Грехи детей

О детской исповеди, о том, какие дети приходят в храм к священнику, и чем может помочь батюшка мальчикам и девочкам от 7 до 10 лет рассказывает священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме.

Детская исповедь

Наверное, нет ничего более индивидуального, чем детская исповедь. Слишком сегодня разные семьи, соответственно, разные и дети в этих семьях; разное воспитание, место жительства, достаток и т.п.

Но хотя бы попробовать систематизировать опыт детской исповеди, разбить детей на несколько групп со своими ярко выраженными признаками мы можем.

1

Дети, у которых родители воцерковились давно.

2

Дети, у которых родители воцерковились недавно.

3

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм.

4

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино.

Прежде чем разбирать подробно особенности этих групп, стоит отметить общие рекомендации:

  • Очевидно, что не нужно ребенка заставлять исповедоваться, если он этого не хочет;

  • Если ребенок исповедуется в первый раз, то необходимо перед его исповедью предупредить об этом священника.

Дети, у которых родители воцерковились давно

В этих случаях, если родители сами постоянно сознательно исповедуются, детям показывается с рождения пример. Дети, подражая родителям, тоже хотят быть, как взрослые. В данном случае главное для родителей не начать считать, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем лучше. Важно просто донести до ребенка, что Бог нас любит, что без Его помощи нам не обойтись – показать ребенку, что исповедь очень полезна, а не наказание или пытка.

При этом, по сути, главным и единственным грехом, в котором ребенок искренне может покаяться – это непослушание родителям. Ведь все остальное – это уже следствие воспитания родителей и той жизни, которую они создают своим детям.

Всегда умиляют исповеди ребенка, который кается в нарушении поста; в просмотре телевизора; в том, что маму до крика доводит… А перед этим исповедуется мама ребенка и не кается в том, что нарушает пост, смотрит телевизор и кричит на ребенка.

Ну и конечно же не надо родителям устраивать соревнования: дескать, Миша уже в 7 лет исповедуется по пять минут, а мой оболтус подошел на 5 секунд и ушел. Все дети разные, в разное время доходят до понимания тех или иных проступков.

Дети, у которых родители воцерковились недавно

Неофитство – это болезнь, которая настигает подавляющее большинство людей, которые только пришли в храм. Проявлений у нее много – основные – это желание всех учить Слову Божьему, строжайший пост, длинные молитвословия и осуждение всех, кто не согласен с их святой жизнью.

Дети в этом случае, естественно, также страдают от неофитства родителей. Ребенку начинают зачитывать в 7 лет «Опыт построения исповеди» и требуют, чтобы он искренне во всех грехах каялся, иначе сгорит в аду.

В этом случае священнику надо вмешиваться, объяснять родителям их ошибки, успокаивать ребенка – одним словом, нажимать на тормоза.

Эти две первых группы объединяет одно: родители явно не против религиозного воспитания детей. Священнику остается только корректировать под характер ребенка периодичность исповеди, строгость кнута и сладость пряника.

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм

Более сложная группа, так как детям родители не показывают дома примера религиозной жизни и сами не исповедуются. В этом случае, священнику необходимо выделять чуть больше времени для ребенка и рассказывать ему самостоятельно о Боге, об Его участии в нашей жизни, о необходимости молитвы и борьбы со злом.

Об этом нужно разговаривать с родителями – просить их приводить ребенка не тогда, когда стоит большая толпа исповедников, а в будние дни, или договариваться вообще на отдельную встречу.

Проблема главная в том, что у ребенка, если есть серьезный подход к исповеди, могут (и будут) возникать вопросы, на которые родители не смогут ответить, или ответят не правильно. Что в одном случае приведет к потере авторитета родительского, а во втором к заблуждениям религиозным.

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино

Самая простая для священника и самая грустная для детей группа.

Осознавая, что в лучшем случае ты увидишь ребенка через год, особое внимание словам уделять не стоит. Крайне маловероятно, что ребенок вот так вот сразу поймет хоть что-то из Закона Божьего.

Ребенку просто стоит сказать, чтобы он, когда будет вспоминать о Боге, обязательно молился своими словами. Потом подарить ему хорошую детскую Библию и молитвослов (для этого надо их иметь в запасе, если есть такая возможность); и сказать, что если у него будут вопросы, то пусть попросит родителей привести его еще раз на исповедь, чтобы поговорить.

Ну и записать этого отрока на годовое поминовение в храме, чтобы хоть кто-то за него молился.

Подводя итог, конечно, надо заметить, что написанное в этой статье, касается только малолетних детей 7-10 летнего возраста.

Потому что основные проблемы на исповеди начинаются как раз позже, когда начинается период юности, о котором святитель Иоанн Златоуст писал так: «Юность… нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется».

И именно на этот период – на период юности – приходится самое большое количество ошибок, имеющих очень пагубные плоды, сказывающиеся иногда на всей жизни человека. Но это уже тема не детской исповеди.

Таинство Исповедь – главная составная покаяния.

Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением. Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю. Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств. Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список грехов можно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения. Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям. До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице. Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них). Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии. Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть. Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди, особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней. Правила Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости. Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства – один раз в месяц.

Помощь в исповеди – список грехов – подскажет необходимые слова.

Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным. После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов. Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка.

Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией. Как проходит таинство В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти. Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя. До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила. Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть – это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение.

Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям. Готовимся к исповеди: список грехов Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи. Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях. Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично.

Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность. Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями. Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге). Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений. Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие. Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила. Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу. Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения. Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера. Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.Утаивание грехов на исповеди. Грехи, совершенные против ближних людей Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие. Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность. Воспитание детей вне веры. Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся. Нежелание помогать родителям, неуважение к ним. Воровство, осуждение, зависть. Ссоры, употребление спиртного на поминках. Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни). Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту. Грехи, совершенные против себя Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни. Желание наживы, обогащения. Выставление напоказ добрых поступков. Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков. Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины .

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви». Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

Редко молилась, не посещала церковь.

Больше думала о мирском во время молитвы.

Допускала половую жизнь до брака. Аборты, склонение к ним других. Имела нечистые мысли, желания.

Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.

Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.

Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.

Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве

. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.

Избегание помощи другим людям.

Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям. Суеверие.

Список грехов для мужчины.

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди – осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе. Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь — только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов – это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

Святотатство, разговоры в храме. Сомнение в вере, загробной жизни. Кощунство, насмешки над убогими. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность. Уклонение от службы в армии. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей. Оскорбления, ненависть, драки. Клевета, разглашение чужих слабостей. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры). Отказ в помощи родителям, другим людям. Воровство, бесцельное коллекционирование. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения. Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список грехов ребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь. Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед. Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы: Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть? Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе? Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений? Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди? Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли? Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных? Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя? Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь? Смеялся ли над физическими недостатками других людей? Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)? Ленится или помогает родителям по дому? Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?

Рекомендации .

Человек сам определяет – исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство. Следует подготовить список грехов на исповедь. Образец лучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту. Исповедь совершается бесплатно. Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин – рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин – платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен. Искренность исповеди Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду – такие действия не ведут к покаянию. Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, – это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению. Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди. Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди .

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий. Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень. Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать. Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение. Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.-

С какого возраста ребенок должен идти на исповедь? Существуют ли исключения?

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают – кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.

Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?

Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще.

Как готовить ребенка к первой исповеди?

Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их. Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Но родители не должны писать грехи за ребенка на бумажку, которую он прочитает на исповеди. После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди. При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно, когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д.

Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

  • Грехи по отношению к старшим: Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.
  • Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.
  • Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.
  • Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.
  • Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.
  • Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.
Для ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

  • Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?

Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.
Хотелось бы, чтобы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь – это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь – это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Пост для детей.

Пост – воспитание в человеке преодоления греховных привычек, воспитание духовного иммунитета против греха и безверия. Для детей важен пример семьи. Если постятся близкие, тогда для ребенка пост — само собой разумеющееся. Для детей важно научиться преодолевать себя. Если ребенок к посту относится духовно, пусть постится, как положено, не мешайте ему. Если для него пост сложен, пусть с Вашей помощью учится все-таки ограничивать свои желания. Если ребенок питается в школе, то хотя бы во время обеда пусть отложит котлету, сосиску, это уже будет воздержание. Дома постарайтесь поститься как положено. Если ребенку пост труден, определитесь с ним о послаблении, к примеру, на молочные продукты. Если страх за здоровье ребенка Вас терзает, то в субботу и воскресенье позвольте ребенку большее послабление. Поститься может ребенок любого школьного возраста. Для маленьких можно попробовать ограничить количество любимых конфет или сладостей. Важно ограничить и развлечения, просмотр ТВ, игра в компьютере (также должны поступать и родители).

Покажите детям пластырь.

  • Случалось ли вам когда-нибудь порезаться?

  • Что вы при этом чувствовали?

  • Что мы должны делать, если порежемся? (Промыть ранку и наложить на нее пластырь.)

  • Зачем нужно промывать ранку и накладывать на нее пластырь? (Чтобы она побыстрее зажила.)

Плохой поступок похож на порез. Мы чувствуем боль внутри и расстраиваемся, потому что знаем, что были не правы. Когда мы совершаем ошибку, нам на помощь приходит раскаяние. Благодаря ему мы очищаем и залечиваем духовные раны.

Прикрепите полоску бумаги с надписью «Покаяние”.

Расскажите своими словами такую историю.

Майкл отправился в магазин за нитками для мамы. На прилавке был выставлен леденец. Мальчику хотелось купить его, но ему не хватило денег. Пока продавец ходил за нитками, Майкл быстренько сунул леденец в карман. Когда продавец вернулся, Майкл заплатил за нитки. Леденец он съел по дороге домой. Через некоторое время Майкл вдруг задумался над тем, чему учили его родители.

Попросите одного из детей постарше прочитать Исход 20:15 или прочитайте этот стих классу сами.

Попросите одного из детей прикрепить полоску с надписью «Чувствовать сожаление” под полоской «Покаяние”.

Объясните: когда мы осознаем, что сделали что-то не так, мы должны признать, что были не правы, и почувствовать сожаление о том, что мы так поступили. Наш Небесный Отец дал это ощущение, чтобы помочь нам узнать, когда мы совершаем плохие поступки.

Объясните: следующий поступок, который должен был совершить Майкл, – это попросить прощения за то, что он натворил. Попросите другого ребенка показать полоску бумаги с надписью «Просить прощения”.

  • У кого должен был Майкл просить прощения? (У Небесного Отца и у продавца.)

Объясните: когда мы каемся в наших дурных поступках, мы должны просить нашего Небесного Отца и человека, которого мы обидели, простить нас. Мы должны признать, что поступили плохо, и затем просить прощения за то, что мы сделали.

  • Как мы просим прощения у Небесного Отца? (Мы просим прощения в молитве.)

Объясните: третье, что Майкл должен был сделать, – это постараться исправить то, что он сделал. Пусть еще один ребенок покажет полоску с надписью «Исправить ошибку”. Помогите им понять: мы должны стараться исправить все те неприятности, которые были вызваны нашим неверным решением. Иногда мы не в силах исправить все эти неприятности (например, восстановить то, что мы разрушили), но нужно сделать все, что мы можем, чтобы как-то возместить эту потерю.

  • Что должен был сделать Майкл, чтобы исправить содеянное? (Вернуться в магазин и заплатить за леденец или без всякой оплаты выполнить какую-нибудь работу для продавца магазина.)

Напомните классу: еще одним поступком Майкла должно быть его решение никогда больше так не поступать. Попросите еще кого нибудь из детей прикрепить под тремя полосками последнюю с надписью «Не повторять ошибки впредь”. Закончите мыслью о том, что Майкл должен принять решение никогда больше так не поступать. Майкл узнает, что он истинно покаялся, если он будет сожалеть о своем проступке, попросит прощения, постарается исправить содеянное и решит никогда больше так не поступать. Говоря о каждом этапе покаяния, указывайте на соответствующую полоску с надписью.

Спойте или продекламируйте слова второго куплета песни «Дай мне, Отец мой, уменья прощать” («Help Me, Dear Father”).

Мы живем в радостное, благодатное время — все больше и больше детей приходит в храм. Многих молодые мамы причащают с младенчества. Немало и тех. кто пришел в храм уже подростком — их привели родители, которые сами недавно начали воцерковляться. И вот в ЖИЗНИ ребенка наступает трепетный момент — первая исповедь, которая зачастую приводит в волнение не только детей, но и их родителей.
Каковы особенности детской исповеди? Чем и как могут помочь родители своему ребенку? Каких ошибок следует избегать при подготовке детей к исповеди?

Детская исповедь — это очень интересное явление, так же как детская молитва. Дети в большинстве своем не умеют притворяться, их отношение к Богу отметил и поставил нам в пример Иисус Христос, «быть как дети» — незлобивые, доверчивые и отстраненные от созерцания и оценки самих себя.

У одних желание исповедоваться пробуждается очень рано. Это не те случаи, когда младшие братья и сестренки в три-четыре года пытаются подражать своим семи-восьмилетним братьям, видя, как те исповедуются. Речь о другом — когда у них появляется потребность в покаянии. Мне известен один случай, когда шестилетний мальчик согрешил поел перед Причастием, при этом пытался обмануть родителей, заставших его врасплох. Мальчику стало стыдно, он сильно волновался в храме. Ему предложили исповедаться перед Причастием, а причащался он обычно с радостью и часто, каждое воскресенье. И вот батюшка из-за своей поспешности и из-за не очень строгого отношения к такому малышу с легкостью разрешил ему причащаться. Однако после этого мальчик расплакался и не хотел идти к Чаше. Видимо, малышу нужна была более глубокая исповедь, даже некое наказание, которое сняло бы груз с его совести, — нечто, соответствующее тому, как он переживал этот грех, может быть, даже отвод от Причастия и епитимья. По он этого не получил. Мальчика со слезами повели причащаться, и он плакал потом и долго не находил себе утешения. По всей видимости, он сам хотел себя наказать, — отказаться от Причастия, но его принудили причаститься, не сняв груз с сердца. Это говорит о том, что даже у детей, не достигших еще семи лет, может быть огромная потребность облегчить свою совесть. И прежде всего, через покаяние.

Как помочь детям подготовиться к первой исповеди, нужно пи им указывать на совершенные ими грехи?

Детям, которые готовятся к первой исповеди, конечно, нужно помочь, рассказать о грехах, но не вдаваться во взрослые грехи, не свойственные детям, чтобы не было навязывания греха, хотя сейчас дети, просвещенные через телевизор, посвящены во многие взрослые грехи. Не стоит их в это еще более углублять, готовя к исповеди. У детей есть долг, главная заповедь — это любить своих родителей, подчиняться старшим. Вокруг этого и должна быть построена исповедь. Очень важна и честность. Когда ребенок исповедуется, часто сердце священника волнуется, потому что он присутствует при необычном явлении — детская душа, не умеющая притворяться, открывается в первозданной красоте откровения. Если дети в раннем возрасте повторяют грехи, то это не потому, что они давали ложное обещание исправиться. У них нет еще достаточно окрепшего сознания, а самое главное, нет сил исправиться.
У нас, взрослых, так тоже бывает. Мы порой всю жизнь каемся в одних и тех же грехах, однако к себе относимся снисходительно, такими же надо быть и по отношению к детям и их исповеди. Не говорить детям: «А вот ты обещал, что ж ты теперь делаешь?» Таким образом мы можем отбить охоту исповедоваться, потому что на исповеди они были искренни, а потом ребенку, еще не окрепшему сознанием, волей, не хватило чего-то, что позволило бы окончательно исправиться, избавиться от греха.
Рассказывая детям о том, какие бывают грехи, не нужно навязывать им свое мнение об их греховности. Некоторые родственники подслушивают, как исповедуется ребенок, и, плохо скрывая свою осведомленность, буквально пихают ребенка, напоминая, чтобы он исповедался еще в этом и в этом — о чем он якобы забыл или не хочет, признаться. Эго уже не покаяние — это принуждение. Если детей не торопить во время исповеди, то они, ковыряя пальчиком сучки и замочные скважины на исповедальном аналое, в силу чистоты души, искренности и близости через это к Богу, могут рассказать всё — Бог помогает им вспоминать грехи. Все остальное, навязанное, мешает, смущает их. Показать ребенку, как избавиться от греха, как не повторять его — это задача и пастырская, и родительская. При этом духовник сам знает, когда и как лучше наставлять исповедующегося ребенка, а вот родителям нужно разделить исповедь и воспитание, и воспитывать ребенка в другом месте и в другое время.
Очень важно держать детей в послушании, в честности, строить их жизнь в недопущении подлости. Можно применять к ним и что-то вроде епитимьи — в виде отказа от чего-то, например, от сладкого, от какого-то любимого ими занятия. Можно запретить им сходить погулять, что-то посмотреть, что-то почитать, послушать, с кем-то пообщаться. Но, при ранимости их души, это настолько тонкий момент, что надо десять раз подумать, прежде чем наложить на ребенка то или иное наказание за совершенный грех, пусть это даже и подлость какая-то. Надо всячески беречь нежность их сердца, чувствительной души. К сожалению, многие детки живут в семьях, где часты ссоры, крики, примеры грубого отношения к ним старших. Их души могут быстро зачерстветь, особенно если не соизмерять наказание со степенью осознания ими греха.

С какого возраста все-таки дети должны исповедоваться?

Говорят, что начиная с семи лет можно уже опираться на обещания детей исправиться, на их волю, на их сознание, поэтому подготовка к первой исповеди в основном начинается с семилетнего возраста это пограничный возраст между младенчеством и отрочеством. Повторюсь, что у очень многих желание исповедаться по причине давления греха из-за чувствительности детской души появляется раньше семилетнего возраста, и здесь желательно идти навстречу.

Насколько применима общая исповедь к детям?

Во многих приходах практикуется общая исповедь — для взрослых и для детей. Однако во время детской исповеди очень важен личный контакт исповедующего священника с детской душой. Общая исповедь сводит к минимуму такое общение, поэтому такая исповедь возможна лишь в самых исключительных случаях. Учитывая ранимость, чуткость детской души, уже сам по себе контакт со священником, нахождение рядом с ним, слушание дыхания друг друга очень много значат для ребенка. Если такой контакт — судорожный, спешный, скомканный, значит упущена возможность повлиять на детскую душу положительным образом, и ее исправление откладывается на потом.

Пожелания родителям, которые приводят детей на исповедь

Я бы пожелал родителям самим чаще исповедоваться, самим стараться, чтобы слова их, родителей, не расходились с делом, потому что детей в силу восприимчивости и чистоты души очень ранит двуличие. Эта встреча с миром, «лукавым, прелюбодейным и злым», через двуличие родителей и близких настолько ошеломляет и так сильно ранит их душу, что она со временем отгораживается от мира невидимой стеной, как панцирем, как непробиваемой кожей носорога. Здесь прямая связь родителей н детей. Поэтому, я думаю, недолго сохранится желание детей исправляться, чистосердечно исповедоваться, если родители сами не исправляются, сами не каются, сами позволяют себе повторять грехи, — вместе должны всё делать.

А если ребенок совершил уже тяжелый грех, например, воровство, и не хочет исповедовать его?

Здесь родители обязательно должны сказать ребенку про врага нашего спасения, про рогатого, что у того есть невидимые веревки, и он ищет девочек и мальчиков, которые утаивают грехи и не хотят сразу от них избавляться через исповедь. Тогда он связывает их этими невидимыми веревками, и люди становятся пленниками этого невидимого врага. Веревки у него крепкие, он связывает так, что потом будет очень трудно развязаться, то есть не воровать или не врать, и над согрешающим все будут смеяться.

Что делать, если ребенок попал в недетскую ситуацию — если его толкают на наркоманию, курение, выпивку, другие тяжкие грехи?

Здесь важна среда, в которой находится ребенок. Родителям надо срочно решать вопрос по выводу его из злостной атмосферы. Потому что невозможно бороться с ожогами, не выведя человека из пожара.
Надо объяснить ребенку, что это не безобидно, как пытаются внушить ему взрослые: безобидные наркотики, безобидные сигареты, водка. Раз-два человек попробует — и это может стать бедой на всю жизнь. Им надо говорить о том, как плачут большие дяди и тети, в обшем то, сильные, но попавшие в зависимость от яда. И не могут сделать ничего для избавления от него ни они, ни медики, ни психологи. А потом уже — последствия на всю жизнь, самые печальные для человека: одиночество, бессилие и невозможность из-за поврожденности тяжелой зависимостью вернуться в нормальную жизнь. Самое главное — развеять миф безвредности наркотиков. Безопасных наркотиков нет, это признают все специалисты.
Наше пребывание на Святой горе Афон, разговор с одним очень знаменитым старцем, греком, в далеком монастыре, куда паломники почти не попадают, заставляет серьезно задуматься. Этот старец прозорливо указал некоторым нашим прихожанам на пагубность их знакомства с наркотиками десять и более лет тому назад. Они лишь только попробовали, а потом в их жизни было много бед — с работой, со здоровьем и в семьях. Они не понимали источника этих проблем. И когда мы при встрече обратились к старцу: скажи нам, отче, что-нибудь назидательное, он начал сразу же с наркотиков, сразу к этому подвел. Мы удивились, что эта, казалось бы, детская, юношеская шалость (подумаешь, когда-то попробовали?) всё еще помнится Богом, Который напомнил об этом старцу, и он сказал: «Вам лучше здесь остаться. Я вас замурую в стену, буду через маленькое окошечко подавать вам хлеб и воду. В Москву не возвращайтесь». Он не шутил, у него было серьезное лицо. Переводчик с греческого точно всё нам перевел. Мы стояли потрясенные тем, что беседу с нами, приехавшими из далекой России, старец начал с этого. Вот так могут пройти годы, десятилетия, может быть, и вся жизнь, но последствия этого греха — наркотиков — остаются и тянут за собой самого человека и тех, кто с ним связан, кто с ним живет. Конечно, и здесь не стоит отчаиваться, — Господь милостив. Совершив такой грех, надо попросить у духовника соответствующее наказание — епитимью, и отрабатывать ее с сознанием, что такой покаянный труд может быть принят Богом и изгладит вину.
В заключение необходимо сказать, что исповедь ребенка, особенно первые исповеди, это большой совместный труд всех верующих членов семьи. Замечено, что если на исповедь привели ребенка, в семье которого нет верующих, ему очень трудно раскрыть душу. Он не по-детски молчалив, он связан, он под влиянием той атмосферы, той стихии, тех сил (понятно каких), которые удерживают взрослых, родителей, домочадцев этого ребенка от покаяния и делают его необычно для детей немым во время исповеди. Иное дело, когда родители начинают каяться, встают на духовный путь и оба делают всё возможное, чтобы исправить свои ошибки: венчаются, начинают молиться, жить по Евангелию, по Заповедям Божиим. И тогда ребенок на глазах расцветает, потому что в семье всё общее — и горе, и радости, и состояние душ. Чистота детской души, ее искренность и открытость являются неоценимым даром Творца, и сберечь этот дар — задача родителей и духовника.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *