Грузинская царица

Святая царица Тамара происходила из рода Багратидов (Багратионов) и была единственной дочерью царя Георгия III. Когда ей исполнилось 18 лет, Георгий III короновал ее на царство, а после его кончины в 1184 г. 24‑летняя царица Тамара стала полновластной правительницей Грузинского царства. Отличаясь высоким благочестием, умом и красотой, царица Тамара мудро правила государством, снискав себе любовь всего народа. Современники называли ее царем («мэпэ»), а не царицей («дэдопали»). «Я — отец сирых и судия вдов», — говорила она.

В ее царствование не было ни одного случая смертной казни или телесного наказания; в своем управлении она неукоснительно руководствовалась Ев ангельскими заповедями. Между Церковью и государством установилось согласие. Под своей высокой властью святая царица Тамара сумела объединить горцев Абхазии, Имеретии и Кахетии. Она сама в военных доспехах шла впереди своего войска против мусульман и бесстрашно поражала их. Во всех походах ей покровительствовал святой Архистратиг Михаил; его образ увидели сарацинские пленники поверх престола Тамары. Непокорные горцы-мусульмане смирялись перед ее именем и целыми племенами принимали Святое Крещение. Столь велико было доверие к ней мусульман, что ключи от осажденного города Карса они соглашались выдать только ей.

Следуя примеру своего прадеда святого царя Давида Возобновителя, святая царица Тамара строила храмы и монастыри. До сих пор на неприступных скалах Кавказа сохранились церкви и кресты, воздвигнутые в ее царствование; такие же святыни находятся на побережье Черного и Каспийского морей. Царствование святой благоверной царицы Тамары стало «золотым веком» в истории Грузии. Она была покровительницей письменности и литературы.

  • Артикул: 44173
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 40 мм.
  • Ширина: 18 мм.

Святая благоверная Тамара — грузинская царица (XII-XIII век), с именем которой связан «Золотой Век» в истории Грузии. Святая Тамара отличалась при жизни мудрым правлением, беззаветной преданностью и любовью к Господу. И сегодня молитвами её воцерковляются иноверцы и отступники, оберегаются проповедники, а истинно верующие обретают защиту. На оборотной стороне иконы — начальные словеса молитвы, возносимые ко святой царице Тамаре. $ 1 195

Из исторических источников выясняется, что царь Давид Строитель установил связи с Киевской Русью – в то время ослабленным православным, но государством, с которым, тем не менее, следовало считаться. Более того, если верить некоторым зарубежным источникам, грузины даже гостили в Киеве.

Правда, по поводу этого визита грузинские источники молчат, но русская летопись сообщает, что у великого киевского князя Владимира Мономаха гостили «обезы». Именно так тогда русские называли грузин – обезами, то есть, абхазами, поскольку до XIV-XV веков Грузия была для них «страной обезов».

Неизвестно, какова была цель визита грузин в Киев, однако установлена предположительная дата – эта встреча состоялась в 1118 году.

По грузинским источникам известно лишь то, что в конце 1117 года на Северный Кавказ переехал Георгий Чкондидели, первый визирь царского двора. А затем возникла надобность отъезда царя, и Давид Четвертый «покинул страну через Дарьял».

Из грузинских источников не понятно, где конкретно находился царь Давид, известно лишь, что Георгий Чкондидели скончался на обратном пути, в Овсети. Давид Строитель же привез его тело в Грузию и похоронил с большими почестями в Гелати.

Соответственно, возникает вопрос: что за дела были у грузин в Киеве и какова цель этого засекреченного визита? Предположительно, он был связан с планом Давида по переселению кипчаков в Грузию.

Кто-кто, а в тот период киевский князь лучше всех знал, какой силой являлись кипчаки. Поэтому полученная от князя Мономаха информация для грузинского царя была бы довольно ценна.

Видимо, визит «обезов» в Киев не прошел бесследно. Помимо того, что переселение кипчаков в Грузию оказалось, говоря на современном языке, «успешным проектом» для нашей страны, это стало большим облегчением и для Руси. Дело в том, что после этого перманентные набеги кипчаков на русские города на определенный период прекратились, что дало возможность Киевской Руси «отдышаться» и встать на ноги.

В середине XII века между княжеством Киевской Руси и царским двором Грузии состоялся династический брак.

По традиции, киевские князья устанавливали династические браки с византийским царским двором, однако в тот период отношения между ними были напряженными.

Дело в том, что 13 августа 1146 года князем Киевской Руси стал внук Владимира Мономаха – Изяслав Мстиславович. С того времени начались острая борьба между Изяславом и суздальским князем Юрием Долгоруким.

Обе группировки для укрепления позиций искали сторонников не только внутри страны, но и за ее пределами. Киевский князь привлек на свою сторону Венгрию, Чехию, Польшу, итальянских норманнов, а за Юрием Долгоруким стояла Византия.

В это время на пути расцвета была еще одна православная страна – Грузия, которая считалась противовесом той Византии. Киевская Русь, помимо того, что хотела в своих целях использовать противостояние между Грузией и Византией, в то же время старалась, породнившись с грузинским царским двором, урегулировать отношения с кипчаками.

Петр I и Александр Багратиони: 10 бочек золота за свободу грузинского принца >>>

Дело в том, что, начиная с эпохи Давида Агмашенебели, кипчаки считались союзниками Грузии. И породнившись с Деметрэ Первым, Изяслав делал своими союзниками и кипчаков. Тем более, что, по одной из версий, грузинская принцесса была внучкой бывшего князя кипчаков, который родился у Давида Агмашенебели от кипчакской женщины.

Словом, в Киеве колебались недолго – с царем Грузии Деметрэ Первым установились тесные отношения, которые вскоре переросли в династический брак: киевский князь Изяслав Мстиславович женился на дочери грузинского царя. В Ипатьевской летописи, которая описывает события 1153 года, хранятся следующие сведения:

«Осенью отец (имеется в виду князь Изяслав – авт.) вместе с Владимиром Андреевичем и Берендеевичами послал своего сына Мстислава на встречу с будущей мачехой. Они добрались до Олешья, но там ее не нашли и вернулись».

От Генриха III до Сталина: сколько генералиссимусов было в мире >>>

В другом источнике также подтверждается, что Изяслав ждал свою вторую жену из обезов, то есть из Грузии. На следующий год Изяслав повторно послал своего сына к будущей мачехе. На сей раз «Мстислав привез ее в Киев, а сам отправился в Переяслав. Изяслав же женился на ней и справил свадьбу».

К сожалению, имя грузинской принцессы неизвестно. И до конца также не установлено, кем приходилась невеста Изяслава царю Деметрэ – дочерью или сестрой.

Известно лишь одно: этот брак не выдался счастливым и продолжительным. Изяслав в 1154 году умер, и грузинской принцессе, предположительно, пришлось вернуться на родину.

Жил давным-давно царь, и был у него при дворе управитель. Однажды позвал он к себе этого управителя, приказал ему взять с собой две тысячи овец и продать их на базаре, а как продаст — принести вырученные деньги, да и овец пригнать. Услыхал об этом управитель — опечалился. Разве можно овец продать, да их же и обратно пригнать? В глубоком раздумье вернулся он домой. Там его дочка, ей было лет семнадцать, спросила, отчего он такой печальный.

— Как мне не быть печальным, дочка,- ответил отец.- Вот то-то и то-то приказал мне царь.- И он рассказал дочери о приказании царя.

— Только это тебя и огорчило? — спросила дочь.- Успокойся, отец, это пустяки. Делай только так, как я тебе скажу.

— Как же, доченька?

— А вот как. Возьми овец и пойди с ними на базар. Там остриги их, продай шерсть, получи деньги и приходи обратно и с деньгами, и с овцами. Вот ты и сделаешь так, как тебе было приказано.

Как услышал такие слова управитель, повеселел и на другой день, как его научила дочь, получил за овечью шерсть деньги и спокойно вернулся домой и с деньгами, и с овцами.

Увидел царь, что управитель справился с поручением, смекнул, что его кто-то подучил, и спрашивает:

— Кто научил тебя так поступить?

— Есть у меня дочь, твое величество. Это она научила меня, дай тебе Бог здоровья! — ответил управитель.

Услышал царь такой ответ и говорит:

— Иди домой и прикажи своей дочери тотчас же явиться ко мне во дворец, но ни на коне верхом, ни пешком, ни по дороге, ни обочиной, ни одетой, ни раздетой, ни с дичью, ни без дичи, ни в рубашке, ни без рубашки.

Снова пошел управитель домой печальный. «Разве может, — думает он,- моя дочь исполнить такое приказание?»

Дочь же выслушала отца и сразу попросила:

— Отец, приведи осленка, который с овечьим стадом ходит, да принеси мне сеть и двух зайцев, а дальше уж положись на меня. Я тебя не осрамлю.

И когда отец принес ей все, что она просила, завернулась девушка в сеть, села на осла боком, взяла зайцев под мышку, а под сеть надела скроенную, но не сшитую рубашку. Так отправилась она к царю, придерживаясь середины дороги.

Увидел ее царь из окна — удивился. Собаки же с царева двора подняли лай и бросились на нее. Тут выпустила девушка на волю двух зайцев, и собаки помчались за ними. Девушка же проехала прямо ко дворцу и сказала:

— Доброго здоровья, твое величество!

— Спасибо, девица. Что же ты? Я ведь приказал, чтобы ты добралась до меня ни на коне верхом, ни пешком?

— А я приехала к тебе на осле,- отвечала девушка,- и сидела на нем боком.

— Я приказал, чтобы ты шла ни дорогой, ни обочиной.

— Я шла как раз там, где проходит дышло.

— Ни одетая, ни раздетая.

— А я в сеть завернута.

— Ни в рубашке, ни без рубашки.

— Сейчас я ее дошью.

— Ни с дичью, ни без дичи.

— За дичью погнались собаки.

— Я бы тебя взял в жены,- сказал наконец царь, пораженный умом девушки.

— Хорошо,- ответила она.- Но только с одним условием: если ты будешь не по совести разбирать споры своих подданных, то я сама буду их разбирать. Согласен?

— Согласен,- отвечал царь и тотчас же пригласил всех бояр на свадьбу.

Прошел месяц после женитьбы царя на дочери управителя двора. И вот открылась в тех местах большая ярмарка. Поехал царь на ярмарку, а жену оставил дома.

На второй день после отъезда царя стояла царица у окна и видит: идет по дороге мужик, ведет корову, а за коровой бежит теленок.

Как свечерело, заметила она, что идет тот же мужик обратно, но только уже без теленка, а с одной коровой. И плачет. Приказала тут же привести к ней мужика.

— Почему ты плачешь? — спросила она, когда его привели к ней.

— Как же мне не плакать, твое величество,- ответил мужик.- Всего только был у меня один теленок, и того отняли турки. Сказали, что это их лошадь телком разродилась. И отняли.

— А разве не было там в ту пору царя, чтобы не дать тебя в обиду? — спросила царица.

— Как же… был… Но только он их сторону взял.

Как услыхала такие слова царица, приказала мужику прийти на другой день утром ко дворцу — просить разобрать царя дело по справедливости.

— Сегодня вечером он вернется с ярмарки. Я же буду завтра рядом с ним,- добавила она и научила мужика, что говорить.

На другой день пришел мужик на царский двор и попросил дозволения говорить с царем. Позвал царь мужика к себе.

— Доброго здоровья, твое величество!- сказал мужик.

— Спасибо! Что тебе надо?

— Да видишь ли, твое величество, вот такое дело. Есть у меня малюсенький кусочек земли, будь он проклят, тянется до самой речки. Я, твое величество, пасу на нем ягнят. Но вот выскочил карп из воды и съел всех ягнят.

— Что ты за вздор говоришь? Или у тебя не все дома? Как это может карп съесть ягнят?

— Прошу прощения, твое величество, а как же смогла турецкая лошадь моим теленком отелиться?

Услышал царь такие слова и сразу же спросил мужика, кто его надоумил.

Мнется мужик, пытается увильнуть от ответа.

— Не скажешь,- пригрозил царь,- быть твоей голове там, где ноги.

Так и пришлось бедному крестьянину сказать царю правду.

Как узнал царь правду, разгневался… Позвал он царицу к себе и приказал:

— Убирайся прочь из моего дома! Как ты осмелилась изменить мое решение?

— Ладно, уйду,- вздохнула царица.- Но раньше давай устроим большой пир.

Согласился царь и устроил большой пир. Как кончился пир, поднялась царица, взяла в руки стакан с вином и обратилась к царю с такими словами:

— Об одном тебя прошу, твое величество: когда я уйду, позволь мне взять из дома то, что для меня самое любимое и дорогое.

— Бери,- согласился царь.

Как услышала царица эти слова, так взяла сонный порошок и незаметно подсыпала царю в стакан с вином. Выпил царь, упал головой на стол и захрапел.

Тогда взвалила его осторожно царица себе на спину, отнесла в повозку и уехала к себе домой.

Как проснулся царь — удивился.

— Где я? — спросил он.

— У меня, твое величество,- ответила та.

— Как же ты смела? — крикнул царь:

— Ты позволил мне взять из дома самое для меня любимое и дорогое на свете. Вот я и взяла тебя.

Просветлело у царя лицо от радости, когда он услышал такие слова.

— Ты достойна моей любви,- сказал он, целуя свою жену.- Вернемся домой, и теперь ты сама разбирай все споры.

С этих пор зажили они дружно, а суд в их царстве был всегда таким справедливым, что молва о нем шла по всему свету и говорили, что там царство самого правосудия.

На главную — Румынские сказки — Мудрая царица

1156 году воцарился младший сын Деметре I — Георгий III, устранив от престола законного наследника, своего племянника, сына старшего сына Деметре I Давида V несовершеннолетнего царевича Демну Деметре.

Желая славой военных предприятий заставить своих подданных забыть эту узурпацию, Георгий III предпринял поход против турок с целью отнять у них захваченные ими армянские владения, завоевал город Ани, разбил осадившую его в этом городе армию царя Келата и Манскорда и, посадив в Ани своего правителя, победоносно вернулся в Грузию.

Новый правитель вскоре изменил Георгию и, смещённый последним, бежал ко двору азербайджанского князя Атабека-Ильдегиза. Георгий III подослал к перебежчику убийц и, когда по этому поводу между ним и Атабеком возгорелась война, победил последнего.

Жестокая борьба за армянские земли продолжилась. Георгий неоднократно занимал Ани и древнюю столицу Армении Двин, но окончательное их присоединение к Грузинскому царству произошло при царице Тамар.

Георгий III. Портрет на монете

Вскоре по возвращении в Грузию в 1177 году Георгий едва не сделался жертвой заговора, составленного его любимцем Иоане Орбели (Орбелиани), амирспасаларом (главнокомандующим войсками) Грузии, в пользу законного наследника Демны (Деметре), своего зятя.

Против Георгия III вспыхнуло крупное восстание. К заговорщикам примкнула большая часть феодалов из восточной и южной Грузии, недовольная усилением царской власти. Восставшие намеревались захватить в плен находящегося за городом царя, но не добились цели. Георгий возвратился в Тбилиси и стал собирать вокруг себя своих сторонников. Одним из первых к царю явился командующий половецкой армией Кубасар с 500 воинов. В подавлении этого восстания Георгию III помогла армия ширваншаха Ахситана I. Несмотря на то, что в руках восставших была сосредоточена большая военная сила (около 30 тысяч человек), они колебались, надеясь на поддержку извне. Они даже разослали послов к мусульманским правителям и стали ждать от них помощи.

Между тем Георгий взял инициативу в свои руки и атаковал восставших. При первом же столкновении ряды восставших дрогнули, между ними произошел раскол, в результате чего часть их перешла на сторону царя. Царевич Демна и Иоане Орбели заперлись в крепости Лоре. Царь осадил крепость, после чего восставшие были вынуждены сдаться царю. Георгий обещал пощадить заговорщиков, но, несмотря на данное слово, велел умертвить Иоане Орбели со всей его семьей, а Демну приказал ослепить, после чего тот умер, также жестоко царь расправился с прочими восставшими. Из рода Орбели спаслись лишь те, кто находился за пределами Грузии, и кому удалось бежать.

После подавления восстания царь назначил на высокие должности преданных себе людей из средних и незнатных азнауров. Амирспасаларом-мандатуртухуцесом стал Кубасар, а мсахуртухуцесом – Апридон.

У Георгия III не было сыновей и после его смерти на престол должна была вступить его дочь Тамар. Чтобы избежать трудностей в дальнейшем, царь Георгий решил возвести свою дочь на трон ещё при своей жизни. В 1178 году он венчал её на царство в качестве своей соправительницы. С тех пор отец и дочь правили страной совместно.

После поражения на Руисско-Урбнисском соборе (1103) азнауры снова пробили себе путь к высшим духовным должностям и к концу XII века добились решающего влияния в церковных делах. Под их нажимом в то время, когда Георгий III был занят подавлением восстания крупных азнауров, был созван церковный собор, потребовавший восстановления иммунитета церкви, то есть освобождения церковного имущества от обложения царскими налогами.

Учитывая положение и считаясь с возросшим влиянием реакционной знати на церковные дела, царь вынужден был удовлетворить требование собора о восстановлении иммунитета церкви.

В 1179 году по инициативе Георгия III и Тамар было созвано собрание, на котором было принято решение о введении высшей меры наказания для воров и бандитов, так как в стране участились грабежи и воровство. Была создана специальная служба «искателей воров». Проведенные мероприятия не преминули сказаться: число грабежей и воровства резко сократилось. В 1184 году Георгий III скончался. Его похоронили в Гелатском монастыре. Георгию наследовала его дочь Тамара.

Св. царица Тамара. Фреска XII-XIII в., Вардзийский монастырь

Тамара Великая (ок. 1166 — 1213 ), благоверная царица Грузии

Память 1 мая и в Неделю жен-мироносиц

Родилась около 1166 года . Происходила из древней грузинской династии Багратионов. Её отцом был царь Георгий III, успешно противостоявший врагам страны и расширивший влияние Грузии; матерью — Бурдухан, аланская царевна отличавшаяся красотой и умом.

Воцарение

Сыновей у царя не было и Тамара выступала наследницей престола. Однако, Грузия не имела традиции воцарения женщин, и в 1177 году вопрос о престолонаследии стал поводом для восстания знати под водительством Иоанна Орбели, который ратовал за права царевча Демны (Димитрия), племянника Георгия III. Царь жестоко подавил восстание, но понимал, что знать побеждена лишь до времени и ждёт удобного момента возобновить борьбу. Это побудило Георгия решить вопрос наследования престола ещё при своей жизни .

В 1178 году царь Георгий III созвал государственный совет (Дарбази) архипастырей и вельмож, на котором объявил Тамару царицей-соправительницей. До 1184 года отец и дочь управляли страной совместно .

После того как, на Страстной Седмице 1184 года, Георгий III скончался, представители высшей знати потребовали повторного венчания Тамары на царство, и вопрос о её правлении вновь стал обсуждаться на Дарбази. Ключевые соображения в пользу воцарения женщины были собраны в трактате католикоса Николая (Гулаберидзе) «Чтение на Животворящий Столп», где подчёркивалось что Грузия изначально была предназначена в удел Богородице и проповедь христианства в стране была осуществлена женщиной — равноапостольной Ниной. Этот довод оказался убедительным и вельможи обратились к Русудан, тётке Тамары, со следующими словами:

«Сегодня ты заменяешь Тамаре родителей. Она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей; она слушается и почитает тебя, принимая за незримых теперь родителей. Предложи ей и посоветуй прекратить безмерную скорбь; пусть воссядет на трон, на который возвел ее превысокий и мужественный брат ваш и отец ее, и покажет сияние и могущество венценосного рода и дома вашего. Если бы она, — это ожерелье и венец государства, — не была совершенной и способной управлять царством и, говоря высокопарно, по олимпийски держать его, ей не были бы вверены престол Давида и печать Соломона. Пусть она теперь начнет царствовать и, совершив обряд коронации, в преднесении Животворящего Креста, сопутствуемая благословением Мелхиседека, благословившего Авраама, взойдет и сядет на престол отцов своих; пусть держит концы земли и царствует от моря до моря» .

Русудан поддержала это предложение и царица Тамара вняла просьбе вельмож, согласившись на повторное венчание на царство. Во время коронации молодая царица проявила исключительную щедрость, раздав несметные сокровища на нужды бедняков и Церкви. Она обещала, что будет преследовать беззаконие, двоедушие и прочие пороки, поощрять добродетель, поддерживать правовые начала, будет радеть о народном благоденствии, о величии отечества. Народ был в восторге от царицы .

Автор её «Жизни» так описал юную Тамару:

«Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд… приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор» .

Замужества и утверждение на престоле

С самого начала царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности советников (везиров) и военачальников. Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей главного воеводы (амирспасалара) Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ, которые в дальнейшем показали себя верными и умелыми людьми. В это же время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей, и постаралась собрать к себе людей праведной жизни.

Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Казначей (мечурчлетухуцес) Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть царицы сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Тамара задержала Кутлу-Арслана. За него вступились было военные, но путём переговоров противостояние было разрешено.

В 1185 году по единогласному решению патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля, который сосватал царице князя Юрия (Георгия) Андреевича, сына великого князя благоверного Андрея Боголюбского. Придворные одобрили жениха, и хотя Тамара просила «переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» , грузинские вельможи настояли на своём и устроили свадьбу.

Вскоре опасения Тамары оправдались: супруг проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» . Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, а затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Юрий рассвирепел ещё больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» .

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. К её руке стремился старший сын императора Мануила Комнина, несколько султанов готовы были ради неё отказаться от мусульманства. Но Тамара оставалась непреклонной, так как по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной. Лишь уступая убеждениям придворных, тревожившихся из-за отсутствия наследника, она наконец согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан аланского царевича Давида Сослана. Этот брак оказался удачным: в Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Вскоре Тамара родила наследника, будущего царя Георгия IV, а затем и дочь Русудан.

Узнав о втором браке святой царицы, её первый муж задумал побороться за утерянный престол. Он явился в страну Эзинкан (Эрзинджан), где к нему присоединились многочисленные предатели и пошли войной на Тамару. Войско бунтарей было разбито в ночном сражении при реке Куре, но святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, а бывшего мужа отпустила на свободу. Впоследствии Юрий Андреевич ещё дважды пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз бывал бит преданными Тамаре вассалами.

Блгв. царица Тамара. Фреска (нач. XIII в.) в церкви Рождества Богородицы Бетанийского монастыря

Внешняя политика

Через десять лет по вступлении на престол царица Тамара повела наступательную политику против сопредельных мусульманских государств. Её силы взяли Хорасан, Тавриз (ныне Тебриз) и Эрзурум. В ответ багдадский халиф решил покорить крепнущую христианскую Грузию и в 1195 году собрал против неё мощное объединённое войско мусульманского мира, включавшее силы из Индии, Самарканда и Дербента под началом атабека Азербайджана Абу Бакра. Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» . После чего она препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами. Грузинские войска одержали блестящую победу под Шамхором (ныне Шамкир), пленив множество воинов неприятеля. Великая победа принесла царице славу, но её жизнеописатель подчёркивает что благоверная Тамара не поддалась гордости, а «напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» .

Ещё одним тяжёлым испытанием для царицы и страны стала схватка с султаном Румским Рукн ад-дином. Притворно заключив с Тамарой ряд мирных договоров, он собрал большое войско по всей своей державе, и в начале 1200-х годов выступил против неё, объявив что жизнь оставит «только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест» . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а сама предалась посту и молитве. В Басианской битве грузины разбили противника, взяли богатые трофеи и вновь отразили нависшую над христианами угрозу. Жизнеописание сохранило письмо благоверной царицы к султану Рукн ад-дину написанное в преддверии битвы:

«Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость» .

Благоверная царица, продолжая расширение государства в борьбе с мусульманскими странами, также способствовала созданию союзной Грузии ромейской Трапезундской империи. Приняв у себя своих родственников, изгнанных ромейских царевичей Алексия и Давида Комниных, она оказалась в противостоянии с их гонителем, императором Алексием III Ангелом. Толчком к обострению отношений стало изъятие Алексием Ангелом щедрых даров, которыми Тамара наделила пришедших к ней монахов. Узнав об этом царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Тогда же, в 1204 году, она отправила войско в северо-восточные пределы ромейских владений и поставила императором над этими землями Алексия Комнина со столицей в Трапезунде.

Таким образом за годы своего правления, благоверная царица Тамара смирила внутренних и внешних врагов, расширила пределы царства и доставила Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии. Царица смогла занять место арбитра над обширным регионом — по словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга» . При этом сама Тамара не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению.

Внутреннее управление

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории не только с политической стороны, но и с духовной и культурной. Высокое благочестие и мудрость царицы проявляли себя во многих деяниях, но благоверная Тамара особенно прославилась как блюстительница Православия, щедрая покровительница Церкви и искусств.

Сразу после своего избрания святая Тамара объявила о созыве церковного Собора, для участия в котором призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая и, под его председательством, собрала многочисленых священноучителей, монахов, пустынников и знатоков закона Божьего со всего царства. Усадив всех в одном помещении, царица села поодаль и сказала:

«О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными» .

Руководствуясь этим наказом, Собор устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В дальнейшем царица делала всё для того, чтобы в её царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей. В самом дворце непрерывно служились молебны и бдения, приносилась Бескровная Жертва. Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов: в Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви; в Тбилиси был возведён Лурджи Монастери; выдающимся памятником стал высеченный в скале монастырский комплекс Вардзия в Джавахети, примечателен и Ваханский монастырь высеченный неподалёку в то же время.

Заботясь о благосостоянии Грузинской Церкви, царица способствовала распространению веры Христовой в своих землях. Известна её особая забота о христианском просвещении единокровных для неё алан. Благоверная Тамара также радела о Божиих людях и обителях далеко за пределами своих владений. Она посылала своих доверенных в дальние страны, отправляя с ними потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих. В круге её благотворения были Ливия, Греция, Македония, Болгария, Фракия, Исаврия, Кипр; монастыри Александрии, Константинополя, Синая, Святой Горы Афон и Чёрной Горы.

При святой царице грузинская культура пережила небывалый расцвет. Пишутся такие выдающиеся поэмы как «Абдул-Мессия» преподобного Иоанна Шавтели, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели и «Тамариани» Чахрухадзе. Вдобавок к великолепным храмам создаются многочисленные новые постройки, такие как Гегутский дворец, а также мастерски сработанные Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Благоденствие Грузии при Тамаре также основывалось на её особой заботе о малоимущих. Она поставила верных смотрителей над нуждающимися и отдавала нищим десятую часть всего государственного дохода, причём следила не пропало даже одного зернышка ячменя. В стране прекратились казни; во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, который бы подвергся насилию с ведома царицы. За 31 год своего правления по её распоряжению никто не был наказан даже плетью .

Блгв. царица Тамара. Фреска нач. XIII в., Никольский храм Кинцвисского монастыря

Духовный облик

Грузинские сказания прославляют благочестие, кротость, миролюбие, мудрость и красоту святой царицы. Люди любили её без оглядки и звери повиновались ей: жизнеописатель говорит о выросшем при её дворе льве, который клал морду на колени царице, ластился к ней, а когда его уводили — обильно плакал . Её имя славилось как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» .

Святая Тамара была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Она приложила все старания, чтобы «её человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» . Царица поражала приближенных тем что «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» . Царица радовалась возможности помогать нищим и немощным, а к священникам и монахам питала особую любовь.

Последние годы и кончина

В 1206 году скончался муж и соправитель святой Тамары Давид Сослан. Царица сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама стала готовиться к преставлению. Последние годы жизни она провела в пещерной обители Вардзия, где благоверная царица имела келью, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений. Сначала она позаботилась о государственных делах, затем управилась с делами церковными и монастырскими, после чего у нее открылась неизвестная болезнь. Человеческое искусство и повсеместные молитвы о её выздоровлении не изменили ход событий. На пороге перехода в мир иной, святая Тамара созвала именитых людей царства и обратилась к ним со словами:

«Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня» .

Затем Тамара обратилась к Богу:

«Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою» .

С этими словами благоверная царица грузинского народа мирно и тихо скончалась. Кончину её чаще всего датируют 18 января 1213 года.

Нагрудный крест св. царицы Тамары, XII в. (ГМИГ)

Мощи и почитание

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары «погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем: «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их» . Согласно «Жизни царицы цариц Тамар» прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре. Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери.

Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. «Жизнь царицы цариц Тамар» написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной, благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин. Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На Руси широкое хождение со второй половины XVI века получила «Повесть о царице Динаре», основанная на событиях связанных со славной Шамхорской битвой. В связи с 800-летием её кончины Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары .

Св. блгв. Тамара Грузинская

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в ни́х моле́ния возсылаю́т ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Использованные материалы

  • Поспелов Антон Евгеньевич, «Святая царица Тамара Великая. Жизнеописание по грузинским летописям», портал Православие.Ru, 14 мая 2013:
  • Страницы календаря на портале Православие.Ru:
  • Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 341:
    • — тропарь
  • Асатиани Фридон, прот., «Время царствования святой благоверной царицы Тамары», портал Богослов.Ru, 26 мая 2009:
    • — материал использован частично

На начало XXI века среди русско-говорящих грузин было принято называть святую царицей Тамар.

О годе рождения будущей царицы можно судить приблизительно на основании слов «Истории и восхваления венценосцев» (см. русский перевод, с. 33) о том что, после смерти царя Георгия III в 1184 году вельможи страны обратились к его сестре Русудан со следующими словами: Тамара, «будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей». «Юная» в оригинале передано словом крма, которое обозначает отроковицу 15-20 лет, из чего следует что она должна была родиться между 1164 и 1169 годами. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

Джавахишвили Иване, Сочинения в двенадцати томах (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1977, т. VIII, с. 137.

Метревели Роин, Царица Тамара (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1991, с. 125.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 32,

Джанашвили М., Царица Тамара, Тифлис, 1900, с. 50.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 30.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 31.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 42.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 34.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 37.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 51.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 29.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 38.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 54-55.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 55.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 50.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 66.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 48.

Число по грузинским летописям. В русским месяцесловах указано 1 мая — день памяти святой.

И. А. Джавахишвили на основании косвенных данных годом смерти царицы Тамар условно счёл 1213 год. Эта датировка закрепилась в официальной грузинской историографии. При этом на основе прямых указаний грузинских, армянских и арабских источников ряд ученых датирует её преставление 1207 годом. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 15, сноска 14. Существуют также датировки преставления 1210 и 1216 годом.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 49.

Русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985.

Русский перевод: История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954.

«Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары», портал Православие.Ru, 20 февраля 2013,

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *