Хоть святых вон выноси

Хоть святых вон выноси

ХОТЬ СВЯТЫХ ВОН ВЫНОСИ

Святые – это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении «образа, иконы» встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): «обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по

дпоясала и положила под святые». Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах.

На этом фоне легко объясняется фразеологизм хоть святых (вон) неси (выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном, безобразном» (БАС, 13, с. 469).

В словаре Даля под словом святой есть такое сообщение: Такой содом, что хоть святых вон неси, «образа, иконы». Наменял святых (cл. Даля 1909, 4, с. 94). Здесь указывается общий смысл фразеологического оборота и намечается общий экспрессивный контекст его употребления.

Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем однотипны:

«Уж какую он в последнее время ахинею городил, так хоть святых вон понеси» (Салтыков. Невинные рассказы, 12, 9); «Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется – святых вон выноси» (Бунин. Веселый двор).

О поговорке хоть святых вон уноси как выражении почтения к иконам писал С. В. Максимов: «…во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех. (…) Зато говорят также и надвое ”хоть святых вон выноси“: про тех, которые врут не в меру, ”и святых выноси и сам уходи“, и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного ”поднялся содом“: пусть св. иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова, с. 443–444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях.

Для понимания той бытовой древнерусской основы, на которой сложилась древнерусская поговорка «хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).

В «”Путешествии по России“ голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он приносит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив, 1880, кн. 1, с. 48).

Конечно, эти характеристики и описания русского быта XVI – XVII вв. со стороны иностранцев-путешественников односторонни и содержат много отрицательных преувеличений. Но для исторической оценки происхождения выражения хоть святых вон выноси (уноси, неси и т. п.) они дают важный материал.

Опубликовано вместе со статьями «Зодчий», «Поползновение», «Стих нашел», «Отпетый» под общим названием «Историко-этимологические заметки» в сб. «Этимология. 1968» (М., 1971). В архиве есть рукопись на 6 листках небольшого формата (текст написан в разное время). Сохранилась также машинописная копия заметки с авторской правкой. Здесь публикуется по оттиску, уточненному по машинописи, с восстановлением изъятых в публикации 1971 г. трех последних абзацев; в публикуемый текст внесен также ряд необходимых поправок и уточнений. – М. Л.

Святой

У этого термина существуют и другие значения, см. Святой (значения).

Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь; мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, в теистических религиях — за ходатайство перед Богом за людей.

«Святые» (Фра Беато Анджелико, XV век)

Христианство

В христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, прославленный Церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле. Бог — единственный источник святости, соответственно, святой тот, кто соединён с Богом. Не все внешне добродетельные люди святые, некоторые из них даже неверующие, и не все святые были добродетельными, например, Благоразумный разбойник, который, однако, раскаялся, и принял Христа.

В ряде направлений протестантизма все члены церкви считаются святыми, что основано на текстах Библии, в которой нередко верующие читатели её называются «святыми», например, апостол Павел обращается к своим читателям-верующим, называя их «святыми»: «Павел — …призванным святым» (Первое послание Коринфянам глава 1, стих 2), «Павел, призванный апостол…всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, благодать вам и мир…» (Послание римлянам, гл. 1, стихи 1, 7, 8), «Будьте святы, потому что Я (Бог) свят.» (Первое послание Петра, гл. 1: 16, Книга Левит, гл. 11, стих 45).

Календарная традиция

В памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV века и даже до V века, как у восточных, так и у западных христиан слово святой — греч. ἅγιος, лат. sanctus — по мнению Мартиньи («Dictionnaire des antiquites») ещё не было присвоено так называемым ныне канонизованным святым, то есть ни апостолам, ни мученикам, ни вообще лицам, которые позже стали, под именем святых, предметом особого почитания церкви, а при упоминании их называли просто по имени, например, Павел (не прибавляя «апостол» или «святой»).

Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом при его «Acta Sincera», доводит список особо чествуемых в церкви лиц до IV века включительно (до папы Либерия), причём ни разу не даёт им названия sanctus. Лишь в календарях церкви карфагенской, в III—V веках, при поминовении умерших, особенно чтимых церковью, слово sanctus встречается часто. Первый календарь, в котором постоянно встречается слово sanctus при имени того или иного особо чтимого церковного лица, — календарь Полемия («Acta Sanctorum»; т. 1). В менее отдалённую эпоху это слово встречается иногда в мозаиках при изображении апостолов, но его ещё нет при изображении св. Иоанна Предтечи даже в 451 году, и встречается оно при имени Предтечи не ранее, как в 472 году, на изображении св. Агафии in Suburra, в Риме. По исследованию Чиампи, оно встречается также при изображении Космы и Дамиана в 531 году Слова sanctus и sanctissimus на мраморных погребеньях, бесспорно древних, имеют, по мнению Мартиньи, значение carissimus. Причина, по которой христиане древнейших времён избегали эпитетов: Sanctus, Sanctissimus, заключается, по мнению некоторых учёных, в том, что слово Sanctus часто употреблялось в надписях несомненно языческих, которым не хотели подражать христиане. На эпиграфических документах V века встречается при именах, в некотором отдалении, одна буква S, которая может быть принята за начальную букву слова Sanctus, но также и за нач. букву слова Spectabilis. Вместо названия «святой» (лат. Sanctus) или вместе с ним часто стояло, при имени почитаемого церковью лица, другое название — dominus, domina. Мартиньи склонен думать, что слова dominus и domina означали в древности специально «мученик и мученица». Из рассказов о погребении почивших христиан видно, что распоряжавшиеся погребением провозглашали: ad sanctos! ad sanctos! (или ad martyres, ad martyres), то есть приказывали нести умершего на специально христианское кладбище. Кроме обозначения личной святости или высокого благочестия лица, слово sanctus, (agioV;), как некогда в язычестве, прилагалось и в христианстве для обозначения, что то или иное лицо или место посвящено какому-либо священному служению. Христиане in corpore в древней церкви (напр. в посланиях апост. Павла) именовались святыми. В Евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства, во всех его проявлениях: да святится имя твоё (Мф. 6:9), отче святый, святи их во истине твоей (Иоан. XVII, II, 17).

Почитание и призывание святых

Православные и католики считают, что Священное Писание решительно запрещает оказывать кому-либо божеское поклонение и служение, кроме единого истинного Бога (Втор. 6:13; Ис. 42:8; Мф. 4:10; 23:9; 1Тим. 1:17), но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение (doulexa) верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Единому Богу (Мф. 25:40), как «дивному во святых своих» (Пс. 67:35).

Царь Давид взывал: «мне же зело честни быша друзи Твои, Боже» (Псал. CXXXVIII, 17); сыны пророческие торжественно «поклонились до земли верному рабу и другу» Божию — Елисею (4Цар. 2:15). В Новом Завете сам Иисус Христос, подтвердив закон: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф. 4:10), сказал ученикам своим: «вы друзья мои, если исполните то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14), и засвидетельствовал пред ними: «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня» (Мф. 10:40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому, также и в Откровении устами Иоанна Богослова: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Апостол Павел также говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Происхождения почитания святых

Возникнув в христианской церкви на первых же порах её существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования святых выразилась в установлении в память мучеников и других святых особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV века везде открыто и торжественно происходит чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским и Лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических учений. Были, например, еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это подвигло святого Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании святых. В начале V века появились еретики которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование святых с таким же поклонением им и служением, и этим восстанавливается древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций. Против него выступили блаженные Иероним и Августин. Вера в обязательность и спасительность достодолжного чествования святых неизменно сохранялась в церкви и в последующие века; подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан, Кирилл Александрийский, Григорий Великий, Иоанн Дамаскин), так и целых соборов — поместного Карфагенского (419 год) и в особенности Второго Никейского. Противниками этого учения в Средние века являются альбигойцы, павликиане, богомилы, вальденсы и сторонники учения Виклифа, в Новейшие время — вообще протестанты.

Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. 1:17) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. 2:5−6)

Начало молитвенного призывания святых видно ещё в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1Пар. 29:18). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Апостол Пётр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2Петр. 1:15). Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. 5:8; 8:3, 4. На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, например апостола Иакова и иерусалимской церкви, появившиеся в IV в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургии св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание святых в это время было явлением всеобщим. Почитание святых не прекратилось и в период иконоборчества. Иконоборческий собор (754 год): «кто не исповедует, что все святые…. досточтимы пред очами Божиими…. и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о Мире, — анафема». Несмотря на то, что, вскоре его постановления были отвергнуты на Седьмом Вселенском соборе, сама практика почитания святых осуждению не подвергалась.

Учение о почитании и призывании святых сохраняется и в учении древневосточных церквей (Ассирийской церкви Востока, эфиопской, коптской, армянской и других). Противниками этого учения были различные протестантские течения. Лютер отверг почитание и призывание святых главным образом на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

Античное многобожие и почитание святых

Сохранение античных традиций у последователей христианской религии находит своё выражение в сочетании предыдущих представлений с христианскими символами в искусстве, в литературе, в философии, в бытовой сфере и в самой религии. Внешняя схожесть античного политеизма и культа христианских святых вызывает критику со стороны атеизма. Ф. Энгельс заметил, что христианство «могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых…» «Греческие жития мучеников-философов и политических деятелей, пострадавших за свои убеждения послужили образцом для мифических житий вымышленных святых.»:

Впрочем подобные взгляды имеют ответ Церкви, так Сергей Булгаков объясняет:

Иногда делают сближение между почитанием святых и языческим культом героев или полубогов, приравнивая это почитание языческому многобожию. Однако эта параллель вовсе не так соблазнительна, как это кажется. Язычество, наряду с суевериями и заблуждениями, могло содержать в себе важные предвестия, «сень грядущего», которое могло быть, по причинам божественной педагогии, ради домостроительства ветхозаветной церкви, оставаться даже ей неведомым

Святые в православии

Святые, размещённые в небесах по ликам святости (икона «Страшный суд», Западная Украина, XVII в.)

Православное учение делает акцент на две принципиальные особенности духовной жизни: во-первых, это постоянное стремление к святости, к безгрешной жизни: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха … он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9), с другой стороны, это осознание своей греховности и упование только на милость Божию в деле своего спасения: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3), «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Это сочетание выражается, к примеру, словами Апостола Павла «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия…»(Еф. 3:8) — фраза, в которой сочетается и осознание призвания всех верующих в Христа к святости и в то же время уничижение самого первоверховного апостола, встречающееся ещё к примеру, в 1Кор. 15:8,9: «…а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию». Так или иначе стремление к святости — это естественное стремление каждого православного христианина. Апостолу Иоанну Богослову было открыто, что «теплохладные» христиане будут извержены из уст Божиих (Откр. 3:15,16)

Апостол Павел в своих посланиях называет всех членов Церкви святыми, в том числе адресуя их «призванным святым» (1Кор. 1:2; Рим. 1:7) или просто «святым» (Еф. 1:1; Фил. 1:1; Кол. 1:2), а Апостол Пётр говорит христианам: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет. 2:9). В то же время святость в православии это не статус, а как бы состояние человеческого духа: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21), «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). В целом же святость в Православии имеет синонимичные аналоги, слова богообщение и боговидение. Они основываются на православном учении о том, что Святые в Царствии Небесном постоянно находятся в общении с самим Богом и иллюстрируется, к примеру, такими словами из Писания:

  • «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11)
  • «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4)
  • «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8)
  • «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21)
  • «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин. 16:22-23)
  • «наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. 1:3)

Во время чинопоследования православного отпевания Церковь (по древнему обычаю) многократно упрашивает Бога причислить умершего к лику святых: «Со святыми упокой Христе душу усопшего раба Твоего!». Те же самые слова поются во время прославления святого перед пением величания уже как новому святому.

В православии по лику святости (см.) различают несколько типов святых.

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица.

Святость — это состояние переживаемое верующим по слову Апостола Иакова «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8). Но также сказано «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14). Таким образом с одной стороны единственным сердцеведцем знающим угодников своих является сам Господь. Но Он Сам прославляет святых своих чудесами: даром языков (в первые века), пророчествований, исцелений, чудотворений при жизни, нетленными мощами, исцелений по молитвам святому. Чудеса не являются обязательным условием почитания, по слову Апостола Павла о высшем даре: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13:8) -, но являются как бы указанием самого Господа на почитание его верного служителя. Например, как описано сразу после прославлении Святителя Московского Ионы об исцелении одной женщины:

Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» — смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела.

Православные церкви признают святыми, как правило, только православных или христиан-кафоликов, не еретиков, живших до разделения церквей. Впрочем, существуют исключения, например, арианка Святая Алла, Исаак Сирин, а в 1981 году собор РПЦЗ причислил к лику святых всех слуг царской семьи, погибших вместе с ними в Ипатьевском доме, в том числе католиков и протестантов.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви:

Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные мощи.

Выделить более «авторитетных» и менее «авторитетных» святых невозможно, но в православной русской традиции, особенно среди мирян, наиболее чтимыми святыми являются Иоанн Креститель, Николай Чудотворец (Николай Угодник), Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский, князь Владимир, а также местночтимые святые.

См. также: Лик святости

Святые в католичестве

«Страшный суд», фреска Джотто в Капелле Скровеньи, XIII в.

Святые, то есть спасённые для вечной жизни с Богом христиане, являются для живущих христиан примером христианской жизни, а также молитвенниками и заступниками перед Всевышним. Древний Апостольский Символ веры говорит об «общении святых», которое понимается в Католической церкви как общение духовных благ, а также как общение земной и небесной Церкви.

Катехизис Католической церкви говорит по этому поводу:

Мы чтим память небожителей не только ради их примера, но еще более ради того, чтобы единство всей Церкви в Духе укреплялось через братскую любовь. Ибо как общение между христианами на земле приближает нас ко Христу, так и общение со святыми соединяет нас со Христом, от Которого исходит как от их Главы всяческая благодать и жизнь самого народа Божия(ст. 957)

Ангелы и святые, присутствующие при вознесении Богородицы («Вознесение девы Марии», Франческо Боттичини).

Католическая церковь почитает святых, подчёркивая, что поклонение подобает одному лишь Богу, а молитвы святым носят характер просьбы о заступничестве. Показательно, что в литаниях, обращённых ко Христу, употребляется возглас «Спаси нас!» или «Помилуй нас!», а в литаниях, обращённых к Богородице и святым, «Молись о нас!».

Благодаря тому, что небожители ближе соединены со Христом, они сильнее укрепляют всю Церковь в святости, они непрестанно ходатайствуют о нас перед Отцом, принося Ему в дар свои заслуги, приобретенные на земле через единого Посредника между Богом и людьми, Христа Иисуса. Итак их братское попечение — большая помощь нашей немощи (ст. 956)

В католической церкви существует разделение праведников на собственно святых и блаженных. Процесс причисления праведника к лику святых называется канонизацией, в то время, как причисление к числу блаженных — беатификацией. Блаженный — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника. Разделение процессов беатификации и канонизации было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации.

В Католической церкви отсутствует чёткое деление святых по ликам святости, принятое в православии. Однако по схожим принципам святых часто делят на несколько групп. Наиболее распространённое деление восходит к Лоретанской литании.

Наименование Лат. яз.
Девы Virgines
Апостолы Apostoli
Мученики Martyres
Исповедники Confessores
Пророки Prophetae
Патриархи Patriarchae

Иногда выделяют также святых-непорочных, святых-состоявших в браке и раскаявшихся грешников.

См. также Хронологический список католических блаженных и святых XVII века, Хронологический список католических блаженных и святых XVIII века, Хронологический список католических блаженных и святых XIX века, Хронологический список католических блаженных и святых XX века.

Отрицание почитания святых

  1. Молокане
  2. Толстовцы
  3. Богомилы
  4. Христадельфиане

Другие религии

Индуизм

Основная статья: Садху

В индуизме существует давняя и богатая традиция почитания святых. Это могут быть учителя-гуру, аскеты, преуспевшие на пути духовного самосовершенствования, основатели направлений индуизма, такие как Шри Шанкара-чарья, Рамануджа и т. д. Духовные люди (садху) знают признаки, по которым того или иного человека можно назвать святым. Они выражают ему почтение, а обычные люди следуют их примеру, а потом молва о святом человеке разносится из уст в уста.

Буддизм

Основные статьи: Будда и Бодхисаттва

В буддизме почитаются архаты, бодхисаттвы и махасаттвы, сиддхи, будды, а также основатели различных направлений буддизма, такие как Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в тантрическом буддизме, Хуэйнэн и Линьцзи в чань-буддизме и др. — люди, путём духовной работы над собой достигшие различных степеней просветления и совершенства. В народном буддизме особо чтятся бодхисаттвы, святые, давшие обет достичь состояния будды во имя спасения всех живых существ и ради них пожертвовавшие нирваной. Они считаются защитниками праведных.

Ислам

Основная статья: Авлия

Авлия (ед. ч. вали) — праведники и молитвенники, уклоняющиеся от совершения грехов и неизменно самосовершенствующиеся. Они могут обладать сверхъестественными способностями (карамат), к их могилам совершаются паломничества (зиярат). Однако ислам предостерегает от излишне ревностного почитания авлия: они не должны ставиться выше пророков или восприниматься как языческие божества.

Хасидизм

Основная статья: Цадик

В хасидизме объектом особого почитания является цадик (ивр. ‏צַדִיק‏‎ — праведник) — духовный вождь хасидской общины, на котором покоится шхина (Божественное присутствие). В иудаизме за пределами хасидизма цадиком (праведником) называется просто набожный и благочестивый человек. Он не является объектом поклонения или особого почитания.

Афроамериканские народные культы

Популярные в странах Латинской Америки синкретические религии, распространённые прежде всего среди чернокожего населения — такие как сантерия на Кубе, вуду на Гаити, умбанда и кандомбле в Бразилии и т. д., — унаследовали многие элементы культа и обрядности от католицизма, в том числе и почитание христианских святых. При этом их образы зачастую трактуются весьма неортодоксально. В некотором роде аналогом христианских святых являются вудуистские лоа.

> См. также

  • Святость
  • Агиография
  • Лики святости
  • Мощи
  • Агиос
  • День всех святых
  • Собор всех святых

Примечания

  1. П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., «Русский язык», 1999. ISBN 5-200-02684-9
  2. Святой — статья из Большой советской энциклопедии
  3. cademic.ru/dic.nsf/enc3p/266226 Святой — статья из Большого Энциклопедического словаря
  4. ЭСБЕ, 1900.
  5. «Прав. испов. веры», ч. III, отв. на вопр. 52; «Посл. восточн. натр. о прав. вере», гл. 8
  6. Постановление иконоборческого собора 754 года. Дата обращения 15 апреля 2011.
  7. http://vitbin.net/lib/philosophiya/695_Ranovich_abram_b._-_Pervoistochniki_po_istorii_rannego_khristianstva.txt (недоступная ссылка) А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства
  8. Православие: Сергей Булгаков. Дата обращения 17 ноября 2008. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  9. Блаженный Августин Аврелий. О Троице. М.: «Образ», 2005
  10. Святитель Иона. Дата обращения 17 ноября 2008. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  11. 1 2 Катехизис Католической церкви. Дата обращения 3 марта 2008. Архивировано 8 октября 2006 года.
  12. StS — Facts About Saints. Дата обращения 31 января 2008. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  13. Saints in Art: Appendix: An Explanation of the Symbolism Proper to Representations of the Saints. Дата обращения 31 января 2008. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  14. Цадик // Большая российская энциклопедия. Т. 34. М., 2017, С. 244.

Библиография

  • Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. Дата обращения 4 февраля 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года. СПб.: Axioma, 2009. 238 с. ISBN 978-5-901410-69-1
  • Браун П. Культ святых: Его становление и роль в латинском христианстве / Питер Браун; Пер. с англ. В. В. Петрова; Под ред. С. В. Месяц. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 208 с. — 1500 экз. — ISBN 5-8243-0563-3. (в пер.)

Православные святые

  • Канонизация святых в XX веке. М., 1999.
  • Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1902.
  • Святой, святые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1900. — Т. XXIX.

Русские православные святые

  • Андроник (Трубачев). Канонизация святых в русской православной церкви // Православная энциклопедия: Русская православная церковь. М., 2000. С. 346—371
  • Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882
  • Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893
  • Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903
  • Дмитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, почитаемых всею русскою церковию или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон божией матери и святых угодников божиих в нашем отечестве. Каменец-Подольский, 1892—1895
  • Канонизация святых. Поместный собор русской православной церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева лавра, 6-9 июня 1988 года. М., 1988
  • Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVII века), обще- и местночтимых, изложенных в таблицах с картою России и планом Киевских пещер: Справочная книга по русской агиографии. СПб., 1891
  • Мельник А. Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI — начала XVII века // Восточнохристианские реликвии. Ред.-сост. А.М. Лидов. — М., 2003. — С. 533-552. — ISBN 5-89826-190-7.
  • Мельник А. Г. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII – начале XX веков: основные тенденции формирования // История и культура Ростовской земли. 2005. — Ростов, 2006. — С. 443-475.
  • Мельник А. Г. Социальные функции ростовских святых в XII — XVII веках // Исторические записки. — М.: Наука, 2008. — Вып. 11(129). — С. 75-93. — ISBN 978-5-02-036736-4.
  • Мельник А. Г. Монастырские приходо-расходные книги XVI века как источник по истории почитания русских святых // Проблемы источниковедения. Вып. 2(13). — М., 2010. — С. 224-230. — ISBN 978-5-02-036736-4.
  • Мельник А. Г. Московский великий князь Василий III и культы русских святых // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль, 2013. — № 4. — Том I (Гуманитарные науки). — С. 7-12.
  • Мельник А. Г. Практика первоначального утверждения культов русских святых в XV–XVI вв. // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль, 2014. — № 4. — Том I (Гуманитарные науки). — С. 7-11.
  • Мельник А. Г. Небесные покровители русского воинства в конце XV — XVI вв. // Макариевские чтения. Воинство земное — Воинство небесное. — Можайск, 2011. — Вып. 18. — С. 61-68.
  • Мельник А. Г. Места погребений избранных подвижников благочестия в русских монастырях XI – XIV вв. // Восточная Европа в древности и средневековье. XXIII чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто: Материалы конференции. — Москва, 2011. — С. 185-188.
  • Никодим (Кононов), архим. К вопросу о канонизации святых в русской церкви. М., 1903
  • Толстой М. В. Книга, глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых. М.,1887
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всей церковью или местно. СПб., 1882
  • Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.) М.,1986

Критика с атеистических позиций

  • Гордиенко Н. С. Православные святые: кто они? Л.: Лениздат, 1979.

Стадии канонизации в Католической церкви

Слуга Божий → Досточтимый → Блаженный → Святой

«Хоть святых выноси» — значение и происхождение фразеологизма с примерами?

Мне кажется, что это выражение, как нельзя лучше характеризует славянскую душу. Ну, посудите сами:

Святыми в народе принято было называть иконы. Это вполне объяснимо — на иконах изображали лики святых.

Люди считали, что именно через эти «лики» бог и видит все их плохие и хорошие дела, наблюдает за ними. Народ в своей массе был темным, безграмотным. В общем, как мог, так и понимал религию. Главное, что верил в бога искренне и с душой.

Поэтому, в случае событий/дел, которые человек считал не очень пристойным, человек снимал иконы или закрывал их ширмой или специальными дверцами на иконостасе. Поэтому поводу перед иконами висели шторки, которые всегда можно было при желании задернуть. Ну, что то в духе — бог так не видит содеянного, так что этот грех на том свете на суде не зачтется.

Надо отметить, что к иконам на протяжении всей истории было особое отношение. В чудеса, которые совершались ими, верили. Было много икон, которые особо почитали. Вот поэтому, и появилось выражение «хоть святых выноси».

Его употребляют в значении:

  • Когда говорят о повествовании человека, который уж больно много врет.
  • Когда речь идет о разгуле или распутстве

Это выражение уже устарело, в обычной речи его услышать крайне сложно. Жизнь меняется, нравы остаются.

История слов

  • Библиография и принятые сокращения
  • Часть I. Статьи

  • Антик
  • Ахинея
  • Безразличный, индифферентный
  • Бить по карману
  • Благим матом
  • Будущность
  • Быт
  • Бытность
  • Вдохновить
  • Вертеп
  • Вертопрах и щелкопёр
  • Веха
  • Веяние и поветрие
  • Вздор
  • Видоизменение
  • Витать
  • Вкус
  • Влопаться
  • Водомёт
  • Воззрение
  • Возникнуть
  • Ворчун
  • Воспитание
  • Впечатление
  • Втереть очки
  • Выглядеть
  • Выйти в тираж
  • Газетная утка
  • Гвоздь чего-н
  • Гиль, изгаляться
  • Головокружение
  • Голословный
  • Гробокопатель
  • Двойник
  • Двуличный и двуличневый
  • Двурушник, двурушничество, двурушничать
  • Действительность, действительный
  • Декадент, декадентство
  • Делец
  • Дело — табак!
  • Дерзить, надерзить
  • Дешёвка
  • Должность
  • Доморощенный
  • Допотопный
  • Дотошный
  • Дружелюбие, дружелюбный
  • Ермолафия
  • Ерунда
  • Если
  • Женщина, мужчина
  • Животрепещущий
  • Жидомор
  • Жизнерадостный, жизнерадостность
  • Жупел
  • Завалящий
  • Заварить дело
  • Завзятый
  • Завиральный
  • Зависеть
  • Завсегдатай
  • Задор
  • Задуматься, задумчивый, задумчивость
  • Закал, закалить (закалённый)
  • Заложить за галстук и подшофе
  • Замечательный
  • Замкнутый
  • Заплата и задача…
  • Зарваться
  • Застенчивый
  • Застой
  • Злободневный
  • Злопыхательство
  • Знатный, винный
  • Значить, означать
  • Зодчий
  • Зря
  • И живота весьма лишить
  • И никаких
  • Игнорировать
  • Идти в гору
  • Изящный
  • Интеллигенция
  • Искание
  • Испариться, улетучиться
  • Исполнение
  • Истошный (голос)
  • Канючить
  • Квасной патриотизм
  • Кисейная барышня
  • Клеврет
  • Клянчить
  • Кололацы
  • Крамола, крамольник
  • Крепостник
  • Кругозор
  • Кулак
  • Кутить
  • Лев
  • Лить, отливать пули
  • Личность
  • Маковая росинка
  • Малая толика
  • Малина
  • Медовый месяц
  • Мерцать
  • Мозолить глаза
  • Момент
  • Мохры
  • Мракобесие, мракобес
  • Мурло
  • Муху зашибить, муху задавить, муху раздавить, муху убить, с мухой, под мухой
  • Мыслимый, немыслимый
  • Мыслитель
  • Набожный, набожность
  • Наглядный
  • Надлежать, принадлежать
  • Наклёвываться, наклюнуться, клёво
  • На мази
  • Напускной
  • Настроение
  • Натяжка
  • Начитанный, начитанность
  • На ять
  • Небосклон
  • Не в своей тарелке
  • Незабудка
  • Непосредственный
  • Неудачник
  • Никчёмный
  • Ни синь пороха
  • Новшество
  • Нудный
  • Нутро
  • Облапошить
  • Обобществить
  • Обрамить, обрамление
  • Обуять
  • Община
  • Общительный
  • Обязательство
  • Огнедышащий
  • Огнеупорный
  • Однокашник
  • Односторонний
  • Оказать
  • Оплот
  • Опровергать
  • Опрятный, опрятность
  • Осязательный
  • Относительный
  • Отпетый (человек, дурак)
  • Отпечаток
  • Отсебятина
  • Оттенок
  • Отчитать -отчитывать
  • Отщепенец
  • Охрана
  • Очень
  • Очерк
  • Очутиться
  • Пади!
  • Паллиатив
  • Пароход
  • Переворот
  • Переживание
  • Перелистывать- перелистать
  • Перемывать косточки
  • Пехотинец
  • Письменность
  • Письмоносец
  • Племянник
  • Плюгавый
  • Плюс
  • Подвергнуть свою жизнь
  • Подвиг
  • Поддерживать, поддержать
  • Подковырка
  • Подличать
  • Подлый
  • Подозреть — подзирать — подозревать
  • Подоплёка
  • Подписчик
  • Подразделение, подразделять
  • Поединок
  • Поехали андроны
  • Поклонник
  • Покрыт мраком неизвестности
  • Полномочный и правомочный
  • Помешательство, помешанный
  • Поплатиться
  • Поползновение
  • Поприще
  • Постепеновец
  • Пострел, прострел
  • Потребитель — потребительница
  • Потусторонний
  • Похерить
  • Почва
  • Пошлый
  • Право
  • Предвзятый
  • Предмет
  • Предпосылка
  • Предрассудок
  • Председатель
  • Представитель
  • Предумышленный
  • Предыдущий
  • Прекраснодушие
  • Преследовать
  • Пресловутый
  • Претить. Порождать
  • Привить, прививать
  • Пригвоздить
  • Призвание
  • Приличный
  • Припадок
  • Приспешник
  • Продёрнуть
  • Прозябать
  • Производить, произвести
  • Промышленность
  • Пронять
  • Простофиля
  • Проявить — проявлять
  • Пружина
  • Прямолинейный, прямолинейность
  • Пустяки, пустое, пустошь, звяки
  • Равнодушие
  • Развивать, развитие
  • Развинтиться
  • Ракалья
  • Распад и разложение
  • Рассеянный, рассеянность
  • Растеряться, растерянный, растерянность
  • Расцвечивание, расцветить
  • Рвёт и мечет
  • Решимость. Нерешимость
  • Родиться в сорочке
  • Роздых
  • Рубаха-парень, человек-рубаха
  • Руда
  • Ружьё
  • С пальцем девять, с огурцом — пятнадцать
  • Саврас без узды
  • Салопница
  • Самодеятельность
  • Самодур
  • Самость
  • Самоуправление
  • Самочувствие
  • Светотень
  • Светоч
  • Свистопляска
  • Сдержанный, сдержанность
  • Себялюбие
  • Сени. Сень. Осенить
  • Скиталец, скитаться
  • Скрадывать
  • Слой
  • Смета
  • Сморозить
  • Событие
  • Советчик
  • Содержанка
  • Содержательный, бессодержательный
  • Солдафон
  • Сословие
  • Сосредоточить, сосредоточенный, сосредоточенность
  • Спеть, успеть, успех
  • Сплотить, сплоченный, сплочённость
  • Способ, пособие
  • Стачка
  • Стих нашёл
  • Стрелять — стрельнуть
  • Стрюцкий
  • Суть
  • Сходный
  • Танцовать от печки
  • Творчество
  • Точить балы
  • Транжирить
  • Тяготение
  • Тянуть лямку
  • Убедить, убеждение
  • Уединение
  • Улыбаться
  • Ум, любя простор, теснит
  • Уничижать -уничтожать
  • Ухажёр
  • Участие
  • Факт
  • Фактор
  • Финтить
  • Фитюлька
  • Фортель
  • Халатный, халатность
  • Характер
  • Хитрый
  • Хлыщ
  • Хоть святых вон выноси
  • Царедворец
  • Цаца
  • Чванный, чваниться
  • Чёрная сотня
  • Чёрт, до чёрта, осточертеть
  • Числитель
  • Чреватый
  • Чрезвычайный
  • Шалопай
  • Шаромыга
  • Шумиха и неразбериха
  • Шустрый
  • Щуплый

    Часть II. Заметки, этюды, выписки

  • Балка
  • Безнаказанно, безнаказанный, безнаказанность
  • Белиберда
  • Богомолка
  • Брязги, дрязги
  • Бутор
  • Ведомость
  • Ведь, ведун
  • Верняк
  • Вешать собак
  • Влияние, вдохновение
  • Вода
  • Воображать, воображение, образ
  • Впрочем
  • В руку, сон в руку, лезть, идти в руку
  • Вспоможение, вспомоществование
  • Встряска, задать встряску
  • Втемяшить, втемяшиться
  • Выдворить
  • Вырождение
  • Вялый
  • Газ
  • Глушить водку
  • Горючий
  • Гражданин
  • Деятель
  • Джентльмен
  • Для
  • Дока
  • Дребедень
  • Дума
  • Ералаш
  • Жеманный, жеманство, жеманиться
  • Животное
  • Забор
  • Заглавие, заголовок
  • Зазноба
  • Заискивать
  • Западник, западничество
  • Земляное яблоко
  • Зубы заговаривать
  • Зубы положить на полку
  • И дёшево и сердито
  • Избитый
  • Изысканный, изысканность
  • Именье
  • Искросыпительный
  • Исправник
  • Каверза
  • Как рукой сняло
  • Каплюжник, каплюжный
  • Качество, в качестве
  • Кинью (пропадать кинью)
  • Клеиться, расклеиться, склеиться
  • Клубничка
  • Костюм
  • Крестьянин
  • Любитель, дилетант
  • Мановение, телодвижение
  • Мечта
  • Мироощущение, миросозерцание, мировоззрение, миропонимание
  • Мымра
  • Набат, бить в набат
  • На всякий случай
  • Нагишом
  • Наивный
  • Наказать
  • Накрахмаленный
  • Насекомое
  • Небоскрёб
  • Неважнецкий, неважней
  • Не в себе
  • Невыразимые
  • Негодяй
  • Несуразный
  • Неуклюжий, клюжий
  • Ничего
  • Ничтожество
  • Обдуть, надуть
  • Обои
  • Обусловить
  • Объедение
  • Объективный
  • Огорошить
  • Ориентироваться
  • Орудовать
  • Особливый
  • Отвязаться
  • Отъявленный
  • Охота
  • Очуметь
  • Партия, партийный, партионный
  • Паутина
  • Пикантный
  • По-видимому
  • Подвергать, подвергнуть
  • Подметить
  • Полу
  • Полусвет
  • Порыв, порывистый
  • Последовательность
  • Потворство
  • Прах
  • Предчувствие
  • Прение
  • Привередник
  • Примыкать, примкнуть
  • Притворяться
  • Публицистика, публицист
  • Пушнина
  • Раб
  • Ражий
  • Разводить — развести
  • Рамзайки
  • Раскассировать
  • Рехнуться
  • Себе на уме
  • Словно
  • Собственник, правитель
  • Совместимый, совместный
  • Сорвиголова, отрок
  • Специальный, специальность
  • Станица
  • Старина, старина
  • Старого леса кочерга
  • Стоустый
  • Страховать
  • Струна, в струне, в струнку, по струнке
  • Сугубый
  • Судоговорение. Законопроект
  • Суматоха, суматошиться
  • Сустав, состав
  • Существенность
  • Сюртук
  • Твердокаменный
  • Типун тебе на язык!
  • Толстый (голос)
  • Томный
  • Точка отправления
  • Трогать, трогательный
  • Трущоба
  • Тряпка, тряпичный
  • Удовольствие
  • Уступить
  • Фат
  • Фигурировать
  • Фря
  • Футляр. Человек в футляре
  • Хам
  • Химик
  • Хищник
  • Хлам
  • Человек
  • Чепуха
  • Чёткий
  • Член
  • Чопорный
  • Чуждый, чужой
  • Чуха, чушиться
  • Шарлатан
  • Шахер-махер
  • Шиворот-навыворот
  • Ширинка
  • Шкура
  • Шовинизм, шовинист

    Часть III. Фрагменты, извлеченные из опубликованных трудов В. В. Виноградова

  • Аберрация, агломерат, акклиматизация и др.
  • Авось, только
  • Адонье (одонье)
  • Ажиотаж, банкрот, вклад и др.
  • Аз, добро, живете и др.
  • Аквариум
  • Акт, актёр, акция и др.
  • Алкати, вожделение, возвысити и др.
  • Аллегория
  • Аллегри
  • Аллегро
  • Аллилуйщик, аллилуйский
  • Алло, ату, ба и др.
  • Алмаз, алтын, ансырь и др.
  • Аль, виднеется, давным-давно и др.
  • Альни (ольни)
  • Аминь, аминь, рассыпься!
  • Аможе, внезапу, днесь и др.
  • Аморальный, мораль, негативный и др.
  • Апелляция, аффект
  • Аплике, гардины, куверты и др.
  • Аппетит, ботфорта, гальванизм и др.
  • Арестовать, ревизовать
  • Астрономия, врач; огнь и др.
  • Атака, баланс, банк и др.
  • Атаковать, бастовать, диктовать и др.
  • Атанде
  • Аше
  • Багаж
  • Багряница
  • Байбак, тюрюк
  • Барахло, кондовый, мельтешить и др.
  • Барин, благотворительность, господин и др.
  • Барчук
  • Батрак, бороновать, ботва и др.
  • Батюшка, бачка, матушка и др.
  • Бежевый, бордовый, кремовый и др.
  • Безвыходный
  • Безголовый
  • Бездарность, даровитость, знаменитость и др.
  • Бездушие, беззаконие, богословие и др.
  • Бездыханная ночь
  • Беззубый
  • Безлюдье, безрассветный, сгиб
  • Безотказный
  • Белый арап
  • Белены объелся
  • Белобрысый
  • Белоподкладочник, бессодержательный, бесформенный и др.
  • Белоручка, битка, выскочка и др.
  • Беременна, брюхата, в интересном положении
  • Благоволить, благоговеть, благодарить и др.
  • Благоглупости, вяленая вобла, глуповец и др.
  • Благой
  • Благой, блажить, древо и др.
  • Благообразный, благоухание, всесильный и др.
  • Блудный сын
  • Боевитость, визитка, киоскёр и др.
  • Более, больше
  • Болтать, лепетать, грустеть, грустить и др.
  • Бор, боров
  • Брань, бранный, поборник и др.
  • Бренный
  • Бронхит
  • Брюзга, взмилиться, живчик и др.
  • Брюхо, живот, лезть и др.
  • Будто, буде, бы
  • Будто, быть, как бы, чем бы и др.
  • Будущий
  • Бук
  • Буланый, вороной, гнедой и др.
  • Бутылочный, жаркий, кофейный и др.
  • Былие, быльё
  • Бюджет, ветрило, возмутительный и др.
  • Варганить, навалиться
  • Варяг, клеймо, кнут и др.
  • Ввалиться, впалый, впасть
  • Ввернуть (загвоздить) крепкое словцо
  • Ведомо, без ведома, с ведома
  • Великий дух, великий гений
  • Ветреница, винопийца, возница и др.
  • Вещь
  • Вещь, субъект, существо и др.
  • Виноватый
  • Влияние, влиять
  • Внимать, внять, внимание
  • Внушить, воня
  • В ожидании жениха полунощного
  • Возговорить, водокрещи, гарцевать и др.
  • Воздоить, доить, подойник, удой
  • Воитель
  • Волочиться за кем-н., махаться с кем и др.
  • Вольнолюбивый, либерал, патриотический
  • Вонь, отрыгнуть, поносный и др.
  • Вопрос
  • Вот, приют, теплится и др.
  • Вприпрыжку, припрыжка
  • Врагиня, другиня
  • Врач, врачевание, лечение и др.
  • Всесокрушающий, мероприятия, непререкаемый и др.
  • В ударе
  • Вукол
  • Выть, повытчик
  • Вякать
  • Гад, гадить, гадкий
  • Гадательный, желательный
  • Газета
  • Галантереи романические, кавалеры заблудящие
  • Гардероб
  • Глагол
  • Гной, гнусный
  • Гобзовать
  • Голос, голосовать
  • Гольтепа, культепа
  • Горница, прихожая, топлюшка
  • Грит, де, дескать и др.
  • Гроб, закон, отплаток
  • Гром небесный грянет
  • Гроб повапленный
  • Гуслист, клубист, службист
  • Дары Вакха, дары Бахуса
  • Дача
  • Денница
  • Детина, парень
  • Для очистки совести
  • Для того что, для того, чтобы, зане и др.
  • Довлеть
  • Довольный, довольно, недовольный, недовольно
  • Долить
  • Дробный, жарынь, капель и др.
  • Дрянной, дрянность
  • Дрянцо, дрянь
  • Дутик, нытик
  • Дым, дымка, дымок
  • Дырявый
  • Единожды, однажды, раз навсегда
  • Жаль
  • Жила, выжилить
  • Загляденье, объяденье
  • Залпом
  • Замять, заминать, затаить
  • Заседать, засесть, успевать
  • Засмертие, предсмертие
  • Заступление, переведение, приуготовление и др.
  • За чистую монету (за чистые деньги, за чистую белку) выдать что-н.
  • Зев, зевать, зиять
  • Злак, злачный
  • Злодей, злодейство, злодеяние
  • Злой, лихой
  • Зобница, пятенщик
  • Зрак
  • Идеал
  • Искони
  • Искусство, искус
  • Исподтишка, под тишком, тишком
  • Караул, стража, акция и др.
  • Касть, кастить, костить и др.
  • Кичиться, кычение
  • Кичка, кокошник, сарафан и др.
  • Клеть, клетка
  • Клуб
  • Когти
  • Кодекс
  • Коленка, коленко
  • Коленца делать, комедь ломать и др.
  • Колея
  • Конкретный
  • Концовка
  • Кривляние, кривляться
  • Кривотолк
  • Кристалл, хрусталь
  • Кромсать, кромшить
  • Крушец, крушцовый
  • Куликать, клюкать, наклюкаться и др.
  • Курс, в курсе
  • Лапушка
  • Лающий голос
  • Личина
  • Ловить
  • Лукнуть
  • Маз, мазать, примазать
  • Манериться
  • Махина, машина
  • Место
  • Метафизический, метафизик
  • Мизер, мизерный
  • Мироздание
  • Молва, молвити, мол
  • Мордас: по мордасам
  • Мошка, мушка
  • Мышца
  • Наглость
  • Наговорить
  • Надеяться
  • Наи-
  • Найти
  • На посуле как на стуле
  • Напрасно
  • Наречие
  • Народный, национальный
  • Насолить
  • Наука, наукообразный, научный
  • Нахрапом, храп
  • Невежа, невежда, невежество
  • Негодование, негодовать
  • Недостаточный
  • Недотрога
  • Нелюдим
  • Неоглядный. Подытоживать. Последыш и др.
  • Нижние люди. Скотник. Вершник. Поездной
  • Обворожительный, обаятельный, очаровательный
  • Обдёрнуться
  • Обезличка, рвач, уравниловка и др.
  • Облечь
  • Обнародовать
  • Общественник
  • Оглоушить, оглоуха
  • Огромный
  • Одиночество, одинокий, одиначество, одинакий
  • Окисление
  • Окладистый, покладистый
  • Олух
  • Освежать
  • Особь, особый
  • Осунуться
  • Отвести глаза
  • Отвратить
  • Отвращение
  • Отделаться
  • Охотный
  • Пазори, северное сияние
  • Палаумный, полоумный
  • Паморха
  • Пароксизм
  • Пасмуреть, пасмурить
  • Пауперизм, пантеизм, пиэтизм и др.
  • Пентюх
  • Передержка
  • Передовой, отсталый
  • Петух, тетеря, гусь
  • Пехтура, пехондрасом, по образу пешего Хождения
  • Пиво, выну
  • Письмо
  • Плутократия
  • Поборник, поборствовать, побороть, побарать
  • Поглотить
  • Погода, непогода
  • Подмога
  • Подобострастие, подобострастный
  • Подробный, подробность, подробно
  • Под рукою
  • Подстава, смена
  • Позор
  • Половник, уполовник
  • Положение хуже губернаторского
  • Попятный (на попятный двор)
  • Порхлица, чапоруха
  • Постигнуть
  • Почто
  • Пошиб
  • Правовой
  • Предприниматель, антрепренёр
  • Презирать
  • Преклонный
  • Прелестная звезда
  • Прелестный
  • Претворятся, превратиться
  • Преткновение, преуспеяние, споспешествовать
  • Привлачить
  • Прикосновенный, неприкосновенный
  • Приникать, приникнуть
  • Природа
  • Прислуга
  • Притоманный, доконный
  • Причина, причинять, вина
  • Пробудить пробудиться
  • Прогресс
  • Проныра, пронырство, пронырливый и др.
  • Простота
  • Путёвка в жизнь, подорожная в жизнь
  • Развиться. Рой
  • Разница, розница
  • Расточитель, расточительность, расточительный
  • Расхлябанность, расхлябанный
  • Ревновать
  • Речистый
  • Родина
  • Рубка
  • Русский Бог
  • Русь, русский
  • Сальность, сальный
  • Самобытность, простонародность
  • Самоотвержение, самоотречение
  • Семенить
  • Сём
  • Сирота
  • Скоропалительный
  • Скупердяй
  • След, исследовать, наследник и др.
  • Слыхать, видать
  • Смерть, страсть, страх, ужас
  • Снедать
  • Сокрыться, укрыться
  • Солидарность
  • Соображаяся, сообразуяся
  • С очей на очи
  • Сочеловек
  • Сочинитель
  • Среда
  • Статочный
  • Стимул
  • Стихоткач, рифмоткач
  • Сторонник, сторонщик, стороник
  • Стоять одной ногой в гробу
  • Страсть, знатный
  • Страх, страховой, перестраховка
  • Строить куры
  • Судачить
  • Суеверие, суеверный, суеслов и др.
  • Сухощавый, худощавый
  • Сущий
  • Табачница
  • Так как
  • Таковский
  • Там, там
  • Тарарах, тарарахнуть
  • Татьянка
  • Тёмный, плоский
  • Тонкий, утонченный
  • Точить
  • Трение, трения
  • Труп, трупие
  • Тундра
  • Убрать
  • Уйма
  • Ужасть
  • Указ
  • Утроить, усемерить
  • Ухо
  • Ферт, фертик
  • Хладнокровие
  • Хлюст
  • Хрипун, удавленник, фагот
  • Цель
  • Цыпочки
  • Чаяние
  • Чело, челышко
  • Человекоугодник, человекоугодие
  • Чёрт
  • Четверть, четверик, осмина
  • Чинопёр
  • Чудесность
  • Шикарный, шикозный
  • Шпиц
  • Юбилей
  • Язвить, уязвить, язвительный и др.
  • Ярый, яростный, ярость
  • >Толковый словарь Ушакова

    (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях — обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). дух. Святая церковь. 2. В тех же представлениях — праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). человек. Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин. 3. в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе — человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький. 4. В христианском культе — прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин. 5. в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (реч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский. 6. В христианском культе — наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие). 7. перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин. Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость. Пушкин. С любовью вечною, святой я помню о стране родной. Козлов. Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. Плещеев. Там угасает, как рабыня, святая женская душа. Некрасов. Любовь: святые волнения! Гончаров. || Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.). О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого. Салтыков-Щедрин. Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви. Гончаров. || Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). :Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти. Молотов. Защита социалистического отечества — святая обязанность трудящихся. долг. Он пал героем :он в сечу ринулся — и, падши, совершил великое, святое дело. Пушкин. || Совершенно необходимый, очень важный (разг.). Услуга в дружбе — вещь святая. Крылов. Соглашение — святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным. Салтыков-Щедрин. || Незыблемый, нерушимый. :Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти: Ленин. Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу. Пушкин. Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою. Языков. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Что взято, то свято. Пословица. Зачем же мнения чужие только святы? Грибоедов. как бог свят (разг. устар.) — перен. обязательно, во всяком случае. Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю. Пушкин. Святая неделя или святая (разг. устар., церк.) — праздник пасхи у христиан. Святая простота! — см. простота. Святая Русь (нар.-поэт., ритор.) — название Руси, России. Святая Русь! отечество! я твой. Пушкин. А не ездил бы Добрыня по святой Руси. Былина. Святая святых нескл., ж. (книжн. ритор.) — что-н. особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. Трудно проникнуть в святая святых человека. Лесков. (Первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) отец или владыка (церк.) — почтительное обращение к служителю культа. — И он убежал, отец игумен? -Убежал, святый владыка. Вот уже тому третий день. Пушкин. Святым духом — см. дух. Хоть святых (вон) выноси (разг.) — поговорка о совершенно непристойном, безобразном поведении (ср. святой в 5 знач.). Умный

    Смотреть значение Святой в других словарях

    Святой — духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый,……..
    Толковый словарь Даля

    Святой — -а́я, -о́е; свят, -а́, -о.
    1. Религ. Обладающий высшим совершенством и сверхъестественной силой. С. Дух (одна из трёх ипостасей Бога). С-ое семейство (дева Мария, её муж Иосиф……..
    Толковый словарь Кузнецова

    Святой Елены Остров — (Saint Helena Island) — вулканический остров в южнойчасти Атлантического ок. Владение Великобритании. 122 км2. Население 7тыс. человек (1992). Высота до 818 м. Главный город и порт — Джеймстаун………
    Большой энциклопедический словарь

    Святой Крест — название г. Буденновск в Ставропольском кр. до 1920.
    Большой энциклопедический словарь

    Святой Нос — несколько мысов на побережье Сев. Ледовитого ок. — на южномберегу м. Лаптевых, на Кольском п-ове и Тиманском берегу Баренцева м.
    Большой энциклопедический словарь

    Святой Фока — моторно-парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова к Северномуполюсу (1912-1914). Провела 2 зимовки в районах Нов. Земли и ЗемлиФранца-Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914.
    Большой энциклопедический словарь

    Святой Елены Остров — Свято́й Еле́ны о́стров(Saint Helena Island), владение Великобритании на о. Св. Елены в юж. ч. Атлантического океана. Пл. 121,7 км²; губернатору административно подчинены о-ва Тристан-да-Кунья……..
    Географическая энциклопедия

    Святой Нос — названия нескольких мысов на побережье Сев. Ледовитого океана: 1) на юж. берегу моря Лаптевых при входе с З. в прол. Дмитрия Лаптева (Якутия);
    2) на юж. берегу Баренцева……..
    Географическая энциклопедия

    Первый Святой Нос — мыс см. Шелагский мыс
    Географический словарь

    Святой Елены — остров, в юж. части Атлантического океана; владение Великобритании. Открыт в 1502 г. португ. мореплавателями и назван по дню открытия именем , совр. англ. Saint Helena Island.
    Географический словарь

    Святой Елизаветы Крепость — см. Кировоград
    Географический словарь

    Святой Нос — мыс: 1. Кольский п-ов, между Мурманским и Терским берегами; Мурманская обл.; 2. Индигская губа Баренцева моря; Ненецкий ао; 3. пролив Дмитрия Лаптева в море Лаптевых; Якутия………
    Географический словарь

    Святой Ольги Залив — Ольги залив
    Географический словарь

    Святой Остров — см. Пираллахи
    Географический словарь

    Андрей (святой, Князь Смоленский) — Андрей, св., князь смоленский, чудотворец переяславский. В летописях нет никаких сведений о нем. Известно только из преданий, что А., наскучив усобицами братьев своих,……..
    Исторический словарь

    Анны Святой Крепость — — построена Россией в 1730 г. на берегу Дона недалеко от станицы Старочеркасской, взамен Азова, возвращенного Туркам. В 1761г. перенесена ниже по течению и отстроена под новым……..
    Исторический словарь

    Алексей Святой — — митрополит киевский и всея Руси; сын черниговского боярина Федора Бяконта, род. в Москве в конце ХIII или самом начале XIV в., получил при крещении имя Элевферия-Симеона………
    Большая биографическая энциклопедия

    Амфилохий, Святой Печерский — 2-й еписк. Владимирской на Волыни, рукоп. 1105, † 1122
    Большая биографическая энциклопедия

    Андрей Юрьевич, Святой Боголюбский — вел. князь суздальский 1110, † 1174
    Большая биографическая энциклопедия

    Андрей, Святой Смоленский — чудотворец
    Большая биографическая энциклопедия

    Владимир I Святославич (святой, Равноапостольный, Креститель) — (? — 1015 гг.) — князь киевский примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши. С помощью своего дяди Добрыни Владимир в 969 г. стал князем в Новгороде………
    Исторический словарь

    Владимир Святой — равноапостольный, великий князь, во св. крещении Василий, «Красное Солнышко» (г.р. неизв. — 1015), князь Киевский (с 980); сын кн. Святослава Игоревича и его ключницы Малуши Любечанки………
    Исторический словарь

    Генрих Ii Святой — Немецкий король и император «Священной Римской империи» из рода Людольфингов, правивший в 1002-1024 гг. Ж.: Кунигунда (Умер 1033 г.). Род. 1072 г. Умер 13 июля 1024 г. Генрих Святой……..
    Исторический словарь

    Герасим (святой Пермский) — Герасим, святой пермский. Г. был третьим пермским епископом и ревностно трудился над устроением своей паствы. Во время объезда епархии был задушен, говорят — рукою вогула,……..
    Исторический словарь

    Герман (святой, Архиепископ Казанский) — Герман святой, архиепископ казанский. Умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжске, в Богородицком монастыре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения……..
    Исторический словарь

    Давид (святой) — Давид святой, сын князя ярославского Феодора святого и княгини Анны (Кончаки, ордынской царевны); по смерти отца в 1299 г. занял стол княжеский в Ярославле. Умер в 1323 г………
    Исторический словарь

    Дух Святой — -Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божиих,……..
    Исторический словарь

    Василий Святой Калека — (до постр. Григорий) — архиеп. Новгородск. и Псковский с 25 авг. 1331; † 3 июля 1352
    Большая биографическая энциклопедия

    Василий Святой, Еписк. Рязанский; — † 3 июля 1360
    Большая биографическая энциклопедия

    Василий Святой, Епископ Рязанский И Муромский — 4-й еписк. рязанск. и муромск., † 1294
    Большая биографическая энциклопедия

    >Что значит быть святым?

    Что значит быть святым? Что такое святость? Проповедь о святости и ответы на вопросы об этом от профессора Осипова Вы найдёте в данной статье!

    Что значит быть святым?

    Апостол Павел называл святыми всех христиан без исключения. Эти слова можно понимать как императив: «Каждый христианин обязан стремиться к святости». Но встречая нравственного или просто порядочного человека, мы тоже говорим: «Вот посмотрите, просто святой человек!» Об этой ли святости проповедовал апостол? Что значит — быть святым? На наши вопросы ответил профессор МДА, известный апологет и богослов Алексей ОСИПОВ.

    Что такое святость?

    Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

    Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

    Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

    Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

    Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

    Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

    Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

    Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.

    Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.

    Зачем молятся святым?

    В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

    Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

    В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

    В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

    Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.

    Каждый пятый — святой!

    Итак, есть три ступени духовного развития человека. Но на пути к святости есть важное обстоятельство, без учета которого человек, даже праведно живущий, может оказаться в гибельном состоянии.

    Очень часто у нас есть устойчивое чувство, что мы хорошие, праведные. Я же верующий, православный, хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Я никого не убил, не ограбил, не обворовал, что еще нужно?! Право слово, святой, да и только!

    Вот такое непонимание сейчас очень глубоко заразило христианское общество во всем мире. Недавно в США был опрос, который дал поразительные результаты: двадцать один процент американцев назвали себя святыми — то есть каждый пятый! А ведь попробуйте задеть самолюбие или кошелек этого «святого»? Подавляющее число христиан замечают лишь самые грубые свои нравственные падения, то есть большие грехи. Они не видят ни глубины повреждения самой природы человека, ни силы своих страстей, ни своего бессилия искоренить их.

    Но присмотревшись к своим словам, желаниям, чувствам и сопоставив их с голосом совести, с учением Евангелия, мы начинаем видеть и нечто другое. Оказывается, я не могу не осуждать, не завидовать, не объедаться… Даже когда делаю, как кажется, доброе дело — и то оскверняю его тщеславием, расчетом. Остается одно — воскликнуть вместе с преподобным Макарием Великим: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою». Это является и началом, и критерием правильной духовной жизни. Преп. Петр Дамаскин потому и сказал: «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской».

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *