Грузинские святые

Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божией Матери. Однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился апостол Андрей Первозванный…

На Кавказе, между Черным и Каспийским морями, расположена страна древнейшей истории и культуры — Грузия. Красота грузинской природы, самобытность грузинского искусства и неповторимый колорит грузинского характера восхищали великих поэтов и знаменитых путешественников. В то же время это одна из древнейших христианских стран мира, которую невозможно себе представить без святого Православия.

На протяжении всей своей истории Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только поработить страну, но и искоренить в ней христианство. Множество завоевателей были близки к тому, чтобы уничтожить православную Иверию. Но христолюбивый грузинский народ отстоял свою родину и сохранил правую веру. Грузия и ныне является одним из форпостов Православия в современном мире.
Удел Пресвятой Богородицы

Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божией Матери. Согласно церковному преданию, после Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился апостол Андрей Первозванный, который взял с собой образ Богородицы.

Святой апостол шел в ту страну, которая хранила великую ветхозаветную святыню — мантию пророка Илии. Туда ее принесли евреи, гонимые вавилонским царем Навуходоносором. Кроме того, в Грузии находилась и величайшая христианская святыня — нешвенный хитон Господа нашего Иисуса Христа, который привез в Мцхет, древнюю столицу Грузии, присутствовавший при распятии местный житель, еврей Элиоз.

В апостольские времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточногрузинское Картли (по-гречески Иверия) и западногрузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии.

В городе Ацкури (возле современного Ахалцихе) по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять святое Крещение. Апостол Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе.

В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла еще одного апостола, святого Матфия, он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Кроме того, древнейшие источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея.
Крещение Иверии

Проповедь святых апостолов не прошла бесследно. В Грузии появились первые христианские общины и церкви. Интересен тот факт, что в творениях святого Иринея Лионского (II в.) среди христианских народов уже упоминаются иверы (грузины).

Однако массовое крещение грузин состоялось лишь в начале IV века благодаря проповеди святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Родом из Каппадокии, родственница великомученика Георгия, святая Нина прибыла из Иерусалима во исполнение воли Пресвятой Богородицы.

Проповедница обратила на себя внимание народа святостью жизни, а также многими чудесами, в частности исцелением царицы от болезни. Когда же царь Мириан, подвергшись опасности на охоте, был спасен после молитвы христианскому Богу, то, благополучно вернувшись домой, принял христианство со всем своим домом и сам сделался проповедником учения Христова среди своего народа.

В 326 г. христианство в Грузии было провозглашено государственной религией. Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете, и по совету святой Нины отправил послов к святому Константину Великому с просьбой прислать епископа и клир. Посланный святым Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин.

До приезда духовных лиц в Мцхете — там, где хранился хитон Господень, уже началось строительство церкви. Это место и поныне является центром духовной жизни грузинского народа. Здесь находится кафедральный храм в честь Двенадцати апостолов — «Светицховели” («Живоносный Столп”).

Много на поприще христианизации страны потрудился и преемник прославленного во святых царя Мириана — царь Бакар (342–364). При нем богослужебные книги были переведены на грузинский язык.

Начиная с этого времени, грузины стали верными последователями Христа и всегда непоколебимо защищали православное учение. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский замечает, что «иверы есть христиане, и правила веры соблюдают лучше, чем все, кого мы знаем”.
В борьбе за Православие

Грузия достигла своего могущества в V в. при царе Вахтанге I Горгосали, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет. Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V в. Мцхетский храм.

С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сагдухт, вдовы царя Арчила I, в 440 г. впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета.

Первоначально Грузинская Церковь находилась в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в., согласно утвердившемуся мнению, она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих и то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. (Католикос — греч. «всеобщий”, указывает на то, что юрисдикция Грузинской Церкви распространяется не только на пределы Грузии, но и на всех грузин, где бы они ни проживали. — Ред.)

Со времен принятия христианства грузинскому народу на протяжении веков приходилось почти постоянно бороться против внешних врагов, которые вместе с завоеванием страны старались уничтожить и христианскую религию. В тяжелейшей борьбе грузинский народ смог сохранить государственность и защитить Православие. На протяжении веков борьба за государственность отождествлялась с борьбой за Православие. За веру Христову здесь приняли мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и мирян.

Мировая история не знает такого примера самопожертвования, какой показали жители столицы Грузии Тбилиси в 1227 г., когда одновременно 100 тыс. человек — мужчины, дети и старики, — отказавшись выполнить приказ хорезм-шаха Джалал-эд-дина — осквернить иконы, положенные на мосту, приняли мученический венец.

В горниле испытаний только укреплялись вера и мужество грузинского народа. Расцвет христианской Иверии принесло правление богобоязненного царя Давида IV (ок. 1073–1125) и его благочестивых потомков.
Золотой век

На заре своей христианской истории Грузия была вынуждена вести многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителями которого выступили, прежде всего, арабы. С VII в. они захватили обширные земли Персидской и Византийской империй, ослабленных взаимной борьбой. В VIII в. Грузия подверглась страшному опустошению арабами во главе с Мурваном, прозванным «Глухим” за его беспощадность. Новая волна насилия поднялась во второй половине XI в., когда в Грузию вторглись турки-сельджуки, уничтожавшие храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин.

Положение Иверской Церкви изменилось лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089–1125), правителя умного, просвещенного и богобоязненного. Давид IV приводил в порядок церковную жизнь, строил храмы и учреждал обители. В 1103 г. по его инициативе был созван собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.

Зенитом славы Грузии стал век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184–1213), которая смогла не только сохранить то, что было при ее предшественниках, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского моря. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Грузия стала самым могущественным христианским государством во всем Восточном Средиземноморье.

Легендарные сказания связывают с именем царицы Тамары почти все замечательные памятники истории Грузии, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Особенно святая заботилась о просвещении своего народа. В ее царствование появляется большое число ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Однако с кончиной святой Тамары все изменилось — она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей родины.
Под ударами врагов

Грозой для Грузии стали принявшие ислам монголо-татары. В 1387 г. в Карталинию вступил Тамерлан, принеся с собой разрушение и опустошение. «Ужасное зрелище представляла тогда Грузия, — пишет священник Никандр Покровский. — Города и села в развалинах, трупы грудами валялись на улицах. Казалось, что огненная река промчалась по печальной Грузии. Небо ее и после этого не раз освещалось заревом монгольских костров, а дымящаяся кровь ее злополучного населения длинной полосой обозначала путь грозного и жестокого повелителя Самарканда”.

Вслед за монголами страдания, разорение святынь и насильственное обращение в мусульманство принесли грузинам турки-османы.

Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее полуторатысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием персидского шаха Ага-Мохаммеда в 1795 г. В день Воздвижения Креста Господня шах приказал схватить всех духовных лиц Тифлиса и cбросить с высокого берега в реку Куру. По жестокости эта казнь равна кровавой расправе, учиненной в пасхальную ночь 1617 г. в Гареджийском монастыре, когда по приказанию персидского шаха Аббаса его воины зарубили шесть тысяч иноков. «Царство Грузинское, — пишет историк Платон Иоселиани, — в продолжение пятнадцати веков не представляет почти ни одного правления, которое не было бы ознаменовано или нападением, или разорением, или жестоким притеснением со стороны врагов Христовых”.

В бедственные для Иверии времена заступниками простых людей выступили иноки и белое духовенство. «Вряд ли можно найти в истории человечества какое-либо политическое или церковное общество, — писал епископ Кирион (Садзаглишвили, впоследствии Католикос-патриарх), — которое бы больше принесло жертв и больше пролило крови в защиту православной веры и народности, чем это сделало грузинское духовенство и особенно монашество. По огромному влиянию грузинского монашества на судьбу отечественной Церкви, история его сделалась неотъемлемой и самой главной частью грузинской церковно-исторической жизни, ее многоценным украшением, без которого история последующих веков была бы бесцветна, непонятна, безжизненна”.
Вместе с Россией

Тяжелое положение православных грузин вынуждало их обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. Начавшись в XV столетии, эти обращения не прекращались вплоть до присоединения Грузии к Российской империи. В ответ на просьбу последних царей — Георгия XII в Восточной Грузии и Соломона II в Западной — 12 сентября 1801 г. императором Александром I был издан манифест, которым Грузия — сначала Восточная, а затем и Западная — была окончательно присоединена к России.

После воссоединения Грузинская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах экзархата. В 1811 г., согласно императорскому распоряжению, вместо католикоса был назначен экзарх Иверии, получивший право быть членом Святейшего Синода.

За время существования экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время постепенно происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Возникали и вопросы, связанные с церковным имуществом.
Автокефальная Грузинская Православная Церковь

В конце XIX — начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхете было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикосом-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Страгородском) и католикосе-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат.

В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает около трех миллионов верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах — на церковнославянском или греческом.

Православная Церковь занимает особое место в современной Грузии. Государство признает брак, зарегистрированный Церковью, обеспечивает деятельность института капелланов в армии и тюрьмах, преподавание основ православной веры в учебных заведениях, признает дипломы духовных школ. В свою очередь, Церковь утверждает проекты православных храмов и выдает разрешение на их строительство, ее имущество освобождено от налогов. Все великие православные праздники объявлены в Грузии государственными и являются выходными. Православная Иверия живет и с надеждой смотрит в будущее.

Олег Карпенко, «Церковная православная газета»

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ ГРУЗИИ

(8 дней/7 ночей)

Кутаиси – Тбилиси – Бетания – Джвари – Мцхета – Шио Мгвиме – Давид Гареджи – Бодбе – Сигнаги – Некреси – Греми – Алаверди – Икалто – Старая и Новая Шуамта – Гелати – Моцамета – Кутаиси

1 день. КУТАИСИ — ТБИЛИСИ.

2 день. ТБИЛИСИ.

Рано утром отправляемся в Собор Святой Троицы (Самеба), главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. Божественная Литургия.

Народный музей искусства Грузии — здесь представлено уникальное собрание древних икон (Анчийский Спас, Хахульская икона Божией Матери и др.).

Храм Метехи (V-XII вв.) – Успенский храм, место захоронения первой грузинской великомученицы Шушаники (княгини Ранской), пострадавшей от мужа-огнепоклонника в V веке и святого Або Тбилисского, принявшего мученическую смерть в VIII веке.

Храм Сиони (храм Успения Пресвятой Богородицы), названный в честь Сионской горы в Иерусалиме. До 2006 года Сиони был кафедральным собором и главным храмом страны. Первый храм на этом месте начали строить примерно в VI веке. Среди святынь храма — крест Святой Равноапостольной Нино, глава апостола Фомы, мироточивая икона апостола Андрея Первозванного.

Русский храм св. благоверного Александра Невского — место захоронения Глинских старцев, могилка отца Виталия (Сидоренко) и отца Зиновия (Мажуги).

Церковь Анчисхати (VI век) – или церковь Рождества Девы Марии — самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси. Первоначально посвящённая Рождеству Девы Марии, церковь получила второе название — Анчисхати (то есть, Анчийская икона) в 1675, в честь перенесённой из Анчийского кафедрального собора (Тао-Кларджети) иконы Спасителя.

Ужин. Ночь в Тбилиси.

3 день. ТБИЛИСИ — БЕТАНИЯ.

Завтрак. В первой половине дня – посещение некоторых церквей в Тбилиси.

Святая гора Мтацминда и Церковь Мама Давити – в VI веке на этом месте была пещера, в которой поселился преподобный Давид Гареджийский, один из 13 ассирийских отцов, пришедших в Грузию для распространения христианства. Пещера долгое время была просто святым местом, а в XIX в. здесь построили храм. В наши дни над пещерой святого Давида построена церковь Иверской иконы Богоматери. Рядом стоит храм Святого Отца Давида (Мама Давити). Чуть южнее – Преображенский храм, похожий на колокольню. Около храмов можно найти три святых источника.

Храм Богоматери Вифлеемской (Верхний Вифлеем) или Бетлеми — первоначальное название храма в Тбилиси, ныне именуемого Петхаином. По-еврейски «бетил», «бетлем» означает «божий дом». Беит-лехм, или Бетлехем был иудейским городом в южной Палестине (нынешняя Иордания), который, по Библии, являлся родиной Давида и где, по Евангелию, родился Иисус Христос. От этого «святого места» и происходит название Тбилисской церкви. Согласно легенде, первая церковь здесь была построена грузинским царем Вахтангом Горгасали в V веке (здесь же похоронены его мать и сестра). Это была одна из особо почитаемых церквей, так как она символически напоминала церковь Рождества Христова в Вифлееме. В XV веке тбилисские армяне построили здесь монастырь Святой Богоматери, названный ими Петхаин. В первой половине XVIII века была построена новая церковь. Бетлеми было святыней и для армян и для грузин, строительство проходило на средства обеих сторон.

Нижний Вифлеем или Девичий Монастырь Святого Стефана — в 1725 – 1727 гг. армяне, переселенные из Ирана, построили на этом месте женский монастырь Святого Стефана и возвели небольшую церковь. Вместо данного сооружения в 1868 году была построена церковь с куполом, которую обновили в 1910 году. С 1988 года собор принадлежит грузинской православной церкви.

Во второй половине дня мы отправимся в монастырь Бетания в ущелье реки Вера.

Монастырь Бетания — в XI веке обитель уже существовала как специально построенная усыпальница крупного феодального рода Орбели, владевшего обширными территориями в Картли. Предположительно храм здесь был построен в конце XII — начале XIII века, в царствование царицы Тамар, на месте другого — более древнего, меньшего по размерам, кирпичного храма (X-XI вв.). Потом надолго обитель была заброшена. Монахи пришли сюда вновь в самом конце XIX века и стали восстанавливать разрушенное. Первым восстановителем монастыря был иеромонах Спиридон Кетиладзе. В советское время Бетания был единственным действующим монастырем на территории Грузии. Здесь проводились службы, здесь крестили и венчали, исповедовали и причащали верующих. Огромную роль в возрождении монастыря сыграли архимандрит Иоанн (Мейсурадзе) и архимандрит Георгий, в схиме также Иоанн (Мхеидзе), которые были канонизированы после смерти. Их еще называют «бетанскими старцами». Высота духовной жизни этих монахов вызывала уважение даже среди атеистов. Святые мощи «бетанских старцев» покоятся в монастыре. В наши дни в Бетании можно увидеть: Храм Рождества Богородицы (XII-начало XIII века), маленькая церковь Святого Георгия (XII в.) и жилища монахов.

Возвращение в Тбилиси. Ужин. Ночь в Тбилиси.

4 день. ДЖВАРИ – МЦХЕТА – ШИО МГВИМЕ.

Завтрак. Выезд из Тбилиси в сторону Мцхеты (30 км от Тбилиси). Посещение Храма Джвари («храм Святого Креста»), построенного в VI веке. Он стоит на высокой горе, откуда открывается прекрасная панорама на слияние двух величественных рек Арагви и Куры. По преданию, на этой самой горе воздвигла крест сама Святая Равноапостольная Нино. Храм Джвари – один из шедевров мировой архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В главном кресте храма хранится частица Животворящего Креста Господня.

Мцхета – древняя грузинская столица и современный православный центр страны (9 км от Джвари). Это святое и культовое место для каждого грузина. Город был основан во 2-й половине I тысячелетия до н.э. Столицей город оставался до V в. н. э. За уникальные христианские реликвии Мцхету называют «Вторым Иерусалимом». Посещение Храма Светицховели (в переводе «Животворящий Столп»), в основании которого захоронена одна из главных христианских святынь — Хитон Господень и Милоть (плащ) пророка Илии. Храм Светицховели является также местом захоронения многих грузинских царей. Посещение монастыря Самтавро. Самтавро-Преображенская церковь и женский монастырь святой Нино, является одной из древнейших христианских обителей (IV век). На территории монастыря находится часовня на месте кельи святой Нино, ежевичник святой Нино, могилка и келья старца отца Гавриила (Ургебадзе), в храме — могила святых царей Мириана и Наны.

Монастырь Шио Мгвиме — действующий мужской монастырь в 40 км от Тбилиси, основанный в начале VI века ассирийским монахом Шио (одним из 13 ассирийских отцов). Преподобный Шио — основатель монашества в Грузии, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви. Комплекс расположен в живописном месте, в узком известняковом ущелье на берегу реки Мтквари (она же Кура), в 10 км от Мцхеты. В окрестных скалах множество пещер (по-грузински «мгвиме»), выдолбленных монахами в известняковых породах. Возвращение в Тбилиси. Ранний ужин. Ночь в Тбилиси.

5 день. ДАВИД ГАРЕДЖИ – БОДБЕ – СИГНАГИ.

Завтрак. Выезд в Давид-Гареджийский монастырь (60 км к юго-востоку от Тбилиси, в пути 1,5-2 часа), расположенный на грузино-азербайджанской границе. Монастырь был основан в VI веке ассирийским монахом Давидом (одним из 13 ассирийских отцов), поселившимся в естественной пещере Гареджа. Святой Давид — один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви. Комплекс представляет собой около 20 монастырей, высеченных в скалах, и простирается на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Осмотр главного монастыря комплекса — Лавры Святого Давида (здесь и по сей день живут монахи) и источника «Слезы Давида». Здесь находятся мощи преподобного Давида и Додо Гареджийских. С именем Давида связано появление Камня благодати, чудотворной святыни Грузинской Православной Церкви и ценнейшей реликвии Гареджи. Говорят, что три посещения Давид Гареджи приравниваются к паломничеству в Иерусалим.

Переезд в Алазанскую долинуи посещение действующего женского Ставропигиального монастыря святой равноапостольной Нино в Бодбе. По преданию, именно здесь в 335 г. скончалась Святая Нино (христианская просветительница Грузии). Над ее могилой царь Мириан в VI веке построил церковь и основал женский монастырь. В этом монастыре и поныне покоятся её нетленные мощи. Здесь недалеко в ущелье находится источник Святой Нино с целебной водой. В настоящее время там построена купальня и маленькая церковь святого Завулона и святой Сусанны, родителей святой Нино. В купальне можно совершить омовение. Вечернее богослужение.

Переезд в город Сигнаги (2 км от Бодбе). Городок появился на месте разрушенной старой крепости в XVIII веке при царе Ираклии II. Старую часть города окружает стена длиной 4 км, которая издревле защищала его от врагов. Из Сигнаги открывается прекрасный вид на Алазанскую Долину. Прогулка по старым улочкам Сигнаги. Ужин. Ночь в Сигнаги.

6 день. НЕКРЕСИ – ГРЕМИ – АЛАВЕРДИ – ИКАЛТО – СТАРАЯ И НОВАЯ ШУАМТА — ТБИЛИСИ.

Завтрак. Выезд из Сигнаги.

Монастырь Некреси – небольшой действующий мужской монастырь, расположенный высоко на горе над Алазанской равниной. На этом месте уже в конце IV века находилась небольшая церковь, сооруженная вскоре после провозглашения христианства официальной религией государства. В VI веке здесь основывает монастырь Або Некресский, один из 13 ассирийских отцов, погибший мученической смертью от рук персов – зороастрийцев («огнепоклонников»). Монастырь состоит из нескольких культовых построек разных времен (IV – XVI вв.). В VI-VII веках здесь был возведён главный храм Пресвятой Девы, сохранивший фрагменты настенных надписей и фресок XVI века. В комплекс входили ещё купольная квадратная церковь (IX в.) и епископский дворец XVI века. Здешние монахи производят собственное монастырское вино «Саперави» и коньяк. Подъем в Некреси достаточно сложный. Для экономии сил и времени воспользуемся автобусом, предоставляемым монастырем (проезд 1 лари ~ 30 рублей).

Крепость Греми — архитектурный памятник XVI века (полчаса езды от Некреси). Город-крепость Греми был столицей Кахетинского царства в XVI-XVII веках и оживлённым торговым пунктом Великого Шёлкового пути. Здесь можно осмотреть церковь Архангелов Михаила и Гавриила с уникальными фресками, колокольню, трёхэтажный дворец и винный погреб («марани»). Комплекс окружён стеной, с башнями и амбразурами. Сохранились остатки тайного подземного хода, ведущего к реке.

Монастырь Алаверди — мужской монастырь Святого Георгия, основанный в VI веке Иосифом Алавердели, одним из 13 ассирийских отцов (полчаса езды от Икалто). ПрипреподобномИосифе в Алаверди была заложена небольшая церковь Святого Георгия. В 570 году Иосиф скончался и был погребен здесь же, в этой церкви. В начале XI века на том месте, где стояла эта небольшая церковь, возвели великолепный кафедральный собор, который считается и по настоящее время одним из крупнейших соборов в Грузии. С XI века собор также стал местом погребения кахетинских царей. Монастырь Алаверди был мощным очагом рукописной и просветительской деятельности в Грузии. Здесь в разное время плодотворно работали очень известные грузинские каллиграфы и писатели. Весь архитектурный ансамбль окружен прочной крепостной стеной и органично состоит из построек различного назначения. Здесь в XVII–XVIII вв. долгое время функционировала женская обитель, где проживали знатные особы царского рода, принявшие иночество.

Монастырский комплекс Икалто – это фактически самый первый монастырь в Кахети, основанный в VI веке Зеноном Икалтойским, одним из 13 ассирийских отцов. Существующие ныне храмы возведены в VIII веке. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день. В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия являлась одним из важных культурных и просветительских центров Грузии. Здесь в XIII веке учился Шота Руставели.

Переезд в сторону Телави и посещение монастыря Дзвели Шуамта (Старая Шуамта), основанный в V-VII веках. Это монастырский комплекс, состоящий из трех церквей, нескольких часовен и остатков жилых помещений. Маленькая церковь – трехнефная базилика, стоящая на переднем плане, датируется V веком, остальные две – большая и малая купольные церкви относятся к VII веку. Большая церковь очень похожа на мцхетский храм Джвари. В церквях сохранились росписи XII века. Здесь останавливалось русское посольство, направленное царем Борисом Годуновым с миссией к кахетинскому царю Александру II.

Недалеко от Дзвели Шуамта находится монастырь Ахали Шуамта (Новая Шуамта), основанный в XVI веке. Это действующий женский монастырь. В комплекс монастыря входит большой храм, колокольня, ограда. По преданию, обитель построена кахетинской царицей Тиной. В детстве Тине приснился сон о том, что ей предстоит построить православный храм, и было указано место его будущей постройки. Уже будучи женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала виденное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина. В здешнем монастыре строгие правила. Здесь есть маленький колокол, в который полагается звонить, прежде чем открыть двери в монастырской стене. Монастырь имел богатую ризницу, где хранились пожертвования грузинских царей и дворянства. Существовала также и большая библиотека. В XIX веке главная церковь монастыря стала местом родового захоронения князей Чавчавадзе. Изначально монастырский храм был расписан фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской. В XX веке краску попытались удалить, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок.

Возвращение в Тбилиси. Ужин. Ночь в Тбилиси.

7 день. ТБИЛИСИ – ГЕЛАТИ – МОЦАМЕТА – КУТАИСИ.

Завтрак. Выселение из гостиницы. Переезд в Кутаиси (3,5 – 4 часа в пути).

Монастырь Гелати (11 км на северо-восток от Кутаиси) — был основан в 1106 г. грузинским царем Давидом IV Строителем и являлся важнейшим очагом культуры, науки и образования на Кавказе. Давид IV Строитель создал в Гелати академию, где собрал лучших ученых, философов и мыслителей своего времени. Здесь находилась богатейшая библиотека, изучались математика, астрономия, физика. Кроме того, Гелати являлся крупным духовным центром. Здесь был основан монастырь, в котором свято хранили религиозные знания, древние рукописи и реликвии. Давид IV Строитель, объединивший Грузию в единое сильное государство, завещал похоронить себя так, чтобы каждый входящий наступал на его сердце. Его прах захоронен в Гелати.

Монастырь Святых Давида и Константина или Моцамета («мученики»). Монастырь расположен на отвесном скалистом мысе, глубоко врезающемся в ущелье и находится совсем рядом с Гелатским монастырем, но отгорожен от него каньоном и небольшой горой. Моцамета построен во имя увековечения памяти Великомучеников Давида и Константина Мхеидзе, князей Аргветских, которые оказали большое сопротивление арабским захватчикам, вторгшимся в западную Грузию в 735-737 гг. и погибли мученической смертью. Ковчег с мощами святых сейчас расположен в главном храме монастыря.

Кутаиси (столица региона Имерети) — расположен на берегу реки Риони. Первые упоминания о городе относятся к VI—III вв. до н. э. (времена древнего государства Колхида). Кутаиси в разное время являлся столицей Абхазского царства (IX в.), резиденцией грузинских царей (до XIII в.), центром Имеретинского царства (XV в.). В наши дни Кутаиси – второй по величине город в Грузии, с приятными улочками и древними храмами. Прогулка по центру города (старые улочки, Оперный театр и т.д.).

Ужин. Ночь в Кутаиси.

8 день. КУТАИСИ – ХРАМ БАГРАТА.

Завтрак. Выселение из гостиницы.

Осмотр Храма Баграта (освященый в честь Успения Пресвятой Богородицы), построенного в X-XI вв., во времена правления грузинского царя Баграта III (975 — 1014 г.г.) – первого царя объединенной Грузии в 1003 году и основоположника великого рода князей Багратиони. Этот величественный собор, в котором был коронован Давид Строитель, — один из лучших образцов поздней средневековой архитектуры — возвышается над Кутаиси, и его видно с любой точки города. В XVII в. храм был разрушен турками. Триста лет простоял он в полуразрушенном состоянии и в августе 2012 года был восстановлен. Исключен из списка наследия ЮНЕСКО за пристройку стеклянного лифта. Божественная Литургия.

Свободное время. Трансфер в а/порт.

Стоимость тура на одного человека (в долларах США) при группе:

10 — 15 чел

610 USD

Программа в Word

Внимание!!!

В случае резкого изменения курса национальной валюты стоимость тура будет изменена.

В стоимость тура входит:

  • трансфер из/в аэропорт (Кутаиси – Тбилиси – Кутаиси);
  • проживание в мини-отелях и гостевых домах (Тбилиси 5 ночей, Сигнаги 1 ночь, Кутаиси 1 ночь);
  • 7 завтраков, 7 ужинов;
  • все переезды по маршруту на комфортабельном транспорте (микроавтобус на 8-18 человек);
  • обслуживание русскоязычного гида;
  • экскурсии согласно программе тура;
  • входные билеты по программе тура.

Поделиться:

Толкование имени

Имя Саломе означает предрасположеность к жизни подвижника. Человек способен на жертву даже не ради какой-то высокой цели, а просто потому, что «может себе это позволить». Отдать любимую игрушку. Оказаться от личного счастья ради счастья другого человека.

Как следствие – настоятельная необходимость в присутствии «объекта приложения». Должен быть кто-то, к чьим ногам можно «бросить весь мир». А иначе жизнь не будет иметь смысла.

Производные формы имени Саломе

Проиcхождение

грузинские

Значение

мирная

Подходящие цвета

Зеленый Голубой Бирюзовый

Счастливые числа

6, 1, 5, 14

Планета

Венера

Металл

Медь

Знак зодиака

♎ Весы,♉ Телец

День недели

Пятница 2754

Место в рейтинге
Популярных имен

Даты именин

Камни-талисманы имени

Апаш, Красный Железняк, Сердолик, Кошачий Глаз, Цитрин, Стекло, Яшма, Лабрадорит, Мрамор, Молдавит, Оникс, Перидот, Зеленый Сапфир, Звездный Сапфир, Зеленый Турмалин Узнать больше об имени Саломе

Внешний облик

Вам важно выделяться на обще фоне. Однако использовать для этого кричащие тона или броские аксессуары Вам не следует. Не следует понимать это в том смысле, что яркая, жизнерадостная цветовая гамма – не для Вас. Просто общий стиль одежды должен отличаться корректностью, хорошим вкусом, солидностью. Одежда должна быть качественной и хорошо сидеть на Вас. Внешний облик, соответствующий этим критериям, вызывает расположение и доверие. Этими принципами следует руководствоваться не только в процессе комплектации своего гардероба, но и при выборе оформления и обстановки для жилища, офиса.

Совместимость имени Саломе, проявление в любви

Саломе, для вас брак является чем-то вроде долгосрочного партнерства. Вы способны на самую возвышенную любовь и самую искреннюю привязанность, но не терпите посягательств на свою свободу ни в какой форме. И стоит Вам почувствовать, что брачные узы превращаются в путы на ногах, реагируете бурно и недвусмысленно, внося дисбаланс в семейную жизнь. Если Вашему партнеру достанет здравого смысла не акцентировать внимания на Ваших супружеских обязанностях, сосуществование может быть долгим, спокойным и счастливым.

Лучшие имена для брака, какое мужское имя лучше всего подходит имени Саломе

  • Никита
  • Илья
  • Алексей
  • Владислав
  • Глеб
  • Лев
  • Петр
  • Юрий

Мотивация

Вы всем сердцем стремитесь к свободе. Любые рамки и ограничения тяготят Вашу душу, сковывая ее движения, как кандалы. Вам нужен простор. Поэтому, выбирая между стабильным благополучием и безраздельным правом распоряжаться собой, Вы всегда выбираете последнее.

Всякий раз, когда судьба предоставляет Вам возможность хоть как-то разнообразить свою жизнь, Вы без колебаний отказываетесь от уже имеющегося в пользу нового, еще непознанного. «Обрастать мхом» – явно не для Вас. Вы легко идете по жизни, приспосабливаясь к любым обстоятельствам. Сам процесс движения – это то, чего жаждет Ваша душа.

Следует только помнить, что «сто друзей» никогда не заменят одного «сердечного друга». Ваше нежелание завязывать стабильные отношения, надолго «останавливаться» на одной привязанности, может стать впоследствии причиной образования полного вакуума вокруг Вас, одиночества, с которым Вам трудно будет смириться.

Поэтому постарайтесь не пропустить момент, когда свобода перестанет приносить радость.

Характеристика имени Саломе

Ваша основа – это дом и семья, вы всегда верны и великодушны к тем, кого любите. Но ваша склонность к радостям жизни и роскоши, нередко делает вас чересчур снисходительной к родным и друзьям. Порой, вы в упор не замечаете недостатков людей, которые пользуются вашим расположением.

Удивительно, но вам нередко грозит одиночество — из-за ваших чрезмерно завышенных идеалов любви и брака. Не допускайте такой ошибки, ведь ваше полноценное развитие возможно именно в семейной жизни.

Удивительно, но, несмотря на врожденную доброту и умение сочувствовать, вы можете быть очень упрямой, безжалостной и властной. Будучи главой семьи (или ощущая себя таковой) вам не нравится, когда вам противоречат или поступают по-своему. В таких случаях вы можете быть весьма строги в требованиях, касающихся дисциплины.

ТБИЛИСИ, 31 окт — Sputnik. В Германии вышел в свет немецкий перевод сборника агиографических сочинений грузинских авторов — «Мученичество святой царицы Шушаник» Якова Цуртавели, «Або Тбилели» Иоанэ Сабанидзе и «Мученичество Евстафия Мцхетели».

Проект осуществился благодаря тбилисскому Национальному центру грузинской книги в издательстве Leipziger Literaturverlag в Лейпциге.

Как отмечают в Центре, немецкие читатели смогут узнать о святых Грузии в переводе Иванэ Джавахишвили, Нелли Амашукели и других авторов.

«Мученичество святой царицы Шушаник» — древнейший дошедший до нас памятник оригинальной грузинской литературы. Временем создания считается период между 476 и 483 годом. Автор сочинения — Яков Цуртавели, современник и участник описанных событий. В произведении, относящемся к житийной литературе, описаны страдания и смерть армянской принцессы Шушаник, дочери полководца Вардана Мамиконяна, от рук своего мужа Варскена, правителя Южного Картли. Перейдя ради союза с Персией в зороастризм, он потребовал того же от жены и детей. Шушаник, отказавшись отречься от христианства, шесть лет подвергалась унижениям, побоям и заточениям в темнице, а на седьмой год скончалась. Яков Цуртавели утверждает, что был духовником царицы, приводит свои разговоры с ней, что придаёт его сочинению огромную ценность в качестве исторического источника.

Чудеса отца Давида Гареджели и благодатные камни из Иерусалима >>>

О мученике и небесном покровителе города Тбилиси Або Тбилисском или Або Тбилели, о его деяниях и мученичестве написал свидетель его деятельности Иоанэ Сабанидзе. Это сочинение — одно из древнейших источников по истории Грузии и литературный памятник, написанный под влиянием проповеди Василия Великого о 40 севастийских мучениках, Ареопагитик, а также ранних грузинских житий. Сочинение входило в состав различных сборников житий и неоднократно перерабатывалось.

Мученичество Евстафия Мцхетели же считается одним из наиболее ярких примеров грузинской оригинальной агиографии VI века, в котором рассказывается о мученичестве Евстафия (Эстатэ) Мцхетели. Автором произведения является старший современник Евстафия, однако его имя не известно. Евстафий был родом из персидского города Гандзак, где и принял христианство. Из-за гонений на христиан, объявленных шахом Персии Хосровом Ануширваном, Евстафий бежал во Мцхету. Позднее он был выдан местными маздеянами и казнен как вероотступник. Похоронен под престолом патриаршего собора Светицховели.

Алико — всезнающая
Ана — благодать, желанная, надежная
Гогола — девушка
Гика — роза
Гиули — роза
Гела — волк
Гелиа — волк
Гелика — волк
Гелука — волк
Дарико — дар бога, ей нет равных
Дариа — владычица
Даро — дар бога, ей нет равных
Диана — божественная
Дзаглика — собачка, щенок
Джемал — красота, совершенство
Джамалия — красота, совершенство
Екатерина — чистая, непорочная
Ирма — пожертвованная Богу войны
Иринэ — мир
Илона — светлая
Камила — красота, совершенство
Кекела — красивая
Кети — чистая
Кристина — христианка
Ламара — морская
Лали — рубин, красная
Лала — рубин, красная
Лале — рубин, красная
Лола — рубин, красная
Лейла — черная, темненькая
Лика — сладкая
Манана — явленная небесами
Мариам — решительная, возлюбленная Бога
Маро — решительная, возлюбленная Бога
Марико — решительная, возлюбленная Бога
Маико — решительная, возлюбленная Бога
Машо — решительная, возлюбленная Бога
Машико — решительная, возлюбленная Бога
Мари — решительная, возлюбленная Бога
Марика — решительная, возлюбленная Бога
Марусиа — решительная, возлюбленная Бога
Марина — морская
Маринэ — морская
Марианная — морская
Манана — пришедшая с небес
Майя — кормилица, богиня плодородия
Мадонна — моя госпожа
Мгела — волк
Мгелиа — волк
Мгелика — волк
Мгелука — волк
Мзекала — солнце-дева
Мзевинар — солнце
Мзиа — солнце
Мцире — девушка
Мэри — решительная
Нана — добрая, нежная, ласковая
Нани — малютка
Нанули — малютка
Наниа — малютка
Нано — малютка
Нанико — малютка
Нанука — малютка
Нателла — светлячок
Натия — природная, естественная
Натаи — природная, естественная
Натали — рожденная в Рождество
Нино — царица
Ника — победа
Нелли — светлая
Нонна — девятая
Полина — маленький, мелкий
Русудан — долголетие
Русико — долголетие
Сакварела — любимая
Саломе — мирная, спокойная
Саломэ — мирная, спокойная
Софико — мудрость
Софо — мудрость
Софио — мудрость
София — мудрость
Софиа — мудрость
Сулико — душевная
Татия — устроительница
Тамта — Богу посвященная, сильная, мужественная
Тамар — финиковая пальма
Тамуна — спокойная, мирная, обеспеченная
Тамина — спокойная, мирная, обеспеченная
Тинатин — отблеск солнца, мерцающий луч
Тина — отблеск солнца, мерцающий луч
Тико — отблеск солнца, мерцающий луч
Тинико — отблеск солнца, мерцающий луч
Тинука — отблеск солнца, мерцающий луч
Тинано — отблеск солнца, мерцающий луч
Теона — мысль Божья, Разум господний
Хатиа — очень красивая, нарисованная
Цира — девушка
Циру — девушка
Элене — светлая
Эндзела — снежинка
Эка — чистая, непорочная
Элисо — молящая Бога
Этери — особенная

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *