Гусь железный собор

Троицкий храм в Гусь-Железном — гигантский белокаменный двухсветный храм с купольным восьмериком и колокольней. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России. Храм вмещает примерно 1200 человек. Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки: Между 1802 и 1868.Адрес: Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный.XIXв., архитектор неизвестен, заказчик — владелец местных заводов Андрей Андреевич Баташев.

Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.


Собор поражает еще и тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.


Пока мы гуляем вокруг собора и рассматриваем эту необычную архитектуру, познакомимся поближе с заказчиком храма и его отцом. В те далекие времена этой землей владел Андрей Родионович Баташов (1731/32—1799) (кто любит ужасы Прошлой жизни – может поподробнее почитать про Андрея Родионовича здесь http://hrodgar.livejournal.com/63959.html). Андрей Родионович возвел огромный заводской и усадебный комплекс, но при этом довольствовался скромным деревянным храмом Иоанна Предтечи, поставленным недалеко от дома в 1766 году, в то время, как в соседнем Касимове купцы с меньшими капиталами строили одну за другой добротные каменные церкви. Набожностью суровый хозяин Гуся не отличался, что дало повод соседям даже заподозрить его в принадлежности к масонству. А простонародье считало, что он и вовсе продал душу дьяволу.

Андрей Родионович Баташов
Предтеченский храм сгорел около 1802 года. Наследник, Андрей Андреевич по прозванию – Черный, отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового каменного храма. Конечно, в любом случае нельзя исключать возможную роль Андрея Родионовича, как возможного заказчика проекта.

Баташовский завод в Гусь-Железном
С сыном Андреем от первого брака у Андрея Родионовича (всего он был женат три раза и у него было два сына по имени Андрей – от первого и второго брака), судя по всему, складывались непростые отношения. Когда Андрею-старшему, (Черному), исполнилось 17—18 лет, он был послан отцом на три года «для снискания потребных для него знаний в иностранные европейские государства». Андрей Родионович хотел подготовить себе достойного преемника. Но, то ли сын не оправдал отцовских надежд, то ли их взаимоотношения осложнились после второй женитьбы отца (что более вероятно), но, если в середине 80-х гг. XVIII в. Андрей-старший еще жил в Гусе, то в 90-х гг. отставной поручик Андрей Андреевич Баташев находился уже далеко от отцовского дома. Вместе с семьей, женой Пелагеей Ивановной, дочерью тульского купца Ивана Петровича Лугинина, и малолетним сыном Петром (1787—?), он проживал в Нижегородской губернии, где по поручению отца управлял одним из самых отдаленных заводов — Илевским.

Имение Баташовых в Гусь-Железном. Справа виден купол уже построенного Троицкого храма.
После смерти отца случай помог Андрею Черному утвердиться в правах единственного наследника: 26 октября 1801 г. сгорел походный синодальный архив, где хранились метрические книги. Ссылаясь на отсутствие документов, Комиссия Синода своим решением от 20 марта 1802 г признала Андрея-старшего — единственным наследником Андрея Родионовича. К нему перешло все огромное состояние отца: семь железных заводов, дома, мельницы, многотысячные земельные угодья, десятки сел и деревень и более 10 тыс. крестьян и мастеров. Все имения располагались на территории пяти губерний: Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской 14.
После того, как сгорел старый, деревянный храм, Андрей Черный, перебравшийся к этому времени уже в Петербург, немедленно отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового, каменного храма, на который не пожалел средств. При устройстве церкви, в пользу притча, Баташовыми было «приложено пахотной земли по 15 четвертей в поле и сена 15 копен», но до 1871г. эта земля находилась во владении Баташова. В 1871г. опекунское управление над наследниками Баташова обменяла прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 десятин — 1.092 саж.
Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты «русской готики». К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов, якобы, были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин или ученик Баженова Иван Таманский. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.
Троицкая церковь сложена из красного кирпича, облицована белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей. Ее планировка уникальна (жаль, я нигде не нашла изображения планировки храма). Высота храма – 55 метров, колокольни – 70.
Троицкий храм весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и огромная колокольня с часами.
Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» («Русские достопамятности» — печатный орган Московского общества истории и древностей российских. Издавались на русском языке) пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». От классики — спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики — стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.
По основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они лежали в области средневековой замковой архитектуры. Троицкая церковь производит именно такое впечатление. Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви все это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки (шпиль колокольни, шпиль и фиалы восьмерика) пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С.В.Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ.
При Андрее Андреевиче Барашове храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня — до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.
Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г)
Чугунная плита у входа в храм. Обратите внимание на изображения гусей.
В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме.
Иконостас второго этажа Троицкого храма. Фото начала XX века
Вот так это место выглядит сейчас
Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня — небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Фотографировать в храме мне не разрешили, поэтому фотографии взяты из интернета.
В 1921 году постановлением Совнаркома из храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт. Только крест удалось прихожанам выкупить.
13 января 1935 г. Наркомфин сообщает Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, что жалоба верующих с. Гусь-Железный Меленковского района (ныне Рязанская область) удовлетворена — райфинотделу предложено переисчислить местные налоги. Председатель церковного совета Устюжина съездила во ВЦИК, там ей разрешили служить «галасловно», после чего 28 октября местный священник провел службу при большом стечении народа. Во время службы 4 раза заходил председатель сельсовета с требованием прекратить службу. После службы священника и Устюжину в сельсовете уже ждали сотрудники ГПУ, допросили и оставили их там на ночь под арестом, 29-го же, получив отказ на предложение сдать ключи, забрали обоих в Меленки: Устюжину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком, 50 верст!
При советской власти храм использовался для хозяйственных нужд, в нем были размещены склады, а под колокольней торговали керосином – для этого даже была устроена цистерна внутри основания колокольни.
На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.
Богослужения проходят в нижней церкви. Что же касается аварийного состояния, то в верхних строениях сгнили деревянные конструкции. Восстановление если идёт, но медленно. В 50-х годах церковь горела от удара молнией.
http://sobory.ru/article/?object=00861
http://hramvgusu.prihod.ru/
http://www.imesta.info/places/show/290/
http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=43218
http://gorodec-foto.narod.ru/Gus-Gelezny.html
http://wyksa.ru/2008/05/19/priokskaya-glubinka-1-4-a-r-batashev-i-ego-potomki-na-ryazanskoi-zemle.phtml
http://www.liveinternet.ru/users/batashn/rubric/774697/
Ирина Благодерова «Гусь-Железный и окрестности. Касимовский район» Касимов 2011

Троицкая церковь (Гусь-Железный)

У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкая церковь.

Православный храм

Троицкая церковь

Страна

Россия

Посёлок

Гусь-Железный

Конфессия

Православие

Епархия

Касимовская

Архитектурный стиль

псевдоготика

Строительство

1802—1868 годы

Статус

ОКН № 6210054009№ 6210054009

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Живоначальной Троицы — приходской храм Касимовской епархии Русской православной церкви, расположенный в посёлке Гусь-Железный Рязанской области. Построенная в редком для России стиле псевдоготики с элементами барокко и классицизма.

История

Ещё в 1766 году на средства заводчиков Баташевых в селе была сооружена деревянная церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1802 году. Тогда же началось возведение нового здания, которое к 1825 году (год смерти заказчика) было доведено до строительства купола. К этому времени в нижнем этаже были освящены несколько престолов. В 1847 году работы возобновились, и главный престол был освящён в 1868 году.

Автор проекта здания неизвестен. Во Владимирском государственном архиве есть документы, в которых сказано, что церковь построена «знаменитым архитектором», однако его фамилия не указана. Согласно выводам рязанских краеведов Георгия Вагнера и Сергея Чугунова, им мог быть Василий Баженов или же касимовский архитектор Иван Гагин.

В 1921 году по требованию Совнаркома из храма были изъяты ценности, а в 1932 году он был закрыт и в дальнейшем использован для хозяйственных нужд. Ныне в храме, вмещающем около 1200 верующих, вновь проходят богослужения.

Описание

Здание сооружено из глиняного кирпича и облицовано белым камнем.

Церковь содержит престолы Живоначальной Троицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла. Высота церкви составляет 50 метров, а прилегающий к нему пятиярусной колокольни — 70 метров.

Примечания

  1. 1 2 Страница храма на официальном сайте Касимовской епархии
  2. 1 2 Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. — М.: Искусство, 1989. — ISBN 5-210-00025-7.

Ссылки

  • Официальный сайт

Псевдоготический собор в поселке Гусь-Железный

Собор Живоначальной Троицы в поселке Гусь-Железный — один из самых необычных православных храмов России: массивными высокими стенами, длинными рядами стрельчатых окон и остроконечной пятиярусной колокольней он скорее напоминает старинное английское аббатство, чем традиционную русскую церковь. Стены Троицкого собора сложены из красного кирпича и облицованы белым камнем, при этом во внешнем оформлении сочетаются элементы псевдоготики, барокко и классицизма — столь редких для нашей страны архитектурных стилей.

Возводился необычный храм по заказу Андрея Баташова — крупного промышленника, основавшего в Рязанской области железоделательный завод. Хваткий помещик пользовался дурной славой: его упрекали и в жестоком обращении с крепостными, и в жадности, и в чеканке фальшивых монет. Ходили слухи и о масонстве Баташова, именно поэтому, несмотря на то, что авторство проекта Троицкого собора не было установлено точно, историки предполагают, что стройкой руководил Василий Баженов, также считавшийся масоном. Среди возможных авторов проекта также И. С. Гагин, Д. А. Гущин и ученик Баженова — Иван Таманский, однако собор в Гусь-Железном настолько необычен, что найти прямые аналогии с творчеством каких-либо русских архитекторов историки так и не смогли.

Возведение собора велось с перерывами с 1802 и до 1868 года, причем при Баташове храм был только заложен, а после смерти промышленника строительство продолжили его наследники. В XIX веке внутреннее убранство храма было очень богатым, например, здесь хранилась особенно почитаемая прихожанами Боголюбская икона Божией матери, а также серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого. Однако в 1921 году по инициативе Совнаркома все ценности были изъяты, а затем, в 1932 году, храм и вовсе был закрыт и использовался для хозяйственных нужд.

Сегодня в Троицком соборе вновь проходят богослужения. Узнать расписание можно на официальном сайте Троицкого собора.

Стены Троицкого собора сложены из красного кирпича и облицованы белым камнем. // hramvgusu.prihod.ru
Троицкий собор является частью памятника «Промышленно-усадебный комплекс Баташовых». // hramvgusu.prihod.ru
Троицкий собор — редкий образец псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. // hramvgusu.prihod.ru
В западной части собора возвышается башня-колокольня с часами. // hramvgusu.prihod.ru

Советы

Храм Живоначальной Троицы является частью памятника «Промышленно-усадебный комплекс Баташовых», туристы также могут осмотреть и другие достопримечательности: плотину на реке Гусь — гидротехническое сооружение, которое оригинальным инженерным решением удивляет даже современных специалистов, недействующий Гусевский железоделательный завод, кузницу, главный дом и историческую ограду, торговые ряды и кладовую, пять домов заводских рабочих и некрополь.

Дорога из Москвы до Гусь-Железного занимает около пяти часов в одну сторону, поэтому вернуться в тот же день будет затруднительно. В самом Гусь-Железном никакой гостиничной инфраструктуры нет, поэтому ночлег лучше поискать в городке Касимов, расположенном в 18 километрах юго-восточнее. Ближайшие крупные города — Рязань (140 км) и Муром (100 км), где выбор средств размещения гораздо шире (гостиницы Рязани и гостиницы Мурома).

Поселок Гусь-Железный расположен в Рязанской области, в 270 километрах юго-восточнее Москвы. На автомобиле сюда можно добраться по Егорьевскому шоссе (Р105), трасса Москва — Касимов.

Автобусы, следующие из Москвы в Касимов, делают остановку в Гусь-Железном. Они отправляются с Центрального автовокзала ежедневно в 7:30, 9:45, 12:45, 16:00, 18:20, 21:30 и 22:00, а по пятницам и воскресеньям и в 23:00. Из Касимова в Москву можно уехать с Щелковского вокзала ежедневно в 6:05, 8:00, 9:30, 11:10, 15:00, 23:30 и 24:00, по пятницам и воскресеньям и в 13:30. Автобус на обратном пути также делает остановку в Гусь-Железном примерно через полчаса после отправления из Касимова. Время в пути составляет около пяти часов, стоимость проезда — 615 рублей в одну сторону.

Расположение

Собор Живоначальной Троицы расположен в поселке Гусь-Железный Рязанской области, Россия.

Адрес: Рязанская область, Касимовский район, п. Гусь-Железный www: www.hramvgusu.prihod.ru

Церковь из Героев V или Троицкая церковь в г. Гусь Железный

Всем привет. Вы когда нибудь бывали в местах, напоминающих компьютерные игры?
Фото 1.
Вот я бывал во многих местах, перед нами Heaven Town из Героев V. Понятно дело, что вырвиглазные дизайнеры сделали нечто нереальное, но если поискать….
Фото 2.
В Российской глубинке можно найти нечто весьма похожее! Увидеть церковь из Героев V! Когда ехал в это место было как когда в игре Dark Messiah of Might and Magic въезжаешь в несуществующий город. Тем не менее, этот город из сказки существует.
Фото 3.
На самом деле перед нами церковь Троицы Живоначальной в городе Гусь Железный. Думал я, что найду богатую историю этой церкви, однако история её покрыта туманом.
Что удалось надыбать в нашем рунете, так это то, что на этом месте ранее стояла деревянная церковь, построенная в 1766 году на средства промышленников Андрея и Ивана Баташёвых, которая сгорела в 1802 году . Тогда же Андрей Баташёв начал строить новую каменную церковь. Строительство церкви так и не было завершено. В 1825 году Андрей Баташёв скончался. В 1847 году его сын Андрей Андреевич продолжил строительство, средства на строительство выделял не только он, но и его родственники и даже рабочие завода.
Фото 4.
В 1868 г. храм был освящён. Всего у храма было 4 престола: на верхнем этаже во имя живоначальной Троицы. На нижнем во имя Рождества Христова, св. Николай Чудотворцаи во имя святых ангелов Петра и Павла.
Убранство было богато настолько, что храму могла позавидовать любая столичная церковь.
Вот и всё, что дала нам история. Однако, естественно возникает вопрос о зодчем. Кое-кто в отличие от меня лентяя даже в государственные архивы за этим вопросом лазил. В документах сказано, что церковь построена знаменитым архитектором. Да да, а имени нет. Рязанские краеведы Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов считают, что архитектором мог быть или Василий Баженов или же касимовский архитектор И. С. Гагин. Последнее маловероятно, поскольку ничего похожего среди его работ нет, так что скорее всего это работа Василия Баженова.
Фото 5.
К сожалению внутреннее убранство было утрачано.
В 1921 году по инициативе Совнаркома из храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт и в дальнейшем использован для хозяйственных нужд. С 90х годов идёт «Вечный» ремонт храма. В настоящий момент церковь действующая. Внутрь к сожалению не попали, закрыта, да и судя по фоткам из инета ничего интересного, не готично и не эпично. В общем, типичная восстановленная церковь.
Фото 6.
А вот и памятник основателям церкви
Фото 7.
Вот такой родовой герб Баташёвых, с единорогом, действительно из сказки.
А герб этот относится к польскому дворянскому роду Бо́ньча. К нему же относится род Тургеневых.
Фото 8.
Колокольня
Фото 9.
Старые двери.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Часы на башне. Раньше они были со всех сторон, но сохранились только с одной стороны.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
С какой стороны не снимай, а он прекрасен.
Фото 23.
А вот это здание возможно какая-то часть усадьбы Баташёвых.
Фото 24.
Фото 25.
И это возможно тоже.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
А вот и Ленин. Как это Ленин не нужен? Без Ленина нет и настоящей сказки!
Фото 29.
Недалеко от церкви я нашёл вот такой замечательный домик.
Фото 30.
Фото 31.
Домики конечно интересные. С наличниками. Кстати сказать, я дико протупил, там недалеко была такая же церковь, правда менее красивая, но зато заброшенная. Повод ещё разочек вернуться в это замечательное место. Вообще, я считаю, что подобные места и не только можно назвать Палладиевым кольцом России (По аналогии с Золотым кольцом России). В общем, я обязательно продолжу идею Палладиевого кольца, куда войдут малоизвестные места и памятники, куда не возят туристов и о которых не все знают, история которых покрыта туманом, но при этом они прекрасны, монументальны и порой даже интереснее многих памятников Золотого кольца России.
Фото 32.
Ну и под конец козлячья рожа. Беее)))) Всем пока, до новых встреч на Палладиевом кольце России и в других местах из компьютерных игр и фантастических фильмов.
Фото 33.
Оформлено с помощью «Обрамлятора»

На днях мы чтили память блаженной Матроны Анемнясевской, очень почитаемой в Рязанской губернии святой, а уж в Касимовском районе в особливо:
http://ljubov-i-svet.livejournal.com/449376.html
В фильме о блаженно рассказывает протоиерей Серафим Правдолюбов, настоятель Троицкого храма в Гусе-Железном. Он же занимается строительством храма в честь блаженной Матроны Анемнясевской в Анемнясево. В прошлом году нам удалось побывать у этого светлого батюшки и насладиться экскурсией по уникальному Троицкому храму, о чем рассказ далее…
(начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/11517.html)
Христос посреди нас!
Возвращались мы из Телебукино после праздника в честь преподобного Сергия Радонежского, в очень добром расположении духа и когда показался вдали, в тумане величественный собор Живоначальной Троицы в Гусе-Железном, то, не раздумывая долго наш экипаж направился в строну от трассы по направлению к храму. Мы каждый раз, когда проезжали это место, говорили себе, что вот, в следующий раз мы обязательно тут побываем… Но проходили годы, а мы все откладывали и откладывали…Но не в этот раз. И Господь наградил нас с лихвой!
Но об этом чуть попозже, а пока немного истории…
Стояла когда-то на границе Маленковского уезда с Рязанской губернией маленькая деревушка Веркуци. Но в 1758 году там открылся железоделательный завод братьев Баташовых, тульских промышленников. Один из братьев потом остался в Выксе при тамошнем заводе, а другой, Андрей, в 1783 году переехал в Веркуци. Но к тому моменту деревушка получила другое, более звучное название — Гусь Железный (по реке Гусь, на которой стояла деревня, и по профилю завода).
(Баташевский завод в Гусь-Железном)
Еще в 1766 г. Баташовы построили деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1812 году. Была мечта про каменную церковь, и в 1802 г. строительство началось под руководством архитектора Баженова В.И. Были предположения, что храм строил Касимовский архитектор И.С.Гагин, но этот факт не был принят архитекторами. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Гагин И.С., касимовский архитектор-самоучка был автором проектов нескольких храмов, в том числе и Преображенского храма в селе Телебукино (где настоятель мой духовный отец о. Василий Зайцев). Однако полностью исключать возможную причастность архитектора к строительству храма нельзя. В 1825 Андрей Баташов умер.
Главный храм к этому времени был доведён до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. Но нижний этаж был уже готов и в нем шли богослужения. Продолжил строительство сын Андрей Андреевич, затем работа возобновилась на средства других наследников и рабочих завода, и наконец, в 1868г. храм был освящён.
(Троицкий храм в начале XX века)
23 января 1918 года был подписан «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» (СНК РСФСР).
В 1921 году беда постигла и храм в Гусе-Железном: произошло изъятие ценностей, чем убранству храма был нанесен серьезный урон. Лишь мудрость священников о. Сергия Введенского и о .Алексея Лихачева предотврадило трагедию. Они сумели убедить верующих самим снять позолоченные серебряные ризы с икон с другие ценности. Так храм был спасен от поругания а сами верующие от неминуемых репрессий.
(Гусь-Железный, в таком состоянии храм пребывал в советское время)
Тем не менее, в 1932 году властями было принято решение о закрытии храма. Сам храм использовали под складские помещения, некоторое время здесь держали лошадей.
Я оставлю пока одну сторону истории – о гонении на верующих в связи с делом «попов Правдолюбовых и Матрены Гр. Бельковой», поскольку есть у меня надежда на то, что нам удастся побывать в Анемнясеве, на родине блаженной и этот рассказ мне думается, лучше было бы присовокупить к планируемой поездке.
О том, что происходило в храме в годы войны и позднее, в хрущевское время известно не много. В 1953 году в центральных крест убарила молния и главный купол загорелся. Пожар практически не повредил второй этаж храма, но иконостас пострадал.
О восстановлении храма в последние годы очень интересно и подробно рассказывается в книге Александра Силкина «Страницы истории храма Живоначальной Троицы. Гусь — Железный», я лишь скажу, что первая служба в возвращенном верующим храме состоялась 25 сентября 1990 года на вновь освященном престоле в честь святителя Николая Чудотворца.
Весной 1991 года был освящен престол в честь Рождества Христова и престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
17 декабря 1993 года был освящен престол по имя преподобного Серифима Саровского, а 21 февраля 1995 года престол в честь образа Божьей Матери «Скоропослушница».
Основные работы по ремонту второго этажа завершились в 2011 году, однако внутри еще бесконечно много работы по благоустройству этого самого большого сельского храма в России.
В 2002 году храм посетил святейший Патриарх Алексий II. Произошло это при весьма интересных обстоятельствах. Вот как об этом написано в вышеупомянутьй книге А. Силкина , изданной по благословению Дионисия, епископа Касимовского и Сасовского:
«1 июля 2002 года по шоссе, связывающему Москву и Касимов, двигался автомобильный кортеж…
…В этот день, 1 июля, в Касимове планировалось освящение Вознесенского Собора, восстановленного после его зарытия в XX веке. На это торжество и направлялись высокие гости. На освящение Вознесенского Собора планировался визит Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
В двух десятках километров от Касимова кортеж въехал на мост через реку Гусь в поселок Гусь-Железный, и перед глазами проезжающих предстала величественная картина: на фоне голубого июльского неба сиял красивейший старинный храм Живоначальной Троицы…
…настоятель храма, протоиерей Серафим Правдолюбов знал о предстоящем визите Патриарха, и прихожане надеялись на то, что Патриарх Алексий II посетит храм.
И хотя в подобных случаях график посещений Патриархом бывает строгим и не все планы осуществляются, но на этот раз произошло чудо – Патриарх Алексий II подъехал к храму…»
(Вид на храм с моста)
Это страницы истории храма – грустные и светлые. А мы, повторю, решили свернуть с трассы и наконец побывать в этом святом уголке нашей России.
Таким нас в тот туманный день встретил собор Живоначальной Троицы:
А вот так он выглядел уже вблизи:
Мы подошли ко входу в храм и поднялись по вековым ступенькам…
Войдя в храм мы обнаружили, что настоятель протоиерей Серафим Правдолюбов совершает над младенцем, будущим православным, Таинство Святого Крещения. Не дерзая в такой момент входить в храм мы было взгрустнули, но тут к там подошла сотрудница храма, помогающая за свечной лавкой (она увидела нас через стекло входной двери):
— Вы в храм? Проходите!
— Да мы не хотели мешать батюшке…
— Нет, нет, заходите, пожалуйста!
Мы зашли тихонечко… Купив свечей мы рассредоточились внутри собора. Тут как раз Крещение завершилось и о. Серифим освободился.
(протоиерей Серафим Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Гусе-Железном)
— Добрый день! Мне кажется, мы вчера виделись на Празднике?
— Да, отче, выделись. И в храме за Литургией и позднее, на базе отдыха.
— Да-да, я помню! Не хотите ли посмотреть и второй этаж?
— Конечно, хотим! А можно?
— Да конечно, можно, я сейчас принесу ключ…
Отец Серафим куда-то отлучился буквально на пару минут и возвратился со связкой ключей:
— Вот, вам надо будет зайти с Западного входа и там подняться на второй этаж, всего 82 ступеньки, можете почитать…
— Спаси, Господи!
— А потом закройте и возвращайтесь… я думаю, что на все у вас уйдет минут пятнадцать, я как раз освобожусь. Подождите, пойдемте, книжки возьмите…
Мы вместе подошли к свечному столику и батюшка попросил дать ему книжки и иконочки…
— Вот, вам подарочки… это Матронушка наша а это книга о нашем храме… а вот акафист Матронушке. Правда, там ошибки есть, но вы сами исправьте.
-Спаси, Господи, отче.
-Ну идите и возвращайтесь.
Мы вышли и подошли к западному входу…Вот они, эти 82 ступеньки к верхнему храму:
Наверху нас встретило Величие…. Это и правда удивительный храм! Даже годы лихолетия, хотя и сильно повредили его состоянию, однако не смогли умалить его славу.
Вот так верхний храм выглядел до начала восстановительных работ:
Вот так он выглядит сейчас:
Из окон второго этажа виден весь Гусь-Железный и окружающие его перелески…
Наладившись осмотром мы вернулись вниз…
Батюшка благословил пофотографировать, но, если честно, не до того было. Желалось больше походить и приложиться к иконам…вот, только одну фотографию сделал…
Отец Серафим как раз вышел из алтаря и убогому рабу Божьему удалось немного с ним пообщаться. Напоследок батюшка нас всех благословил и напомнил, чтобы мы непременно побывали и у блаженной Матроны Анемнясевской. Мы пообещали, что непременно заедем.
Как я понимаю, ближайший праздник, связанный с именем блаженной состоится 6 Ноября (19 н.с.) –день рождения Матронушки.
Вот таким интересным путешествием и такой хорошей встречей наградил нас совершенно неожиданно и совершенно незаслуженно Господь . Ему же, Господу нашему Иисусу Христу Слава подобает, со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.
С любовью,
рБ Дмитрий
Отдельное спасибо за несколько старых фотографий журналу:
http://vittasim.livejournal.com/
Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/326713.html

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *