Гроб господень

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалимhoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Внешнее убранство

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

ФасадЮкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня.Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat MaterKyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный видEman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба ГосподняMarkus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара. Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле.

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Кувуклия: небольшая центральная часовня, которая является главной в Храме (греч. Κουβούκλιον — дословно «покой, царская опочивальня»; латин. Cubiculum).

Кувуклия — место схождения Благодатного огня во время ежегодного празднования Пасхи. Она облицована темным желто-розовым мрамором, потемневшим от векового горения свечей и лампад. Находится в самом центре ротонды (купола) Храма. В Кувуклии имеются только два помещения: Придел Ангела и Гроб Господень — величайшая христианская святыня. Существующая Кувуклия сооружена в 1810 г. взамен прежней, которая сильно разрушилась при опустошительном пожаре 1808 г. Ктиторская надпись называет создателем нынешней Кувуклии греческого архитектора Николоса Комниноса. Наружные размеры Кувуклии 5,85×8,50×6,80 м.

Кувуклия частично пострадала от очень сильного землетрясения 1927 г. В 1947 г., в период английского протектората (управления) над Иерусалимом, Кувуклия снаружи была хорошо укреплена стальными балками и стяжками (с боков), которые видны и сегодня.

Перед входом в Кувуклию справа и слева стоят по 6 больших подсвечников — всего 12. Высоко над входом расположена икона «Воскресение Христово». Также вход обрамлен 39 лампадами, принадлежащими разным христианским конфессиям. Под лампадами — изображения 12-ти святых апостолов, выполненные около 200 лет назад в технике ростовской финифти и обновленные в 2004 г. ростовской фирмой А. Л. Рудника. У входа всегда присутствует несколько монахов Святогробского братстваИерусалимского православного Патриархата — они наблюдают за порядком и регулируют вход в Кувуклию паломников.

Гроб Господень — величайшая христианская святыня, гробница вблизи Голгофы в Иерусалиме, место погребения тела Иисуса Христа после распятия. Также это главный алтарь храма Воскресения Христова. С IV века Гроб Господень является основным центром паломничества.

Евангельские источники (См.: Мф. 27: 60 ‒ 28: 8; Мк. 15: 46 ‒ 16: 8; Лк. 23: 53 ‒ 24: 24; Ин. 19: 41 ‒ 20: 11) кратко описывают гроб и обряд погребения: недалеко от места распятия, в саду, богатым человеком Иосифом Аримафейским, членом синедриона, была вырублена для себя в скале новая гробница, куда положили снятое с Креста тело Иисуса Христа, после чего закрыли ее вход камнем, который был «весьма велик». Произошло это в 30-е годы I века.

Святитель Кирилл, епископ Иерусалимский (ок. 351‒387), ребенком видевший открытую пещеру, пишет, что изначально перед входом в нее было вытесанное в скале пространство, но его убрали, чтобы лучше выделить гробницу; камень, которым была закрыта гробница, еще лежит перед ее входом, и сохраняются следы сада.

В начале XII века игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке: «Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь».

Поскольку Ложе сильно повреждалось неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии, его стали покрывать плитой белого мрамора (нынешняя положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. Согласно преданию, трещина чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять плиту для украшения мечети. Появление трещины их остановило, и плита осталась на своем месте.

Засыпка Гроба Господня

Через несколько десятков лет после вышеописанных евангельских событий произошло восстание иудеев против римской власти. В результате в 70 году город был почти полностью разрушен Титом Флавием. Затем, в 135 году, после подавления очередного мятежа иудеев под предводительством Бар-Кохбы, римский император Адриан начал перестраивать Иерусалим, а лучше сказать, строить новый город — Элию Капитолину. Между Голгофой и Гробом Господним засыпали естественную лощину. Над гробницей насыпали земляную платформу (уровень современного храма Гроба Господня — это как раз платформа Адриана. — Прим. ред.) и построили святилище Юпитера Капитолийского. Над Голгофой возвели храм Венеры.

Первым из церковных историков об этом сообщает Евсевий Кесарийский: «Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты (греческое название римской Венеры. — Прим. ред.), где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

Открытие Гроба Господня

Важным свидетельством того, что память о месте Распятия и погребения сохранялась, служит выбор места раскопок для поиска Животворящего Креста матерью императора Константина, Еленой, в 325‒326 годах.

После указания нужного места по приказу императора Константина языческие храмы были разрушены, насыпь срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя». Так описывает произошедшее Евсевий Кесарийский.

Постройка Кувуклии

Часть скалы Гроба Господня была отделена от массива и дополнительно архитектурно оформлена «колоннами и множеством орнаментов», превращая «почитаемую пещеру в сверкающее украшение».

Сейчас пещера имеет вид небольшого помещения (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

В 325–335 гг. над Господней гробницей императором Константином был построен храм Гроба Господня, сердцевиной которого является Кувуклия. Освящение состоялось 17 сентября 335 года.

Кувуклия — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня, заключающая в себе Гроб Господень и придел Ангела. Попасть в Гроб Господень можно только пройдя через него. Согласно Евангелию на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа. В приделе Ангела в стенах устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30‒40 см, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие патриарх подает огонь православным, через южное — армянский священнослужитель армянам.

В сентябре 1009 г. фатимидский халиф аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Кувуклию вместе с храмом. Однако полностью снести Гроб Господень не удалось. Подручные аль-Хакима применяли железные молоты, но не смогли разломать гробницу: «Когда они убедились, что никаким образом не могут разрушить гробницу до основания, они попробовали устроить большой костер, но она, подобно адаманту, не покачнулась и осталась нетронутой». Это свидетельство Рауля де Куэ, епископа Перигё, который вернулся из паломничества в 1010 году.

Голгофу и Гроб Господень восстановили, во многом благодаря щедрым пожертвованиям паломников и благотворителей. Предполагают, что комплекс Гроба Господня уже в начале 10-х годов XI века привели в порядок, и вскоре вновь начались службы Пасхальной недели, включая литанию Святого огня.

В 20‒30-х годах XI века множество монахов (в том числе аббаты, епископы, греческий монах Симеон) и светских лиц (группа знатных паломников во главе с графом Ангулемским Вильгельмом IV Тайллефером) наблюдали в Гробе Господнем схождение Святого огня.

Реставрация Кувуклии

Новое архитектурное оформление Гроба Господня заняло почти столетие. Реставрация была проведена совместными усилиями в 1042–1048 гг. Основную часть средств пожертвовал византийский император Константин Мономах.

В XII веке святыню обновили крестоносцы. Но затем наступила эпоха упадка. В начале XIII века храм Гроба Господня стоял уже без лампад, Кувуклия была постоянно закрыта и ее открывали паломникам только за плату. В 1229 году король Фридрих II Штауфен не нашел в храме ни одного священника, чтобы отслужить мессу.

Крестоносцы удерживали Иерусалим до 1244 года, затем его взяли тюрки. Они вошли в храм Гроба Господня, вскрыли гробницы королей, перебили христиан, искавших убежища в Кувуклии, и священников, служивших у алтарей. Были сняты плиты мраморной облицовки и резные колонны. На изображениях того периода храм представлен в полуразрушенном виде.

Упадок храма продолжался еще несколько веков. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 года, когда была уничтожена опустошительным пожаром.

Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–1810 гг. по проекту греческого архитектора Николая Комина (1770–1821). При восстановлении опирались на кувуклию-подобие из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли. — Прим. ред.).

При землетрясении 1927 года Кувуклия опять была повреждена. В марте 1947 года постройку укрепили внешними связями, стянув снаружи стальной арматурой. В 1968‒1980 годы комплекс подвергся еще одной наружной реставрации.

В 1989‒1992 годы часовня Гроба Господня была обследована группой ученых под руководством Биддла. В ходе работ сделаны наблюдения, доказывающие, что под облицовкой и в кладке XIX века сохраняются элементы ранних сооружений (XI‒XVI веков), а глубже, вероятно, скрыта большая часть (до высоты человеческого роста) погребальной камеры Гроба Господня из природной скалы.

Образ Гроба Господня в православном богослужении

Образ Гроба Господня присутствует в каждом православном храме — это святой престол. Весь храм прообразует Гроб Господень в начале пасхальной утрени первого дня Пасхи, когда крестный ход, подобно женам-мироносицам, приходит к закрытым западным дверям церкви, где и начинается пасхальная служба. Еще один символ Гроба Господня — стол, на который полагается плащаница во время богослужений последних дней Страстной седмицы и который прямо называется «гробом» в некоторых литургических источниках.

Современный храм Гроба Господня

В настоящее время Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Храм находится в совместном владении и под совместным управлением шести христианских конфессий и является штаб-квартирой Иерусалимской Православной Церкви. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены, ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия.

Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от Храма Гроба Господня с 638 года хранятся у арабской семьи аль-Хусейни, а право открывать храм принадлежит другой арабской семье — Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Испокон веков в Храме Гроба Господня ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные, в полночь. Они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Гроб Господень в Иерусалиме. Фото: wikipedia.org

Мраморная плита, которая накрывала гроб Иисуса Христа в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, была поднята впервые с 1555 года, сообщает издание International Business Times.

Реклама

Сообщается, что археологи в рамках реставрации Храма Гроба Господня подняли плиту с ложа Христа.

«Мраморная плита была отодвинута и мы были удивлены количеством каменного материала под ней», – сказал археолог Фредрик Гиберт.

Мраморная плита была установлена в 1555 году и была впервые поднята. Ученые заявляют, что предстоит еще много исследований, но, в конечном счете, они смогут увидеть, какой была оригинальная поверхность камня, на котором, по преданию, покоилось тело Иисуса Христа.

В тренде

Одним абзацем. Пятый день войны за Нагорный Карабах

Гроб Господень заключен в эдикулу (Кувуклию) — купольную часовню из желто-розового мрамора. Существующая Кувуклия восстановлена в 1809-1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина. Сейчас здесь проводятся реставрационные работы под руководством Антонио Марополо из Национального технического университета Афин, специалиста в области сохранения памятников и строительных материалов.

Реклама

Кроме того, как заявляют археологи, заглянув под плиту, они смогут выяснить, почему святая Елена, которая проводила раскопки в Иерусалиме, решила, что эта гробница является местом захоронения Христа.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *