Храм духа святого

Так заповедал Христос. (Иоан.14:16)

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19)

Вениамин Пинкевич

Вопрос, кому принадлежит наше тело и кто в нём живёт – один из фундаментальных вопросов нашего спасения. Знание того, каково назначение нашего тела, даст нам мудрости, как правильно относиться к нему, чтобы не утратить того высокого достоинства, которое мы имеет от Господа. Дух Святой не будет жить в том человеке, кто не считает своё тело храмом Духа Святого, и кто своими действиями не позволяет Ему быть там. Не имеющий Духа Святого не принадлежит Богу: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим.8:9).

В ком не живёт Дух Святой.

В наше время заблуждений и ложных учений необходимо чётко знать ответ на вопрос: кому принадлежит наше тело, и кто в нём живёт? К сожалению, многие лжеучителя учат тому, что вне зависимости от того, как ты относишься к своему телу, как ты поступаешь, ты запечатлён, Дух Святой в тебе, и не надо переживать за свою жизнь. Так ли это?

Уже во времена Ап. Павла были люди, которые утверждали, будто знают Бога, но на самом деле являвшиеся отступниками. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу” (Тит.1:16). Может ли в непокорном Богу человеке, поступки которого гнусны и отвратительны, жить Дух Святой?

Чтобы не быть самообманутым, чтобы не обманываться в отношении тех, кто называются верующими, но таковыми не являются, рассмотрим некоторые принципы, которые чётко говорят о том, в ком не живёт Дух Святой.

Во-первых, Дух Святой не может находиться в теле человека против четко выраженной воли человека.

Если Его не приглашали, не позволяли Ему войти и жить в теле, Его там не будет. К таковым относятся все неверующие в Иисуса Христа люди (Ин.14:17), кто не получил спасения, кто не имел наставления в вере (Гал.3:2).

Сотник Корнилий не знал о Духе Святом и поэтому не мог отдать Ему своё тело. И хотя он был очень хорошим человеком, поступал лучше, чем многие современные христиане, но Дух Святой не жил в нём: «… благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу” (Деян.10:2). Ему необходимо было услышать и принять слова жизни. Дух Святой сошёл на Корнилия и его домашних после того, как они услышали и приняли благую весть (Деян.10:44).

Сюда относятся также те, кто освободились от нечистого духа, но не отдали своё тело Богу. Возможно, человек покаялся, или над ним совершили молитву, и он освободился, но, если он не посвятил себя Богу, его дом не будет занят Духом Святым. Со временем в нём могут поселиться нечистые духи, опаснее прежнего (Мф.12:43-45).

Во-вторых, Дух Святой не может находиться в том теле, которое уже занято кем-то или посвящено кому-то. Если там уже живут разные нечистые духи (блуда, лжи, наготы), то там нет места для Духа Святого. Вначале они должны быть изгнаны, затем дом должен быть очищен, освящён и посвящён. Только после этого Дух Святой может пребывать в нём.

Немыслимо даже представить себе, что в человеке могут одновременно пребывать Дух Божий и нечистый дух или бесовская мудрость. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская” (Иак.3:14-15).

Если жизнью человека управляют различные идолы, такие, страсть к богатству, человеческая слава, жажда власти, то в нём нет места Духу Святому, ибо: «Никто не может служить двум господам: … Не можете служить Богу и маммоне” (Мф.6:24).

Если наше тело находится под властью этого мира, и он диктует нам, как относиться к нашему телу, то оно не принадлежит Богу. Украшения, сделанные в этом мире, не предназначены для храма Божия, но для людей мира сего. В наше время многие украшения (серьги, перстни, запястья) являются частью языческих религий, а некоторые прямо посвящены различным знакам Зодиака. В гороскопах пишут, какие украшения в какой день одевать. За всем этим стоят бесы, и тот, кто носит их вещи (под видом украшений), даёт им право влиять на свою жизнь.

Человек, надевающий на себя эти украшения, по сути дела, говорит в духовном мире, кому посвящено его тело. Как может Дух Святой жить в теле, которое обвешано идольскими знаками и амулетами? «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого…” (2Кор.6:16).

Когда Иаков шёл от Лавана домой, то перед тем, как встретиться с Богом, он предложил своим родным переменить одежды, освободиться от идолов, расстаться со своими украшениями (Быт.35:24). Если для встречи с Богом необходимо себя приготовить, то насколько более важно содержать свою внешность в соответствии с её предназначением – быть храмом Духа Святого.

В-третьих, Дух Святой не может жить в теле, которое не устроено, как храм для Него, не соответствует своему предназначению. В древности Господь дал Израилю особые правила, касающиеся внешности. Они не должны были портить своё тело, делать на нём нарезы, наносить татуировки (даже ради умерших Лев.19:28). Им нельзя было стричь волосы над глазами (Втор.14:1), на висках (Иер.49:32), или остригать голову кругом. Нельзя было портить края бороды (Лев.19:27). Было запрещено носить одежду противоположного пола, ибо это мерзость для Бога (Втор.22:5).

Все эти ограничения были даны Израилю, потому что Бог обитал среди них (Исх.29:45). Наше положение намного выше. Бог не только среди нас, но живёт в нашем теле. Наше тело – Его храм! Если Господу была небезразлична внешность тех, среди которых Он обитал, то насколько серьёзней Он подходит к внешности тех, тела которых являются храмом Духа Святого? Нет в Библии текстов, говорящих о безразличии Бога к тому, что мы делаем с нашим телом. Посвящённость и предназначение нашего тела диктует то, как оно должно выглядеть внешне.

Посмотрите сегодня на многих верующих. Богом данная уникальность тела изуродована. Естественные брови выщипаны, вместо них нарисованные или татуированные. Вместо природного цвета волос – искусственный, который говорит о недовольстве человека своим Творцом. Добавьте к этому дикие причёски, больше подходящие одержимым, колдунам или ведьмам, а не людям, называющим себя верующими. Тела, продырявленные ради того, чтобы навешивать на них то, что соответствует моде мира. Татуировки на самых различных частях тела, которые есть вызов Богу, ибо мы сотворены по Его подобию. Неужели у Бога есть татуировки? Одежда, подходящая для блудниц, которая призвана вызвать похоть, оголить, осквернить, но не отображающая внутреннюю святость и чистоту. Одежда противоположного пола, когда не только сёстры одевают мужское, но и братья омерзяются, одевая женскую одежду. Тело, отравляемое наркотиками, алкоголем и другими ядами. Неужели такая душа думает, что её тело продолжает быть храмом Божьим?

Соответствует ли то, что находится на тебе, тому назначению, которое имеет твоё тело? Телу надо оказывать необходимое попечение, оно должно быть чистым, опрятным, покрытым целомудренной и скромной одеждой, отображающей внутреннюю святость. Самое прекрасное украшение, которое можно только представить для своего тела – быть храмом Духа Святого. Что может быть выше этого для тебя?

Когда мы к своему телу относимся так, как это принято в мире, то приятно ли это Духу Святому? Мир не может быть для нас примером того, как следует относиться к телу, потому что тела этого мира используются не для того, чтобы быть храмом Духа Святого, а для совсем других целей. Тела людей могут быть местом обитания различных бесов, их тела могут быть на продажу, для соблазнения, для выставки, но уж никак не для Духа Святого.

Скиния с её принадлежностями была построена по образцу, который Бог показал Моисею на горе (Исх.26:30). Всё в скинии, а затем и в храме, должно было указывать на Бога и Его величие: «И во храме Его все возвещает о Его славе” (Пс.28:9). Если в нашем теле или на теле находится то, что противно Богу, что не возвещает о Его славе, то наше тело не устроено, как храм Божий.

В-четвёртых, Дух Святой не может находиться в человеке, который преступает учение Иисуса Христа. «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына” (2Ин.1:9).

Кто сознательно грешит и думает, что Дух Святой живёт в его теле, тот просто обольщает себя. Священное Писание ясно говорит, что если человек совершает грех, то он не Христов. «Кто делает грех, тот от диавола…” (1Ин.3:8).

Особым грехом, является грех блуда: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18). Все виды блуда: самоудовлетворение в мыслях и чувствах, добрачные связи, супружеские измены, заключение брака с разведёнными, оскверняют тело, и оно уже не может быть храмом Божьим.

Демонический мир изощрённо использует различные технологии для того, чтобы, погружая человека в виртуальный мир, окунуть его в грех прелюбодеяния. Пред очами Бога равнозначен грех, совершённый физически или мысленно в сердце (Мф.5:28). Наш враг знает, что с осквернёнными очами всё наше тело будет нечистым: «Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно…” (Мф.6:23).

Мы рассмотрели только четыре положения, говорящие нам о том, когда Дух Святой не может жить в теле человека. Господь желает, чтобы в этом вопросе мы знали истину, поступали по истине и других наставляли в истине. Личные и семейные проблемы могут быть результатом того, что Господа уже там нет. Все наши советы и усилия исправить ситуацию будут бесполезны, если Господь не созиждет дома (Пс.126:1). Если мы наше тело не считаем храмом для Духа Святого, не относимся к нему, как к храму, то последствия будут печальны.

В ком живёт Дух Святой

Каковы те, в ком живёт Дух Святой? В Священном Писании есть много текстов, описывающих состояние тех, кто является храмом для Него. Читая эти тексты, даже простое дитя может понять, как необходимо поступать, чтобы в нас жил Господь. Приведём некоторые из этих стихов:

  • В день нашего искупления (покаяния, возрождения, спасения) мы запечатлены Духом Святым, как знак того, что мы принадлежим Богу, что наше тело является Его храмом. «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф.4:30).
  • Дух Святой живёт в том, кто любит Христа и тщательно исполняет Его слово. «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Ин.14:23).
  • Кто принял радикальное решение по отношению к своей плоти. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал.5:24). Теперь не плоть, а дух управляет повседневной жизнью человека.
  • Это те, кто, отвергнув себя и взяв свой крест, следуют за Христом. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф.16:24). Глубоко ошибается человек, если думает, что без отвержения себя, без несения своего креста можно иметь Духа Святого.
  • Это те, кто не от мира сего, кто гонимы и ненавидимы этим миром. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин.15:19).
  • Те, кто живут в мире, но не подражают миру, а выполняют своё назначение. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы” (Мф.5:13-14).
  • Это те, кто посвятили себя Богу, живут для Него, во всём исполняя Его волю. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” (2Кор.5:15).

Да даст вам Господь желание исследовать этот вопрос, утвердиться в нём и жить для Господа!

Завершая наши размышления о том, что тела наши есть храм Божий, будем помнить, что мы призваны жить не для себя, а для Господа, прославляя Его в наших телах и душах.

«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). Да благословит тебя Господь быть домом, где уютно и приятно жить Духу Святому.

«Твёрдое Основание” выпуск №1, декабрь 2014.

Предисловие автора

I. Царственное священство II. Поставление лаиков III. Служение лаиков I. Служение лаиков, как служение народа Божьего II. Священнодействия в церкви III. Служение лаиков в области священнодействия. IV. Служение лаиков в области церковного управления. V. Служение лаиков в области учительства. IV. Дело служения I. Особые служения II. Апостол. III. Евангелист. IV. Пророк. V. Учитель. V. «Предстоятели в Господе» I. «Все должно бытъ благопристойно и чинно». II. Предстоятель III. Епископы-пресвитеры новозаветных писаний. IV. Происхождение и смысл терминов «пресвитер» и «епископ» V. Служение вспомоществования. VI. «Приносящий благодарение» I. Проблема возникновения служения епископов-пресвитеров II. Иудейская и Христианская «хабура». III. «Семь» Иерусалимской церкви и их служение IV. Свидетельства первоначальной христианской письменности о старейшем пресвитере V. Служение старейшего пресвитера VI. Поставление старейшего пресвитера VII. Смещение старейшего пресвитера и его заместитель VII. Епископ I. Епископ, как преемник старейшего пресвитера II. Первосвященническое служение епископа. III. Перемены в церковной жизни, вызванные превращением старейшего пресвитера в епископа IV. Апостольское преемство VIII. Власть любви Библиография Указатель святоотеческих и древнехристианских источников Предметный указатель

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Наименование «Ecclesia Spiritus Sancti» мы находим у Тертуллиана. Оспаривая у епископов, в частности, вероятно, у Каллиста Римского, власть «вязать и разрешать», Тертуллиан утверждал, что она принадлежит «Церкви Духа», а не «церкви психиков». Ему казалось, что «великая церковь» забыла о пророческом вдохновении, и он со всей страстностью своей натуры бросился в объятия монтанизма, в котором пророчество выдвигалось на первый план. Конфликт кафолической церкви с монтанизмом, может быть, самый странный конфликт, какой мы находим в истории церкви. Церковные будни неизбежны в церковной жизни, когда она начинает отстаиваться, но меньше всего церковь конца II-го века или начала III-го века думала отказываться от даров Духа. Вступая в борьбу с монтанизмом, Церковь не отвергла пророчества, что она и не могла сделать, но она боролась за саму себя. В поисках вдохновения Тертуллиан не заметил, что он вступал на путь, который выводил его из Церкви, т. к. монтанизм разрушал Церковь, а разрушая Церковь, он отказывался от даров Духа.

Вопреки тому, что думал Тертуллиан, Церковь Духа была не у «пневматиков», а у тех, кого он презрительно называл «психиками». Он обманулся и обманул тех немногих, которые последовали за ним, но он был и остался прав в том, что единственная основа жизни Церкви есть Дух. Церковь есть благодатный организм не потому, что она когда-то получила дары Духа, которые она хранит, как в некой сокровищнице, не потому, что некоторые в ней получают харизму, но потому, что она живет и действует Духом. Она есть место Его действия. Нет жизни в Церкви, нет действования в ней, нет служения в ней без Духа, наконец, нет самой Церкви. Основанная Христом на Тайной вечери, она актуализировалась на Пятидесятницу, когда прославленный Господь послал ученикам Духа. Начиная с этого дня Дух живет в Церкви, и Церковь живет Духом. «Церковь Божья во Христе» была Церковью Духа в эпоху Тертуллиана и остается ею до сегодняшнего дня.

Победа над монтанизмом вызвала некоторое подозрение к пророчеству, во многих случаях вполне оправданное. Монтанизм дискредитировал пророчество, но Церковь не могла отказаться от того, что составляет ее сущность – от даров Духа, в том числе от пророчества. Было бы странно отдавать монтанизму термин «Церковь Духа Святого» и брать под подозрение этот термин. Еще более странно видеть в нем намек на монтанизм, тем более, что этот термин существовал до Тертуллиана и до монтанизма. Сам Тертуллиан, вероятно, заимствовал его у Иринея Лионского . Не будучи повинным в монтанизме, Ириней с особой силою выразил то, что составляет сущность Церкви. «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати».

Тертуллиан до некоторой степени предвосхитил будущую историю церкви. Уже после него церковная жизнь стала усваивать иные начала. Римское право проникло в церковь и образовало в ней слой, который не имел ничего общего с благодатью. Оставляя в стороне вопрос, законно или незаконно это проникновение права в церковную жизнь, мы тем не менее должны не забывать, что Церковь в своей основе была и остается благодатным организмом, обладающим полнотой благодати – «omnis gratia».

Как и в чем выражалась «omnis gratia» в первоначальной церкви и выражалась ли она в жизни, или это было чисто догматическое утверждение, которому не соответствовала или не вполне соответствовала церковная жизнь? Конечно, речь идет совсем не о том, была ли или нет жизнь первохристианства идеальной, свободной от всякого рода недостатков и слабостей. Мы сейчас больше знаем о жизни первоначальной эпохи и менее склонны идеализировать ее во всех отношениях. Как ни высок был уровень церковной жизни, но и в ней были недостатки, как они были и во все последующие эпохи. Речь идет о том, действительно ли Дух был основой всей жизни.

Современная богословская наука готова признать первохристианство харизматической эпохой «par excellence» в истории церкви. Что означает это утверждение? Имеет ли оно абсолютный или относительный характер? Была ли харизма достоянием действительно всех? Оказывается, что нет, т. к. согласно собственному утверждению современной богословской науки, не все служения имели благодатный характер. Если одних поставлял Бог – и «иных Бог поставил», по словам Апостола – то других поставляли местные церкви, которые для самих себя создавали служения, необходимые для их жизни. Среди этих служений оказались те, которые в последующей истории стали основой всего церковного устройства. Это служение епископов и пресвитеров. Поэтому, когда в истории церкви постепенно исчезают харизматические служения, то все церковные служения переходят к нехаризматикам. Харизматический характер христианства бледнеет: харизма становится редким даром, которого к тому же церковь и не совсем признает. Должны ли мы принять эти тезисы современного богословия, а тем самым признать известный релятивизм харизматического характера первохристианства?

Современное православное догматическое богословие как-будто также склонно признать относительный харизматический характер церковной жизни. Да, оно признает в учении о таинстве крещения, что вступление в Церковь возможно только на основе благодатного дара, который духовно рождает вступающего в Церковь. Однако, это остается неким моментом в жизни христианина. Благодать как-будто себя исчерпывает в этом моменте. Поэтому «духовными» являются не все члены Церкви, а только некоторые, которые получили особые дары священства. Что это? случайное совпадение с выводами богословской либеральной науки, или это означает, что когда-то и где-то исходные позиции были одинаковы?

Мы веруем, что в Церкви исполнилось ветхозаветное пророчество: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Дн. 2,17). Не на некоторое количество, которых может быть больше или меньше, но на всех изливает Господь от Духа Своего. Не некоторые, а все харизматики, т.к. все получают дары Духа. Все получили Духа, как «залог (αρραβων)» нового эона, которому принадлежит Церковь, пребывая еще в старом. Она есть начало «последних дней(εσχαται ημεραι)».

При вступлении в Церковь верующий через ниспослание Духа поставляется на служение в Церкви. «Полнота благодати – omnis gratia» – имеет абсолютный, а не относительный характер, постоянный, а не временный, т. к. только харизматики могут быть членами Церкви. Дар Духа, который получает каждый верный в таинстве приема в Церковь, есть харизма царственного священства. В Церкви нет даров Духа без служения, как нет служения без даров. Через харизму царственного священства верный призывается к священническому служению в Церкви.

Мы мало обращаем внимания на то, как необычайна и как дерзновенна мысль о священническом служении всех членов Церкви. Она не могла бы зародиться в человеческом уме. Это горние высоты Духа, на которых слабая человеческая мысль не всегда может удержаться. Поэтому и те, кто принимают это уче­ние, и те, кто охотно бы отказались от него, если бы только оно не содержалось в Писании, не замечают, что в нем и через него выражается «omnis gratia», которую получает Церковь. На слу­жении всех членов Церкви покоилась вся жизнь первохристиан­ства. Из него выросло все церковное устройство, вся дальнейшая судьба которого связана с судьбою этого учения. Независимо от того, насколько ясно содержит это учение современная догмати­ческая мысль, оно и до сих пор является основою нашей жизни, т. к. наша жизнь в своих корнях уходит в первохристианство. Мы много и часто говорим о «hiatus’е» между церковным устрой­ством апостольского времени и второй половиною второго века, после которого развитие церковного устройства становится для нас более или менее прозрачным. Если мы будем рассматривать церковное устройство под углом зрения священнического слу­жения всех членов Церкви, то этого «hiatus ‘а» не существует.

Священническое служение всех членов Церкви находило свое выражение в Евхаристическом собрании. Никто не мог при­нимать участие, по выражению псевдо-Ареопагита, в «священно-совершительной Евхаристии»1 , не будучи поставлен в звание священника Бога Вышнего. Евхаристическое собрание было соб­ранием народа священников, который священнодействовал Богу «во Христе». Священнодействие в Евхаристическом собрании бы­ло церковным служением, т. к. само Евхаристическое собрание было выявлением Церкви Божьей во всей ее полноте. Церковь там, где Христос, но Христос присутствует каждый раз в полноте единства Своего тела в Евхаристии.

В эмпирической действительности единство и полнота Церк­ви Божьей выражается во множественности местных церквей, из которых каждая выявляет не часть, а всю Церковь Божию. По­этому множественность местных церквей в эмпирической дей­ствительности охраняет единство и полноту Церкви, т. е. ее кафоличность. Единство самой местной церкви выражается в ее едином Евхаристическом собрании. Церковь едина, потому что она имела единое Евхаристическое собрание, на которое соби­рался народ Божий, состоящий из священников. Как множествен­ность Евхаристии во времени не разделяет единого тела Христова, т. к. Христос и вчера, и сегодня, и во веки один и тот же, так и множественность Евхаристических собраний не разрушает единства Церкви Божьей, т. к. и в пространстве, и во времени Eвхаристическое собрание остается одним и тем же. Для первохристианского сознания единство Церкви реально переживалось, а не было только догматическим утверждением, ненаходящим своего выражения в жизни. Сколько ни росло число местных церквей, единство Церкви оставалось ненарушенным, т. к. во всех были не разные Евхаристические собрания, а одно и то же. Единство и полнота была не в совокупности местных церквей, не в их конфедерации, которой никогда не существовало, а в каждой местной церкви.

Будучи единой во всей своей полноте, Церковь оставалась всегда внутренне-универсальной, т. к. каждая местная церковь содержала в себе все остальные местные церкви. То, что совершалось в одной церкви, совершалось во всех остальных, т. к. все совершалось в Церкви Божьей во Христе. В силу этой кафоли­чески-универсальной природы местным церквам была совершен­но чужда замкнутость и провинциализм. Ни одна церковь не могла отделить себя от другой или других, т. к. она не могла отделить себя от Христа. Все были соединены между собою в любви. Каждая церковь была предметом любви для всех, и все предметом любви для каждой.

Основная линия истории церковного устройства шла от внутреннего универсализма к внешнему. Какую бы сторону церковной жизни первохристианства мы ни изучали, мы должны исходить из евхаристической экклезиологии, а не вносить в церковную жизнь позднейшее понимание Церкви. Можно отстаивать законность и правильность современного церковного универсализма, который, может быть, неизбывен в условиях нашей жизни, но нельзя рассматривать его, как изначальное понимание Церкви. Нет ничего удивительного, что церковная жизнь первохристианства представляется нам в ином свете, в иных красках и тонах, чем она была в действительности, когда мы не переносим себя в нее, а рассматриваем ее под углом зрения наших современных понятий.

Церковь есть народ Божий, который Бог образовал для Себя во Христе. Взятая в этом аспекте Церковь есть стадо Божие. Идея стада предполагает служение пастырства в широком смысле; которое включает в себя служение управления. Противопоставление Духа и порядка, которое мы находим в современной богословской науке, вытекает из ложного убеждения, что организующим началом в Церкви является человеческая воля. В Церкви принципом устройства и порядка является Дух. В Духе лежит начало Церкви. Через Дух и в Духе живет Церковь. Дары Духа даются не сами по себе, а для служения в Церкви, для созидания тела Церкви. Дух в Церкви не есть начало анархии, а организующий принцип. Поэтому трудно представить себе что-либо другое, что находилось бы в таком явном противоречии с основными принципами церковной жизни, как гипотеза разделения служе­ний на благодатные и безблагодатные. Гипотезы вполне допу­стимы в науке, если они дают объяснение тем или иным фактам и явлениям, но историк не имеет права пользоваться гипотезами, которые являются выражением исторической аберрации. Они не только ничего не объясняют, но сами ставят мнимые, а потому и неразрешимые, проблемы. Служение пастырства было благодат­ным служением, и не могло быть иным. Церковь имеет полноту благодати – «omnis gratia», – и только ее, а потому не нуж­дается в человеческом моменте дли того, чтобы управляться. Мы охотно признаем в области догматического мышления полноту благодати, которой обладает Церковь, но решительно не же­лаем осознать, что иных начал, кроме благодати, не было в перво­начальной церкви. Если в последующие эпохи Церковь заимство­вала для своей жизни чужеродные ей начала, то надо отдать себе отчет, когда и почему они проникли, а не возводить их в норму и переносить в те эпохи, когда Церковь жила и действо­вала дарами Духа.

Дары различны и служения различны, но Дух один и тот же. Тот же Дух, который создавал служения апостольства, пророче­ства и учительства, создавал в Церкви служения управления. Разным было содержание служений, а потому разным было и их значение. Служение управления было самым необходимым для жизни Церкви, без которого Церковь не может существовать в эмпирической жизни. Без него не может быть Евхаристического собрания, а без Евхаристического собрания не может быть Церкви.

В Евхаристическом собрании все священнодействовали, но это священнодействие всех выявлялось через одного. Такова при­рода всякого священнодействия в Церкви. Приносящий всегда один, а все остальные ему сослужат. На Евхаристическом собра­нии священнодействовал тот, кто занимал центральное место на нем. Приносил «благодарение», в котором все участвовали, всегда один и всегда один и тот же, но всегда совместно со всеми: ни народ Божий не мог священнодействовать без него, ни он не мог священнодействовать без народа, т. к. не только он, но и все были священниками Богу Вышнему.

Не следует минимизировать значение места в Евхаристическом собрании, а особенно центрального места на нем. Значение этого места покоится на том, что на Тайной вечери оно было занято самим Господом Иисусом. Когда в первый раз первая Евхаристия была совершена в Иерусалиме, то это место занял ап. Петр. Его теперь занимает епископ. Есть ли и может ли быть что-либо выше служения того лица, который в Евхаристическом собрании занял место апостолов? Мы сейчас это мало чувствуем, не всегда понимаем, т. к. евхаристическая экклезиология уступила место другой. Древняя церковь понимала значение центрального места в Евхаристии, и отдавала себе ясный отчет, какую ценность имеет служение того лица, которое занимало это место. Если мы поймем это, то мы в значительной степени приблизимся к решению проблемы возникновения епископата, во всяком случае найдем пути к ее решению. Исходя из евхаристической экклезиологии, мне думается, что мы можем утверждать изначальность служения единого предстоятеля местной церкви. Оно содержится в самой евхаристической природе церкви. Без не могло быть местной церкви, т. к. без него не могло быть Евхаристического собрания. Когда Игнатий Богоносец писал: «где бы ни был епископ, там должно быть собрание верующих, т.к. где Христос, там кафолическая церковь», то он в терминах своего времени выразил то, что было изначала.

Pierre Batiffol сказал, что история первых двух веков христианства подлежит постоянному пересмотру. Она есть, по его выражению, только «approximation révisable»2 . Моя работа есть попытка пересмотра истории первоначального христианства с точки зрения евхаристической экклезиологии. В ее свете раскрывается, что основа этой жизни была благодать и только она. Хорошо известные факты приобретают новый смысл и новое значение. Ряд существующих проблем снимается, хотя встают новые вопросы. С другой стороны смысл последующей истории становится иным: основная линия исторического процесса представляется иначе, чем обычно это принято.

Я не имел возможности коснуться всех сторон церковной жизни первохристианства. Еще менее я имел возможность установить начало всех процессов, которые намечаются в последующие эпохи. Моя работа есть только попытка в этой области. Во всяком случае мой личный неуспех не есть неуспех самой задачи. Она остается, и решить ее необходимо.

Мы живем в исключительно тяжелое время. Если бы кто-нибудь пожелал составить обвинительный акт против нашей церковной жизни, то вынести оправдательный вердикт было бы невозможно. Да, виновны все. История знает времена, когда неустройство церковной жизни было не меньше, чем наше. Была борьба, разъединение, взаимные обвинения, клевета, насилие, но, тем не менее, есть различие между тем, что было, и тем, что есть сейчас. За теми неустройствами, о которых мы знаем из истории, лежала догматическая борьба, а в наше время исключительно человеческие страсти выступают в обнаженном до крайности ви­де, не закрываясь даже стыдливо догматическими спорами. На­ша церковная жизнь вошла в тупик, т. к. начала, которые про­никли в нее в далеком прошлом, изжили себя и вызывают в цер­ковной жизни одни только недостатки. Церковь рассматривается, как организация, подчиненная человеческим законам, и, как организация, отдает себя на служение человеческим задачам. Че­ловеческая воля господствует в ней самой, и человеческая воля вне ее стремится обратить Церковь Божию в средство для дости­жения своих целей. Никогда, может быть, сами верующие не отдавали так на поругание «невесту Христову».

Историк живет не вне времени, а особенно историк церкви. Если его работа есть церковное дело, то он должен служить Церкви. И не должен ли он в своих трудах напомнить, что Цер­ковь имеет свои собственные начала, что Церковь не есть чело­веческая организация, а установление Божие, что в ней действу­ет не человеческая воля, а воля Божья через откровение Духа, что Церковь живет и действует дарами Духа, которые Бог дает не мерою, что наше «жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3,20)? В се­рых буднях наших дней не должен ли он напомнить, что «где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и пол­нота благодати», что Церковь есть «Церковь Духа Святого», а потому, пребывая в настоящем веке, она принадлежит «началу последних дней (τα εσχατα) » ? «И будет в последние дни, гово­рит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут про­рочествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы бу­дут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солн­це превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели насту­пит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Дн. 2,17–21). Имя Господа Иисуса – Κυριος Ἱησους Χριστος.

Мы выбрали десять локаций, которые, по словам местных жителей и туристов, воплощают мечты в реальность. В этой подборке — древний нержавеющий столб, камень для поцелуев, высохший денежный дуб, французская стена с любовными признаниями и другие надежные ва Фото: ZUMAPRESS/Global Look Press

Взрослея, мы все меньше верим в чудеса, а зря. Иногда для того, чтобы почувствовать волшебство, достаточно оказаться в одном из особенных мест, которые разбросаны по всему миру. За многовековую историю эти локации и объекты обросли массой легенд и стали популярными у туристов. Чтобы мечта осуществилась, где-то необходимо коснуться предмета губами, а где-то — обойти его вокруг, обнять или оставить записку. Главное, что иногда это действительно работает.

Некоторые путешественники объясняют исполнившиеся желания не энергетикой места, а случайным стечением обстоятельств. Как бы то ни было, попробовать стоит. Мы узнали, куда можно ехать с просьбами о финансовом благополучии, здоровье и любви.

Стена Плача, Израиль

Стена Плача — все, что осталось от древнего иерусалимского храма, разрушенного несколько столетий назад. Сегодня она считается не только символом надежды и веры многих поколений евреев, но и визитной карточкой израильской столицы. Каждый год миллионы паломников и туристов приезжают сюда, чтобы помолиться и загадать желания. Предание гласит: ваша просьба исполнится, если четко сформулировать ее на бумаге, после чего спрятать в расщелины между камнями. Религия, язык и качество чернил при этом не имеют никакого значения. Но загадывать тут можно далеко не все. Например, не стоит просить о материальных выгодах — такое желание не сбудется. Кроме того, важно приходить к Стене с открытым сердцем и чистыми намерениями. А чтобы повысить шансы на успех, подкрепите просьбу любым добрым делом.

Фото: Fotostand/Global Look Press

Нулевой меридиан, Великобритания

Нулевым меридианом называют воображаемую линию, которая соединяет два полюса планеты и проходит через Королевскую гринвичскую обсерваторию в Лондоне. Именно он служит точкой отсчета географических долгот и часовых поясов. А если встать над металлической полосой, обозначающей нулевой меридиан, вы окажетесь в двух полушариях одновременно. Неудивительно, что это место наделяют самыми разными мистическими свойствами. Например, по одной из версий, оно исполняет любые мечты. Чтобы что-то загадать, нужно зажмурить глаза и встать так, чтобы одна нога оказалась в западном, а другая — в восточном полушарии. Некоторые уверены, что для этого достаточно просто дотронуться до Гринвичского меридиана рукой. Не забудьте сделать здесь пару снимков — это одно из самых «инстаграмных» мест мира.

Фото: Jurgen Schwenkenbecher/Global Look Press

Фонтан Треви, Италия

Все, кто оказался в итальянской столице, могут загадать желание у Треви — крупнейшего римского фонтана. Традиция оставлять здесь монетки сложилась у коренных жителей с незапамятных времен. А после фильмов «Три монеты в фонтане» Негулеско и «Сладкая жизнь» Феллини к нему хлынули туристы со всего света. Теперь в фонтан попадает огромное количество монет: каждый год коммунальные службы «вылавливают» около €1,4 млн, а городские власти отправляют собранные деньги на благотворительность. Чтобы ваше желание исполнилось, встаньте спиной к фонтану и бросьте в воду несколько монет. Их количество напрямую зависит от ваших потребностей. Так, если планируете снова вернуться в Италию, готовьте одну монету. Хотите встретить половинку — две. Мечтаете о скорой свадьбе — три. Стремитесь разбогатеть — четыре.

Фото: Ralf Poller/Global Look Press

Замок Бларни, Ирландия

В частично разрушенном старинном ирландском замке Бларни находятся сразу два исполняющих желания артефакта. Всем тем, кто мечтает в совершенстве овладеть ораторским искусством, рекомендуется подняться на его вершину и поцеловать камень, вмонтированный в стену. По легенде, много веков назад на нем короновали королей Шотландии. Но целовать реликвию нужно особым способом. Для этого путешественники садятся спиной к перилам, наклоняются над пропастью в позе «мостик» и только затем касаются камня губами или языком. Всех смельчаков обязательно подстраховывают сотрудники крепости, но, даже несмотря на это, ритуал представляет риск для жизни. Если вы пока не готовы к такому экстриму, можно отправиться в сад к «лестнице желаний». Ваша мечта сбудется, если подняться по ней с закрытыми глазами.

Фото: Doug McKinlay/Global Look Press

Семь источников, Греция

Источниками называют родники на острове Родос. Они бьют из-под земли и сливаются в один ручей, который протекает по темному узкому тоннелю. Это одно из самых известных мест для загадывания желаний в Греции. Всем гостям местные жители рекомендуют снять обувь и побродить по щиколотку в ледяной воде, температура которой почти не изменяется в течение года. Говорят, это не только помогает избавиться от плохих мыслей и получить незабываемые впечатления, но и исполняет мечты. Желание можно загадать во время прогулки по этому мрачному подземелью. А чтобы оно сбылось наверняка, выпейте воды из каждого источника и произнесите семь тостов. Но имейте в виду: длина пути равна почти 200 метрам. Зато на выходе вас ждет лазурное озеро, по берегам которого гуляют павлины и растут реликтовые сосны.

Фото: Wikimedia.org

Золотые Ворота, Россия

Если не хотите ехать далеко, загадайте желание у Золотых Ворот в Крыму. Это 15-метровая каменная арка, ставшая визитной карточкой небольшого курортного городка Коктебель. Именно ее чаще всего изображают на местных сувенирах и открытках. Свое название скала получила благодаря редкому желтому лишайнику, который покрывает ее поверхность и в солнечные дни отливает красивым золотым оттенком. По одной из легенд, здесь находится вход в царство Аида. Однако местные жители и туристы куда охотнее верят другому преданию: если проплыть под аркой, ваша мечта исполнится. При этом нужно бросить монетку так, чтобы она ударилась о Золотые Ворота. Пока слышите звон — загадывайте желание. Приятный бонус: на пути к скале можно полюбоваться живописными скалами и гротами Карадагского массива.

Фото: Wikimedia.org

Стена любви, Франция

В столице Франции есть место, предназначенное для романтических желаний. Это 40-метровая темно-синяя стена на Монмартре, заполненная любовными признаниями более чем на 250 языках мира. Ее создали художники Даниэль Булон, Фредерик Барон и Клэр Кито. Монумент стал одной из самых популярных достопримечательностей среди влюбленных и тех, кто только ищет свою половинку. Стена включена во все туристические маршруты Парижа, а потому добраться до нее не составит большого труда. Все, что вам нужно, — найти надпись «Я тебя люблю» на родном языке, прикоснуться к ней ладонями и загадать желание. Если вы приехали с любимым человеком, провести этот ритуал должен каждый. Стена любви регулярно дополняется новыми признаниями — на тех языках, которые не использовали художники.

Фото: /Global Look PressPeter Kneffel

Делийский столб, Индия

Делийский столб — загадочная семиметровая колонна из чистого железа, которая не ржавеет уже более 1600 лет. Есть множество теорий, пытающихся объяснить удивительную прочность конструкции. Кто-то даже приписывает ее авторство инопланетянам. Кроме того, до сих пор остается неизвестно, как именно изготовили колонну: из цельного куска металла или из отдельных расплавленных плиток. Ученые не могут объяснить наличие столь развитых технологий в древности. А индийцы утверждают, что монумент, помимо прочего, лечит болезни и исполняет мечты. Чтобы загадать желание, нужно прижаться к столбу спиной, обхватить его руками, попытаться соединить пальцы и постоять в таком положении несколько минут. Правда, сделать это теперь не так просто. Для защиты от вандалов власти огородили памятник металлическим забором.

Фото: Stefan Auth/Global Look Press

Статуя жука-скарабея, Египет

Среди множества памятников египетской архитектуры есть неприметная колонна с жуком-скарабеем из желтого песчаника. Ее можно увидеть на территории Карнакского храмового комплекса в Луксоре. Древние египтяне очень почитали этого жука. В местной мифологии он считался священным насекомым богов солнца и символом бессмертия человеческой души. Около этой статуи всегда толпятся туристы. Они прикасаются к нагретым солнцем камням и «наматывают» круги вокруг колонны. По легенде, если совершить определенный обряд, жук-скарабей исполнит ваше желание. Обойдите статую против часовой стрелки семь раз, мысленно повторяя то, о чем вы мечтаете. Попросить можно о чем угодно. Главное, чтобы желание было одно — самое сокровенное. Считается, что с каждым веком сила египетской статуи растет.

Фото: Wikimedia.org

Денежный дуб, Шотландия

На острове Мари в Шотландии растет дуб, кора которого напоминает чешую дракона. Но это не удивительное природное явление, а творение человеческих рук. Ствол дерева состоит из множества монет, оставленных жителями разных стран и эпох. Самой старой из них сейчас насчитывается 192 года. Особую популярность дуб приобрел в 1877 году после визита королевы Виктории, которая загадала желание и оставила монетку в его коре во время путешествия по стране. Кстати, чтобы спасти ритуальное дерево, в годы Первой мировой войны его перевезли с острова, а в мирное время вернули обратно, оснастив надежными подпорками. Теперь каждый турист может загадать желание. Для этого нужно вставить в складки коры монету (так, чтобы она не выпала). Если найти свободное место не удалось, привяжите к веткам дерева яркую ленту.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *