Гуление появляется у ребенка в возрасте

>www.Logopedy.ru

Этапы нормального речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» — корабль, «синюська» — свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» — перчатки, «копатка» — лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Смердова Юлия,
логопед

Гуление

Гуление мальчика в возрасте двух месяцев и трёх недель

Гуление (от глагола гу́лить) — стадия доречевого развития ребёнка, следующая за криком и предшествующая лепету. Продолжается примерно с 2—3 до 5—7 месяцев жизни ребёнка.

Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги — как правило, это цепочки гласных, близких к /а/, /у/, /ы/, часто в сочетании с согласными /г/, /м/. Начальный период гуления иногда обозначают как «гуканье», это более короткие и отрывистые вокализации (типа /гу/, /га/, /у/, /ка/). Более поздний период гуления (ближе к 4 месяцам) называют «свирель», это произнесение цепочки звуков каскадом.

Гуление имеет спонтанный характер и проявляются у ребёнка в состоянии спокойного бодрствования, чаще всего в присутствии взрослых; нередко сопровождается улыбкой и первым смехом.

У разных народов дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения. Однако, как показывают экспериментальные исследования, уже к 6 месяцам звуки, произносимые детьми, начинают напоминать именно звуки их родного языка. Глухие дети также проходят стадию гуления (и начальную стадию лепета).

Примечания

  1. Бунина В. С. Формирование звукопроизношения в онтогенезе
  2. Ср. английское название cooing или gooing, также отражающее преобладание велярных звуков в данном типе вокализаций (G. Yule. The Study of Language. 4th ed. Cambridge: Cambridge University Press. — P. 173).
  3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. 2-е изд., переработанное и дополненное. / Под ред. С. Циркина. СПб.: Питер, 2004. — С. 29.
  4. Развитие речи. Первый год жизни
  5. Доречевой этап Архивная копия от 4 июня 2011 на Wayback Machine // Белянин В. П. Психолингвистика. Учебник. М., 2005.
  6. Ковшиков В. А., Пухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. — С. 303.

Ссылки

  • Гуление (Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  • Первичные вокализации, гуление и лепет (Психолингвистика: общий курс)

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

Комплекс оживления включает в себя:

— реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

— зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

— улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

— оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

— вокализация (голосовые реакции) – малыш обращает на себя внимание с помощью громких коротких вскрикиваний или протяжного гуления.

Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.

После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.

Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.

Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.

Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.

Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.

Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.

Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.

Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция индивида, которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.

Если случилось так, что комплекс оживления у ребенка не появляется в должное время, то желательно задуматься, в чём заключается проблема. Несвоевременное проявление эмоционально двигательных реакций – это достаточно тревожный симптом для родителей, поскольку это может извещать о тяжелых расстройствах психики, как например синдром аутизма или задержка психического развития.

В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.

В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.

С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.

Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.

Проявление комплекса оживления младенца

На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы — это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Чувствуя рядом маму, малыш спокоен и счастлив, он начинает реагировать на мир положительными эмоциями, что является залогом благополучного развития психики.

Определение понятия

Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

  • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
  • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
  • осознанная улыбка, выражающая радость;
  • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
  • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название — «комплекс».

Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Отсутствие комплекса или его запоздание

Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний. Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга. Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

Недоношенный ребенок, или перенесший травму при родах, получивший желтуху или страдающий асфиксией, овладевает комплексом в более поздние сроки или не овладевает вовсе.

Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией — улыбаться или хмуриться.

В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

Комплекс оживления — это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *