Греко римская эпоха

Культ императора

Ку́льт импера́тора — разновидность государственной религии, при которой император (или императорская династия) почитается как бог или полубог (англ.)русск., или объявляется мессией. Слово «культ» в данном случае означает религиозный культ. При этом речь может идти как о эвгемерическом культе личности, так и об этническом (египетский фараон, эфиопский император, японский император), и надэтническом, если речь идёт о полиэтническом государстве (китайский император, римский император). Божественный царь (англ.)русск. является монархом, который имеет особое религиозное значение для своих подданных, и служит как глава государства и воплощённое божество или главный религиозный деятель. Эта форма правления сочетает в себе теократию и абсолютную монархию.

История

Древний Египет

В Древнем Египте на протяжении всей его истории фараон понимался как воплощения бога Хора (Гора) и Хатхор (позднее Исиды или Нут).

Древний Китай

Основная статья: Сын Неба

В императорском Китае монарх именовался Сыном Неба. Как принадлежащий к небесному роду и его представитель на Земле, китайский император был законодателем Поднебесной и носителем небесного мандата, а его воля считалась священным указанием. Таковыми, например, были Жёлтый император и Нефритовый император.

Древний Рим

Ещё до воцарения Гая Юлия Цезаря в древнеримском обществе имели место зачатки священной монархии. Так в ранней истории Древнего Рима цари были духовными вождями и патрициями, занимая положение в обществе выше, чем фламины. Примером таких царей был Нумитор. Позднее только тесно связанный с плебсом титул rex sacrorum напоминал об этом.

Один из основателей Рима Ромул был отождествлён с «непобеждённым богом» Квирином, к которому впоследствии возводили свою родословную все римские цезари.

Марк Теренций Варрон писал о сокровенности и могуществе римского царства (лат. adytum et initia regis), недоступного простым непосвящённым.

Плутарх писал о том, как греческий посол заявил римскому Сенату, что ощущает себя будто в середине «целого сообщества царей».

По мере развития Римской империи культ императора постепенно был установлен, что выразилось в поклонении римским императорам как богам, затем стало естественной частью римской религии. Начало этому положил Октавиан Август.

Культ распространился по всей империи в течение нескольких десятилетий, причём сильнее на востоке, чем на западе страны. Диоклетиан упрочил культ императора, введя проскинезу и установив священным всё, что так или иначе относилось к личности императора.

Обожествление императоров в Византийской империи прекратилось с введением христианства Константином Великим.

Древняя Япония

В древней Японии было принято для каждого рода возводить свою родословную к одному из богов (удзигами), а императорская семья или отдельный клан обычно определяли своего ками как самого главного и важного из всех. В дальнейшем это стало обычаем в знатных семьях, главы которых, включая и императора, не обожествлялись. Это происходило вплоть до Мэйдзи Исин, когда японский император начал почитаться на волне подъёма национализма.

  • Арахитогами (англ.)русск. — понятие о „боге, который стал как человек“, применяемое к императору Хирохито после окончания Второй мировой войны и подписания Нингэн-сэнгэн.

Древняя Юго-Восточная Азия

Дэвараджа (англ.)русск. — индуистско-буддийский религиозный культ обожествления царственной семьи (англ.)русск.. Предполагается, что данный культ возник путём синкретизма, соединив индуизм и с культом предков австронезийских народов. Монарх здесь рассматривается как живое воплощение Шивы и Вишну, что восходит к Чакравартину. В политике подобное рассматривается как божественная воля в законах монарха. Исторически дэвараджа была на Яве и в Камбодже, где расположены Прамбанан и Ангкор-Ват.

В государстве Матарам было принято возводить храм (англ. candi ), чтобы почтить душу умершего монарха. Образ гарбхагрихи представляет монарха как бога, поскольку считалось, что душа сливается с богом на Сварге. На Яве традиция обожествления монарха распространилась в XV веке Кедири и Маджапахит. Традиция публичного почитания короля Камбоджи и короля Таиланда является продолжением дэвараджа. Сусухунан в Суракарте и султанат Джокьякарты являются прямыми преемниками основанного в XVII веке султаната Матарам, который, в свою очередь, причисляет себя к преемниками Матарама.

Тибет

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 августа 2016 года.

См. также

  • Апофеоз
  • Атонизм
  • Божиею милостью
  • Король-император (англ.)русск.
  • Культ личности
  • Культ личности в КНДР
  • Небесный мандат
  • Эвгемеризм

> Примечания

Литература

Как возникла традиция обожествления римских императоров?

Иван Миролюбов 5501 3 года назад редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю Пользователю можно задать вопрос

Мне кажется, довольно спонтанно она возникла. Дело в том, что в ходе гражданских войн и усобиц эпохи кризиса республики был создан культ Юлия Цезаря. Сам Цезарь был властолюбив, но откровенно не знал, как оформить свою власть. Решением стала пожизненная диктатура, тем более что пример бессрочной диктатуры уже подал Сулла. После убийства Цезарь 15 марта 44 года до н.э. начались волнения; народ, против ожидания заговорщиков, вовсе не был вдохновлен идеей восстановления прежних порядков. В конечном итоге было принято решение заговорщиков уважить назначением провинций, а Цезарю воздать божественные почести (Plut., Caes., 67, 4). Так он стал divus Iulius, и за это ухватился его наследник и преемник, Гай Октавий, он же Гаю Юлий Цезарь Октавиан, он же Император Цезарь Август. Так как он был усыновлен по завещанию Цезаря, то принял его имя. В 27 году до н.э. ему было присвоено почетное наименование Август, после чего он стал себя титуловать Imperator Caesar Augustus divi filius – Император Цезарь Август, сын божества (божественного Юлия). Сам Август демонстративно отказывался от божественных почестей, хотя надо понимать психологию того времени – Август принес эпоху мира (pax) после разрушительных междусобиц, потому его действительно искренне чтили. Здесь хорошим доказательством может являться поэзия, где божественность императора восторженно подчеркивается. Стоит также иметь в виду сильное восточное влияние, где практика обожествления правителя была весьма распространена. В итоге Август решился на послабление — не разрешив храмов в свою честь, он дал позволение сооружать их с двойным посвящением, а именно себе и богине Роме (Suet., 52, 1). Собственно сам культ Августа сформировался окончательно лишь при Тиберии, для которого это обожествление было одним из средств легитимизации. Отныне очень удобно было обосновывать свою власть в том числе и тем, что император вроде как имел прямое отношение к преемнику, а тот, в свою очередь, был божеством. Один из наиболее ярких примеров – Септимий Север, который обожествил Коммода, себя провозгласил его братом и присоединил себя к династии Антонинов. Надпись 198 года (AE 1957, 21 = AE 1969/70, 528 = AE 1982, 811) называет его братом Коммода, сыном Марка Аврелия, внуком Антонина Пия, правнуком Адриана, (пра)правнуком Траяна, (прапра)правнуком Нервы, при этом все эти персонажи были обожествлены, и сам Север потом также был обожествлен. Таким образом, первая причина – легитимизация власти. Вторая – религиозный синкретизм. Традиционное язычество не отвечало государственным запросам Римской империи, потому как боги были разные у разных народов, а их в империи жило великое множество, и многие получали гражданство, принося в жизнь римского общества вместе с аспектами своей культуры и своих богов. Культ императора был един и существовал по одному стандарту, так что он объединял. Кроме того, император (не только лично — скажем, на ипподроме или в цирке, где он присутствовал и общался с народом, но и на монетах, статуях и проч.) был зримым воплощением римской государственности. Наконец, последняя, третья, причина состоит в тщеславии. Одиозные императоры вроде Калигулы и Домициана пытались обосновать свою божественность, однако впервые официально это сделал Аврелиан, который титуловал себя господином и богом. При Диоклетиане эта тенденция достигла высшей точки, тем более что здесь личные амбиции совмещались с попыткой легитимизации: и Диоклетиан, и его коллеги были выходцами из самых низов. Кроме того, Диоклетиан создал систему, согласно идеологии которой кроме этой самой божественности в императоре ничего не осталось, даже личности: по новым правилам императоры (четыре соправителя) должны были меняться каждые 20 лет (младшие соправители становились старшими, брали себе новых коллег, а старшие уходили на заслуженный отдых), что лишило личность императора уникальности. Система эта, правда, разрушилась с уходом Диоклетиана. В Миланском эдикте Константина и Лициния от 313 года культ императора приобрел новый формат — христианский, когда императора почитали не как бога, но молились за него Богу, как за хранителя государственного порядка. Однако языческий формат также продолжает сохраняться, большей частью по инерции. Так, императоры еще долго будут обожествляться и после Константина: даже ревностного христианина Феодосия одна надпись из Рима назовет divus (CIL, VI, 1783).

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 10 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *