Хитон господень, что это?

Хитон Господа Иисуса Христа – одно из сохранившихся до нашего времени уникальных материальных свидетельств страданий Спасителя. Эта величайшая святыня вот уже более тысячи лет пребывает в монастыре Аржантой близ Парижа.

Согласно евангельскому повествованию, Хитон «был не сшитый, а весь тканный сверху» (Ин.19,23), то есть цельный, что всегда воспринималось церковным сознанием как важный символ единства христианской Церкви. Что же случилось с бесценной святыней после Воскресения Христа? По мнению известного исследователя истории Хитона Франсуа Ле Кере, это одеяние, покрывавшее тело Господа, было передано вместе с Плащаницей апостолу Петру.

Преследуемый иудеями за проповедь Христа апостол Петр переезжал с места на место. Побыв некоторое время в Лидде, он остановился в Иоппии (современная Яффа), в дому у Симона Кожевника. Именно в Иоппии спустя несколько столетий (как утверждает историк Фредегар в 590 году) и был обнаружен Хитон Господа. Поскольку жилище кожевника считалось нечистым и находилось, согласно иудейскому закону, вне города, то, по мнению историка, трудно было бы найти лучший тайник для Святого Хитона.

В 64 году римский прокуратор Сирии Гестий Галл предпринял против восставших иудеев военный поход, во время которого город Иоппия был разрушен, а его население численностью 8400 человек, полностью истреблено. Во время этих событий Хитон, очевидно, был спрятан и оставался на протяжении нескольких веков в тайнике.

После обнаружения святыни она с великими почестями была перенесена в Иерусалим, а затем привезена в Галат – северное предместье Константинополя, о чем свидетельствует епископ Григорий Турский в «Истории франков». «Я не могу умолчать о том, что узнал от нескольких лиц относительно этого Хитона Непорочного Агнца. Он хранится в Галате в соборе святых Архангелов. В соборе имеется крипта, в которой находится деревянный сундук с Хитоном. Этот сундук является предметом благоговейного почитания верующих, поскольку содержит одеяние, покрывавшее тело Спасителя и соприкасавшееся с ним».

Святыня пробыла в Галате чуть более двухсот лет. В 801 году, согласно преданию, византийская императрица Ирина, планируя вступить в династический брак с королем Франции Карлом ради объединения Римской Империи, передала ему в дар Святой Хитон Господа. Карл встретил святыню в Риме и привез ее во Францию.

После свержения Ирины в 802 году бесценная реликвия утратила свое политическое значение и стала просто личным подарком. Считая себя не вправе держать святой Хитон в своих дворцах, Карл передаёт его на хранение монастырю Святого Дионисия в Аржантое. В старинном французском мартирологе об этом событии есть такое упоминание: «Каждый месяц совершалось богослужение за упокой души Карла в память о святых дарах, которыми он обогатил монастырь, особенно нешвенном Хитоне Господа нашего Иисуса Христа, привезенном им из Рима».

В 845 году обитель ограбили и разрушили норманнские завоеватели, однако монахи успели спрятать святыню в монастырской стене. В 1156 году при восстановлении монастыря в Аржантое был найден тайник с Хитоном. В том же году Робер де Торини, аббат монастыря Мон-Сен-Мишель, сообщил в своей хронике: «В городке близ Парижа, в монастыре Аржантой, по Божественному откровению была найдена риза нашего Спасителя. Она не сшитая и имеет рыжеватый цвет. Как указывают найденные при ней письма, она была сделана Преблагословенной Матерью Спасителя».

В течение нескольких последующих столетий великая святыня почиталась повсеместно. В начале ХVII века в Аржантойском монастыре было создано Братство Святого Хитона. Дважды в год — в праздники Воздвижения Креста Господня и Пятидесятницы – свершался многолюдный крестный ход с выносом ларца с Хитоном. У святыни шли двенадцать человек, одетых апостолами. Для участия в процессии из тюрем выпускались заключенные. Такая традиция сохранялась до конца ХIХ cтолетия.

В ХVI — ХVIII веках Святой Хитон хранился в великолепной раке из позолоченного серебра, украшенной драгоценными камнями. Рака была подарена Марией де Гиз, получившей взамен по ее просьбе частицу святыни. Это вторая изъятая из Хитона частица (первая была передана Вестминстерскому аббатству королем Карлом Лысым). Третью частицу тайно вырезал в 1680 году настоятель Аржантойского монастыря о. Карл Песей де Лостарели, за что был осужден генеральным капитулом Ордена. Частица была передана аббатству Святого Корнелия в Компьене.

В 1789 году во время Французской революции монастырь был разграблен, драгоценный ларец конфискован, а Святой Хитон отдан приходской церкви. Священник Озэ, опасаясь за сохранность великой святыни и желая сохранить хотя бы часть её, отделил от Хитона ещё несколько частиц и передал на хранение в надежные руки. Сам же Хитон закопал ночью в саду, где святыня пребывала в течение двух лет, пока сам Озэ находился в тюрьме. В 1801 году священник стал служителем церковного прихода Суси-эн-Бри и увёз на новое место частицу Святого Хитона размером 5 кв.см. Она находилась в Суси-эн-Бри до 1893 года.

В 1854 году для папы Пия IХ была изъята самая значительная часть этой реликвии длиной около 15 см и увезена в Рим. В те же годы обветшавшая Аржантойская церковь была отреставрирована. Во время её торжественного освящения в 1866 году версальский епископ Мабиль освятил и алтарь Святого Хитона, а саму святыню поместили в новый ларец из позолоченной бронзы, в котором она находится и по сей день.

Первое серьезное исследование святыни на предмет её подлинности было проведено ещё в середине ХVII века. Тогда же собрали многочисленные свидетельства о связанных с Хитоном чудесах. Изучение уникальной святыни возобновилось в конце ХIХ столетия. Исследователи пришли к следующим выводам: Хитон ткали на очень древнем ткацком станке, сырьем послужила тонкая шерсть (но не верблюжья, как предполагали ранее). Как сырье, так и способ его обработки напоминают коптские ткани II и III веков. На задней стороне святого Хитона были обнаружены большие кровяные пятна. Это позволило предположить, что после бичевания Господь вновь был одет в Хитон для несения Креста на Голгофу, где впоследствии воины делили одежду Спасителя, бросая жребий.

В 1932 году, когда святыня выносилась для поклонения на праздник Воздвижения Креста, была произведена фотосъемка в инфракрасных лучах, позволившая точно определить местоположение пятен крови, которые остались от многочисленных ран после бичевания. Следы мучительной пытки есть и на Туринской плащанице, обнаруженные с помощью ультрафиолетовых лучей. Установили и наличие двух широких следов в тех местах, где тяжелый Крест давил на спину. Кроме того, характер отпечатков на спинной стороне Плащаницы свидетельствует о том, что кожу от дерева защищал шерстяная бесшовная одежда. Ученые сделали вывод: следы, оставленные на Хитоне, полностью соответствуют следам на Плащанице, что подтверждает подлинность обеих святынь.

Весть о том, что Иисус вернулся из Десятиградия, распространяется среди иудеев, живущих на северо-западном побережье Галилейского моря. Вероятно, многие слышали, что во время недавней бури Иисус усмирил ветер и бушующую воду, а кто-то, возможно, знает об исцелении мужчин, одержимых демонами. Поэтому у моря, скорее всего в окрестностях Капернаума, собирается «множество людей», чтобы поприветствовать Иисуса (Марка 5:21). Когда он выходит на берег, он видит, что все ждут его с нетерпением.

Один из тех, кто непременно хочет увидеть Иисуса,— это Иаир, начальник синагоги, возможно, той, что находится в Капернауме. Он падает к ногам Иисуса и начинает умолять его: «Моей дочери совсем плохо. Пожалуйста, приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и жила» (Марка 5:23). Как Иисус откликнется на горячую просьбу Иаира помочь его единственной дочери, которой всего 12 лет и которая ему очень дорога? (Луки 8:42).

По пути к дому Иаира Иисус становится участником еще одного волнующего события. Многие люди, идущие за Иисусом, в предвкушении: вдруг он совершит еще какое-нибудь чудо. Но одна женщина не может думать ни о чем, кроме собственной мучительной болезни.

В течение 12 лет эта женщина-иудейка страдает кровотечением. Она обращалась за помощью ко многим врачам и истратила на лечение все свои средства. Но ничего ей не помогло. Более того, ей «стало еще хуже» (Марка 5:26).

Нетрудно догадаться, что эта болезнь не только очень изнуряет — человек, страдающий ею, постоянно испытывает неловкость и чувствует себя униженным. О такой болезни даже стыдно говорить. Кроме того, по Моисееву закону женщина во время истечения крови считается нечистой. Всякий, кто прикасается к ней или к ее запачканной кровью одежде, обязан вымыться и «будет нечистым до вечера» (Левит 15:25—27).

Женщина слышала об Иисусе и теперь разыскала его. Поскольку она нечиста, она как можно незаметнее пробирается сквозь толпу, думая при этом: «Если прикоснусь хотя бы к его верхней одежде, то выздоровею». И как только женщина прикасается к бахроме одежды Иисуса, она чувствует, что кровотечение остановилось! Она «исцелилась от тяжелого недуга» (Марка 5:27—29).

Тогда Иисус спрашивает: «Кто прикоснулся ко мне?» Как вы думаете, какие чувства возникают у женщины, когда она слышит эти слова? Вопрос Иисуса вызывает у Петра удивление и недоумение. «Это толпа окружает и теснит тебя»,— говорит он. Тогда Иисус объясняет: «Кто-то прикоснулся ко мне, потому что я почувствовал, как из меня вышла сила» (Луки 8:45, 46). Да, исцеление, которое только что произошло, стоило Иисусу определенных сил.

Когда женщина понимает, что не осталась незамеченной, она в страхе и трепете падает к ногам Иисуса. Перед народом она рассказывает всю правду о том, как болела и как только что исцелилась. Иисус по-доброму утешает ее: «Дочь моя, твоя вера исцелила тебя. Иди с миром и будь здорова от своего тяжелого недуга» (Марка 5:34).

По всему видно, что Тот, кого Бог избрал быть Правителем земли, исполнен доброты и сострадания. Причем он не только беспокоится о людях, но и обладает силой им помочь.

ОРСК. 11 декабря 2013 г. Секретарь Орской епархии Сергий Баранов в очередной раз побывал в Грузии, с которой в течение многих лет орчан связывают духовные узы. Из поездки батюшка привез бесценные подарки для строящегося в Орске женского монастыря.

По словам отца Сергия, «в Грузии очень переживают за наш монастырь и молятся о скорейшем и успешном завершении его строительства». Чтобы духовно поддержать орских инокинь, митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии, передал для орской обители фотокопию хитона (платья) Божией Матери, хранящегося в историческом музее г. Зугдиди в Грузии.

Еще один подарок был привезен от насельниц Корцхельского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери. Матушки передали в дар сестрам список иконы Божией Матери «Непраздная», созданный по их заказу тбилисским иконописцем. А отец Сергий тоже подарил монахиням образ Пресвятой Богородицы, написанный им лично.

На Руси женщину, носящую под сердцем ребенка, называли непраздной, то есть пребывающей в состоянии, противоположном праздности, безделью. В Грузии есть древняя фреска с изображением Непраздной Божией Матери. Эта святыня особо почитается женщинами, которые хотят родить ребенка. Теперь список этого чудотворного образа есть и в Орске.

Кстати, интересный факт: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский, озабоченный демографическим кризисом в стране, чтобы стимулировать деторождение, становится крестным отцом каждого третьего ребенка, входящего в лоно Церкви.

В настоящее время обе святыни находятся пока в кафедральном соборе г. Орска, где верующие могут приложиться к ним, попросить о помощи или же поблагодарить Пресвятую Богородицу. По завершении строительных работ в Иверском монастыре святыни будут переданы в женскую обитель.

Виктор Базилевский
Фото автора и Ольги Мануйлович

СПРАВКА:
В своей любви к Матери Божией Православная Церковь окружает всё, что связано с Её земной жизнью, великим почитанием. Церковь отмечает два праздника, связанных с одеждами Пречистой Девы: Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) и Положение честного пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне (31 августа/13 сентября), в честь чуда исцеления супруги императора Льва Мудрого (886-911) Зои, страдавшей от нечистого духа.

Ризой в древние времена на востоке называли одежду, платье, военные доспехи. Сегодня в разговорной речи это слово почти не употребляется, зато очень распространено в церковной среде. «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою», – поется при одевании крещаемого, когда тот после Крещения облачается в белую одежду в знак того, что крестившийся облеклся во Христа, сделался чистым, оправдался от всякого греха. Также и богослужебные одеяния священнослужителей называются ризами. А помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь, – ризницей.
Еще одно слово, также обозначающее одежду вообще у древних народов, в том числе и у евреев, – хитон – греческое название рубашки, платья.

Омофор или мафорий – также греческие слова, означающее головной покров, большое покрывало, которое носили женщины.

Хитон, или платье Пресвятой Богородицы, омофор, или Ее головной покров, и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.

Хитон Господень

За 1000 лет до распятия Господа нашего Иисуса Христа царь Давид, предвидя Евангельские события, с великим сокрушением восклицал: «…обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя: тии же смотриша, и презреша мя. Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» (21-й псалом).

Когда Иисус вырос, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для него хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.

Этот вид мужской одежды представлял собой широкую свободую рубашку с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя это одеяние было очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Такой хитон Спаситель носил всю земную жизнь до самой казни.

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою
и о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».

Жребий метнули, одежду разделили. Хитон достался одному из воинов-стражников. (Евангелие от Иоанна: 19, 23-24).

Иоанн Богослов также описывает саму святыню: «Хитон же Его был не сшитый, а весь тканый сверху».

Элиоз, раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима, получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23 — 24; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. X. — 55 г. по Р. X.), не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон.

Женщину похоронили вместе со святыней. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — высокий и сильный кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Спустя время местные жители свидетельствовали о чудесах, происходивших от этого дерева.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Католикос Николай I, который управлял Грузинскою Церковью в середине XII в. (с 1150 по 1160г.), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие сомневаются, действительно ли под живоносным столбом находится Хитон Господень, говорил, что хотя сомнение таких людей естественно, ибо Хитон Господень никогда не открывался, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от Хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба.
При переселении бывших от Хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

Лет за сорок до смерти католикоса Николая Тифлис и Мцхет были заняты сельджукскими турками, которые были потом изгнаны из Грузии царем Давидом Возобновителем, царствовавшим с 1089 по 1125 г. Католикос Николай указывал на истекавшее миро, как на постоянное чудо, всегда и всеми видимое:

— Все видят, — говорит он, — влагу на восточной стороне столба; по невежеству, некоторые пытались замазать это место известью, но оказались не в силах остановить истечение мира. А сколько от него было исцелений — мы все тому свидетели.

Католикос Николай составил службу в честь обретения под живоносным столбом Хитона Господня (впоследствии эта служба была исправлена и дополнена католикосами Виссарионом и Антонием), причем он говорил:

— Нужно украсить блистательным празднеством постановленный Самим Богом столб и находящийся под ним Хитон Спасителя нашего Иисуса Христа.

В V веке Грузией благочестивый царь Вахтанг Горгасали построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

В наши дни в Москве действует Ассоциация исследователей генеалогии и геральдики Кавказа. Вот что пишет один из её членов:

«Центральный символ в родовых гербах царей Грузии из династии Багратиони — Хитон Христа. Он является одним из главных символов в гербе князей Гедеванишвили — Наследственных Хранителей Ключей Храма Светицховели, а также изображен на печати царя Ираклия II, который объединил в 60-х годах XVIII века Восточную Грузию (Картли-Кахетию)».

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *