Характер Христа

Дорогие читатели! Мы начинаем цикл статей о характере христианина. Исследовать характер христианина с точки зрения Священного Писания представляется нам чрезвычайно интересным и полезным занятием. Это исследование, которое поистине достойно вашего внимания. Ведь не случайно Библия содержит абсолютно правдивые истории реальных людей, раскрывает их характеры, их внутренний мир и повествует о том, как эти люди проходили через годы своей жизни, воспитывая в себе черты божественного характера и учась у любящего Бога всему самому лучшему.

Неслучайно апостол Павел наставлял молодого Тимофея, призывая его исследовать себя и Священное Писание, сравнивать свой характер с божественными чертами характера нашего Создателя и стараться уподобиться Ему, не жалея на это своего времени, заниматься этим постоянно: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1Тим.4:16).

Часто чудеса, совершаемые Господом, такие как исцеление от неизлечимых болезней, разрушение проклятий, воскрешение из мертвых, могут сильно будоражить наше воображение и вызывать взрыв положительных эмоций, слезы умиления и желание воздать Господу подобающую хвалу. Воистину наш Господь достоин всей славы за Свои чудеса!

Однако, по моему мнению, не меньшей славы и благодарности Спасителю заслуживают порой невидимые сразу перемены в характере человека. Они требуют длительной, кропотливой работы, самодисциплины и самоорганизации, мобилизации силы воли и внутреннего напряжения. Но только так мы сможем уподобиться Господу, другого пути нет!

Итак, дорогие читатели, вы готовы отправиться в путешествие по Библии и заглянуть в свою душу через призму Священного Писания. Анализировать таким образом свой характер и работать над его улучшением? Тогда в путь, друзья.

Прежде всего, для исследования характера христианина нам нужен правильный ориентир. Очевидно, что это наш Учитель Иисус Христос и библейские герои. И, конечно же, как будто специально для нашего исследования, Евангелие содержит перечень требований или характеристик, предъявляемых к служителям. Кто-то может сказать, что они не просто христиане, а лидеры и руководители поместных церквей, и, следовательно, пусть они и заглядывают в приведенные ниже перечни требований к характеру. Но на это можно справедливо возразить: кому, как не нашим руководителям и предстоятелям в Господе, следует подражать и у кого следует учиться согласно Евр. 13:7: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”.

Глядя на конец жизни некоторых служителей Божьих, безусловно, хочется подражать и учиться не только вере, но и другим качествам. Итак, давайте посмотрим на места Писания и попытаемся суммировать черты характера человека Божьего.

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1Тим.3:1-4).

«Равно и жены честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1Тим.3:11-13).

«Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных» (Тит.1:6-10).

Из этого можно составить примерную классификацию личных качеств христианина:

По отношению к людям:

1) хороший семьянин (муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности); 2) покорный, верен во всем; 3) не дерзок, не гневлив, миролюбив; 4) благочинен, страннолюбив(гостеприимен); 5) честен, не дает пустых обещаний, не клеветник; 6) справедлив, учителен (чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать).

Продолжение следует. Алексей ЯРОВОЙ, пресвитер церкви «Вифания»

Вопрос — ответ

Кто такие «малакии»? (1Кор. 6:9)

Греческое слово «малакос» переводится как изнеженный, малакий (развращенный мужчина или мальчик, предающий свое тело противоестественному употреблению, то есть гомосексуализму). (Греческий библейский словарь Стронга).

Кто такой Илия? Это Иоанн Креститель?

Краткий ответ будет – нет. Это две разные исторические личности. Подробный ответ потребует исторического экскурса в библейскую историю.

Илия – один из ветхозаветных пророков, его жизнь и служение описаны в 3 Цар. 17-19 гл. и 4Цар. 1 и 2 гл.

Иоанна Крестителя называют иначе – Иоанн Предтеча, его служение предшествовало публичному служению Иисуса Христа. Мф. 3 глава, 11 глава 1-19, 14: 1-12.

Путают эти две личности, возможно, из-за неверного истолкования Мал. 4:5-6: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». В данном месте Писания речь идет не о земном служении Иисуса Христа, а о другом периоде истории. Ангел Божий свидетельствовал Захарии, отцу Иоанна, об этом написано в Лк. 1:13-17.

В Новом Завете записаны слова Иисуса Христа: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10). Христос, говоря это, ссылается на Мал. 3:1: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною».

Из этого очевидно, что Илия и Иоанн – различные исторические личности.

В Новом Завете сказано: «Не уверуете, если не увидите знамений и чудес”. А как же тогда уверовать?

Вероятнее всего, здесь делается попытка истолковать Ин. 4:48: «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Если это так, то в этом толковании пренебрегается один из важных принципов истолкования Писания – истолкования в свете контекста (исторического и литературного), то есть необходимо рассмотреть отрывок Писания полностью, а не отдельный стих, а именно – Ин. 4:45-54. При более детальном рассмотрении исторического контекста (Ин. 2:13-23 и Ин. 4:46, Ин. 2:1-11) мы увидим, что Иисус вовсе не имел в виду чудеса и знамения как неотъемлемую составляющую уверования, а лишь укорил царедворца, ищущего знамения. Хотя в действительности царедворец искал помощи, а не просто шоу-представления. Итак, уверование не всегда должно быть основано на каком-либо сверхъестественном явлении, но на принятии верою того факта, что Христос умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, о чем свидетельствует Писание (1 Кор. 15 гл).

Более того, само Писание говорит, что многие люди, даже видевшие чудеса, так и не уверовали во Христа – Мф. 11:20- 24: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

Следует более опираться на слова Иисуса, записанные в Ин. 5:39: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».

Отвечал пресвитер церкви «Вифания» Владимир ВАСИЛЬЕВ

Сих Двенадцать послал Иисус, с картины Уолтера Рейна.

В горнице, в ночь Тайной вечери, в ночь величайшего страдания, бывшего когда-либо во всех созданных Им мирах, Христос говорил об Утешителе и мире:

«Сие сказал Я вам, находясь с вами.

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (от Иоанна 14:25–27).

Осознавая, что Ему предстоит Самому в величайшей степени испытать отсутствие утешения и мира, именно в тот момент, когда Его сердце было, возможно, опечалено и сжималось от страха, Учитель обратился к людям и предложил им те самые благословения, которые могли бы укрепить Его Самого.

В Своей великой Заступнической молитве, произнесенной непосредственно перед тем, как Он с учениками перешли за поток Кедрон в Гефсиманский сад, Учитель молился о Своих учениках и обо всех «верующих в Меня по слову их.

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне…

Да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня…

И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (от Иоанна 17:20, 21, 23, 26).

Я заметил, что, размышляя об этом и других событиях, которые произошли незадолго до предательства Иуды и страданий Спасителя в саду, я постоянно возвращаюсь к вопросу: как Он мог молиться о благополучии и единстве других прямо перед своими мучительными страданиями? Что придало Ему сил, чтобы искать утешения и мира для тех, кто нуждался в этом гораздо меньше Него? Когда на Него обрушилась падшая природа этого мира, созданного Им, как Он смог сосредоточиться в такой полной мере и с такой исключительной самоотдачей на состоянии и проблемах других людей? Как Учитель смог протянуть руку помощи другим, когда другое, менее совершенное существо замкнулось бы в себе? Высказывание старейшины Максвелла дает нам ответы на каждый из этих серьезных вопросов:

«Характер Иисуса бесспорно подтверждает Его замечательное Искупление. Без этого возвышенного характера не могло бы быть столь возвышенного Искупления! Его характер таков, что Он пошел, ‘перенося боли и страдания и искушения всякого рода’ (Алма 7:11), но при этом искушениям ‘не поддался’ (У. и З. 20:22)»2.

Иисус, претерпев самые страшные страдания, исполнен безмерного сострадания к каждому из нас, страдающих несоизмеримо меньше Него. На самом деле, глубина страданий и сострадания тесно связана с глубиной любви, которую испытывает тот, кто служит.

Краткая биография

Имя: Иисус Христос Годы жизни: 1 — 33 годы Государство: Римская Империя, Вифлеем Сфера деятельности: проповеди Величайшее достижение: Мессия, одна из великих личностей в христианстве

Иисус является религиозным лидером, чья жизнь и учения записаны в Новом Завете Библии. Он является центральной фигурой в христианстве и принимается, как воплощение Бога многими христианами во всем мире.

Биография

О его ранней жизни известно мало, но его жизнь и служение записаны в Новом Завете, скорее Богословском документе, чем биографии. По мнению христиан, Иисус считается воплощением Бога и его учения следуют в качестве примера для жизни более духовной жизни. Христиане верят, что он умер за грехи всех людей и воскрес из мертвых.

Предыстория и ранняя жизнь

Большая часть жизни Иисуса рассказывается через четыре Евангелия Библии Нового Завета, известные как канонические Евангелия, написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Это не биографии в современном понимании, а аллегорические рассказы. Они написаны для того, чтобы зародить веру в Иисуса как Мессию и воплощение Бога, который пришел учить, страдать и умирать за грехи людей.

Иисус родился около 1 г. н. э. в Вифлееме. Его мать, Мария, была девственницей, помолвленной с плотником Иосифом. Христиане верят, что произошло непорочное зачатие. Его происхождение можно проследить до дома Давида. Согласно Евангелию от Матфея (2:1), Иисус родился во время правления Ирода Великого, который, услышав о рождении младенца, почувствовал угрозу и попытался убить Иисуса, а вместе с ним и всех детей мужского пола города Вифлеема в возрасте до двух лет. Но Иосиф был предупрежден ангелом и взял Марию и ребенка, семья бежала в Египет и жила там до самой смерти Ирода, после чего возвратилась и поселилась в городе Назарете, в Галилее.

О ранней жизни Иисуса известно очень мало. Евангелие от Луки (2:41-52) рассказывает, что 12-летний Иисус сопровождал своих родителей в паломничество в Иерусалим. Через несколько дней его нашли в храме, где он обсуждал вопросы веры со старейшинами Иерусалима. В Новом Завете есть следы упоминаний, что Иисус работал плотником в то время. Считается, что он начал свое служение в возрасте 30 лет, когда был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан, который, увидев Иисуса, провозгласил его Сыном Божьим.

Много вопросов вызывает внешность Христа. Считается, что это был человек приятной наружности, с каштановыми волосами, такого же цвета бородой, карими глазами. Однако, точных сведений о том, как выглядел Христос, нет.

После крещения Иисус отправился в Иудейскую пустыню поститься и медитировать 40 дней и ночей. Искушение Христа описано в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Дьявол явился и искушал Иисуса трижды, один раз, чтобы превратить камень в хлеб, другой раз, чтобы бросить себя с горы, где ангелы спасут его, и третий раз, чтобы предложить ему все царства мира. Все три раза Иисус отвергал искушение дьявола и прогонял его.

Иисус вернулся в Галилею и совершил поездки в соседние деревни. За это время несколько человек стали его учениками. Одной из них была Мария Магдалина, которую впервые упомянуло Евангелие от Луки (16:9), а затем во всех четырех Евангелиях при распятии. Хотя она не упоминается в контексте «12 учеников», считается, что она была вовлечена в служение Иисуса от начала до его смерти и после. Согласно Евангелиям от Марка и Иоанна, Иисус явился Магдалине первым после Своего воскресения.
Согласно Евангелию от Иоанна (2:1-11), когда Иисус начинал свое служение, он и его ученики отправились с матерью Христа, Марией на свадьбу в Кану в Галилее. Вдруг на свадьбе кончилось вино, и мать Иисуса пришла к нему за помощью. Сначала Иисус отказался вмешаться, но потом смягчился и попросил слугу принести ему большие кувшины с водой. Он превратил воду в вино, и это событие как никогда лучше демонстрирует веру в него его учеников.

Евангелия повествуют об Иисусе, когда он путешествовал по Иудее и Галилее, используя притчи и чудеса, чтобы объяснить, как пророчества исполнялись, и что Царство Божье было близко. По мере распространения учения Иисуса и исцеления больных и больных, все больше людей стали следовать за ним. По мере того как Иисус продолжал проповедовать о Царстве Божьем, толпы людей становились все больше и больше и начинали провозглашать его мессией.

Близ города Кесарии Иисус беседовал со своими учениками. Согласно Евангелиям от Матфея (16:13), Марка (8:27) и Луки (9:18), он спросил: «Кто ты говоришь, что я? Вопрос смутил их, и только Петр ответил: «Вы-Христос, Сын Бога живого. «Иисус благословил Петра, приняв титулы «Христос» и «Сын Божий», и провозгласил воззвание божественным откровением от Бога. Затем Иисус провозгласил Петра лидером церкви, предупредил своих учеников о заговоре против него и о его судьбе страдать и быть убитым, только чтобы воскреснуть из мертвых на третий день.

Менее чем через неделю Иисус отвел трех своих учеников на высокую гору, где они могли молиться в одиночку. Согласно преданиям, лицо Иисуса начало сиять, как солнце, и все его тело светилось белым светом. Затем появились пророки Илия и Моисей, и Иисус заговорил с ними. Вокруг них возникло яркое облако, и голос сказал: «Это мой любимый сын, которым я очень доволен; слушайте его.» Это событие, известное как «Преображение», является поворотным моментом в христианском богословии. Она поддерживает личность Иисуса как Христа, Сына живого Бога.

Иисус прибыл в Иерусалим за неделю до праздника Пасхи верхом на осле. Множество людей взяли пальмовые ветви и приветствовали его у входа в город. Они восхваляли его как сына Давида и как Сына Божьего. Священники и фарисеи (одно из религиозных движений в Иудее), боясь растущего общественного обожания, чувствовали, что его нужно остановить. Все четыре Евангелия описывают последнюю неделю Иисуса в Иерусалиме. В течение этого времени Иисус воскресил Лазаря из мертвых, противостоял менялам и купцам в храме и спорил с первосвященниками, которые подвергали сомнению власть Иисуса. Он рассказал своим ученикам о грядущих днях и о том, что Иерусалимский храм будет разрушен. Тем временем священники и старейшины встретились с первосвященником Каиафой и начали планировать арест Иисуса. Один из учеников, Иуда, встретился с первосвященниками и рассказал им, как он предаст им Иисуса. Они согласились заплатить ему 30 серебряных монет.

Тайная вечеря

Иисус и его 12 учеников встретились за пасхальной трапезой, и он дал им свои последние слова Веры. Он также предсказал свое предательство одним из учеников и лично сообщил Иуде, что это он. Иисус сказал Петру, что до того, как на следующее утро пропел петух, он трижды отрицал бы, что знает Иисуса. В конце трапезы Иисус учредил Евхаристию, которая в христианской религии означает завет между Богом и людьми.

После Тайной Вечери Иисус и его ученики отправились в Гефсиманский сад помолиться. Иисус спросил Бога, может ли эта чаша (его страдания и смерть) пройти мимо него. Он умолял группу своих учеников молиться вместе с ним, но они продолжали засыпать. Затем пришел Иуда, поцеловал Иисуса в щеку, чтобы опознать его, и солдаты арестовали его. Один из учеников попытался сопротивляться аресту, взмахнул мечом и отрезал ухо одному из солдат. Но Иисус увещевал его и исцелял рану солдата.

После его ареста многие ученики скрылись. Иисуса отвели к первосвященнику и допросили. Тем временем Петр последовал за Иисусом ко двору первосвященников. Когда он прятался в тени, три слуги спросили, является ли он одним из учеников Иисуса, и каждый раз он отрицал это. После каждого отрицания кричал петух. Затем Иисуса вывели из дома и он посмотрел прямо на Петра. Петр вспомнил, как Иисус сказал ему, что отречется от него, и горько заплакал. Иуда, наблюдавший издалека, обезумел от предательства Христа и попытался вернуть 30 сребреников. Но вернуть уже ничего было нельзя. Он бросил монеты в храм, а затем повесился.

Распятие

На следующий день Иисуса привели к Понтию Пилату, римскому правителю Иудеи. Священники обвинили Иисуса в том, что он утверждает себя царем иудеев, и попросили приговорить его к смерти. Сначала Пилат пытался передать Иисуса царю Ироду, но не получилось, и Пилат сказал иудейским священникам, что не может найти в Иисусе никакой вины. Жрецы напомнили ему, что любой, кто претендует на звание царя, выступает против Цезаря. Пилат публично умыл руки от ответственности, но приказал распять его в ответ на требования толпы. Римские солдаты надели ему на голову терновый венец и повели на Голгофу.

Иисус был распят с двумя разбойниками, по левую и правую руку от него. Над его головой было обвинение против него: Иисус Назарет, Царь Иудейский. У его ног стояли его мать Мария и Мария Магдалина. Пока Иисус был на кресте, небо потемнело, и сразу после его смерти произошло землетрясение, разорвавшее завесу храма сверху донизу. Солдат подтвердил его смерть, воткнув ему в бок копье. Через несколько часов Его сняли с креста и похоронили в соседней гробнице.

Воскресший из мертвых

Через три дня после его смерти гробница Иисуса Христа была найдена пустой. Он воскрес из мертвых и явился сначала Марии Магдалине, а затем своей матери Марии. Они обе сообщили ученикам, которые скрывались, а позже Иисус явился им и сказал им не бояться. В течение этого короткого времени он умолял своих учеников идти в мир и проповедовать Евангелие всему человечеству. Через 40 дней Иисус привел своих учеников на Елеонскую гору к востоку от Иерусалима. Иисус сказал им свои последние слова, сказав, что они получат силу Святого Духа, прежде чем его поднимут на облаке и вознесут на небо.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться Метки: Библия, Иисус Христос, Иосиф, Мария Магдалина, Новый Завет, Христианство

ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ

Характер и темперамент – это индивидуально-личностные характеристики, наряду со способностями, типом нервной системы. Особенности темперамента человека с древних времен связывались с его физиологическими особенностями, достаточно вспомнить Гиппократа с описанными им четырьмя типами темперамента. Характер, несомненно, формируется при жизни человека, на его формирование влияют как особенности врожденного темперамента, так и внешние факторы, такие как взаимоотношения в семье. Это совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования человека.

Ученые психологи называют характером индивидуальное сочетание тех свойств личности, которые проявляются в поступках человека и определяют его отношение к окружающей среде.

В переводе с греческого слово «характер» – Charakter – означает «отпечаток», «чеканка». Уже из самого названия видно, что во все века характер рассматривался как устойчивая система особенностей личности человека, такой своеобразный внутренний стержень, на который как кольца нанизываются остальные свойства.

Если попытаться дать ответ на вопрос: «Что значит христианский характер?», осмелюсь предположить, что далеко не каждый может это сделать. Куда «проще» быть экспертом в таких вопросах, как действия духовных даров (особенно пророческого), духовная брань, духовные поражения и победы, положения в молитве, приличность одежде для святых и т.д.

Действительно, намного проще рассуждать о том, что Бог может дать каждому из нас. А что сам ты должен сделать, как вести себя, чтобы получить ожидаемое? Вот достойная, на мой взгляд, информация к размышлению: почему Бог часто не отвечает на наши молитвы? Существуют разные причины, по которым мы не переживаем ожидаемое излияние Святого Духа на церковь, а иногда, не видим плода и в собственной жизни. Все их невозможно определить, а, тем более, описать, так как многое сокрыто от человеческого разума. Но есть то, что, как говорится, лежит на поверхности. Верующим людям свойственно винить в своих неудачах дьявола или успокаивать себя тем, что это «Божья воля для меня». Но хочу обратить внимание на ОДНУ очевидную причину наших неудач в жизни. Это – наш собственный характер, который в конкретных обстоятельствах может сослужить нам добрую службу, а может быть нашим первым врагом. Для того чтобы понять, что такое характер вообще, обратимся к толковому словарю русского языка, который дает следующее определение характера. Это – совокупность устойчивых психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Психология оперирует такими понятиями как характер, темперамент и личность человека. Необходимо отметить, что граница между характером и темпераментом достаточно условна и точно определить ее невозможно. Гораздо важнее понять различие между понятиями «характер» и «личность». Современная психология эти понятия отождествляет. То есть характер рассматривается как составная часть личности, а личность, в свою очередь, понимается, как специфическая часть характера. С другой стороны, существует мнение, что личность и характер – это не одно и то же. Например, по свидетельству современников писатель Ф.М.Достоевский отличался тяжелым характером, очень «крутой»характер был у академика И.П.Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Интересно в связи с этим высказывание ученого П.Б.Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией (сильными отклонениями), он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, по его мнению, интересует только творение и, главным образом, те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». Другими словами, потомки человека используют результаты деятельности личности. А вот с проявлением характера человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они, в отличие от потомков, судят о своем ближнем скорее глядя на его характер, чем оценивая целостность личности. И возможно ли, чтобы выдающаяся личность имела достойный подражания характер? Мы, христиане, знаем ответ на этот вопрос. Такой выдающейся личностью с характером, достойным подражания стал Сын Человеческий – Господь Иисус Христос. И теперь самое время задать вопрос: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР? Разумно будет предположить, что христианский характер имеет духовное начало. Нельзя не согласиться с мнением одного мирового проповедника, который сказал, что если в характере проявляется все больше признаков Христа, значит, Дух Святой управляет Вашей жизнью. Но, как присуще вообще человеку, творению Божьему, он выражается в конкретных проявлениях. Или, говоря языком Библии, имеет плоды. Итак, в Священном писании характер верующего человека определяется плодом его духовной жизни: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галл. 5:22-23). Для того чтобы понять взаимосвязь характера человека и плода его духовной жизни, обратимся к первым главам книги Бытие. Написано, что Бог произрастил из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи (Быт. 2:9). После грехопадения Господь проклял землю за человека и сказал, что тернии и волчцы произрастит она ему. А потому, чтобы получить плод, человеку будет необходимо трудиться в поте лица (Быт.3:17-19). На мой взгляд, похожая ситуация возникла и в естестве человека. Бог сотворил его прекрасным не только внешне. Его внутренний мир был гармоничен. Особенность этого состояния заключалась в том, что Бог поместил человека в такую среду, в которой могли развиваться только положительные качества его характера при сохранении условия свободы выбора. Для развития негативных качеств не было подходящей среды. Господь дал конкретное повеление первому человеку не вкушать плод с дерева познания добра и зла. Это явилось обозначением условной границы между добром и злом. Человеку не нужно было познавать добро, он жил «погруженный» в него. Нарушение Божьего запрета означало разрушение границы между добром и злом. После грехопадения характер человека претерпел колоссальные изменения. Негативные качества словно сорняки начали давать обильные всходы, заглушая положительные. И с тех пор, для того, чтобы принести Богу добрый плод в своей жизни, человек должен постоянно работать над своим характером. Священное Писание не говорит нам о том, что мы, находясь в бренном теле, можем полностью избавиться от греховной природы, то есть достичь такого состояния, при котором «тернии» нашего характера будут полностью уничтожены, и мы сможем приносить только добрый плод. В нем не раз подчеркивается постоянство борьбы между добром и злом в природе человека и важность победы над всем негативным. Господь призывает нас к зрелости, то есть, к достижению такого состояния, при котором чувства навыком будут приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14). Мы должны понимать, что граница между добром и злом, которую Бог определил для первого человека посредством дерева познания добра и зла, должна быть проведена в самом естестве человека. Только такое понимание позволит нам определить грань между нашими желаниями и нашими обязанностями, между «могу», «хочу» и «надо», между тем, что нам вредно и что полезно. Именно это имел ввиду апостол Павел, когда сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). Люди зачастую стремятся иметь все и сразу, поэтому так популярны были во все времена поиски «формулы успеха», которая сможет в одночасье разрешить все проблемы. Грешат этим и некоторые христиане, стремящиеся «одним махом» отделить дозволенное от недозволенного и применить эту формулу в своей жизни, чтобы достичь совершенства. Но Священное Писание указывает только направление движения. Готовых инструкций по достижению цели оно не дает. Вот, если хотите, «формула успеха» из Библии: «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Пр.22:4). Иными словами, если мы выполним определенные условия, то… будем иметь. Если мы позволим Духу Святому формировать наш христианский характер, то мы сможем преодолевать негативные черты своей плотской природы. И Божий образ, и Его подобие все явственнее будут проявляться не только во внутреннем человеке, но и в нашей повседневной жизни, посредством плода духа.

ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ХАРАКТЕРА

А теперь, пожалуй, самый сложный, но и самый актуальный вопрос: «Каким образом сформировать в себе как личности, созданной Творцом, христианский характер?» Первый шаг на пути к достижению цели – это осознание того, что твоя греховная природа требует изменений. Формирование христианского характера начинается с момента покаяния, когда человек предоставляет себя, свою жизнь Богу, чтобы под Его руководством изменять ее. Истина здесь очевидна, и ни один из тех, кто называет себя христианами, я думаю, спорить с этим не будет. Конечно, всем нужно изменяться. И на начальном этапе христианской жизни мы, засучив рукава, рьяно беремся за дело. Однако это не означает, что человек сразу избавляется от всего негативного. Напротив, многие из отрицательных качеств (ведь идет духовная борьба) начинают давать о себе знать с еще большей силой. У гордого, например, появляется веская причина для гордости – он стал сыном Божьим. Гневливый человек гневается еще больше. Ведь можно оправдать свой порок, опираясь на текст Священного Писания, в котором сказано, что можно гневаться, только не согрешать. Упрямый найдет место в Библии о том, что нельзя ослабевать в усердии. Эгоист будет утверждать, что нельзя становиться рабом человека и т.д. И чем дальше продвигается человек на пути христианской жизни, тем сложнее ему, на мой взгляд, принять Божью истину о себе. Мы то и дело уклоняемся от прямых путей и съезжаем на обочину. Поэтому, как правило, верующий проходит серьезную школу по формированию христианского характера. Некоторые, как Моисей, могут убить египтянина, всерьез полагая, что делают это ради блага народа. Для таких у Бога есть Свой план по воспитанию – на 40 лет в пустыню, пасти овец язычника. И сколько бы человек не противился, но пока он не поймет, что от него требуется работа над своим характером – будут проблемы. В момент призвания Моисея Господь очень ясно показал это посредством горящего куста терновника. Пока горят «тернии» нашего характера – мы способны слышать слово от Господа. Пророк Исаия также указывает нам на необходимость формирования христианского характера. В 55 главе с 6 по 13 стих изложены главные принципы, выстроенные в последовательную логическую цепочку: 1. Ищите и призывайте Господа (6 ст.) 2. Оставьте нечестивые и беззаконные пути (7 ст.) 3. Поймите, что у Бога есть свой план и путь для каждого (8-9 ст.) 4. Ищите слова от Господа (10-11 ст.) 5. Вместо терновника вырастет кипарис (13 ст.) Итак, чтобы нам достичь успеха, в первую очередь необходимо найти Бога, оставив нечестивые и беззаконные пути. Никто не может измениться только собственными усилиями, разве что немного, да и то на короткое время. Обуздать свою плоть мы можем только с помощью Духа Святого. Необходимо отметить, что изменить свой характер можно, только если мы стремимся жить свято. Сколько бы мы не работали над собой, если в нашей жизни есть запинающий грех – результата не будет. Греховный образ жизни способствует развитию и укреплению негативных качеств характера. Относительно греховной природы Господь дает очень четкое направление движения: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6: 12-13). Если люди делают нам замечание относительно нашего характера, это зачастую вызывает недовольство, обиду, а иногда даже агрессию. Но что говорит по этому поводу Слово Божье: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Пс.140:5). Принять обличение нелегко, но это еще одно орудие, которое употребляет Бог, чтобы снять с нас рубища нечестия и облечь в одежды святости. Но обличение и грязная клевета, которую широко применяет враг душ человеческих, чтобы деморализовать народ Божий – это совершенно разные вещи. И поэтому не всякому сказанному слову мы должны верить, но пропускать его через сито Божьей истины – Его Слово. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть взаимосвязь между действиями Духа Святого и формированием христианского характера. Бог действует через человека, если в его жизни существует баланс между плодом духа и дарами. Если же человек не формирует свой характер, то плод его жизни не соответствует Слову Божьему. Бог, в свою очередь, не может дать ему Свои дары, т.к. прежде, чем проявиться через него, Ему необходимо проявиться в нем через очищение и освящение. Поэтому, очень важно обращать внимание на свой внутренний мир. Если в нем есть порядок, проведена четкая граница между добром и злом, то наш характер является замечательным орудием в руках Божьих, которым Он будет пользоваться для Своей славы. И тогда о нас никто не скажет, что мы выдающиеся люди, но со скверным характером. В Божьем царстве такого просто не бывает.

При рождении свыше человек получает новую жизнь, характеризующуюся предрасположенностью к святости. Плод Духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина. По-другому это называют освящением, уподоблением Христу. Это продолжение того, что было начато при возрождении. Важнейшей задачей Духа Святого является работа внутри нас, приводящая к изменению всей нашей плотской сущности, которая превозмогается возрожденным духом и начинает приносить свой плод Богу.

В Священном Писании встречается большое количество различных плодов, которые производят в нас Дух Святой. Но особое внимание заслуживает плод, описанный в Послании к Галатам 5:22-23: » Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». О нем всегда говорится в единственном числе, указывая тем самым, что полнота и зрелость христианина определяется наличием девяти качеств, которые в совокупности и составляют единый плод.

ЛЮБОВЬ

«Любовь» (греч. «агапе») – заботу и стремление к высшему благу другого без мотивов личной выгоды: (Римлянам 5:5: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»; 1 Коринфянам 13:4-8: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»; Ефесянам 5:2: «и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.»; Колосянам 3:14: «Более же всего в любовь, которая есть совокупность совершенства»);

Любовь есть одно из прекрасных свойств, качеств плода Духа Святого Она соединяет в себе все хорошие качества человека и есть мать всех добродетелей, причина всех благ и конец закона. Ни одна добродетель не приносит нам столько добра и не оказывает столько всякого блага, как любовь Она услаждает самую горькую чашу жизни, бесследно смывает с нашей памяти самые мрачные краски прошлого, снимает с нашей души любую тяжесть, поднимает безнадежно поникшую голову, просветляет померкший взор, поднимает опустившиеся руки и укрепляет дрожащие колена. Любовь есть самое могучее средство в борьбе со злом, и непрерывная цепь жертв в пользу того, кого мы любим Она превращает пустыню в цветущий сад и Церковь в рай.

РАДОСТЬ

«Радость» (греч. «хара») – чувство радости, основанное на любви, благословениях, благодати, обетованиях и близости Бога, что принадлежит тем, кто верят в Христа (Псалом 118:16: «Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего»; 2 Коринфянам 6:10: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.»; Филипийцам 1:14: «и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.»; 1 Пет. 1:8: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,»). Радость — это чувство полного удовлетворения. Это радость спасения, радость во Христе Иисусе и Духе Святом, радость в жертвенном служении и в скорбях.

МИР

«Мир» (гр. «эйрене») – тишина, спокойствие сердца и разума, основанные на знании, что все благополучно между верующим и его небесным Отцом (Римлянам 15:33: «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь»; Филипийцам 4:7: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.»; 1 Фессолоникийцам 5:23: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.»; Евреям 13:20: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)»). Люди нуждаются в мире, не только в так называемом мире ума, но в мире, который освобождает от тяжелой борьбы и обманутых ожиданий, в мире души, который пронизывает все существо человека, в мире, который действует непрерывно, даже в испытаниях и горе И этот мир есть плод Духа Святого — следствие пребывания христианина в Иисусе Христе.

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

«Долготерпение» (гр. «макротумиа») – терпение, стойкость, медленность на гнев или отчаяние (Ефесянам 4:2: «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью»; 2 Тимофею 3:10: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении»; Евреям 12:1: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще»;). Долготерпение помогает спокойно переносить все жизненные невзгоды и лишения, трудности и жизненные невзгоды, скорби и страдания. Долготерпение — это та плодородная почва, на которой растут все христианские добродетели.

БЛАГОСТЬ

«благость» (греч. «хрестозес») – нежелание ранить другого или причинить боль (Еф. 4:32; Кол. 3:12; 1 Пет. 2:3);

МИЛОСЕРДИЕ

«милосердие» (греч. «агатосуна») – ревность за истину и праведность и ненависть ко злу; оно может быть выражено в делах доброты (Лк. 7:37-50) или обличения и исправления зла: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мф. 21:12-13);

ВЕРА

«Вера» (гр. «пистис») – верность, твердая и непоколебимая преданность и приверженность к тому, с кем ты связан обещанием, соглашением; надежность и честность. (Матфея 23:23: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять»; Римлянам 3:3: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?»; 1 Тимофею 6:12: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.»; 2 Тимофею 2:2: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.»; 2 Тимофею 4:7: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;»; Титу 2:10: «не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога»). Вера как плод Духа есть черта христианского характера – верность, то есть честность, правдивость и искренность.

КРОТОСТЬ

«Кротость» (гр. «праутес») – сдержанность, соединенная с силой и мужеством; это свойство характеризует человека, который может гневаться там, где необходим гнев, но смиренно подчиниться там, где необходимо смирение (2 Тим. 2:25: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины»; 1 Пет. 3:15: «Господа Бога святите в сердцах ваших; всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.»; о кротости в Иисусе: Матфея 11:29: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», Марка 3:5: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.»; в Моисее: Числа 12:3: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.», Исход 32:19-20: «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.»); «Кроткий”, — учил Ефрем Сирин, — «принимая на себя удары, остается твердым, во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, в унижении радуется, заслугами не превозносится, со всеми живет в мире”.

ВОЗДЕРЖАНИЕ

«Воздержание» (греч. «эгкратейа») – власть или господство над своими желаниями и страстями, включая верность брачным обетам, а также чистоту. (1 Коринфянам 7:9, 9:25: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного»; Титу 1:8 «но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан»). Воздержание – это ограничение себя, что значит: не давать себе воли, не предаваться чему-либо в излишестве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказанное Павлом о плоде Духа указывает, что нет ограничения стилю жизни, описанному здесь. Христиане могут, фактически, должны практиковать эти качества вновь и вновь; они нигде не найдут закона, который бы запрещал им жить по этим принципам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *