Ханаан на карте

Государственная граница Израиля

Границы Израиля обусловлены британским мандатом от 1922 года. Его общие черты уже были заложены в тайном договоре между Соединённым Королевством и Францией, с учётом ожидаемого падения Османской империи в наступающей І мировой войне. Границы Израиля с Египтом и Иорданией были обговорены в рамках мирных договоров с этими государствами, и с Ливаном в рамках договора о перемирии 1949 года. Граница с Сирией, как и ранее, не была урегулирована. О делимитации границы между Израилем и палестинскими территориями также ещё предстояло провести переговоры.

Британский мандат

Линия Сайкса-Пико

Зоны французского и британского влияния и контроля, согласно договору Сайкса-Пико

Согласно Соглашению Сайкса-Пико 1916 года тайно были распределены территории Османской империи на Ближнем Востоке между британской и французской сферами влияния. Они договорились о том, что «Палестина» должна оставаться как «международный анклав». Этот договор был пересмотрен Великобританией и Францией в 1919 году. Было решено, что Палестина и Вилайет Мосул в современном Ираке будут частью Британской сферы влияния в обмен на получение британской поддержки французского влияния в Сирии и Ливане.

В Сан-Ремо (19-26 апреля 1920 года) Верховный Совет Антанты предоставил мандат на Палестину и Месопотамию Великобритании без точного определения границ утверждённых территорий. Поскольку то, что земли к востоку от реки Иордан были частью сирийской административной единицы во времена Османской империи, она была исключена из французского мандата в Сан-Ремской конференции, «на том основании, что она была частью Палестины.»

Французско-британский пограничный договор

В франко-британском пограничном соглашении от 1920 года решался вопрос границ: мандаты в Палестине и Месопотамии относились к Великобритании, а мандаты в Сирии и Ливане относились к Франции.

Граница между будущими британским и французским мандатами была определена в общих чертах. Это соглашение передало большую часть Голанских высот во французскую сферу влияния. Согласно договору также была создана совместная комиссия для урегулирования пограничных вопросов по распределению земли. Эта комиссия представила свою заключительный доклад 3 февраля 1922 года, и она была принята с некоторыми оговорками со стороны британского и французского правительств 7 марта 1923 года, за несколько месяцев, прежде чем Великобритания и Франция вошли в свои права 29 сентября 1923 года. Согласно этому договору, территории, принадлежавшие древнему колену Дан, были переданы из Сирии в Палестину в начале 1924 года. Таким образом, Голанские высоты вошли в состав французского мандата в Сирии. Когда французский мандат в Сирии закончился в 1944 году, Голанские высоты остались частью нового независимого государства Сирии.

Трансиордания

В марте 1921 года колониальный секретарь Уинстон Черчилль посетил Иерусалим. После обсуждения с Эмиром Абдуллой было решено, что Еврейский национальный дом является ведущей целью Британского мандата в Палестине, что не будет применяться к территории мандата к востоку от реки Иордан.

В июне 1922 года Лига Наций утвердила Палестинский мандат, который должен вступить в силу автоматически, когда будет урегулирован спор между Францией и Италией касаемо Сирийского мандата. В мандате также было утверждено, что еврейский национальный Дом не обязательно распространять на территории восточнее реки Иордан, называемые Трансиорданией. В сентябре 1922 года правительство Великобритании представило меморандум в Лигу Наций, заявив, что в Трансиордании будут исключены все положения, касающиеся еврейских поселений, и этот меморандум был одобрен 23 сентября. Французско-итальянский спор был решён 29 сентября 1923 года, и оба мандата вступили в силу с этой даты.

Граница с Ливаном

В июне 2000 года Организация Объединённых Наций была призвана определить границу между Ливаном и Израилем, с тем чтобы определить, выведены все израильские войска из Ливана в соответствии с резолюцией 425 Совета Безопасности. Это направление стали называть «синяя линия». В то же время, Организация Объединённых Наций не рассматривала юридически недемаркированную международную границу на Голанских высотах, поскольку это не требуется для выполнения резолюции 425. Согласно этому, Голанские высоты прямо не называются «синей линией».

«Синюю линию» ООН должна была определить как линию развёртывания Армии Обороны Израиля до 14 марта 1978 года, когда израильские войска зашли в Ливан. Линия должна быть признана Ливаном и Израилем как международная граница, а не просто как линия перемирия 1949 года (обычно называют «зелёной линией») по итогам арабо-израильской войны 1948 года.

14 марта 1978 года Израиль начал Операцию «Литания», заняв территории в районе к югу от Литании, за исключением городом Тира. В ответ на вторжение, Совет Безопасности ООН принял резолюции 425 и резолюцию 426, призывающие к выводу израильских войск из Ливана. Израильские войска были выведены в конце 1978 года, но передали свои позиции на территории Ливана их союзнику, Армии Южного Ливана.

17 апреля 2000 года Израиль объявил, что он выведет свои войска из Ливана. Правительство Ливана отказалось принять участие в создании границы. ООН, таким образом, провела своё собственное обследование, базирующееся на линии для целей резолюции Совета Безопасности ООН 425 (1978).

Синяя линия

Организация Объединённых Наций попыталась как можно ближе воспроизвести синюю линию в 2000 году, как границу между Ливаном и Израилем, от Средиземного моря до реки Хасбани, экстраполируя на Зелёную линию, установленную в соответствии с Соглашением о перемирии 1949 года между Ливаном и Израилем. Район к востоку от реки Хасбани считается частью Сирии и распространяется до Голанских высот.

Соглашение о перемирии между Ливаном и Израилем было подписано 23 марта 1949 года. Основные моменты:

  • Линия перемирия (то есть «зелёная линия») является международный границей, что соответствует границе 1923 года между французским мандатом в Ливане и британским мандатом в Палестине (Севрский мирный договор).
  • В отличие от других соглашений, Зелёная линия не содержит положения утверждения этой линии как международной границы, а потому рассматривается де-юре международной границей.

  • Израиль выводит свои войска из 13 посёлков на территории Ливана, которые были оккупированы в ходе войны.

В 1923 году 38 пограничных знаков были размещены вдоль 49-мильной границы и текст детального описания был опубликован. В 2000 году «голубая линия» отличается примерно на 475 метров от Зелёной 1949 года.

В период между 1950 и 1967 годами Израилю и Ливану удалось завершить 25 км маркировки границы.

Вывод

16 июня Генеральный секретарь сообщил в Совете Безопасности, что Израиль вывел свои войска из Ливана в соответствии с резолюцией 425 Совета и выполнил требования, установленные в его докладе от 22 мая 2000 года..

Граница с Сирией

Основная статья: Пурпурная линияОккупированная часть Голан обозначена светлым

В 1923 году было согласовано между Соединённым Королевством и Францией создание границы между британским мандатом в Палестине и французским мандатом в Сирии. Британцы передали юг Голанских высот французам в обмен на север долины реки Иордан. Граница пролегала по обе стороны от реки Иордан и Галилейского моря, в том числе 10-метровой шириной вдоль северо-восточного побережья, которое было сделано частью Палестины. В 1947 году ООН согласно разделам плана размежевания отдал эту территорию Израилю.

В течение 1990-х годов велись постоянные переговоры между Израилем и Сирией по посредничеству в конфликте и выводу израильских войск с Голанских высот, однако мирные переговоры не имели успеха. Главным камнем преткновения являются 25 км² территории в долине реки Иордан, лежащие к западу от международной израильско-сирийской границы, но которые были захвачены у Сирии в 1948 году во время арабо-израильской войны, и остались согласно соглашению о перемирии 1949 года за Израилем. Арабские страны поддержали позицию Сирии в формуле, которая призывает Израиль «вернуться к границам 1967 года». (См. Арабская мирная инициатива).

Граница с Иорданией

Израильско-Иорданский мирный договор был подписан 26 октября 1994 года. Договор решил территориальные и пограничные вопросы, которые продолжались со времен войны 1948 года. В договоре определена и полностью признана международная граница между Израилем и Иорданией. После его подписания реки Иордан и Ярмук, Мертвое море, Арава/Вади Арава и залив Акаба были официально определены как граница между Израилем и Иорданией, и граница между Иорданией и территориями, оккупированными Израилем в 1967 году. Для Западного Побережья есть такие предостережения: «Это линия административной границы между Иорданией и территорией под израильским военным государственным контролем с 1967 года. Любое проведение разграничительной линии не является препятствием для статуса этой территории».

В 1988 году Иордания отказалась от любых претензий на Западный Берег. Граница между Израилем и Западным берегом будет предметом переговоров между Израилем и Палестинской администрацией.

Граница с Египтом

Соглашение о перемирии между Израилем и Египтом была ратифицировано 24 февраля 1949 года. Линия перемирия между этими странами является международной границей (начиная с 1906 года), кроме как в секторе Газа, который оставался под египетской оккупацией.

Израильско-египетским мирным договором, подписанным 26 марта 1979 года, воспроизведены официально признанные международные границы вдоль линии 1906 года. Спор возник по поводу определения границы на её южной точке в Таба. Таба была на египетском стороне от линии перемирия в 1949 году, но Израиль утверждает, что Таба была на Османской стороне границы, согласованной между османами и Британским Египтом в 1906 года, и произошли ошибки в маркировке границы. Этот вопрос был представлен международной комиссии, состоящей из одного израильтянина, одного египтянина, и трёх независимых представителей. В 1988 году Комиссия вынесла решение в пользу Египта и Израиль вернул Табу Египту в течение года.

Египет отозвал любые требования к сектору Газа. Граница между Израилем и сектором Газа будет предметом переговоров между Израилем и Палестинской администрацией.

Примечания

Как российскому туристу пройти египетско-израильскую границу? Стойкость тела и духа

Однодневная поездка слишком коротка, как мне кажется, для ознакомления с величественным городом Израиля, а вот двухдневная — в самый раз. Как бы то ни было, туристу придется преодолеть сотни километров по территории Египта и ступить на каменистую почву совершенно иной страны.

Автор не будет здесь рассказывать о достопримечательностях Иерусалима. Сосредоточимся на промежуточном этапе. А именно, как обычному российскому туристу пройти египетско-израильскую границу без неожиданных проблем.

Вы, возможно, спросите, какие могут быть проблемы при движении турпотоков, когда оба государства — и Израиль, и Египет — весьма заинтересованы в туристах.

По географическим картам, по GPS-навигации все выглядит несложно. Доехал с группой туристов до Табы — пограничного пункта Египта. Далее пешком перешел границу через пост пограничников Израиля. И — всё. Делов-то!

Однако спешу разочаровать тех, кто собирается предпринять подобный вояж впервые: не верьте гидам, которые говорят, что пройти границу между Египтом и Израилем можно быстро и без затруднений. Я расскажу, к чему нужно быть готовым туристу, который решится на подобный вояж.

Прежде всего, следует сделать небольшой экскурс в историю. Какие вообще отношения могут быть между гражданами двух стран, еще совсем недавно они воевали и убивали друг друга? Без особой любви, это уж точно.

В нашем случае — во-первых, в 1967 году имела место победоносная для Израиля израильско-египетская война. Египет оказался в результате униженным и растоптанным. Потери в живой силе и технике имели место с обеих сторон (у Египта — катастрофические, у Израиля — небольшие). Взаимная ненависть двух народов тогда зашкаливала.

Во-вторых, Израиль — та страна, где угроза терроризма практически постоянна.

В-третьих, Израиль окружен государствами мусульманскими, и само его существование в кольце ислама весьма удивительно.

Одна писательница, к слову, из числа иммигрантов, ранее живших в СССР, перебралась в Израиль. Она рассказывала как-то в интервью, что знает, открывая газету, — если где-то на планете Земля «бабахнуло», значит либо в России, либо в Израиле.

Конечно, сейчас «бабахает» во многих местах, но все же, повторюсь, Израиль находится под особым постоянным прессом террористической угрозы. Вот почему так трепетно-настороженно израильтяне относятся к тем, кто въезжает в страну. Особенно с мусульманских территорий. Турист, выезжающий из Египта (не важно, какой у него паспорт) подозрителен, ибо следует из страны, с которой Израиль вел войну совсем недавно.

Что удивляет при подходе со стороны Египта к израильскому погранпосту: службу там несут миниатюрные девчонки-пограничники! Если с египетской стороны мы видим суровых мощных мужиков с автоматами, то с израильской — непосредственно с пересекающими границу гражданами работают милые девочки (правда, дальше на израильской стороне есть и солдаты с оружием). Лет по двадцать, наверное. Казалось бы, такие хорошенькие создания должны обходительно и быстро пропускать желающих (туристов хотя бы) через границу. Но! Не простые те девчонки. Ох, непростые! Но о девчонках — позже.

Что же следует изначально знать туристу?

Во-первых:

…что не раз придется проходить через металлодетекторы, причем подчас чуть ли не оголяясь. И не перед миловидной девушкой, а перед бездушными воротами по поиску железа! При этом далее — личный досмотр весьма вероятен.

Во-вторых:

следует сразу рассчитывать на то, что быстро перейти границу между Египтом и Израилем не получится, пусть вы и чисты перед Законом, аки младенец. Учтите: на все время прохождения границы уходит не менее 6 часов! Многие стоят и по 8. Наша группа миновала границу в общей сложности за 5 часов, и даже представители принимающей стороны в Израиле с удовлетворением заметили, что это весьма «классный» результат!

В-третьих:

следует знать, что путешествие потребует физической и психологической стойкости. Все указанное выше время придется провести на ногах в длительных очередях. Поток туристов нескончаем, так что наберитесь терпения. Никаких напитков на границе не продают, посему заранее запаситесь бутербродами и водичкой еще в Египте.

Теперь о технической стороне вопроса. Система прохождения границы сделана по типу лабиринта. То есть на уровне живота стоят металлические перила и образуют многократно извивающуюся дорожку. Реальный лабиринт. Нечто подобное используют в экспериментах на крысах. В начало лабиринта запускают голодную зверушку, а на выходе кладут кусочек ароматного сыра. Грызун должен бежать вперед и искать единственный путь к выходу, чтобы осчастливить себя лакомством. Назад дороги нет, ибо, как только первый пролет лабиринта преодолевается, за хвостом захлопывается маленькая дверка. Все «мосты назад разрушены».

Так и тут, на египетско-израильской границе. Войдя в извилистый лабиринт из железных перил, выйти назад уже не получится. За спиной подпирает толпа туристов и прочих граждан, желающих въехать в Израиль. Остается только ждать и терпеть. Очередь движется микроскопическими шажками, а почему — я расскажу чуть позже. Помещение лабиринта закрытое, работают кондиционеры, но воздуха все равно не хватает. Присесть можно только на поперечные балки ограждения, неестественно выгнув спину. Балки гнутся и скрипят.

При мне не очень молодой женщине стало плохо от стояния в очереди в течение четырех часов. Ее вывели подышать на улицу и дали лекарств. А что делать, если с вами ребенок? Среди нас оказались туристы, кто осмелился на данную поездку в Иерусалим из Египта с крошечными детьми. Они пожалели об этом. И родители, и дети, и окружающие. Это совершенно изматывающий вояж для ребятни. Мы — взрослые мужики — и те готовы были рухнуть на пол от усталости в конце процедуры прохождения границы. Что же говорить о неокрепших ножках и психике малых детишек.

О том, как конкретно происходит процедура прохождения границы между Египтом и Израилем в Табе, как лучше подготовиться к ней обычному российскому туристу, что следует делать, а чего — не стоит, я расскажу в заключительной части статьи.

Теги: полезные советы, Египет, туризм, заграница, турист, путешествия, поездки, отдых, отпуск, Израиль
С дурною головою ногам покоя нет! Это утверждение будто специально для меня создано.
Я еще до конца Путь Святого Иакова не прошел, а уже начал думать про следующее подобное путешествие, куда более экстремальное.
Вчера узнал про существование на Ближнем Востоке подобной паломнической тропы с названием Путь Авраама. Она проходит через Египет, Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль, Сирию, Турцию и Ирак, но самой популярной ее частью является 170-километровый промаркированный участок на Юго-востоке Турции. Его я и загорелся пройти.
Идея создать Путь Авраама появилась лишь десять лет назад, когда гарвардский профессор антропологии Вильяма Юри (William Ury) задумался над воссозданием дороги, которая была важнейшей в Древние Века, центром мира далеких эпох. И наследием народов, которые по ней ходили, сейчас пользуется более трех миллиардов жителей Земли – христиане, иудеи, мусульмане.
За эти десять лет энтузиасты промаркировали сотни километров данного пути для пешего паломничества по нему. И люди пошли. И вдоль этих троп появилась соответствующая инфраструктура.
Жители маленьких курдских сел и поселков в Турции с удовольствием распахнули двери своих домой для туристов со всего мира (за небольшую мзду, конечно, а не бесплатно).
Древние города, библейские мотивы, римское наследие, быт местных жителей – все, как я люблю!
Побывавшие там люди пишут восхищенные отзывы в Интернете, называя свой поход по Пути Авраама самым лучшим путешествием в жизни. Что же, посмотрим.

И, конечно же, одним из серьезных плюсов этого Пути является тот факт, что данное место практически неизвестно широкой публике. К примеру, во всем русском сегменте ЖЖ мне удалось найти лишь один рассказ о путешествии по этой дороге, да и то лишь по израильской ее части. Впрочем, может, плохо искал.
Tags: Турция, путешествия

Странствия Авраама.

Авраам совершил трудное и опасное путешествие из города Ура в Вавилонии через земли Плодородного Полумесяца к Харрану, а затем в землю Ханаанскую. Позднее он вынужден был спасаться в Египте от разаразившегося голода (Быт. 11:31 — 13:18). Со своим семейством, овцами и козами Авраам вел кочевую жизнь на холмах и равнинах Ханаана, своей новой родины (Быт. 14-25). Его внук, Иаков, кончил свои дни в Египте вместе с любимым сыном Иосифом (Быт. 37-50).

Исход из Египта.

Потомки Авраама, евреи, остававшиеся в Египте примерно 400 лет, постепенно были порабощены египтянами. В конце концов, после ряда страшных бедствий, Моисей вывел их из Египта, проведя через Красное море и пустыню. Мы не можем точно сказать, каким именно путем они шли — карта показывает маршрут, о котором говорит предание. (Они не могли идти по прямой прибрежной дороге, так как её стерегли египтяне). На горе Синай Моисей получил Десять Заповедей. Позднее в Ханаан были отправлены разведчики, чтобы «высмотреть» Обетованную Землю.
В пустыне евреи провели сорок лет. После смерти Моисея они перешли через реку Иордан и, выйдя из Моава, вступили в Землю Обетованную.
(Исход, Числа)

Ханаан

У этого термина существуют и другие значения, см. Ханаан (значения).

Карта древнего Ханаана

Ханаа́н (финикийск. kĕnaʿan, араб. کنعان‎, ивр. ‏כְּנַעַן‏‎) — западная часть Плодородного полумесяца. Слово «Ханаан» ( kĕnaʿan), возможно, означает «страна пурпура»; это имя в древности носила собственно Финикия, а в Библейские времена — страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. В настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Ханаан в целом также известен как «Земля обетованная».

История

Изображение протоханаанейских надписей.

Древний Ханаан был заселён различными народами западносемитского происхождения, такими как ханаанеи, аморреи, иевусеи, а также индоевропейского (хетты), и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств. Расположенный между территориями Древней Месопотамии и Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген. Ханаан является родиной алфавита, лёгшего в основу греческой и латинской систем письма, происходя от протосинайского письма.

Согласно Библии, завоевание Ханаана евреями во главе с Иисусом Навином произошло после Исхода из Египта.
Сопоставление времени появления в Ханаане еврейских семитско-хамитских племён во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. (XIII век до н. э. по оценкам большинства историков) со временем разрушения городов Ханаана проблематично, поскольку последние археологически датируются в промежутке от XV до середины XII века до н. э.).

Согласно Книге Иисуса Навина, многие города (в том числе Иерихон, Вефиль, Ай) были взяты под предводительством Иисуса Навина, некоторые племена на завоёванной территории были полностью уничтожены, а некоторые после военного поражения остались жить среди завоевателей. Появление на этой территории одного из народов моря, филистимлян, принесло новое название — Палестина. Самым большим государственным образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона (образовано в XI веке до н. э., распалось около 932 — 928 годов до н. э.).

Ханаан в Священных Писаниях

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (18 ноября 2015)

Как написано в Библии, Ной в наказание за недостойное поведение изрёк проклятье, согласно которому он отдавал потомков своего внука Ханаана в подчинение потомкам своих сыновей Сима и Иафета, а также своих внуков, братьев Ханаана. Евреи (а это по сути отколовшиеся от родичей арамеи-переселенцы) являлись потомками Сима. Земли Ханаана были, согласно библейской легенде, заселены потомками Хама. При этом в Библии особо выделялись семь ханаанских племён, которые являлись главными раздражителями для еврейского Бога Яхве. По Иисусу Навину 3:10 это ханаане́и (собирательное), хе́тты, хивве́и, периззе́и (ферезеи), гиргаши, аморе́и, евусе́и.

Письменность

Самым большим вкладом ханаанеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 годами до н. э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в местных климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например, имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни ханаанеев, что в древнееврейском языке слово «ханааней» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана). Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. Важной статьёй средиземноморской торговли ханаанеев была работорговля. На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко ханаанеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали ханаанеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по-соседству мог господствовать ассирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что ханаанеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремёслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Таково было положение дел в Ханаане около 1360 года до н. э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100—200 лет спустя всё оставалось по-прежнему. Междоусобная вражда ханаанеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединённым Ханааном овладеть было бы неизмеримо труднее.

Религия ханаанеев

Основная статья: Западносемитская мифология

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 18 ноября 2015 года.

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего ханаанского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Эта общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или своё любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Статуэтка ханаанейского бога Ваала. Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Рассказы о богах

Рассказы о богах ханаанеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Однако порой боги ханаанеев могли быть добрыми и щедрыми. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ. Религиозные празднества превращались в разгул самых худших свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые ханаанеи творили во славу своей религии. Библия сурово осуждает эти традиции. Втор. 18:9 ; 3Цар. 14:22-24; Ос. 4:12-14.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процессии мог присоединиться и простой народ — ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры — львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см. Втор.12:3)

Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звёздам, общаясь с мёртвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у ханаанеев практиковались и человеческие жертвоприношения. Ханаанеи приносили детей в жертву Молоху. Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» утверждается, что археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала: «Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву… Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей». «Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену…»

> См. также

  • Доисторическая Палестина
  • Земля Израильская
  1. И. Ш. Шифман. Финикийский язык. М.: Едиториал УРСС, 2010.
  2. Ср. аккад. kinaḥḥu «пурпур». Там же.
  3. Пайков, Валерий Лазаревич. Книга Иисуса Навина: авторство и историко-археологические параллели // Наука и жизнь Израиля. — 2014. Архивировано 27 марта 2019 года.
  4. Lewis Bayles Paton Canaanite Influence on the Religion of Israel//The American Journal of Theology, Vol. 18, No. 2 (apr., 1914), p. 205.
  5. The Cambridge ancient history, том 2; часть 1

Литература

  • «Библейская энциклопедия» — ISBN 5-85524-022-3
  • Анати Эммануэль. Палестина до древних евреев / Пер. А. Б. Давыдовой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 416 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 978-5-9524-3209-3.
  • Грей Джон. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных / Пер. с англ. С. Фёдорова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — 224, с. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-0639-4.
  • Крывелев И. А. Раскопки в «библейских» странах. — М.: Советская Россия, 1965. — 320 с.: ил.
  • Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. — 528 с. — Серия «Классическая мысль». — ISBN 5-17-005552-8, 5-271-01788-5.
  • Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2003. — 574 с. — Серия «Классическая мысль». — ISBN 5-17-018173-6, 5-271-07249-5, 5-9578-0330-8.
  • Lewis Bayles Paton Canaanite Influence on the Religion of Israel//The American Journal of Theology, Vol. 18, No. 2 (Apr., 1914), pp. 205—224. (англ.)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4029455-9

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *