Храм Александра Невского София

Храм-памятник Александр Невский в Софии

Храм Александра Невского в Софии бьет все рекорды по туристической популярности. Первая причина это раскрученность еще с социалистических времен: фото этой огромной церкви есть во всех альбомах, проспектах и даже учебниках. Вторая причина это его уникальность, ну и третья — идеальное расположение: в центре Софии на туристической «тропе» можно сказать.

Храм-паметник Св. Александър Невски (болг.) находится в Софии на площади Александра Невского сразу за зданием Народного собрания. Рядом находится Святой синод, базилика Святая София и Национальная галерея зарубежного искусства.

Место для храма выбрано по принципу самой высокой точки — 552 метра над уровнем моря. Действительно, — золотой купол храма «Александр Невский» видно отовсюду. На момент начала строительства храма (1882 год) это было самое высокое место в столице Болгарии.

Храм-памятник «Святой Александр Невский» это православный кафедральный храм болгарского патриарха. В 1955 году его объявили памятником культуры национального значения. Несомненно и то, что он является архитектурным и историческим памятником.

История происхождения храма Александр Невский

В 1879 году, ровно через год после освобождения Болгарии от османского ига Петко Каравелов (болгарский политик и литератор родом из Копривщицы) предложил возвести памятник светлому подвигу Освобождения, в котором бы слилась кровь с освободителей с кровью освобожденных. Сначала такой памятник хотели поставить в Велико Тырново, но после того как столицей нового болгарского государства была назначена София, Первое народное собрание решило построить его тут.

Александр I Български (князь Батенберг) — первый послеосвобожденческий князь Болгарии, кинул клич и болгары собрали на строительство храма почти два миллиона левов. Первый камень был заложен в марте 1882 года, строительство храма началось в 1904 году, закончилось в 1912 году, а официальное освящение прошло 24 августа 1924 года.

Первый проект был сделан архитектором Иваном Богомоловым, но он умер в 1885 году, поэтому за проект взялся архитектор профессор Александр Померанцев и, говорят, полностью его переделал, придав зданию больше «византизма». Болгары называют этот стиль «русский северный ампир». В исполнении проекта храма «Александра Невского», духовного патрона царя Александра II и покровителя русской армии, помимо архитектора Померанцева, — Александра, принимали участие еще два Александра, Смирнов и Яковлев. Я думаю такой набор имен неспроста 🙂

В 1915 году болгары обиделись на русских и переименовали храм в «Св. Св. Кирил и Методий», а через пять лет вернули ему прежнее имя — «Св. Александър Невски».

Храм-памятник Святой Александр Невский в Софии выполнен в неовизантийском стиле, имеет площадь 3170 кв.м, два параклиса, три престола. Высота колокольни 50,52 метра, на ней 12 московских колоколов. Самый тяжелый колокол весит 12 тонн, общий вес колоколов — 23 тонны. Высота храма 53 метра, длина — 73,5 метра, ширина 52 метра. Храм вмещает 5 000 человек. Высота центрального купола 46,3 метра.

Не все купола Александра Невского золотые — позолоченная площадь занимает только 700 кв.м из 4 000 кв. метров всей крыши храма. Слой золота очень тонкий и нуждается в постоянном уходе. Всего на куполах 8 килограммов золота, последняя реставрация куполов была в 2001 году и выполнена русскими специалистами по русской технологии немецким золотом.
По бокам центрального входа есть две памятные доски из итальянского мрамора из города Каррара с надписью: «За увековечаване на братската любов и дълбока признателност към великия руски народ, заради Освобождението на България в 1878 г».

Входные двери выполнены венским мастером Карлом Бамбергом из славонского дуба.

Для внутреннего украшения храма Святого Александра Невского были использованы исключительно благородные и дорогие материалы, которые выписывали из других стран. Это мрамор, оникс, алебастр и так далее. Люстры из Мюнхена, выполнены в стиле неоампир, центральная весит 2500 кг.

На полу храма мозаика из разноцветного итальянского мрамора.

Центральный престол — из мрамора и бразильского красного и зеленого оникса. Рядом архиерейский и царский троны тоже из мрамора с инкрустациями.

Центральный иконостас сделан из разноцветного итальянского мрамора.

В храме 82 иконы писаные маслом по холсту. Все иконы центрального иконостаса написаны знаменитыми художниками. Иконы «Христос» и «Богородица» принадлежат кисти Виктора Васнецова. Всего в росписи храма Александр Невский в Софии принимали участие 32 русских, 16 болгарских и один чешский художник.

Храм строили в прямом смысле всем миром — среди его мастеров есть болгары, русские, немцы, австрийцы, чехи, итальянцы.

В результате на строительство храма-памятника Св. Александр Невский было потрачено 6 млн. левов.

Вход в храм бесплатный. В 1998 году после визита патиарха Максима, русская церковь подарила храму частицу мощей святого Александра Невского.

По праздникам могут придраться к голым ногам (шорты). Платки надевать не заставляют.

Примерно в семь вечера двери храма запирают.

Это вход в крипту. С 1965 года здесь находится музей средневекового и античного искусства — филиал Национальной художественной галереи. Тут выставлены болгарские иконы и стенописи от 12 до 19 века.

Достопримечательности Болгарии

Еще про Софию

Достопримечательности Софии

Отблагодарить автора

Чашечкой кофе.

Туризм и путешествия

Самый знаменитый храм болгарской столицы Софии — собор Александра Невского — воздвигнут в память о русских солдатах, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. Этот монументальный, крупнейший на Балканах православный храм стал своеобразным символом освобождения страны. Издалека видны его золотые купола. Не только внешний вид, но и интерьер впечатляет великолепием отделки: итальянский мрамор, бразильский оникс, африканский алебастр. Над украшением собора трудились известные русские и болгарские художники. Вопрос о сооружении «памятника нашего освобождения» был поставлен еще на Учредительном собрании в Тырново в 1879 году. Тогда впервые была высказана мысль о том, чтобы построить в Болгарии «храм, посвященный Александру Невскому, русскому святому и герою». Первоначально этот храм предполагалось возвести в Тырново, но через год, в 1880 году, Народное собрание II созыва приняло решение построить памятник в Софии. В выпущенном парламентом обращении к народу прозвучал призыв «внести свою лепту в строительство памятника признательности болгарского народа своим освободителям». Это обращение было распространено по всей стране через городские и сельские общинные управления, начальников окружных управлений. Оно было отправлено также префектам и директорам управлений внутренних дел Восточной Румелии, болгарским дипломатическим представителям в Белграде, Петербурге, Бухаресте и других городах с просьбой «распространить их среди соотечественников патриотов, по общинам в Бессарабии, Добрудже, в Австрии и России».

Патриотическое начинание возглавила центральная комиссия, созданная в соответствии с решением Народного собрания от 26 февраля 1881 года. Дата закладки памятника была намечена на 3 марта 1882 года.
Одобренный первоначально проект русского академика И.С. Богомолова подлежал известной доработке, с тем чтобы лучше приспособить его к местным условиям. Однако ухудшение отношений между Россией и Болгарией помешало запланированному началу строительства.
В 1896 году центральная комиссия остановила свой выбор на проекте архитектора А.Н. Померанцева — того самого, который построил здание ГУМа в Москве. Это был, по существу, прежний проект Богомолова, в который, однако, были внесены существенные коррективы. Собранные к тому времени средства (отпущенные Народным собранием и добровольные пожертвования) составили 900 тыс. левов. В фонд строительства поступили и средства от болгар, живущих за пределами своей родины. Многие русские также выразили желание внести денежные средства в фонд строительства храма-памятника.
В 1912 году строительство храма, продолжавшееся восемь лет, было завершено. Однако из-за начавшейся Первой Балканской войны он не был открыт. А спустя три года, в разгар Первой мировой войны, по настоянию болгарского царя Фердинанда Кобурга кабинет премьер-министра Радославова переименовал храм в «соборную церковь Св. равноапостольных Кирилла и Мефодия». По мнению болгарского правительства, «имя Александра Невского, присвоенное монументальному храму, стоящему рядом со старинной соборной церковью св. Софии, никогда не отвечало народным чаяниям и идеалам».
В 1920 году правительство Александра Стамболийского восстановило первоначальное название памятника, утвердив его в законодательном порядке на первой сессии Народного собрания XVIII созыва в мае того же года. В 1924 году состоялось официальное открытие храма.
Храм Александра Невского воздвигнут на самом видном месте центральной части Софии. Его высота 50,5 м, площадь — 2600 кв. м. Храм сложен из гранита и белого камня и украшен скульптурно-декоративными элементами: карнизами, фризами, колоннами и др. Его архитектоника включает также элементы русского церковного зодчества. На звоннице храма подвешены 12 колоколов, самый большой из которых весит 12 тонн.
По обеим сторонам западного входа в храм установлены две плиты из каррарского мрамора с текстом на русском и болгарском языках, гласящим, что «сей величественный соборный храм сооружен и украшен по патриотическому решению первого Народного собрания в Тырнове 13 апреля 1879 года на добровольные пожертвования всего болгарского народа для увековечения его братской любви и глубокой признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году. Первый камень в фундамент памятника был заложен на этом месте 19 февраля 1882 года. Сооружение храма началось в 1904 году и закончилось в 1912 году. Освящение храма состоялось 12—24 сентября 1924 года. Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам».
Интерьер храма богато украшен мрамором, мозаикой, разноцветными металлическими конструкциями и церковной утварью. Но главным украшением храма является его высокохудожественная роспись, выполненная выдающимися русскими и болгарскими художниками. Здесь можно выделить живописные картины, выполненные маслом и темперой, фрески, символические и орнаментальные изображения — всего около 400 произведений. В росписи храма участвовали русские художники В. Васнецов, М. Мясоедов, А. Киселев, Д. Киплик, М. Судковский и другие, а также болгарские художники И. Мырквичка, А. Митов, Г. Желязков, С. Иванов, А. Белковски, И. Клисуров и декораторы Борис Михайлов и Харалампи Тачев.

Две иконы иконостаса написаны В.М. Васнецовым. Исключительным богатством убранства отличается царский и архиерейский троны собора, алтарная преграда и многие другие элементы интерьера.
Мраморная орнаментика, придающая особое великолепие внутреннему убранству храма, выполнена в Италии по проектам русского художника-архитектора Яковлева, а украшения стен — болгарскими мастерами.

Храм-памятник Александра Невского

У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского.

Православный храм

Храм-памятник Александра Невского

Храм-паметник Свети Александър Невски

Страна

Болгария

Город

София

Конфессия

Болгарская православная церковь

Епархия

ставропигия

Архитектурный стиль

русско-византийский

Автор проекта

А. Померанцев

Архитектор

Померанцев, Александр Никанорович

Дата основания

Строительство

1904—1912 годы

Состояние

действующий

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм-памятник Святого Александра Невского (болг. Храм-паметник Свети Александър Невски) — кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского, является одной из градостроительных доминант столицы Болгарии. Автор проекта — русский архитектор Александр Померанцев.

Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв. м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны.

История и описание

Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. Автором первоначального проекта был архитектор Иван Богомолов, однако реализация проекта тормозилась, и к тому времени, когда правительство Болгарии вновь вернулось к вопросу о строительстве храма, Богомолов скончался. Чертежи Богомолова были переданы Александру Померанцеву, который существенно переработал первоначальный проект. К строительству приступили лишь в 1904 году. Работами по возведению храма руководил коллектив российских и болгарских архитекторов: А. А. Яковлев, А. Н. Смирнов, П. Момчилов, Ю. Миранов и другие. Храм-памятник был построен в 1912 году.

После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса.

Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В. М. Васнецов, П. Е. Мясоедов, А. И. Вахрамеев, А. М. Корин, А. А. Киселев, Н. А. Бруни, В. Д. Болотнов. Большая часть стенописи принадлежит кисти болгарского художника Х. Тачева.

В 2014 г., после многих лет переговоров, был предан в собственность Святому синоду БПЦ.

В кино

Александро-Невский собор в Софии в последние годы был облюбован, в частности, голливудскими кинематографистами для съёмок боевиков, действие которых разворачивается якобы в России. Наиболее масштабно собор был задействован в фильме «Хитмэн» (Hitman, реж. Ксавьер Генс, 2007), изображая главный храм в Москве. Собор также был использован в экшн-сцене фильма «Ниндзя (фильм)» (Ninja, реж. Айзек Флорентайн, 2009), где действие по сценарию происходит во Владивостоке. Собор также показан в начале фильма «Неоспоримый 4» (Boyka: Undisputed, реж. Тодор Чапканов и Айзек Флорентайн, 2017), где указано место, где происходят действия фильма — Киев.

  • Вид сверху

> См. также

  • Список памятников русским в Болгарии

Примечания

  1. 1 2 3 Бусева-Давыдова И. Л. Александра Невского собор в Софии // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. — М: Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 1. — С. 446—447. — 768 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-85270-329-X.
  2. «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 19 марта 1916, № 12, Прибавленія, стр. 345 (годовая пагинация).
  3. 1 2 И. И. Калиганов, Н. Н. Крашенинникова. Александра Невского собор в Софии // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 550-551. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  4. Болгарская церковь может лишиться права собственности на Александро-Невский собор в Софии

> Литература

  1. Игнатьев А. Патриарший собор св. Александра Невского в Софии. // ЖМП. 1964, № 1, 34—40.

Ссылки

  • Патриаршеска катедрала «Св. Александър Невски», София (болг.)
  • 360° панорамная фотография внутри собора

Храм-памятник Св. Александра Невского в Софии

Храм-памятник Св. Александра Невского в Софии (Болгария) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Главный собор Софии и Болгарии вообще стоит на площади Александра Невского и поражает воображение своей сложной архитектурой и внушительным обликом. Это огромный собор, способный вместить одновременно до пяти тыс. верующих. Он был возведён в честь освобождения Болгарии в ходе русско-турецкой войны: первый камень заложили в 1882 г., но само строительство началось в 1904 г. Этот процесс продолжался восемь лет, и в 1912 г. храм был освящён. В 1944 г. при бомбардировках храм серьёзно пострадал, но был восстановлен в точности.

В строительстве храма принимали участие русские мастера, а автором архитектурного проекта стал петербургский архитектор, профессор Академии художеств А. Померанцев.

Главный алтарь храма освящён в честь св. Александра Невского, северный придел — во имя св. Кирилла и Мефодия, а южный — во имя св. царя Бориса.

В интерьере храма можно увидеть более 80 икон и более 270 фресок. Авторами последних стали в том числе и художники из России.

Высота главного купола храма достигает 45 м, и кресты на куполах в высоту доходят до 5 м. Колокольня ещё выше — в ней примерно 53 м. На колокольне установлена дюжина колоколов, совокупный вес которых достигает 23 тонн. Самый большой колокол из всех, отлитых в Москве, весит почти 12 тонн. Колокольный звон храма разносится на расстояние до 30 км.

Собор Александра Невского в Софии

Прекрасное и величественное здание крестово-купольного собора облицовано светлым врацевским камнем, двери главного входы выполнены из славонского дуба и украшены затейливой резьбой в старом болгарском стиле. С севера и с юга собор обвит крытыми галереями. В окнах можно увидеть витражи, а во внутренней отделке — ценные породы дерева и натуральный камень, в том числе малахит, оникс и уральские самоцветы.

Собор Александра Невского — второй по величине храм на Балканском полуострове.

В интерьере храма можно увидеть более 80 икон и более 270 фресок. Авторами последних стали в том числе и художники из России: А. Вахрамеев, Н. Бруни, М. Судаковский. Стоит обратить внимание на картины «Господь Саваоф» изнутри главного купола кисти П. Мясоедова, «Страшный суд» над хорами работы академика А. Киселёва, «Таинство Святой Евхаристии» над главным алтарём работы М. Судаковского. Также впечатляют иконостас из мрамора, амвон и трон патриарха. Мозаичные панно для собора были заказаны в Италии и Германии. Заслуживает внимания мозаика, на которой изображён царь Фердинанд с царицей.

В нижней части храма находится крипта, где собрано множество изумительных древних икон. Это часть коллекции, принадлежащей Национальной художественной галерее, которая была собрана Церковно-археологическим музеем.

Главная икона храма — это Иверская икона Божьей Матери, подаренная собору патриархом Алексием I.

Собор является действующим, и здесь проходят церковные богослужения. Но поскольку это одновременно и памятник, своего прихода у храма нет. Два главных праздника, которые отмечают в храме, это день перемещения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург (12 сентября) и день успения святого (23 ноября).

Практическая информация

Адрес: пл. Александра Невского.

Храм находится в самом центре Софии. Ближайшая станция метро — «СУ Св. Климент Охридски», от неё до собора около полукилометра.

СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Софии, Болгария, храм-памятник, патриарший кафедральный собор Болгарской Православной Церкви.

  • Престолы: во имя святого благоверного князя Александра Невского; приделы во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и святого благоверного царя Бориса.

Описание

Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики, (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде. С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле.

Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг., самый маленький — около 16 кг., звон колоколов слышен за 30 км.

В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев, профессор А. Митов, профессор Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.

Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болгарскими мастерами — П. Клисуровым, А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым, Н. Петровым — под руководством профессора В. Т. Перминова. Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжирский малахит и уральские самоцветы.

В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные русские и болгарские художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и другие. Основная часть стенописей принадлежит кисти болгарского художника X. Тачева.

На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе — дар патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Кроме этой иконы патриарх подарил храму одеяние на престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие, напрестольный крест, золоченые священные сосуды.

Собор св. Александра Невского. Худ. Цанко Лавренов, 1942.

История

Александро-Невский собор был воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности народу русскому за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 года. 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому, небесному покровителю российского императора Александра II, что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем епископом Климентом (Друмевым). 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, который 1 июня 1882 года обратился с «Воззванием» к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.

В 1883 году для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен русский академик архитектуры И. С. Богомолов. При этом про-германское правительство немецких принцев Александра I Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894), управлявшее Болгарией, всячески тормозило проект. Лишь в 1895 году дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов скончался, и вместо него был приглашен русский архитектор, проффессор Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), которому было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, который внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболгарского зодчества. Из-за несогласия сторон по некоторым административным и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 года. 5 августа 1904 года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 году, во время Первой Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева — русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов, тогда как с болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и другие.

В 1915 году болгарский царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя русского святого, и Александро-Невский собор был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия в 1916 году; заменены были памятные доски, изменено расположение икон. В то время Болгария принимала участие в Первой мировой войне на стороне Центральных держав против России. Только в 1919 году, когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, которое возвратило собору первоначальное наименование в 1920 году. 12 сентября 1924 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, северный придел во имя святых Кирилла и Мефодия был освящен 13 сентября, а южный — во имя святого царя Бориса — 14 сентября. В том же 1924 году собор был объявлен памятником культуры.

Сильно пострадавший в 1944 году от бомбежек, Александро-Невский собор после Второй мировой войны был капитально отремонтирован. Согласно принятому в 1951 году Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник святого Александра Невского является патриаршим кафедральным собором. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция которого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.

В октябре 2014 года здание собора, имущественный статус которого до этого времени был неопределенным, было передано в собственность Болгарской Церкви. Крипта собора бессрочно и безвозмездно передана Министерству культуры Болгарии для размещения экспозиции Музея раннехристианского искусства .

Источники

  • «Воззвание Комитета при Центральной комиссии, руководящей делами по воздвижению кафедрального собора святого Александра Невского в городе Софии», Държавен вестник, София, 1882, № 62, 481.

Литература

  • Мавродинов, Н., Връзките между българското и руското изкуство, със 112 илюстрации в текста, София, 1955, 115-129.
  • Рачев, Р. Г., Архитектурни паметници в София, Пловдив, Търново и Копривщица, София, 1956.
  • Игнатьев, А., «Патриарший собор св. Александра Невского в Софии», ЖМП, 1964, № 1, 34-40.
  • Труфешев, Н. К., Монументалните изкуства и архитектура в България, София, 1968, 87-92.
  • Дометиан, архим., «Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям», ЖМП, 1974, № 9, 48-50.
  • Стоянов, Борис, свящ., «Храм-памятник «Святой Александр Невский» и его благовест: К 100-летию освящения», ЖМП, 1974, № 9, 50-53.
  • Николай, еп. Макариопольский, «Храм-паметник «Александър Невски»», Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго, София, 1981, 186-194.

Использованные материалы

  • Калиганов, И. И., Крашенинникова, Н. Н., «Александра Невского собор в Софии», Православная Энциклопедия, т. 1:
  • «Патриаршеска катедрала «Св. Александър Невски», София Крипта на катедралата «Св. Александър Невски»», страница портала Православие — болгарского православного интернет-каталога:

Собор св. Александра Невского в Софии стал собственностью Болгарской Церкви, новость портала Седмица.RU, 09.10.2014:

Храм-Памятник Александра Невского

Прогуливаясь вместе с детьми по центру Софии, вы просто не сможете пройти мимо Храма-памятника Александра Невского. Это главная достопримечательность и визитная карточка города.

Монументальное строение было возведено на самом высоком месте города (552 м над уровнем моря) в память о русских солдатах, погибших в боях за освобождение Болгарии от османского ига в 1878–1879 гг.

Решение возвести собор было принято на первых Народных собраниях в 1882 г., а сам православный храм открыл свои двери прихожанам в 1912 году.

В 1955 году кафедральный собор официально объявили памятником культуры национального значения. Построен храм был частично на пожертвования всего болгарского народа и на деньги, выделенные из государственной казны.

Болгарский князь Баттенберг лично пожертвовал 6 000 левов. Кстати, именно по его настоянию кафедральный собор было решено строить в Софии, а не в старой столице Велико-Тырново, как планировалось вначале. Общая сумма строительства, включая внутренние работы, составила 6 миллионов левов.

Сегодня Храм-памятник Александра Невского в Софии является не просто исторической ценностью, но и символом свободы и независимости. В основание церкви заложили стальной ларец со списком членов правительства и документом, в котором указываются основные мотивы и причины строительства собора.

Общая площадь храма – 3170 м2, и вмещает он до 5000 человек. Собор является действующим, но поскольку это все-таки историко-архитектурный памятник, у него нет своего прихода. В церкви проводятся общие ежедневные богослужения, службы по большим праздникам и воскресеньям. В храме не проводятся венчания, крестины и другие частные мероприятия.

Собор Св. Александра Невского представляет собой пятипролетную базилику с двумя часовнями и тремя престолами, в которой гармонично сочетаются традиции русского зодчества, неовизантийский стиль и элементы восточной архитектуры.

Сами болгары называют архитектурный стиль собора «русским северным ампиром». Основными материалами строительства стали белый камень и серый гранит. Фасады храма украшены карнизами, фризами и колоннами. Крытые галереи окружают его стены с трех сторон.

Всего в храме 12 колоколов, самый большой из них весит 12 тонн, а самый маленький – 12 кг. Неудивительно, что благовест позолоченных колоколов собора слышен на расстоянии 30 км от Софии.

Один из них украшен барельефами с изображениями святых, пять – выгравированными рельефными орнаментами, и еще семь – священными надписями.

Уникальные особенности интерьеров собора

Архитектурный проект был разработан профессором Академии художеств Санкт-Петербурга Александром Померанцевым. Интересно, что внутри храм кажется еще большим, чем снаружи.

От красоты и величия внутреннего убранства захватывает дух. Пышные интерьеры дополняются гармонией архитектурных форм. Чем именно выделяется Храм-памятник св. Александра Невского в Софии на фоне многих других образцов церковной архитектуры?

  • Для оформления внутренних помещений собора использовали итальянский мрамор.
  • В облицовке и декоре использовали бразильский оникс, африканский алебастр, малахит и уральские самоцветы.
  • Главные двери являются работой венского мастера Карла Бамберга, они сделаны из славонского дуба и декорированы резьбой в традиционном болгарском стиле.
  • Мозаичные панно с изображениями царя Фердинанда и его жены Элеоноры были изготовлены мастерами Германии и Италии.
  • Огромные люстры (центральная весит 2,5 тонны) в стиле неоампир, выписанные из Мюнхена, заливают пространство мягким и слегка таинственным светом, подчеркивая одухотворенную и благоговейную атмосферу.
  • Купола храма покрыты золотом. Слой позолоты очень тонкий, поэтому время от времени он подвергается реставрации, последняя из которых проводилась в 2011 году.

С самым большим размахом украсили царский и архиерейский троны, а также алтарную преграду. Тем не менее самую большую ценность представляют иконы.

В Соборе святого Александра Невского в Софии собраны настоящие шедевры мировой иконописи. Иконостас собора украшают две работы Васнецова, которого называют «русским Рафаэлем». Икона Божией Матери в ризе из настоящего жемчуга была подарена собору Святейшим Патриархом Алексием I.

Всего в храме представлено 82 иконы и 270 фресок. Многие древние иконы находятся в крипте – нижней части храма. Там же хранится частица мощей Александра Невского.

В крипте с 1965 года действует музей античного и средневекового искусства, в котором представлены иконы и фрески IX-XII вв. Экспозиция принадлежит Национальной художественной галерее Болгарии.

Фотографировать или снимать видео внутри собора запрещено. Красивое панорамное фото можно сделать со стороны бульвара Царя Освободителя – оттуда открывается самый лучший вид.

Особенно красивые снимки получаются в вечернее время, когда включают подсветку для освещения фасадов храма.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ

с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса, воздвигнут по волеизъявлению и на средства болг. народа в знак признательности рус. народу за освобождение от османского ига в русско-тур. войне (1877-1878). 13 апр. 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в г. Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болг. общественный и гос. деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его рус. святому — Александру Невскому, небесному покровителю российского имп. Александра II Николаевича, что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем — еп. Климентом (в миру писатель Васил Друмев, впосл. митр. Тырновский). 26 февр. 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, к-рый 1 июня 1882 г. обратился с «Воззванием» к болг. народу, освобожденному от пятивекового тур. рабства рус. братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тыс. солдат. 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.

В 1883 г. для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен рус. акад. архитектуры И. С. Богомолов. Но ориентированное на Австро-Венгрию и Германию правительство нем. принцев Александра Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894) всячески тормозило проект. Лишь в 1895 г. дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов умер, и вместо него был приглашен рус. архитектор, проф. Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), построивший ряд церковных и гражданских зданий в России и храм-памятник у подножия исторического Шипкинского перевала в Болгарии. Померанцеву было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, к-рый внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболг. зодчества. Из-за несогласия сторон по нек-рым адм. и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 авг. 1904 г. были начаты земляные работы, общее строительство А. Н. с. было закончено в 1912 г., во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева — рус. архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болг. стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса — 14 сент.

А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле.

Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький — ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км.

В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болг. мастерами (П. Клисуровым, А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым, Н. Петровым) под руководством проф. В. Т. Перминова. Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжир. малахит и уральские самоцветы.

В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные рус. и болг. художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и др. Основная часть стенописей принадлежит кисти болг. худож. X. Тачева.

На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе — дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Кроме этой иконы Святейший Патриарх подарил храму одеяние на Престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие, напрестольный крест, золоченые священные сосуды.

Согласно принятому в 1951 г. Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник св. Александра Невского является Патриаршим кафедральным собором. Сильно пострадавший в 1944 г. от бомбежек, А. Н. с. после войны был капитально отремонтирован. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция к-рого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.

Ист.: Воззвание Комитета при Центральной комиссии, руководящей делами по воздвижению кафедрального собора святого Александра Невского в городе Софии // Държавен вестник. София, 1882. № 62. С. 481.

Лит.: Мавродинов Н. Връзките между българското и руското изкуство, със 112 илюстрации в текста. София, 1955. С. 115-129; Рачев Р. Г. Архитектурни паметници в София, Пловдив, Търново и Копривщица. София, 1956; Игнатьев А. Патриарший собор св. Александра Невского в Софии // ЖМП. 1964. № 1. С. 34-40; Труфешев Н. К. Монументалните изкуства и архитектура в България. София, 1968. С. 87-92; Дометиан, архим. Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям // ЖМП. 1974. № 9. С. 48-50; Стоянов Борис, свящ. Храм-памятник «Святой Александр Невский» и его благовест: К 100-летию освящения // Там же. С. 50-53; Николай Макариополски, еп. Храм-паметник «Александър Невски» // Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго. София, 1981. С. 186-194.

И. И. Калиганов, Н. Н. Крашенинникова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *