Храм Екатерины великомученицы

Храм Великомученицы Екатерины на Всполье

Православный храм
Храм великомученицы Екатерины
на Всполье

Фасад церкви Великомученицы Екатерины
на Всполье, 2011 год
55°43′59″ с. ш. 37°37′26″ в. д.HGЯOL
Страна Россия
Местоположение Москва, улица Большая Ордынка, дом 60/2, строение 4
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль Барокко
Архитектор Карл Бланк
Дата основания XVII век
Строительство 1657, реконструирован в 1766—1775
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771420433620006 (ЕГРОКН). Объект № 7710552000 (БД Викигида)
Состояние Используется
Сайт Официальный сайт
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье на Викискладе

Храм великому́ченицы Екатери́ны на Вспо́лье — московская церковь, освящённая в честь святой Екатерины. Деревянный храм на этом месте предположительно был возведён в XVI веке. В 1657-м здание перестроили в камне, а в 1766—1775 годах по распоряжению императрицы Екатерины II его реконструировал архитектор Карл Бланк. В дальнейшем комплекс перестраивали архитекторы Фёдор Шестаков и Павел Петров. В 1931-м храм закрыли, здание некоторое время занимали Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения и Всесоюзная художественная мастерская имени Грабаря. В 1992—2006 годах церковь была передана для устройства подворья Православной церкви в Америке при Московском патриархате.

История

Храм великомученицы Екатерины на Всполье, 1883 годАрхитектурный декор храма, 2011 год

В XVI веке по распоряжению царицы Анастасии Романовой на окраине Москвы устроили Екатерининскую белильную слободу. На её территории возвели деревянную церковь в честь великомученицы Екатерины. Предположительно, церковь была деревянной. Некоторые исследователи датируют храм 1612 годом и связывают его появление с победой ополчения Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина над войсками гетмана Яна Ходкевича. Однако историк Сергей Соловьёв подтверждает, что на момент объединения Второго ополчения церковь уже существовала и рядом с ней проходили сражения. Также храм упоминается в сборнике «Новый летописец».

С 1625 года в храме действовал придел преподобного Фёдора Студита, с 1636-го — святителя Николая. В 1651 году приход церкви насчитывал 87 домов, и через шесть лет её перестроили в камне. Предположительно, средства на реконструкцию выделил царь Алексей Михайлович, которому святая Екатерина якобы предсказала во сне рождение дочери. По некоторым данным, в этот период вместо придела Фёдора Студита обустроили придел святого Феодора Стратилата.

После коронации 1762 года Екатерина II некоторое время гостила в Москве. Основав Воспитательный дом, императрица дала также обет на казённые средства реконструировать обветшавший храм своей тезоименной святой. Она поручила проектирование здания архитектору Карлу Бланку, разработавшему комплекс в стиле позднего барокко. Работы проходили в 1766—1775 годах. Архитектор сохранил старую трапезную и никольский придел, феодоровский придел демонтировали. Старую зимнюю и новую летнюю церкви объединили двухэтажной колокольней, нижний ярус которой служил также притвором для главного храма. Такая планировка является традиционной для древнерусского зодчества. Центральная часть храма представлена в плане квадратом со срезанными углами, с четырёх сторон к нему примыкают пониженные объёмы приделов и притворов, а также апсида . Верхняя часть сооружения имеет форму невысокого восьмёрика, декорированного массивным аттиком и куполом с круглыми люкарнами. Притворы оформлены парными колоннами, обрамляющими входной портал. Также строение украсили крупными наличниками и лепниной. В 1769-м возвели ограду комплекса, для которой использовали детали разобранного ограждения Соборной площади, выполненные в 1731 году. Центральные прутья решётки венчали двуглавые орлы, их скульптурное изображение поместили также на входные пилоны. В середине XIX века колокольню надстроили дополнительными ярусами.

Образы для барочного иконостаса написали художники Д. Г. Левицкий и В. И. Василевский. Серебряные царские врата и оклады некоторых икон выполнил придворный фабрикант Игнатий Павлович Сазиков. Храмовую икону святой Екатерины украсили пожалованной императрицей ризой с царским вензелем. У южной стены зимнего храма для образа установили небольшую металлическую сень. В летней церкви для него отвели место по правой стороне от южного входа. На стене здания установили медную табличку с надписью:

Благоволением всеавгустейшия, всемилостивейшия премудрыя Государыни, вторыя Императрицы Екатерины Алексеевны, матери милосердия при любезном сыне ея и наследнике, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче сей святой храм Великомученицы начало принял во 2 лето по возшествии на Всеросийский Престол, т.е. 1763 года. Основание и заложение сего храма было 1766 года 25 мая, по полудни в 4 часа, совершися 1767 года, освятися в 1768 переосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Коломенским соборне, сентября 28 дня рачением той церкви иерея Симеона Ставорского.

Церковь сильно пострадала во время московского пожара 1812 года. По некоторым данным, прихожане сохранили клады икон и утварь, спрятав под церковным помостом. Позднее здание восстановил архитектор Фёдор Шестаков. Он дополнил угловую часть церкви одноэтажной сторожкой, с западной стороны территории возвели дополнительную ограду. В 1870—1872 годах проходила перестройка храма под руководством архитектора Павла Прокопьевича Петрова. Ряд исследователей также приписывает работы Дмитрию Чичагову. В этот период полностью перестроили старую зимнюю церковь, главный престол которой переосвятили в честь Спаса Нерукотворного Образа, приделы — в честь святителя Николая и князя Александра Невского. Строение украсили пилястрами, сходными по стилю с декором летней церкви. Заменили сторожку, оформив её арочными нишами. Предположительно, некоторые из них были открытыми.

В 1920—1924 годах в храме на престольный праздник служил патриарх Московский Тихон. В рамках всероссийской кампании изъятия церковных ценностей, из храма 4 апреля 1922 года было изъято «ценностей весом» 11 пудов 33 фунта 72 золотника (около 195 килограмм). Были демонтированы врата летнего храма, ризы и священные сосуды. В 1920—1924 годах в храме на престольный праздник служил патриарх Московский Тихон. В 1931 году храм был закрыт; икону святой Екатерины перенесли в церковь Воскресения в Монетчиках, затем — в церковь Флора и Лавра на Зацепе. Вскоре ее также ликвидировали, дальнейшая судьба образа неизвестна. Колокольню и главы церкви великомученицы Екатерины разобрали. Спасский храм переделали под жилые помещения, восточную часть комплекса заняли различные конторы. Позднее в залах расположилось Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения.

В 1970-х годах началась масштабная реконструкция церкви, которая продлилась до 1983-го. В этот период западную часть храма занимал НИИ стандартизации приборов, а восточную — Всесоюзный художественно-реставрационный центр имени Грабаря, который и проводил ремонт здания. К 1990-му мастерские заняли всю площадь комплекса. Через два года храм частично передали в ведение Русской православной церкви. И в 1994 году по решению патриарха Алексия II церковь получила статус представительства Православной церкви в Америке при Московском патриархате. Хотя передача площадей проходила постепенно вплоть до 2006-го.

11 июня 1999 года, в день храмового праздника, патриарх Алексий II и предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий (Лазор) совершили освящение храма. В 2002 году настоятелем подворья был назначен архимандрита Закхей (Вуд), который был запрещен в священнослужении в 2011 году. 6 декабря 2017 года настоятелем храма и представителем Православной Церкви в Америке при патриархе Московском назначен протоиерей Даниил Андреюк. При церкви регулярно проводят курсы английского языка, действуют библиотека, детская изостудия и воскресная школа. В 2016-м торжественную литургию в храме святой Екатерины отслужил архиепископ Вениамин. В мае 2018 года в стенах церкви временно был выставлен пояс чудотворца Иоанна.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Церковь святой Екатерины. Узнай Москву (2018). Проверено 6 ноября 2018.
  2. 1 2 3 4 5 Дроздов, 2012.
  3. 1 2 Храм св. великомученицы Екатерины на Всполье полностью передан московскому подворью Православной церкви в Америке. РОО Центр «Сова» (1 сентября 2009). Проверено 6 ноября 2018.
  4. 1 2 3 4 5 6 Макарова, 2012.
  5. Елена Двоскина. По Ордынке, по Полянке. Журнал «Нескучный сад» (2001). Проверено 6 ноября 2018.
  6. 1 2 3 Кондратьев, 2017.
  7. А. С. Преображенский. Екатерина. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» (12 ноября 2009). Проверено 6 ноября 2018.
  8. 1 2 3 4 Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Татьянин день (7 декабря 2012). Проверено 6 ноября 2018.
  9. Сытин, 1958, с. 350.
  10. 1 2 3 Храм великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье православной Церкви в Америке). Patriarchia.ru (2018). Проверено 6 ноября 2018.
  11. Храм Екатерины Великомученицы на Всполье. Сетевое издание «Радио ВЕРА» (12 октября 2014). Проверено 6 ноября 2018.
  12. Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье на YouTube
  13. 1 2 Храм Великомученицы Екатерины на Всполье в Москве. Культура.РФ (2018). Проверено 6 ноября 2018.
  14. Дорога к хану. Официальное издание Паломнического центра Московского Патриархата (2018). Проверено 6 ноября 2018.
  15. Сводка Комиссии по изъятию церковных ценностей Московской губернии о ходе изъятия в Замоскворецком районе г. Москвы за 4 апреля 1922 г. // ГА РФ, ф. 1235, oп. 140, д. 59, л. 105-об (104-об)
  16. Валентинов, 19250, с. 263.
  17. Ордынка — улица, которая вела в Орду. Россия сегодня (29 июля 2011). Проверено 6 января 2019.
  18. Pastoral changes in OCA. The Orthodox Church in America (2011). Проверено 6 января 2019.
  19. Даниил Андреюк, протоиерей. Официальный сайт московского патриархата (2018). Проверено 6 января 2019.
  20. В день памяти святой Екатерины состоялись торжества в Екатерининском храме на Всполье — московском подворье Православной Церкви в Америке. Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей (7 декабря 2016). Проверено 6 ноября 2018.
  21. В храм святой Екатерины на Всполье на месяц принесён пояс святителя Иоанна Шанхайского. Журнал «Фома» (14 мая 2018). Проверено 6 ноября 2018.
  22. В храм святой великомученицы Екатерины на всполье доставят пояс от облачения святителя Иоанна (Максимовича). Комиссия по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете Москвы (14 мая 2018). Проверено 6 ноября 2018.

Ссылки

  • Храм Великомученицы Екатерины в проекте «Достопримечательности Москвы»
  • Храм Великомученицы Екатерины в проекте «Прогулки по Москве»

10 февраля 2019 г. иереем Павлом Зуевым в сослужении протоиерея Игоря Белова и диакона Дмитрия Асратяна была отслужена Божественная литургия.

По традиции, сложившейся в нашем храме, Апостольское и Евангельское чтения были прочитаны на церковно-славянском и английском языках.

Во время сугубой ектении были вознесены прошения о единении Церкви и сохранении Ее от расколов и разделений,. Духовенство и прихожане храма также сугубо молились о ниспослании мира на братскую Украину.

Детский хор, под руководством матушки Веры Андреюк, совместно с мужским хором, под руководством архидиакона Дамаскина (Леонтьева), участвовал в исполнении богослужебных песнопений.

После заамвонной молитвы приход храма вознес молитву всем новомученикам и исповедникам Церкви Русской, в числе которых — святители и пастыри Церкви, царственные страстотерпцы, князья и княгини, воины, монахи и миряне. Во время молитвы, мы просили у новомучеников и исповедников российских о том, чтобы они не забыли своего земного отечества, несмотря на то, что оно отягчено грехом братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими грехами; просили умолить Господа утвердить Церковь, возродит дух братолюбия и мира.

Во время проповеди отец Павел, рассказывая о сегодняшнем Евангельском чтении особо остановился на образе Закхея: он, будучи налоговым служащим, часто брал лишнее с людей, обогащаясь за счет других людей; Закхея не уважали и с ним даже не разговаривали. Он, узнав о Христе и будучи мал ростом, чтобы увидеть Спасителя, залез на дерево, чтобы лучше разглядеть его. Отец Павел особо отметил смелость Закхея. И Христос не проходит мимо этого человека — заговаривает с ним и даже идет к нему домой. Это вызывает недоумение у окружающих людей. Но Закхей хочет и готов исправится: он обещают Спасителю отдать половину своего имения нуждающимся и вернуть все то лишнее, что он заработал неправедно в четырехкратном размере. И в этом месте отец Павел подчеркнул, что мы часто в своей жизни осуждаем других людей, даем им характеристики, но ведь мы не знаем, что случится с этим человеком через неделю и даже через час. Христос ждет нашего обращения к нему в любой момент времени.

Сегодня Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отец Павел отметил, что множество людей, пострадавших за веру в 30-40-е годы ХХ века не отличались в обычной жизни глубокой религиозностью. Но в переломный момент, для этих людей выше всего стал Христос, даже выше своей собственной семьи. Когда мы читаем жития святых первых веков христианства, то нам кажутся их подвиги очень далекими, мы думаем, что тогда были другие времена, а в настоящее время Евангельские заповеди не для нас. Но это — ошибочное мнение. Христос — один и тот же- и вчера, и сегодня, и завтра.

Так будем молиться новомученикам и исповедникам Церкви Русской, чтобы по их молитвам Господь даровал нам веру, чтобы мы выбирали ту сторону света и добра, в которой живет Христос.

Накануне, в субботу вечером было совершено всенощное бдение.

  • Екатерининские храмы в Москве

    Святая великомученица Екатерина

    В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины — ныне действующие, закрытые, разрушенные, домовые (в том числе в домах старообрядцев), больничные, монастырские и обыкновенные приходские.

    Такое их обилие объясняется прежде всего тем, что святая Екатерина издревле почиталась покровительницей родов и новорожденных детей, поэтому храмы ей усердно возводили сами московские государи, молясь и о продолжении рода, и о даровании потомства подданным.

    Почитание св. Екатерины как скорой помощницы в родах связано с преданием о ее жизни. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии в Египте в начале IV века нашей эры. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в уме, красоте, богатстве и знатности. Тогда ее мать, тайная христианка, отвела дочь к своему духовному отцу, священнику, который сказал девушке, что знает такого Жениха.

    Екатерина, горя желанием увидеть Его, приняла святое крещение, и было ей чудо: она увидела Божию Матерь с младенцем Иисусом. Господь улыбался ей и вручил перстень. Когда видение кончилось, Екатерина увидела на своей руке кольцо.

    В 305 году, когда в Александрию прибыл римский император Максимиан, в его честь устроили празднества, на которых христиан приносили в жертву языческим идолам. Тогда дочь правителя вышла к императору и открыто исповедала веру во Христа. Тот приказал ее казнить.

    И святая Екатерина также была небесной покровительницей императрицы Екатерины Великой. В честь тезоименитства государыни в Москве устраивали и обновляли Екатерининские храмы и освящали во имя святой новые домовые церкви при казенных учреждениях.

    Первая Екатерининская церковь, судя по всему, появилась в Кремле — как домовый храм цариц, царевен и великих княжон, в XVII веке устроенная там при Теремном дворце.

    В 1658 году придел в честь св. великомученицы Екатерины был основан в Зачатьевской церкви, «что в Углу», на Москворецкой набережной, по повелению царя Алексея Михайловича — в честь рождения у него дочери, нареченной Екатериной.

    А еще через год царь, находясь на соколиной охоте в районе Подольска, увидел во сне святую Екатерину. И под влиянием чудесного видения основал в том месте Екатерининскую пустынь, а кремлевскую церковь св. Екатерины назначил для венчания царевен и великих княжон.

    Дочь его, Екатерина Алексеевна, в 1686 году сама выстроила в кремлевском Вознесенском монастыре новую Екатерининскую церковь, появившуюся там еще около 1586 года. Возможно, что в то время ее основательницей была Ирина Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича — тогда же она повелела возвести ныне действующую церковь св. Екатерины в Замоскворечье, усердно молясь вместе с мужем о даровании потомства, которого у них долго не было. (Сам царь в молитве возобновил в Москве Зачатьевский монастырь на Остоженке.)

    В 1612 году тогда еще деревянная Екатерининская церковь на Ордынке стала свидетельницей битвы армии князя Дмитрия Пожарского с польским войском гетмана Ходкевича.

    По преданию, новая каменная церковь св. Екатерины в середине XVII века и была выстроена на том месте, где терявший силу гетман устроил укрепление, отступив сюда от Климентовского острожка — но и здесь его выбили воины Пожарского. В то время она именовалась «что на всполье» — так в древней Москве называлось начало полей.

    С приходом к власти императрицы Екатерины II строительство новых и обновление старых Екатерининских церквей, во-первых, возросло, а во-вторых, стало делом государственной важности — у этих храмов появился новый статус.

    В 1764 году знатный екатерининский вельможа, действительный тайный советник И.И.Бецкий объявил, что из государственных средств и собственным коштом государыни будут строить новое здание церкви св. Екатерины на Ордынке — в ознаменование воцарения императрицы Екатерины. И в 1766-1767 г.г. именитый московский архитектор К.И.Бланк, — один из авторов будущего Воспитательного дома, выстроил здесь новую Екатерининскую церковь в стиле классицизма — это здание и дошло до наших дней.

    Тогда же, согласно изысканиям ученых, для украшения и благолепия храма из Кремля была перенесена кованая ограда, прежде стоявшая там между Архангельским собором и Патриаршим двором. (Известно, что в этом храме в праздник св. Екатерины всегда служил всенощную и Литургию патриарх Тихон.)

    И в том же знаменательном 1764 году на Москворецкой набережной состоялась закладка самого грандиозного начинания императрицы Екатерины в Москве — Воспитательного дома, приюта для сирот, подкидышей и незаконнорожденных детей. Естественно, что его домовый храм был освящен во имя св. Екатерины, покровительствовавшей и самой государыне и малюткам.

    Сиротские приюты существовали в Москве и раньше, часто при Андреевском и Новодевичьем монастырях. А при Михаиле Федоровиче сиротские дома находились при Патриаршем приказе. В 1706 году митрополит Иов открыл сиротский приют в Холмово-Успенском монастыре под Новгородом, и императорская семья пожаловала на него денежное пожертвование.

    Петр I тогда повелел по всем губерниям учредить прием незаконнорожденных детей, «дабы вящего греха не делали, сиречь убивства», и сделать дома, где для их воспитания нанять за плату «искусных жен». Уже в 1714 году такой сиротский дом был основан в Петербурге.

    Однако от этих заведений новый московский приют отличался прежде всего своей идеей. Инициатором его строительства в Москве был тот же Бецкий, замысливший это учреждение в духе идей философии Просвещения, которой так увлекалась Екатерина II. По мысли Бецкого, новый приют представлялся не только благотворительным начинанием государства, но и как питомник будущего «третьего сословия» — не рабов и не господ.

    Здесь с младых ногтей, вне тлетворного влияния улицы, общества и собственного дома, должен был воспитываться «новый человек», свободный от общественных пороков, — будущий высоконравственный, трудолюбивый и достойный гражданин своего Отечества, к тому же профессионально обученный и способный найти себе место в жизни.

    Говорили, что Бецкого навели на эту мысль обыкновенные цыплята — страстно увлекавшийся сельским хозяйством, он держал в своем кабинете паровую печь-инкубатор, и выведенные птенцы все время толкались у его ног.

    Тема сословного воспитания была его idee fixe: в Петербурге Бецкий трудился над устройством и попечением «Воспитательного общества благородных девиц» для девушек дворянского сословия и с отделением для мещанок. Стоит ли говорить, что это детище Бецкого в северной столице, созданное в том же 1764 году, получило в истории название Смольного института.

    Императрица согласилась и на московский проект Бецкого, и подписала Манифест об учреждении в Москве Воспитательного дома. Место для сего заведения выбрали особенное, — на принадлежавшей казне территории бывшего Васильевского луга. Еще Елена Глинская развела здесь небольшой садик, прозванный то «царским садком», то «царским лужком».

    По преданию, здесь часто ночевал и даже иногда жил в маленькой хижине Василий Блаженный, и сюда приходил к нему со всей Руси народ с молитвой за помощью. Поэтому и назвали это место его именем со времен Ивана Грозного. В начале екатерининской эпохи тут был Гранатовый двор, где хранилось артиллерийское оружие.

    21 апреля 1764 года, в день рождения государыни, при громе пушечного салюта был триумфально открыт Императорский московский Воспитательный дом — для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, сирых и не имущих родильниц, как было написано в медной закладной дощечке.

    В ознаменование сего благотворения, в этот же день под сень святой покровительницы Екатерины собрали более 50 бедных московских невест, оделили их пожалованным императрицей приданым и выдали замуж. И еще около тысячи бедных угостили праздничным обедом.

    Идея Воспитательного дома полностью воплотилась в его архитектурном здании, — изолированном от всего остального города и величественно монументальном. На постройку, как известно, пошел камень из разобранной стены Белого города.

    Его поныне существующее здание возводил, по одной версии, тот же К.И.Бланк, строивший тогда и Екатерининскую церковь в Замоскворечье, а по другой — специально приглашенный в Москву петербургский архитектор Ю.М.Фельтен, автор знаменитой решетки Летнего сада.

    Строительство растянулось на много лет, и известно, что в последние годы под наблюдением именитых зодчих работы выполнял некто Ситников, крепостной мастер Демидова, а достраивал Воспитательный дом и вовсе Жилярди, построивший, кстати, и здание для его Опекунского Совета на Солянке в 1825 году.

    А уже в 1772 году на 4-5 этажах в главном здании на набережной была освящена благолепная церковь св. великомученицы. Екатерины, еще поновленная в 1854 году известным М.Быковским, сделавшим в нее красивый иконостас.

    На постройку Воспитательного дома открылась добровольная подписка по церквям всей России. Основной капитал на него дала сама императрица вместе с маленьким наследником, пожаловав от себя единовременно сто тысяч рублей и учредив ежегодный окладный взнос в размере 50 тысяч. Наследник же, будущий Павел I, распорядился выдавать от его имени по 20 тысяч рублей в год.

    Кроме того, поступали ежегодные пожертвования от благотворителей — от самого Бецкого, от канцлера А.П.Бестужева-Рюмина, от графа А.Г.Разумовского и от миллионера-горнозаводчика П.А.Демидова.

    За его пожертвование в размере 200 тысяч рублей Опекунский совет поднес ему золотую медаль, а в «Московских ведомостях» по этому поводу было напечатано стихотворение под названием «Вывеска к жилищу Прокофия Акинфиевича Демидова»:

    Демидов тут живет,
    Кой милосердия пример дает,
    Свидетель в том
    Несчастный дом.

    Демидов был в восторге и на следующий раз, обещав такую же сумму, принес Опекунском совету вместо денег 4 дорогостоящих скрипки (видимо, на эту сумму) по числу членов Совета, немало обидев их своей чудаковатой выходкой.

    Были и вовсе неизвестные благотворители, не желавшие раскрывать свое имя, и просто присылавшие деньги, причем иногда в довольно больших суммах. А однажды пришло письмо от принцессы Гессен-Гомбургской, урожденной княгини Трубецкой, просившей воспитывать питомцев на пожертвованную ею сумму, отданную в рост на ежегодные проценты. И те воспитанники, которые содержались именно на эти средства, по выходе из приюта неожиданно получали красивую и знатную фамилию — Гомбургцовы — по 20 человек в год.

    Прием первых младенцев начался уже в самый день закладки Воспитательного дома. Тогда были взяты на попечение 19 детей обоего пола, найденных у московских церквей. Некоторые из них уже были крещенными, а других крестили по принятии их в приют.

    Причем первые две малютки — девочка, найденная у Богоявленской церкви в Елохово, и мальчик-подкидыш из Немецкой слободы, были наречены Екатериной и Павлом в честь императрицы и наследника.

    В московский Воспитательный дом принимали детей не старше двух лет. Из русской истории и литературы известны многочисленные примеры, когда сюда баре отправляли со слугами своих «незаконных» от них детей.

    До 14-15-летнего возраста полагалась общая программа обучения, а затем их отдавали для профессиональной подготовки. Поначалу мальчиков обучали разным ремеслам и по выходе из приюта они часто становились городскими фабричными рабочими, в том числе и на фабриках, принадлежащих самому Воспитательному дому. А девочек готовили в прислуги по найму в частные дома. Потом уже в учебную программу Воспитательного дома вошла подготовка их в учительницы и воспитательницы с обязательным курсом французского языка, а питомцев стали обучать даже актерскому мастерству.

    На пожертвование Демидова при Воспитательном доме было устроено Коммерческое училище для мальчиков, чтобы, согласно воле благотворителя, готовить российских подданных «знающими купцами». Позже оно было переведено в Петербург по распоряжению Павла I.

    А для девочек открыли Повивальный институт, где готовили акушерок. Еще при основании Воспитательного дома при нем был открыт родильный приют, где анонимным роженицам разрешалось даже рожать в маске, чтобы скрыть лицо. Сюда же привозили бедных замужних женщин, не имеющих возможность нанять себе акушерку.

    После революции здание бывшего Воспитательного дам было занято ВЦСПС и стало называться Дворцом Труда. Домовая церковь, разумеется, была закрыта — есть сведения о том, что она вообще сгорела в первые советские годы. Потом здесь разместилась артиллерийская Академия им. Дзержинского. Само здание Воспитательного дома состоит на государственной охране.

    Церковь св. Екатерины была и в «московском Смольном» — в Екатерининском женском дворянском институте, основанном в 1803 году как среднее женское учебное заведение для дочерей потомственных дворян. (Центральный Дом Советской Армии на Суворовской площади) Сама церковь, однако, была освящена в честь тезоименитства императрицы еще в 1779 году, в основанном тогда ею здесь Инвалидном доме для престарелых военных. В советское время в помещении закрытой церкви был концертный зал.

    Домовая Екатерининская церковь была и при основанной в 1775 году по указу императрицы больнице, именно по храму получившей название Екатерининской или Ново-Екатерининской, когда была переведена с Крестовской заставы в новое здание на Страстной бульвар — где она и действует по наше время под номером 24-городской больницы. Ее церковь была освящена в 1833 году в честь небесной покровительницы императрицы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *