Харизматизм

Вот десять признаков того, что можно назвать «харизманией».

Как верующий с пятидесятническим опытом, начиная с 1978 года, я видел не только много истинных проявлений Господа, но и плотские подделки под них. К сожалению, многие христиане не видят различий между тем, что истинно приходит от Господа, и тем, что от человека.

Моя бабушка более 50 лет была пастором классической пятидесятнической испаноязычной церкви. Благодаря этому опыту я могу понять некоторые пятидесятнические истоки и практики. В целом, классические церкви Пятидесятников (в каждой этнической группе, которую я встречал: итальянцы, испанцы, афроамериканцы, русские и другие) были очень строги в том, что касалось внешних проявлений святости. До такой степени, что многие из нас назвали бы их законниками. (Например, женщинам не разрешается носить брюки, делать макияж и стричь волосы. Нельзя ходить в кино, танцевать и развлекаться. Даже у мужчин есть строгий дресс-код, который предписывает носить галстук и костюм.)

Из пятидесятнического движения в 1960х – 1970 годах родилось харизматическое движение. Через него традиционные церковные деноминации получили второе благословение (крещение Святым Духом), подтверждающееся говорением на иных языках.

По причине законничества, с которым ассоциировалось слово «пятидесятник”, многие евангельские церкви, относящиеся к этой деноминации, стали называть себя «харизматами» для того, чтобы описать свой опыт Пятидесятницы, который включает говорение на языках, веру в чудесные исцеления и освобождение от власти демонов.

В то же время в последние 10 лет я был свидетелем столь многих крайностей в некоторых харизматических кругах, что иногда сам также чувствую себя некомфортно, используя этот термин для описания своей склонности к Пятидесятничеству. Вследствие этого я чаще использую термин «евангельский», описывая собственное выражение христианства, поскольку и термин «пятидесятнический», и «харизматический» влекут за собой цепочку определенных ассоциаций.

Классический харизмат и/или пятидесятник, согласно моему определению, – это человек, который принял Христа как Господа и Спасителя, который опирается на Слово Божие как на окончательный авторитет и который верит в проявления Духа Божия так, как это описано в 1 послании Коринфянам 12:4-8, а также в дар говорения на языках (1 Кор. 12:2,4).

Харизматы и пятидесятники также должны регулярно прислушиваться к голосу Господа внутри своего духа, который дает им мудрость (в противоположность некоторым евангельским фундаменталистам, которые верят, что Бог говорит только через написанное в Библии).

Есть и другие черты классических харизматов или пятидесятников, которые я мог бы описать при наличии времени.

С течением времени некоторые из представителей этого движения в своем харизматическом опыте стали настолько субъективны, что приняли чуждый огонь и создали плохую репутацию всему движению. Я понимаю, почему известный евангелист Джон МакАртур проводит своеобразную конференцию, посвященную теме «чуждого огня” и связанную с харизматическим движением. Но я скептически настроен к критике, которую высказывает человек, изначально настроенный против движения Пятидесятников. (Я также скорее предпочту иметь «чуждый огонь», чем не иметь огня вовсе!) Я лучше послушаю практикующего харизматика или пятидесятника. Следовательно, тема моей сегодняшней статьи – 10 ошибочных убеждений или практик харизматического движения.

10 признаков того, что вы вовлечены в харизманию, или иными словами являетесь харизманьяком.

(Большинство знакомых мне харизматов не верят и не практикуют ни одно из этих утверждений).

Вы ставите пророчества и дополнительные учения о Библии на тот же уровень, что и написанное Слово Божие.

Исаия 8:20 говорит, что если то, что мы говорим, не соответствует Слову Божию, то в нас нет света. Второе послание к Тимофею (3:16) учит нас, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Писание – это правило нашей жизни и наивысший стандарт для выявления истины.

К сожалению, некоторые из движения харизматов скорее слушаются личных пророчеств и сверхъестественных видений, чем Писания. Я знал людей, которые записывали пророчества, сделанные «известными» пророками и – не помолившись об этом и не сравнив их с Писанием или не спросив совета у более опытных лидеров – сразу применяли их в жизнь, как будто эти пророчества они получили из Библии.

Есть и другие, которые, кажется, ежедневно получают видения и сны от Господа, ведущие их. Я верю в то, что Бог может говорить через видения и сны. В то же время мы должны быть осторожны, потому что Сатана может прийти в обличии ангела света (2 Кор. 11:14) и обмануть наивных, которые думают, что пережили встречу с Богом только потому, что у них был сверхъестественный опыт. Павел говорит, что даже если с небес явится ангел и будет проповедовать иное евангелие – да будет ему анафема (Гал. 1:8).

Самое верное пророческое слово исходит из боговдохновенных писаний канонических книг Ветхого и Нового Заветов. Именно они должны быть нашим маяком в жизни (2 Петр. 1:19-20). И именно их надо использовать для проверки всех других пророчеств. Если же пророчество или сверхъестественное видение не противоречит Писанию, мы все равно должны молиться и получить личное свидетельство от Господа нашему духу, а также совет от зрелых лидеров церкви в том, действительно ли полученное нами пророческое слово или видение – особенное водительство от Господа (Мы не всегда можем получить непосредственное водительство из Писания, а скорее главные принципы и установки).

Дабы не давать повода позлорадствовать моим нехаризматичным друзьям, позвольте мне сказать, что полностью объективных людей на свете не бывает и быть не может. Все мы субъективны, даже не-харизматы, которые верят что Господь говорит с нами исключительно через Библию. Во всей Вселенной лишь один Бог поистине объективен, поскольку лишь Он один неподвластен влиянию времени, пространства и окружения. Даже фундаменталисты-кессационисты (те, кто верят, что дары Духа и говорение на языках прекратились после церкви первого века) тоже субъективны, поскольку верят в то, что они спасены потому, что в них есть «свидетельство Духа» о том, что они дети Божии (Рим. 8:16).

Так как мы не можем избежать субъективности, как же тогда нам определять библейскую истину? Есть только один способ знать истину – верить, что Святой Дух ведет нас и наших лидеров к явлению всякой истины, в то время, когда мы исследуем Писания, а также тот факт, что мы должны читать о том, как в течение прошлых времен церковь исторически толковала Слово. И тогда, если мы видим согласие евангельской церкви в толковании Писания или библейской истины, мы можем быть уверены в том, что Святой Дух открыл эту истину Своему народу.

2. Вы вслепую следуете за харизматическими лидерами.

Это утверждение может касаться как харизматов, так и не-харизматов. Но я буду говорить о харизматическом движении, поскольку сам являюсь его членом.

Я видел слишком много верующих, вовлеченных в следование учению харизматических лидеров, даже если эти лидеры вели аморальный образ жизни. Некоторые из них поддерживали политиков, выдвигавших анти-библейские законы. И верующие не только слушали их, но и голосовали, как они! Были и такие, которые совершенно не по-библейски разводились и снова вступали в брак или жили расточительной, роскошной жизнью без подотчетности кому-либо.

Но поскольку у них есть «харизма», они движутся дарами Духа и обладают помазанием как проповедники, люди следуют за ними, не задавая вопросов! Многие церкви переродились в культ личности, и ими руководят харизматичные лидеры, которые могут проповедовать откровенную ересь, а большая часть церкви будет продолжать восклицать аминь и аллилуйя.

В Судный день каждый из нас ответит перед Господом за свою жизнь, свою семью и свое призвание. И мы не сможем оправдаться тем, что нас увлекли ложные лидеры. Ведь это мы сами не уделили время изучению Писания и поиску Бога.

Вы приходите в церковь и ищете чего-то, помимо Иисуса.

Многие в харизматических церквях приходят на служения, чтобы «почувствовать» присутствие Бога, потому что им это очень нравится. Все это хорошо и вполне нормально для недавно уверовавших. Но для того, чтобы попасть туда, куда мы желаем, нам надо узнать личность Бога, а не просто чувствовать Его присутствие. (Например, если я хочу узнать сердце моей жены, то мне недостаточно ощущать запах ее духов или чувствовать ее объятия). Только когда мы знаем Бога (Иоанн 17:3), мы можем рассказать о Нем.

Вы полагаете, что странные движения и проявления – неотъемлемая часть проявлений Духа.

В некоторых общинах пятидесятников и харизматов (в том числе и классических церквях Пятидесятников) имели место так называемые движения пробуждения или обновления, участники которых полагают, что на человека сошел Святой Дух, потому что он начинает кричать, дергаться в конвульсиях, лаять, как собака, квохтать как курица, танцевать в Духе, бегать, кружиться и т.п. Когда я впервые проповедовал в классической церкви Пятидесятников, то подумал, что с кем-то случился эпилептический припадок. Но мне объяснили, что на этих людей сошел Святой Дух.

Я уверен, что Святой Дух иногда сходит на нас так, что наше тело, эмоции и физиология очень сильно реагируют на непосредственное присутствие Господа (со мной это случалось несколько раз). Но я также убежден, что многие просто стараются изобразить движение Божье. И это не более чем пятидесятнические штучки и дела плоти.

Бог не обязан действовать таким лишь образом для того, чтобы говорить с нами и сходить на нас. Самые яркие мои переживания присутствия Христа происходили, когда Он говорил со мной тихим, нежным голосом (3 Царств 19:11-13) во время личной молитвы или поклонения Ему в течение дня.

Мне кажется, что иногда неокрепшие люди, в своем рвении по Богу, поддаются своим эмоциям и демонстрируют странности во имя Господа, хотя это не более, чем дела плоти (которые, в некоторых случаях, могут быть и демоническими). Более того, я видел, как целые церкви праздновали эти странные явления как сошествие Господа. В результате они только привлекали людей, склонных к таким харизматическим крайностям, из других церквей, но практически не имели плода в виде покаявшихся неверующих.

Для вас важно погрузиться в Дух, а не наполниться Духом, чтобы свидетельствовать.

Согласно Деяниям 1:8, главное значения крещения Духом — стать способным свидетельствовать о Воскресении Христа. То есть сила Духа направлена на служение, а не на самого себя. Многие харизматы полагают, что Дух сходит на них, чтобы они почувствовали себя хорошо, и всё, чего они хотят, — прийти в церковь, чтобы «погрузиться в присутствие Бога». Но моя Библия учит меня, что каждый раз, когда человек встречается с Богом, Бог отправляет этого человека на служение для Своего царства. (Например, Моисей и горящий куст в книге Исхода 3; Исайя 6; Иезекииль 2:1-3; Павел в Деяниях 22:14-15).

Книга Деяний также может быть названа книгой Святого Духа, поскольку Дух активно действует в каждом аспекте церковного служения. Фокус книги Деяний — на делах, а не на чувствах и даже не на учении! Ее называют не книгой теорий, но книгой Деяний по вполне определенной причине! Даже когда церковь Антиохии совокупно прославляла Господа, Святой Дух отправил двух лучших её лидеров проповедовать Евангелие (Деяния 13:1-2).

Харизманьяки сосредоточены на себе, на том, чтобы погрузиться в Дух, а не на том, чтобы быть посланными Богом на служение!

6. Вы — мистики, и не практики.

Библия — самая практическая книга на свете, рассказывающая о служении на земле. Это не книга о небесах или мистическом опыте. Когда мы думаем о небесном, мы стоим на земле (Кол. 3.1-3).

В жизни же у харизманьяков — постоянные переживания и ощущения, интерпретации чисел, закономерностей, снов и видений. Они спиритуализируют все до такой степени, что уже почти ничего не делают на земле! Любой духовный или мистический опыт, который не приводит меня к лучшему познанию Бога или не готовит меня для того, чтобы служить Ему лучше в этом мире, — пустая трата времени и не достоин моего внимания.

7. Вы заявляете, что общаетесь со святыми на небесах.

Я слышал о некоторых церковных лидерах, которые заявляли, что беседовали с ветхозаветним патриархом Авраамом и апостолом Павлом, и другими святыми древних времен. Это очень опасно и может привести к еретической традиции поклонения святым, принятой в Римско-католической церкви. 1 послание к Тимофею 2:5 говорит, что есть только один посредник между человеком и Богом: человек Иисус Христос. Мне не надо говорить с Павлом, Марией, Авраамом и другими святыми из прошлого. Иисус помазан Святым Духом, чтобы вести нас ко всякой правде и открыть ее нам (Ин 14:26; 16:14). Даже апостол Павел не может быть лучше Святого Духа.

8. Вы постоянно говорите о явлениях ангелов.

Однажды меня попросили провести телевизионное интервью с женщиной, которая называла себя «Ангельская Леди». Я отказался, поскольку не хотел, чтобы мое имя ассоциировалось с этой чушью. Помимо этого, я не смог бы играть роль радушного хозяина, а наоборот, стал бы задавать ей много неудобных вопросов, чтобы проверить ее взгляды и выставить ее пред публикой в неудобном виде.

Меня не надо учить, как связаться с моим «ангелом-хранителем». Единственный ангел, которого я хочу знать, — это Ангел Господень, который ополчается вокруг боящихся Его (Пс.34:7), о котором многие толкователи говорят, что это — никто иной, как сам Иисус Христос.

Хотя я знаю, что ангелы идут впереди меня, когда я делаю работу для царства Божия, — не моя это задача, знать их или давать им приказания. Слово Божие учит меня возрастать в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр 3:18) и никогда не наставляет меня в том, что я должен узнать моего ангела-хранителя. Это заблуждение может привести к поклонению ангелам, которое нас дисквалифицирует, как говорит апостол Павел (Кол. 2:18)! Хотя в послании к Евреям (1:4) говорится, что ангелы посланы, чтобы служить верующим, Псалом 91:11 учит нас, что ангелами повелевает только Господь, но не я. Давая приказания ангелам, я нарушаю порядок молитвы, который учит нас во всякой нужде обращаться к Отцу во имя Иисуса (Ин. 16:23-24). Библия ничего не говорит о верующих, которые разговаривают или дают указания ангелам. Господь — Бог Вседержитель и Он лучше знает, как командовать Своей армией ангелов!

9. Вам недостает библейской глубины и доктринальной прочности.

Только немногие подобны святым из церкви в Верее, которые исследовали Писание, чтобы удостовериться, действительно ли апостол Павел говорил правду (Деяния 17:11).

Харизманьяками управляют эмоции, субъективные чувства и очень редко — серьезное изучение Библии! Чем меньше ваши познания Слова Божьего, тем менее вы способны распознать, от Господа или от дьявола приходящие вам мысли и образы (2 Кор. 10:3-5). Соответственно, харизманьяки крайне восприимчивы влиянию лжеучений и лжепророков, которые могут увлечь их ложными знамениями, чудесами и небиблейскими учениями (2 Кор. 11:13-15).

Иисус сказал религиозным лидерам Своего времени, что они заблуждаются, поскольку они не знают ни Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29). Я думаю, что Иисус первым упомянул Писание, поскольку Писание обрамляет наши, подчас очень мощные, духовные переживания и мы можем иметь верное различение! Нет Писания — нет различения, а если нет различения — значит есть потенциальное обольщение.

10. Вы независимы от Тела Христова, поскольку вас «ведет Дух».

Я знал некоторых харизманьяков, которые не связаны ни с одной из местных церквей, а просто переходят из одной церкви в другую, поскольку, как они сами говорили мне, «их ведет Дух”. Такие люди никогда не достигнут зрелости в Господе, потому что, подобно семенам, мы должны быть посажены в земле, чтобы достигнуть зрелости (Пс. 91:14 говорит, что тот, кто посажен в доме Господнем, будет процветать!). Даже Иисусу было необходимо тело для того, чтобы осуществить Его миссию (Еф. 1:22-23). Те, кто не входят в поместную церковь, подобны человеку, который отрезает себе руки и надеется, что они будут действовать сами по себе.

В заключении хочу добавить, что большинство верующих харизматов/пятидесятников, которых я знаю, любят Господа. Это именно те церкви, которые расширяют всемирное Христианство. Без харизматически-пятидесятнического лагеря церковь была бы мертва и находилась бы сейчас на пути к исчезновению.

Моя задача, в написании этой статьи, не «выплеснуть с водой и ребенка», но призвать церкви принять истинное назначение Пятидесятницы (Деяния 1:8) и отвергнуть безрассудство, которое только препятствует приближению Царства.

Джозеф Маттера посвятил свою жизнь церковному служению в 1980 году. В настоящее время он является председательствующим епископом Коалиции Завета Христа (Christ Covenant Coalition) и наблюдающим епископом в Церкви Воскресения в Нью-Йорке, мультинациональной конгрегации, в которую входят верующие более 40 национальностей. Эта церковь успешно вырастила много лидеров и служителей в Нью-Йорке и за его пределами.

Для новых верующих образовательные услуги стали важнее служения в церкви. Фото с сайта www.ihopkc.org

Исследователи Центра религии и гражданской культуры (USC Center for Religion and Civic Culture) Брэд Кристерсон и Ричард Флори рассказали о том, как одна христианская конфессия стремительно растет и упрочивает свое влияние в США в разгар общего упадка религиозности. Под этим успешным движением они имели в виду «независимое сетевое харизматическое движение» (Independent Network Charismatic), как они сами его обозначили. Этой теме посвящена недавно опубликованная учеными книга «Рост сетевого христианства: как независимые лидеры изменяют религиозный ландшафт».

Говоря об особенностях вероучения независимых харизматов, авторы отметили, что это движение видит значимым взаимодействие со Святым Духом, включая исцеления и прочие сверхъестественные чудеса, получение прямых пророчеств от Бога. Однако, по мнению авторов, независимое сетевое харизматическое движение отличается от других харизматов следующими чертами. Во-первых, оно ориентировано в первую очередь не на создание общин, а на распространение веры и практики через СМИ, конференции и церковные школы. Во-вторых, для этого движения характерна концентрация внимания и сил не на проповеди христианства неверующим, а на преобразовании общества путем продвижения верующих христиан на важные позиции во всех сферах общества. В-третьих, движение организовано как сеть независимых лидеров, а не формально организованных деноминаций.

По данным World Christian Database, которые использовали Кристерсон и Флори, за 40 лет численность постоянных посетителей большинства протестантских церквей в США с 1970 по 2010 год снизилась на 0,5% в год, тогда как показатель роста независимых неохаризматических общин (куда входит независимое сетевое харизматическое движение) составил 3,24% в год. При этом исследователи настаивают, что влияние движения значительно и измеряется не посещением церкви, так как его лидеры более озабочены распространением веры и практики, а не строительством формализованной религиозной организации. По мнению авторов книги, доказательством влияния служат популярность сайтов и других медиа, большое количество посетителей на мероприятиях лидеров движения, а также миллионная прибыль в продажах их товаров и услуг (авторы иногда называют это христианское движение предпринимательским). Так, только Церковь Вефиль (Bethel), штат Калифорния, за 2013 год заработала 8,4 млн долл. на продаже музыкальных дисков, книг, dvd-дисков, веб-контента, а также 7 млн долл. за предоставление образовательных услуг в конфессиональном университете. Исследователи привели и пример веб-сайта Международного дома молитвы (International House of Prayer). По словам директора по оказанию услуг в сфере медиа, этот сайт посещает более 25 млн человек в год и ресурс входит в топ-50 лучших веб-сайтов в мире по объему просматриваемого видеоконтента.

Исследователи пришли к выводу, что рост независимого харизматического движения заключается именно в структуре сети: она позволяет принадлежащим к ней независимым организациям экспериментировать в отличие от других официальных Церквей, сосредоточенных на контроле и требующих строгой подотчетности от своих приходов. Эти эксперименты включают в себя «экстремальные» опыты сверхъестественного, неортодоксальные верования, практики и эксперименты в области финансирования наряду с маркетинговыми методами, использующими возможности Интернета.

Авторам книги кажется немаловажным и то, что, по их мнению, сторонники движения имеют принципиально иной взгляд на взаимоотношения христианской веры и общества, чем представители других конфессий. Им, как отмечалось выше, недостаточно просто распространять христианскую веру и повышать численность членов общин. Они стремятся к идеальному обществу путем размещения верующих христиан на высоких позициях в сферах общества, которые лидеры движения назвали «7 гор культуры». Это бизнес, правительство, СМИ, искусство, развлечения, семья, образование и религия. Некоторые лидеры публично заявляли, что обретение Дональдом Трампом поста президента США является частью «Божьего плана» по преобразованию Америки, так как такие верующие политики, как Рик Перри (министр энергетики), Бетси Давос (министр образования США) и Бен Карсон (министр жилищного строительства и городского развития США) заняли высшие посты в правительстве США.

Однако в США увеличивается численность не только независимых сетевых харизматов, но и религиозного движения, которое вовсе не довольно политикой Трампа и его команды. Christian Post сообщает, что после прихода к власти новой администрации растет число так называемых религиозных левых.

По данным Reuters, численность посетителей ежемесячных лекций в часовне Нью-Йоркской объединенной теологической семинарии возросла в три раза с момента избрания Трампа. Причина кроется в том, что политика республиканского президента в области здравоохранения, иммиграции и социального обеспечения не устраивает «религиозных левых». Ранее они выступали как разрозненная группа, но именно реформы нового президента привели к их сплочению. Пусть они пока что не являются такой мощной силой, как религиозные правые, они постепенно становятся влиятельным движением в США. Наступает новый подъем прогрессивных протестантов и католиков в США, многие из которых вдохновлены критикой, высказанной папой Римским Франциском в отношении политики в отношении беженцев и нуждающихся. В США резко увеличилось число конгрегаций, предоставляющих убежище иммигрантам, растет число религиозных организаций, призывающих республиканцев пересмотреть решение об отмене реформы здравоохранения Барака Обамы, и тех, кто говорит о необходимости сохранить затраты на помощь другим государствам на прежнем уровне. По информации Christian Post, возросла и финансовая поддержка религиозных левых, к примеру, у христианской организации Sojourners («Странники») на 30% выросли пожертвования после избрания Трампа.

Религиозные левые проявляют себя достаточно заметно в публичных акциях протеста, например, Reuters сообщает, что в январе с.г. 300 священнослужителей участвовали в демонстрации у Сената США, проводимой против назначения генеральным прокурором США Джеффа Сешнса, известного своими неоднозначными высказываниями по расовому вопросу. Также священнослужители активно участвовали в акциях протеста против отмены ObamaCare.

На активность религиозных левых реагируют не только пожертвованиями и посещением их мероприятий. В Washington Times вышла статья, в которой деятельность религиозных левых получила негативную оценку и представлена как движение прогрессистов и социалистов, прикрывающихся религией. По мнению автора, прогрессисты все чаще используют Библию исключительно как средство достижения политических целей. Религиозные левые пользуются приходом Дональда Трампа для продвижения своего влияния.

Политические решения Дональда Трампа критикуются некоторыми старыми религиозными организациями, чьи лидеры придерживаются левых убеждений, но растет число приверженцев нового христианского движения, чьи лидеры полагают, что есть другой путь получения желаемого: верующие христиане должны сами штурмовать политические вершины – а другие влиятельные христиане им в этом помогут.

Из диалога между Альбертом Шпеером, рейхсминистром вооружения гитлеровской Германии, приговорён нюренбергским трибуналом к 20 годам тюрьмы, c собеседником:

Собеседник: — Как по вашему, господин Шпеер, что позволяет человеку достичь высот в жизни и карьере?

Шпеер: — Личная харизма, вне всякого сомнения.

Валентина, наша давнишняя прихожанка, взволнованная, с руками, нервно сжимающими носовой платок, кажется ещё мгновение и она заплачет.

— Батюшка, я так согрешила, так согрешила. Даже не знаю, что теперь делать.

Этой весной одни люди здесь же в деревне, продали нам небольшой дачный участок. Причём уступили по очень сходной цене, а деньги разрешили отдавать по частям. Участок хороший, ухоженный, с маленьким, но очень уютным домиком. Бывшие владельцы — пожилая супружеская пара. Однажды хозяин, как обычно, шёл к себе на дачу, но оступился и упал. Упал и сломал ногу, вот здесь – и она показала на себе, где именно.

Человек долго лечился, и работать, как и прежде, уже не мог. Потом вдобавок с ним ещё и инсульт приключился, так его и вовсе парализовало. Сейчас без помощи жены он и повернуться не в состоянии. А ещё и лекарства потребовались дорогостоящие.

Вот хозяйка и решила продавать дачу, пока та смотрелась вполне прилично. Предложили нам с мужем, сын ходил смотреть, ему понравилось, мы её у них и приобрели. Была я дома у прежней хозяйки и там познакомилась с её больным супругом. Такой хороший человек, а как страдает. Вот из чувства жалости к болящему и благодарности, что недорого уступили нам свою дачу, я и подала в алтарь заздравный сорокоуст по тяжкоболящему Николаю.

Проходит, наверное с месяц, и та женщина звонит мне домой рано-рано утром и я слышу в трубке её тревожный голос:

— Валя, прости, что беспокою. Звоню тебе как человеку верующему. Других-то я никого не знаю. Спросить хочу, что мне с моим делать? Представляешь, сегодня ночью, наверно часа в три утра, он начинает сползать с постели. Это мой-то парализованный, и пытается на ноги встать. Я ему кричу: «Отец, куда собрался»?! А он в ответ: «Мать, в церковь пойдём».

Фото: Evgeniy Kolotuschenko, photosight.ru

Валь, какая ему церковь? Он же совсем неверующий, их и мамка в детстве никого не крестила. О Боге за всю жизнь ни разу не заговорил. Сколько лет мимо храма на дачу ходили, так он хоть бы раз в его сторону глянул. А тут такое. Чего делать -то, Валь? Ты там у себя в церковь вхожа, поспрашивай попа-то.

— Батюшка, — снова глаза Валентины готовы разрыдаться, — я как услыхала, что старик не крещёный, так за голову и схватилась. Ведь за него, некрещёного, целый месяц в алтаре частицу вынимали. Вот как я вас подвела. И как мне сейчас со всем этим быть?

— Как быть? Звони им. Раз у человека появилось желание в храм идти, а, тем более при таких делах, его крестить нужно, и без всякого промедления.

Тем же вечером мы договорились о крещении. А через три дня после крещения старик умер. Отпевали его в воскресенье по окончании литургии.

Я отпевал и поражался всему этому стечению обстоятельств. Кто-то кому-то сделал добро. Благодарный человек, не зная, что тот другой не крещён, подаёт его имя для поминовения в алтаре. А у него в нашем церковном понимании даже имени нет. Оно даётся при наречении перед оглашением и дальнейшим крещением. Священник молится, всякий раз вынимая из просфоры частичку за члена церкви с конкретным именем, в конце литургии погружая её в чашу с Кровью Христовой.

А здесь о ком молились? Но вот результат – после нескольких отслуженных литургий парализованное человеческое тело, обретая в себе остаток сил, пытается ночью подняться с одра и отправиться в церковь. Мы успели его покрестить, причастили и через несколько дней отпевали в храме. Не чудо ли?

Так и этого мало. Оказалось, ближайшие родственники усопшего тоже некрещеные. Сегодня крестилась вся его семья. Точно как в те давние евангельские времена.

Не устаю поражаться удивительной силе священнической молитвы. Вот сколько раз бывало, никак не могут близкие уговорить умирающего родственника пригласить батюшку на дом. Нет, и всё тут. Начинаем молиться, оканчивается сорокоуст, и, как правило, соглашается. Ещё замечаю, поминаешь кого-нибудь, порой месяцами, а он в храме даже не появляется. Думаешь, ладно. И прекращаешь о нём молиться. Неделя пройдёт, другая – глядишь, он тут как тут. Человек словно чувствует, что остался без молитвенного покрова.

У каждого священника немало таких примеров. Бывает, после службы подаёшь кому-нибудь просфору, а он в ответ благодарит и сообщает, что сегодня у него как раз именины или юбилей. И потом думает, что наш батюшка прозорливец.

А священник вовсе не прозорливец, просто на нём благодать такая. И сообщается она во время совершения таинства священства. Она им не заработана, не выстрадана, как у подвижника веры, но вручается специально для служения, как молоток тому же плотнику. И особо явственно проявляется эта благодать во время литургии и произнесении проповеди. Проповедь – это не просто слова, и уж тем более не искусство. Она больше напоминает пророчество. Знаю по собственному опыту, хоть и готовишься заранее к воскресному слову, а выйдешь на амвон и скажешь то, что от себя и не ожидаешь. Потом слышишь, как говорит кто-нибудь после службы: «Шёл в церковь и всё думал над таким-то вопросом. А батюшка в проповеди дал на всё ответ».

Кто-то может подумать, мол, случайность это. Но так может говорить только тот, кто совсем не представляет, что такое литургия, и не понимает, что служится она не одним только священником, но и всем собранием верных. «Вы – род избранный, царственное священство…» — апостол Пётр имеет ввиду всех христиан, а не только пресвитеров. Литургия – означает «общее дело». В этом таинстве мы соединяемся единым духом в единое церковное тело, и священником в одиночку оно не совершается.

Недавно, после воскресной службы, когда я давал крест, последней подошла незнакомая женщина лет пятидесяти.

— Батюшка, ты бы обо мне помолился. Больно уж я стала строптивой.

И в двух словах рассказала о своих бедах, и об одиночестве, извечной проблеме русских женщин, и о мужиках, которым неинтересна её душа. «Им только тело подавай».

— Матушка, по поводу души давай я с тобой поговорю. Ты что-нибудь о Евангелии слышала?

— И слышала, и читала. И не только Евангелие, но и ещё множество разных церковных книжек, мне их наш батюшка давал. Только, знаете, нигде в ваших книжках не написано, как стать счастливой. Так что разочаровалась, больше ничего не читаю, а только злюсь, уже до ненависти дошла.

— А Евангелие?

А что «Евангелие»? Надоело, батюшка, быть кругом положительной. Ну Его, этого Христа. Мне о тебе хорошо отзывались, так что я тебя прошу — помолись, чтобы я маленько угомонилась. Сама себя порой ненавижу.

Никогда ещё за годы, проведённые в Церкви, мне не приходилось слышать что-либо подобное. Человек совершенно не представляет, зачем и к Кому идёт в храм. Неужто только к священнику? Но без Христа я пуст, и самое большее, что могу — посочувствовать, но никак не помочь. Мы же не экстрасенсы. Без веры и упования на Него в церкви делать нечего. И не только в церкви.

Знаю одного чиновника, он к нам в деревню к тёще своей приезжает. А тёща та – наша постоянная прихожанка, и, конечно же, активный миссионер. Как человек грамотный и облечённый властью, зять к тёщиной пропаганде относится с пониманием и лёгким сарказмом. Единственно, в чём бабушка преуспела, так в том, что убедила любимого зятя носить с собой в портмоне маленькую иконку с текстом девяностого псалма на обороте.

Как-то ему срочно понадобилось решить одно важное дело, и для этого нужно было немедленно попасть на приём к министру. Вопрос требовал безотлагательного решения, а на приём он заранее не записывался. Попросил секретаря доложить о себе и принялся ждать.

Проходит полчаса, час, нет ответа. Вдруг видит, выходит министр из кабинета и быстрым шагом направляется к выходу:

— Сегодня меня уже не будет, — бросает секретарю и убегает.

Что делать?! В этот момент он почему-то вспоминает о тёщиной иконке с молитвой. В отчаянии достаёт ее из портмоне и начинает читать незнакомый ему текст. Секретарь наблюдает за странными манипуляциями чиновника:

— Что это вы делаете?

— Сейчас-сейчас, — останавливает тот секретаря, — и дочитывает текст до конца. Прячет иконку в бумажник, и в этот момент всё тем же быстрым шагом возвращается министр:

— Хорошо вспомнил, а то уже чуть было не уехал. Нам же с Ивановым, — показывает в сторону нашего чиновника, — нужно переговорить. И делая приглашающий жест рукой, указывает на двери кабинета:

— Заходи.

Что это, случайность, или проявление благодатной помощи в ответ на, пускай и неумелую, но искреннюю просьбу о помощи?

Один из монахов, побывавших на Афоне, рассказывал, как недавно к ним приезжал один наш очень высокопоставленный деятель. Перед его приездом братия всё задавалась вопросом, где его размещать и какими деликатесами потчевать? Не каждый день такие люди к ним наведываются. А тот через помощников, в свою очередь, спрашивает отцов монахов, во что ему одеваться и как себя вести, чтобы никого не смущать. Келью просил выделить самую обычную и трапезу разрешить ему вместе с братией.

Обычно те, кто бывает на Святой горе, не ограничиваются пребыванием в одном монастыре, а стараются побывать и в других местах. Вот и этот высокопоставленный паломник отправился поклониться известным святыням.

Наш монах, что рассказывал об этом посещении, вскоре после него ехал с тем же шофёром, что возил гостя по святым афонским местам.

— Только мы отъехали, а он уже просит, — говорит шофёр, — дай я порулю. Вообще, он хорошо водит. Проехали ещё немного, и на тебе, откуда ни возьмись появляется осёл и перегораживает нам дорогу. Никогда раньше такого не было. Откуда он взялся? Выходим, пытаемся его прогнать, осёл ни в какую. Наконец, общими усилиями, вместе со всеми нас сопровождающими, отогнали настырное животное и поехали дальше.

И вот уже вечером возвращаемся к нам в монастырь, а на том же самом месте снова стоит тот давешний осёл. Вспомню, как мы опять его отгоняли, о-о-ой, и смех, и грех.

На общей трапезе с монахами гость молча ел и слушал чтение жития дневного святого. Потом спросил сопровождавшего его монаха:

— Это вы что же, специально для меня читали?

— Нет, что вы, за трапезой читается житие святого, память которого приходится на сегодняшний день.

— Надо же, случайность, а попали в точку.

Вот и думай, случайно вышел осёл на дорогу перед большим человеком или нет? Может это и не простой осёл, а та «Валаамова ослица», но только мужского рода? Кто знает, в одном уверен, люди такого уровня не могут, без присущей им харизмы, править народами. Вопрос в другом – из какого источника она проистекает?

Харизма, или благодать, это и есть проявление в человеке присутствия божественных энергий. И даётся она на конкретное делание — служение Богу и людям. Благодатью священники совершают служение у престола, благодатью испрашивается исцеление болящих, мудрость царям и дерзновение пророкам. Вся наша жизнь освящается спасительной благодатью.

Но, как известно, свято место пусто не бывает. Стоит только, отказавшись от высшего призвания, начать выстраивать собственную систему мироздания, в центре которой место Истины займёт кто или что угодно, но только не Источник благ, она отходит. И вот уже вместо ангелов тебя начинают окружать аггелы, а вместо творческих божественных энергий тобою движут силы совсем иного рода. Наверно, ими и вдохновляются люди, подобные Шпееру.

Несколько лет назад слушал удивительную историю о проявлении епископской харизмы, причём тоже из уст очевидца. Он сопровождал делегацию от лица руководства нашей Церкви, которая посещала святую гору Афон, а точнее Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. По благословению священноначалия несколько епископов отправились поздравить с девяностолетием архимандрита Иеремию, игумена этой древней обители.

Архимандрит Иеремия

— Прибыли в монастырь, где с почётом были приняты братией. После обычных приветствий все направились в храм и стали молиться, в первую очередь поминая виновника торжества. Всё шло как обычно, кроме одного — самого игумена в храме не было.

— А где же отец Иеремия? — интересуется наконец один из епископов.

— А он у себя в келье. С утра ещё ушёл умирать.

— Как умирать?! Мы же его поздравить приехали.

Собираются и всей делегацией направляются в келью к настоятелю. Заходят и видят отца архимандрита лежащим на кровати поверх одеяла и опирающимся спиной о подушку. Белая борода, по плечам длинные седые волосы. Старший из епископов подошёл к старцу, благословил его и задаёт вопрос:

— Что же это вы надумали, ваше высокопреподобие? Мы приехали вас поздравить от лица всей полноты нашей Церкви, а вы – помирать.

— Так сколько же можно жить, владыки святые? Девяноста лет, куда больше? Пора и честь знать.

Нужно сказать, — продолжал рассказчик, — что старец, несмотря на почтенный возраст, оставался всё ещё достаточно крепким и лично продолжал заниматься вопросами закупки всего необходимого для нужд монастыря. В определённый день садился в грузовичок рядом с водителем, и отправлялись они на рынок. Поскольку поездки за продуктами совершались всегда в одно и тоже время, то и торговцы их уже ждали. Стоило только монахам появиться, как к грузовичку уже тащили корзинки и сетки с продуктами. За что-то брали деньги, что-то жертвовали с просьбой помолиться о близких.

— Почему сам? — говорит отец Иеремия. Однажды послал вместо себя одного монаха, дал ему денег. Бес его и подловил. Искусился бедняга, хоть и сумма-то была небольшая. Да только денег человек в руках давно не держал. Вот он с ними и скрылся. После этого случая боюсь ещё кого-нибудь в искушение вести, потому сам и езжу.

Вспоминается фильм «Остров» и монах, которого играл актёр Пётр Мамонов. Решил герой Мамонова, что всё, исполнил он на земле своё предназначение, вину искупил, можно и помирать. Лёг в гроб, руки сложил, вздохнул и уснул. Но это в кино, а с отцом игуменом такое могло произойти и наяву. Люди такой духовной высоты сами решают свою судьбу. Только епископы вмешались и не позволили.

— Нет, батюшка, дорогой. Нет тебе на то нашего благословения — помирать. Благословляем жить ещё, как минимум пять лет здесь в монастыре. Нужен ты братии, Церкви нужен.

Юбиляр полежал ещё несколько времени, потом с сожалением вздохнул:

— Разве только за послушание… — и принялся вставать.

И послушание исполнил, потом мы его ездили поздравлять уже с девяностапятилетием.

Я и лично неоднократно сталкивался с проявлением епископской харизмы. Однажды в разговоре с владыкой мне очень хотелось задать ему вопрос о его отношении к одному выдающемуся церковному деятелю прошлого столетия. Но разговор шёл на другую тему, и мне было неудобно самолично менять его направление. Вдруг епископ встал из-за стола и куда-то вышел. Через минуту он уже возвращался с папкой в руках. Сел рядом со мной, развязал тесёмки и достал из неё листок бумаги:

— Вот посмотри, это мнение отца Иоанна Крестьянкина о том человеке, что тебя интересует.

Я взял в руки и прочитал отзыв известного старца, отпечатанный на пишущей машинке. Получается, что вопрос, крутившийся в моей голове, был услышан моим собеседником, и я получил совершенно внятный ответ, так, как если бы задал его вслух. Таких случаев на моей памяти было несколько, так что мой вам совет — в разговорах с людьми духовными не стоит давать волю собственным мыслям.

В 1971 году, через год после кончины патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой лавре был созван поместный собор, на котором главным вопросом значилось избрание нового предстоятеля Русской Православной Церкви. Вообще-то патриарх Алексий ушёл из жизни ещё в 1970, но проводить поместный собор власти не разрешили, поскольку смерть патриарха совпала с таким славным мероприятием, как празднование столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

И вот через год, наконец, приступили к выборам. Сами выборы прошли открыто, так каждый из более чем семидесяти архиереев вставал и во всеуслышание заявлял, что он и вверенная его окормлению епархия отдают голос за патриаршего местоблюстителя митрополита Пимена.

Понятно, что в обществе победившего социализма при выборе претендента в патриархи решающим оставалось мнение тогдашних властей, все это прекрасно понимали, и тем не менее голосование проходило очень торжественно. Наконец председательствующий объявляет, что новым патриархом избран митрополит Пимен.

— И только после избрания, — как вспоминал один из непосредственных участников тех событий, насельник лавры и одновременно преподаватель Московской духовной академии, — вдруг все вспоминают, что новый патриарх не имеет духовного образования, вообще никакого.

Время, что обычно мы посвящаем учёбе, молодой иеромонах всё больше проводил в местах заключения. Хотя это тоже неплохая школа, особенно в отношении молитвы. Но и при желании окончить какую-нибудь семинарию в годы воинствующего безбожия было невозможно, их не было вовсе. Поскольку после известных революционных событий и вплоть до окончания войны духовное образование в нашем отечестве находилось под запретом. Но правила требовали, чтобы кандидат в патриархи в обязательном порядке имел свидетельство о таком образовании.

— Как же нам тогда выйти из положения? – спрашивает новоизбранный патриарх присутствующих здесь же представителей академии.

— Придётся сдавать квалификационные экзамены, ваше Святейшество, — возможно в шутку, отозвался один из преподавателей. Какую-то секунду патриарх собирался с мыслями, и потом ответил:

— Ну что же, устав – закон для всех, придётся садиться за парту.

Наверно, патриарх мог бы повести себя и по-другому, ведь уже избран, зачем самому себе создавать дополнительные трудности, но не стал.

Я сам был преподавателем семинарии и, конечно же, понимаю, никто из профессоров не стал бы самому патриарху ставить на экзамене неудовлетворительную оценку, а при затруднениях, напротив, старался бы всячески помочь. Но только согласитесь, как бы это выглядело со стороны, такой человек, символ полноты церковной, и вдруг не может ответить на вопрос экзаменатора, а тот, сам краснея, ставит его святейшеству вымученную четвёрку. Кому это нужно? Сдавать — так сдавать.

И вот, патриарх прибывает в лавру преподобного Сергия, в которой сам же некоторое время являлся наместником. Прибытие патриарха в любую епархию, любой монастырь — это ещё и великий праздник, особое торжество. Святейшего Пимена встречают все насельники лавры, учащиеся и учащие Московских духовных школ. Торжественно звонят колокола. Помню, сам в начале девяностых видел, как однажды лавра встречала патриарха Алексия II, цветы, что бросали ему под ноги, и ещё множество старушек, периодически подбегавших к нему за благословением. Мы все стояли, обратившись к нему в полупоклоне, а он шёл и по ходу шествия нас благословлял.

Трудно представить, что после такого всеобщего изъявления чувства уважения тебе предстоит идти к этим же людям, которые только что тебя приветствовали, и подтверждать право на это уважение.

Весь профессорско-преподавательский состав духовных школ ожидал святейшего в актовом зале. Когда тот вошёл, тогдашний ректор академии епископ Филарет, нынешний экзарх Беларуси, приветствовал его замечательной речью. Кто слышал проповеди и выступления митрополита Филарета, знает, какой это учёный талантливый человек. И тот может себе представить, что это была за речь.

Патриарх стоял, опираясь на посох, и молча слушал. Ему, по большому счёту, в общем-то, простецу и самоучке, предстояло ответить этим более молодым премудрым знатокам богословия, истории и ещё множества разной другой церковной учёности, и при этом оставаться на высоте своего положения.

Когда приветственная речь была окончена, поблагодарив выступающего, патриарх стал говорить ответное слово.

— Что мы ожидали услышать? Наверно, какие-то дежурные выражения благодарности, но вместо них мы стали свидетелями блестящего удивительно глубокого и богословски насыщенного выступления человека, подтвердившего своё право носить столь высокий церковный сан. Не веря своим ушам, мы стояли с широко открытыми от удивления глазами. Потом, не сговариваясь, все вместе поклонились ему в благодарном поклоне.

Вопрос о необходимости проведения дальнейшего испытания патриарха на знание им основ православного вероучения отпал сам собой. Более того, даже говорить об этом после такого слова казалось неуместно и даже бестактно.

С того дня прошло уже более сорока лет, а я всё продолжаю находиться под впечатлением чудесного явления патриаршей харизмы.

Читайте также другие рассказы автора:

Святые младенцы

Улыбка

Дружба народов

Гонорар

Дежавю

Мишка и Маришка

За мир во всем мире

Тайна

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *