Гроб Иисуса Христа

Наличие лишь косвенных упоминаний в Евангелии о месте распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христа порождало многочисленные вопросы во все времена. На сегодняшний день существует две версии этого места. Основное место, которое большинство исследователей рассматривает как «наиболее вероятное», — это Храм Гроба Господня. Другое, менее известное, — Садовая Гробница.

Садовая Гробница расположена напротив Дамасских ворот в арабском квартале Шейх Джарах рядом с монастырем Сент-Этьен и центральной автобусной станцией Восточного Иерусалима.

Версия генерала Гордона

В 1882 г. британский генерал Чарльз Гордон обнаружил недалеко от стены Старого города крутой скалистый склон, расщелины которого напоминали человеческий череп. Поскольку Голгофа в переводе с арамейского и древнееврейского языков означает » череп» Гордон, заключил, что именно этот холм и является Голгофой.

Кроме визуальной схожести скалы с черепом, генерал опирался и на свидетельства Евангелия о том, что место распятия и захоронения Иисуса Христа находилось вне стен Старого города, а рядом находились сад и пещера-гроб:

В письме своей сестре генерал написал: «Я как никогда уверен в том, что гора возле Дамасских ворот является Голгофой».

Раскопки

Генерал нашёл единомышленников и привлёк к работам известного археолога Конрада Шика. В ходе раскопок в районе Садовой гробницы в 1893 г. были обнаружены древние захоронения, первоначально отнесенные археологами к периоду I в.

Был обнаружен огромный резервуар (около 900 тысяч литров), высеченный в камне, который мог использоваться для орошения древнего сада. Рядом с резервуаром были найдены маслодавилки и винные прессы, относящиеся к I в.

Это место также соответствовало предписаниям Мишны о процедуре смертной казни — осужденного сбрасывали со скалы высотою не менее 4 м, и если он оставался жив, то побивали камнями.

В скале была обнаружена гробница с жёлобом у входа, по которому, как считается, перемещался камень, закрывающий вход. Всё это свидетельствовало о том, что истинное место погребения Иисуса Христа находится в Садовой гробнице, а не в Храме Гроба Господня.

Pro и contra

В конце XX в. подробное исследование Садовой гробницы было сделано Габриэлем Баркей, профессором библейской археологии при Еврейском университете в Иерусалиме, который пришел к следующим выводам:

  1. Гидроизоляция и сам резервуар относятся к периоду Крестоносцев.
  2. Жёлоб был построен в XI в. и служил в качестве поилки для ослов и мулов.
  3. Резервуар является частью комплекса загона для домашних животных.
  4. Интерьер гробницы типичен для гробниц VIII-VII вв. до н.э., позже гробница не использовалась, и поскольку Евангелие говорит о новой грорбнице, маловероятно, что это место Садовая гробница.

Тем не менее это Садовая гробница пользуется огромной популярностью, а её окрестности привлекают многочисленные группы энтузиастов, надеющихся обнаружить новые свидетельства в пользу её подлинности, и, в конечном счете, подлинности евангельских событий.

Комплекс Садовая гробница

В Англии было учреждено Общество Садовой гробницы, которое приобрело этот участок в 1894 г. и устроило на нем религиозный комплекс, приспособленный для приема протестантских паломников, а также многочисленных туристов.

Комплекс Садовой гробницы включает: Голгофу, Садовую гробницу, резервуар, винный пресс, сад, где можно отдохнут в тени деревьев и сувенирную лавку.

ТАЛЛИНН, 28 окт — Sputnik. Впервые за полтысячелетия археологи вскрыли гроб Иисуса Христа в Храме Гроба Господня в Старом городе Иерусалима. Как сообщает журнал National Geographic, гроб Христа был покрыт мраморной плитой как минимум с 1555 года или несколькими веками ранее.

«Когда мраморная плита была отодвинута, мы были удивлены количеством материала под ней, — рассказал археолог Национального географического общества Фредерик Хиберт. — Научный анализ будет долгим, но нам наконец удастся увидеть и изучить оригинальную поверхность, на которую, согласно преданиям, было положено тело Христа».

По преданию, после распятия около 33 года нашей эры тело Христа было положено на выступ или «погребальную кровать», высеченную в горе. Христос воскрес на третий день после смерти, когда женщины пришли, чтобы помазать его тело. Считается, что святая Елена, которая в IV веке вела раскопки на горе Голгофе, обнаружила там крест, на котором был распят Христос, а затем основала на этом месте Храм Гроба Господня.

© REUTERS / Ammar Awad

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в 326 году по указанию императора Константина его матерью императрицей Еленой. Об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своем труде «Жизнь Константина»: он был обнаружен под языческим храмом Афродиты, построенном римлянами.

«Методы, которые мы используем, чтобы изучить этот уникальный памятник, позволят миру познакомиться с результатами наших исследований, как будто они сами были в могиле Христа», — сказал Хиберт.

Под мраморной плитой размером примерно 90 на 150 сантиметров ученые обнаружили множество камней и серо-бежевую поверхность, которую только предстоит изучить.

— National Geographic (@NatGeo) 27 октября 2016 г.

Храм Гроба Господня находится под опекой шести христианских групп — Греческой православной церкви, Римско-католической, Армянской православной, а также Коптской, Эфиопской православной и сирийской.

«Я рад, что атмосфера особенная, есть скрытая радость, — заявил епископ Иерусалимской православной церкви патриарх Феофил III. — Мы надеемся, и мы молимся, чтобы это было реальным посланием, что невозможное может стать возможным. Всем нам нужны мир и взаимоуважение».

В 2015 году Греческий православный патриархат отправил приглашение Национальному техническому университету Афин на изучение гробницы. Предполагается, что работа будет завершена весной 2017 года.

В сети опубликовано видео, на котором показано, как археологи снимают плиту с гроба Христа.

Главная святыня христианского мира – Гроб Господень, который сегодня является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Археологи и историки давно изучают гробницу Христа, но теперь она открыла, вероятно, одну из главных своих тайн. Учёные установили точный возраст «первоначальной» гробницы.

Вопрос этот долгое время оставался довольно спорным, поскольку на протяжении веков храм Гроба Господня подвергался многочисленным набегам и пожарам, а также свою роль сыграли и землетрясения. Храм был полностью разрушен арабскими завоевателями в 1009 году, а впоследствии восстановлен крестоносцами.

По преданиям, за семь веков до этих событий по указанию римского императора Константина Великого, принявшего христианство, начались поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса. В 326 году его мать Елена прибыла в Иерусалим вместе с другими паломниками и лично занялась поиском реликвий.

Согласно раннехристианским историкам, когда римляне отыскали пещеру с предполагаемым местом погребения Христа (примерно в 335 году), они увидели, что над ней возвышается храм Венеры, построенный 200 лет назад. Это было место языческого поклонения, которое воздвиг император Адриан после разрушения Иерусалима.

Константин отдал приказ разрушить этот храм и построить над пещерой новый – храм Гроба Господня. Но только теперь результаты самых современных анализов подтвердили все эти легенды.

Образцы строительного раствора, собранные между самой гробницей и мраморной плитой, покрывающей её, показали, что работы римлян велись в 345 году. Это подтвердили две лаборатории, которые независимо друг от друга проводили оптическое датирование. Этот метод (он также называется оптически стимулируемое люминесцентное датирование) помогает определить момент времени, когда минерал в последний раз находился на свету.

Образцы строительного раствора, собранные между самой гробницей и мраморной плитой, покрывающей её, показали, что работы римлян велись в 345 году.

Впрочем, до сих пор невозможно сказать, что именно эта гробница стала последним пристанищем человека, известного как Иисус из Назарета, который был распят в Иерусалиме в 30 или 33 году.

После казни тело Иисуса поместили, как принято считать, именно в ту самую гробницу. В соответствии с еврейскими погребальными традициями I века, оно покоилось на каменном ложе размером 200 на 80 сантиметров на высоте 60 сантиметров от пола в гробнице, высеченной в природной скале.

Предполагалось, что мраморная плита, которая покрывает нишу, была установлена крестоносцами не позднее 1555 года, однако, согласно другим записям, её установили раньше – в 1300-х годах.

В октябре 2016 года специалисты впервые с 1555 года вскрыли гробницу, чтобы провести реставрационные работы и исследования. Под мраморной плитой они обнаружили ещё одну плиту – более древнюю, сделанную также из мрамора, с высеченным крестом. Под ней просматривался светлый известняк.

По самым смелым предположениям, «нижняя» известняковая плита была заложена по приказу Константина, что в конечном итоге и подтвердилось. Фото Oded Balilty, AP для National Geographic.

Некоторые историки предполагали, что вторая («нижняя») плита была также заложена крестоносцами, в то время как другие учёные склонялись к тому, что она оказалась в гробнице куда раньше. Возможно, эта плита уже была в гробнице в 1009 году, в момент разрушения храма. По самым смелым предположениям, «нижняя» плита была заложена по приказу Константина, что в конечном итоге и подтвердилось.

Кстати, образцы известняка и раствора, взятые с южной стороны гробницы, датированы 335 и 1570 годами. Это в очередной раз доказывает правдивость преданий о работах римлян, а также подтверждает, что реставрационные работы действительно велись в гробнице в XVI веке. А вот раствор, взятый из входа в гробницу, датирован XI веком – это образцы, сохранившиеся после восстановления храма, разрушенного 1009 году, сообщает National Geographic.

«Образцы цемента, отобранные нами в этой гробнице, не только помогли найти следы самого первого её варианта, но и подтвердить, что она несколько раз обновлялась и перестраивалась в последующие столетия», — заявила руководитель раскопок Антония Моропулу (Antonia Moropoulou) из Национального технологического университета Афин (Греция).

Таким образом, исследователи восстановили историческую последовательность строительства и реконструкций храма Гроба Господня, а также выяснили возраст «первоначальной», построенной римлянами гробницы.

Научная статья по итогам работы международной команды учёных будет опубликована в издании Journal of Archaeological Science: Reports.

Подавляющее большинство христиан не подвергают сомнению, что место распятия, кратковременного захоронения и воскресения Спасителя находилось там, где через 300 лет был воздвигнут храм Гроба Господнего. Однако часть протестантов предлагает своё альтернативное место этим евангельским событиям. Поэтому интересно было его посетить. Мы нашли «Садовую могилу» довольно быстро. Вход в комплекс оформлен просто, но выглядит ухоженно, чисто (фото 1). Дежурный у входа, поинтересовавшись нашим языком (а не страной), экскурсию нам не предложил, а дал буклет на русском языке, практически повторяющий информацию, имеющуюся в Интернете. Поэтому мы знали, куда надо идти. Сад нам сразу понравился. Это небольшой, но очень ухоженный парк с массой деревьев и кустов, с многочисленными скамейками для отдыха, причём в одиночестве; никто не мешает рядом. Но сначала мы прошли к одной из главных достопримечательностей – протестантской Голгофе. Этот холм или скалистое образование в настоящее время – не округлый, в нижней части обработан (частично стёсан) во избежание осыпания, т.к. внизу расположен восточный автовокзал. Но некоторые пещерки, конечно, остались, поэтому, обладая незаурядным воображением, при желании можно увидеть, если не череп, то хотя бы глазницы (фото 2). Вполне можно допустить, что в середине XIX века этот холм больше напоминал череп. Áа́е́и́о́у́ы́э́ю́я́ На нас бо́льшее впечатление произвёл сам парк, каких в центре Иерусалима отнюдь не много. Здесь всё радовало глаз – и красивые чистые аллеи (фото 3), и декоративные арки, маскирующие не то маленькие пещерки, не то их имитации (фото 4), и мостик через декоративную канаву или бывший естественный овражек (фото 5), да и просто некоторые уголки сада (фото 6). Мы с удовольствием посидели в беседке, на одной из аллей сада (фото 7). Наверное, когда её каркас будет обвивать плющ, она станет ещё уютней и привлекательней. Удивляли немноголюдность, тишина и покой. Особенно нас порадовало отсутствие агрессивной агитации и назойливых попыток обратить нас в свою веру (чего мы опасались). О религиозном предназначении этого места напоминали только камни с текстами из Нового Завета (например, фото 8). Как правило, они были на английском языке, но встречались цитаты и на арабском, и даже на иврите. Интересно было посмотреть на выставку артефактов, найденных в ходе раскопок этого места. Тут были и нижняя часть колонны (фото 9), и ёмкость для хранения сыпучих или жидких продуктов (фото 10), и остатки виноградного пресса (фото 11). Особенно приятно было видеть их не в интерьере музейного зала, а «на свободе», в зелени сада. Чем ближе мы подходили к заветной пещере, тем многолюднее и оживлённее становилось в саду. С разных сторон до нас доносилось мелодичное хоровое пение, скорее всего, каких-либо псалмов, но поразительно напоминающее юго-восточные мелодии. По мере приближения к главной пещере мы всё чаще видели площадки, специально оборудованные скамейками для коллективных молений. Наконец, мы вышли к площадке, расположенной в низине перед скальной стеной, в которой был виден вход в пещеру (фото 12). В ней по осторожному предположению духовных наставников некоторых протестантов, могло находиться «тридневное ложе» Иисуса Христа, т.е. плита или возвышение, на которую было положено Его тело, снятое с креста и затем обвитое пеленами (по иудейскому обычаю). Ко входу стояла большая очередь из желающих попасть туда. В середине XIX века эта пещера выглядела, вероятно, как выдолбленная в природной скале. Но сейчас наружная стена её частично замазана цементом, частично покрыта плиткой, что выглядит удручающе (фото 13). Понятно, что пещера нуждалась в ремонте. Однако, казалось бы, значительно потратившись на прекрасный сад, вполне можно было бы выделить некоторую сумму для придания фактуры природного камня. Внутри пещера на удивление пуста. В глаза бросается только металлическое ограждение, сделанное без каких-либо претензий на красоту и изящество (фото 14). За этой оградкой могла бы находиться предполагаемая могила, т.е. плита или возвышение. Приглядевшись в темноте, можно заметить изображение креста на стене, как раз над тем местом, где должно бы лежать тело. Почему-то этот крест – византийского типа (фото 15), причём не только по форме (он шестиконечный), но и судя по надписи. Над большой поперечной перекладиной креста видны буквы с лигатурами «IC XC», под ней – буквы «α» и «ω» (т.е. «альфа» и «омега»). Объяснять их не надо. Но почему аббревиатура приведена по-гречески? Протестанты переняли католическую надпись на распятии: «INRI». Желая как можно нагляднее показать, что это – именно «та» пещера, протестантское руководство для большей убедительности поместило напротив пещеры два экспоната, найденные здесь во время раскопок. Первый – круглый камень, которым римские воины перекрыли вход в пещеру с могилой, опасаясь, что сторонники Христа выкрадут его тело. Второй – фрагмент каменного жёлоба, по которому воины катили упомянутый камень (фото 16). Оба предмета, действительно, были найдены здесь же. Но первый, по мнению археологов, использовался при выдавливании масла из оливок, а по жёлобу во времена крестоносцев подавалась вода, чтобы поить домашних животных (лошадей, мулов).Тем не менее, оба экспоната наглядность обеспечили. Недалеко от описанной пещеры в той же скале можно видеть остатки ещё одной пещеры; в ней также могло бы быть древнее захоронение. Около неё устроено место для собраний и песнопений верующих (фото 17). Несколько слов об истории места. До появления протестантов (лютеран, кальвинистов и других) место распятия и погребения Иисуса Христа вопросов не вызывало. Протестанты признают только книги Нового Завета (а иногда только евангелия); дальнейшее развитие учения христианства (решения церковных соборов, работы отцов церкви, апокрифическую литературу и пр.) они не признают. Особенно последовательно протестанты выступают против установок католической церкви, из лона которой они и вышли. Поэтому нет ничего неожиданного, в том, что в своей критике католицизма они поставили под сомнение место распятия и погребения Спасителя. Первые печатные работы на эту тему появились ещё в XVIII в., а в XIX в. начались попытки конкретно локализовать это место. Одни предлагали Сионскую гору, другие – где-нибудь около дороги на Яффу, однако победил скалистый уступ, расположенный недалеко от дороги на Дамаск. До тех пор он не имел названия, но ряду протестантских исследователей середины XIX в. он казался похожим на череп, что на арамейском и древнееврейском языках звучало как «Голгофа». Это практически решило вопрос. Остальные доказательства вытекали из логических (как казалось протестантским исследователям) умозаключений. Впервые пещера, позже объявленная гробницей Христа, была раскопана в 1867 г. Раскопки, проведённые в конце XIX в. показали наличие древних захоронений и сооружений. Однако датировка их была пристрастной – всё отнесли к I веку н.э. В 1894 г. участок земли около Холма Черепа был выкуплен Ассоциацией «Садовая могила» и начал благоустраиваться. Название возникло в связи с тем, что согласно Евангелиям тело Христа было положено в пещере, расположенной в саду (который принадлежал, возможно, Иосифу Аримафейскому). В конце ХХ в. учёными Еврейского университета в Иерусалиме были проведены раскопки на современном уровне. В результате работ было установлено, что данная могила относится к VIII-VII векам до н.э. (как и некоторые другие окружающие её). Жёлоб для воды и подземная цистерна сооружены крестоносцами в ХI в. А сад, в своё время, действительно, здесь был, о чём говорит наличие остатков виноградного пресса, каменных жерновов для выдавливания масла, ёмкостей для его хранения и т.п. Конечно, эти выводы не смогли (и не смогут) убедить протестантов, для которых это место остаётся священным. Мы считаем, что и обычным туристам вполне стоит посетить эту достопримечательность – сад очень хороший!

Свернуть

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *