительно ли «пей, но не упивайся…”?
Ответ:
В наш дом пришёл праздник. Рождество, Новый год, Пасха… Семейство садится за стол. Кутья, праздничные блюда, крашенки и… рюмка. Так ли уж необходима она? Действительно ли без неё не можем обойтись за праздничным столом? Спросим себя. И если наш ответ, что без рюмки и праздник не праздник, – значит у нас проблемы, значит мы уже в сетях и пора «бить в набат”…
Библия чётко разграничивает умеренное употребление лёгкого вина (не водки или самогона!) и пьянство – полную или частичную зависимость от алкоголя. Об этом свидетельствуют цитаты из Священного Писания:
«Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь” (Екклесиаст, 10 глава, 19 стих); «…Но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (Первое послание апостола Павла к Тимофею, 5.23). Однако: «Не будь между упивающимися вином…” (Притчи Соломоновы, 23.20); «…Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям ни пьянству…” (К Римлянам, 13.13); «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством” (Евангелие от Луки, 21.34); «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже не есть вместе” (Первое к Коринфянам, 5.11); «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют” (К Галатам, 5.19–21).
О пьянстве почему-то теперь говорить не то чтобы не принято, а как-то «не модно». И в этой немодности, в этом стыдливом молчании (точнее сказать – преступном потакании пьянству), – скрывается большая опасность. Посмотрим вокруг. Всё больше и больше кругом пьяных – на улицах, в транспорте… Даже с работы люди едут, как будто бы из кабака. В чём же причина? В чём корень зла? Поищем ответ на данный вопрос в Священном Писании.
«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (в ином переводе – «крепкого». – Авт. ). Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притчи, 23.29–32).
Некоторые, оправдывая своё пристрастие к алкоголю, заявляют: в Библии же сказано «пей, но не упивайся…» Не сказано! Это ходячее выражение – перекрученная фраза из Послания апостола Павла к Ефесянам: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (К Ефесянам, 5.18). Нет здесь этого «пей»! И во многих иных местах Священного Писания резко осуждается пьянство (Левит, 10.9; Осии, 4.6–10 и пр.).
Почему же человек пьёт? Библия учит, что первопричина греха – гордыня, а начало греха – недоверие к Богу. Сказал поэт: «Блажен, кто верует, – тепло ему на свете…» Когда же человек живёт без веры, не зная воли Божьей, и, следовательно, не согласовывая свою волю с Его (а такая увязка и является собственно «жизнью в Иисусе Христе»), – то ему «холодно». Холодно, страшно, одиноко, неуютно в мире, где властвует диавол – дух злобы, «мироправитель тьмы века сего». И человек вместо того чтобы согреться верою, опереться на прочный фундамент Слова Божьего, разбудить в себе Христа, дабы взялся Он сильною рукою за штурвал нашей жизни, – ещё более запутывается в сетях «духов злобы поднебесной», пытаясь убежать от реалий жизни, одурманивая себя алкоголем. А сатана, сей великий лжец, ретиво подсовывает человеку стакан, суррогат счастья: «на, выпей и забудься». И так человек разрушает своё тело и душу…
Имеем ли мы право разрушать себя? Нет. Это прямое нарушение заповеди: «Не убий». Разве не знаете вы, что тело ваше – это храм Духа Святого, а пьянство превращает храм сей в пещеру разбойников?.. Алкоголь постепенно разрушает тело, но разрушается и душа. Человек деградирует, мало-помалу превращаясь в животное, теряя образ и подобие Божие. Сказано у евангелиста: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело вам погубить в геенне» (От Матфея, 10.28). Сатана убивает и тело, и душу! Господь предупреждает нас, чтобы мы трезвились и были внимательными, потому что низвержен диавол на землю, и в страшной злобе ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. И чтобы овладеть человеческою душою, он применяет свою змеиную хитрость: является в образе «ангела света».
Посему-то человек тянется к стакану, будто к чему-то доброму. Какое лицемерие! Губить здоровье со словами: «выпьем за здоровье!» Разрушать семью под призыв: «За семейное благополучие!» Пить за «дружбу» – а затем в пьяном угаре сцепляться в драке. Пить за сильную державу – и пропивать её… После этого становится понятно, почему слово «диавол» переводится как «обманщик»…
Болезнь пьянства развивается незаметно. Сатана как паук, годами плетёт сеть в сердце человека. Алкоголик никогда не признается ни перед людьми, ни даже перед самим собою, что это для него проблема. Он упрямо будет убеждать себя и окружающих, что у него нет пристрастия к алкоголю, что он может пить, а может и не пить, может бросить в любое время. Но наступает утро – и опять похмелье, снова головная боль… В этой ситуации существует лишь два выхода. Первый – продолжать жить в плену греха, медленно сгорая в «озере огненном, горящем серою», а это – вторая (духовная) смерть. И второй – противостать диаволу, как учит святой апостол Иаков (см. Иакова, 4.7). Противостать не своею собственною силою, но силою Божией, которую даёт вера, а точнее – доверие Ему. А для этого в первую очередь раскаяться в своей гордыне, и прийти к Господу, прийти к вере смиренной, действующей любовью. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас», – призывает Господь.
Один проповедник рассказал чудесную притчу. Человек, у которого были немалые жизненные трудности, обратился к Богу со словами: «Господи! У меня есть большая проблема. И эта проблема – это я!» Господь же ответил ему: «Сын Мой, у Меня есть ответ на твою проблему. И этот ответ – это Я…»
Мы должны осознать, что все наши проблемы – от неверия нашего, от нашего безбожия, от бездуховности. Противостать диаволу можно лишь твёрдой верой, воздержанием и молитвою. Когда неверующий осознаёт, что у него возникли трудности, – он начинает искать помощи у врачей и экстрасенсов. Лечится гипнозом, кодируется и т.п. И это на какое-то время может дать положительный результат. Но если человек не заполнит своё сердце верою и любовью, если в сердце его не воцарится Христос, – он опять падёт в искушение, и падение то будет хуже прежнего. Как и сказано в Евангелии:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел (дом на библейском языке – сердце человека, жилище духа. – Авт. ). И пришед находит его выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого…» (От Луки, 11.24–26)
Итак, да вселится в сердце наше Господь! И да станет оно царствием Его, царствием Божиим. Слава Творцу – выбор за нами…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *