Григорианского календаря

Методические рекомендации

для текущего контроля результатов обучения

по разделу «Информационная деятельность человека»

Учебная дисциплина: Информатика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Материалы обеспечивают поэтапный контроль результатов процесса обучения по разделу «Информационная деятельность человека». Поэтому структура материала соответствует учебному плану курса, т.е. следует логической и хронологической последовательности обучения.

Предлагаются три варианта форм текущего контроля знаний и умений студентов:

1) Контрольные работы. Осуществляют текущий контроль по очередной теме. Содержат вопросы, раскрывающие освоение студентами основных понятий и задачи, решение которых требует знания теоретического материала и умения его использовать для решения задач. Контрольные работы строятся из вопросов-заданий, на которые студенты должны дать в письменном виде полный ответ на вопрос или привести ход решения задачи с получением результата. Объем контрольной работы рассчитан на выполнение в течение 10-15 минут от времени урока.

2) Тесты. Осуществляют контроль одной темы. Содержат задания, требующие выбора ответа из меню вариантов. Объем теста рассчитан на выполнение в течение 15-20 минут от времени урока

3) Практические работы на компьютере. Осуществляют контроль практического освоения студентами умения работать на компьютере со средствами программного обеспечения. Объем практической работы рассчитан на выполнение в течение 20-30 минут от времени урока.

СБОРНИК СОДЕРЖИТ ТРИ БАЗЫ ЗАДАНИЙ:

1) база тестовых заданий

2) база заданий для контрольных работ

3) база практических заданий для выполнения на компьютере

На основании данной методической разработки преподаватель может конструировать многовариантные подборки задания для проведения контрольных мероприятий: теоретических контрольных работ, теоретических тестов, практических контрольных работ на компьютере.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Пояснение к таблице. Первые два столбца отражают почасовое тематическое планирование изучения раздела. Каждая тема имеет свой порядковый номер. В 4-м и 5-м столбцах представлены элементы знаний и умений, приобретаемые студентами в результате изучения раздела. В 5-м столбце указаны средства контроля освоения соответствующего элемента, которые имеются в базах тестов, контрольных работ и практических работ на компьютере.

урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Знать

Уметь

Средства контроля

РАЗДЕЛ 1: Информационная деятельность

человека

Тема 1.1: Основные этапы развития информационного общества.

Классификация информационных процессов по принятому основанию.

— Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.

— Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.

— Владение нормами информационной этики и права.

— Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.

— Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.

— Использование ссылок и цитирования источников информации

— Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ

Вопросы для контрольной работы

Тестовые задания

Практические работы для выполнения на компьютере

№1. Информационные ресурсы общества.

№1. Образовательные информационные ресурсы.

№2. Работа с программным обеспечением.

№3. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.

ИТОГО

2. БАЗА ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Пояснение к структуре базы заданий для контрольных работ. В столбце «Содержание» — формулировка задания в том виде, в каком она предлагается студентам в контрольной работе. В графе «Ответ» (или «примерный ответ») — информация для преподавателя с целью проверки контрольной работы. В тех случаях, когда ответ носит вербальный характер (повествовательный текст), точное совпадение с приведенным ответом не является обязательным. Однако ключевые слова и логика ответа студентами должны быть воспроизведены. Все задания ранжированы по двум уровням сложности.

К образовательным электронным ресурсам относят:

  • учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

  • учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

  • научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

  • дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

  • системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

  • электронные полнотекстовые библиотеки;

  • электронные периодические издания сферы образования;

  • электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

  • электронные архивы выпусков.

На какие категории по правовому статусу можно разделить программные продукты?

Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые.

1

Что представляет собой лицензия?

Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Поясните назначение условно бесплатных программ

Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

3.БАЗА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Решение тестового задания происходит путем выбора правильных ответов из предлагаемого меню. Число вариантов ответов в заданиях пять. Все тестовые задания проранжированы по двум уровням сложности. Во всех заданиях 1-го уровня сложности имеется только один правильный вариант ответа. Для некоторых заданий 2-го уровня сложности полный ответ может включать в себя одновременно несколько вариантов. Задание считается выполненным только при указании всех вариантов ответа.

а) бумага

б) кино и фотопленка

в) магнитная лента

г) дискета, жесткий диск

д) лазерный компакт-диск

а) бумага

Открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия социальны структур (систем) друг на друга с целью получения определенного выигрыша в

материальной, военной, политической, идеологической сферах называют:

а) компьютерным преступлением

б) информатизацией

в) информационным подходом

г) информационной войной

д) информационной преступностью.

г) информационной войной

Идея программного управления процессами вычислений была впервые высказана:

а) Н. Винером

б) Дж. Маучли

в) А. Лавлейс

г) Ч. Баббиджем

д)Дж. фон Нейманом

г) Ч. Баббиджем

Появление возможности эффективной автоматизации обработки и целенаправленного преобразования информации связано с изобретением:

а) письменности

в) книгопечатания

б) абака

г) электронно-вычислительных машин

д) телефона, телеграфа, радио, телевидения.

г) электронно-вычислительных машин

1

Первым средством дальней связи принято считать:

а) радиосвязь

б) телефон

в) телеграф

г) почту

д) компьютерные сети

г) почту

Идея использования двоичной системы счисления в вычислительных машинах принадлежит:

а) Ч. Бэббиджу

б) Б. Паскалю

в) Г. Лейбницу

г) Дж. Булю

д) Дж. фон Нейману.

в) Г. Лейбницу

Среди возможных негативных последствий развития современных средств

информационных и коммуникационных технологий указывают:

а) реализацию гуманистических принципов управления социумом

б) формирование единого информационного пространства человеческой цивилизации

в) разрушение частной жизни людей

г) организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам

человеческой цивилизации

д) решение экологических проблем.

в) разрушение частной жизни людей

ЭВМ второго поколения:

а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах

б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков

в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы; отличались возможностью доступа с удаленных терминалов;

г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры; отличались относительной дешевизной;

д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы; были способны моделировать человеческий интеллект.

б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые

элементы; программировались с использованием алгоритмических языков

Информатизация общества — это процесс:

а) увеличения объема избыточной информации в социуме

б) возрастания роли в социуме средств массовой информации

в) более полного использования накопленной информации во всех областях человеческой деятельности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий

г) повсеместного использования компьютеров (где надо и где в этом нет абсолютно никакой необходимости

д) обязательного изучения информатики в общеобразовательных учреждениях

в) более полного использования накопленной информации во всех областях человеческой деятельности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий

Информационная революция — это:

а) качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения

б) радикальная трансформация доминирующего в социуме технологического уклада

в) возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и

профессиональной деятельности информацию

г) изменение в способах формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала социума

д) совокупность информационных войн.

а) качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения

Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия,

сконструировал в XVII веке:

а) Чарльз Бэббидж

б) Блез Паскаль

в) Герман Холлерит

г) Джордж Буль

д) Готфрид Вильгельм Лейбниц.

д) Готфрид Вильгельм Лейбниц

Решающий вклад в алгебраизацию логики внес:

а) А. Тьюринг

б) Г. Лейбниц

в) Дж. Буль

г) Н. Винер

д) Ч. Бэббидж.

в) Дж. Буль

ЭВМ первого поколения:

а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах

б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков

в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы, отличались возможностью доступа с удаленных терминалов

г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры; отличались относительной дешевизной

д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы, были способны моделировать человеческий интеллект.

а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах

К числу основных тенденций в развитии информационных процессов в социуме относят:

а) уменьшение влияния средств массовой информации

б) уменьшение объема процедур контроля над процессами общественного производства распределения материальных благ

в) уменьшение информационного потенциала цивилизации

г) снижение остроты противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации в социуме

д) увеличение доли «интеллектуальных ресурсов» в объеме производимых материальных благ.

д) увеличение доли «интеллектуальных ресурсов» в объеме производимых материальных благ.

Патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, обусловленная привыканием к воздействию на его психику технологий виртуальной реальности, называется:

а) киберкультурой

б) телеработой

в) инфраструктурой

г) компьютероманией

д) информационной угрозой.

г) компьтероманией

4.БАЗА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Задание №1

  1. Загрузите Интернет.

  2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

  3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

    1. Охарактеризуйте любые три.

Название

Характеристика

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления Хрущева Н.С.

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

Задание №3. Ответьте на вопросы:

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе

ОС Windows

Браузер Mozilla Firefox

4 октября 1582 года в четверг в Риме, а вместе с ним и в ряде ведущих стран католической Европы начал действовать Григорианский календарь. Согласно реформе папы Григория XIII, из летоисчисления были удалены 10 суток и следующим днем стала пятница15 октября 1582 года.

Как известно, базовые элементы современного календаря берут начало от древнеримского юлианского календаря. Он был введен с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществленной в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем.

Новый календарь стал настоящей революцией в истории человеческой цивилизации, однако со временем стали проявляться его недостатки. В юлианском календаре каждые четыре последовательных года состоят из трех по 365 дней и одного високосного в 366 дней. Таким образом, год юлианского счисления равен 365,5 дня, и он длиннее тропического года на 11 минут 12 секунд.

Нетрудно посчитать, что эти ежегодные запаздывания в 128 лет достигают одного дня. В 1582 году накопившаяся разность в 10 дней была исправлена, а для предупреждения ее повторения в католической Европе была принята новая система летоисчисления — григорианская.

Произошло это в силу того, что для католической церкви десятидневное запаздывание стало уже нетерпимым, поскольку не позволяло правильно вычислить дату главного церковного праздника — Пасхи. В связи с чем 24 февраля 1582 года Римский Папа Григорий XIII издал свою знаменитую буллу Inter gravissimas — о переходе на новый календарь.

Согласно этому постановлению, в 1582 году жители Рима легли спать 4 октября, а проснулись на следующий день — 15 октября. Счет дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после четверга 4 октября предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября.
К середине XVI века весеннее равноденствие, которое во времена Юлия Цезаря приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта, и основной целью календарной реформы папы Григория было не только восстановить равноденствие и полнолуние на издревле назначенных им местах, от которых они отступили. Требовалось так же установить такой порядок летоисчесления, благодаря которым в будущем равноденствие и луна со своих мест никогда бы не сдвигались.
Реформа решила эту задачу, благодаря проекту итальянского врача, астронома и математика Луиджи Лиллио, который предложил каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. Таким образом, вместо 100 високосных дней на каждые 400 лет в юлианском календаре в григорианском календаре их стало только 97. Из числа високосных были исключены те вековые годы (годы с двумя нулями на конце), число сотен которых не делится без остатка на 4. Такими годами, в частности, являлись 1700, 1800 и 1900.

Год в григорианском счислении длиннее тропического на 26 секунд, и разность в сутки накапливается в течение 3280 лет. Разница между старым и новым стилями составляет для XVIII века 11 суток, для XIX века — 12 суток и для XX века — 13 суток. Дни недели в обоих календарях совпадают, и поэтому при переходе от одного из них к другому, день недели сохраняется.

Григорианский календарь в разных странах был введен в разное время. К середине XX века григорианским календарем пользовались практически все страны мира. В России он был введен после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.
Исправленный календарь получил название «нового стиля», а за старым юлианским укрепилось название «старый стиль».

1 января 7209 года «oт Сотворения мира» согласно указу Петра I было велено считать 1 января 1700 года «от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». С этого момента, вплоть до крушения династии Романовых в России начал действовать Юлианский календарь.

Современный календарь берет начало от древнеримского юлианского календаря, который был введен с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществленной в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем.

Однако в VII веке у него появилась альтернатива. Дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова была официально принята в качестве точки отсчета (сотворение Адама Господом Богом) для календаря православной византийской эры «от Сотворения мира».

Данная манера летоисчисления момента стала главенствующей на Руси после ее Крещения Великим князем Киевским Владимиром Святым в 988 году. В течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта.

В 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Закончил этот период в самом конце XVII века царь-реформатор Петр I.

1 сентября 7208 года в России отпраздновали очередной Новый год. А 20 декабря 7209 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года — от 1 января, и новая эра — летосчисление от Рождества Христова. Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

Из-за невысокой точности Юлианского календаря (каждые 128 лет накапливается один дополнительный день), к середине XX века практически все страны мира пользовались григорианским календарем. В России он был введен после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.

Также в этот день:

1806 год — во Франции отменен революционный календарь

1801 год — открыта планета Церера

⇐ Предыдущая234567891011

В практике работы историка часто встречается необходимость в переводе дат с Юлианского календаря на Григорианский. Для правильного решения этого вопроса необходимо уяснить суть различия между этими календарями, между так называемыми старым и новым стилями.

Прежде всего следует иметь в виду, что разница между ними не является величиной неизмеримой, а постоянно увеличивается. В XVI в., когда была проведена реформа 1582 г., она составляла 10 суток, в ХХ в., когда в 1918 г. Григорианский календарь был введен в нашей стране, она уже была равна 13 суткам. Каким образом произошло это «накопление»? в Григорианском календаре високосных лет меньше, чем в Юлианском, поэтому должен был наступить год, который являлся високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому. Речь здесь может идти только о годах, завершающих столетия, так как все другие годы, последние две цифры обозначения делятся без остатка на 4, являются високосными в обоих календарях. Например, високосными в одном и в другом календаре были 1588, 1592, 1596. Но и 1600 г. был в них високосным: в Юлианском, так как его обозначение оканчивается двумя нулями, а в Григорианском, так как две первые цифры его обозначения делятся на 4 без остатка. Следовательно, в XVII в. разница между ними осталась прежней (10 суток). 1700 г. високосный по Юлианскому календарю, но простой по Григорианскому, так как 14 на 4 без остатка не делится. Разница между календарями увеличилась до 11 суток. Следующее увеличение расхождения произошло в 1800 г., а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 200о г. разница останется прежней, так как этот год будет високосным в обоих календарях и достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю и простым по Григорианскому.

⇐ Предыдущая234567891011

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 879. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *